Курсовая работа

«Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях»

  • 25 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретический анализ 5

1.1. Семейная субкультура в неблагополучных семьях 5

1.2. Межличностные контакты в неблагополучных семьях 9

1.3. Работа педагога с неблагополучными семьями 10

Выводы по I главе 12

Глава 2. Эмпирическое исследование 13

2.1. Методология исследования 13

2.2. Выборка 13

2.3. Диагностические методы 14

2.4. Результаты исследования и их интерпретация 17

Выводы по II главе. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Введение

Актуальность темы исследования.

Во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с отсутствием уважения и привычки к честному труду.

Снижение уровня позитивного родительства и негуманное отношение к родным детям в конце ХХ – начале ХХI века обусловлено многообразными объективно-субъективными факторами:

низкий доход;

генетическая и духовная деградация родового чувства (кровных связей);

увеличилось число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и общества. Именно в таких семьях происходит расторжение браков, дети становятся сиротами (33 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, из них 86% социальные сироты при живых родителях), идёт полная деградация членов семьи;

наличие категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью – люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;

наличие отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;

наличие категории юных матерей, нуждающихся в поддержке, которые не имеют средств к их воспитанию.

наличие категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.

неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни;

изменения в основных функциях семьи: репродуктивная - тенденция к молодёжному типу, воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей налаживания с ними контактов, морально-нормативная – ухудшение отношений между родителями и детьми, насилие и жестокость в обращении с женой, детьми, стариками, отчуждение детей от родителей и наоборот, регулятивная – ослабление контроля за жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увеличение суицидов среди детей.

Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.

Целью курсовой работы является определение особенностей семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1.1. Семейная субкультура в неблагополучных семьях

Семейные субкультуры в неблагополучных семьях могут отличаться от тех, которые присущи более стабильным и поддерживающим семейным обстановкам. Неблагополучие в семье может быть вызвано различными факторами, такими как финансовые трудности, насилие, злоупотребление веществами, развод или другие стрессы. Эти факторы могут сформировать особую среду и динамику внутри семьи, влияя на ее субкультуру. Вот несколько черт, которые могут быть характерными для семейных субкультур в неблагополучных семьях:

1. Отсутствие стабильности: В неблагополучных семьях может отсутствовать стабильность в повседневной жизни из-за финансовых трудностей, неопределенности или частых кризисов.

2. Низкий уровень образования и культуры: В некоторых случаях семейная среда с неблагополучием может влиять на образовательный уровень семьи, что может создавать цикл низкого образования с поколения на поколение.

3. Насилие и конфликты: В семьях с неблагополучием часто происходят конфликты и насилие, что может стать частью семейной субкультуры и повлиять на восприятие отношений.

4. Эмоциональная недоступность: В семьях, сталкивающихся с трудностями, члены семьи могут быть эмоционально отсутствующими из-за стресса, депрессии или других проблем.

5. Зависимость от веществ: Если в семье есть проблемы с злоупотреблением веществ, это может стать важным аспектом семейной субкультуры, влияя на взаимоотношения, ответственность и заботу о детях.

6. Сниженные социальные связи: Неблагополучие может привести к изоляции семьи от общества, что влияет на социальные навыки и поддержку.

7. Цикличность проблем: Возможно, некоторые проблемы передаются из поколения в поколение, создавая циклический характер неблагополучия в семье.

Важно понимать, что семейная субкультура в неблагополучной семье может быть сложным и многогранным явлением, и каждая семья уникальна. Профессиональная поддержка со стороны специалистов, таких как социальные работники, психотерапевты или консультанты по семейным вопросам, может быть важным элементом для изменения динамики и улучшения семейного благополучия.

Классификация неблагополучных семей может варьироваться в зависимости от различных критериев. Однако, в общих чертах, можно выделить несколько типов неблагополучных семей:

1. Семьи с экономическими трудностями:

- Бедные семьи: Семьи, сталкивающиеся с длительными финансовыми трудностями, что может влиять на жизненные условия, образование детей и доступ к ресурсам.

2. Семьи с проблемами в отношениях:

- Семьи с конфликтами: Семьи, где существуют постоянные конфликты между членами семьи, включая супругов, родителей и детей.

- Семьи с насилием: Семьи, где присутствует физическое, эмоциональное или сексуальное насилие.

3. Семьи с проблемами в воспитании:

- Семьи с недостаточной заботой: Семьи, где родители не обеспечивают достаточной заботы и внимания к детям.

- Семьи с проблемами в образовании: Семьи, где существуют трудности с воспитанием и обучением детей.

4. Семьи с проблемами в здоровье:

- Семьи с хроническими болезнями: Семьи, сталкивающиеся с долгосрочными заболеваниями или инвалидностью членов семьи.

- Семьи с проблемами в психическом здоровье: Семьи, где присутствуют психические расстройства у одного или нескольких членов семьи.

5. Семьи с проблемами в связи с злоупотреблением веществ:

- Семьи с наркозависимостью: Семьи, сталкивающиеся с проблемами из-за злоупотребления наркотиками или алкоголем.

6. Семьи с проблемами в сфере социальной адаптации:

- Семьи с социальной изоляцией: Семьи, которые изолированы от социальных сетей и поддержки.

7. Семьи с проблемами в связи с изменениями в семейном статусе:

- Семьи в разводе или с одиночными родителями: Семьи, которые сталкиваются с трудностями после развода или в случае, если один из родителей отсутствует.

Каждая из этих категорий может быть дополнительно подразделена и описана более подробно, учитывая конкретные обстоятельства. Важно помнить, что неблагополучие в семье часто многогранный процесс, и различные аспекты могут взаимодействовать друг с другом. Осуществление поддержки и вмешательства в зависимости от конкретной ситуации требует индивидуального подхода и понимания.

Дети из неблагополучных семей часто сталкиваются с уникальными вызовами и трудностями, которые могут влиять на их физическое, эмоциональное и социальное благополучие. Вот некоторые характерные черты и проблемы, с которыми могут сталкиваться дети из неблагополучных семей:

1. Эмоциональные трудности:

- Дети могут испытывать эмоциональные трудности из-за стресса, конфликтов и нестабильности в семье.

- Возможно, у них разовьются проблемы с самооценкой и доверием к окружающим.

2. Социальная изоляция:

- Дети из неблагополучных семей могут сталкиваться с социальной изоляцией, особенно если семья изолирована от широкого общества.

- Отсутствие поддерживающих социальных связей может повлиять на развитие социальных навыков.

3. Проблемы в учебе:

- Дети из семей с ограниченными ресурсами могут сталкиваться с проблемами в обучении из-за недостаточного доступа к образовательным ресурсам.

- Эмоциональные трудности также могут отразиться на их академической успеваемости.

4. Физическое здоровье:

- Ограниченные ресурсы могут влиять на доступ к медицинской помощи и заботе о физическом здоровье детей.

5. Травматические опыты:

- Некоторые дети могут быть свидетелями или жертвами насилия в семье или злоупотребления веществами, что может оставить травматические следы.

6. Поведенческие проблемы:

- Дети могут проявлять агрессию, проблемы с адаптацией и антиобщественное поведение в результате стресса и трудностей в семье.

7. Цикл неблагополучия:

- Существует риск того, что дети из неблагополучных семей могут передавать трудности следующему поколению, создавая цикл неблагополучия в семье.

Заключение

При работе с неблагополучными семьями необходимо:

Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

Список литературы

1. Борытко Н. М. Педагогика : в 2 ч. / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А.М. Байбаков. Волгоград : ТЦ «Оптим», 2020. - Ч. 2

2. Демография: Учеб. пособие для вузов и учреждений повышения квалификации по экон. и социал. спец / В. М. Медков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. - 445 с

3. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие. / Н.Ф. Дивицына. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2021. - 325 с.

4. Ковалев C.B. Психология современной семьи. М., 2021. - 240 с

5. Максимова В. Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема / В. Н. Максимова // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. СПб., 2021. - Ч. 2. - С. 9-11.

6. Педагогика : педагогические теории, системы технологии / С. А. Смирнов и др. 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2023. - 512 с.

7. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практ. пособие / В. Ю. Питюков, Ассоциация авторов и издателей «Тандем». М. : Роспедагенство, 2021. - 176 с.

8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. М. : Академия, 2023. -223 с.

9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий, 2021. - Т. 1. - 816 с.

10. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования) Антонов А.И., Медков В.М., Синельников А.Б. место издания КДУ Москва, 2023, 288 с.

11. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф.Исаев, Е. Н. Шиянов. 8-е изд., стер. - М. : Академия, 2020. - 571 с.

12. Социология семьи [Текст] : [Учеб. пособие для вузов по направлению и спец. "Социология"] / А.И. Антонов, В.М. Медков. - Москва : МЕЖДУНАР. УН-Т БИЗНЕСА И УПР., 2022. - 303 с.

13. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф.Харламов. М. : Юрист, 2022.- 138 с.

14. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей : учеб. пособие / Е.И. Холостова ; Изд.-торг. корпорация "Дашков и К". - 3-е изд. - М. : Дашков, 2019. - 211 с.

15. Шудегов В.Е. Роль семьи и образования в работе с детьми "группы риска" / В. Е. Шудегов // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2021. - N 1. - С. 11-15.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 25
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика