Дипломная работа
«Развитие навыков словообразования у дошкольников с нарушением речи»
- 63 страниц
Введение 3
Глава 1. Изучение навыков словообразования у дошкольников с нарушением речи 6
1.1 .Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста 6
1.2 .Особенности развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3.Приемы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 21
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Изучение и коррекция навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 28
1.1. Организация и методы исследования 28
1.2. Качественно-количественный анализ результатов 36
1.3. Рекомендации по коррекции развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 42
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложение 56
Актуальность. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушениями речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важное место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Благодаря зонам, которые составляют третичные поля коры мозга, уровень которых обозначается, как языковой, ребенок овладевает сложно- построенной речью, чтением, письмом, понимает переносные значения слов, синонимы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток символического уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За словарь отвечают височные доли вначале обоих полушарий. За усвоение и использование морфологических правил - теменные доли. Синтаксис - прерогатива заднелобных долей мозга, преимущественно в левом полушарии.
Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Алексеева М.М., Арушанова А.Г., Дроздова Е.Н.,Жукова Н.С., Короткова А.В.,Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. , Яшина В.И. и другие.
Поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, что и обосновывает актуальность исследования.
Цель: изучение навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и разработка коррекционной программы по их развитию.
Объект исследования: навыки словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: изучение и развитие навыков
словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: у детей с ОНР III уровня в структуре речевого дефекта имеет место нарушение навыков словообразования, существительных, прилагательных и глаголов.
Задачи:
1. Провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования навыков словообразования у детей с нарушениями речи.
2. Обосновать необходимость изучения навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и подобрать методики для изучения.
3. Провести эмпирическое исследование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования
5. Разработать программу по коррекции навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы:
- методика исследования В.И.Ляминой, М.М.Алексеевой
-методы количественного и качественного анализа результатов исследования
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- теории А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева о развитии речи в онтогенезе;
- теория языка как знаковой системы Н.И.Жинкина;
- теоретические исследования Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Л.Ф.Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой о недостаточной сформированности словообразования у детей с общим недоразвитием речи;
- положения Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой о логопедической работе над словообразованием.
Теоретическая значимость исследования определяется комплексным изучением проблемы особенностей овладения словообразованием детьми с общим недоразвитием речи III уровня на основании исследований, представленных в научной и методической литературе.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по развитию навыков словообразования существительных, прилагательных и глаголов у детей с общим недоразвитием речи III уровня, которые могут быть использованы логопедами в коррекционной работе с такими детьми.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №1 г. с. Иглино РБ. Контингент исследования- дошкольники старшей группы 6-7 лет, в количестве 10 детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1. Формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста
Логопеды обращают внимание на то, что за последние годы резко возросло число детей, имеющих тяжелые речевые нарушения. Если раньше в группе детей, посещающих массовый детский сад, детей с общим недоразвитием речи насчитывалось 20-30%, то сейчас их число может доходить до 80%.
Общее недоразвитие речи представляет собой проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, т.е. словарного запаса; грамматики, т. е. изменения слов по родам, числам, образования слов при помощи приставок, суффиксов и т.д.; фонетики, т.е. произношения звуков [5].
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с элементами нарушений тех или иных компонентов. В связи с этим общее недоразвитие речи подразделяют на несколько уровней, которые характеризуются следующими отклонениями речевого развития [6].
ОНР I уровня - активный словарь ребенка находится в зачаточном состоянии, лепетные слова замена предмета действием и наоборот значение слов неустойчиво, отсутствует фразовая речь, не сформирована способность воспроизводить слоговую структуру слова. Грубо нарушено звукопроизношение.
ОНР II уровня характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Обозначают в речи названия предметов, действий, признаков. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью взрослого беседовать по картине, рассказать о семье.
Анализ высказываний показывает, что развитие речи таких детей резко отстает от нормы. Дети пользуются только простыми предложениями, не знают и не употребляют слова, обозначающие части тела, животных, мебели и т.д. они не знают многие цвета, формы, размеры предметов. В речи детей большое количество аграмматизмов, пропуски предлогов, нарушение согласования слов. Речь носит контекстный характер, употребляются словосочетания бытового характера, которые ребенок часто слышит. Грубо нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Не могут овладеть звуковым анализом и синтезом из-за недостаточности фонематического слуха [4].
При ОНР III уровня появляется фразовая речь, но с большим количеством аграмматизмов. Дети постоянно нуждаются в помощи взрослых, которые вносят в их речь соответствующие пояснения. Звуки могут произноситься правильно в изолированном виде, но в речи звучат нечетко. Проявляются ошибки при воспроизведении слоговой структуры сложных слов. Повторяя слова за взрослым правильно, в самостоятельной речи дети могут пропускать или переставлять слоги.
Активный словарь значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью: дети не могут назвать целый ряд предметов, хотя в пассивном словаре имеют нужные значения. Дети часто заменяют название предмета названием его части, действие - другим, близким по смыслу словом. У детей затруднен фонематический анализ и синтез, они допускают ошибки в образовании слов и при их согласовании.
ОНР IV уровня - недостаточно внятная, выразительная речь, нарушения конструкции предложения-пропуски или замены союзов и предлогов. Словарный запас близок к возрастной норме, однако дети допускают ошибки при употреблении существительных во множественном числе, с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отмечаются ошибки при воспроизведении сложных слов в самостоятельной речи. Имеются нарушения звукопроизношения.
Недоразвитие речевой функции не является изолированной и влияет на развитие всех процессов. У детей с ОНР отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижение памяти, особенно в плане речевого материала. Для многих детей характерно некоторое отставание в развитии мышления, двигательной сферы, а особенно мелкой моторики рук.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы и предложения.
Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляет собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, формирование предпосылок орфографически правильного письма.
Овладение словообразовательной системой родного языка начинается после усвоения словоизменения и занимает временной промежуток от 3 до 8 лет. Многообразие словообразовательных аффиксов затрудняет процесс при нарушенном речевом развитии.
Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляет собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, формирование предпосылок орфографически правильного письма.
При ОНР формирование словообразования происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Развитие словообразования осуществляется у детей в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, своеобразие проявляется в более замедленном темпе усвоения морфологической системы языка.
Проведённый констатирующий эксперимент позволил выявить у детей с ОНР как общие, так и специфические особенности усвоения способов словообразования имён существительных у детей с ОНР. Нарушение словообразования существительных у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, неточности употребления существительных, заменах, в трудностях поиска нужного слова.
Нами было отмечено, что задания на образование существительных являются достаточно трудными. Наиболее легкими для детей с ОНР было словообразование с уменьшительно-ласкательными суффиксами, так как они появляются раньше всего в онтогенезе.
У детей с общим недоразвитием речи система даже продуктивных словообразовательных моделей менее сформирована.
Своевременное распознавание трудностей словообразования у детей с ОНР помогает определению характера их речевого и лексико-грамматического недоразвития, а также выбору наиболее эффективных путей логопедической работы по устранению ошибок словообразования у дошкольников с ОНР. В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку детей: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-168 с.
2. Арутюнова Н.Д. О понятии системы словообразования // Филологические науки.- 2015.- №2.- С.8-37.
3. Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование современного русского языка: моногр. / Л.О. Бутакова. - М.: Флинта, Наука, 2014. - 232 c.
4. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед.- 2004.- № 1.- С. 34-40.
5. Вознюк Л.В. Опора на словообразование при изучении морфологии // Лингвистические знания-основа умений и навыков.- М., 2016.- С.71-77.
+ еще 40 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитие навыков словообразования у дошкольников с нарушением речи» | |
Раздел: | Логопедия | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 63 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Изучение навыков словообразования у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Изучение гравомоторных навыков у дошкольников с нарушением речи
Курсовая работа:
Изучение особенностей формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением зрения
Дипломная работа:
Сравнительный анализ состояния пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи
Дипломная работа:
Формирование навыков словообразования у школьников с нарушением интеллекта