Дипломная работа
«Взаимосвязь творческих способнотей и сбалансированности отношений в семье»
- 80 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 9
1.1. Отечественные и зарубежные подходы к изучению понятия способностей 9
1.2. Понятие творческих способностей личности и креативности 14
1.3. Особенности развития творческих способностей в юношеском возрасте 18
1.4. Роль семьи в развитии творческих способностей личности 22
1.5. Влияние эмоциональной поддержки со стороны родителей на развитие креативности 27
ВЫВОДЫ 31
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ У СТУДЕНТОВ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Результаты исследований 35
2.2.1. Анализ уровня творческих способностей у студентов 35
2.2.2. Изучение сбалансированности отношений в семье у испытуемых 41
2.2.3. Взаимосвязь творческих способностей и сбалансированности отношений в семье у испытуемых 45
ВЫВОДЫ 49
Рекомендации по развитию творческих способностей (общие) 51
Рекомендации для студентов по развитию творческих способностей 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение 1 64
Приложение 2 77
Приложение 3 79
Актуальность исследования. Изменения в жизни, проходящие за не-большой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позво-ляющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы адекватно реагировать на изменения, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Среди зарубежных исследователей необходимо отметить работы Дж. Гилфорда, и Е. Торренса, которые послужили теоретической и эксперимен-тальной основой дальнейшего изучения развития творческого мышления и в целом творческих способностей в детском, подростковом и юношеском возрас-те.
Исследования творчества имеют богатую традицию в отечественной и зарубежной психологической науке (И.С. Аверина, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Б.А. Вяткин, Д.А. Леонтьев, А.М. Матюшкин, В.С. Мерлин, В.М. Петров, Т.И. Порошина, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, М.Г. Ярошевский). Среди зарубежных исследователей необхо-димо отметить работы Дж. Гилфорда, и Е. Торренса, которые послужили теоре-тической и экспериментальной основой дальнейшего изучения развития твор-ческих способностей в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Однако, несмотря на большой объем исследований, ряд фундаменталь-ных проблем творческих способностей остается недостаточно изученным как теоретически, так и эмпирически. Инновации (нововведения и связанные с ни-ми изменения) являются важным ресурсом развития современного общества. Креативность как способность ставить новые задачи и находить для них не-стандартные решения является важным человеческим ресурсом инновационной деятельности.
Для полноценного проявления творческих способностей личности важное значение имеют отношения в семье. При гармоничных, адекватных условиях развития личности в семье, субъект правильно соотносит свои возможности и способности, критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи, неудачи. Старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.
В связи с этим создание социальной среды, направленной на стимулиро-вание и развитие креативного потенциала личности, творческих способностей представляется одной из важнейших социальных и образовательных задач. Для ее решения последовательные и развернутые научные исследования, направ-ленные на углубление знаний о творческом мышлении, следует продолжать и развивать. В настоящей работе предпринята попытка сделать очередной шаг в изучении этого феномена.
Исходя из вышесказанного, представляется актуальным изучение про-блемы взаимосвязи творческих способностей студентов и сбалансированности отношений в их семьях.
Цель исследования: изучить взаимосвязь между творческими способно-стями студентов и сбалансированностью отношений в их семьях.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщить научный опыт по про-блеме исследования взаимосвязи творческих способностей и сбалансированно-сти отношений в семье.
2. Исследовать уровень творческих способностей студентов.
3. Изучить особенности семейных отношений у студентов.
4. Определить характер и направленность взаимосвязи между уровнем творческих способностей и сбалансированностью отношений в семьях у сту-дентов.
5. Разработать практические рекомендации для студентов, содержащие методы и способы развития творческих способностей.
Объект исследования: творческие способности студентов.
Предмет исследования: творческие способности студентов во взаимо-связи со сбалансированностью отношений в их семьях.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между творческими способностями студентов и сбалансированностью отношений в их семьях.
Рабочая гипотеза: гармоничные сбалансированные отношения в семье являются стимулом для развития креативной (творческой) личности (творче-ские способности будут выше у того, у кого сбалансированы отношения в се-мье).
Методологическая основа исследования:
Теория креативности П.Торренса. Креативность, это процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникаю-щего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений;
Факторная теория интеллекта Дж.Гилфорда. Креативность, это об-щая творческая способность, базирующаяся на дивергентном (идущем в раз-ных направлениях) мышлении, способном приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления. Креативность обя-зательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творче-ской продуктивности;
Принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
Принцип детерминизма, понимаемый как закономерная зависимость психологических явлений от порождающих их условий и факторов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Методы исследования:
1. Теоретико-методологический анализ специальной литературы по про-блеме исследования.
2. Метод тестирования
1) Тест «Творческое мышление» (Е.Е. Туник, модификация тестов Гилфорда и Торранса);
2) Методика Э.Г. Эйдемиллера «Семейно-обусловленное состояние».
3) Методы математической обработки данных: анализ связи перемен-ных с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена (rs).
Научная новизна и значимость полученных результатов: эмпириче-ский материал, полученный в исследовании, позволил уточнить и расширить имеющиеся в психологии знания о творческих способностях и сбалансирован-ности отношений в семье у студентов.
Практическая значимость полученных результатов: материалы дан-ной работы могут быть использованы при проведении дальнейших исследова-ний творчества и креативности, а также для разработки более эффективных форм работы со студентами, направленных на коррекцию и развитие их лично-сти.
Эмпирическая база исследования: Эмпирическую выборку нашего ис-следования составили студенты Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 62 студента в возрасте 17-19 лет (n=62). Среди них 29 девушек и 33 юноши.
Структура и объём дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав (теоретической и эмпириче-ской), выводов, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем работы составляет XX страниц печатного текста. Объем, зани-маемый списком использованных источников, составляет X страницы (XX на-именования).
Итак, в соответствии с поставленными задачами нами проведен теорети-ческий анализ научной литературы по проблемам творческих способностей и сбалансированности отношений в семье. Мы изучили такие категории психоло-гии, как способности, креативность, творческое мышление, семейные конфлик-ты, проблемная семья. Также нами проведено теоретическое изучение особен-ностей юношеского возраста, сделаны выводы по исследуемым параметрам. В нашем исследовании приняло участие 62 студента 1-го курса. Мы использовали методики, направленные на выявление особенностей семейных отношений ис-пытуемых и их творческого потенциала.
Исследование творческих способностей – достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческих способностей, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, инди-видуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследова-нию. Поэтому, несмотря на многовековую историю изучения, творческие спо-собности остаются недостаточно исследованными.
Представленный выше спектр взглядов на сущность понятий «творчест-во» и «творческие способности» показывает, что в науке пока нет однозначного их толкования. Такая ситуация, по нашему мнению, в значительной мере опре-деляется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разнонаправ-ленностью подходов к её исследованию.
Юношеский возраст считается сензитивным периодом для развития креативности. В этот период на основе «общей креативности» формируется «специализированная креативность»: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности. Поэтому изучение факторов, влияющих на развитие и проявление креативности, именно в этом возрасте яв-ляется особенно актуальным.
Для того чтобы молодой человек развивался как творческая личность, не-обходим позитивный образец творческого поведения, необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым бы юноша себя иден-тифицировал. Тяга к творчеству, новаторству возникает там, где появляется группа людей – потенциальных или действительных единомышленников.
Данные качественного и статистического анализа отражены в работе по-средством табличного и графического представления показателей.
В соответствии с поставленными задачами нами были разработаны реко-мендации по развитию творческих способностей для студентов (приложение 4). Представленные рекомендации могут использоваться как самими учащимися, так и педагогами, психологами, социальными работниками, а также родителями учащихся всех возрастных групп.
В соответствии с поставленными задачами исследования, нами была рассмотрена проблема творческих способностей в рамках западной и отечест-венной психологии. Способности к творчеству - это сплав многих качеств, но большинство психологов связывают их с особенностями мышления.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по вве-дению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. – М., Изд-во Ин-ститута Психотерапии, 2002. – 214 с.
2. Алдер, Г. C. Q или Мускулы творческого интеллекта / Гарри Алдер. – Пер. с англ. С. Потапенко. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 496 с: ил.
3. Ананьев, Б. Г. Избр. психол. тр.: В 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ло-мова. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980– 338 с.
4. Анастази, А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 215 c .
6. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчест-ва. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рос. Ун-та, 1983. – 189 c.
7. Бодалев, А.А., Рудкевич, Л.А. Как становятся великими и выдающимися. – М., 2003. – 156 c.
8. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., 1996. – 136 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 2005. – 390 с.
10. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с., ил.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
12. Дружинин, В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. – М., 1995. – 179 с.
13. Дорфман, Л.Я., Ковалева, Г.В. Основные направления исследований креа-тивности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева// Вопросы психо-логии, - 1999г, - №2, с.101-106.
14. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ за-рубежного опыта). – М.: Знание, 1990.
15. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: ТЦ Сфера, Юрайт, 2001 г. – 464 с.
16. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
17. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с; цв. илл.
18. Лисина, М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками. Общее и раз-ное// Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.,1980,с.3-32.
19. Лобанов, А. П. Актуальные проблемы психологии интеллекта: Учеб.-метод. пособие: в 2-х ч. / А. П. Лобанов, С. И. Коптева. – БГПУ им. М. Танка. Фак. прикл. психологии. – Мн.: НЕССИ 2000. – Ч. 1. – 96 с. илл.
20. Лобанов, А.П. Психология когнитивных процессов: Учебное пособие. – Мн.: ООЦРТО «Диаль», 2006. – 176 с.
21. Леднев, В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. – М., 1998.
22. Львова, И. В. Психологические факторы развития креативности личности: автореферат на соискание учебной степени кандидата психологических наук: 20.05.05/ И. В. Львова; Новосибирск, 2005. – 25 с.
23. Малахова, И.А. Развитие личности: Способность к творчест-ву,одаренность, талант. Мн, Бел. навука, 2002 – 326 с.
24. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М: «КСП+», 2003. – 272 с.
25. Осипенко, С. П. Диагностика развития креативности с помощью теста Е. П. Торренса. / С. П. Осипенко // Журнал прикладной психологии, 2006 №2-3, с. 15-19.
26. Общая психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию:– М. – Изда-тельский центр «Академия», 2005. – 352 с.
27. Пекелис, В. Д. Твои возможности, человек! / В. Д. Пекелис – Изд. 4-е, пе-рераб. и доп. – М.: знание, 1984. – (Библиотека «Знание»). – 272 с.
28. Проблемы способностей в отечественной психологии. Сб. научных трудов. – М.: Академия, 1984, 144 с.
29. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
30. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дру-жинина. – СПб: Питер, 2005. – 651 с.
31. Психология семейных отношений / Авт.-сост. М.В. Семкина. – Чита, 2000. – 90 с.
32. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле-ния личности: Пер. с нем. – М.: Мир, 1994. – 456 с.
33. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия "Психоло-гическая энциклопедия". Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 656 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности // С.Л. Рубин-штейн// Вопросы психологии . 1986 г., № 4, с.101-108.
35. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
36. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдмиллера. – СПб.: Питер, 2002.
37. Слепкова, В.И. Психологическая диагностика семейных отношений \ В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.
38. Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М., 1999. – 688 с.
39. Савкуева, В. Ю. Решение творческих задач как условие развития креатив-ности мышления / В. Ю. Савкуева // Начальная школа (плюс до и после), 2004. №7, с. 31-37
40. Теплов, Б.М. Избранные труды. В 2-х т. – М.: 1997. Т. 2. С. 151-157.
41. Туник, Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. – СПб.: Речь, 1998. – 138 с.
42. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления, Креативные тесты. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 156 с.
43. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003. – 96 с.
44. Холодная, М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ. 2002. – 304 с.
45. Шадриков, В.Д. Эволюция взглядов на природу и сущность способностей // Национальный психологический журнал. 2007. – №1 – С.58-64.
46. Шашок, В.Н. Социализация современных подростков под влиянием се-мейных отношений. «Психология социального развития: человек в современ-ном мире»:сборник научных трудов/ ф-л Рос. гос. ун-та в г. Минске; научн. ред. Ю.Н. Карандашов, В.Н. Шашок- Мн: изд. центр БГУ, 2007.-224с
47. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медици-на, 1990. – 520 с.
48. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.
49. Ярцев, Л.В. Особенности социализации современного подростка / Л.В. Яр-цев// Вопросы психологии. - № 6. – 1999. – С. 54 – 59.
50. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб, по-собие для вузов. / В. А. Янчук – Мн.: АСАР., 2005. – 768 с: ил.
Тема: | «Взаимосвязь творческих способнотей и сбалансированности отношений в семье» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ межличностных отношений в семье
Дипломная работа:
Взаимосвязь эго-идентичности супругов и характера межличностных отношений в молодой семье
Дипломная работа:
Особенности детско-родительских отношений в семьях с разным количеством детей
Дипломная работа:
Представления о счастье среди сотрудников предприятия в зависимости от отношений в семье
Контрольная работа:
Понятие и система отношений в трудовом праве