Курсовая работа
«Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях»
- 25 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ 5
1.1. Семейная субкультура в неблагополучных семьях 5
1.2. Межличностные контакты в неблагополучных семьях 9
1.3. Работа педагога с неблагополучными семьями 10
Выводы по I главе 12
Глава 2. Эмпирическое исследование 13
2.1. Методология исследования 13
2.2. Выборка 13
2.3. Диагностические методы 14
2.4. Результаты исследования и их интерпретация 17
Выводы по II главе. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Актуальность темы исследования.
Во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду.
Снижение уровня позитивного родительства и негуманное отношение к родным детям в конце ХХ – начале ХХI века обусловлено многообразными объективно-субъективными факторами:
низкий доход;
генетическая и духовная деградация родового чувства (кровных связей);
увеличилось число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и общества. Именно в таких семьях происходит расторжение браков, дети становятся сиротами (33 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, из них 86% социальные сироты при живых родителях), идёт полная деградация членов семьи;
наличие категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью – люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;
наличие отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;
наличие категории юных матерей, нуждающихся в поддержке, которые не имеют средств к их воспитанию.
наличие категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.
неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни;
изменения в основных функциях семьи: репродуктивная - тенденция к молодёжному типу, воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей налаживания с ними контактов, морально-нормативная – ухудшение отношений между родителями и детьми, насилие и жестокость в обращении с женой, детьми, стариками, отчуждение детей от родителей и наоборот, регулятивная – ослабление контроля за жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увеличение суицидов среди детей.
Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
Целью курсовой работы является определение особенностей семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1.1. Семейная субкультура в неблагополучных семьях
Семейные субкультуры в неблагополучных семьях могут отличаться от тех, которые присущи более стабильным и поддерживающим семейным обстановкам. Неблагополучие в семье может быть вызвано различными факторами, такими как финансовые трудности, насилие, злоупотребление веществами, развод или другие стрессы. Эти факторы могут сформировать особую среду и динамику внутри семьи, влияя на ее субкультуру. Вот несколько черт, которые могут быть характерными для семейных субкультур в неблагополучных семьях:
1. Отсутствие стабильности: В неблагополучных семьях может отсутствовать стабильность в повседневной жизни из-за финансовых трудностей, неопределенности или частых кризисов.
2. Низкий уровень образования и культуры: В некоторых случаях семейная среда с неблагополучием может влиять на образовательный уровень семьи, что может создавать цикл низкого образования с поколения на поколение.
3. Насилие и конфликты: В семьях с неблагополучием часто происходят конфликты и насилие, что может стать частью семейной субкультуры и повлиять на восприятие отношений.
4. Эмоциональная недоступность: В семьях, сталкивающихся с трудностями, члены семьи могут быть эмоционально отсутствующими из-за стресса, депрессии или других проблем.
5. Зависимость от веществ: Если в семье есть проблемы с злоупотреблением веществ, это может стать важным аспектом семейной субкультуры, влияя на взаимоотношения, ответственность и заботу о детях.
6. Сниженные социальные связи: Неблагополучие может привести к изоляции семьи от общества, что влияет на социальные навыки и поддержку.
7. Цикличность проблем: Возможно, некоторые проблемы передаются из поколения в поколение, создавая циклический характер неблагополучия в семье.
Важно понимать, что семейная субкультура в неблагополучной семье может быть сложным и многогранным явлением, и каждая семья уникальна. Профессиональная поддержка со стороны специалистов, таких как социальные работники, психотерапевты или консультанты по семейным вопросам, может быть важным элементом для изменения динамики и улучшения семейного благополучия.
Классификация неблагополучных семей может варьироваться в зависимости от различных критериев. Однако, в общих чертах, можно выделить несколько типов неблагополучных семей:
1. Семьи с экономическими трудностями:
- Бедные семьи: Семьи, сталкивающиеся с длительными финансовыми трудностями, что может влиять на жизненные условия, образование детей и доступ к ресурсам.
2. Семьи с проблемами в отношениях:
- Семьи с конфликтами: Семьи, где существуют постоянные конфликты между членами семьи, включая супругов, родителей и детей.
- Семьи с насилием: Семьи, где присутствует физическое, эмоциональное или сексуальное насилие.
3. Семьи с проблемами в воспитании:
- Семьи с недостаточной заботой: Семьи, где родители не обеспечивают достаточной заботы и внимания к детям.
- Семьи с проблемами в образовании: Семьи, где существуют трудности с воспитанием и обучением детей.
4. Семьи с проблемами в здоровье:
- Семьи с хроническими болезнями: Семьи, сталкивающиеся с долгосрочными заболеваниями или инвалидностью членов семьи.
- Семьи с проблемами в психическом здоровье: Семьи, где присутствуют психические расстройства у одного или нескольких членов семьи.
5. Семьи с проблемами в связи с злоупотреблением веществ:
- Семьи с наркозависимостью: Семьи, сталкивающиеся с проблемами из-за злоупотребления наркотиками или алкоголем.
6. Семьи с проблемами в сфере социальной адаптации:
- Семьи с социальной изоляцией: Семьи, которые изолированы от социальных сетей и поддержки.
7. Семьи с проблемами в связи с изменениями в семейном статусе:
- Семьи в разводе или с одиночными родителями: Семьи, которые сталкиваются с трудностями после развода или в случае, если один из родителей отсутствует.
Каждая из этих категорий может быть дополнительно подразделена и описана более подробно, учитывая конкретные обстоятельства. Важно помнить, что неблагополучие в семье часто многогранный процесс, и различные аспекты могут взаимодействовать друг с другом. Осуществление поддержки и вмешательства в зависимости от конкретной ситуации требует индивидуального подхода и понимания.
Дети из неблагополучных семей часто сталкиваются с уникальными вызовами и трудностями, которые могут влиять на их физическое, эмоциональное и социальное благополучие. Вот некоторые характерные черты и проблемы, с которыми могут сталкиваться дети из неблагополучных семей:
1. Эмоциональные трудности:
- Дети могут испытывать эмоциональные трудности из-за стресса, конфликтов и нестабильности в семье.
- Возможно, у них разовьются проблемы с самооценкой и доверием к окружающим.
2. Социальная изоляция:
- Дети из неблагополучных семей могут сталкиваться с социальной изоляцией, особенно если семья изолирована от широкого общества.
- Отсутствие поддерживающих социальных связей может повлиять на развитие социальных навыков.
3. Проблемы в учебе:
- Дети из семей с ограниченными ресурсами могут сталкиваться с проблемами в обучении из-за недостаточного доступа к образовательным ресурсам.
- Эмоциональные трудности также могут отразиться на их академической успеваемости.
4. Физическое здоровье:
- Ограниченные ресурсы могут влиять на доступ к медицинской помощи и заботе о физическом здоровье детей.
5. Травматические опыты:
- Некоторые дети могут быть свидетелями или жертвами насилия в семье или злоупотребления веществами, что может оставить травматические следы.
6. Поведенческие проблемы:
- Дети могут проявлять агрессию, проблемы с адаптацией и антиобщественное поведение в результате стресса и трудностей в семье.
7. Цикл неблагополучия:
- Существует риск того, что дети из неблагополучных семей могут передавать трудности следующему поколению, создавая цикл неблагополучия в семье.
При работе с неблагополучными семьями необходимо:
Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
1. Борытко Н. М. Педагогика : в 2 ч. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А.М. Байбаков. Волгоград : ТЦ «Оптим», 2020. - Ч. 2
2. Демография: Учеб. пособие для вузов и учреждений повышения квалификации по экон. и социал. спец / В. М. Медков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 445 с
3. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. / Н.Ф. Дивицына. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2021. - 325 с.
4. Ковалев C.B. Психология современной семьи. М., 2021. - 240 с
5. Максимова В. Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема / В. Н. Максимова // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. СПб., 2021. - Ч. 2. - С. 9-11.
6. Педагогика : педагогические теории, системы технологии / С. А. Смирнов и др. 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2023. - 512 с.
7. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие / В. Ю. Питюков, Ассоциация авторов и издателей «Тандем». М. : Роспедагенство, 2021. - 176 с.
8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. М. : Академия, 2023. -223 с.
9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий, 2021. - Т. 1. - 816 с.
10. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования) Антонов А.И., Медков В.М., Синельников А.Б. место издания КДУ Москва, 2023, 288 с.
11. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2020. - 571 с.
12. Социология семьи [Текст] : [Учеб. пособие для вузов по направлению и спец. "Социология"] / А.И. Антонов, В.М. Медков. - Москва : МЕЖДУНАР. УН-Т БИЗНЕСА И УПР., 2022. - 303 с.
13. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф.Харламов. М. : Юрист, 2022.- 138 с.
14. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей : учеб. пособие / Е.И. Холостова ; Изд.-торг. корпорация "Дашков и К". - 3-е изд. - М. : Дашков, 2019. - 211 с.
15. Шудегов В.Е. Роль семьи и образования в работе с детьми "группы риска" / В. Е. Шудегов // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2021. - N 1. - С. 11-15.
Тема: | «Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 25 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Совершенствование работы органов опеки и попечительства с неблагополучными семьями в городе (на примере Управления опеки и попечительства по Раменскому муниципальному району)
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения с неблагополучной семьей
Дипломная работа:
Особенности создания, ведения и развития бизнеса в инновационном предпринимательстве (указать организацию)
Дипломная работа:
Влияние семейного воспитания на удовлетворенность жизнью в юношеском возрасте
Курсовая работа:
Семья и ее роль в воспитании личности