Дипломная работа
«Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения»
- 82 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАБУЛЫ
ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ «ИДИОТ» 5
Фабула в литературном произведении 5
История изучения романа «Идиот» 11
Выводы по I главе 16
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ФАБУЛЫ ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ 17
2.1. Система любовных «треугольников» в романе 17
2.2. Любовные сцены в романе 24
2.3. Герои романа в ситуации испытания любовью 29
Выводы по II главе 37
ГЛАВА III. РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» В ШКОЛЕ 39
3.1. Обзор современных программ и учебников 39
3.2. Методические рекомендации по изучению романа «Идиот» 47
Выводы по III главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 67
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность темы исследования обусловлена рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых, романы Ф. М. Достоевского являются культурным наследием России, и необходимость их изучения не вызывает сомнений. Кроме того, произведения писателя-классика, изданные более века назад, продолжают находиться на острие научных дискуссий, что также подтверждает важность многостороннего рассмотрения творчества великого художника. Во-вторых, в романах Достоевского подробно раскрывается тема взаимоотношений между мужчинами и женщинами, которая является актуальной и в современном мире.
Объектом изучения в работе выступает роман Достоевского «Идиот», который, по мнению многих исследователей, является самым загадочным произведением писателя.
Предметом исследования является архитектоника темы любви в данном романе.
Цель работы заключается в выявлении особенностей фабулы любовного «треугольника» в романе с учетом творческого замысла автора.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) историографический обзор научной литературы по теме работы;
2) анализ и интерпретация образов и сцен романа, связанных с темой любви.
Новизна исследования заключается в следующем: несмотря на то, что роман Достоевского «Идиот» изучали многие литературоведы, к вопросу о фабуле любовного «треугольника» они обращались мало. Чаще всего предметом анализа становился основной любовный «треугольник», но не учитывались другие, которые в совокупности с первым образуют своеобразную систему.
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание и сравнение, а также историко-функциональный метод и собственно литературоведческие приемы и принципы анализа художественного текста.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в рамках школьного преподавания литературы XIX века, а также при подготовке к единому государственному экзамену и итоговому сочинению по литературе в 11 классе.
Материалами изучения послужили труды исследователей творчества Достоевского, в том числе комментарии к роману «Идиот».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, лексикографических источников, методического приложения. Общий объём работы - 82 страницы.
Результаты исследования апробированы в докладе на региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа - педколледж - вуз» 16 апреля 2019 г., а также на уроке литературы в 10 классе в МБОУ СОШ №4 им. Д. С. Тикеева села Иглино 16 октября 2018 г.
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАБУЛЫ ЛЮБОВНОГО «ТРЕУГОЛЬНИКА» В РОМАНЕ «ИДИОТ»
1.1. Фабула в литературном произведении
В современном литературоведении термин «фабула» не имеет однозначного определения. Ученые трактуют его по-разному, причем наиболее сложным остается вопрос о соотношении понятий «фабулы» и «сюжета».
В свое время четко разграничил эти понятия В. Б. Шкловский, полагая, что фабула - это материал, то есть то, о чем написано в произведении, тогда как сюжет - это его композиционное построение. Иными словами, фабула, по мнению литературоведа, представляет собой «материал для сюжетного оформления» .
Б. В. Томашевский определил фабулу как «совокупность мотивов в их логической причинно-временной связи, а сюжетом назвал совокупность тех же мотивов в той последовательности и связи, в которой они даны в произведении» . При этом мотивом автор пособия «Теория литературы. Поэтика» именует тематическое единство, которое встречается во многих произведениях.
Г. Н. Поспелов сюжетом называл события произведения, а фабулой - повествование об этих событиях .
Ю. Н. Тынянов утверждал, что те, кто под фабулой подразумевают фабульную схему, ошибаются. По его мнению, фабула - это «вся фабульная наметка вещи» . Тогда сюжет представляет собой общую динамику этой вещи, которая образуется вследствие «взаимодействия между движением фабулы и движением - нарастанием и спадами стилевых масс»4. В некоторых случаях, утверждает литературовед, фабула лишь загадана, и читатель догадывается о ней, опираясь на разворачивающийся сюжет; но эта загадка оказывается еще большим двигателем сюжета, чем та фабула, которая явно представлена в произведении.
В терминологическом словаре-тезаурусе по литературоведению дано следующее определение:
«Фабула (лат. fabula - повествование, история) - цепь событий, о которых повествуется в произведении, в их логической причинно-временной последовательности. Иными словами, фабула - это то, что поддается пересказу, то, «что было на самом деле», между тем как сюжет - это то, «как узнал об этом читатель». Фабула может совпадать с сюжетом, но может и расходиться с ним».
Классическим примером несовпадения фабулы и сюжета является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Если события из частей данного произведения выстроить в хронологическом (то есть фабульном) порядке, то они должны располагаться следующим образом: приключение главного героя в Тамани с «ундиной», эпизод с княжной Мери и Грушницким, история с Вуличем, путешествие офицера-рассказчика с Максимом Максимычем, встреча Печорина с последним во Владикавказе, известие о кончине Печорина.
Если бы части романа располагались согласно этой хронологии, то их последовательность была бы такова: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина». Но в произведении иной художественный порядок: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В данном случае Лермонтов целенаправленно нарушает фабулу, что дает читателю возможность постепенно проникнуть во внутренний мир главного героя.
Можно привести пример из зарубежной литературы. В трагедии У. Шекспира «Гамлет» фабулу можно сформулировать таким образом: датского короля убивает его брат, который впоследствии сам становится королем и женится на вдове, а призрак бывшего короля приходит к принцу Гамлету и раскрывает всю правду, после чего заглавный герой пытается отомстить убийце и сам погибает на дуэли. Но по сюжету пьесы уже в первой сцене Горацио и дворцовые стражи оказываются свидетелями появления призрака короля.
Термин «фабула» не имеет однозначного определения. Все ученые трактуют его по-разному, но особенно важным оказывается вопрос о соотношении понятий «фабула» и «сюжет»: одни исследователи выделяют принципиальные отличия одного термина от другого (В. Б. Шкловский, Б. В. Томашевский и др.), другие вовсе не применяют термин «фабула» и заменяют оппозицию «сюжет - фабула» другими, например, «сюжет - мотив» (А. Н. Веселовский).
Мы опираемся на определение Р. Г. Назирова, который фабулой называет «событийную конструкцию произведения, предопределенную литературной традицией, мыслимую как жизнеподобно выпрямленную в плане общечеловеческого опыта времени и выведенную из-под субъективной точки зрения, в отличие от сюжета». Это толкование позволяет нам сделать вывод о том, что одна фабула может быть раскрыта путем создания нескольких разных сюжетов. Так, фабула любовного «треугольника», обнаруживаемая в романе Ф. М. Достоевского «Идиот», раскрывается и во многих других произведениях как эпических, так и драматических, но каждое литературное творение отличается оригинальным сюжетом.
Обращаясь к роману «Идиот», исследователи уделяют особое внимание образу главного героя романа, и, можно сказать, делятся на два лагеря: одни считают, что князь Мышкин «далек от идеала «положительно прекрасного человека», другие отмечают способность Льва Николаевича «восстанавливать» человека, рассеченного грехом, которая сближает его с евангельским прототипом.
Анализируя любовную линию романа, литературоведы рассматривают в одних случаях отношения Льва Николаевича с Аглаей Ивановной и Настасье Филипповной, в других случаях - метания Барашковой между Мышкиным и Рогожиным, то есть только два любовных «треугольника», однако в романе их больше, и они образуют своеобразную систему. Возникший в начале романа «треугольник» Рогожин - Мышкин - Настасья Филипповна трансформируется сначала в «четырехугольник», в который вовлечен и Ганя, а затем - в «многоугольник», состоящий из шести «треугольников», центральной фигурой которого является Барашкова.
Отношения между участниками условных геометрических фигур напряженные, каждый из них оказывается в ситуации выбора. Несмотря на то, что у каждого героя своя история и судьба, выбирать им в конечном итоге приходится между любовью к себе и любовью к другим, Достоевский испытывает их любовью, проверяет, способны ли они пойти на жертву. Князь Мышкин и Настасья Филипповна, к примеру, проходят это испытание, а Рогожин и Аглая - нет.
Изучение романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в 10 классе предполагает не каждая программа по литературе: в некоторых из них его рекомендуется внести в список для внеклассного чтения, в других предусматривается возможность выбора произведения для чтения на уроках, в третьих указывается необходимость обращения как к роману «Преступление и наказание», так и к роману о «положительно прекрасном человеке», но только на профильном уровне обучения.
Мы предлагаем свою систему уроков по изучению данного произведения, главной целью которой является всестороннее рассмотрение образа главного героя как своеобразного «кода», «расшифровка» которого позволит понять смысл всего романа. Первый урок в предложенной нами системе вводный, одной из его задач является обобщение имеющихся знаний учащихся о Ф. М. Достоевском и его произведениях. Второй и третий уроки должны быть посвящены анализу центральной фигуры романа, четвертый урок - рассмотрению образов Настасьи Филипповны и Парфена Семеновича. На пятом уроке мы предлагаем обратиться к системе любовных «треугольников», на шестом - обратить внимание учащихся на христианский контекст. Завершить изучение романа «Идиот» целесообразно написание сочинения по произведению.
1. Альми И. Л. О сюжетно-композиционном строе романа «Идиот» // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сб. работ отеч. и заруб. ученых под ред. Т. А. Касаткиной. - М.: Наследие, 2001. - С. 435-445.
2. Ахундова И. Р. Воплощение хаоса и небытия (Парфен Рогожин - демон смерти или персонификация судьбы) // Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сб. работ отеч. и заруб. ученых под ред. Т. А. Касаткиной. - М.: Наследие, 2001. - С. 364-389.
3. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979. - 167 с.
4. Берковский Н. Я. Достоевский на сцене. I. «Идиот», поставленный Г. А. Товстоноговым. II. «Идиот» у вахтанговцев // Литература и театр. Статьи разных лет. - М., 1969. - С. 558-588.
5. Бирюзова Н. А. Мотив «Второго Пришествия Христа» в русской литературе XIX - XX вв. (на материале Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова, А. и Б. Стругацких, Б. Акунина): Автореф дис. . канд. филол. наук. - М., 2010. - 19 с.
+ еще 49 истоничков
Оригинал в pdf
Тема: | «Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 2700 руб. |
Курсовая работа
«Роль детали в романах ф.м. достоевского»Дипломная работа
«Авторская позиция в малой прозе ф.м. достоевского»Курсовая работа
«Женский образ в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского»Курсовая работа
«Тема проституции в романе «преступление и наказание» ф.м. достоевского»Дипломная работа
«Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика