Дипломная работа

«Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности»

  • 170 страниц(ы)
  • 3706 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение….….….….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРО-ЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Анализ проблемы развития познавательной активности в научной

литературе….….13

1.2. Особенности развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности….….….28

1.3. Структурно-функциональная модель развития познавательной

активности старшеклассников в процессе проектной деятельности….….50

Выводы по первой главе….68

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРО-ЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию

познавательной активности старшеклассников в процессе проектной

деятельности….….….….71

2.2. Реализация комплекса педагогических условий развития познавательной

активности старшеклассников в процессе проектной деятельности….….87

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию

познавательной активности старшеклассников в процессе проектной

деятельности….….….…107

Выводы по второй главе….126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….129

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….133

ПРИЛОЖЕНИЯ…155

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества школа призвана обеспечить повышение качества образовательной подготов-ки выпускников, способных полноценно функционировать в современном обществе, гибко адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, активно взаимодействовать с социумом в различных сферах жиз-недеятельности, самостоятельно решать различные проблемы личного и со-циального характера.

Реализуемые в настоящее время меры по повышению качества россий-ского образования в рамках его модернизации (стандартизация содержания, введение Единых Государственных Экзаменов) направлены на ситуативное преодоление существующих проблем и не делают акцент на развитии позна-вательной активности учащихся, что предполагает изменения в организации и управлении образовательным процессом. Проблема развития познаватель-ной активности имеет особую актуальность в старшем школьном возрасте, что обусловлено необходимостью жизненного и профессионального самооп-ределения.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития по-знавательной активности обучающихся всегда была одной из ведущих в пе-дагогике. Отдельные положения, относящиеся к развитию познавательной активности обучающихся, можно найти в педагогических высказываниях философов древнего мира (Аристотель, Платон, Сократ) и в дидактических системах Я.А.Коменского, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо и др. Це-лостную систему взглядов по вопросу о значении, сущности и путях обеспе-чения активной деятельности учащихся в обучении создал и обосновал К.Д.Ушинский.

Содержательные теории активности личности как общенаучной про-блемы раскрываются в трудах К.А.Абульхановой-Славской, М.И.Лисиной и др. Исследованиям познавательных психических процессов и побудительных сил активного познания посвятили свои труды Б.Г.Ананьев, А.Р.Лурия, Д.И.Фельдштейн и др.

Психологический аспект проблемы развития познавательной активно-сти исследовался в работах З.А.Абасова, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, М.В.Демина, Е.Н.Кабановой-Меллер, А.К.Марковой, А.М.Матюшкина, Н.А.Менчинской, А.З.Рахимова, С.Л.Рубинштейна и др.

В отечественной педагогической науке данная проблема рассматрива-лась в трудах В.И.Андреева, Л.П.Аристовой, К.Ш.Ахиярова, В.В.Бабуриной, Л.Л.Габидуллиной, М.А.Данилова, В.С.Данюшенкова, Л.Н.Калашниковой, Е.В.Коротаевой, И.Я.Лернера, В.И.Лозовой, З.Г.Нигматова, А.С.Плотника, Н.А.Половниковой, Ю.П.Правдина, М.Н.Скаткина, А.В.Троцко, А.В.Усовой, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, Д.Б.Эльконина и др.

В современной педагогике и психологии сложилась противоречивая ситуация. Несмотря на то, что исследователями разработаны исходные мето-дологические основания, накоплен значительный теоретико-экспериментальный материал, позволяющий определить направления психо-лого-педагогической работы по развитию познавательной активности уча-щихся, в большинстве случаев сохраняется традиционная форма обучения. В связи с этим целесообразно исследовать позитивный потенциал проектной деятельности для развития познавательной активности старшеклассников. Проектная деятельность соответствует возрастным особенностям учащихся старших классов при овладении приемами учения и самообразования, фор-мами взаимодействия с другими людьми для подготовки к будущей профес-сии и самостоятельной жизни.

Проблема проектной деятельности учащихся не является абсолютно новой в педагогической теории и практике. В трудах отечественных и зару-бежных педагогов конца XIX-начала XX веков (П.П.Блонский, Дж.Дьюи, Е.Г.Кагаров, А.Г.Калашников, В.Х.Килпатрик, Э.Коллингс, Т.Д.Корнейчик, Н.К.Крупская, Л.Э.Левин, А.П.Пинкевич, С.Ривес, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, Е.Н.Янжул и др.) раскрыты философско-методологические основы организации проектной деятельности учащихся. В настоящее время проектная деятельность учащихся является предметом историко-педагогических исследований (В.Быков, Дж.Джонс, А.Э.Коробова, М.М.Морозова, Е.Ю.Рогачева, Н.В.Турчина и др.), рассматривается со сто-роны педагогических закономерностей (М.Ю.Бухаркина, Т.Е.Веденеева, М.И.Войнова, В.В.Гузеев, И.А.Зимняя, Н.Ю.Пахомова, Е.С.Полат, Г.К.Селевко, В.Ф.Сидоренко, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев, И.Д.Чечель, В.Э.Штейнберг и др.), психологических (Н.В.Матяш, В.А.Моляко и др.), по-знавательных (С.И.Мелехина, Л.Н.Серебренников и др.), методических осо-бенностей (П.Р.Атутов, Дж.Бастиан, В.Ю.Гребенщикова, М.И.Гуревич, И.Е.Девятова, Н.Н.Замошникова, А.А.Карачаев, М.Б.Павлова, Дж.Питт, Р.Райб, И.А.Сасова, Д.Филипс, Д.Фрайд-Бут, Н.Г.Чанилова, Е.Н.Ястребцова и др.).

Однако некоторые аспекты рассматриваемой проблемы остались вне поля зрения исследователей. Важной педагогической проблемой остается оп-ределение педагогических условий развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена суще-ствующими противоречиями:

– между социальным заказом современной школы на подготовку ак-тивной личности выпускника и недостаточной разработанностью теоретиче-ских и методических основ развития познавательной активности старше-классников в процессе проектной деятельности;

– между потребностью учащихся старших классов в активных формах обучения, позволяющих им проявить самостоятельность, самореализовываться в различных видах учебной деятельности, и недостаточной разработанностью педагогических условий развития познавательной активности старшеклассни-ков в процессе проектной деятельности, направленных на реализацию данной потребности.

Данные противоречия определили проблему исследования, заключаю-щуюся в выявлении педагогических условий развития познавательной актив-ности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разрабо-танность сформулированной проблемы обусловили выбор темы исследова-ния: «Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности».

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и эксперимен-тально проверить педагогические условия развития познавательной активно-сти старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Объект исследования – проектная деятельность учащихся старших классов в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования – педагогические условия развития познава-тельной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Гипотеза исследования: развитие познавательной активности старше-классников в процессе проектной деятельности будет эффективным, если:

– выявлена и научно обоснована сущность познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности;

– проектная деятельность учащихся осуществляется согласно разра-ботанной структурно-функциональной модели развития познавательной ак-тивности старшеклассников в процессе проектной деятельности;

– реализованы следующие педагогические условия: педагогическое стимулирование проектной деятельности учащихся; организация совместной деятельности участников проекта; создание проектной группы, характери-зующейся взаимодополнительностью и высоким ценностно-ориентационным единством; педагогическое сопровождение, предполагающее создание си-туации успеха, контроль и коррекцию процесса работы над проектом.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были опре-делены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской и психолого-педагогической лите-ратуры уточнить сущность познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

2. Разработать структурно-функциональную модель развития познава-тельной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития познавательной активности старшекласс-ников в процессе проектной деятельности.

4. Разработать научно-практические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся старших классов для учителей, методи-стов и студентов педагогических вузов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: диалек-тико-материалистическая теория познания и основные положения о человеке как субъекте активности (А.С.Гаязов, М.С.Каган, Л.П.Станкевич, Ф.Ш.Терегулов и др.); содержательные теории активности личности (К.А.Абульханова-Славская, Д.Б.Богоявленская, М.И.Лисина и др.); теория деятельности (О.С.Анисимов, Р.М.Асадуллин, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.В.Демин, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий и др.); основные положения современ-ной теории развития познавательной активности (Л.П.Аристова, П.В.Борисова, В.С.Данюшенков, Ф.З.Забихуллин, В.И.Лозовая, А.М.Матюшкин, Ю.П.Правдин, А.З.Рахимов, И.Ф.Харламов, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.); основные положения теории совместной деятельности (Г.М.Андреева, Е.М.Дубовская, Р.Л.Кричевский, Л.И.Уманский и др.); фун-даментальные положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л.И.Божович, И.С.Кон, А.К.Маркова, Р.С.Немов, Д.Б.Эльконин и др.); теории социально-педагогического проектирования (В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, М.П.Горчакова-Сибирская, Е.С.Заир-Бек, И.А.Зимняя, И.А.Колесникова, Т.Е.Сахарова, П.Хилл, В.Э.Штейнберг и др.); концепту-альные идеи организации проектной деятельности учащихся в системе ос-новного и дополнительного образования (В.В.Гузеев, Дж.Дьюи, Н.В.Матяш, Н.Ю.Пахомова, И.Д.Чечель и др.); современные концепции использования метода проектов в различных предметных и образовательных областях (С.Г.Гильмиярова, М.Б.Павлова, Дж.Питт, И.А.Сасова, В.Д.Симоненко, Д.Фрайд-Бут, Ю.Л.Хотунцев, Н.Г.Чанилова и др.).

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипоте-зы были использованы следующие методы исследования: теоретический ана-лиз философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; прямое и косвенное педагогическое на-блюдение; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент; методы ма-тематической статистики.

Научное исследование, апробация и внедрение в практику полученных результатов осуществлялись в период с 2004 по 2009гг. и состояли из не-скольких этапов.

Первый этап (2004-2006гг.) – определены теоретические и методологи-ческие основы исследования, уточнено его проблемное поле, поставлены цель и задачи; осуществлен теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной активности уча-щихся старших классов в процессе проектной деятельности; проведен кон-статирующий эксперимент; разработана структурно-функциональная модель развития познавательной активности старшеклассников в процессе проект-ной деятельности, реализующая комплекс педагогических условий.

Второй этап (2006-2008гг.) – осуществлен формирующий эксперимент, основанный на результатах, полученных в процессе проведения констати-рующего эксперимента и теоретического анализа научной литературы; раз-работаны критерии развития познавательной активности старшеклассников; апробирована структурно-функциональная модель развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности.

Третий этап (2008-2009гг.) – завершена работа по формирующему экс-перименту; полученные результаты анализировались, обрабатывались и сис-тематизировались; формулировались частные и общие выводы; завершено оформление диссертации.

Базу исследования составили: ГОУ республиканская школа-интернат №5 спортивного профиля г.Уфы; МОУ Башкирский лицей №2, средние об-щеобразовательные школы №19, №68, №125 г.Уфы; Кировская и Семенкин-ская средние общеобразовательные школы Аургазинского района, Верхнека-рышевская средняя общеобразовательная школа Балтачевского района Рес-публики Башкортостан.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– выявлена сущность понятия «проектная деятельность учащихся», под которым понимается форма индивидуальной или кооперативной позна-вательной деятельности, предполагающей разработку и реализацию личност-но и социально значимого продукта, оказывающей существенное влияние на развитие познавательной активности участников при условии обеспечения участия старшеклассников в проектах различного типа, учитывающих их ин-дивидуально-личностные особенности;

– разработана и апробирована структурно-функциональная модель развития познавательной активности старшеклассников в процессе проект-ной деятельности, реализующая следующие педагогические условия: педаго-гическое стимулирование проектной деятельности учащихся; организация совместной деятельности участников проекта; создание проектной группы, характеризующейся взаимодополнительностью (согласованность ролей, гиб-кость перестройки функционально-ролевой соотнесенности участников про-екта) и высоким ценностно-ориентационным единством (согласованность у участников проекта системы ценностей, единство практического воплощения ценностных представлений в конкретных условиях деятельности); педагоги-ческое сопровождение, предполагающее создание ситуации успеха, контроль и коррекцию процесса работы над проектом.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

– содержательно расширена теоретическая база проблемы развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной дея-тельности, осуществлено обогащение понятийного поля проблемы за счет углубления содержания основных понятий исследования, определяющих специфику функционирования разработанной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности;

– определены критерии и уровни (репродуктивно-подражательный, ситуативно-эмоциональный, поисково-исполнительский, творческий), отра-жающие динамику развития познавательной активности в процессе проект-ной деятельности, проявляемой в субъектной позиции учащихся;

– конкретизированы представления о развивающем потенциале про-ектной деятельности учащихся на основе выделения ее существенных при-знаков: творческий (оптимальное решение проблемы проекта, применение и оценка оригинальных способов решения теоретических и практических за-дач), исследовательский (наличие основных этапов, характерных для научно-го исследования), интерактивный (сотрудничество участников проекта с ок-ружающим социумом), социальный характер (проект опирается на жизнен-ный опыт учащегося, результаты проекта нацелены на применение в реаль-ной жизненной практике), самостоятельность участников (ученик выступает как субъект учения, самостоятельно осуществляющий целеполагание своей деятельности) на всех этапах проектирования.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

– разработано методическое обеспечение образовательного процесса, включающее в себя научно-практические рекомендации по организации про-ектной деятельности учащихся старших классов для учителей, методистов и студентов педагогических вузов;

– разработан диагностический инструментарий, включающий в себя систему критериев, показателей и уровней развития познавательной активно-сти старшеклассников в процессе проектной деятельности, обеспечивающий объективность, системность, комплексность контроля и оценки реализации выявленных педагогических условий;

– результаты исследования возможно использовать в практике работы учителей-предметников общеобразовательных учреждений, в системе повы-шения квалификации работников образования и при обучении студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечи-ваются последовательностью исходных методологических положений; стро-гой логикой опытно-экспериментальной работы в соответствии с целями, за-дачами и условиями исследования, адекватных сущности исследуемого объ-екта; использованием методов математической статистики и качественным анализом полученных результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование проектной деятельности старшекласс-ников как формы их индивидуальной или кооперативной познавательной деятельности, предполагающей разработку и реализацию личностно и соци-ально значимого продукта, оказывающей существенное влияние на развитие познавательной активности участников при условии обеспечения участия старшеклассников в проектах различного типа, учитывающих их индивиду-ально-личностные особенности.

2. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности происходит более успешно согласно разработанной структурно-функциональной модели, включающей в себя целевой, содержа-тельно-технологический, критериальный и результативный блоки.

3. Комплекс педагогических условий эффективного функционирова-ния предложенной структурно-функциональной модели развития познава-тельной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности включает в себя: педагогическое стимулирование проектной деятельности учащихся; организацию совместной деятельности участников проекта; соз-дание проектной группы, характеризующейся взаимодополнительностью (со-гласованность ролей, гибкость перестройки функционально-ролевой соотне-сенности участников проекта) и высоким ценностно-ориентационным един-ством (согласованность у участников проекта системы ценностей, единство практического воплощения ценностных представлений в конкретных усло-виях деятельности); педагогическое сопровождение, предполагающее созда-ние ситуации успеха, контроль и коррекцию процесса работы над проектом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты иссле-дования нашли отражение в выступлениях на международных (Ростов-на-Дону, 2005; Липецк, 2007; Нижнекамск, 2007, 2009; Стерлитамак, 2007; Уфа, 2007), всероссийских (Уфа, 2005; Новокузнецк, 2006; Бирск, 2007), респуб-ликанских (Уфа, 2006, 2007), межвузовских (Липецк, 2006; Елабуга, 2007), зональных (Уфа, 2008) научно-практических конференциях, а также на науч-но-практических конференциях аспирантов и студентов (Бирск, 2006; Моск-ва, 2007), в публикациях в журналах «Вестник БГПУ» (Уфа, 2007), «Вестник БГУ» (Уфа, 2007), «Образование и наука» (Екатеринбург, 2008), в научно-практических рекомендациях для учителей, методистов и студентов педаго-гических вузов (Уфа, 2007).

Основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики, а также на семинарах аспирантов и соискателей Башкирского го-сударственного педагогического университета им.М.Акмуллы.

Результаты исследований внедрены в ГОУ РШИСП №5 г.Уфы, МОУ Башкирский лицей №2 г.Уфы, МОУ СОШ №19 г.Уфы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, списка литературы (235 наименований), 12 приложений. В работе со-держится 8 таблиц, 20 рисунков. Общий объем диссертации 170 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование, содержащее научное обоснование пе-дагогических возможностей развития познавательной активности старше-классников в процессе проектной деятельности, обусловлено актуальной по-требностью современного информационного общества и развивающейся об-разовательной практики в подготовке выпускников школ, способных ориен-тироваться в чрезвычайно сложных, динамичных социально-экономических условиях. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года необходима ориентация образования не только на ус-воение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его лич-ности, его познавательных и созидательных способностей.

В рамках нашего исследования содержательно расширена теоретиче-ская база проблемы развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, осуществлено обогащение понятийного поля проблемы за счет углубления содержания основных понятий исследо-вания, определяющих специфику функционирования разработанной струк-турно-функциональной модели развития познавательной активности старше-классников в процессе проектной деятельности, реализующая комплекс пе-дагогических условий.

Проектная деятельность учащихся нами рассматривается как форма индивидуальной или кооперативной познавательной деятельности, предпола-гающей разработку и реализацию личностно и социально значимого продук-та, оказывающей существенное влияние на развитие познавательной актив-ности участников при условии обеспечения участия старшеклассников в про-ектах различного типа (исследовательских, творческих, ролевых, информа-ционных, прикладных и др.), учитывающих их индивидуально-личностные особенности.

Теоретический анализ научной литературы позволил конкретизировать представления о развивающем потенциале проектной деятельности учащихся на основе выделения ее существенных признаков: творческий (оптимальное решение проблемы проекта, применение и оценка оригинальных способов решения теоретических и практических задач), исследовательский (наличие основных этапов, характерных для научного исследования), интерактивный (сотрудничество участников проекта с окружающим социумом), социальный характер (проект опирается на жизненный опыт учащегося, результаты про-екта нацелены на применение в реальной жизненной практике), самостоя-тельность участников (ученик выступает как субъект учения, самостоятельно осуществляющий целеполагание своей деятельности) на всех этапах проек-тирования.

Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности обеспечивается в содержательном плане за счет ак-туализации содержания проблемной ситуации проекта, различных источни-ков информации, используемых учащимися в процессе проектирования, а также содержания итогового проекта; в организационном плане – за счет со-четания индивидуальной и групповой, классной и внеклассной организаци-онных форм обучения.

Нами разработана структурно-функциональная модель развития позна-вательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, которая отражает взаимосвязь и взаимообусловленность основных состав-ляющих блоков исследуемого феномена: целевого (цели, задачи), содержа-тельно-технологического (компоненты, методы, педагогические условия), критериальный (критерии, уровневые показатели компонентов), результа-тивного.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что стихий-ное развитие познавательной активности у учащихся старших классов в об-разовательном процессе школы наблюдается и при обычных условиях, одна-ко при отсутствии специальных педагогических условий данный процесс протекает медленно. Комплекс педагогических условий эффективного функ-ционирования предложенной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной дея-тельности включает в себя: педагогическое стимулирование проектной дея-тельности учащихся; организацию совместной деятельности участников про-екта; создание проектной группы, характеризующейся взаимодополнитель-ностью (согласованность ролей, гибкость перестройки функционально-ролевой соотнесенности участников проекта) и высоким ценностно-ориентационным единством (согласованность у участников проекта системы ценностей, единство практического воплощения ценностных представлений в конкретных условиях деятельности); педагогическое сопровождение, пред-полагающее создание ситуации успеха, контроль и коррекцию процесса ра-боты над проектом.

Экспериментальное исследование развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности проводилось при изу-чении дисциплин естественно-математического цикла. Проверка эффектив-ности структурно-функциональной модели развития познавательной актив-ности старшеклассников в процессе проектной деятельности осуществлялась в ходе выполнения учебных проектов.

Для старшеклассников создание учебного проекта является предпочти-тельным вариантом самостоятельной работы. В проектной деятельности их привлекает ее активный творческий характер, исследовательская свобода, реализация потребности в общении, качество получаемых знаний (их глуби-на, жизненная значимость и др.), интенсивное развитие различных способно-стей и умений (исследовательских, творческих, коммуникативных и др.), возможность представить результаты проекта на школьных экзаменах, кон-ференциях.

Для отслеживания результатов опытно-экспериментальной работы на-ми разработан диагностический инструментарий, включающий в себя систе-му критериев, показателей и уровней развития познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности, обеспечивающий объективность, системность, комплексность контроля и оценки реализации выявленных педагогических условий.

Таким образом, ходе исследования доказано, что развитие познава-тельной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности будет более успешным, если будут реализованы одновременно все выделен-ные педагогические условия. В экспериментальной группе уровень познава-тельной активности старшеклассников значительно повысился по сравнению с контрольной группой. Динамика результатов, полученных в ходе исследо-вания, подтверждает адекватность выбранной нами логики исследования, эффективность и практическую осуществимость разработанной структурно-функциональной модели развития познавательной активности старшекласс-ников в процессе проектной деятельности.

На основании анализа изученной литературы и проведенного педагоги-ческого эксперимента нами разработаны научно-практические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся старших классов для учи-телей, методистов и студентов педагогических вузов.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее разрешение за-тронутых в нем аспектов развития познавательной активности старшекласс-ников в процессе проектной деятельности. Результаты исследования показа-ли перспективность дальнейшей разработки проблемы, в частности поиска новых педагогических условий для эффективного развития познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности; необходимость разработки инновационных технологий организации проектной деятельности для различных категорий учащихся.

1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников [Текст] / З.А.Абасов // Сов. педагогика. – 1989. – №7. – С.40-43.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология лично-сти [Текст] / К.А.Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335с.

3. Акбашева, Р.Ш. Организационно-педагогические условия фор-мирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Р.Ш.Акбашева; Башк. гос. пед. ун-т. – Уфа, 2000. – 215с.

4. Амиров, А.Ф. Научно-методическое проектирование и реализа-ция инновационного образовательного процесса в вузе [Текст]: моногр. / А.Ф.Амиров. – Уфа: Изд-во Восточный университет, 2006. – 140с.

5. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А.Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560с.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.

7. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учеб. курс для творческого са-моразвития / В.И.Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных техно-логий, 2003. – 608с.

8. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / Г.М.Андреева. – 5-е изд., испр. и доп.– М.: Аспект Пресс, 2004. – 365с.

9. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической дея-тельности и мышления [Текст] / О.С.Анисимов. – М.: Экономика, 1991. – 416с.

10. Арефьев, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С.Арефьев. – М.: Политиздат, 1984. – 230с.

11. Аристова, Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Л.П.Аристова. – М.: Просвещение, 1968. – 139с.

12. Асадуллин, Р.М. Информационные модели и системы в совре-менном образовании [Текст]: учебно-метод. пособие / Р.М.Асадуллин, Д.А.Давыдов, Р.Г.Шарафиев; М-во образования и науки РФ, БГПУ, АТН РФ. – Уфа: БГПУ, 2006. – 198с.

13. Ахияров, К.Ш. Формирование познавательной активности сту-дентов в обучении [Текст]: учеб. пособие / К.Ш.Ахияров, Ю.П.Правдин. – Уфа: Башк. пед. ин-т, 1988. – 80с.

14. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидак-тический аспект [Текст] / Ю.К.Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 254с.

15. Бабурина, В.В. Формирование и развитие познавательной актив-ности учащихся в процессе дидактического мониторинга [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.В.Бабурина; Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского. – Пенза, 2004. – 163с.

16. Баймурзина, В.И. Организация проектировочной деятельности в общеобразовательных школах [Текст] / В.И.Баймурзина. – Уфа: Изд-во НМЦ Госкомнауки РБ, 2000. – 160с.

17. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.С.Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 342с.

18. Белкин, А.С. Идеология, методология, научный аппарат истори-ко-педагогического исследования [Текст] / А.С.Белкин, Е.В.Ткаченко // Об-разование и наука: Известия Уральского отделения РАО, 2006. – №1 (37). – С.21-29.

19. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст]: кн. для учителя / А.С.Белкин. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

20. Бенин, В.Л. Истина и культура философского мышления [Текст]: моногр. / В.Л.Бенин, В.С.Хазиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Вагант, 2008. – 175с.

21. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьюте-ров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П.Беспалько. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2002. – 352с.

22. Бешенков, С.А. Информатика. Систематический курс [Текст]: учеб. для 10 класса / С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина. – М.: БИНОМ. Лаборато-рия знаний, 2004. – 432с.

23. Блинов, В. Четыре года открытий. Проектная деятельность гла-зами практика [Текст] / В.Блинов, И.Сергеев // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С.29-35.

24. Блонский, П.П. Задачи и методы новой народной школы [Текст] / П.П.Блонский. – М.: Задруга, 1917. – 80с.

25. Боголюбов, В. Перспективы развития педагогических технологий [Текст] / В.Боголюбов // Школьные технологии. – 2005. – №3. – С.10-18.

26. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983. – 173с.

27. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

28. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И.Божович; под ред. и со вступ. ст. Д.И.Фельдштейна. – М.: Ин-т практ. психологии, 1999. – 352с.

29. Борисова, П.В. Особенности познавательной активности старше-классников в образовательном процессе (на примере различных типов обра-зовательных учреждений) [Текст]: дис. … канд. пед. наук / П.В.Борисова; Росс. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – СПб., 2004. – 206с.

30. Бочарова, Е.П. Дидактические основы обучения будущих спе-циалистов самоконтролю знаний [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Бочарова Елена Петровна; Санкт-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1996. – 40с.

31. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В.Брыкова, Т.В.Громова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32с.

32. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности [Текст] / Л.П.Буева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 286с.

33. Бухаркина, М.Ю. Метод проектов в обучении английскому язы-ку: из опыта работы Московской технологической школы ОРТ [Текст] / М.Ю.Бухаркина // Иностранные языки в школе. – 2005. – №3. – С.24-28.

34. Быков, В.П. Методика проектирования объектов новой техники [Текст] / В.П.Быков. – М.: Высш. школа, 1990. – 166с.

35. Вартовский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание [Текст] / М.Вартовский; пер. с англ.; общ. ред. И.Б.Новака, В.Н.Садовского. – М.: Прогресс, 1988. – 507с.

36. Веденеева, Т.Е. Проектная технология как один из факторов по-строения системы личностно ориентированного образования в школе [Текст] / Т.Е.Веденеева, М.И.Войнова // Дидакт. – 2000. – №1. – С.32-39.

37. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.

38. Волков, К.Н. Психологи о педагогических проблемах [Текст]: кн. для учителя / К.Н.Волков; под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1981. – 128с.

39. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 534с.

40. Габидуллина, Л.Л. Развитие познавательной активности младших школьников при коммуникативном подходе к обучению [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л.Л.Габидуллина; Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2003. – 224с.

41. Гаврилова, М.А. Метод проектов как основа организации иссле-довательского обучения [Текст] / М.А.Гаврилова // Интеграция образования. – 2006. – №2. – С.165-167.

42. Газиев, Э.Г. Психологические основы развития самоуправления учебной деятельностью у школьников и студентов [Текст]: дис. … д-ра пси-хол. наук / Э.Г.Газиев. – Ташкент, 1991. – 456с.

43. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в педагогическом ис-следовании [Текст] / Г.И.Гайсина. – Уфа: Вагант, 2007. – 302с.

44. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст] / Т.П.Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 222с.

45. Гаязов, А.С. Семь проблем современного образования [Текст] / А.С.Гаязов. – Уфа: Вагант, 2008. – 248с.

46. Гаязов, А.С. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования [Текст]: моногр. / А.С.Гаязов, С.Б.Баязитов, А.Ф.Амиров. – Уфа: БГУ, 2000. – 197с.

47. Гильмиярова, С.Г. Концепции современного естествознания: фи-зические и экологические концепции [Текст]: учеб. пособие для студентов гуманит. фак. / С.Г.Гильмиярова. – Уфа: БГПУ, 2004. – 140с.

48. Горбунов, В.М. Проектирование обучающей информационной системы в учебном курсе «Языки и системы программирования» [Текст] / В.М.Горбунов // Информатизация образования: опыт, проблемы, перспекти-вы: материалы республиканской науч.-практ. конф. 20 дек. 2006г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – С.152-154.

49. Гребенщикова, В.Ю. Информационно-образовательные техноло-гии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности [Текст]: дис. … канд. пед. наук / В.Ю.Гребенщикова; Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2003. – 205с.

50. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы. – 1995. – №6. – С.39-48.

51. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и раз-витие образовательной технологии [Текст] / В.В.Гузеев. – М.: НИИ школь-ных технологий, 2004. – 128с.

52. Гузеев, В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии обра-зовательной технологии [Текст] / В.В.Гузеев // Завуч. – 1998. – №1. – С.20-36.

53. Гуревич, П.С. Основы философии [Текст]: учеб. пособие / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

54. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорети-ческого и экспериментального психологического исследования [Текст]: учеб. пособие / В.В.Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 283с.

55. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля [Текст]. – СПб.: Весь, 2004. – 735с.

56. Данюшенков, В.С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе [Текст] / В.С.Данюшенков. – М.: Прометей, 1994. – 208с.

57. Девятова, И.Е. Организация проектного обучения как фактора формирования самостоятельности учащихся общеобразовательной школы [Текст]: дис. … канд. пед. наук / И.Е.Девятова; Челябинск. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2002. – 165с.

58. Демин, М.В. Проблемы теории личности [Текст] / М.В.Демин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 240с.

59. Джонс, Дж.К. Методы проектирования [Текст] / Дж.К.Джонс; пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 326с.

60. Донцов, А.И. Разработка критериев анализа совместной деятель-ности [Текст] / А.И.Донцов, Е.М.Дубовская, И.М.Улановская // Вопросы психологии. – 1998. – №2. – С.61-71.

61. Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст] / Дж.Дьюи; пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 384с.

62. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж.Дьюи; пер. с англ. Н.М.Никольской; ред. Ю.С.Рассказова. – М.: Лаби-ринт, 1999. – 189с.

63. Дьюи, Дж. Школа и общество [Текст] / Дж.Дьюи; пер. с англ. – М.: Работник просвещения, 1923. – 46с.

64. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном спо-собе работы [Текст] / В.К.Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 191с.

65. Забихуллин, Ф.З. Развитие познавательной активности старше-классников в условиях гуманизации образовательного процесса [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Ф.З.Забихуллин; Башк. гос. пед. ун-т. – Уфа, 2003. – 233с.

66. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 207с.

67. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования [Текст] / Е.С.Заир-Бек. – СПб.: Просвещение, 1995. – 235с.

68. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 79с.

69. Замошникова, Н.Н. Метод проектов в обучении математике как средство развития познавательного интереса младших школьников [Текст]: дис. … канд. пед. наук; Забайк. гос. гуманитарно-пед. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. – Чита, 2006. – 196с.

70. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку [Текст] / И.А.Зимняя, Т.Е.Сахарова // Иностранные языки в школе. – 1991. – №3. – С.9-15.

71. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст]: учеб. пособие / В.А.Иванников; Ун-т Рос. акад. образования. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 142с.

72. Иванов, В.П. Человеческая деятельность – познание – искусство [Текст] / В.П.Иванов. – Киев: Наук. думка, 1977. – 251с.

73. Иващенко, М.Г. Проблема опыта в философии Дж.Дьюи [Текст]: автореф. дис. … канд. филос. наук / М.Г.Иващенко. – М., 1990. – 36с.

74. Илиади, А. Природа художественного таланта [Текст] / А.Илиади. – М.: Сов. писатель, 1965. – 535с.

75. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 512с.

76. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной дея-тельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е.Н.Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.

77. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С.Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319с.

78. Как рождается проект [Текст]: из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений / под общ. ред. Е.Н.Ястребцовой. – М.: Изд-во ЭМГ 1512, 1995. – 47с.

79. Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] / Е.Г.Кагаров. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. – 88с.

80. Карачаев, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся [Текст] / А.А.Карачаев // Школа и производство. – 1997. – №2. – С.10-11.

81. Кауда, Т.М. Формирование проектной культуры в системе архи-тектурно-художественного образования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Кауда Татьяна Михайловна; Новгор. гос. пед. ун-т им.Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2000. – 28с.

82. Килпатрик, В.Х. Метод проектов [Текст] / В.Х.Килпатрик; пер. с англ. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. – 43с.

83. Кимеева, О.А. Развитие познавательной активности старшекласс-ников в процессе групповой работы [Текст]: дис. … канд. пед. наук / О.А.Кимеева; Вят. гос. пед. ун-т. – Киров, 2000. – 219с.

84. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Ана-лиз зарубежного опыта [Текст] / М.В.Кларин. – М.: Наука, 1997. – 222с.

85. Кларин, М.В. Технология обучения: образ идеала [Текст] / М.В.Кларин // Школьные технологии. – 2005. – №1. – С.11-21.

86. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студен-тов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: Academia, 2005. – 173с.

87. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288с.

88. Коллектив. Личность Общение [Текст]: словарь социально-психологических понятий / под ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. – Л.: Лениздат, 1987. – 144с.

89. Коллингс, Э. Опыт работы американской школы по методу про-ектов [Текст] / Э.Коллингс. – М.: Новая Москва, 1926. – 288с.

90. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст]: пособие для учи-телей / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 191с.

91. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Текст]. – М.: Академия, 2004. – 47с.

92. Корнейчик, Т.Д. Основные проблемы советской педагогики [Текст]: методические разработки / Т.Д.Корнейчик. – М.: Ин-т повыш. ква-лификации кадров нар. образ., 1930. – 56с.

93. Коробова, А.Э. Педагогические идеи Джона Дьюи и их интерпре-тация в отечественной теории и практике 20-30-х годов [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.Э.Коробова; Сарат. гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. – Саратов, 2000. – 145с.

94. Коротаева, Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в об-щение [Текст] / Е.В.Коротаева. – М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. – 244с.

95. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В.Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400с.

96. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты [Текст] / Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 205с.

97. Крупская, Н.К. К вопросу о свободной школе [Текст] / Н.К.Крупская // Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1978. – Т.1. – С.33-38.

98. Крупская, Н.К. О методе проектов [Текст]: стенограмма доклада на конференции по методу проектов / Н.К.Крупская. – М.-Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1931. – 22с.

99. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А.Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255с.

100. Крылова, О. Использование метода проектов в преподавании [Текст] / О.Крылова // Директор школы. – 1999. – №2. – С.71-76.

101. Ксензова, Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и уче-нику [Текст]: учеб. пособие / Г.Ю.Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 56с.

102. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления [Текст]: процесс и способы решения технических задач / Т.В.Кудрявцев. – М.: Педа-гогика, 1975. – 304с.

103. Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты [Текст]: практ. пособие для аспиран-тов и соискателей ученой степ. / Ф.А.Кузин. – 9-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2007. – 224с.

104. Кулагина, Г.Н. Формирование у студентов вечерного отделения познавательной самостоятельности и активности [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.Н.Кулагина. – М., 1980. – 16с.

105. Левин, Л.Э. Новые пути школьной работы. Метод проектов [Текст] / Л.Э.Левин. – М.: Работник просвещения, 1926. – 88с.

106. Леднев, В.С. Состояние и перспективы развития курса информа-тики в общеобразовательной школе [Текст] / В.С.Леднев, А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков // Информатика и образование. – 1998. – №3. – С.76-78.

107. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / А.Н.Леонтьев. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 352с.

108. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения [Текст] / И.Я.Лернер. – М.: Знание, 1976. – 64с.

109. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / М.И.Лисина // Вопросы пси-хологии. – 1982. – №4. – С.18-35.

110. Лозовая, В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема [Текст] / В.И.Лозовая, А.В.Троцко // Советская педагогика. – 1989. – №11. – С.85-89.

111. Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности школь-ников в процессе организации их общения [Текст]: учеб. пособие / В.И.Лозовая, Л.Н.Калашникова. – Харьков: ХГПИ, 1990. – 84с.

112. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении [Текст] / Джон Локк // Соч.: в 3 т. / Пер. с англ. – М.: Мысль, 1985. – Т.2. – С.3-201.

113. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии [Текст]: избр. психол. тр. / Б.Ф.Ломов; под ред. В.А.Барабанщикова. – Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 384с.

114. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процес-сов [Текст] / А.Р.Лурия. – М.: Наука, 1974. – 172с.

115. Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письмен-ной речи у младших школьников [Текст] / В.Я.Ляудис, И.П.Негурэ. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 150с.

116. Майерс, Дж.С. Социальная психология [Текст] / Д.Майерс; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684с.

117. Макарова, Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция) [Текст] / Н.В.Макарова. – СПб.: Питер, 2004. – 64с.

118. Максвелл, Дж.С. Шеф и его команда [Текст] / Дж.Максвелл. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 246с.

119. Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе [Текст]: кн. для учителя / Р.И.Малафеев. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвеще-ние, 1993. – 192с.

120. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры [Текст] / Э.С.Маркарян. – Ереван: АН Арм. ССР, 1969. – 228с.

121. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К.Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.

122. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: кн. для учителя / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.

123. Матушкин, С.Е. Избранные педагогические сочинения [Текст] / С.Е.Матушкин. – Челябинск, 2006. – 395с.

124. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М.Матюшкин. – М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 720с.

125. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и разви-тие познавательной активности [Текст] / А.М.Матюшкин // Вопросы психо-логии. – 1982. – №4. – С.5-17.

126. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: кн. для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана Графф, 2004. – 106с.

127. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников [Текст]: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Матяш Наталья Викто-ровна; Психол. ин-т РАО. – М., 2000. – 52с.

128. Мелехина, С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе проектной деятельности на этапе предпрофильной подготовки [Текст] / С.И.Мелехина, Л.Н.Серебренников // Профильное обучение: моде-ли, содержание, технологии: сб. тр. регион. конф. – Киров: Изд-во Киров. обл. ИУУ, 2004. – С.56-60.

129. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст]: избр. психол. тр. / Н.А.Менчинская. – М.: Педагогика, 1982. – 218с.

130. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст]: пособие для учителя / М.Б.Павлова [и др.]; под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 296с.

131. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учите-лей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / В.А.Мижериков; под ред. П.И.Пидкасистого. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 544с.

132. Моляко, В.А. Психология конструкторской деятельности [Текст] / В.А.Моляко. – М.: Машиностроение, 1983. – 134с.

133. Морозова, М.М. «Метод проектов» как феномен образовательно-го процесса в современной школе [Текст]: дис. … канд. пед. наук / М.М.Морозова; Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н.Ульянова. – Ульяновск, 2005. – 231с.

134. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / Р.С.Немов: 2 кн. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн.1: Об-щие основы психологии. – 576с.

135. Нигматов, З.Г. Гуманистические основы педагогики [Текст]: учеб. пособие / З.Г.Нигматов. – М.: Высш.шк., 2004. – 140с.

136. Никандров, Н.Д. Педагогика для вузов [Текст] / Н.Д.Никандров // Педагогика. – 2004. – №1. – С.104-107.

137. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст] / А.М.Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – 176с.

138. Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т.Новикова // Народное образование. – 2000. – №7. – С.151-157.

139. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / Е.С.Полат [и др.]; под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2002. – 272с.

140. Ньюстром, Дж.В., Дэвис, К. Организационное поведение [Текст] / Дж.В.Ньюстром, К.Дэвис; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 447с.

141. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: А ТЕМП, 2004. – 944с.

142. Пайпе, С. Проектный менеджмент [Текст]: пер. с нем. / С.Пайпе; науч. ред. перевода А.М.Либман. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 192с.

143. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном уч-реждении [Текст]: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н.Ю.Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112с.

144. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. – №4. – С.52-55.

145. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов [Текст] / Н.Ю.Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – №4. – С.93-96.

146. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов [и др.]; под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512с.

147. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество Рос-сии, 2004. – 608с.

148. Педагогическая энциклопедия [Текст]: Т.1 / под ред. А.Г.Калашникова. – М.: Работник просвещения, 1929. – 193с.

149. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С.Полат [и др.]. – М.: Академия, 2006. – 400с.

150. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М.Бим-Бад; редкол.: М.М.Безруких [и др.]. – М.: Большая Российская эн-циклопедия, 2003. – 528с.

151. Педагогическое наследие: Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. [Текст] / сост. В.М.Кларин, А.И.Джуринский. – М.: Пе-дагогика, 1989. – 416с.

152. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – 5-е изд., стер. – М.: Academia, 2006. – 501с.

153. Пинкевич, А.П. Введение в педагогику [Текст] / А.П.Пинкевич. – М.: Работник просвещения, 1930. – 176с.

154. Плотник, А.С. Развитие познавательной активности будущих офицеров [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.С.Плотник; Сарат. гос. ун-т им.Н.Г.Чернышевского. – Саратов, 2005. – 161с.

155. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 540с.

156. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Просвещение, 1999. – 142с.

157. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 364с.

158. Половникова, Н.А. Система воспитания познавательных сил школьников [Текст] / Н.А.Половникова. – Казань: КГПИ, 1975. – 100с.

159. Пояркова, Н.Н. Подготовка студентов педвуза к совместной дея-тельности по созданию электронных образовательных ресурсов [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Н.Н.Пояркова; Башк. гос. пед. ун-т им. М.Акмуллы. – Уфа, 2006. – 171с.

160. Правдин Ю.П. Проблема познавательной активности в педагоги-ке [Текст]: моногр. / Ю.П.Правдин. – М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2000. – 127с.

161. Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 484с.

162. Равкин, З.И. Актуальные вопросы теории педагогического сти-мулирования [Текст] / З.И.Равкин // Сов. педагогика. – 1974. – №10. – С.69-79.

163. Рахимов, А.З. Приемы мышления в обучении [Текст]: методиче-ское пособие / А.З.Рахимов. – Уфа: Башгоспедуниверситет, 2009. – 250с.

164. Рахимов, А.З. Психодидактика [Текст] / А.З.Рахимов. – Уфа: Творчество, 2003. – 400с.

165. Рахимов, А.З. Философия психодидактики [Текст]: моногр. / А.З.Рахимов. – Уфа: БГПУ, 2008. – 290с.

166. Ривес, С. Метод целевых заданий и Дальтон-план в школах I сту-пени [Текст] / С.Ривес. – М.: Работник просвещения, 1926. – 118с.

167. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Дж.Дьюи в контексте разных культур [Текст] / Е.Ю.Рогачева // Педагогика. – 2003. – №8. – С.88-96.

168. Роль проектов в школьном курсе «Технология» в развитии и вос-питании школьников [Текст] / Ю.Л.Хотунцев [и др.] // Директор школы. – 1994. – №4. – С.39-45.

169. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / под ред. В.В.Давыдова. – М.: БРЭ, 1993. – Т.1. – 608с.

170. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. по-собие для студентов вузов / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 713с.

171. Рубцов, В.В. Совместная деятельность в контексте проблем соот-ношения социальных взаимодействий и обучения [Текст] / В.В.Рубцов // Во-просы психологии. – 1998. – №5 – С.49-59.

172. Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Текст] / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 2004. – №4. – С.82-89.

173. Сатарова, Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926) [Текст] / Е.Г.Сатарова // Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназиче-ское образование». – 2003. – №4. – С.12.

174. Саутина, Е.В. Формирование основ проблемного мышления у младших школьников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.В.Саутина; Вят. гос. пед. ун-т. – Киров, 1999. – 173с.

175. Cелевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информаци-онно-коммуникативных средств [Текст] / Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с.

176. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проек-тирования образовательных систем [Текст] / В.В.Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272с.

177. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизай-нерского творчества [Текст]: автореф. дис. … д-ра искусствоведения / В.Ф.Сидоренко. – М., 1990. – 32с.

178. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психоло-гии [Текст] / Е.В.Сидоренко. – СПб.: Речь, 2006. – 350с.

179. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в об-ласти управления образовательным процессом [Текст]: учеб. пособие / В.П.Симонов. – М.: Роспедагентство, 1997. – 264с.

180. Синагатуллин, И.М. Глобальное образование как новая парадиг-ма XXI века [Текст] / И.М.Синагатуллин // Педагогический журнал Башкор-тостана. – 2008. – №2(15). – С.8-18.

181. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения [Текст] / М.Н.Скаткин. – М.: Педагогика, 1971. – 206с.

182. Скрипкина, Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий [Текст] / Т.П.Скрипкина // Вопросы психологии. – 1999. – №5. – С.21-30.

183. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллю-страциях [Текст] / В.И.Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416с.

184. Станкевич, Л.П. О типах, формах и уровнях социальной активно-сти личности [Текст] / Л.П.Станкевич // Вопросы исторического материализ-ма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – С.192-198.

185. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 287с.

186. Терегулов, Ф.Ш. Теоретическая педагогика [Текст]: учеб. посо-бие / Ф.Ш.Терегулов. – Уфа: Восточный университет, 2004. – 332с.

187. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.К.Тихомиров. – М.: Академия, 2002. – 288с.

188. Ткаченко, Е.В. Дидактический дизайн – инструментальный под-ход [Текст] / Е.В.Ткаченко, Н.Н.Манько, В.Э.Штейнберг // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. – 2006. – №1 (37). – С.58-66.

189. Трубайчук, Л.В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе [Текст] / Л.В.Трубайчук. – Челя-бинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 242с.

190. Трудовая подготовка школьников [Текст] / П.Р.Атутов [и др.]. – Киев: Рад. шк., 1987. – 223с.

191. Турчина, Н.В. Особенности организации развивающего обучения в советской школе (20-е годы) [Текст]: методическое пособие / Н.В.Турчина. – Балашов: Хопер, 1991. – 32с.

192. Уваров, А.Ю. Вступая в век информации [Текст] / А.Ю.Уваров // Информатика и образование. – 1995. – №2. – С.4-6.

193. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э.Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 188с.

194. Управляемое формирование психических процессов [Текст]: сб. статей / под ред. П.Я.Гальперина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. – 198с.

195. Урсул, А.Д. Российское образование для устойчивого развития: первые шаги в будущее [Текст] / А.Д.Урсул // Вестник высшей школы. – 2005. – №8. – С.3-11.

196. Усова, А.В. Новая концепция естественно-научного образования и педагогические условия ее реализации [Текст] / А.В.Усова. – Челябинск: Факел, 1996. – 45с.

197. Ушинский, К.Д. Воспитание человека [Текст]: избранное / К.Д.Ушинский; сост. и автор вступ. ст. С.Ф.Егоров. – М.: Карапуз, 2000. – 256с.

198. Ушинский, К.Д. Избранные труды [Текст]: в 4 кн. / К.Д.Ушинский – М.: Дрофа. – Кн. 1: Проблемы педагогики. – 2005. – 638с.

199. Фатыхова, Р.М. Сущность культуры педагогического общения и механизмы ее формирования // Искусство и образование. – 2008. – №10. – С.7-11.

200. Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества дис-сертационных исследований по педагогике и психологии [Текст]: доклад на расширенном заседании Президиума РАО 23 янв. 2008г. / Д.И.Фельдштейн. – М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 24с.

201. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л.Ф.Ильичева. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840с.

202. Френе, С. Формирование личности ребенка и подростка [Текст] / С.Френе // Воспитательная работа в школе. – 2004. – №6. – С.5-14.

203. Хазиев, В.С. Истины бытия и познания [Текст] / В.С.Хазиев. – Уфа: Китап, 2007. – 288с.

204. Харламов, И.Ф. Как активизировать учение школьников [Текст] / И.Ф.Харламов. – Минск: Нар. асвета, 1975. – 208с.

205. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И.Ф.Харламов. – М.: Гардарики, 2005. – 517с.

206. Хилл, П. Наука и искусство проектирования [Текст]: методы про-ектирования, научное обоснование решений / П.Хилл; пер. с англ. – М.: Мир, 1973. – 263с.

207. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416с.

208. Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В.Хуторской // Школьные технологии. – 1998. – №4. – С.55-75.

209. Чанилова, Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Чанилова Наталья Григорьевна: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г.Чернышевского. – Саратов, 1997. – 25с.

210. Чечель, И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула [Текст] / И.Д.Чечель // Директор школы. – 1998. – №3. – С.11-16.

211. Чечель, И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула [Текст] / И.Д.Чечель // Директор школы. – 1998. – №4. – С.7-8.

212. Чошанов, М.А. Малая группа в учебном процессе. О кооператив-ных методах обучения [Текст] / М.А.Чошанов // Директор школы. – 1999. – №5. – С.75-78.

213. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.

214. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адап-тивной школе [Текст] / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко. – М.: Педагогический поиск, 2001. – 384с.

215. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / С.Т.Шацкий. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 303с.

216. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2 т. / С.Т.Шацкий. – М.: Педагогика, 1980. – Т.2. – 414с.

217. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие лич-ности [Текст] / Н.И.Шевандрин. – М.: Владос, 1999. – 512с.

218. Шерайзина, Р.М. Лидерство и командный менеджмент в страте-гическом управлении вузов [Текст]: учеб. пособие / Р.М.Шерайзина. – Вели-кий Новгород: НовГУ, 2003. – 112с.

219. Шнейдер, М. Оценка качества проектной деятельности учащихся [Текст] / М.Шнейдер // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9. – С.24-25.

220. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика [Текст]: многофункциональная моногр. / В.Э.Штейнберг. – М.: Народное образование: Школьные технологии, 2002. – – 304с.

221. Штейнберг, В.Э. Инструментальная дидактика – дидактический дизайн [Текст] / В.Э.Штейнберг // Педагогический журнал Башкортостана. – 2007. – №1(8). – С.76-88.

222. Шульгин, В.Н. Педагогика переходной эпохи [Текст] / В.Н.Шульгин // На путях к новой школе. – 1927. – №9. – С.62-97.

223. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды [Текст] / Г.П.Щедровицкий. – М.: Шк. культ, 1995. – 800с.

224. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познава-тельных интересов учащихся [Текст] / Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 203с.

225. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 142с.

226. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]: пробл. возраст. и пед. психологии / Д.Б.Эльконин; под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 1995. – 219с.

227. Янгирова, В.М. Теория воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.М.Янгирова. – М.: Творчество, 2003. – 160с.

228. Янжул, Е.Н. Практика метода проектов в американской школе [Текст] / Е.Н.Янжул. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. – 112с.

229. Bastian, J. Freie Arbeit und Projektunterricht. Eine didaktische «Wi-dervereinigung» [Text] / J.Bastian // Padagogik. – 1993. – Heft 10. – S.6-9.

230. Hutchinson, T. Introduction to Project Work [Text] / T.Hutchinson. – Oxford University Press, 1991. – 23p.

231. Fried-Booth, D.L. Project work [Text] / D.L.Fried-Booth. – Oxford University Press, 1994. – 90p.

232. Knoll, M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Ge-schichtsbildes [Text] / M. Knoll // Padagogik. – 1993. – Heft 7-8. – S.58-63.

233. Osminin, E. About necessity of the use of the project method for the training of the future teachers for work in tenns of educational informatization [Text] / E. Osminin // Mathematics and Sciense Education … Sortavala. – Russia, 2003. – p.365-366.

234. Ribe, R. Project work. Step by Step [Text] / R.Ribe, N.Vidal. – Hei-nemann, 1993. – 96p.

235. Phillips, D. Projects with Young Learners [Text] / D.Phillips. – Ox-ford University Press, 1999. – 180p.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 170
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика