Курсовая работа
«Поэтика «истории одного города» салтыкова-щедрина»
- 32 страниц
Введение….
Глава 1. Поэтика произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина в трудах литературоведов.
1.1 Научные исследования поэтики творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина в 1920-1970-х гг.
1.2 Исследование поэтики творчества М. Е. Салтыкова - Щедрина в 1980-1990-х гг.
Вывод по главе 1.
Глава 2. Поэтика «История одного города» Салтыкова – Щедрина….
2.1 Сатира в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного
города»….
2.2 Особенности звуковых и цветовых обозначений в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» .
Вывод по главе 2.
Заключение.
Список использованной литературы.
Актуальность. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - уникальное явление в отечественной и мировой литературе. Степень воздействия его творчества на общественное сознание, на духовное состояние русского общества второй половины XIX и XX века чрезвычайно велика. Страстный обличитель социального зла, беспощадный сатирик, он стал учителем многих писателей нового века, переживших революцию (Е.И.Замятин, В.В.Маяковский, М.А.Булгаков, А.П.Платонов) и явившихся свидетелями реанимации застарелых болезней российской государственности (бюрократизм, головотяпство, взяточничество), видоизменившихся, принявших другую личину, но оставшихся неизменными по сути.
Салтыков-Щедрин порою подчеркнуто социологичен в своей творческой позиции. Он пристально интересовался уходом с исторической арены дворян-душевладельцев, к которым генетически принадлежал и сам. Пафос его произведений направлен против крепостного права. В лучших традициях писателей-народников, со многими, из которых он был дружен (Н.А.Некрасов, Г.И.Успенский), писатель оплакивал бесправие русского мужика, одновременно восхищаясь нравственно-духовным потенциалом русского народа.
Щедриноведение конца 1980-90-х годов ознаменовалось, во-первых, пристальным вниманием к общечеловеческим проблемам, отраженным в творчестве сатирика, а во-вторых, к поэтике их воплощения. Именно в эти десятилетия наметился поворот к всеохватному филологическому исследованию живой ткани его произведений, их структуры. Литературоведы пытаются установить объективно-исторические закономерности развития щедринского реализма, определить индивидуальные качества и типологические черты отдельных произведений, то есть исследовать поэтику Щедрина в целом.
Но, изучая самый широкий спектр вопросов и проблем, связанных с особенностями тематики поэтики творческого наследия великого писателя, щедриноведы пока не создали работ, специально посвященных выявлению символической природы рассказа «История одного города», его мотивной структуры. Обращенностью к этой проблеме определяется актуальность данного исследования.
Исходя из актуальности, мы сформулировали цель курсовой работы: выделить основные особенности поэтики романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Для достижения данной цели нами ставились следующие задачи:
- определить характерные для художественной структуры романа «История одного города» систему образов-символов, помогающих проникнуть в глубины его идейно-художественного содержания;
- выявить особенности поэтики романа «История одного города»;
- осуществить анализ цветовых и звуковых символов в романе.
Объект - роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Предмет - поэтика художественного текста.
Методы исследования:
1. Историко-генетический и типологический анализ художественного текста.
2. Принцип структурного и историко-функционального исследования художественного текста.
Структура исследования:
- введение;
- 1 глава;
- вывод по главе 1;
- 2 глава;
- вывод по главе 2;
- заключение;
- список использованной литературы.
Глава 1. Поэтика произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина в трудах литературоведов.
1.1. Научные исследования поэтики творчества
М.Е.Салтыкова-Щедрина в 1920-1970-х гг.
Оригинальность поэтики произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина интересовала все это время литературоведов. Художественные особенности творчества Салтыкова становились предметом тонких литературоведческих наблюдений, споров, оригинальных выводов еще при жизни писателя. Изучение наследия М.Е.Салтыкова-Щедрина с точки зрения художественного своеобразия было продолжено и в начале XX века К.К. Арсеньевым и В.П. Кранихфельдом, которые ввели в научный оборот- неизвестные материалы, благодаря чему появилась возможность заглянуть в творческую лабораторию сатирика. Этому процессу весьма способствовала и публикация не изданных ранее произведений писателя в 1920-1930-е годы, с подробными комментариями и справочным материалом к творческому наследию художника.
Серьезной вехой в процессе научного осмысления уникальности эстетической системы Салтыкова можно считать конец 50-х - начало 80-х годов, когда наше литературоведение, ломая стереотипы нормативной эстетики, делало попытку выявить и описать устойчивые, «инвариантные» художественные модели многих классиков XIX и XX веков, в том числе и Салтыкова-Щедрина.
Среди исследователей такого плана необходимо особо отметить работы A.C. Бушмина и С.А. Макашина.
В серьезных и глубоких монографиях A.C. Бушмина прослеживается внутренняя логика смены и взаимодействия творческих концепций писателя, осмысляются причины изменения его художественной манеры, которая зависит от специфики идейно-творческого развития. Определяя общие итоги эволюции реализма М.Е. Салтыкова-Щедрина, критик особо останавливается на последнем этапе творчества писателя, отмечает значительность поздних произведений Салтыкова, подчеркивает меньшую изученность периода 1880-х годов в отличие от ранней литературной работы писателя, выделяя при этом три книги – «Сказки», «Мелочи жизни», «Пошехонскую старину», каждая из которых, по мнению исследователя, «вносит особое, новое качество в позднейший щедринский реализм» [11;78] . Бушмин отмечает характерный для заключительного этапа творчества Салтыкова-Щедрина переход к новой художественной манере, заключающейся в «эволюции соотношения между комическим и трагическим в сторону трагического» [4;98]. Внимание Салтыкова останавливается в этот период, на трагедии нравственного потрясения, вызванного пробуждением совести в личности, построившей свое благополучие на несчастье других. Эта форма социальной трагедии образно синтезирована в романе «Господа Головлевы». Останавливаясь на художественных особенностях воспроизведения писателем трагических и драматических сторон действительности и в этом и в других произведениях художника, исследователь заключает, что «всего более художественное внимание Щедрина сосредоточивалось не на каких-либо исключительных трагических ситуациях, а на трагизме обыденной жизни, на тех социальных драмах, которые разыгрывались повседневно» [23;13].
С.А. Макашин создает фундаментальную научную биографию писателя, работа над которой продолжалась до конца 1980-х гг. В этой работе Салтыков-Щедрин представлен не только общественным, государственным деятелем, но и художником, философом. Исследователь раскрывает сложность и противоречивость личности Щедрина, показал драматические события жизни, которые повлияли на его творческую судьбу, определяет место творчества писателя в истории русской философской мысли и литературном процессе второй половины XIX века, поэтапно прослеживает эволюцию щедринского реализма, анализирует нравственно-философскую проблематику конкретных произведений, акцентируя внимание не только на том, «что» сказал художник, но и «как» он это сделал.
Мы считаем, что важным событием в щедриноведении данного периода стал выход нового собрания сочинений писателя, осуществленный в 1965-1977-х гг., в результате чего появились глубокие исследования художественной системы писателя, а также наметились новые аспекты в изучении его творчества. К таковым относится изучение творчества Салтыкова-Щедрина в контексте культурно-философских, нравственно-этических и эстетических исканий русской общественности второй половины XIX века. В этом плане особо ценными являются работы Е.И. Покусаева «Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы», «Революционная сатира Салтыкова-Щедрина», в которых исследователь многосторонне рассматривает отношения Салтыкова к важнейшим сторонам общественной жизни России 1860-х годов, впервые дает объективный анализ сложных и противоречивых взаимоотношений писателя с Н.Г. Чернышевским, Д.И. Писаревым, М.А. Антоновичем и анализирует сатирическое творчество писателя с идейно-эстетических позиций.
Взгляды Щедрина на человеческий характер и на процесс формирования личности противоречили идеалистическим воззрениям, господствовавшим в обществе. Он, как и подавляющее большинство русской интеллигенции леворадикального крыла, подчеркивал решающую роль социальной среды, общественных отношений, под властным и всесторонним воздействием которых формируется человеческая личность, определяются ее мораль, образ жизни и поведение. Писатель отвергал концепцию извечной порочности человека: люди не могут иметь и не имеют от природы «злого сердца», «преступную волю» они приобретают в определенных условиях жизни. Источник зла не в дурной природе человека, а в социальных условиях его жизни. Эта святая вера «ордена русской интеллигенции» в возможность превращения «свинцовых мерзостей» человеческой натуры в «золотые нравы» с помощью изменения жизненных обстоятельств обусловила своеобразный характер психологического анализа в творческом методе Салтыкова.
В своей работе мы проанализировали поэтику романа «История одного города». Для начала сделали глубокий анализ сатиры художественного произведения, затем рассмотрели звуковые и цветовые обозначения.
В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова. В книге Щедрина речь идет не о каком-то узком отрезке отечественной истории, а о таких ее чертах, которые сопротивляются течению времени, которые остаются неизменными на разных этапах отечественной истории. Сатирик ставит перед собою цель - создать целостный образ России, в котором обобщены вековые слабости ее истории, достойные сатирического освещения коренные пороки русской государственной и общественной жизни.
Наиболее преобладающим цветом в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина является серый, стальной. Он обозначает упадок, недалекость, серость города и его жителей. В описании характера и внешнего вида градоначальников города Глупова (Угрюм-Бурчеева, Негодяева, Фердыщенко) автор использует нетональные серые цвета (стальной, чистый, железный), подчеркивая тем самым их глупость, недалекость, жествокость.
В описании Бородавкина, двоекурова, Прыща автор воспользовался более насыщенными голубым, красным, белым цветами для обозначения благих целей данных градоначальников и противопоставления их предыдущим.
Красный цвет в произведении означает, с одной стороны, чистую светлую любовь, проявляясь в оттенках розового. С другой же стороны красный - пурпурный и алый – означает порочную страсть, бесстыдство в описании жизнедеятельности Аленки и Домашки-стрельчихи.
Звуковые обозначения М.Е.Салтыков-Щедрин употребил так же в описании характера героев. С удалью Домашка-стрельчиха сыпет в своей речи матерными словами, Бородавкин кричит так, что вселяет страх в глуповцев.
Также ключевое место занимает сложная звуковая симфония. Здесь складывается развитая в позднейших чеховских вещах антиномия звучания города обжитого и «беззвучия» пустынного города, приоткрывающего масштаб вечности, в ее «полном равнодушии к человеку». В самой же гамме городских звуков «монотонный шум», являющий образ повседневного однообразия жизни, предстает в антиномичном соприкосновении с богатством, неисчерпаемой множественностью звуковых вариаций, в чьих мелодиях проступает ощущение бездонности бытия: «трещали кузнечики», «пели перепела», «лениво посвистывали молодые соловьи». В звучании города человеческое начало оказывается в глубоком взаимопроникновении с природным, предстает в своей беспредельности, что выражается в передаче звука «рассыпающегося по степи» эха от «сорвавшейся бадьи»[16;65].
1. Абдуллина Г.А. Цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина «Мелочи жизни" / Автореф. дисс. . канд. филол. наук. JL: ЛГУ, 1998. - 15 с.
2. Аверинцев С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия / Под ред. A.A. Суркова: В 9 т. Т.6. М.: Сов. энциклопедия, 1971. - Ст. 826-83 1.
3. Аверинцев С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - С. 607 -608.
4. Анненков П.В. Русская беллетристика и г. Щедрин / Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Пб.: Б. 2001. - С. 276 - 286.
5. Баскаков В.Н. Библиография литературы о М.Е. Салтыкове-Щедрине. 1918-1965. М.; Л.: Наука, 2007. - 291 с.
6. Баскаков В.Н. Библиография литературы о М.Е. Салтыкове-Щедрине. 1965-1974 / Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы. Библиография. Л.: Наука, 1997. - С. 391-428.
7. Баскаков В.Н. Примечания / Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. М.: Худож. лит.,2003. - Т. 20. -С. 600 - 624.
8. Бушмин A.C. Художественный мир Салтыкова-Щедрина / Отв. ред. Д.С. Лихачёв, В.Н. Баскаков. Л.: Наука, 1999. -365 с.
9. Головина Т.Н. "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина: Литературные параллели. Иваново: ИвГУ, 1997. - 74 с.
10. Макашин С.А. Сатиры смелый влacтcлин, М.: 2002. -С. 3-24.
11. Макашин С.Л. Изучая Щедрина: (Из воспоминаний) // Вопр. лит. М., 1999. - № 5. - С. 120-150.
12. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1960 годов. Биография. М.: Худож. лит., 2003. - 600 с.
13. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Биография. М.: Гослитиздат, 2000. - 5 12 с.
14. Петрук М.Н. Своеобразие щедринской сатиры 1870-1880-х годов: Учебное пособие. Орск: Изд-во Орского пединститута, 2001. - 90 с.
15. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
16. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 5-187.
17. Хлебянкина Т.И. «Святой старик» (Салтыков-Щедрин и православие) // М.Е. Салтыков-Щедрин в зеркале исследовательских пристрастий. Тверь: ТГУ, 2001. - С. 100-102.
18. Шаталов С.Е. О психологизме в романе «Господа Головлёвы» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 2001. - № 1. - С. 30-35.
19. Щербина В.Р. Актуальные проблемы современной литературы // Современные проблемы реализма и модернизм. Материалы научной конференции. М.: 2001. - 57 с.
20. Щукин В.Г. Поэзия усадьбы и проза трущобы // Из истории русской культуры. T.V (XIX век). М.: 2003. - 848 с.
21. Эльсберг Я.Е. М.Е. Салтыков-Щедрин. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. - 100 с.
22. Эльсберг Я.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. -М.: Гослитиздат, 2000. 630 с.
23. Эльсберг Я.Е. Стиль Щедрина. М.: ГИХЛ, 1999. - 463 с.
24. Эльсберг Я.Е. Щедрин и русский реализм // Знамя. 2001. - Кн. I. - С. 230-239.
25. Эсалнск А.Я. Архетип // Русская словесность. 2003. -№5. - С. 90-93.
26. Языков H. Шелгунов H.В. Горький смех не легкий смех // Дело. - 1999. - № 4. - С. 315 - 344.
Тема: | «Поэтика «истории одного города» салтыкова-щедрина» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 1500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Территориальная организация города. Городские функции. Функциональное зонирование города
Курсовая работа:
Город как социально-экономический объект
Дипломная работа:
Недетские сказки Л.С. Петрушевской: социальный и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Традиции и новаторство в рождественских рассказах русских писателей XXI века: культурологический и методический аспекты изучения
Курс лекций:
История русской журналистики XVIII–XIX веков