Дипломная работа

«Взаимосвязь самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста из сельской местности»

  • 65 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7

1.1. Понятие тревожности в психологии 7

1.2. Особенности и факторы повышения тревожности в младшем школьном возрасте 19

1.3. Понятие самооценки, подходы к изучению 25

1.4. Факторы, влияющие на формирование самооценки в младшем школьном возрасте 30

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 43

2.1. Организация и методы исследования 43

2.2. Анализ результатов исследования 45

2.3. Выводы по результатам исследования и рекомендации 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Введение

Актуальность работы. В современных условиях возрастает значимость психологической адаптации личности к изменяющемуся миру социальных взаимоотношений. В связи с этим возрастает актуальность изучения особенностей и условий возникновения личностной и ситуативной тревожности ребенка.

Младший школьный возраст является важным этапом личностного развития и наибольшую роль в данной развитии играет не только семья, взаимоотношения с самыми близкими для ребенка людьми – родителями, но и школьный коллектив.

Младший школьник становится особенно восприимчивым к оценке взрослым своих успехов, для него по-прежнему важным остается и мнение сверстников. Ситуация успеха в учебной деятельности младшего школьника на долгие годы школьного обучения может определить общее отношение ребенка к учению, влиять на его самооценку.

Следовательно, в изучении формирования «позиции школьника», учебной мотивации необходимо учитывать и взаимосвязь самооценки и факторов развития тревожности младшего школьника.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкого, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянова, В.В.Репкина, В.В.Рубцова, Г.А.Цукерман и др.).

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети приходят в школу не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными возможностями адаптации в среде межличностного общения. В этом случае знание педагогом и психологом закономерностей становления личности школьников поможет своевременно выявить и скорректировать неблагоприятные особенности адаптации школьника к коллективу сверстников и к самому процессу обучения в школе.

Среди значимых личностных черт младшего школьника особое место занимает личностная тревожность, связанная с освоением нового вида деятельности – учебы. Актуально внимание исследователей к такой устойчивой личностной особенности как тревожность. Современная жизнь предъявляет достаточно высокие требования к стрессоустойчивости человека, и такая черта, как тревожность, все чаще встречается в качестве устойчивого новообразования. Проявление данной черты и усиление у ребенка в первые годы школьного обучения создает негативные предпосылки для успешности в учебной деятельности.

В работах таких авторов как Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Д. Левитов, А.И. Захаров, Р. Кочунас, К. Хорни и других неоднократно отмечалось, что тревожность негативным образом влияет на протекание многих психических процессов, а также и на многие личностные характеристики.

В частности, по определению В.К.Вилюнаса, тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность является одним из основных параметров индивидуальных различий [4].

Внимание исследователей привлекали проблемы взаимосвязи тревожности и особенностей самооценки, уровня деятельности. В частности, И.С.Кон в рамках изучения особенностей формирования самосознания личности выделил уровневое строение в самооценке [25]. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на личность. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка по И.С.Кону - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание о себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе.

Можно предположить, что под влиянием тревожности, в частности – ситуативной тревожности - оказывается успеваемость ребенка в школе. В условиях повышения напряженности графика школьного обучения, расширения границ необходимых знаний, умений и навыков школьника, возрастает вероятность развития у ребенка (особенно у младшего школьника) различного рода тревожных состояний. Таким образом, актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики тревожных состояний у младших школьников.

В силах родителей и педагогов помочь ребенку, восстановить взаимоотношения доверия и взаимопомощи, научить ребенка самостоятельно справляться с возникающими жизненными трудностями.

Решению этих задач, по мнению автора данной работы, будет способствовать знания педагогов об основных особенностях формирования тревожности и самооценки младшего школьника, что является актуальной задачей данного исследования. Это составит ценный жизненный опыт как для самого педагога, так и для ребенка, научит родителей и воспитателей лучше понимать внутренний мир детей, а ребенка - научит управлять собой, занимать в дальнейшем активную жизненную позицию.

Целью данной дипломной работы является исследование проявлений взаимосвязи самооценки и школьной тревожности младшего школьника в условиях обучения в сельской школе.

Предмет исследования – факторы, влияющие на развитие самооценки и тревожности младшего школьника.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста – учащиеся сельской школы.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что чем выше самооценка, тем выше уровень тревожности младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ понятий тревожности и самооценки младшего школьника.

2. Исследовать проявления школьной тревожности младших школьников.

3. Исследовать проявления самооценки младших школьников.

4. Провести анализ по полученным данным.

5. Сформулировать выводы и рекомендации.

Методы и методики исследования: теоретические – анализ литературы по теме исследования; эмпирические – психодиагностическое исследование, статистическая обработка полученных данных.

Экспериментальными методиками являются:

1) Опросник Филипса – методика диагностики проявлений школьной тревожности.

2) Методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка» - направлена на диагностику уровня самооценки.

3) Методика «Несуществующее животное» (Е.Т. Соколова) – направлена на диагностику личностных свойств.

4) Методика Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен, направленная на диагностику уровня проявлений тревожности в различных сферах.

Описание выборки исследования. Исследование проводилось в Граховской средней школе. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2-х классов 2»А» и 2 «Б» сельской общеобразовательной школы (мальчики и девочки в возрасте 8-9 лет).

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на преодоление негативных особенностей тревожности и самооценки младшего школьника.

Заключение

Как показывает анализ теоретического исследования проведенного в рамках данной работы, под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.

Актуальность задачи изучения взаимосвязи уровня тревожности и самооценки младшего школьника определяется требованиями образовательной практики. Адекватный уровень самооценки и тревожности учащегося способствует формированию мотивации учения, а также происходит наиболее полная самореализация и развитие личности ребенка.

Тревожность как эмоциональное состояние в условиях перехода ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).

В ходе формирования отношения человека к миру и своему месту в этом мире формируется его самооценка. Самооценка формируется на основе осознания личностью своего соответствия принятым в обществе требованиям, на основании сознания своего собственного «я» как активного, деятельного начала, а также путем осознания своих психических свойств и качеств и в рамках определенной системы социально-нравственных самооценок.

Тревожные дети – это обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. В рамках теоретических исследований показана взаимосвязь личностной тревожности и негативными вариантами формирования самооценки младшего школьника.

В рамках эмпирического исследования проведен анализ уровня тревожности младших школьников. Результаты показывают, что общий показатель тревожности по всей выборке соответствует среднему уровню выраженности. В наибольшей степени у школьников выражены такие показатели школьной тревожности как «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» и «Страх ситуации проверки знаний». Полученные результаты свидетельствуют о том, что для младших школьников данной выборки основным источником психотравмирующих переживаний, тревожности и стресса являются, возможно, высокие требования со стороны учителей и родителей. Достаточно значимо выражена тревожность в сфере «ребенок-взрослый».

Диагностика уровня самооценки младших школьников показала, что в равной степени младшие школьники оценивают проявление у себя достаточно высокой оценки умственных и коммуникативных способностей. Интегральный показатель самооценки имеет сравнительно высокое значение.

Результаты проведенного эмпирического исследования подтвердили экспериментальную гипотезу о наличии прямой взаимосвязи между показателями тревожности младшего школьника и самооценкой.

Сама ситуация проверки знаний вызывает у ребенка, как правило, чувство неуверенности в своих силах, смущение перед одноклассниками, страх не соответствовать предъявляемым высоким требованиям. Вместе с тем, у учащихся сформирована в целом достаточно хорошая устойчивость к стрессовым воздействиям, что позволяет им быстро справляться с состоянием ситуативной тревожности. Для детей очень важен благоприятный эмоциональный уровень общения со сверстниками. Успех в общении со сверстниками нейтрализует у младшего школьника чувство тревоги, неуверенности в себе.

Таким образом, практическую значимость приобретает система работы, направленная на регуляцию уровня тревожности младшего школьника. Родитель, как наиболее значимый для ребенка дошкольного возраста человек, как представитель референтной группы во многом может способствовать повышению или снижению симптомов тревожности у ребенка. Таким образом, в силах родителей и педагогов вовремя распознать проявления тревожности, выработать у ребенка адекватные механизмы ее преодоления.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: Психол. исслед. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 46.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1994. - № 4. - 29-36 с.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.

3. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976.

4. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: Институт практической психологии, Воронеж «НПО МОДЭК», 1998. – 256 с.

5. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990.

6. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.- Л., 1977.

7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4.-14-19 с.

8. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1961. - № 8 .- .32-42 с.

9. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.ЛВенгера. - М.: НИИОПП, 1981. - 27 с.

10. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся. - Л., 1986. -185с.

11. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987. -152с.

12. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.

13. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. - 224с.

14. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988. - 248 с.

15. Изард К. Эмоции человека. /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой - М.:Изд-во МГУ, 1980.

16. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) . - М.: Педагогика, 1984. - 144с.

17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск: Народная асвета, 1984.

18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996. - 208 с.

20. Леднев B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

21. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы психологии. -1972.-№1.

22. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.-151с.

23. Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971, 394 с.

24. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М., 1977.-86с.

25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

26. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями./ Методическое пособие. - СПб, Институт тренинга, 1997.

27. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.: Просвещение, 1984.-256с.

28. Мухина В.С. Детская психология /Под ред. Л.А.Венгера - М.: Просвещение, 1985.

29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

30. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

31. Поломникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика, 1970. - №5. -76-83с.

32. Поломникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. - Казань, 1968. -192с.

33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. -М. : ВЛАДОС, 1996.

34. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников. - Киев, 1982. - 176 с.

35. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. - М: Педагогика, 1982. - 159 с.

36. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, №6

37. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии, 1996, №3.

38. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288 с.

39. Тюхтин B.C. Отражение, системы, кибернетика. - М., 1972, С.98

40. Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. - Изд-во МГУ, 1972. - 262 с.

41. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.

42. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа

43. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. - М.: Знание, 1989.- 188с.

44. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990.-139с.

45. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 209с.

46. Шамова Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся. - Советская педагогика. - 1971. - №10. - 5 с.

47. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.

48. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.

49. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М.: Учпедгиз, 1960. - 328 с.

50. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М. 1974. -142с.

51. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М.:Педагогика, 1979. - 144 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Взаимосвязь самооценки и тревожности детей младшего школьного возраста из сельской местности»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика