Дипломная работа

«Мифологический подтекст в малой прозе В. Астафьева: литературоведческий и методический аспекты изучения»

  • 82 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА 8

1.1. Проблема мифологизма в науке и искусстве XX века 8

1.2. Явление деревенской прозы в советской литературе 14

1.3. Истоки мифологизма прозы В.П. Астафьева 17

Выводы по первой главе 23

ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ И ПРИРОДНЫЕ ОБРАЗЫ В МАЛОЙ ПРОЗЕ В.П. АСТАФЬЕВА 25

2.1. Образы животного мира в произведениях малой прозы В.Астафьева . 25

2.2.Образы растительного мира в произведениях малой прозы В.Астафьева 37

2.3. Художественное пространство и топография в произведениях малой прозы В.Астафьева 42

Выводы второй главе 49

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАСЛЕДИЯ В.П. АСТАФЬЕВА В ШКОЛЕ 52

3.1. Место произведений В.П. Астафьева в примерных образовательных программах по литературе 52

3.2. Методические рекомендации по изучению произведений В.П. Астафьева в школе 66

Выводы по третьей главе 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 83

Введение

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) - советский и российский писатель, герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991). Произведения В.П. Астафьева воспринимались как классика литературы еще в советский период. Еще в конце XX века они заняли первое прочное место в школьных программах. Но и сейчас, несмотря на все реформы образования, такие произведения В. Астафьева, как «Васюткино озеро» (1952), «Конь с розовой гривой» (1968) являются частью школьной программы.

Несомненно, творчество В.П. Астафьева занимает достойное место в русской и мировой литературе, его обращение к глобальным и извечным проблемам человечества, специфика манеры и стиля написания произведений привлекает внимание исследователей и читателей и по сей день. Повествование Астафьева передаёт взгляд на общество простого человека, его произведениям свойственно изображение горьких сторон жизни, которые отражают важные нравственные изъяны общества. Одним из первых он упоминает о мелочности жизненных целей «городских» и их неустоявшейся культуре, подростковой жестокости, о насилии и саморазрушении общества. Это объясняется непреходящую актуальность тем, проблем, образов, которые создавал писатель. Именно поэтому они были популярны в СССР и за рубежом и были переведены на многие языки мира и издавались огромными тиражами. Центральные темы его творчества - военная и деревенская. Своё первое произведение Астафьев написал ещё в школе - сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро» (1952). Уже ранние повести Астафьева, «Стародуб» (1959), «Звездопад» (1960) и «Перевал» (1958-1959), вызвали внимание критики (Н. Яновский, В. Курбатов, А. Макаров, М. 3.Бару, С. Залыгин, С. Баруздин, И. Жуков, М. Николаева). Не все произведения В.П. Астафьева были сразу приняты. Однако о «Царь-рыбе» написано очень много работ советскими исследователями. Произведение «Царь-рыба», написанное в 1976 году, является важнейшим произведением Виктора Астафьева в русской литературы последней трети XX века. «Царь-рыба» принадлежит к «деревенской прозе» и является образцом натурфилософской прозы. В нем В. Астафьев отобразил тяжелую жизнь деревенских жителей, равнодушие окружающей их природы. За это произведение Астафьев удостоился своей премии в 1978 году. Книга неоднократно подвергалась жесткой цензуре и критике. Несмотря на это, повествование в рассказах принесло Астафьеву всенародное признание, а книга и остаётся одной из любимых для читателей.

В изучении творчества В.П. Астафьева можно выделить два этапа. Первый относится к советскому периоду. Можно отметить труды таких исследователей, как А.П. Ланщиков, Л.Ф. Ершов, Т.М. Вахитова. Они изучали проблематику и систему образов произведений В.Астафьева. Н.В. Лебедева замечает, что «темы, образы, мотивы произведений В.П. Астафьева сохраняют общенациональную значимость. Они охватывают широкий диапазон его миропонимания - от локально-региональных проявлений до общенационального «русского космоса» [24, 279-309]. Второй этап начинается с 2000 годов. Появляются работы, в которых ставится вопрос о натурфилософии, мифологизме. Деревенская проза вписывается в чисто литературный процесс. Вместе с тем многие аспекты мифопоэтики до сих пор остаются неизученными. В числе исследователей творчества В.П. Астафьева - С. Залыгин, Н. Яновский, Т.М. Вахитова, А. Овчаренко, Л.Г. Швех и другие. Все они отмечают проявления откровенности в обращениях писателя к читателю, во введении в художественное полотно фактов реальной жизни. В критической работе Т.М. Вахитовой по творчеству писателя представлены и описаны основные черты стиля В.П. Астафьева, среди которых реалистичность, автобиографизм, публицистичность, лиризм, психологизм, символизм, философичность, романтичность, народность. Произведения Астафьева отличаются тем, что лиризм в них является стержнем, основой, который обрамляется эпичностью, объективностью, публицистичностью, бытовой конкретностью, усиливается сцеплением символики и реальности, «бережной взглядчивостью» в частности.

Проблеме мифологизма рассказов Астафьева посвящены труды таких исследователей, как Е.М. Мелетинский, Г.А. Белая, проблеме мифологичности произведения «Царь-рыба» посвящена работа А.И Смирновой «Русская натурфилософская проза второй половины XX века».

Актуальность исследования связана с необходимостью раскрыть мифологический аспект и его трактовку в произведениях.

Произведения В.П. Астафьева изучаются, но не вполне соответствуют духу времени. Поэтому цель данного исследования заключается в определении роли и содержания мифологического подтекста малой прозы, которая существенно расширяет идейное содержание произведений и имеет важный методический потенциал. Мифологический подтекст - это подспудный, неявный смысл, не дополняющий прямой смысл текста. Он возникает благодаря аллюзиям в виде элементов мифологических сюжетов, символизма образов и т.д. Это мифологический фон произведения, который улавливается читателем по рассеянным в тексте намёкам и реминисценциям.

Задачи исследования:

1) рассмотреть проблему мифологизма в науке, философии и искусстве XX века;

2) на основе анализа научной литературы выявить специфику мифологизма в деревенской прозе;

3) определить истоки мифологизма В.П. Астафьева, как яркого представителя деревенской прозы;

4) раскрыть содержание мифологического подтекста, связанного с образами животного и растительного мира;

5) определить роль мифологического подтекста в ранней малой прозе В.П. Астафьева;

6) проанализировать место произведений В.П. Астафьева в образовательной программе;

7) дать методические рекомендации по изучению произведения В.П. Астафьева в школе, с привлечением материала исследования.

Объектом работы является мифологический подтекст природных образов, включающих в себя животный и растительный мир, художественное пространство в произведениях В.П. Астафьева.

Предмет исследования - рассказы В.П. Астафьева (1952-1976) «Царь-рыба», «Синие сумерки», «Стародуб», «Белогрудка», «Гуси в полынье», «Ельчик-бельчик», «Деревья растут для всех». Отбор материала обусловлен жанровым, тематическим и хронологическим принципом. В данных рассказах звучит тема взаимодействия человека и природы.

Новизна работы заключается в том, что художественная система образов и художественное пространство ранних рассказов В.П. Астафьева интерпретируются в контексте мифологической традиции, которая

присутствует в произведениях в форме подтекста. Очевидно, что миф в произведениях В.П. Астафьева присутствует не явно, т.е. писатель не использует собственно мифологические сюжеты, не вводит мифологических персонажей. Исходя из наблюдений, можно выделить три основополагающих признаков мифа: объединение действительного и совершенного, т.е. мысль и действие; несознательная ступень мышления (овладевая мифическим смыслом, мы изживаем сам миф); нерасчленённость отражения (неразделённость субъекта и объекта, отсутствие различения естественного и фантастического).

Соотнесение с мифологической традицией - это один из уровней интерпретаций текста, который возник благодаря использованию многозначных, символических образов, введению констант (дом, лес, вода, смерть и др.). Особенности мифологизма можно определить как введение мифологического подтекста.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы при проведении занятий, посвященных творчеству В.П. Астафьева при составлении учебных пособий. Впоследствии возможно внедрение данного комплекса в школе.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, приложения и списка использованной литературы, насчитывающей 60 наименований.

Результаты исследования были апробированы в докладе на региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз» 16 апреля 2019 г., а также на уроке литературы в 10 классе в МБОУ СОШ № 41 г. Уфы 15 октября 2018 г.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА

1.1. Проблема мифологизма в науке и искусстве XX века

Мифологизм является характерной чертой литературы ХХ века, причем он проявляется не только как художественный прием - в использовании мифологических сюжетов, образов и мотивов, - но и как мироощущение. Мифологизм делает возможным выход за социально-исторические и пространственно-временные рамки, мифологическое время вытесняет объективное историческое, что позволяет авторам изобразить проблемы, ситуации и героев в своеобразном «вакууме», символизировать психологические коллизии.

В XX в. возродилась тенденция полисемантизации термина «миф». В современной культуре термин «миф» функционирует весьма и весьма многозначно, имеет множество смысловых оттенков. Под мифом понимают не только древнее представление о мире, результат первобытного духовного производства. В.М. Найдыш выделяет такие значения мифа: любое неистинное, ложное знание, субъективно-ценностное представление, несущее в себе момент условности, невысказанности, относительности;

- то, с чем апеллируют не к разуму, мышлению, рассудку, здравому смыслу, а к чувствам, эмоциям;

- утверждения, выражающие не знания или ценности, а веру во что-либо, свод убеждений, сюжетно оформленную догматическую основу религии, некую религиозную систему;

- легенды, предания, сказки, фольклор и др.;

- используемые в искусстве фантастические, воображаемые образы, продукты нереалистического художественно-образного преломления действительности, часто являющиеся продуктами функциональной и идейной переработки древних мифов;

- догматизированное или сакрализованное знание, результаты деятельности воображения, порождаемые определенной ситуацией и предназначенные для какой-то цели;

- определенный тип философских воззрений и т.д.

Неоднозначно интерпретируется специалистами и место мифологизма на шкале исторического развертывания духовно-культурных процессов. Так, в современной философско-гуманитарной литературе можно встретить различные варианты ответов на вопрос о месте мифологизма в историко-культурном процессе. В истории культуры миф, прежде всего, предстает как исторически первая форма сознания, как сознание первобытной родовой общины, способ ее мировосприятия, ее мировоззрение. О ярком, многоликом, удивительном мире первобытной мифологии дает обстоятельное представление содержательная энциклопедия «Мифы народов мира». Генетически литература связана с мифологией через фольклор; в частности, повествовательная литература, которая нас занимает в первую очередь, - через сказку и героический эпос, возникшие в глубоких недрах фольклора (разумеется, многие памятники эпоса и сказки продолжали свое развитие или даже заново создавались в качестве книжных произведений). Соответственно драма и отчасти лирика первоначально воспринимали элементы мифа непосредственно через ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии.

«Мифологизм» является характерным явлением литературы XX в. и как художественный прием, и как стоящее за этим приемом мироощущение (дело, конечно, не только в использовании отдельных мифологических мотивов). Он ярко проявился и в драматургии, и в поэзии, и в романе; в последнем наиболее отчетливо выражена специфика новейшего мифологизма, в силу того что в прошлом столетии роман в отличие от драмы и лирики почти никогда не становился полем мифологизирования. Этот феномен, несомненно, расцвел на путях преобразования классической формы романа и известного отхода от традиционного критического реализма XIX в. Пафос мифологизма XX в. не столько в обнажении измельчания и уродливости современного мира с этих поэтических высот, сколько в выявлении неких неизменных, вечных начал, позитивных или негативных, просвечивающих сквозь поток эмпирического быта и исторических изменений. Мифологизм повлек за собой выход за социально-исторические и пространственно-временные рамки.

Заключение

Подводя итоги исследованию, можно заметить, что в современном литературоведении мифологическая интерпретация художественного текста имеет большое значение.

В главе 1 мы рассмотрели роль мифологической традиции в русской литературе середины XX века. Интерес к мифу в литературе XX века становится базой для разработки нового учения о мифе, ассоциировавшийся в предшествующих эпохах как старинные сказания, начал связываться с сложившимися этапами развития человеческого общества. Мифологизм характерен для произведений, исследующих устойчивые, универсальные особенности человеческого мышления, обращается к философской проблематике. Некоторые свойства мифологического мышления (в том числе конкретно-чувственное и индивидуальное представление абстракций, символизм, настойчивое выражение смысла и целесообразной направленности всей действительности) закрепляются в массовом сознании, в художественных текстах.

«Деревенская» проза развивается в 1960-1980-е годы. Виктор Петрович Астафьев является представителем прозы о деревне. В своих произведениях он часто пишет о Сибири, в которой родился и вырос, о деревне и её жителях. Затрагивает темы жизни, земного и вечного назначении человека, природные образы. Поднимает вопросы своего времени, пути развития личности, пытается пробуждать в читателях чувство сострадания, духовно-нравственный потенциал.

В. П. Астафьев был религиозен в своих взглядах на окружающий мир. Бог для него является родителем природы и всего живого. Мировоззрение Астафьева берет свое начало из православного сознания, так как он воспитывался в религиозной среде. Поэтому мы интерпретировали природные образы в его произведениях через призму христианских мифов и сказаний.

Во второй главе выявили мифологическую основу природных образов. Мифологический подтекст природных образов играет важную роль в понимании произведений Астафьева. В подтексте рассказов Астафьев использует различные мифологические образы: рыба, собака, туруханская лилия, стародуб, лиственница, тайга, река, солнце и др. Интерпретация этих образов позволят глубже понять смысл данных произведений. Таким образом, мифологизм в произведениях В. Астафьева является способом воплощения философского осмысления бытия природы, проблематики и особенностей мировосприятия.

Единство и борьба человека с природой - главная тема его произведений. Астафьев не мог пройти мимо, остро стоящей в современности проблемы взаимоотношений человека и природы. Прочитав произведения В.П. Астафьева, можно понять, что природа таит в себе дух справедливости, возмездия. Об этом говорят мучения царь-рыбы из рассказа «Царь-рыба», покалеченной браконьером, которая всё же пересилила его.

В данной работе мы рассмотрели интерпретацию природных образов в традициях разных культур и народов. Так, рыба олицетворяет символ потопа и крещения, смерти и возрождения. Именно с таким значением символического образа мы и встречаемся в главе «Царь-рыба», которая является своеобразным ключом ко всему повествованию. Восприятие природы через миф обеспечивает цельность человека с окружающим его миром. Многоликие отдельные главы повествования объединяются ключевым образом Царь-рыбы. Царь-рыба, этот огромный и красивый осетр составляет один ряд с верной собакой Бойе, с туруханской лилией, с тайгой и населяющими ее охотниками, крестьянами, рыбаками, с автобиографическим героем.

Также мы исследовали мифологический подтекст в образах растительного мира. Так, выяснили, что основу образа дерева как мифопоэтического символа в натурфилософской прозе составляет поклонение деревьям, уходящее своими истоками в глубокую древность. Отголоски этого поклонения проявились в произведении и В.П. Астафьева, организуя натурфилософскую концепцию произведения.

У всех народов Сибири мировое древо символизирует опору мира. Данный образ раскрывает универсальную концепцию мироздания, ядро Космоса.

Трудно сосчитать, сколько рек, речек, речушек описал Астафьев в своих рассказах. И каждая под пером художника обретает свое собственное лицо и характер.

В третьей главе мы рассматривали современные подходы к изучению творчества В.П. Астафьева в школе. Современные программы и учебники по литературе для 10-11 классов строятся в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Малое внимание, уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на наш взгляд не совсем соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.

Система изучения произведений В.П. Астафьева в основной школе опирается на мотивный анализ. Предложенный подход является наиболее продуктивным в современной школе. Богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня. Обращение к методическим рекомендациям (Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, Н.К. Силкин, H.A. Бодрова, В.Н. Иванова, Г.М. Игнатова, O.A. Лапшина, Н.М. Лаури, Т.А. Пахомова, H.H. Полянских и другие) показало, что интерес к личности и творчеству В.П. Астафьева в школе недостаточный. В связи с этим считаем важным рекомендовать педагогам в своей работе более активно использовать воспитательные возможности его произведений, которые насыщены нравственными, социальными, философскими проблемами.

Существующие программы по литературе ориентируют школьного учителя на отдельные произведения В.П. Астафьева. В итоге у учеников остаётся фрагментарное представление о творчестве талантливого, самобытного писателя, который вобрал в себя и традиционную для русской классической литературы гуманистическую концепцию мира, и тенденции развития искусства слова на современном этапе. В связи с этим возникает необходимость более широкого изучения произведений В.П. Астафьева в 5-11 классах, что позволит создать целостную картину художественного мира писателя, с учётом особенностей психологического и возрастного развития школьников.

Использование продуктивных форм и приёмов работы (выявление способов выражения позиции автора, разноуровневые сопоставления, составление малых критических хрестоматий, творческие упражнения) усиливает познавательную и творческую деятельность учащихся, развивает читательские интересы.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. Т. 1. - М.: Сов. энциклопедия, 1980. - 240 с.

2. Астраханцев А.И. О В.П. Астафьеве, человеке и писателе / А. Астраханцев // «И открой в себе память.»: Материалы к биографии В. П. Астафьева / Краснояр. гос. ун-т/ ред. Г.М. Шленская. - Красноярск, 2005. - С. 17-33.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. - М.: Современный писатель, 1995. - 784 с.

4. Бармин А. В. Сказка в повествовании В. П. Астафьева (Материалы к исследованию) // Фольклор народов РСФСР: Межвуз. науч. сб. - Уфа, 1983. - 143 с.

5. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983. - С. 185-186

+ еще 54 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Мифологический подтекст в малой прозе В. Астафьева: литературоведческий и методический аспекты изучения»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика