Дипломная работа
«Мир детства в повести А. Лиханова «Кресна»: литературоведческий и методический аспекты изучения»
- 88 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.А. ЛИХАНОВА
1.1. Образы детей в повестях и романах писателя 6
1.2. Нравственный мир подростка в произведениях А. Лиханова 22
1.3. Ответственность взрослых за судьбы детей в творчестве прозаика 34
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ПОВЕСТИ А.ЛИХАНОВА «КРЁСНА»
2.1. Восприятие мира ребенком 44
2.2. Образы детей и роль учителя в жизни ребенка 53
2.3. Методические рекомендации по изучению творчества А.А. Лиханова в школе 63
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложение 1. Элективный курс «Мир детства в творчестве Альберта Лиханова» 1- 5
Приложение 2. Конспект урока по элективному курсу «Мир детства в творчестве Альберта Лиханова» 6-11
Актуальность работы. Детство - особый период человеческой жизни, поэтому как важнейшая нравственно-философская тема постоянно волновало отечественных писателей. Темы детства, отрочества, а также юности являются одной из наиболее устойчивых в литературе любого народа.
В 70-80-е гг. XX века в детской и подростково-юношеской литературе произошли открытия не только новых проблем, но также стали отчётливо вырисовываться довольно серьёзные явления общественной жизни, напрямую связанные с детством.
Постоянный интерес к судьбе детей, к изучению обстоятельств, влияющих на формирование их жизненных убеждений, забота о нравственном здоровье подрастающего поколения характерны для творчества Альберта Анатольевича Лиханова - писателя и публициста, общественного деятеля, президента Международной ассоциации детских фондов, председателя Российского детского фонда, директора Научно-исследовательского института детства. В центре его произведений находятся взрослые, а в центре внимания - дети.
Жизненный и творческий пути А.А. Лиханова неразрывно связаны, потому что впечатления, события, встречи определяют главные вопросы, проблемы, волнующие сознание и чувства писателя. Процесс претворения их в художественные образы исследуется психологией литературного творчества, а результат художественного творчества - произведения писателя - становятся объектом внимания литературоведов.
Тема детства, тема семьи, взаимосвязи двух миров - взрослых и детей, тема «впечатлений, вынесенных из детства и родительского дома», в творчестве Альберта Лиханова имеет свою специфику, свою особую интонацию заботы о детях-сиротах, о детях, на которых обрушилось испытание войной, голодом, семейными распрями и бедами. Лиханов умеет создавать образы мальчишек, героев стойких, способных на поступки, взрослеющих быстро. Концепцию творчества Альберта Лиханова можно назвать школой самовоспитания, педагогикой сердца.
В связи с вышеизложенным, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема изучения детства не только не утратила значения для отечественной науки и литературы, но и приобретает особо актуальный смысл в современных условиях.
Целью исследования является выявление особенностей отражения темы детства в творчестве А. Лиханова (на материале повести «Крёсна»). Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1) изучить творческие взгляды автора, основные темы его творчества;
2) проследить основные аспекты темы детства, к которым автор обращается в произведениях разного времени;
3) выявить особенности представления темы детства в повести «Крёсна»;
4) выявить возможности применения результатов исследования в школьной практике.
Объектом исследования в настоящей работе является повесть А.А. Лиханова «Крёсна», предметом исследования стали способы представления мира детства в названном произведении.
Теоретической базой данного исследования послужили работы Л. Анинского [6], Б. Ахундовой [8], И. Буровой [12], Н. Быкадаровой [14], Е. Галицких [16], Д. Икеда [25], И. Мотяшова [48], Т. Скоробогач [61], Е.Федотовой [65] и других исследователей творчества Альберта Лиханова.
В ходе работы были применены такие методы, используемые в современном литературоведении, как описательный, сопоставительно-исторический, аналитический, а также приемы целостного анализа
художественного текста.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов выпускной квалификационной работы в практике преподавания русской литературы в школе, при разработке сценариев внеклассных мероприятий и теоретической базы элективных курсов, связанных с творчеством Альберта Лиханова.
Данная работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и методическое приложение.
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.А. ЛИХАНОВА
1.1. Образы детей в повестях и романах писателя
Если воспользоваться известным выражением В. Белинского, то об Альберте Анатольевиче Лиханове можно сказать: детским и юношеским писателем он не сделался, он им родился. О чем бы ни писалось, ни думалось, сердце и мысль художника неизменно склоняются в сторону детства. Там, в отрочестве, в сложнейшей и ответственнейшей эпохе решающего становления личности, всегда был и, вероятно, навсегда останется магнитный полюс его души.
Для А. Лиханова главный объект исследования и главный читатель - подросток в диапазоне десяти-пятнадцати лет. «Если бы была так называемая «отроческая» литература, - сказал он однажды, - то я считал бы, что работаю в этом жанре. Ведь когда Лев Толстой написал «Детство», «Отрочество», «Юность», он не напрасно, как мне кажется, разделил все это на три книги - ведь человек в своем развитии проходит три совершенно отличимые ступени с присущими им психологическими чертами. Это три совершенно разных периода жизни. Отрочество. Ну каким бывает человек в этой стадии? Это уже не ребенок и еще не взрослый, у него масса совершенно неожиданных проблем, он по-новому открывает для себя жизнь» [44, 39].
Итак, из трех этапов человеческого созревания Альберт Лиханов выбрал средний - отрочество. Почему именно средний? «Возможно, к этой важнейшей и ответственной теме - становлении человека в отрочестве - писателя подготовила работа в молодежной печати?.» - ставит вопрос критик В. Свининников [60, 47]. Разумеется, это верное предположение. В том смысле, что журналистский опыт писателя, предшествовавший литературному, был целиком связан со всей сферой воспитания подрастающего поколения. Онто и обусловил выбор.
Отлично зная ситуацию, начинающий писатель, по собственному признанию, увидел несправедливость в том, «что именно подростки как-то заброшены. В самом деле, пока ребенок мал, мать, не щадя себя, отдает ему всё - от заботы до ласки. Подрос - и вроде бы сам по себе: у него уже свои интересы, свои друзья, свой мир. И приласкать-то. неловко. Уже большой. И посоветовать - воспримет как посягательство на свою самостоятельность. Каждый в таком возрасте считает себя взрослым, не так ли?. Особое отношение нужно. Понимание. Его-то и не хватает. И в литературе - тоже. Ведь привычные мерки детской литературы здесь не подходят» [44, 40].
Рубеж от десяти до пятнадцати лет, который пересекают герои подавляющего большинства лихановских книг, пожалуй, самый ответственный в биографии человека. Недаром этот возраст называют переходным. А иногда и трудным. Человек совершает трудный переход из детства в самостоятельную жизнь.
Маленькие дети задают свои «сто тысяч почему», не ведая ответа и беззаветно доверяя суждениям старших. После девяти-десяти лет растущий человек начинает искать ответы сам, спрашивая у себя, у своего, пока еще не очень большого жизненного опыта. К тому же и суть вопросов усложняется. В раннем детстве спрашивают о предметах и явлениях окружающего мира. Становясь старше, человек все настойчивее задается вопросами бытия - жизни и смерти, отношений людей между собой, смысла существования. Для него обретают конкретное, вещественное значение абстрактные дотоле понятия души, совести, добра, справедливости, благородства, чести.
Тема детства занимает основное место в творчестве Альберта Лиханова на протяжении всего его творческого пути. Важно, что автора интересует не беззаботное и легкое детство, ему интересны трудности, выпадающие на долю детей. Все его творчество является своеобразно попыткой осмысления причин тех несчастий, что нередко выпадают на долю детей и подростков. Он уделяет огромное внимание самым важным проблемам, с которым приходится сталкиваться детям в процессе взросления: непонимание, жестокость, одиночество и т.д.
Отдельное внимание читателей и исследователей обращает на себе тема военного детства, которому писатель посвятил большое количество произведений, написанных на разных этапах его творческого пути. Произведения Лиханова о военном детстве имеют автобиографические истоки, основываются на детских воспоминаниях писателя. В них передаются переживания детства, пришедшегося на годы Великой Отечественной войны.
Особое внимание привлекает цикл повестей Лиханова «Русские мальчики», определяемый как «роман в повестях», объединяющий произведения с 1971 по 2015 год. В этих произведениях прослеживается искренняя вера автора в колоссальные возможности детского восприятия, которые могут позволить ребенку жить самыми широкими интересами своего народа, своей страны. При этом автор бережно сохраняет черты детскости своего героя, которыми дорожит.
Непростое военное детство предстает перед читателем в повести «Крёсна», которая входит в названный цикл «Русские мальчики» и изображает важные события в жизни детей, значимые моменты, влияющие на формирование личности подрастающих школьников.
Повесть представляет собой воспоминания уже взрослого героя о школьных годах, описываемые события происходят, когда он учился в третьем классе. Ретроспективный характер повествования определяет особый взгляд героя-рассказчика на описываемые события: он не просто вспоминает, что чувствовал и думал тогда, он дополняет детские чувства рассуждениями уже взрослого человека, что позволяет читателю глубже понять суть многих описываемых событий и осознать истинные переживания героев.
Изображение темы детства Альбертом Лихановым, в первую очередь, обращает читательское внимание именно на чувства и переживания детей, которые автор стремится описать максимально ярко, образно, детально, дополняя слова действиям, визуальными образами и сравнениями. Так, передать страх ребенка в кабинете стоматолога выразительные фразеологические обороты «с замирающим сердцем, не видя лиц», гиперболизация «отчаянным усилием воли», а также цветовая визуализация эмоций «постарался не слышать и не видеть ничего, кроме начертанных в моем почерневшем сознании красных букв».
Вместе с тем нельзя не отметить, что сам герой Коля и его одноклассники - не только тонко чувствуют, но и прекрасно осознают многие важные вещи, порой даже опережая свой возраст. Так, для этих третьеклассников («а это все- таки предпоследний класс начальной школы») была свойственна удивительная серьезность и добросовестность в отношении учебы, как считает рассказчик, в первую очередь, из-за их учительницы Анны Николаевны.
Специфика повествовательной структуры произведения - повествование от первого лица, совпадение главного героя и героя-рассказчика. Этой особенностью обусловлено отсутствие в тексте портретно характеристики главного героя, его образ представлен читателю исключительно через мир чувств и переживаний.
Помимо образа главного героя, Кольки, в произведении присутствуют и образы других детей, одноклассников мальчика. Преимущественно они лишь упоминаются в отдельных ситуациях, однако есть образы, которые представлены достаточно подробно. Такими персонажами являются «добрый дружбан» главного героя Вовка Крошкин и «отличуга» Нинка Правдина. В этих героях есть нечто общее - они всегда в воспоминаниях героя являются активными участниками событий, первыми оглашают правду, порой становясь голосом толпы. Так, именно Нинка сообщает, что у их учительницы случился голодный обморок, а Вовка замечает, что у нее пропала камея, предполагая, что Анна Николаевна продала ее, чтобы купить детям витамины.
С огромным вниманием относится автор к детской душе, ее хрупкому устройству. И неизменно подчеркивается определяющая роль взрослого в жизни ребенка, будь то родитель или педагог.
Важное значение в произведении имеет образ учительницы Анны Николаевны, именно ей посвящено название произведения - «Крёсна», так называли ее те, кому она являлась крёстной матерью, а таких людей в городе было много. Вынесение этого слова в название подчеркивает особую роль, которую первая учительница играет в жизни главного героя и всех его одноклассников - она и для них стала настоящей крёстной матерью, ведь ради детей она делала гораздо больше, чем просто учитель. Важно, что все без исключения ученики относились к своему учителю с огромным уважением, осознавая важность и значимость Анны Николаевны в своей жизни.
На наш взгляд, произведения Альберта Лиханова будут интересны школьникам, потому к любимым героем писателя является такой же ученик, мальчишка - самостоятельный, решительный, взрослеющий и растущий. Нередко герой Лиханова младше ученика средней школы, что дает возможность учащимся средних и старших классов не просто понять героя, но и осмыслить происходящие с ним события с высоты своего, пусть еще небольшого, жизненного опыта. Важно также, что повести Альберта Лиханова лаконичны, динамичны, остро конфликтны, чем точно будут интересны школьникам-подросткам, в них «всегда есть место подвигу», потому что герои проходят испытания на право быть другом, учеником, человеком.
По итогам проведенного исследования нами был разработан элективный курс «Мир детства в творчества Альберта Лиханова» для учащихся 8-х и 9-х классов. По нашему мнению, именно этот период является наиболее подходящим для знакомства с творчеством Альберта Лиханова. Это обусловлено, во-первых, содержанием школьной программы по литературе (включает изучение прозы второй половины XX века, изучение темы детства, а также военной темы). Во-вторых, спецификой возраста учащихся, на которых ориентирован элективный курс - подростковый возраст, отличающийся сильными эмоциональными переживаниями, при этом наличие определенного жизненного опыта и становление личности.
1. Алексеев М. А.А. Лиханову 50 лет // Литературная газета. - 1985. - С.5-6.
2. Алексеева Н. Уроки нравственности // Знамя. - 1979. - Кн. 3. - С.251-253.
3. Алексин А. Мужество правды: Предисловие // Лиханов А. Собрание сочинений: В 4-х томах. - М.: Молодая гвардия, 1986. - Т.1. - С.5-12.
4. Алексин А. Юности посвящается //Советская Россия. 1980. - С.4. 5. Андрианов А. «Мальчишечьи романы» но для взрослых // Литературное обозрение. - 1975. - № 4. - С.46-48.
+ еще 64 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Мир детства в повести А. Лиханова «Кресна»: литературоведческий и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 88 | |
Цена: | 2800 руб. |
Дипломная работа
«Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.»Дипломная работа
«Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения»Дипломная работа
«Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе»Дипломная работа
«Образ учителя в современной прозе (по роману а. иванова «географ глобус пропил»)»Дипломная работа
«Быт и нравы русского зарубежья в воспоминаниях Н. Берберовой «Курсив мой»: историко-литературный и методический аспекты изучения»Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика