Дипломная работа

«Мифологический подтекст в малой прозе В. Астафьева: литературоведческий и методический аспекты изучения»

  • 82 страниц(ы)
  • 99 просмотров
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА 8

1.1. Проблема мифологизма в науке и искусстве XX века 8

1.2. Явление деревенской прозы в советской литературе 14

1.3. Истоки мифологизма прозы В.П. Астафьева 17

Выводы по первой главе 23

ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ И ПРИРОДНЫЕ ОБРАЗЫ В МАЛОЙ ПРОЗЕ В.П. АСТАФЬЕВА 25

2.1. Образы животного мира в произведениях малой прозы В.Астафьева . 25

2.2.Образы растительного мира в произведениях малой прозы В.Астафьева 37

2.3. Художественное пространство и топография в произведениях малой прозы В.Астафьева 42

Выводы второй главе 49

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАСЛЕДИЯ В.П. АСТАФЬЕВА В ШКОЛЕ 52

3.1. Место произведений В.П. Астафьева в примерных образовательных программах по литературе 52

3.2. Методические рекомендации по изучению произведений В.П. Астафьева в школе 66

Выводы по третьей главе 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 83

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - советский и российский писатель, герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991). Произведения В.П. Астафьева воспринимались как классика литературы еще в советский период. Еще в конце XX века они заняли первое прочное место в школьных программах. Но и сейчас, несмотря на все реформы образования, такие произведения В. Астафьева, как «Васюткино озеро» (1952), «Конь с розовой гривой» (1968) являются частью школьной программы.

Несомненно, творчество В.П. Астафьева занимает достойное место в русской и мировой литературе, его обращение к глобальным и извечным проблемам человечества, специфика манеры и стиля написания произведений привлекает внимание исследователей и читателей и по сей день. Повествование Астафьева передаёт взгляд на общество простого человека, его произведениям свойственно изображение горьких сторон жизни, которые отражают важные нравственные изъяны общества. Одним из первых он упоминает о мелочности жизненных целей «городских» и их неустоявшейся культуре, подростковой жестокости, о насилии и саморазрушении общества. Это объясняется непреходящую актуальность тем, проблем, образов, которые создавал писатель. Именно поэтому они были популярны в СССР и за рубежом и были переведены на многие языки мира и издавались огромными тиражами. Центральные темы его творчества - военная и деревенская. Своё первое произведение Астафьев написал ещё в школе - сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро» (1952). Уже ранние повести Астафьева, «Стародуб» (1959), «Звездопад» (1960) и «Перевал» (1958-1959), вызвали внимание критики (Н. Яновский, В. Курбатов, А. Макаров, М. 3.Бару, С. Залыгин, С. Баруздин, И. Жуков, М. Николаева). Не все произведения В.П. Астафьева были сразу приняты. Однако о «Царь-рыбе» написано очень много работ советскими исследователями. Произведение «Царь-рыба», написанное в 1976 году, является важнейшим произведением Виктора Астафьева в русской литературы последней трети XX века. «Царь-рыба» принадлежит к «деревенской прозе» и является образцом натурфилософской прозы. В нем В. Астафьев отобразил тяжелую жизнь деревенских жителей, равнодушие окружающей их природы. За это произведение Астафьев удостоился своей премии в 1978 году. Книга неоднократно подвергалась жесткой цензуре и критике. Несмотря на это, повествование в рассказах принесло Астафьеву всенародное признание, а книга и остаётся одной из любимых для читателей.

В изучении творчества В.П. Астафьева можно выделить два этапа. Первый относится к советскому периоду. Можно отметить труды таких исследователей, как А.П. Ланщиков, Л.Ф. Ершов, Т.М. Вахитова. Они изучали проблематику и систему образов произведений В.Астафьева. Н.В. Лебедева замечает, что «темы, образы, мотивы произведений В.П. Астафьева сохраняют общенациональную значимость. Они охватывают широкий диапазон его миропонимания - от локально-региональных проявлений до общенационального «русского космоса» [24, 279-309]. Второй этап начинается с 2000 годов. Появляются работы, в которых ставится вопрос о натурфилософии, мифологизме. Деревенская проза вписывается в чисто литературный процесс. Вместе с тем многие аспекты мифопоэтики до сих пор остаются неизученными. В числе исследователей творчества В.П. Астафьева - С. Залыгин, Н. Яновский, Т.М. Вахитова, А. Овчаренко, Л.Г. Швех и другие. Все они отмечают проявления откровенности в обращениях писателя к читателю, во введении в художественное полотно фактов реальной жизни. В критической работе Т.М. Вахитовой по творчеству писателя представлены и описаны основные черты стиля В.П. Астафьева, среди которых реалистичность, автобиографизм, публицистичность, лиризм, психологизм, символизм, философичность, романтичность, народность. Произведения Астафьева отличаются тем, что лиризм в них является стержнем, основой, который обрамляется эпичностью, объективностью, публицистичностью, бытовой конкретностью, усиливается сцеплением символики и реальности, «бережной взглядчивостью» в частности.

Проблеме мифологизма рассказов Астафьева посвящены труды таких исследователей, как Е.М. Мелетинский, Г.А. Белая, проблеме мифологичности произведения «Царь-рыба» посвящена работа А.И Смирновой «Русская натурфилософская проза второй половины XX века».

Актуальность исследования связана с необходимостью раскрыть мифологический аспект и его трактовку в произведениях.

Произведения В.П. Астафьева изучаются, но не вполне соответствуют духу времени. Поэтому цель данного исследования заключается в определении роли и содержания мифологического подтекста малой прозы, которая существенно расширяет идейное содержание произведений и имеет важный методический потенциал. Мифологический подтекст - это подспудный, неявный смысл, не дополняющий прямой смысл текста. Он возникает благодаря аллюзиям в виде элементов мифологических сюжетов, символизма образов и т.д. Это мифологический фон произведения, который улавливается читателем по рассеянным в тексте намёкам и реминисценциям.

Задачи исследования:

1) рассмотреть проблему мифологизма в науке, философии и искусстве XX века;

2) на основе анализа научной литературы выявить специфику мифологизма в деревенской прозе;

3) определить истоки мифологизма В.П. Астафьева, как яркого представителя деревенской прозы;

4) раскрыть содержание мифологического подтекста, связанного с образами животного и растительного мира;

5) определить роль мифологического подтекста в ранней малой прозе В.П. Астафьева;

6) проанализировать место произведений В.П. Астафьева в образовательной программе;

7) дать методические рекомендации по изучению произведения В.П. Астафьева в школе, с привлечением материала исследования.

Объектом работы является мифологический подтекст природных образов, включающих в себя животный и растительный мир, художественное пространство в произведениях В.П. Астафьева.

Предмет исследования - рассказы В.П. Астафьева (1952-1976) «Царь-рыба», «Синие сумерки», «Стародуб», «Белогрудка», «Гуси в полынье», «Ельчик-бельчик», «Деревья растут для всех». Отбор материала обусловлен жанровым, тематическим и хронологическим принципом. В данных рассказах звучит тема взаимодействия человека и природы.

Новизна работы заключается в том, что художественная система образов и художественное пространство ранних рассказов В.П. Астафьева интерпретируются в контексте мифологической традиции, которая

присутствует в произведениях в форме подтекста. Очевидно, что миф в произведениях В.П. Астафьева присутствует не явно, т.е. писатель не использует собственно мифологические сюжеты, не вводит мифологических персонажей. Исходя из наблюдений, можно выделить три основополагающих признаков мифа: объединение действительного и совершенного, т.е. мысль и действие; несознательная ступень мышления (овладевая мифическим смыслом, мы изживаем сам миф); нерасчленённость отражения (неразделённость субъекта и объекта, отсутствие различения естественного и фантастического).

Соотнесение с мифологической традицией - это один из уровней интерпретаций текста, который возник благодаря использованию многозначных, символических образов, введению констант (дом, лес, вода, смерть и др.). Особенности мифологизма можно определить как введение мифологического подтекста.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы при проведении занятий, посвященных творчеству В.П. Астафьева при составлении учебных пособий. Впоследствии возможно внедрение данного комплекса в школе.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, приложения и списка использованной литературы, насчитывающей 60 наименований.

Результаты исследования были апробированы в докладе на региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз» 16 апреля 2019 г., а также на уроке литературы в 10 классе в МБОУ СОШ № 41 г. Уфы 15 октября 2018 г.

ГЛАВА I. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА

1.1. Проблема мифологизма в науке и искусстве XX века

Мифологизм является характерной чертой литературы ХХ века, причем он проявляется не только как художественный прием - в использовании мифологических сюжетов, образов и мотивов, - но и как мироощущение. Мифологизм делает возможным выход за социально-исторические и пространственно-временные рамки, мифологическое время вытесняет объективное историческое, что позволяет авторам изобразить проблемы, ситуации и героев в своеобразном «вакууме», символизировать психологические коллизии.

В XX в. возродилась тенденция полисемантизации термина «миф». В современной культуре термин «миф» функционирует весьма и весьма многозначно, имеет множество смысловых оттенков. Под мифом понимают не только древнее представление о мире, результат первобытного духовного производства. В.М. Найдыш выделяет такие значения мифа: любое неистинное, ложное знание, субъективно-ценностное представление, несущее в себе момент условности, невысказанности, относительности;

- то, с чем апеллируют не к разуму, мышлению, рассудку, здравому смыслу, а к чувствам, эмоциям;

- утверждения, выражающие не знания или ценности, а веру во что-либо, свод убеждений, сюжетно оформленную догматическую основу религии, некую религиозную систему;

- легенды, предания, сказки, фольклор и др.;

- используемые в искусстве фантастические, воображаемые образы, продукты нереалистического художественно-образного преломления действительности, часто являющиеся продуктами функциональной и идейной переработки древних мифов;

- догматизированное или сакрализованное знание, результаты деятельности воображения, порождаемые определенной ситуацией и предназначенные для какой-то цели;

- определенный тип философских воззрений и т.д.

Неоднозначно интерпретируется специалистами и место мифологизма на шкале исторического развертывания духовно-культурных процессов. Так, в современной философско-гуманитарной литературе можно встретить различные варианты ответов на вопрос о месте мифологизма в историко-культурном процессе. В истории культуры миф, прежде всего, предстает как исторически первая форма сознания, как сознание первобытной родовой общины, способ ее мировосприятия, ее мировоззрение. О ярком, многоликом, удивительном мире первобытной мифологии дает обстоятельное представление содержательная энциклопедия «Мифы народов мира». Генетически литература связана с мифологией через фольклор; в частности, повествовательная литература, которая нас занимает в первую очередь, - через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора (разумеется, многие памятники эпоса и сказки продолжали свое развитие или даже заново создавались в качестве книжных произведений). Соответственно драма и отчасти лирика первоначально воспринимали элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии.

«Мифологизм» является характерным явлением литературы XX в. и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом мироощущение (дело, конечно, не только в использовании отдельных мифологических мотивов). Он ярко проявился и в драматургии, и в поэзии, и в романе; в последнем наиболее отчетливо выражена специфика новейшего мифологизма, в силу того что в прошлом столетии роман в отличие от драмы и лирики почти никогда не становился полем мифологизирования. Этот феномен, несомненно, расцвел на путях преобразования классической формы романа и известного отхода от традиционного критического реализма XIX в. Пафос мифологизма XX в. не столько в обнажении измельчания и уродливости современного мира с этих поэтических высот, сколько в выявлении неких неизменных, вечных начал, позитивных или негативных, просвечивающих сквозь поток эмпирического быта и исторических изменений. Мифологизм повлек за собой выход за социально-исторические и пространственно-временные рамки.

Подводя итоги исследованию, можно заметить, что в современном литературоведении мифологическая интерпретация художественного текста имеет большое значение.

В главе 1 мы рассмотрели роль мифологической традиции в русской литературе середины XX века. Интерес к мифу в литературе XX века становится базой для разработки нового учения о мифе, ассоциировавшийся в предшествующих эпохах как старинные сказания, начал связываться с сложившимися этапами развития человеческого общества. Мифологизм характерен для произведений, исследующих устойчивые, универсальные особенности человеческого мышления, обращается к философской проблематике. Некоторые свойства мифологического мышления (в том числе конкретно-чувственное и индивидуальное представление абстракций, символизм, настойчивое выражение смысла и целесообразной направленности всей действительности) закрепляются в массовом сознании, в художественных текстах.

«Деревенская» проза развивается в 1960-1980-е годы. Виктор Петрович Астафьев является представителем прозы о деревне. В своих произведениях он часто пишет о Сибири, в которой родился и вырос, о деревне и её жителях. Затрагивает темы жизни, земного и вечного назначении человека, природные образы. Поднимает вопросы своего времени, пути развития личности, пытается пробуждать в читателях чувство сострадания, духовно-нравственный потенциал.

В. П. Астафьев был религиозен в своих взглядах на окружающий мир. Бог для него является родителем природы и всего живого. Мировоззрение Астафьева берет свое начало из православного сознания, так как он воспитывался в религиозной среде. Поэтому мы интерпретировали природные образы в его произведениях через призму христианских мифов и сказаний.

Во второй главе выявили мифологическую основу природных образов. Мифологический подтекст природных образов играет важную роль в понимании произведений Астафьева. В подтексте рассказов Астафьев использует различные мифологические образы: рыба, собака, туруханская лилия, стародуб, лиственница, тайга, река, солнце и др. Интерпретация этих образов позволят глубже понять смысл данных произведений. Таким образом, мифологизм в произведениях В. Астафьева является способом воплощения философского осмысления бытия природы, проблематики и особенностей мировосприятия.

Единство и борьба человека с природой - главная тема его произведений. Астафьев не мог пройти мимо, остро стоящей в современности проблемы взаимоотношений человека и природы. Прочитав произведения В.П. Астафьева, можно понять, что природа таит в себе дух справедливости, возмездия. Об этом говорят мучения царь-рыбы из рассказа «Царь-рыба», покалеченной браконьером, которая всё же пересилила его.

В данной работе мы рассмотрели интерпретацию природных образов в традициях разных культур и народов. Так, рыба олицетворяет символ потопа и крещения, смерти и возрождения. Именно с таким значением символического образа мы и встречаемся в главе «Царь-рыба», которая является своеобразным ключом ко всему повествованию. Восприятие природы через миф обеспечивает цельность человека с окружающим его миром. Многоликие отдельные главы повествования объединяются ключевым образом Царь-рыбы. Царь-рыба, этот огромный и красивый осетр составляет один ряд с верной собакой Бойе, с туруханской лилией, с тайгой и населяющими ее охотниками, крестьянами, рыбаками, с автобиографическим героем.

Также мы исследовали мифологический подтекст в образах растительного мира. Так, выяснили, что основу образа дерева как мифопоэтического символа в натурфилософской прозе составляет поклонение деревьям, уходящее своими истоками в глубокую древность. Отголоски этого поклонения проявились в произведении и В.П. Астафьева, организуя натурфилософскую концепцию произведения.

У всех народов Сибири мировое древо символизирует опору мира. Данный образ раскрывает универсальную концепцию мироздания, ядро Космоса.

Трудно сосчитать, сколько рек, речек, речушек описал Астафьев в своих рассказах. И каждая под пером художника обретает свое собственное лицо и характер.

В третьей главе мы рассматривали современные подходы к изучению творчества В.П. Астафьева в школе. Современные программы и учебники по литературе для 10-11 классов строятся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Малое внимание, уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на наш взгляд не совсем соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.

Система изучения произведений В.П. Астафьева в основной школе опирается на мотивный анализ. Предложенный подход является наиболее продуктивным в современной школе. Богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня. Обращение к методическим рекомендациям (Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, Н.К. Силкин, H.A. Бодрова, В.Н. Иванова, Г.М. Игнатова, O.A. Лапшина, Н.М. Лаури, Т.А. Пахомова, H.H. Полянских и другие) показало, что интерес к личности и творчеству В.П. Астафьева в школе недостаточный. В связи с этим считаем важным рекомендовать педагогам в своей работе более активно использовать воспитательные возможности его произведений, которые насыщены нравственными, социальными, философскими проблемами.

Существующие программы по литературе ориентируют школьного учителя на отдельные произведения В.П. Астафьева. В итоге у учеников остаётся фрагментарное представление о творчестве талантливого, самобытного писателя, который вобрал в себя и традиционную для русской классической литературы гуманистическую концепцию мира, и тенденции развития искусства слова на современном этапе. В связи с этим возникает необходимость более широкого изучения произведений В.П. Астафьева в 5-11 классах, что позволит создать целостную картину художественного мира писателя, с учётом особенностей психологического и возрастного развития школьников.

Использование продуктивных форм и приёмов работы (выявление способов выражения позиции автора, разноуровневые сопоставления, составление малых критических хрестоматий, творческие упражнения) усиливает познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает читательские интересы.

1. Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. Т. 1. - М.: Сов. энциклопедия, 1980. - 240 с.

2. Астраханцев А.И. О В.П. Астафьеве, человеке и писателе / А. Астраханцев // «И открой в себе память.»: Материалы к биографии В. П. Астафьева / Краснояр. гос. ун-т/ ред. Г.М. Шленская. - Красноярск, 2005. - С. 17-33.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. - М.: Современный писатель, 1995. - 784 с.

4. Бармин А. В. Сказка в повествовании В. П. Астафьева (Материалы к исследованию) // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. науч. сб. - Уфа, 1983. - 143 с.

5. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983. - С. 185-186

+ еще 54 источника

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Мифологический подтекст в малой прозе В. Астафьева: литературоведческий и методический аспекты изучения»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика