Курсовая работа

«Поэтика «истории одного города» салтыкова-щедрина»

  • 32 страниц(ы)
  • 2168 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

Введение….

Глава 1. Поэтика произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина в трудах литературоведов.

1.1 Научные исследования поэтики творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина в 1920-1970-х гг.

1.2 Исследование поэтики творчества М. Е. Салтыкова - Щедрина в 1980-1990-х гг.

Вывод по главе 1.

Глава 2. Поэтика «История одного города» Салтыкова – Щедрина….

2.1 Сатира в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного

города»….

2.2 Особенности звуковых и цветовых обозначений в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» .

Вывод по главе 2.

Заключение.

Список использованной литературы.

Актуальность. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - уникальное явление в отечественной и мировой литературе. Степень воздействия его творчества на общественное сознание, на духовное состояние русского общества второй половины XIX и XX века чрезвычайно велика. Страстный обличитель социального зла, беспощадный сатирик, он стал учителем многих писателей нового века, переживших революцию (Е.И.Замятин, В.В.Маяковский, М.А.Булгаков, А.П.Платонов) и явившихся свидетелями реанимации застарелых болезней российской государственности (бюрократизм, головотяпство, взяточничество), видоизменившихся, принявших другую личину, но оставшихся неизменными по сути.

Салтыков-Щедрин порою подчеркнуто социологичен в своей творческой позиции. Он пристально интересовался уходом с исторической арены дворян-душевладельцев, к которым генетически принадлежал и сам. Пафос его произведений направлен против крепостного права. В лучших традициях писателей-народников, со многими, из которых он был дружен (Н.А.Некрасов, Г.И.Успенский), писатель оплакивал бесправие русского мужика, одновременно восхищаясь нравственно-духовным потенциалом русского народа.

Щедриноведение конца 1980-90-х годов ознаменовалось, во-первых, пристальным вниманием к общечеловеческим проблемам, отраженным в творчестве сатирика, а во-вторых, к поэтике их воплощения. Именно в эти десятилетия наметился поворот к всеохватному филологическому исследованию живой ткани его произведений, их структуры. Литературоведы пытаются установить объективно-исторические закономерности развития щедринского реализма, определить индивидуальные качества и типологические черты отдельных произведений, то есть исследовать поэтику Щедрина в целом.

Но, изучая самый широкий спектр вопросов и проблем, связанных с особенностями тематики поэтики творческого наследия великого писателя, щедриноведы пока не создали работ, специально посвященных выявлению символической природы рассказа «История одного города», его мотивной структуры. Обращенностью к этой проблеме определяется актуальность данного исследования.

Исходя из актуальности, мы сформулировали цель курсовой работы: выделить основные особенности поэтики романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Для достижения данной цели нами ставились следующие задачи:

- определить характерные для художественной структуры романа «История одного города» систему образов-символов, помогающих проникнуть в глубины его идейно-художественного содержания;

- выявить особенности поэтики романа «История одного города»;

- осуществить анализ цветовых и звуковых символов в романе.

Объект - роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Предмет - поэтика художественного текста.

Методы исследования:

1. Историко-генетический и типологический анализ художественного текста.

2. Принцип структурного и историко-функционального исследования художественного текста.

Структура исследования:

- введение;

- 1 глава;

- вывод по главе 1;

- 2 глава;

- вывод по главе 2;

- заключение;

- список использованной литературы.

Глава 1. Поэтика произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина в трудах литературоведов.

1.1. Научные исследования поэтики творчества

М.Е.Салтыкова-Щедрина в 1920-1970-х гг.

Оригинальность поэтики произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина интересовала все это время литературоведов. Художественные особенности творчества Салтыкова становились предметом тонких литературоведческих наблюдений, споров, оригинальных выводов еще при жизни писателя. Изучение наследия М.Е.Салтыкова-Щедрина с точки зрения художественного своеобразия было продолжено и в начале XX века К.К. Арсеньевым и В.П. Кранихфельдом, которые ввели в научный оборот- неизвестные материалы, благодаря чему появилась возможность заглянуть в творческую лабораторию сатирика. Этому процессу весьма способствовала и публикация не изданных ранее произведений писателя в 1920-1930-е годы, с подробными комментариями и справочным материалом к творческому наследию художника.

Серьезной вехой в процессе научного осмысления уникальности эстетической системы Салтыкова можно считать конец 50-х - начало 80-х годов, когда наше литературоведение, ломая стереотипы нормативной эстетики, делало попытку выявить и описать устойчивые, «инвариантные» художественные модели многих классиков XIX и XX веков, в том числе и Салтыкова-Щедрина.

Среди исследователей такого плана необходимо особо отметить работы A.C. Бушмина и С.А. Макашина.

В серьезных и глубоких монографиях A.C. Бушмина прослеживается внутренняя логика смены и взаимодействия творческих концепций писателя, осмысляются причины изменения его художественной манеры, которая зависит от специфики идейно-творческого развития. Определяя общие итоги эволюции реализма М.Е. Салтыкова-Щедрина, критик особо останавливается на последнем этапе творчества писателя, отмечает значительность поздних произведений Салтыкова, подчеркивает меньшую изученность периода 1880-х годов в отличие от ранней литературной работы писателя, выделяя при этом три книги – «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонскую старину», каждая из которых, по мнению исследователя, «вносит особое, новое качество в позднейший щедринский реализм» [11;78] . Бушмин отмечает характерный для заключительного этапа творчества Салтыкова-Щедрина переход к новой художественной манере, заключающейся в «эволюции соотношения между комическим и трагическим в сторону трагического» [4;98]. Внимание Салтыкова останавливается в этот период, на трагедии нравственного потрясения, вызванного пробуждением совести в личности, построившей свое благополучие на несчастье других. Эта форма социальной трагедии образно синтезирована в романе «Господа Головлевы». Останавливаясь на художественных особенностях воспроизведения писателем трагических и драматических сторон действительности и в этом и в других произведениях художника, исследователь заключает, что «всего более художественное внимание Щедрина сосредоточивалось не на каких-либо исключительных трагических ситуациях, а на трагизме обыденной жизни, на тех социальных драмах, которые разыгрывались повседневно» [23;13].

С.А. Макашин создает фундаментальную научную биографию писателя, работа над которой продолжалась до конца 1980-х гг. В этой работе Салтыков-Щедрин представлен не только общественным, государственным деятелем, но и художником, философом. Исследователь раскрывает сложность и противоречивость личности Щедрина, показал драматические события жизни, которые повлияли на его творческую судьбу, определяет место творчества писателя в истории русской философской мысли и литературном процессе второй половины XIX века, поэтапно прослеживает эволюцию щедринского реализма, анализирует нравственно-философскую проблематику конкретных произведений, акцентируя внимание не только на том, «что» сказал художник, но и «как» он это сделал.

Мы считаем, что важным событием в щедриноведении данного периода стал выход нового собрания сочинений писателя, осуществленный в 1965-1977-х гг., в результате чего появились глубокие исследования художественной системы писателя, а также наметились новые аспекты в изучении его творчества. К таковым относится изучение творчества Салтыкова-Щедрина в контексте культурно-философских, нравственно-этических и эстетических исканий русской общественности второй половины XIX века. В этом плане особо ценными являются работы Е.И. Покусаева «Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы», «Революционная сатира Салтыкова-Щедрина», в которых исследователь многосторонне рассматривает отношения Салтыкова к важнейшим сторонам общественной жизни России 1860-х годов, впервые дает объективный анализ сложных и противоречивых взаимоотношений писателя с Н.Г. Чернышевским, Д.И. Писаревым, М.А. Антоновичем и анализирует сатирическое творчество писателя с идейно-эстетических позиций.

Взгляды Щедрина на человеческий характер и на процесс формирования личности противоречили идеалистическим воззрениям, господствовавшим в обществе. Он, как и подавляющее большинство русской интеллигенции леворадикального крыла, подчеркивал решающую роль социальной среды, общественных отношений, под властным и всесторонним воздействием которых формируется человеческая личность, определяются ее мораль, образ жизни и поведение. Писатель отвергал концепцию извечной порочности человека: люди не могут иметь и не имеют от природы «злого сердца», «преступную волю» они приобретают в определенных условиях жизни. Источник зла не в дурной природе человека, а в социальных условиях его жизни. Эта святая вера «ордена русской интеллигенции» в возможность превращения «свинцовых мерзостей» человеческой натуры в «золотые нравы» с помощью изменения жизненных обстоятельств обусловила своеобразный характер психологического анализа в творческом методе Салтыкова.

В своей работе мы проанализировали поэтику романа «История одного города». Для начала сделали глубокий анализ сатиры художественного произведения, затем рассмотрели звуковые и цветовые обозначения.

В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова. В книге Щедрина речь идет не о каком-то узком отрезке отечественной истории, а о таких ее чертах, которые сопротивляются течению времени, которые остаются неизменными на разных этапах отечественной истории. Сатирик ставит перед собою цель - создать целостный образ России, в котором обобщены вековые слабости ее истории, достойные сатирического освещения коренные пороки русской государственной и общественной жизни.

Наиболее преобладающим цветом в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина является серый, стальной. Он обозначает упадок, недалекость, серость города и его жителей. В описании характера и внешнего вида градоначальников города Глупова (Угрюм-Бурчеева, Негодяева, Фердыщенко) автор использует нетональные серые цвета (стальной, чистый, железный), подчеркивая тем самым их глупость, недалекость, жествокость.

В описании Бородавкина, двоекурова, Прыща автор воспользовался более насыщенными голубым, красным, белым цветами для обозначения благих целей данных градоначальников и противопоставления их предыдущим.

Красный цвет в произведении означает, с одной стороны, чистую светлую любовь, проявляясь в оттенках розового. С другой же стороны красный - пурпурный и алый – означает порочную страсть, бесстыдство в описании жизнедеятельности Аленки и Домашки-стрельчихи.

Звуковые обозначения М.Е.Салтыков-Щедрин употребил так же в описании характера героев. С удалью Домашка-стрельчиха сыпет в своей речи матерными словами, Бородавкин кричит так, что вселяет страх в глуповцев.

Также ключевое место занимает сложная звуковая симфония. Здесь складывается развитая в позднейших чеховских вещах антиномия звучания города обжитого и «беззвучия» пустынного города, приоткрывающего масштаб вечности, в ее «полном равнодушии к человеку». В самой же гамме городских звуков «монотонный шум», являющий образ повседневного однообразия жизни, предстает в антиномичном соприкосновении с богатством, неисчерпаемой множественностью звуковых вариаций, в чьих мелодиях проступает ощущение бездонности бытия: «трещали кузнечики», «пели перепела», «лениво посвистывали молодые соловьи». В звучании города человеческое начало оказывается в глубоком взаимопроникновении с природным, предстает в своей беспредельности, что выражается в передаче звука «рассыпающегося по степи» эха от «сорвавшейся бадьи»[16;65].

1. Абдуллина Г.А. Цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни" / Автореф. дисс. . канд. филол. наук. JL: ЛГУ, 1998. - 15 с.

2. Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия / Под ред. A.A. Суркова: В 9 т. Т.6. М.: Сов. энциклопедия, 1971. - Ст. 826-83 1.

3. Аверинцев С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - С. 607 -608.

4. Анненков П.В. Русская беллетристика и г. Щедрин / Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Пб.: Б. 2001. - С. 276 - 286.

5. Баскаков В.Н. Библиография литературы о М.Е. Салтыкове-Щедрине. 1918-1965. М.; Л.: Наука, 2007. - 291 с.

6. Баскаков В.Н. Библиография литературы о М.Е. Салтыкове-Щедрине. 1965-1974 / Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы. Библиография. Л.: Наука, 1997. - С. 391-428.

7. Баскаков В.Н. Примечания / Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М.: Худож. лит.,2003. - Т. 20. -С. 600 - 624.

8. Бушмин A.C. Художественный мир Салтыкова-Щедрина / Отв. ред. Д.С. Лихачёв, В.Н. Баскаков. Л.: Наука, 1999. -365 с.

9. Головина Т.Н. "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина: Литературные параллели. Иваново: ИвГУ, 1997. - 74 с.

10. Макашин С.А. Сатиры смелый влacтcлин, М.: 2002. -С. 3-24.

11. Макашин С.Л. Изучая Щедрина: (Из воспоминаний) // Вопр. лит. М., 1999. - № 5. - С. 120-150.

12. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1960 годов. Биография. М.: Худож. лит., 2003. - 600 с.

13. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Биография. М.: Гослитиздат, 2000. - 5 12 с.

14. Петрук М.Н. Своеобразие щедринской сатиры 1870-1880-х годов: Учебное пособие. Орск: Изд-во Орского пединститута, 2001. - 90 с.

15. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.

16. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 5-187.

17. Хлебянкина Т.И. «Святой старик» (Салтыков-Щедрин и православие) // М.Е. Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий. Тверь: ТГУ, 2001. - С. 100-102.

18. Шаталов С.Е. О психологизме в романе «Господа Головлёвы» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 2001. - № 1. - С. 30-35.

19. Щербина В.Р. Актуальные проблемы современной литературы // Современные проблемы реализма и модернизм. Материалы научной конференции. М.: 2001. - 57 с.

20. Щукин В.Г. Поэзия усадьбы и проза трущобы // Из истории русской культуры. T.V (XIX век). М.: 2003. - 848 с.

21. Эльсберг Я.Е. М.Е. Салтыков-Щедрин. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 100 с.

22. Эльсберг Я.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. -М.: Гослитиздат, 2000. 630 с.

23. Эльсберг Я.Е. Стиль Щедрина. М.: ГИХЛ, 1999. - 463 с.

24. Эльсберг Я.Е. Щедрин и русский реализм // Знамя. 2001. - Кн. I. - С. 230-239.

25. Эсалнск А.Я. Архетип // Русская словесность. 2003. -№5. - С. 90-93.

26. Языков H. Шелгунов H.В. Горький смех не легкий смех // Дело. - 1999. - № 4. - С. 315 - 344.

Покупка готовой работы
Тема: «Поэтика «истории одного города» салтыкова-щедрина»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика