ВКР

«Психологические особенности эмоционально-личностной сферы у пожилых людей с нарушениями зрения»

  • 79 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 9

1.1 Нарушение зрения как форма дефицитарного развития 9

1.2 . Нарушение зрения у пожилых 12

1.3 . Личностные качества пожилых людей с нарушением зрения 16

1.4 Эмоциональная сфера пожилых людей с нарушением зрения 20

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 27

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 28

2.1. Описание выборки и методик исследования 28

2.2. Анализ результатов исследования 31

2.3. Программа коррекции эмоциональных и личностных нарушений для пожилых людей 42

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 55

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что зрение играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. При нарушении зрения нарушается как эмоциональная, так и личностная сфера. По сравнению с людьми со здоровым зрением человек с нарушенным зрением более уязвим как психологически, так и эмоционально [9, 18, 26]. Эмоциональная сфера слабовидящих и незрячих людей на данный момент считается слабо изученной, что связано с трудностями, возникающими при объективном изучении чувств и эмоций[8]. Зрение является одной из важнейших функций восприятия окружающей информации. Полное либо частичное отсутствие зрения приводят человека к чувству собственной неполноценности, как следствие -депрессивным состояниям и неврозам. Потеря зрения также может сопровождаться рядом сопутствующих заболеваний, либо быть их последствием. Пожилые люди переносят полную либо частичную потерю зрения крайне чувствительно. На фоне остальных заболеваний, которые свойственны людям пожилого возраста, потеря зрения может стать решающим фактором к появлению депрессий и более серьезных последствий.

Исследованию личностных особенностей и эмоциональных состояний людей пожилого возраста посвящены работы таких авторов, как В.А. Ташлыков, Б.Д. Карвасарский, P.M. Грановская, Г.С. Абрамова, М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова, JI.M. Орлова, Н.В.Короткова, Е.Ю. Коржова и других. В тоже время данная проблема исследована недостаточно, поэтому ее более глубокое и всестороннее изучение является актуальным и в настоящее время.

Социальные условия в большинстве случаев таковы, что несколько поколений вынуждены проживать под одной крышей. Характерные для людей пожилого возраста особенности личности (замкнутость, повышенный контроль над собой, излишняя требовательность к себе и окружающим, стремление поучать, агрессивность, раздражительность, тревожность, ранимость, обидчивость, большая потребность во внимании со стороны окружающих) могут лежать в основе нарушения отношений в семьях пожилых людей, их отношений с окружающими и нарушения самоотношения[18, 26].

Таким образом, особенностью протекания заболеваний в пожилом возрасте является сочетанность соматических и психических изменений. Учитывая, что зрительные изменения - это наиболее распространенная соматическая патология у лиц пожилого возраста, важным представляется более детальное изучение личностных особенностей и особенностей психоэмоционального состояния у этой категории пациентов[10, 30].

Проблема исследования. Эмоции и чувства человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы.

Объект исследования: эмоционально-личностная сфера.

Предмет исследования: особенности эмоционально-личностной сферы пожилых людей с нарушением зрения.

Цель работы: исследовать психологические особенности эмоционально-личностной сферы у пациентов пожилого возраста с нарушениями зрения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-психологическую литературу по проблеме нарушений зрения как формы дефицитарного развития ;

2. Рассмотреть нарушения зрения в пожилом возрасте;

3. Описать личностные качества пожилых людей с нарушением зрения;

4. Охарактеризовать особенности эмоциональной сферы пожилых людей с нарушением зрения;

5. Исследовать особенности личности у пациентов пожилого возраста с нарушениями зрения, в сравнении с пожилыми людьми без нарушений зрения; в одной задаче

6. Сравнить типы реагирования на болезнь пациентов пожилого возраста с нарушениями зрения и пожилых людей без нарушений зрения.

7. Изучить особенности эмоционального состояния у пациентов пожилого возраста с нарушениями зрения, в сравнении с пожилыми людьми без нарушений зрения;

8. Разработать коррекционную программу эмоционально - личностной сферы для пожилых людей с нарушениями зрения.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что пожилые люди с нарушениями органа зрения отличаются личностными особенностями и психоэмоциональными состояниями от пожилых лиц без нарушений зрения

Методы исследования:

1. Теоретические методы: сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала;

I. Эмпирические методы: тестирование. Были использованы следующие методики:

- Гиссенский личностный опросник;

- Томский опросник ригидности;

- Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптированная Ю.Л. Ханиным);

- Опросник САН (самочувствие, активность и настроение);

- Типы отношения к болезни (ТОБОЛ).

II. Методы математической обработки: t-критерий Стьюдента.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ «IBMSPSSStatistics, версия 23.0».

Эмпирическая база и выборка исследования: 81 человек в возрасте 70-85 лет: 41 пациент взрослой консультативной поликлиники ГБУ «Уфимский НИИ глазных болезней АН РБ», 40 пожилых людей без нарушений зрения и других хронических заболеваний.

Положения выносимые на защиту:

1. Пожилым людям с нарушениями зрения свойственны такие личностные особенности как личностная тревожность и ригидность (ригидность как состояние и преморбидная ригидность). Это характеризует их таким образом, что в состоянии страха, стресса (дистресса), плохого настроения, утомления или какого-либо болезненного состояния они в высокой степени склонны к ригидному поведению. В обычных условиях подобное поведение он может не проявлять

2. Пожилым людям с нарушениями зрения в сравнении с пожилыми людьми, не имеющими нарушений зрения, свойственны эмоционально окрашенные жалобы по поводу физического самочувствия ( истощение, боли в различных частях тела, давление). Пожилым людям с нарушениями зрения свойственен дезадаптивный тревожный тип отношения к болезни.

3. Эмоциональное состояние пожилых людей с нарушениями зрения отличается тревожностью, плохим самочувствием, низкой активностью и сниженным настроением.

Научная новизна исследования: получены данные об эмоциональных и личностных особенностях пожилых людей с нарушениями зрения Установлено, что данные особенности касаются ригидности, тревожности, тревожного типа реагирования на болезнь, плохого самочувствия и телесных жалоб, отношении сниженной активности.

Теоретическая значимость исследования: материалы психологического исследования расширили существующие представления о нарушениях когнитивных функций у пациентов, перенёсших инсульты.

Практическая значимость исследования: на основе результатов исследования создана программа коррекции эмоционально - личностной сферы пожилых людей с нарушениями зрения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием совокупности методов, адекватных предметам, целям и задачам исследования, применением стандартизованных методик исследования; репрезентативностью и объёмом выборки; использованием методов математической статистики, адекватных задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на:

1) «Психическое здоровье в реалиях современного мира» материалы очного межвузовского научно-практического семинара 17 октября 2019 г.Уфа.

2) Человек в условиях социальных изменений сборник научных статей очной международной научно-практической конференции Уфа - 2019.

Результаты исследования опубликованы в сборниках и журналах:

1) Психоэмоциональный статус у пожилых пациентов с дефектами зрения // Психическое здоровье в реалиях современного мира. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М.

Акмуллы. - 2018. - № 1.

2) Оценка психического состояния у пожилых людей с заболеваниями сетчатки // Психическое здоровье в реалиях современного мира. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. - 2019. - № 2.

3) Уровень тревожности у пожилых слабовидящих пациентов // Молодой ученый . - 2020. - № 25.

Структура работы: работа изложена на 77 страницах и состоит из введения, главы с описанием теоретических аспектов исследования и главы с описанием выборки и методов исследования, выводов, списка литературы, приложения. Список литературы содержит 60 источников.

Фрагмент работы

ГЛАВА ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

1.1 Нарушение зрения как форма дефицитарного развития

Здоровье является комплексным понятием. Важной составляющей здоровья является нормальность функционирования организма на всех уровнях его организации. В этом случае для всех характеристик организма человека подсчитываются среднестатистические показатели нормы. Так же значимо динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. Здоровье подразумевает способность человека к функционированию в социуме, выполнению основных общественных функций. Важна способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохранять постоянство собственной внутренней среды. Так же под здоровьем понимается отсутствие болезней и полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, включающее гармоничное развитие физического и духовного [7] .

В настоящее время очень развиты различные болезни связанные со зрением у лиц разных возрастов.

Тифлопсихология, именно данная отрасль специальной психологии специализируется на изучении проблем умственного и психического развития людей с нарушением зрения. В самом начале становления тифлопсихологии, рассматривалась психология слепых. В настоящее время данная наука рассматривает различные проблемы со зрением у людей разных возрастов.

Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих компенсацию информационных недостатков, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, влияние этого дефекта на психическое развитие[3, 11].

Впервые психология слепых была рассмотрена в трудах Д. Дидро, он же стал основоположником материалистического направления.

Также проблеме психологии слепых уделяли внимание такие авторы , как М. Кунц, Т. Геллер, К. Бурклен, А.А. Крогиус, П. Уилли, В.С. Сверлова М.И. Земцовой Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвак и другие. Описание эмоциональных состояний и чувств слепых описано трудах А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бурклен и др. [12, 19].

Значимость зрения в жизни каждого человека трудно переоценить. Только через органы зрения человек воспринимает около 80% зрительной информации. Зрительные ощущения и восприятия дают человеку наибольшее количество тонко дифференцированных данных самого широкого диапазона. Только за сутки у одного человека величина визуальных фиксаций доходит примерно до ста тысяч единиц [9, 18, 26].

Также можно отметить, что почти не имеет ограничения поле зрительного восприятия.

Сеченов И.М в своих трудах отмечал, что глаз человека способен различать 8 категорий атрибутов. Среди которых форма, цвет, размер, направление, расстояние, телесность, движение и мир, которые дают возможность глазу достоверно отражать фактические пространственные отношения.

Из всех структурных единиц чувственного и эмоционального познания зрение более достоверно отражает суть объектов. Также зрение более совершенно, чем, например слуховой анализатор.

Зрительное восприятие - наиболее «объективированное», объективированное восприятие человека. Вот почему они очень важны для знаний и практических действий [9, 30].

При нарушении зрительной активности человек начинает испытывать особые трудности при восприятии окружающей среды, теряется работоспособность, человек вынужден переходить на более легкую работу, а многие вообще переходят на работу из дома, так как боязнь выглядеть слабым и болезненным в глазах сотрудников для них очень тяжело эмоционально. Также из за проблем со зрением человек вынужден избегать больших пространств в социуме, где много народу, транспортных средств. Например у многих возникают панические атаки и головокружения на большой высоте, это может быть эскалатор в метро или стеклянная лестница в торговом комплексе.

С.Л. Рубенштейн считал, что снижение или отсутствие сенсорного восприятия влияет на психоэмоциональную составляющую психики и имеет большое влияние на ее развитие: вне зависимости от цвета, формы, люди лишенные зрения не могут познать всю яркость и красоту окружающего мира, поэтому они испытывают сильный стресс[9, 10, 26].

Заключение

Психология зрения - раздел специальной психологии, изучающий психологическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы его коррекции при обучении и воспитании. Как область науки, психология зрения, очень многопланова и поэтому слабо изучены многие ее разделы, такие как, например, психологические особенности пожилых людей с нарушениями зрения.

Было проведено исследование, целью которого было исследовать особенности личностных качеств и эмоциональных состояний у пациентов пожилого возраста с нарушениями зрения.

Было выдвинуто предположение, что пожилые люди с нарушениями органа зрения отличаются своими личностными особенностями и психоэмоциональным состоянием от пожилых лиц без нарушений зрения.

В результате исследования сделаны следующие выводы:

1. Пожилые люди с нарушениями зрения отличаются от пожилых людей с нормальным зрением по эмоционально окрашенным жалобам по поводу физического самочувствия.

2. Пожилым людям с нарушениями зрения свойственен дезадаптивный тревожный тип отношения к болезни. Так же у них отсутствует гармоничный, эргопатический, анозогнозический типы реагирования на болезнь, имеющиеся в группе пожилых людей без нарушений зрения.

3. Пожилые люди с нарушениями зрения отличаются от пожилых людей с нормальным зрением по ригидности (ригидность как состояние и преморбидная ригидность).

4. Эмоциональное состояние пожилых людей с нарушениями зрения отличается плохим самочувствием, низкой активностью и сниженным настроением.

5. Эмоциональное состояние пожилых людей с нарушениями зрения отличается личностной тревожностью и ситуативной тревожностью.

Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2014. - 136 с.

2. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности /Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2011. - Т. 17. - № 6. - С. 60-71.

3. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал, 2001, том 22, №3.

4. Анцыферова Л.И. Психологические приобретения и потери человека в период поздней взрослости // Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2004. - с.46-54.

5. Валединская О. Р., Нартова-Бочавер С. К. Личное пространство человека и возможности его "измерения" // Психология зрелости и старения. -2002, №2 с. 60-76.

+ еще 55 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Психологические особенности эмоционально-личностной сферы у пожилых людей с нарушениями зрения»
Раздел: Психология
Тип: ВКР
Страниц: 79
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика