Дипломная работа
«Современная русскоязычная драматургия башкортостана (на материале пьес С.Р. Чураевой): историко-литературный и методический аспекты изучения»
- 85 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕС С.Р. ЧУРАЕВОЙ 9
1.1. История создания пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего», отзывы российской и республиканской прессы 9
1.2. Жанровая характеристика пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 16
1.3. Черты «современной мистерии» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 19
ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В «СОВРЕМЕННОЙ МИСТЕРИИ» С.Р. ЧУРАЕВОЙ «ПРЕЖДЕ ПРЕЖНЕГО» 27
2.1. Мотив «борьбы со смертью и бессмертия» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 27
2.2. Мотив «героя и героизма» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 34
2.3. Мотив «младенчества» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 38
ГЛАВА III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПЬЕСЕ С.Р. ЧУРАЕВОЙ «ПРЕЖДЕ ПРЕЖНЕГО» 46
3.1. Антитеза «мир цивилизации - естественно-природный мир» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 46
3.2. Приём параллелизма «родства человека и природы» в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» 49
3.3. Методические рекомендации по изучению современной русскоязычной драматургии Башкортостана в 11 кассе (на материале пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего») 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Актуальность исследования. Современная драматургия Башкортостана - явление сложное и многомерное. К хорошо известным драматургам нашего края, чьи пьесы ставятся в России и за её пределами, можно смело отнести: Марию Апраксину, Анну Ерошину, Владимира Жеребцова, АнгизуИшбулдину, Наталью Мошину, Игоря Савельева, Андрея Юртаева, Игоря Яковлева и других. Особняком в русскоязычной драматургии Башкортостана стоит имя Светланы Рустэмовны Чураевой - писателя, чья проза стала неотъемлемой частью как региональной, так и российской литературы. Между тем, С.Р. Чураева-драматург, мало известна читателю. Исследователь современной русскоязычной уфимской литературы И.О. Прокофьева относит С.Р. Чураеву к числу литераторов, чья проза «во многом определяет лицо уфимской прозы, рубежа двух последних десятилетий и вызывает прочный интерес читательской аудитории» [78, с. 10]. Хотя уфимским драматургом в разное время написаны пьесы «Дорога для одного», «Папа», «Фокусы с белыми мышами». Но самым ярким драматургическим произведением данного автора является пьеса в стихах «Прежде прежнего», созданная по мотивам знаменитого башкирского эпоса «Урал-батыр». И это, собственно, единственное опубликованное драматургическое произведение из трёх указанных нами выше произведений. Пьеса напечатана в серии книг Supremum {versus}, выпущенных издательством «Вагант» в (2010 г.) [120], и опубликована на сайте уфимского писателя Анатолия Яковлева (2010 г.).
На круглом столе «Реальность мифа: к 100-летию открытия эпоса “Урал- батыр”», который состоялся в Уфе (2010 г.), С.Р. Чураева обозначила проблему, которая волнует многих. Писатель отмечает, что в начале XXI века в литературе, и в обществе проявляется «ситуация “безгероичности”». «Со времён Ренессанса и Просвещения человечество отказывалось от одной религии, затем от другой, отрицались один за другим нравственные каноны. У нас в стране отрицалась национальная культура достаточно сильно, достаточно долго, когда пытались вывести —нового” человека - —коммунистического будущего”. И вот в результате сейчас человечество находится в растерянности: оно не имеет определённых правил своего существования» [9, с. 191].
С.Р. Чураева убеждена, что раньше каждый человек с рождения попадал: «образно говоря, в колею, ему сразу национальной и религиозной культурой задавался вектор жизни. И человек от рождения до смерти —умирал и воскресал” в обрядах многократно: —умирал” в процессе инициации в священной пещере Шульган-Таш мальчик - рождался воин; —умирала”, выходя замуж, обряженная в белый саван девочка - рождалась жена, женщина. Сейчас в нашем современном культурном хаосе лучшие психотерапевты в качестве моднейших методик используют именно то, чем издавна были сильны башкиры, - умение грамотно переходить из одного периода жизни в другой, не цепляясь за прошлое; черпать силу в истории предков, в родстве с природой. По сути, каждый человек шёл по жизни подобно герою - готов был встретить любые опасности, любые испытания, готов был нести смерть и принимать смерть. Сейчас этого нет. Из-за того, что человек не проходит обряд инициации, замедляется или не происходит процесс взросления. И детский страх перед жизнью и перед смертью не даёт сейчас существовать герою» [9, с. 191]. Темы отсутствия в современной литературе и в обществе «культуры героизма», «состояние культурологического кризиса», в котором находится человечество, глубоко волнуют писателя.
Эти темы, с точки зрения уфимского автора, являются животрепещущими в первую очередь, для представителей молодёжи, которым жизненно необходимо обретение нравственных ориентиров. Это, на наш взгляд, и определяет актуальность пьесы «Прежде прежнего», в которой С.Р. Чураевой дана новая трактовка мифа об Урале-батыре.
Предмет исследования - жанровое своеобразие и идейно-эстетическое содержание пьесы в стихах С.Р. Чураевой «Прежде прежнего».
Цель исследования - раскрыть художественное своеобразие драматических произведений С.Р. Чураевой, выявить идейно-эстетическое содержание одной из самых сложных в её творчестве пьес «Прежде прежнего».
Данная цель определяет конкретные задачи:
- дать обзор рецензий и отзывов, в республиканской и российской прессе, связанных с драматургией уфимского писателя;
- определить жанровую специфику драматургических произведений уфимского автора;
- выявить традиции христианской культуры в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего», в которой по-новому осмысливается миф об Урале- батыре;
- раскрыть тематику и проблематику пьесы писателя;
- провести сравнительно-сопоставительный анализ прозаических и драматических произведений уфимского автора.
Новизна исследования.О прозе уфимского литератора писали К.И. Абрамичева, В. Александров, С.В. Вахитов, А.А. Докучаева, Е.А. Ермолин, А.Ю. Залесов, Б.В. Орехов, И.О. Прокофьева, З.Р. Саитова, П.И. Фёдоров, И.А. Фролов и др. Но драматургии С.Р. Чураевой посвящено только две небольших рецензии - И.О. Галаховой в журнале «Современная драматургия» (2001 г.) и Е. Часовниковой в журнале «Знамя» (2010 г.), что красноречиво говорит об отсутствии глубоких исследований связанных с изучением драматургии уфимского автора в целом, и пьесы «Прежде Прежнего» в частности.
Материалом исследования послужила пьеса уфимского автора С.Р. Чураевой «Прежде Прежнего», современное переложение башкирского эпоса «Урал-батыр».
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных филологов, работы литературных критиков, посвящённые общим и частным проблемам современного литературного процесса в целом и современной драматургии в частности:(П.В. Басинский, А.А. Ганиева, Н.Б. Иванова, Т.А. Касаткина, В.Я. Курбатов, В.Н. Курицын, Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, А.М. Марченко, A.C. Немзер, Г.Л. Нефагина, В.Е. Пустовая, И.Б. Роднянская, В.П. Руднев, И.С. Скоропанова, О.А. Славникова, К.А. Степанян, М.Н. Эпштейн и др.);работы, связанные с рассмотрением особенностей художественного творчества уфимских драматургов, общей характеристикой литературного процесса (К.И. Абрамичева, Л.А. Данилкин, А.С. Залесов, Л.В. Оборин, Б.В. Орехов, И.В. Савельев, П.И. Фёдоров, И.А. Фролов и др.); исследования, связанные с изучением провинциальной культуры и литературы (В.В. Абашев, В.Н. Алексеев,К.В. Анисимов, Е.Я. Бурлина, А.Н. Давыдов, Е.И. Дергачёва- Скоп, Н.М. Инюшкин, Т.Н. Маркова, Т.Н. Масальцева, Н.Е. Меднис, В.Г. Одиноков, И.А. Разумов, Е.К. Созина, Б.А. Чмыхало, Е.Н. Эртнер и др.).
Методы исследования. В ходе исследования синтезированы системный, историко-функциональный подходы, а также принципы сравнительно-типологического и интертекстуального анализа литературного произведения; социологический метод сбора информации (интервьюирование писателя).
Практическая значимость работы обусловливается тем, что её положения и выводы могут стать основой для дальнейшего научного исследования драматургии С.Р. Чураевой. Результаты изучения её пьесы в стихах «Прежде прежнего», могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в школе и на филологических факультетах вузов при подготовке общих и специальных лекционных курсов, создании учебных пособий по современной русской литературе, организации научно-исследовательской деятельности студентов и учащихся, обращающихся к изучению современной русской литературы.
Структура работы отражает поэтапное выполнение поставленных задач. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении определены объект и предмет данного исследования, обоснована актуальность темы, сформулирована цель работы, поставлены задачи для достижения этой цели, объяснены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, указаны его методы и теоретико-методологическая основа.
Первая глава посвящена обзору научно-критической литературы, и общей характеристике современной русскоязычной региональной драматургии; вопросам истории создания и жанровой специфике (основным чертам жанра мистерии) пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего».
Во второй главе рассматриваются традиции христианской культуры в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» и художественное своеобразие мотивной системы данного драматического произведения.
В третьей главе даётся сравнительно-сопоставительный анализ прозаических и драматических произведений С.Р. Чураевой; раскрывается эстетическая функция приёмов антитезы (мира цивилизации и естественно-природного мира) и параллелизма (человек и природа); разрабатывается методические рекомендации по изучению в 11 классе современной русскоязычной драматургии Башкортостана и пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего».
Заключение содержит обобщающие выводы по проделанной работе.
Объём работы - 85 страниц.
Библиографический список включает 123 наименования.
Результаты исследования апробированы в двух статьях:
1. Прокофьева И.О., Хасанова Е.Э. Традиции христианской культуры в пьесе С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» // Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных наук: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 11 мая 2018 г.). Вып. 5. - Нижний Новгород: ИЦРОН, 2018. - С. 46-48.
2. Прокофьева И.О. Хасанова Е.Э. Современная русскоязычная драматургия Башкортостана (на материале пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего») // Бельские просторы. - 2018. - № 1. - С. 183-186.
ГЛАВА 1. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА С.Р. ЧУРАЕВОЙ «ПРЕЖДЕ ПРЕЖНЕГО»
1.2. История создания пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего», отзывы российской и республиканской прессы
Драматургия занимает особое место в современной литературе. К самобытным, а порой неоднозначным российским драматургам, чьё творчество вызывает сегодня прочный интерес режиссёров, театральных критиков, литературоведов, можно отнести Марию Арбатову, Олега Богаева, Григория Горина, Евгений Гришковца, Леона Гутмана, Николая Коляду, Максима Курочкина, Александра Мардань, Александра Образцова, Людмилу Петрушевскую, Александра Пудина, Станислава Шуляка и многих других.
Интенсивно развивается драматургия в регионах России, что позволяет выделить такие самостоятельные векторы её развития как татарская, мордовская, чувашская, башкирская и т.д. драматургии. К изучению региональной драматургии обращаются в своих исследованиях: H.A. Асенчик («Морально-эстетические проблемы и их идейно-художественное решение в современной белорусской драматургии»), O.A. Дашевская («Структура действия в современной советской драматургии: пространственно-временная организация)», В.И. Демин («Комическое в мордовской литературе»), К.Д. Кириллов («Особенности становления и развития чувашской драматургии в контексте тюркских литератур Урало-Поволжья»), Т.А. Кульмухаметов («Поэтика башкирской драматургии»), В.А. Латышева («Межнациональная общность и различие драматургии угро-финских народов Поволжья и Приуралья») и др.
Современная региональная драматургия неизбежно, как отмечают многие исследователи, развивается, вбирая в себя традиции родного фольклора, духовные богатства определённого этноса и опыт русской классической литературы, многогранный комплекс современного литературного процесса, при этом остро реагируя на явления социальной, духовной жизни российского общества.
Поэтому закономерно, что в современной драматургии возникают пьесы историко-героического, историко-биографического, семейно-бытового и психологического характера, активно разрабатываются темы, связанные с различными жизненными коллизиями; драматурги активно обращаются к нравственной проблематике, исследуя духовный мир современника, преимущественно сферу личной жизни человека, мир его душевных переживаний.
Не является исключением и современная драматургия Башкортостана. Мария Апраксина, Анна Ерошина, Владимир Жеребцов, АнгизаИшбулдина, Наталья Мошина, Игорь Савельев, Шаура Шакирова, Андрей Юртаев, Игорь Яковлев - это далеко неполный список только русскоязычных драматургов нашего края, чьи пьесы ставятся на российских и зарубежных театральных площадках. Так, например, пьесы Натальи Мошиной были поставлены: «Треугольник» - театром им. Николы Вапцарова (г. Благоевград, Болгария); «Техника дыхания в безвоздушном пространстве» - «Свободным театром» (г. Минск), SputnikTheatre (г. Лондон); «Пуля» - Центром драматургии и режиссуры им. Казанцева и Рощина (г. Москва); «Остров Рикоту» - театрами Мурманска, Южно-Сахалинска, Даугавпилса (Латвия), Нового Уренгоя, Рыбинска, Лысьвы, Томска, Абакана, Березников, Барнаула; «Жара» - театром «Практика» (г. Москва), театром «Сцена-Молот» (г. Пермь); и, наконец, пьеса «К звёздам» была поставлена Русским драматическим театром Республики Башкортостан (г. Уфа). Пьесы Владимира Жеребцова (драматурга из Стерлитамака) с успехом идут в разных городах России. Так, пьесы «Солдатики», «Потомок», «Театр одного зрителя», в театре под руководством Олега Табакова и театре на Малой Бронной (г. Москва). Пьесы этого автора идут в Ростове, Уфе, Кургане, Челябинске, Туле, Волгограде. Всего на сценах профессиональных театров состоялось около 30 спектаклей по пьесам Владимира Жеребцова.
Мария Апраксина, Анна Ерошина, Владимир Жеребцов, АнгизаИшбулдина, Наталия Мошина, Игорь Савельев, Андрей Юртаева, Игорь Яковлев - яркие представители современной русскоязычной драматургии Башкортостана. Драматургии, которая развивается в поликультурном пространстве, на стыке Европы и Азии, на стыке разных национальных культур, впитывая одновременно традиции родного фольклора и опыт русской классической литературы, аккумулируя и отражая особенности российского литературного процесса, чутко и своевременно реагируя на злободневные и болевые события современной общественной жизни. К сожалению, до сих пор русскоязычная драматургия нашего края по сравнению с национальной башкирской драматургией - менее изучена как в описательном, так и в теоретическом плане.
В нашей работе мы обратились к анализу драматургических произведений одного из самых самобытных и ярких представителей русскоязычной литературы нашего региона - Светланы Рустэмовны Чураевой. Предметом её художественного изображения (как в прозе, так и в драматургии), на наш взгляд, является герой, внутренний мир которого высвечивает духовное богатство этноса, вскрывает глубокие корни, связывающие его с родной землей, синтезирующий в себе национальное и общечеловеческое, черты ветхозаветного и современного человека, ребёнка и мудрого старца.
Стремление талантливого уфимского автора к глубокому проникновению, многомерному исследованию внутреннего мира человека, позволяет писателю осваивать новые жанровые формы. Так рождается «современная мистерия» XXI века, пьеса в стихах «Прежде прежнего» (по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр») синтезирующая жанровые особенности драмы, поэмы и эпоса.
Осмысление природы героического начала в человеке, высокого и низменного, прекрасного и безобразного, хаоса и гармонии требует от драматурга особого умения не только по-новому «пересказать» башкирский эпос «Урал-батыр», но и через конкретные сюжетные ситуации, ёмкую метафорическую, поэтическую форму наполнить его современным звучанием.
Художественное своеобразие пьесы С.Р. Чураевой «Прежде прежнего», её жанровая специфика, идейно-эстетическое содержание, поиск новых стилистических решений, обращение к поэтической форме пока практически не раскрыты, не проанализированы профессиональной литературной критикой и литературоведами. Уфимский драматург, чьё творчество давно стало неотъемлемой частью современного литературного процесса, поднимает в своём произведение пласт непростых философских вопросов, требующих и от читателя, и от исследователя напряжённых размышлений, глубокой эрудиции как в области фольклора, так и в области традиций христианской культуры. Тем не менее, автору удаётся, изложить онтологические вопросы лёгким для восприятия читателя языком, в доступной поэтической форме, местами звучащей афористично.
С.Р. Чураева говорит в своей пьесе об открытии человеком важного для него знания - знания, понимания смерти как потери рая, который утрачивает ребёнок, впервые узнавший о конечности бытия. Именно поэтому автор обращается к детству человечества, к детству литературы - к эпосу, пытаясь донести, в первую очередь до молодого читателя, такие сложные животрепещущие бытийные темы.
Что же позволяет отнести пьесу С.Р. Чураевой «Прежде прежнего» к жанру современной мистерии. Напомним, сюжет мистерии, взятый из Библии или Евангелия, перемежался бытовыми фарсовыми, комическими сценками. По ряду причин этот жанр «не пережил» времён Средневековья. Мистерия - это жанр, в котором предпринимается попытка рассказать непосвящённым о сакральных вопросах бытия. С.Р. Чураева создаёт свое произведение, на наш взгляд, как раз с той же целью, а обращение к национальному мифу - это попытка уфимского автора заставить задуматься читателя не просто о вечном, но и о Божественном начале мира.
Драматург сознательно проводит параллели между башкирским мифом и сюжетами, возникающими в Ветхом и Новом Заветах. Янбирде и Янбике, чьи имена переводятся как «Дающий и отнимающий жизнь» и «Души госпожа» - это Адам и Ева, Шульген, их сын, точно также как первые люди созданные Творцом, нарушает запрет, отпивает из чаши кровь, после чего происходит изгнание из рая, туда, где властвует смерть. История «взаимоотношений» братьев Шульгена и Урала - ветхозаветная история Каина и Авеля: Шульген подносит младшему брату - Уралу - чашу со змеями, которые и убивают его.
Главная же параллель между мифом и Евангелием раскрывается в идее произведения. На Землю приходит настоящий Герой, стремящейся не к обретению личного бессмертия, а Миссия, Спаситель, чтобы победить смерть и даровать людям бессмертие, жизнь вечную, потерянный рай.
Закономерен вопрос, для чего же С.Р. Чураевой нужна не только поэтическая форма, но и стилизация близкая к молодёжному сленгу, грубой разговорной речи. Такое стилистическое решение оправдано в жанре мистерии. Это сделано автором, на наш взгляд, во многом с просветительской целью - с такой же целью создавались в своё время средневековые мистерии - чтобы донести до читателя сложные евангельские сентенции, чтобы создать «привлекательную оболочку» для «проповеди», по сути, евангельской истории.
Мы отмечали, что к этому приёму уфимский писатель прибегает многократно и в своих прозаических произведениях: «Последний апостол», «Чудеса несвятой Магдалины», «Моя пятидневная война».
Основная библейская и евангельская тема - это встреча человека со смертью и последующая победа над ней. Тема преодоления смерти раскрывается С.Р. Чураевой в пьесе «Прежде прежнего» в традициях христианских культуры: герой показывает людям путь к бессмертию, сознательно принося себя в жертву. Более того - посвящая всего себя без остатка этой кажущейся безнадежной миссии.
Поэтому так часто используется в произведении драматурга мотив младенчества, который звучит в разных вариациях: мотивы чудесного младенца, младенчествакак состояния пребывания в раю, избиения младенцев. Как видим, С.Р. Чураева трактует этот мотив близко к библейским, евангелистским традициям.
Поэтому, например, о младенце автор говорит в пьесе «Прежде прежнего» как о существе, вобравшем в себя мудрость Бога, а о взрослении и зрелости - как о подчас мучительном процессе, когда человек забывает о Боге и снова пытается приблизиться к нему. Напомним только один пример, к которому мы уже обращались. Так, в первых сценах произведения Урал-батыр показан неестественно мудрым мальчиком (как библейский Младенец), вступающий в нравоучительные беседы со старшими.
Автор говорит о периоде младенчества как пребывании в раю, райском состоянии. В раю младенческого неведения, согласно пьесе «Прежде прежнего», пребывали и первые люди, созданные Богом. А хорошо известный Евангельский сюжет об «избиении младенцев» по велению царя Ирода, возникающий в Чураевской пьесе, утверждает мысль о бесчеловечности убийства беззащитного и чистого младенца. Неслучайно призыв автора «быть как дети», созвучен призыву, звучащему в Евангелие. С.Р. Чураева убеждена, что мы должны вспомнить рай детства, вернуться в него, провозглашая приход человека в мир как истинного чуда и милости Божьей, на наш взгляд, вновь звучит вполне в русле христианских культурных традиций.
Мы смело можем рекомендовать пьесу «Прежде прежнего» и ряд других драматургических и прозаических произведений С.Р. Чураевой (пьесы «Дорога для одного», «Папа», повесть «Последний апостол», рассказы «Чудеса несвятой Магдалины», «Моя пятидневная война», «Я там был») для изучения в старших классах.
Драматургия XVIII - XIX представлена в школьной программе по литературе всего несколькими именами, что же говорить о современной и «новейшей» драматургии. Её учащиеся старших классов практически не знают. Определённым открытием для них станет то, что в русскоязычной литературе нашего края есть не только талантливые и яркие поэты, прозаики, но и драматурги, чьи произведения могут занять достойное место в «программе» внеклассного чтения, стать достойным материалом, активизирующим интерес молодого читателя к современной литературе для элективного курса «Литературного краеведения».
В список персоналий современной русскоязычной драматургии, рекомендуемой нами для изучения в школе, можно включить такие имена, как: Наталия Мошина («К звёздам»), Игорь Яковлев («Танцы вдвоём: пластический этюд»), Владимир Жеребцов («Предатель») и другие. Произведения этих авторов уже нашли свою читательскую и зрительскую аудиторию, как в России, так и за её пределами, пьесы этих авторов с успехом идут на разных театральных площадках Уфы, Москвы, Волгограда, Мурманска, Южно- Сахалинска, Томска, Абакана, Березников, Барнаула и Минска и даже Лондона.
Опираясь на всё вышесказанное, можно утверждать, что современная русскоязычная драматургия Башкортостана занимает своё достойное место в постоянном движении, называемом «современная российская литература», являясь для неё одним из многих родников, из которых формируются её полноструйные реки.
1. Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века / В. В. Абашев. - Пермь : Изд-во Пермского университета, 2000. - 404 с.
2. Абашев В. В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики : учеб.пособие / В. В. Абашев. - Пермь : Изд-во Пермского университета, 2012. - 140 с.
3. Абдуллаев Е. В. В поисках утраченного времени. Глеб Шульпяков и проза «тридцатилетних» / Е. В. Абдуллаев // Дружба народов. - 2011. - № 3. - С. 201-211.
4. Абдуллаев Е. В. Экстенсивная литература 2000-х / Е. В. Абдуллаев // Новый мир. - 2010. - № 7. - С. 177-191.
5. Абдуллина А. Ш. Поэтика современной башкирской прозы :автореф. дис. . д-ра филол. наук: 10.01.02 / А. Ш. Абдуллина. - Москва, 2009. - 40 с.
+ еще 119 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Современная русскоязычная драматургия башкортостана (на материале пьес С.Р. Чураевой): историко-литературный и методический аспекты изучения» | |
Раздел: | Литература и лингвистика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 85 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Фабула любовного «треугольника» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
С.т. аксаков – театральный критик: историко-литературный и методический аспекты изучения наследия
Дипломная работа:
Быт и нравы русского зарубежья в воспоминаниях Н. Берберовой «Курсив мой»: историко-литературный и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе