Магистерская работа

«ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПОВЕСТЯХ Е. МУРАШОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ»

  • 85 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Е. МУРАШОВОЙ

1.1. Творческая биография Е. Мурашовой 9

1.2. Своеобразие творческой манеры 15

Выводы по первой главе 24

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Е. МУРАШОВОЙ

2.1. Мир ребёнка в повести «Гвардия тревоги» 26

2.2. Взаимоотношения взрослого и детского миров в повести «Одно чудо на всю жизнь» 39

Выводы по второй главе 52

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

3.1. Методические рекомендации по изучению произведений о современных детях 54

3.2. Методические рекомендации к проведению урока внеклассного чтения по повести «Гвардия тревоги» в 8 классе 58

3.3. Конспект урока внеклассного чтения по повестям «Одно чудо на всю жизнь» и «Класс коррекции» 67

Выводы по третьей главе 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81

Введение

В современном мире большое внимание уделяется осмыслению и осознанию феномена детства. «Антропный кризис, процессы глобализации, модернизационные процессы в мире в социальной и культурной сферах, в политике, экономике, а также системные трансформации мирового сообщества - всё это требует философского осмысления сущности детства с позиций понимания настоящего и прогнозирования будущего. Детство определяет потенциал будущности, возможность её воплощения, поэтому осмысление сущности детства способствует разрешению противоречий настоящего с позиций наиболее конструктивного проектирования будущего» .

Наука и искусство всегда были антропоцентричными по своей сути. Но мир взрослого человека не будет полным без знания об истоках формирования личности. Детство - это особый мир, который требует внимательного изучения.

«Философское осмысление феномена детства актуально в аспекте переосмысления культурных процессов: детство и ребёнок не просто детерминированы типом культуры, но являются её реальным фундаментом. Осознание философских оснований процесса укоренения ребёнка в культуре открывает новые возможности осмысления и реконструкции фундамента самой культуры» .

Детство представлено в античных философских текстах (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека, Плутарх); в текстах средних веков и Возрождения (Н. Кузанский, Августин, Э. Роттердамский, М. Монтень); в западной философии Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Р. Декарт, Д. Беркли, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Ф. Ницше, Г. Честертон, Ж. Батай, М, Бубер, Э. Тоффлер, Э. Фромм, К. Лоренц); в русской философии (Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н.Ф. Фёдоров, В.В. Розанов, СИ. Гессен, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский, Н. А. Бердяев, С.Л. Франк).

Для русской культуры всегда было характерно внимание к теме детства. Отечественные писатели признавали роль детских лет в формировании характера героя. Но в системе представления русских писателей о детстве значительное место занимает его идеализация - следствие неспособности взрослых людей обрести столь же гармоническое миросозерцание на более высоком уровне умственного и нравственного развития.

«Детство как определённый период развития человека, возрастные социально-психологические особенности ребёнка и его положение в обществе обусловлены общеисторическими факторами: общественным строем и уровнем развития культуры. Данные проблемы требуют культурологического осмысления» 1.

Поэтому комплекс исследований феномена детства в настоящее время ведётся в комплексном направлении, основными компонентами которого становятся:

• формирование понятийного аппарата, охватывающего данный феномен;

• определение статуса детства в современном обществе;

• исследование особенностей историко-культурного становления детства;

• осмысление обозначенных проблем в философии и культурологии.

Тема настоящего исследования касается двух последних компонентов изучения феномена детства в русской культуре, основные положения которого сформировались в девятнадцатом столетии.

Тема детства в русской литературе исследована как литературоведами, так и педагогами, поскольку воспитательное значение русской литературы не подвергается сомнению. Традиционно литература в русской действительности определяла отношение к явлениям действительности во всех видах искусства. «Проблема отражения детства в различных видах искусства очень сложная и интересная. По произведениям искусства мы можем проследить, как и когда зарождалась эта проблема в общественном сознании, как она раскрывалась в разные времена и у разных народов. Известно, что искусство является индикатором общественного сознания» , чутко откликаясь на все изменения в обществе.

Анализ произведений различных видов искусства даёт возможность судить о «положении ребёнка в обществе на том или ином историческом этапе, об отношении к ребёнку со стороны взрослых. Наконец, по произведениям искусства мы можем восстановить картину самого детства: как жил ребёнок, что его окружало, что составляло содержание его жизни. Конечно, произведения искусства не могут считаться абсолютно достоверным источником информации, так как они во многом зависят от личности своего творца: его взглядов и убеждений, сословной принадлежности, эпохи создания и многого другого. Тем не менее, произведения искусства всегда очень точно передавали все оттенки жизни ребёнка: его место в этой жизни, отношение к нему со стороны взрослых, эволюцию статуса ребенка в обществе в связи с изменениями общественного или политического строя, с ходом научного прогресса, с достижениями в области самого искусства» .

Однако исследования литературных произведений, посвящённых теме детства и юности, практически не затрагивает произведения современных русских писателей. Кроме того, сравнительно мало исследований посвящено проблемам подросткового возраста, отражённым в литературных произведениях.

Тема настоящего исследования касается проблемы формирования образа подростка в современной русской литературе. Тема эта достаточно сложна и многогранна, и осветить её в рамках одного исследования не представляется возможным.

Прежде всего, необходимо разделить понятие литературы о подростках и литературы для подростков. Само определение подросткового возраста в психологии и физиологии не является точным. Этот период в развитии личности не имеет чётких возрастных границ. Д.Б. Эльконин выделял два периода подросткового возраста:

• 12-14 лет - младший подростковый возраст;

• 15-17 лет - старший подростковый или юношеский возраст.

Официальный международный стандарт ООН придерживается другой терминологии:

• 10-14 лет - ранний подростковый возраст;

• 15-19 лет - поздний подростковый возраст

Но в целом подростковый возраст, иначе называемый отрочеством, определяется как период сложных изменений, знаменующих переход человека от зависимого детского возраста к взрослой самостоятельности.

В отечественной науке проблемы подрастающего поколения исследуются в двух направлениях:

• контекстуально - в системе взаимосвязанных отношений с обществом, его основными характеристиками, структурными сдвигами и изменениями;

• дифференцированно - дети и подростки изучаются как особая социальная группа, с присущими ей признаками и свойствами.

В рамках настоящего исследования подростковый возраст рассматривается как социальное явление, порождающее образ современного героя отечественной литературы. В связи с этим необходимо уточнить суть самого понятия подростковой литературы. Большинство современных авторов, изучающих эту тему, приводят определение, данное в статье И.В. Полковниковой ещё в 2009 году: «Литература для подростков выделяется как составная часть детской литературы, специфика которой определяется возрастом, интересами, ценностными представлениями её читателей»

Очевидно, что такое понимание грешит неточностью, поскольку подростковый возраст уже давно не воспринимается как часть детства. Тем не менее, по отношению к подростковой литературе и к образам подростков по-прежнему наблюдается несколько снисходительное отношение.

Литература для подростков и о подростках рассматривается преимущественно в качестве наглядного материала в процессе воспитания. Однако такой подход ограничивает выбор произведений, поскольку отрочество - время столкновения с миром серьёзных проблем и поиска путей их решения.

Сложность личностного кризиса подросткового возраста определяется особенностями социальной и культурной парадигмы. В разные периоды подростку приходится сталкиваться с разными моделями поведения, социальными условиями. Поэтому наибольший интерес представляют произведения о детях и подростках, написанные современными авторами.

В настоящей работе исследуются образы подростков в произведениях современной писательницы Екатерины Мурашовой.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью пересмотра основных подходов к изучению подростковой литературы, оценке её потенциала, исследованию образов современных подростков.

Цель исследования - описать характерные черты образа подростка в произведениях Екатерины Мурашовой.

Достижение цели связано с решением ряда задач:

• Проследить основные этапы творческой биографии Е.В.

Мурашовой.

• Описать своеобразие творческой манеры писателя на фоне

традиций отечественной подростковой литературы.

• Выявить особенности мира детей в произведениях Е.Мурашовой.

• Проследить специфику взаимоотношений детей и взрослых в

художественном мире писателя.

• Разработать методические рекомендации по изучению

художественных произведений о современных детях и подростках в средней школе.

Объект исследования - произведения современной отечественной литературы для подростков, героем которых является их сверстник.

Предмет исследования - основные черты образа современного подростка в российской литературе.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что определяющий признак подростковой литературы - сложность тем и особый подход к ценностно-нравственным категориям.

Материалом исследования послужили повести Е.В. Мурашовой «Гвардия тревоги» и «Одно чудо на всю жизнь».

Методическую основу исследования составил комплекс аналитических методов.

Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Е. МУРАШОВОЙ

1.1. Творческая биография Е. Мурашовой

Екатерина Вадимовна Мурашова представляет самобытное явление в современной подростковой литературе. К настоящему моменту она является автором совершенно различных произведений - книг по детской психологии, адресованных родителям и художественных текстов различных жанров. Екатерина Вадимовна пишет сама и в соавторстве с популярными писателями, и её книги пользуются несомненным успехом. Прозу Мурашовой заметили не только читатели, но и критики, а её книги по детской психологии активно обсуждаются педагогами и родителями.

Не менее известна Мурашова и как практикующий детский психолог. Несмотря на писательскую известность, Екатерина Вадимовна ведёт приём в детской поликлинике Петербурга, правда, попасть к ней невероятно трудно - профессиональные консультации Мурашовой пользуются спросом.

Екатерина Мурашова получила два высших образования, ни одно из которых не имеет отношения к профессиональному литературному труду. Екатерина Вадимовна - эмбриолог и психолог.

Даже сухие биографические данные позволяют сделать вывод о широте интересов Екатерины Мурашовой. Ещё во время учёбы в ЛГУ (именно там она получила два образования), Екатерина принимала участие в научных экспедициях по всей стране. Очевидно, что столь фундаментальное образование предполагало интерес в области науки, в том числе медицинской. Однако потребность в литературном творчестве не могла полностью реализоваться исключительно в научном дискурсе - уже в 1989 году Екатерина Мурашова опубликовала в сборнике «Дружба» свою дебютную повесть «Талисман».

Очевидно, что Екатерина Мурашова не только активно искала новых впечатлений, но и отзывалась на просьбы, реализуя любовь к животным, желание помогать людям.

Именно потому в её художественной прозе ясно звучит основной мотив - необходимости внимания к тем детям и подросткам, которые лишены родительской любви и заботы, что приводит их на обочину жизни.

Если «Талисман» можно считать даже не дебютом, а попыткой сказать своё слово в профессиональной литературе, то следующая повесть Мурашовой, написанная в 1991 году, уже заявила о ней как о самобытном писателе со своей темой в литературе. Сейчас это произведение известно под двумя названиями, каждое из которых позволяет взглянуть на повесть с разных сторон - личностной, социальной, педагогической. «Обратно он не придёт!» или «Полоса отчуждения» - трогательный и обжигающий рассказ о трагической обыденности, обнажающий явление, которое никто не хочет признавать. Героиня - девочка Оля - слышит от взрослых, что беспризорников давно не существует, однако видит их собственными глазами. Огромная проблема - и никто не может предложить пути её решения. Это повесть - новый вариант «романа воспитания», продолжающий традиции Диккенса и Пантелеева в реальности конца двадцатого столетия.

Уже в этой повести Екатерина Мурашова создаёт собственное художественное пространство, рисуя облик Петербурга, нового для многих читателей, едва узнаваемого при взгляде с другой стороны - из полосы отчуждения, отстойника для железнодорожных вагонов. Между тем, это тусклый и промозглый Петербург, который так отчётливо прорисовали русские писатели девятнадцатого века. Но рядом существует и другой мир - где поражают красотой памятники и музеи, где люди любуются фонтанами и белыми ночами. В повести «Полоса отчуждения» эти два мира так и не совместились, но Екатерина Мурашова продолжила создавать свой художественный мир и далее.

Заключение

В ходе проведённого исследования были решены следующие задачи:

Прослежены основные этапы творческой биографии Е.В. Мурашовой.

Описано своеобразие творческой манеры писателя на фоне традиций отечественной подростковой литературы.

Исследованы основные черты мира детей в произведениях Е.Мурашовой.

Прослежена специфика взаимоотношений детей и взрослых в художественном мире писателя.

Разработаны методические рекомендации по изучению художественных произведений о современных детях и подростках в средней школе.

Разработан конспект урока внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой.

Понятие детства и отношение к этому периоду жизни формировалось с течением времени под влиянием искусства и общественной мысли. Интерес к понятию детства актуализируется на фоне переосмысления культурных процессов, тогда, когда возникает понимание взаимосвязи воспитания и культурного развития. Образ детства менялся на протяжении исторического развития всегда, и соответственно, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на образ ребёнка. Осмысление детства складывалось под влиянием различных традиций, причём в процессе становления ведущими становились сословные, религиозные, региональные или семейные модели.

В настоящее время мир детства представляется достаточно сложным и глубоким явлением, наделённым собственными социальными характеристиками, одним из которых является субкультура. Мир детства далёк от идиллии, он испытывает влияние проблем, с которыми сталкивается общество в целом. И внимание к миру детства отражает утверждение в обществе гуманистических идеалов.

В культуре понятие детства как феномена впервые было сформулировано в литературе. Именно в литературе произошло открытие детства в реалистической традиции девятнадцатого века. Был создан корпус литературы для детей, появилась литература о детях. Уникальным явлением стал жанр автобиографической повести, к которому обратились гениальные русские писатели.

Современная отечественная литература во многом продолжает классические традиции. Но в настоящее время период детства и отрочества рассматривается как явление достаточно сложное. В частности, отдельно исследуется подростковый возраст, проблемы которого заинтересовали писателей лишь в двадцатом веке. Подростки наиболее остро реагируют на социальные изменения, а потому внимание к этому возрасту в гуманистическом искусстве обусловлено актуальной социальной парадигмой. Но зачастую рецепты взаимодействия с подростками, предложенные в классических произведениях, неприменимы к реалиям сегодняшнего дня. В то же время литература для подростков обладает широким воздействующим потенциалом, имеет образовательное и воспитательное значение.

Анализ произведений современной писательницы Екатерины Мурашовой позволяет сделать вывод о широком спектре литературных интересов писательницы. Ряд её произведений основан на личном опыте практикующего детского психолога и адресован родителям, ежедневно сталкивающимся с проблемами воспитания.

Довольно большая часть произведений Екатерины Мурашовой написана в жанре фэнтези, элементы которого проникают и в реалистичные повести о детях и подростках. Мир детства и юности неотделим от богатого воображения, мира фантазии.

Однако известность в литературных и читательских кругах Екатерина Мурашовой принесли повести о подростках с проблемами социализации. Эти произведения тесно связаны с традициями русской литературы, посвящённой проблемам подростков. Герои произведений Мурашовой имеют много общего с традиционными образами героев-подростков - они испытывают первые настоящие чувства, познают мир, сталкиваются со взрослыми проблемами, переживают победы и разочарования.

Но в героях Екатерины Мурашовой заметны также черты, характеризующие современность. Особое внимание автор уделяет переломному моменту новейшей российской истории - концу девяностых, когда социальная действительность резко изменилась, выбросив многих на обочину жизни. Тяжелее всего пришлось самым незащищённым - детям и подросткам. Реалии того времени определили характер многих проблем современности.

Синтез реального и виртуального миров приводит к кризису самоидентификации и трудностям в налаживании коммуникативных связей. Популярные, обаятельные подростки с трудом находят друзей, потому что трудно говорить откровенно, глядя прямо в глаза. Но современные подростки во многом более ранимы, беззащитны, чем их сверстники двадцатилетней давности. Отгородившись от мира наушниками и экраном гаджета, они ищут свой путь к вечным ценностям, и открыты для музыки и поэзии, красоты окружающего мира и искреннего участия.

Екатерина Мурашова ищет не только нового героя - но и новый язык, экспериментирует с жанрами и стилями, чтобы голос нового поколения звучал без единой фальшивой ноты.

Очевидно, что как человек и психологи Екатерина Мурашова против ярлыков, которые общество навешивает на детей. С этими шаблонами, которые становятся педагогическим приговором, она активно полемизирует в своих книгах по детской психологии.

В повестях о подростках Мурашова смотрит на эту проблему глазами самих детей, учеников классов коррекции, которых не замечают родители и не хотят видеть школьные учителя, которых сторонятся прохожие на улице. Эти дети стремятся выжить и хотят счастья, тщательно оберегая добро и любовь, которые случаются в их жизни. Разнообразные пути к счастью исследует писательница в своих произведениях, написанных в конце нулевых - «Гвардия тревоги» и «Одно чудо на всю жизнь».

В курсе школьной литературы не предполагается работа с произведениями современных авторов, но обращение к повестям Екатерины Мурашовой может быть реализовано в рамках занятий по внеклассному чтению и в работе литературного кружка или факультатива.

Такая работа может быть инициирована педагогом и должна вестись под контролем. Но главная задача - выработка мотивации, развитие потребности к саморазвитию и самообразованию, расширение не только круга чтения, но и формирование активной гражданской позиции.

Список литературы

1. Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера. - 2014. - № 1. - С. 31-37.

2. Бухина О. Еще один тревожный класс: О книге Екатерины Мурашовой "Гвардия тревоги" //Остров сокровищ. Вкладка "Библиотека в школе". - 2009. - № 3. - С.32-36.

3. Бухина О. Коррекция души: о повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции" // Библиотека в школе. - 2007. - № 7. - С.27-28.

4. Бухина О., Лану А. Герои-сироты в детской литературе: отражение социального кризиса начала и конца советской эпохи // Детские чтения. - 2015. - № 1. - Т. 7. - С. 24-47.

5. Галицких Е.О. Современная литература для детей и о детях в контексте образовательных стратегий нового века //Чтение как искусство: герменевтический аспект. Коллективная монография. - Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. - С. 5-10.

6. Ганина С.А. Феномен детства в русской культуре XIX в.: становление философии образования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2011. - С. 63-72.

7. Громова В.В. Феномен популярности жанра фэнтези в современной массовой литературе для детей //Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 4. - Т.1. - С. 74-77.

8. Гутрина Л.Д. Современная проза на уроках литературы: книга Н. Дашевской «Около музыки» // Филологический класс. - 2015. - № 4 (42). - С. 52-54.

9. Добрынина Н.Е. Изучение читателей - детей и подростков в России XIX - ХХ вв.: Учеб. пособие. - М., 2006. - 266 с.

10. Доронина Н.Н., Король А.И. Исследование нравственных качеств молодежи // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2015, № 6(23), вып. 25. - С. 187-192.

11. Екатерина Вадимовна Мурашова //Мир петербургской детской книги: Творческие биографии. СПб., 2000. - С.75.

12. Завгородняя Г.Ю. Актуальное и вневременное в современной подростковой прозе //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск четырнадцатый. -М., 2009. - С.227-232.

13. Книжная полка Павла Крючкова (Рецензии на произведения В.Воскобойникова, Е.Мурашовой, Н.Нусиновой, М.Журинской,

Т.Полетаевой) //Новый мир. - 2007. - № 5. - С.209-215.

14. Колесова Л.Н. Нравственные искания в современной прозе для детей. - Петрозаводск, 2007. - 176 с.

15. Комарова М. "Наш мир жесток и прекрасен одновременно" // http://www.bibliogid.ru/news/portret/podr-murashova

16. Корягина О.П. Проблема подросткового возраста // Классный руководитель. - 2013. - № 1. - С.32-35.

17. Кутейникова Н.Е. Правда о современном детстве в повести Е. Мурашовой «Класс коррекции» //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 13. - М., 2008. - С.278-284.

18. Лелявская М.Г. Школьная повесть на современном этапе //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 14. - М., 2009. - С.254-259.

19. Лелявская М.Г. «Школа мечты» в детской книге XXI века //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 19. - М., 2014. - С. 93-97.

20. Матвеева Е.О. Образ педагога в современной прозе, адресованной подрастающему поколению //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 13. - М., 2008. - С.236-239.

21. Матвеева Е.О. Отцы и дети в адресованной подросткам отечественной литературе второй половины ХХ века //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 14. - М., 2009. - С.260-264.

22. Матвеева Е.О. Проза Е.В. Мурашовой о внутреннем конфликте героя как о предпосылке взросления подростка //Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 22. - М., 2016. - С.29-33.

23. Михалева Т.И. Дети и родители: К проблеме взаимоотношений в семье //Школьная библиотека. - 2005. - № 5.- С.36-60.

24. Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х - 2000-х годов. - М., 2007.

25. Минералова И.Г. Детская литература. - М.: Владос. - 2002.

26. Муравьева И.В. Типология и специфика российского фильма с героем-подростком на современном этапе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2010, № 124. - С. 272-277.

27. Мурашова Е.В. Гвардия тревоги. - М: Самокат, 2008. - 368 с.

28. Мурашова Е.В. Класс коррекции: повесть (для сред. и ст. шк. возраста). - М., 2007. - 246 с.

29. Мурашова Е.В. Одно чудо на всю жизнь. - М.: Центр Нарния, 2012. - 368 с.

30. Мурашова Е. Про инопланетян, отличников и оборванцев /Е.Мурашова; материалы полосы подготовила Алена Бондарева // Читаем вместе: Навигатор в мире книг.- М., 2010. - № 2. - С.5.

31. Нестор, №13, 2009. Мир детства. Семья, среда, школа: — Санкт Петербург, Нестор-История, 2009 г.- 296 с.

32. Нефёдова Л.К. Феномен детства в основных формах его репрезентации (философия, миф, фольклор, литература): дисс. д-ра филос. наук. - Омск, 2005. - 337 с.

33. Паславская Я.Р. Гарри Поттер - "становящийся" герой: к вопросу о влиянии жанровых черт воспитательного романа на произведение Дж. К. Роулинг // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2015. № 1 (64). - С. 177-181.

34. Подростковый возраст // Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://ru.wik**edia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%

D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B2% D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82

35. Полибенцева А. В. Образ героя-подростка в западных научно-фантастических и фэнтези-фильмах 21 века // Молодой учёный. - 2015. - № 13. - С. 766-770.

36. Полковникова И.В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков (тема семьи и семейных ценностей в контексте литературной истории и социологии детства) //Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2009, № 7. - С. 98-102.

37. Полозова Т.Д. Повести о школьниках во внеклассном чтении (V - VII классы). - М., 1957.

38. Просалкова Ю.В. Итоги столетия. Что читает подрастающее поколение в конце XX века //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 36-39.

39. Радченко И.В. Теоретико-методологические подходы к проблеме инкультурации личности средствами искусства //Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 9. - С. 320-322.

40. Разгон Л. О новой школьной повести //Детская литература. 1977.- С. 34

41. Романова Е.А. Целостность личности в современном обществе. - Уфа, 2016. - С. 147 .

42. Рудова Л. Дети-аутсайдеры и параллельные миры: реальное и фантастическое в повести Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» // Детские чтения, 2014, № 1, т. 5. - С. 201-217

43. Рягузова Е.В. Субъективные представления современных подростков о герое // Ярославский педагогический вестник, 2011. - № 1. - Т. 2. - С. 226-229.

44. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в.: дисс. докт. филол. наук. - Волгоград, 2002. - 385 с.

45. Савицкая В.В. Феномен культуры детства в XX веке: дисс. канд. культурол. наук: 24.00.01: . - Нижневартовск, 2003. - 154 с.

46. Сотникова Т.А., Петрушевская Л.С. // Русские писатели 20 века: Биогр. Словарь. - М., 200. - С. 552.

47. Стадникова Л. А. Художественное творчество - фактор воспитания личности // Молодой учёный, 2014, №18. - С. 765-768.

48. Тамаев П.М. Приглашение в мир детства. Новая книга. //Раб. край. 18 марта 2008.

49. Федотова Л.В. Образ тинейджера в английской, американской и русской литературе: Вторая половина XX века: дисс. канд. филол. наук. - Майкоп, 2003. - 176 с.

50. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2014. - С. 201-205.

51. Чернобровкина С. В. Образ героя современных подростков // Вестник ОмГУ: Психология, 2013, № 2. - С. 23-32.

52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:

Академия, 2012. - 400 с.

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПОВЕСТЯХ Е. МУРАШОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 85
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика