«Формирование этнической толерантности младших школьников средствами фольклора»

  • 140 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 14

1.1. Этническая толерантность. К анализу основных понятий 14

1.2. Социально-педагогический потенциал музыкального фольклора 31

1.3. Передовой педагогический опыт по проблеме использования фольклора в учебно-воспитательном процессе 60

Выводы по первой главе 71

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 73

2.1. Структура этнической толерантности младших школьников 73

2.2. Модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора 77

Выводы по второй главе 81

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 82

3.1. Педагогические условия формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора 82

3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 94

Выводы по третьей главе 104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

ЛИТЕРАТУРА 109

Введение

Актуальность темы исследования. Многовековые процессы этнического развития народов России, а также их межэтнических взаимосвязей, которые всегда существовали в своей исторической объективности, усложнились миграционными процессами хаотичного, сиюминутного характера. Этнические группы по тем или иным историческим причинам вынуждены ассимилироваться в новых районах обитания, что обусловливает появление новых социально-экономических и культурно-языковых взаимосвязей.

Значимость толерантности каждого человека и государств необходима как важнейший принцип и необходимое условие мира и социальноэкономического развития всех народов. В создавшихся неблагоприятных социокультурных условиях все насущнее становится потребность в переходе к новым социальным отношениям, одним из главных принципов которых должна стать этническая толерантность.

Термин толерантность включает в себя широкий спектр понятий, но при всей многозначности данного термина, в его основе присутствует главный характерный признак - «терпимость». Терпимость межконфессиональная (религиозная) и межнациональная (этническая), профессиональная и межличностная (независимо от национальной принадлежности сторон), политическая, расовая и другие разновидности терпимости. «Терпимость» (в отличие от «терпения») исключает самоунижение, самобичевание, а содержит в себе самоуважение и признание равенства других, отказ от доминирования и насилия, т.е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие.

Этническая толерантность - это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантность предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, и одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон.

Для данного научного исследования нами выбран лишь один вид толерантности - этническая (межнациональная). То есть мы рассматриваем толерантность как готовность личности к выстраиванию взаимоотношений с представителями иной социальной, национальной, нравственной, культурной среды, как искусство отношения к людям, уважения различных культур и религий, мнений и взглядов других, дружелюбие и мирная настроенность к окружающим.

Наиболее актуальна двуединая задача формирования этнической толерантности для многонациональных регионов России, каковым является и Республика Башкортостан, основу населения которой составляют три наиболее многочисленные национальные группы (башкиры - 21,9 % ,

русские - 39,3 %, татары - 28,4 %) и множество других народов.

На этапе повышения национального самосознания народов и переосмысления общечеловеческих ценностей большое практическое значение, наряду с воспитанием у граждан уважительного отношения друг к другу, взаимного доверия, толерантности, приобретают задачи межэтнического воспитания подрастающего поколения. Исследователи социально-педагогической сферы приходят к выводу, что без формирования, развития этнической толерантности невозможен выход из создавшейся ситуации.

Перед различными социальными институтами обозначена важная и вместе с тем сложная практическая проблема организации полиэтнического и поликультурного воспитания подрастающего поколения в диалектическом единстве с подготовкой к жизни в многонациональном культурно-языковом пространстве России через сохранение национальных культурных традиций, идеалов духовности и патриотизма.

В науке сложились определенные предпосылки изучения этнической толерантности. Об этом свидетельствуют работы русских философов конца XIX - начала XX веков (H.A. Бердяев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет), высказавших мысли о том, что для сближения различных этнических общностей необходимо знание этнокультурных особенностей народов; этнографов и историков (Ю.В. Бромлей, JI.H. Гумилев, Ю.В, Арутюнян, С.А. Арутюнов, JI.M. Дробижева, В.И. Козлов, К.Н. Хабибуллин, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джандильдин, М.Н. Губогло), раскрывших этнографические характеристики народов мира и нашей страны, психологические аспекты межэтнических отношений, роли традиций народов в социальной регуляции поведения, влияние культурной среды на психику представителей различных этнических общностей; социально-психологические особенности групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Г. Теджфел, Дж. Тернер, С. Московичи, П.Н. Шихирев, Б.Н. Поршнев); выполненные в русле философского осмысления проблемы толерантности (P.P. Валитова, В.М. Золотухин, Н.В. Круглова, В.А. Лекторский, Е.В. Магомедова, М.М. Прохоров, Л.В. Скворцов, Б.М. Хомяков, М. Уолцер, П.П. Николсон, Ю.А. Красин); современные исследования этнической толерантности (А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова, Ю.А. Гаюрова, Е.И. Шлягина, С.Н. Ениколопов, Л.А. Шайгерова).

Проблемам воспитания подрастающего поколения посвящены работы следующих авторов: духовного (H.A. Бердяев, В.И. Вернадский, И.А. Ильин, Д.А. Леонтьев); нравственного (И.П. Ильин, Я. Корчак, Н.И. Пирогов, С.Т. Шацкий); эстетического (Ю.В. Борев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев); психологии музыкального творчества (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, A.A. Леонтьев, В.И. Петрушин, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплое и др.). В них содержатся ценные и интересные высказывания, касающиеся вопросов воспитания добрососедского, уважительного отношения между представителями разных народов.

Достижение высот нравственного воспитания возможно лишь на основе активного применения в воспитательно-образовательном процессе культурно-исторического опыта народа - языка, обычаев, традиций, истории, духовной и материальной культуры, фольклора. В этом видится реализация одного из важнейших педагогических принципов - культуросообразности, эмоциональной вовлеченности, самообразования и саморазвития - связи воспитания и обучения с жизнью и культурой народа. Весь социально-педагогический потенциал фольклора необходимо реализовывать в системе образовательных учреждений. В то же время фольклор может выступить фактором формирования поликультурной ментальности, на основе которой следует формировать и развивать готовность к межличностному взаимодействию, а также к межэтническим отношениям на этнотолерантной основе.

Основой фольклора служат непреходящие общечеловеческие ценности, объединяющие различные культуры, религии и т.п. Через средства фольклора (песенно-инструментальный фольклор, народный эпос, декоративно-прикладное творчество, народный театр) можно и нужно приобщать к этим ценностям подрастающее поколение. Система народных знаний (которая является основой фольклора) содержит понятия Добра, Духовности, Красоты, Уважения (к родителям, старшему поколению, сверстникам, своему и другим народам и культурам) и т.п., одним словом, то, что принято называть непреходящими ценностями, которые присутствуют в культуре любого народа. Таким образом, изучение фольклора должно стать действенным средством формирования этнической толерантности младших школьников.

Учитывая важность роли фольклора в этнотолерантном воспитании молодого поколения, многие аспекты этой актуальной темы нашли свое отражение в литературе, в частности, вопросы воспитания младших школьников в архаичном обществе (Т.А. Агапкина, А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, М.М. Громыко и др.); особенности деятельности учреждений дополнительного образования детей как воспитательно-образовательной среды (А.Г. Асмолов, A.A. Бондарев, А.К. Бруднов, Б.Е. Булычев, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Е.Б. Евладова); проблемы формирования толерантности, культуры межнационального общения (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, Р.З. Хайруллин); принципы воспитания толерантной личности (Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, В.А. Лекторский, М.С. Мириманова, М.И. Рожков, Г.У. Солдатова). Вопросы поликультурного и этнотолерантного воспитания нашли отражение в диссертационных исследованиях С.С. Акавова, Н.Г. Анциферовой, Е.Г. Борониной, Э.П. Герасимовой, О.О. Кащенко, Э.А. Музенитовой, Г.И. Пилиевой, П.В. Степанова, E.H. Третьяковой.

В то же время анализ литературы показал, что в ней недостаточно освещены вопросы, раскрывающие теоретико-методические основы формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между сформировавшимся в обществе традиционным опытом воспитания этнически толерантной личности средствами фольклора и недостаточной реализацией потенциала фольклора при формировании этнической толерантности младших школьников.

Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-методических основ формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование этнической толерантности младших школьников средствами фольклора».

Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: средства фольклора и технология реализации их потенциала в процессе формирования этнической толерантности младших школьников.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора.

Гипотеза исследования. Фольклор является бесценным богатством народа. Это огромный пласт жизненного опыта народа, вобравший в себя все самое положительное и ценностное, что накапливалось веками в народной памяти коллективными усилиями многих поколений. На современном этапе необходимо применять значительный потенциал фольклора в социальном воспитании подрастающего поколения, в том числе при формировании этнической толерантности младших школьников. В образовательных учреждениях для этого созданы благоприятные условия. Эффективность процесса формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора заметно возрастает, если:

- воспитательно-образовательный процесс строится на основе этнокультурных ценностей народов, заложенных в фольклоре, диалога культур различных национальностей, направленных на целесообразную интеграцию младших школьников в полиэтническую среду;

- технология формирования этнической толерантности младших школьников носит этнокультурную направленность, построена с учетом возрастных особенностей воспитанников, необходимости повышения интереса детей к различным культурам, религиям, взглядам, убеждениям для самоактуализации личности каждого и осознания самоценности человека через корреляцию коллективных потребностей и индивидуального творческого самопроявления, что позволит сформировать опыт успешной деятельности в этнокультурной среде;

- созданы необходимые педагогические условия для обеспечения наиболее полной реализации потенциала фольклора в процессе формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования, нами выдвинуты следующие задачи:

1. Уточнить понимание сущности и содержания «этнической толерантности младшего школьника».

2. Определить критерии, показатели проявления этнической толерантности младшего школьника.

3. Раскрыть этнопедагогический потенциал средств фольклора, направленный на формирование этнической толерантности младших школьников.

4. Разработать модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора и технологию ее реализации в общеобразовательный школе.

5. Экспериментально проверить технологию реализации модели формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора в общеобразовательный школе.

Методологическую основу исследования составили основные положения философии: о сущности гуманизма, морали, социальном опыте, социально-культурном наследии народов; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на его формирование, развитие и саморазвитие; о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; об исторической и социальной обусловленности целей, содержания и методов воспитания и образования; о единстве социализации и индивидуализации, о педагогическом потенциале социума и коллектива и др. Исследование строилось на основе культурологического, аксиологического, гуманистического, системного подходов (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, П.С. Гуревич, Т.С. Стефаненко, Г.У. Солдатова).

Теоретической базой исследования являются теория традиции (В.Д. Плахов); теории становления этнической идентичности (J1.A. Алыпевская, Т.Г. Стефаненко, Ф.Ф. Харисов, Г.Ф. Хасанов, Г.Г. Шпет); психологические концепции культурно-исторического развития (П.П. Блонский, JI.C. Выготский); культурологические концепции (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Д.С. Лихачёв); философские и социальноисторические аспекты становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, A.M. Егорычев, В.А. Тишков); концепции нравственного развития личности (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, P.C. Буре, Н.Ф. Виноградова); теории совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания (A.A. Бадаев, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, И.А. Малашихина, Ю.С. Моздокова, М.Н. Скаткин и др.); ценностного образования (И.А. Зимняя, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, B.C. Лазарев); личностно-ориентированного подхода в обучении (В.А. Беликов, Д.А. Белухин, C.B. Бондаревская, C.B. Кульневич, Д.И. Фельдштейн, И.С. Якиманская); дополнительного образования и особенности развития социокультурной среды учреждений дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.В. Байбородова, А.К. Бруднов, О.С. Газман, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, С.Т. Шацкий, А.И. Щетинская); положения, раскрывающие этнопедагогические основы обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения (С.М. Абрамзон, П.А. Апакаев, Ю.К. Бабанский, Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, A.M. Егорычев, А.П. Маркова, A.B. Мудрик, Л.Ф. Обухова, Т.А. Пигилова, Т.В. Поштырева, Л.Л. Супрунова, З.Б. Цаллагова И.А. Чуриков и др.); социальнопсихологические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, (Е.А. Климов, М.С. Комаров, Дж. Маркович, О.Н. Яницкий и др.); положения об организации поликультурного образования (О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, A.A. Елесина, Н.Б. Крылова, З.А. Малькова, Л.В. Мардахаев, Р.З. Хайруллин, Д. Бэнкс).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования - теоретические: анализ и синтез, обобщение, классификация, прогнозирование; эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, а также методы математической статистики.

Базой исследования явились лицей № 6 г.Уфы, СОШ № 274 г.Санкт- Петербург.

Этапы исследования охватывают период с 2017 по 2018 гг.:

I этап - аналитико-прогностический (2017г.): определено исходное состояние проблемы развития этнической толерантности; сформирован понятийный аппарат исследования, разработана модель формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора и технология ее реализации в общеобразовательной школе.

II этап - организационно-преобразующий (2017-2018 гг.): апробирована технология реализации модели формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора в общеобразовательной школе; изучена динамика формирования этнической толерантности младших школьников по сформулированным уровням и показателям.

III этап - контрольно-обобщающий (2018г.): анализ, обобщение и интерпретация полученных в ходе исследования материалов, формулирование выводов, литературное оформление исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Уточнено понимание сущности и содержания «этнической

толерантности младшего школьника» как интегративного качества личности.

2. Определена структура этнической толерантности младшего школьника, основу которой составляют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

3. Раскрыто влияние этнопедагогического потенциала средств фольклора на формирование этнической толерантности младших школьников.

4. Выявлены педагогические условия, необходимые для реализации процесса формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора в общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы дополняют педагогику в разделе 11

социального воспитания младших школьников на этнотолерантной основе средствами фольклора в общеобразовательной школе. В них получили уточнение и дополнение понятие «этническая толерантность младшего школьника», его сущность и структура.

Практическая значимость исследования заключается в разработке структуры этнической толерантности младшего школьника средствами фольклора и процесс ее реализации в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая толерантность младшего школьника представляет собой интегративное качество личности, в основе которого - духовно-нравственные и этические ценности культур своего и других народов, способность к самореализации через активное взаимодействие в полиэтнической среде, основанное на общепринятых духовно-нравственных нормах поведения.

2. Структура этнической толерантности младшего школьника содержит когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

3. Общеобразовательная школа являются благоприятной воспитательно-образовательной средой реализации потенциала средств фольклора для формирования этнической толерантности младшего школьника. Средства фольклора включают в себя песенно-инструментальное творчество, народный эпос, народный театр, декоративно-прикладное творчество. Они содержат в себе этнопедагогический потенциал, раскрывающий сбалансированную картину жизни как идеализированную форму сосуществования людей определенной культуры и верования через яркие примеры, образцы для подражания. Фольклорное наследие сохраняется народом, передается из поколения в поколение, что позволяет сохранять его этнопедагогический потенциал и реализовывать в воспитании подрастающего поколения.

4. Многомерность и многофункциональность формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора обусловливает необходимость использования системного,

междисциплинарного и культурологического подходов к этнической толерантности. В целях определения специфики этнической толерантности нами проведен теоретический анализ сущности и ее структуры по отношению к личности младшего школьников.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены исходными методологическими подходами и теоретической базой исследования; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его логике; соблюдением требований культурологического, аксиологического, гуманистического, системного подходов; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; разнообразием и количеством используемых источников; апробацией результатов исследования; опытно-экспериментальной проверкой реализации авторской модели; валидностью применяемых методик; выводами, сделанными на основании качественного и количественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию учебных пособий, методических материалов, статей, докладов, тезисов. Основные идеи исследования внедрены в практику лицея № 6 г.Уфы и СОШ № 274 г. Санкт-Петербурга.

Организация, содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры музыкального образования и хореографического искусства ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на областных, городских и районных научно-методических, научно-практических семинарах и конференциях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

1.1.Этническая толерантность. К анализу основных понятий

Среди всех видов толерантности, рассматриваемых в современной литературе, этническая толерантность занимает совершенно особое место. Причем наибольшая «яркость» социальных проявлений здесь обнаруживается не в самой толерантности, а как раз в ее противоположности - интолерантности - речь идет о ксенофобии, расизме, национализме, этноцентризме, конкретные деятельностные проявления которых приводят к социальным конфликтам, бедам и страданиям людей. Существует устойчивое мнение, что именно в этнорасовой дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Здесь следует оговориться, что понятие «этническая толерантность» мы будем употреблять в широком смысле слова, включая в него и то, что связано с межрасовой коммуникацией, с восприятием расовых различий, имеющих не этнический, а антропологический, физиологический смысл. Необходимо также уточнить, что мы имеем в виду под самой толерантностью.

Прежде всего, подчеркнем относительность общепринятой видовой классификации толерантности. Именно при обращении к сложной, многоуровневой по характеру межэтнической коммуникации становится очевидным, что толерантность - это некое универсальное, интегральное свойство сознания и поведения, которое проявляется во всех сферах коммуникации, в том числе, и в межэтнической. Акт общения представляет собой некую целостность, отдельные стороны и элементы которой можно вычленить только в абстракции. «Общение, отмечает И. И. Докучаев, - нельзя сводить к простому обмену информацией или, тем более, к передаче информации. Общение не есть аналогичный обмен между людьми; общение это обмен особый, он направлен на приобщение одного субъекта к другому» [54,С.119]. В этом приобщении каждая сторона предстает как целостный субъект, имеющий свой смысл, свою программу действий. Этническое представляет собой одну, хотя и очень важную сторону этой целостности, и способна «окрашивать» самые различные ее проявления в коммуникации. Это означает также и то, что нельзя отдельно и целенаправленно сформировать некую особую этническую толерантность безотносительно к другим ее видам - конфессиональной, гендерной, межвозрастной, политической и т.д. Но, с другой стороны, в процессе формирования (воспитания) толерантного сознания и поведения может меняться видовая доминанта - этническая, возрастная, гендерная и т.д. в зависимости от направленности коммуникации.

Важно то, что этническое затрагивает важнейшую сторону характеристики того, на кого всегда направлена толерантность, - характеристики другого. Толерантность - это, прежде всего, способность понять и, главное, принять различия, инаковость, непохожесть в качестве естественных и необходимых свойств мира человеческих отношений. Это, на наш взгляд, можно считать общим, базовым определением толерантности. Соответственно, этническая толерантность - способность понять и «принять» «этнически другого», т. е. представителя другого этноса, другой этнической группы, другой расы, обладающего другим менталитетом, традициями, стереотипом поведения, представляющего другую культуру и т. д.

Здесь необходимо сделать еще одно уточнение, касающееся самого понятия «толерантность». И мы вновь обратимся к документу, который дал определенный толчок к активизации исследований в этом направлении - принятой 16 ноября 1995 г. на Генеральной конференции ЮНЕСКО «Декларации принципов толерантности». Толерантность здесь

означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность» [34].

Обращает на себя внимание, что уже в первом же абзаце речь идет по существу об интересующем нас феномене «этнической толерантности», так как именно на этничности строится прежде всего культурное многообразие мира, к уважению, принятию и правильному пониманию которого призывает Декларация. Среди факторов, способствующих толерантности названы знания, открытость и общение, а также свобода мыслей, совести и убеждений. Кроме того, толерантность рассматривается как внутренняя потребность, а не только моральный долг. Наконец, далее документ содержит во многом ключевое положение о том, что толерантность - «не уступка, снисхождение или потворство», а «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». Кроме того, ликвидируется содержащийся в другом варианте перевода толерантности как «терпеливости» оттенок пассивности («Бог терпел и нам велел», гласит одна из «ментально-характерных» русских поговорок), т. е. в документе ЮНЕСКО речь идет о том, что в отечественной педагогической литературе получило название «активная жизненная позиция личности».

Заключение

Реально ощутимой в российском обществе стала потребность выстраивания социальных отношений на принципах этнического диалога и толерантности. Это задача огромной важности, решение которой невозможно без активного привлечения потенциала образовательной системы страны. Обретение подрастающим поколением политических, социальных,

жизненных компетенций в полиэтническом обществе неразрывно связано с изменением содержания образования, в том числе и дополнительного, структуры взаимодействия образовательных программ, их практического воплощения в вариативную систему образования.

Жизненно важно развивать этническую толерантность младших школьников, их умение вести цивилизованный диалог культур, что является одним из факторов взаимного обогащения и взаимопроникновения различных культурных традиций и ценностей, как залог сохранения и воспроизводства национального потенциала России.

Анализ психолого-педагогических трудов по проблеме формирования этнической толерантности младших школьников, опора на аксиологический, культурологический, гуманистический, системный подходы позволили уточнить сущность понятия «этническая толерантность». В рамках данного исследования этническая толерантность младшего школьника

рассматривается как интегративное качество личности, в основе которого - духовно-нравственные и этические ценности культур своего и других народов, способность к активному взаимодействию в полиэтнической среде.

Такое качество составляет основу менталитета, что проявляется через уважительное, гуманистическое отношение личности к представителям культур и религий своей и других национальностей, способности и готовности принять нормы и правила взаимодействия в полиэтническом и поликультурном обществе. Этническая толерантность формируется через реализацию этнопедагогического потенциала средств фольклора, которыми

являются песенно-инструментальное творчество, народный эпос, народный театр, декоративно-прикладное творчество.

Толерантность» и «этническая толерантность» представляют собой уровни развития личности, когда основными ориентирами жизнедеятельности становятся общечеловеческие ценности, мораль и нравственные нормы поведения. Трудно переоценить роль семьи, сохраняющей и передающей «этническое» из поколения в поколение, закладывающей основы уважительного отношения к жизни (обычаям, нравам, традициям) своего и других народов, то есть основы формирования этнической толерантности.

Выявленные педагогические условия адекватно соответствуют цели и содержанию исследования, способствуют методической поддержке

педагогов общеобразовательной школы в профессиональной деятельности по формированию этнической толерантности младших школьников.

Технология реализации модели формирования этнической толерантности младших школьников в общеобразовательной школе имеет этнокультурную направленность и реализуется через педагогическую деятельность средствами фольклора на этнотолерантной основе. Эффективность технологии обусловлена знанием закономерностей обучения и воспитания младших школьников, возрастных особенностей воспитанников, необходимостью повышения интереса младших школьников к культурам, религиям, взглядам, убеждениям разных народов.

Таким образом, гипотеза исследования и положения, выносимые на защиту, получили свое подтверждение. Несмотря на научно-практическое значение результатов эксперимента, данное исследование не решает всего комплекса проблем, касающихся формирования этнической толерантности младших школьников средствами фольклора. Обозначился круг проблем перспективных исследований: повышение уровня компетентности родителей, значение родительской позиции в воспитании этнической толерантности ребёнка; подготовка педагогов, способных воспитать этническую 107

толерантность подрастающего поколения; повышение воспитательной роли общеобразовательной школы в формировании этнической толерантности у младших школьников.

Список литературы

1. Абакумова, И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Вопросы психологии. 2003. № 3. - С. 78-82.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

3. Агапкина, Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования) М.: «Индрик», 2002. - 816 с.

4. Агапкина, Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. (Традиционная духовная культура славян / Современные исследования) М.: Издательство «Индрик», 2000.-336 с.

5. Алеев В.В., Кошмина И.В. Программы общеобразовательных учреждений. Духовная музыка: Россия и Запад. - М., 1994.

+ еще 110 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование этнической толерантности младших школьников средствами фольклора»
Раздел: Музыка
Тип:
Страниц: 140
Цена: 3400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика