Дипломная работа
«Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения»
- 68 страниц
ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЙ МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОПИСАНИЯ В РУССКОЙ ПРОЗЕ 8
1.1. Принципы изображения живой природы в русской литературе 8
1.2. Роль пейзажа в русской прозе XIX века 11
1.3. Возникновение русской зообеллетристики и её развитие в XIX веке. .16
1.4. Художественное своеобразие описаний мира природы в произведениях писателей ХХ века 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПРИРОДЫ
В «НОВЕЙШЕЙ» ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 27
2.1. Жанровое своеобразие повести «Скитники» уфимского писателя К.Ф. Зиганшина 27
2.2. Рецепция классических традиций и новаторство К.Ф. Зиганшина в создании образа природы (на материале новелл из повести «Скитники»).34
Выводы по второй главе 39
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ VI-VII КЛАССОВ НА МАТЕРИАЛЕ ПРОЗЫ К.Ф. ЗИГАНШИНА 42
3.1. Разработка программы элективного курса «Мир животных в творчестве Камиля Зиганшина» для учащихся VI-VII классов 42
3.2. Методические рекомендации к интермедиальным урокам по творчеству уфимского писателя К.Ф. Зиганшина (на материале повести «Скитники»).50
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Актуальность исследования. К началу XXI века человечество столкнулось с множеством проблем, связанных со стремительным развитием науки, техники и, следовательно, промышленности, концентрацией людей в крупных населенных пунктах. В связи с этим происходят необратимые изменения в природе, некоторые из которых грозят мировыми экологическими катастрофами.
Обостряется противоречие между растущими потребностями человечества и его неспособностью обеспечить их без разрушения биосферы. Под угрозой оказывается не только удовлетворение жизненно важных нужд и интересов будущих поколений людей, но и сама возможность их существования.
Экологические проблемы - болезнь современного общества, которая требует неотложного лечения.
В первую очередь люди должны действительно осознать, что окружающая природа - это их дом. Разрушая природу, человечество ставит под угрозу собственное существование. Грубо и необдуманно вмешиваясь в окружающий мир, человек нарушает естественные процессы жизни, и эти нарушения могут стать и часто становятся необратимыми. Более того, изменения окружающей природы, совершаемые человеком, сказываются и на его бытии: не только на здоровье, но и на ощущении мира, теряющего под грубым вмешательством человека свою гармонию и красоту.
Человек сам является частью окружающего его мира и должен осознавать единство с ним и взаимную зависимость. Человек, раскрывая тайны природы в процессе её познания, изучая её законы, должен уяснить, что многие из них обязательны и для него самого.
Природа является для человека образцом красоты и гармонии. Вдохновляясь ими, он получает способность к творчеству. Учиться понимать свою причастность к природе и её красоте необходимо с детских лет. И это понимание приходит не только во время прогулок по паркам и лесам, но и при чтении художественной литературы, которая показывает гармонию природы, раскрывшуюся перед писателями. Отсюда очевидно, что художественная литература является одним из действенных факторов влияния на мировоззрение и нравственность человека, и одна из её задач - формирование, воспитание и сохранение этой нравственности. Сегодня же под воздействием мощного информационного потока человек теряет жизненные ориентиры, его моральные устои деформируются. Поэтому миссией художественной литературы продолжает оставаться воспитание человека, а следовательно, и формирование в нем бережного отношения к природе.
В мировой литературе представлено множество интереснейших и высокохудожественных произведений об окружающем нас мире, о жизни его обитателей. Среди них повести Дж. Лондона, Д.О. Кервуда, Э. Сетона- Томпсона, Дж. Даррела. Живописные пейзажи являются неотъемлемой частью страниц европейской классики, без них невозможно представить произведения Л. Стерна, Д. Дефо, О. Бальзака, С. Моэма, Ж. Верна, А. Конан-Дойля, и даже такие писатели, как Ч. Диккенс и Э. Золя, не обходились без описания картин живой природы.
Уже в первых классических образцах русской литературы очевидно восхищение природой, стремление к её познанию:
Но где ж, натура, твой закон? (М.В. Ломоносов. Вечернее размышление) - вопрошает М.В. Ломоносов в знаменитом «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743 г.). Преклонение перед природой - созданием Творца - в оде «Бог» выражает и Г.Р. Державин, его изумляют рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм. (Г.Р. Державин. Бог)
В произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, а вслед за ними и М.М. Пришвина, К.Г Паустовского, В.В. Бианки и других воспевается красота природы и воспитывается любовь к ней.
В творчестве современных писателей в связи с возрастающей угрозой окружающей среде со стороны человека тема природы приобретает особую актуальность.
Уже в последней четверти прошлого столетия В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, С.П. Залыгин, Б.Л. Васильев, В.М. Шукшин и многие другие в своих произведениях описывают красоту и гармоничность природы и обращают внимание читателя на варварское, жестокое отношение к ней людей.
Уфимский писатель К.Ф. Зиганшин, наш современник, также поднимает в своей прозе проблему бережного обращения с природой. Уже первые его произведения, такие как «Маха, или История жизни кунички» (1992 г.), «Щедрый Буге» (1996 г.), проникнуты любовью к окружающему миру и тревогой за него. Последние заметки писателя-путешественника «От Аляски до Эквадора» (2016 г), «На обратной стороне Земли» (2018 г.) рассказывают об увиденной глазами исследователя-знатока природе всей планеты.
Объект исследования - образ природы в произведениях современных отечественных писателей; предмет - новеллы о животных из повести уфимского писателя К.Ф. Зиганшина «Скитники» («Первая охота», «Лютый», «Снежок», «Барсук», «Беркут», «Свора», «Златогрудка», «Горное озеро», «Косой», «Перелом»).
Предмет исследования выбран неслучайно: повесть написана живым, образным языком, имеет увлекательный сюжет, поэтому может быть не только интересным чтением для представителей разных поколений, но и материалом для элективных курсов по литературе в средней школе. Для настоящего исследования представляют интерес органично вписанные в повесть и посвященные дикой природе новеллы «Первая охота», «Лютый», «Снежок», «Барсук», «Беркут», «Свора», «Златогрудка», «Горное озеро», «Косой», «Перелом». Это истории, в которых, наряду с человеком, полноправными героями стали животные - твари Божии, наделённые душой и чувством благородности.
Цель исследования - выявить художественную специфику образа живой природы в повести «Скитники» уфимского писателя К.Ф. Зиганшина.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать обзор научной литературы и литературно-критических статей о зообеллетристике XIX-XXI веков;
2) раскрыть функцию образа природы в русской литературе;
3) определить место и значение образа природы в прозе уфимского автора К.Ф. Зиганшина;
4) выявить средства создания образа живого природного мира в новеллах уфимского писателя.
Новизна исследования заключается в проведенном сравнении текстов, словесных образов и внутреннего пафоса новелл из романа К.Ф. Зиганшина «Скитники» с произведениями писателей-классиков, посвященными живой природе.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, работы литературных критиков, таких как Н.М. Азарова, Д.А. Емец, А.А. Кораблев, Н.А. Корзина, И.О. Прокофьева, Е. Соллертинский, А.А. Файзрахманова.
Методы исследования. В ходе работы синтезированы системный, историко-функциональный подходы, а также принципы сравнительно-типологического анализа литературных произведений.
Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут стать основой для более глубокого изучения в вузе особенностей отображения природы в отечественной литературе, а также в средней школе на занятиях элективных и факультативных курсов по русской литературе в целом и литературному краеведению в частности.
Структура и содержание работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обозначаются актуальность и новизна работы, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования, описывается его теоретико - методологическая база, указываются методы исследования и его практическая значимость.
В первой главе проанализированы описания живой природы в произведениях русских писателей XIX и ХХ столетий.
Во второй главе дана общая характеристика творчества К.Ф. Зиганшина и проведен анализ новелл о животных из повести «Скитники», основанный на сравнении описаний живой природы в произведениях отечественной литературы XIX и ХХ веков.
В третьей главе представлен элективный курс для учащихся средней школы, посвященный творчеству К.Ф. Зиганшина, в который включен интермедиальный урок «Живая природа в повести Камиля Зиганшина «Скитники».
В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы по теме исследования.
Список литературы включает 96 наименований.
Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 68 страниц.
ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЙ МИР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОПИСАНИЯ В РУССКОЙ ПРОЗЕ
1.1. Принципы изображения живой природы в русской литературе
Представители животного мира присутствовали в художественной литературе с самого её возникновения. Так, в народных сказках персонажами часто являлись только животные. Но в их образах метафорически отражались человеческие качества: так, лиса была символом хитрости и изворотливости, лошадь - трудолюбия, заяц - трусости и т. д.
Животные также выступали помощниками главных героев сказок: кони, коровы, волки, щуки и другие живые существа, наделенные волшебными свойствами и умениями. Встречались в сказках и фантастические животные, такие как Змей Горыныч и другие чудовища. Случались и волшебные превращения людей в животных, иногда по собственному желанию ради выполнения каких-то действий, иногда в животных людей превращали злые силы.
В русской художественной литературе XVIII века появились произведения, в которых описывались реальные представители животного мира. Так, в стихотворении Г.Р. Державина «Ласточка» представлено описание этой птицы [9, 207-209].
Животные являются героями большинства басен И.А. Крылова. Как и другие баснописцы, он использовал образы животных для олицетворения человеческих пороков.
В стихах А.С. Пушкина птицы и животные встречаются довольно часто. Так, в 1823 году поэт описывает, как лирический герой выпускает на волю птицу (стихотворение «Птичка»). В это время А.С. Пушкин находился в ссылке в Кишиневе и в освобождении птицы он воплотил мечту о собственной свободе. В стихотворении «Узник», как и во многих других произведениях поэта, носителем духа свободы становится орел.
Встречаются в произведениях А.С. Пушкина и образы собак. Так, в стихотворении «К сестре» (1814 г.) он описывает маленькую собачку своей сестры Ольги. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» пёс Соколко является важным персонажем: именно он, почувствовав опасность, грозящую хозяйке, пытается спасти её, бросаясь на старуху, принесшую отравленное яблоко. Образы собак фигурируют в произведениях А.С. Пушкина и как атрибут знати.
В Прологе к «Руслану и Людмиле» упоминается «бурый волк», который «верно служит» царевне.
Не обходилась литература пушкинского времени и без образов коней. Они присутствуют и во многих произведениях самого А.С. Пушкина, а в сказке в стихах П.П. Ершова одним из главных героев является Конек- Горбунок (1830-е гг.).
Во многих произведениях М.Ю. Лермонтова, как в стихотворных, так и в прозаических, образам лошадей отводится значительное место. Для М.Ю. Лермонтова конь является символом свободы: он уносит человека из неволи. В поэме «Измаил-Бей» (1832 г.) конь спасает героя, а затем погибает.
.Лежал издохший конь, и перед ним,
Участием исполненный живым,
Стоял черкес, соратника лишенный.
(М.В. Лермонтов. Измаил-Бей)
Как отмечает исследователь творчества М.Ю. Лермонтова Э.Э. Найдич, конь часто являлся именно «соратником» героя, т. е. буквально «товарищем в бою». Для поэта конь - полноправный участник действия. В некоторых произведениях М.Ю. Лермонтова образ коня приобретает фольклорную окраску: конь выносит из боя мертвого всадника [24, 201-206].
Фольклорные мотивы горских песен также связаны у М.Ю. Лермонтова с образом коня: Казбич в повести «Бэла» поет:
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.
(М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)
Как и в русской литературе XIX столетия, природа в прозе современного уфимского писателя К.Ф. Зиганшина выполняет эстетическую, психологическую и композиционную функции. В его творчестве есть многое, заключенное в рассмотренных нами произведениях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.И. Куприна, А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и В.В. Бианки.
С.Т. Аксаков, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой показывают животный мир глазами охотника. В рассказах для детей Л.Н. Толстой учит юных читателей добру к животным и человеку. Для К.Г. Паустовского и А.И. Куприна природа - стихия, с которой человек борется и которой любуется одновременно. М.М. Пришвин показывает природу как храм. В.В. Бианки - писатель-натуралист - пишет о природе познавательные миниатюры.
Для К.Ф. Зиганшина природа - место, в котором человек может найти гармонию, устроить свою жизнь согласно замыслу Божьему и укрыться от жестокого и несправедливого мира.
Проза К.Ф. Зиганшина художественна в буквальном смысле этого слова: в его новеллах действительность представлена живописно, как на картинах художников.
В новеллах повести «Скитники», части дилогии «Золото Алдана», природа выступает в единстве с героями, они живут в ней, заботятся о ней, не смея зря убить зверя (не испытывая чувства голода) или неосторожно вырвать из земли траву. Люди ничего не отбирают от природы насильно, а только благоговейно принимают её дары.
Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов и прозаиков. Они могли в неброской, внешне неяркой русской природе находить смысл; природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души.
Чтение художественного произведения помогает обогащаться знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на волнующие вопросы, любить и беречь окружающий нас мир. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, они помогают познавать природу во всем ее многообразии, закладывают основы материалистического понимания и нравственного отношения. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Возможно, не каждый ребёнок поймёт тот или иной поступок героя, но духовное начало в поступках человека должно послужить жизненным примером. Также необходимо увидеть в каждом конкретном случае личность человека, процесс принятия им того или иного решения и понять, почему человек поступает так, а не иначе.
На уроках литературы происходит знакомство детей с окружающим миром, который при помощи книги раскрывает свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, формирует гуманистически ориентированную личность.
Живописание природы, прекрасное знание животного мира, повадок зверей, умение показать это в связи с жизнью человека делают произведения К.Ф. Зиганшина не только познавательными, но и привлекательными. Его повести и рассказы притягивают к себе всеобъемлющей доступностью сочного, красочного литературного языка. Их с увлечением могут читать люди любого возраста. Для взрослых интересна жизнь природы, всего окружающего мира, для детей в них всегда найдется много познавательного.
Важной особенностью рассмотренных произведений К.Ф. Зиганшина является постоянное присутствие Творца, создавшего и Природу, и Человека как единое целое. Следование Божьему замыслу делает невозможным нарушить задуманную Им гармонию мира.
Возможно, кому-то покажется слишком навязчивым постоянное упоминание Бога в прозе К.Ф. Зиганшина, но не следует забывать, что автор описывает жизнь скитников, основанную на христианской вере, пусть и в старообрядческом варианте. Повесть «Скитники» в этом отношении поможет воспитать в учащихся, в семьях большинства которых приняты иные толкования православной веры, нежели у старообрядцев, или другие вероисповедания, терпимость и уважение к вере и конфессиональным традициям других людей.
К.Ф. Зиганшин представил рецепцию утопической мечты старообрядцев о рае на земле: этот рай основан на вере и полном согласии с Природой, наделенной способностью к мышлению, умеющей помогать и наказывать по замыслу Творца.
Ни одна из существующих утопий, созданных мировой литературой не была осуществлена до конца: большинство из них кончалось крахом или в ходе своего развития превращалось в антиутопию.
К.Ф. Зиганщин же показал достижение утопии, создание общества, скрытого Природой от мира с его несправедливостями и пороками. Природа в повести наказывает даже то зло, которое действует в животном мире.
И только последнее предложение повести указывает на кратковременность достигнутой гармонии. Страшный мир вот-вот ворвется в созданную скитниками идиллию, и вести о нем уже доходят до старообрядцев.
Писатель знает, что Природа со всей её мощью неизбежно будет все больше и больше подвергаться насилию со стороны человека, забывшего веру предков, что и человека вместе с ней ждут страшные испытания, исход которых до сих пор неизвестен. К.Ф. Зиганшин не только намечает описанное им мироустройство, но и показывает возможность его осуществления, путь к нему, который лежит через веру в разумность Творения. Согласие Человека и Природы - единственный способ существования на земле. Природа мыслит, стремясь реализовать Божий замысел создания гармоничного мира, наполненного любовью.
Изображение живой природы в повести К.Ф. Зиганщина «Скитники» рассмотрено нами в тесной связи с произведениями русской литературы XIX-XX веков. Мы сделали вывод, что Природа показана К.Ф. Зиганшиным как мыслящий субъект, защищающий праведного Человека, живущего в соответствии с Божьим Промыслом. Звери, являющиеся полноправными героями повести, наряду с людьми, не только мыслят, но и живут по справедливым законам Природы, отступление от которых - зло - наказывается.
В исследовании проанализирована и объяснена структура повести, состоящей из двух частей, первая из которых рассказывает о бегстве от грешного мира под защиту Природы, вторая - об осуществлении мечты о справедливом обществе, построенном в соответствии с законами Природы, установленными Божьим замыслом. Последнее в повести предложение о смерти Маркела можно считать ее третьей, финальной частью: Все имеет свой конец. Рождение - дело случая, а смерть - закон. Смерть же праведника - это ещё и шаг в бессмертие (К.Ф. Зиганшин. Скитники).
Идея создания справедливого, живущего любовью мира бессмертна. Именно эта мысль маркирует художественную уникальность произведения и новаторство современного уфимского писателя К.Ф. Зиганшина.
Предложенная нами программа элективного курса по изучению новелл К.Ф. Зиганшина и повести «Маха, или История жизни кунички» будет способствовать развитию у школьников не только интереса к современной литературе, но и к живой природе, пониманию важности её сохранения, воспитанию чувства справедливости и любви ко всему живому, осознанию таких нравственных категорий, как доброта и благородство, верность и благодарность.
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов. Изучение произведений К.Ф. Зиганшина даст возможность познакомить школьников с современной отечественной литературой и привлечь их внимание не только к описанной в произведениях природе, но и к природе родного края; будет способствовать формированию всесторонне развитой личности. Проза К.Ф. Зиганшина благодатна для установления межпредметных связей и между курсами русского языка и литературы, и между художественной литературой и другими науками, в данном случае биологией и историей.
Использование на уроке литературы интермедиальных средств позволит ученикам более глубоко понимать суть художественного произведения, развивать видение единства разных видов искусства, подбирать иллюстрации и видеосюжеты к художественным произведениям, чувствовать программность музыки.
Интермедиальные средства могут быть применены не только на рассмотренном нами уроке по новелле «Свора», но и на других занятиях элективного курса по творчеству К.Ф. Зиганшина.
1. Абашев В.В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики: Учебное пособие. - Пермь: Изд-во Пермского университета, 2012. - 140 с.
2. Абрамичева К.И. Журнал умер, да здравствует журнал! // Гипертекст. - 2008. - № 9. - С. 20-27.
3. Абрамичева К.И., Орехов Б.В. Взгляд на уфимскую литературу в 2006 году (первое полугодие) // Гипертекст. - 2006. - № 6. - С. 20-23.
4. Азарова Н.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века: В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Прометей, 2000. - 304 с.
5. Ахмедов Р.Б. Охотничья тропа Зиганшина // Бельские просторы. - 2000. - № 3. - С. 108-111.
+ еще 91 источник
Оригинал в pdf
Тема: | «Новеллы о живой природе в повести «скитники» Камиля Зиганшина: литературоведческий и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.
Дипломная работа:
Мир детства в повести А. Лиханова «Кресна»: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Эпистолярное наследие Сергея Есенина: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Картина мира глазами ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы багрова внука» и романе П. Храмова «Инок»: теоретические и методические аспекты