Дипломная работа

«Психологические характеристики проявления тревожности и страха у музыкально одаренных девочек и мальчиков младшего школьного возраста»

  • 89 страниц
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение….

3

Общая характеристика работы…. 5

1.Современные психологические подходы к проблеме тревожности и страха у детей….….

8

1.1 Феномен тревожности и ее влияние на личностное развитие… 8

1.2. Общая характеристика феномена «страх» в отечественной и зарубежной психологии ….

17

1.3. Половые различия в проявлении страха и тревожности у детей младшего школьного возраста….…

27

1.4. Психологические особенности детей с музыкальной одаренностью….

35

Выводы…. 41

2. Эмпирическое исследование проявления тревожности и страха у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста….

43

2.1 Организация и проведение исследования … 43

2.2 Психологические характеристики тревожности и страха у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста.….

46

2.3 Половые различия в проявлении страха и тревожности у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста…

59

Выводы ….…. 62

Заключение….….… 64

Список использованных источников….…. 66

Приложения….… 71

Введение

Актуальность исследования связана с необходимостью исследования психического здоровья ребенка, важным компонентом которого является его эмоциональное благополучие. Своевременное выявление детей с симптомокомплексами повышенной тревожности и страха, коррекция негативных эмоциональных проявлений являются основными психологическими мероприятиями в системе образования, необходимыми для гармонизации развития детей и помощи им в адаптации к условиям школьного обучения.

Цель исследования: выявление психологических характеристик проявления страха и тревожности у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Исходя из поставленной цели, выделены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние теоретической разработанности проблемы половых различий в проявлении эмоциональных состояний (страха и тревожности) в младшем школьном возрасте.

2. Рассмотреть методологические подходы к исследованию музыкальной одаренности.

3. Выявить половые различия в проявлении страха и тревожности у музыкально одаренных детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: страх и тревожность как психические состояния.

Предмет исследования: проявления страха и тревожности у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении страха и тревожности у музыкально одаренных мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Методологическими основаниями исследования являются: системный подход к изучению тревожности (Ф.Б. Березин, А.М. Прихожан, П.В. Румянцева и др.); положения о страхе как об одном из средств социального развития и воспитания (М.А. Кремень); классификация страха по различным основаниям (А.С. Зубов, Б.Д. Карвасарский, Н.Е. Осипов, К.К. Платонов); причинно-следственная теория развития детских страхов на основе неадаптивных форм детско-родительских отношений (А.И. Захаров).

Методы исследования:

1. теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. психодиагностические методы (метод тестирования, проективный метод, метод экспертной оценки);

3. метод качественно-колличественной обработки данных (подсчет процентного соотношения результатов, расчет U-критерия Манна Уитни).

Методики исследования:

• тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»;

• методика «Тест тревожности» (Р. Темпл, В. Амен, М. Дорки);

• «Опросник для выявления тревожного ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

Новизна исследования связана с использованием комплекса методов для исследования проблемы страхов и тревожности у детей с музыкальной одаренностью.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможностях использования эмпирических данных в практической деятельности педагогов-психологов учреждений образования, в педагогической работе с музыкально одаренными детьми, у которых диагностируются симптомы повышенной тревожности и страха, в профилактической и консультативной работе с учителями, воспитателями, родителями, а так же при разработке психокоррекционнно-развивающих программ.

Эмпирическая база исследования: Государственное учреждение образования «Гимназия-колледж искусств им. И.О. Ахремчика». Испытуемые – учащиеся 2-4 классов, в возрасте 7-10 лет, всего 60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек.

Структура и объем дипломной работы: введение, общая характеристика работы, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Объем дипломной работы составляет 65 страниц, с приложением – 89 страниц. Список использованных источников включает 62 наименования и занимает 5 страниц.

Заключение

В современном мире всё возрастает число объектов, событий, условий, ситуаций, которые пугают человека или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования и познания в области психологии эмоций человека.

Проблема тревожности все чаще волнует родителей, учителей, психологов, врачей. В психологии тема тревожности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков.

Эмоциональные трудности, связанные с нарушениями поведения и затруднениями социальной адаптации, достаточно часто проявляются в детском возрасте и требуют своевременной коррекции. Тревожные расстройства являются наиболее распространенными среди эмоциональных расстройств, при этом в научной литературе отмечается рост тревожности среди детей и подростков. Согласно работам представителей динамического подхода и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивого свойства личности, лежат в детстве индивида. Своевременное выявление и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста важна потому, что на последующих этапах развития тревожность может перейти в устойчивую личностную форму, когда справиться с ней становится значительно труднее.

В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

В результате нашего исследования было установлено, что музыкально одаренным мальчикам и девочкам младшего школьного возраста в равной степени свойственно испытывать тревогу. Девочки чаще мальчиков испытывают страх в широком диапазоне ситуаций. И девочки, и мальчики одинаково сильно боятся разлуки с родителями, что подчеркивает важность гармоничной семейной обстановки в развитии ребенка. Это еще раз доказывает необходимость психологического сотрудничества с родителями в целях информирования их об аспектах семейного воспитания, возрастных и индивидуально-психологических особенностях детей, возможностях конструктивного взаимодействия с ребенком и путей преодоления таких негативных явлений как повышенная тревожность и страх. С этой целью были разработаны рекомендации для родителей тревожных детей и детей, имеющих ненормативно высокое количество страхов (Приложение 8).

В результате проведенной работы частично подтвердилась гипотеза исследования о существовании половых различий в проявлении страха и тревожности у детей младшего школьного возраста с музыкальной одаренностью; была достигнута цель и решены поставленные задачи.

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и целый ряд других факторов — вот причины появления у современных детей различных страхов. Предупредить их формирование можно, используя комплекс психолого-педагогических мероприятий для родителей и педагогов, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия на эмоциональное развитие ребенка. Однако, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к тревожности и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни.

Список литературы

1. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский– М.: Медицина, 2000. – 496 с.

2. Астапов, В.М. Функциональный подход при изучении состояния тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал, № 5, 1992. – с. 111-117.

3. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; – 2-е изд. переработ. и доп. – Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.

4. Бендас, Т.В. Гендерная психология: история гендерной психологии, гендерная демография, интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики, личностные характеристики, гендерные отношения: для вузов по направлению и специальностям психологии / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2005. – 430 с.

5. Березин, Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы / Ф.Б.Березин. – СПб.: «Издательство Союз».– 1988. – 270 с.

6. Благинский, В. У страха глаза велики / В. Благинский // Здоровье детей. – 2002. – № 8. - с. 27-37.

7. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных состояний / В.К. Вилюнас. – М.: Смысл, 2001. – 255 с.

8. Вологодина, Н.Г. Детские страхи днём и ночью / Н.Г. Вологодина. – М.: «Феникс», 2006.- 106с.

9. Вочков, И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий / И. Вочков // Школьный психолог. – 2004. – № 8. – С. 9

10. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 693 с.

11. Готсдинер, А.Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / А.Л. Готсдинер, Мясищев В.М.  Л.: Музыка,1980.  С. 14-29.

12. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер  М.: МИП «NB Магистр», 1993.  190 с.

13. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. – 2003. – №8. – С.13–18.

14. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр.  М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с.

15. Жукова, Л.М. Типологические особенности музыкантов-вундеркиндов/ Л.М. Жукова // Обучение и воспитание художественно одаренных детей и молодежи: проблемы психологии, педагогики, методики. Материалы Международной научной конференции «Музыкальное воспитание и образование». – Мн.: БелГИПК, 2001. – С. 124–134.

16. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей / А.И. Захаров – М.: Педагогика, 1986. – 112с.

17. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этнология и патогенез / А.И. Захаров – СПб.: Медицина, 1988. – 336с.

18. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.

19. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И.Захаров. – СПб.: «Издательство Союз», 1997. – 224 с.

20. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2007. – 464с.

21. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

22. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 461 с.

23. Каптерева, П.Ф. О детском страхе / П.Ф. Каптерева // Развитие личности. – 1999. – № 2. – С.15–23.

24. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология. Учебник для ВУЗов / Б.Д. Карвасарский. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с.

25. Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб.-метод. пособ. / Е.Н. Колодич. – Мн.: 2002. – 128 с.

26. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Сфера, 1998.– 96 с.

27. Кремень, М.А. Психология страха / М.А. Кремень // Адукацыя i выхаванне. – 1997. – № 11. – С. 25-27.

28. Лебедева, Л.Д. Страх – дело серьезное. Коррекция страхов средствами арт-терапии / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 21. – С. 12–13.

29. Лейтес, М.С. Бывают выдающиеся дети / М.С. Лейтес // Семья и школа. – 1990.  № 3.  С. 33.

30. Лейтес, М.С. Возрастная одаренность / М.С. Лейтес // Семья и школа. – 1990.  № 3.  С. 31.

31. Лисина, Е.В. Страх как психотелесный опыт ребенка / Е.В. Лисина // Дефектология. – 1999. № 4. – С.22.

32. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб: Речь, 2002. – 190 с.

33. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б Монина. – М.: Генезис, 2000.- 202с.

34. Мелхорн, Г. Гениями не рождаются: Общество и способности / Г. Мелхорн.  М.: Просвящение, 1989.  160 с.

35. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с.

36. Мэй, Р. Краткое изложение и синтез тревожности. Природа тревожности, ее отношение к страху / Р. Мэй // Тревога и тревожность. – СПб.: ПЕР СЭ, 2008. – 240 с.

37. Некрасова, З.В. Мой ребенок не боится! Простые методики, которые помогут вашему ребенку не бояться собак, темноты или школьной учительницы / З.В. Некрасова, Н.Н. Некрасова. – М.: Эксмо, 2008. – 228 с.

38. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – М.: Просвещение, 1995. – 496 с.

39. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2001. – 507 с.

40. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пособие / под. ред. А.М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.

41. Панфилова, Н.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков / Н.А. Панфилова // Школьный психолог. – 1999. – № 8. – С.14.

42. Перэ, Б. Страх / Б. Перэ // Психологическая служба. – 2004. – № 6. – С. 15–25.

43. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – № 2. – 1998. – С. 37– 49.

44. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2009. – 192с.

45. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность. – СПб., 2001 – С.143–156.

46. Психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Изд-во " Политиздат", 1990. – 494 с.

47. Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии / Г.С. Салливан. – М.: Ювента, 1999. – 347 с.

48. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

49. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 118 с.

50. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте / Ю.Л.Ханин. – М., 1983. – С.12– 24.

51. Старшенбаум, Г.В. Как стать семейным психологом: интерактивный учебник: тесты, упражнения, ролевые игры / Старшенбаум Г.В. – М.: Психотерапия, 2007. – 480 с.

52. Теплов, Б.М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: Изд-во Московского Университета, 1982. – С. 136.

53. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя / Э. Фромм – М.: Изд-во «Изида», 2004. – 571 с.

54. Фрумкина, Р.М. Что за термином (аутизм, галлюцинация, депрессия, страх) / Р.М. Фрумкина // Семья и школа. – 2005. – № 4. – С. 7.

55. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р. Хабирова // Ананьевские чтения – 2003. – СПб., 2003. – С. 301-302.

56. Хорни, К. Тревожность / К. Хорни. – М.: Смысл, 1997. – Т. 2. – С. 174–180.

57. Шадриков, В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков – М.: Наука, 1991. – С. 11.

58. Швец, И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: дис. . канд. психол. наук / И.Г. Швец. – Ярославль, 2001. – 181 c.

59. Шишова, Т.Л. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов / Т. Л. Шишова – М.: «Искатель», 1997. – 93с.

60. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 336 с.

61. Щебланова, Е.И. Трудности в учении одаренности школьников / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 132 – 145.

62. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 136 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические характеристики проявления тревожности и страха у музыкально одаренных девочек и мальчиков младшего школьного возраста»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика