Дипломная работа
«Психологическая готовность сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности (на примере ОПР ФГКУ»
- 80 страниц
Введение….….3
1.Теоретические основы психологической готовности сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности….….7
1.1 Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур…7
1.2 Психофизическая готовность сотрудника силовых структур к профессиональной деятельности….13
1.3 Мотивация сотрудника силовых структур как фактор профессиональной надежности…23
2. Эмпирическое исследование психологической готовности сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности….….31
2.1 Организация исследования психологической готовности сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности….….31
2.2 Анализ и результаты исследования психологической готовности сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности…37
2.3 Рекомендации по повышению уровня психологической готовности сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности….44
Заключение….49
Список использованных источников….….52
Приложения…56
При отборе сотрудников в силовые структуры важна психологическая готовность кандидата. Психологическая готовность представляет собой совокупность значимых психологических качеств.
Эта совокупность может различаться от вида силовой структуры, где предстоит служить, работать кандидату. Но есть и общие значимые психологические качества. Это:
1. Психологическая готовность (стрессоустойчивость), представляющая собой способность адекватно реагировать на стрессовые психологические нагрузки, преодолевать их и успешно вопреки стрессу справляться с необходимыми задачами.
2. Психофизиологическая готовность – комплекс психофизиологических характеристик, характеризующих готовность и эффективность способности к действиям в экстремальных ситуациях, в зависимости от степени напряжённости боевой подготовки.
Первый и второй комплекс качеств важны для сотрудников Нацгвардии, включающей отряды быстрого реагирования, отряды особого назначения. Эти качества во многом обеспечиваются мотивационной готовностью сотрудников к профессиональной деятельности.
Мотивационная готовность – это целостная, относительно устойчивая система психологических образований личности, которые, актуализируется в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность военнослужащего. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности.
Практика показывает, что подготовленность сотрудника силовой структуры еще не означает, что он готов в определенный момент совершить необходимые действия, тем более результативно. На деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевой настроенности, эмоционального состояния и пр. Это особенно ярко проявляется в деятельности экстремального характера. Следовательно, подготовленность следует рассматривать как результат подготовки (обучения), а готовность – уже как интегральную характеристику.
Сотрудник силовой структуры, характеризующийся высоким уровнем психологической и психофизиологической готовности, но не имеющий высокого уровня мотивационной готовности, проигрывает сотруднику с высоким уровнем мотивационной готовности.
Актуальность темы исследования обуславливается важностью изучения и исследования структуры психологической готовности сотрудников силовых структур.
Степень изученности темы. Анализ имеющихся научных подходов к проблеме психологической готовности к различным видам профессиональной деятельности продуктивно разрабатывали К.А. Абульханова-Славская, В.А. Алаторцев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский, Е.В. Шорохова и др. ученые.
Исследование психологической готовности сотрудников силовых структур отражено в работах А.Ю. Федотова, В.М. Крука, С.А. Лукашовой, И.Н. Медведева, В.Л. Кубышко, Д.С. Люкшиной, С.А.Синенко, В.В. Чмыхова и др.
Проблема исследования – соотношение мотивационной, психологической и психофизиологической готовности сотрудников силовых структур к осуществлению профессиональной деятельности.
Объект исследования – психологическая готовность сотрудников Росгвардии к профессиональной деятельности.
Предмет исследования – отдельные аспекты психологической готовности сотрудников силовых структур.
Гипотеза исследования: мотивационная готовность повышает уровень психологической и психофизиологической готовности сотрудников силовых структур.
Цель исследования заключается в исследовании в выборке из сотрудников силовых структур (Нацгвардия) мотивационной готовности к профессиональной деятельности, стрессоустойчивости, психофизической готовности.
Задачи:
1. Изучить особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур.
2. Проанализировать психофизическую готовность силовых структур к профессиональной деятельности.
3. Изучить мотивацию сотрудника силовых структур как фактор профессиональной надежности комплекс психолого-волевых качеств мотивационной готовности сотрудника силовой структуры.
4. Провести эмпирическое исследование психологической готовности сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение научного материала.
2. Эмпирический метод (психодиагностический).
3. Методы обработки данных (математико-статистического анализа данных).
4. Интерпретационный (качественная и количественная обработка результатов исследования).
В исследовании использовались следующие методики:
1. Оценка психофизической готовности по результатам огневой и физической подготовки сотрудников Росгвардии.
2. Опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков).
3. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).
4. Анкета мотивационной готовности к деятельности в экстремальных условиях Ширшова А.Г.
База исследования. В исследовании приняли участие бойцы Росгвардии России по Московской области. Количество испытуемых 42 курсанта учебного центра Росгвардии по Московской области «Пустельга».
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), заключение, список источников и литературы, приложения. Работа включает 56 страниц машинописного текста без приложений и 36 источников в списке источников и литературы.
Готовность бойцов Росгвардии к выполнению профессиональных задач требует комплекса качеств, в которые входят:
1. Мотивационная готовность.
2. Психофизическая готовность.
3. Психологическая готовность.
Часто сотрудникам Росгвардии приходится противостоять вооруженным преступникам, поэтому важны качества психологической готовности.
Значимые базовые психологические качества сотрудника Росгвардии должны проверяться при приеме сотрудника на службу. При этом надо учитывать их соответствие тем оперативно-служебным задачам, которые решает подразделение, в котором служит сотрудник.
Важная психологическая особенность- это постоянное противоборство и противодействие, что обуславливает профессиональную деятельность как борьбу заинтересованных лиц. Часто это противостояние является острым. Это требует волевого напряжения, а. значит, волевой целеустремленности, которая является частью мотивационной готовности сотрудника.
Подводя итоги теоретического исследования психологической готовности сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности в экстремальных условиях выявлено, что их готовность к деятельности обуславливается такими факторами, как:
4. Мотивационная готовность.
5. Психофизическая готовность.
6. Психологическая готовность.
Психические качества связанны с физическими (прикладными) и формируются и улучшаются в процессе профессиональной подготовки.
Психологические значимые качества:
6. Волевая целеустремленность.
7. Решительность.
8. Низкий уровень тревожности.
9. Пластичность психических процессов.
10. Оптимальное соотношение реактивности и активности.
Многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевой настроенности, эмоционального состояния и пр. Это особенно ярко проявляется в деятельности экстремального характера. Следовательно, подготовленность следует рассматривать как результат подготовки (обучения), а готовность - уже как интегральную характеристику.
Комплексное использование служебно-прикладных упражнений (ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя) со средствами имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрывпакеты, дымовые шашки, холостые патроны и выстрелы, средства звуковещания с фонотеками звуковой картины боя, сигнальные и осветительные ракеты) и средств, применяемых в реальном противоборстве с преступниками (стрельба боевыми патронами по мишеням, метание боевых гранат), способствуют формированию психологической готовности сотрудников подразделений специального назначения к экстремальным условиям оперативно-служебной деятельности.
Таким образом, в основе психологической готовности лежит физическая подготовленность, а главное-мотивационные аспекты.
Профессиональную надёжность и готовность сотрудника силовых структур можно рассматривать как интегральное психофизическое качество личности, которое может обуславливать достижение нужного уровня эффективности действий в профессиональной ситуации. А также удержание в течение необходимого промежутка времени в условиях воздействия комплекса стрессовых факторов, что характерно для данного вида деятельности.
Диспозиционные личностные мотивы сотрудника силовых структур должны удовлетворять следующим требованиям:
5. Характеризоваться однозначной патриотической направленностью на уровне глубинного личностного смысла.
6. Предполагать принципиальную готовность к самопожертвованию ради выполнения долга, базирующейся на признании главенства ценностей патриотического, общественного, профессионального характера над индивидуальными.
7. Проявляться как стремление к овладению специфическими способами и методами, и участию в практических действиях именно в рамках профессии сотрудника силовых структур. Это стремление проявляется в направленности к самосовершенствованию в профессиональных действиях.
8. Готовность к самопожертвованию, как установка на экстремальную ситуацию.
Таким образом, реализация модели психологического обеспечения дает возможность существенно повысить профессионально-личностную надежность сотрудника силовых структур, за счет использования:
диспозиционной мотивации;
ситуативной мотивации;
устойчивого Я-образа в аспекте выполнения профессионального долга;
рефлексивность побуждений.
В рамках эмпирического исследования проводилась диагностика трех базовых ее составляющих:
4. Мотивационная готовность к действиям в экстремальных условиях.
5. Психофизическая готовность.
6. Психологические качества: стрессоустойчивость, волевые качества личности.
Базой исследования был выбран центр подготовки бойцов Росгвардии по Московской области учебный центр Росгвардии по Московской области «Пустельга».
В эмпирическом исследовании приняло участие 42 курсанта учебного центра Росгвардии по Московской области.
Мотивационная готовность к действиям в экстремальных условиях диагностировалась по анкете -опроснику Ширшова А.Г. Участниками анкетирования стали 42 курсанта в возрасте от 20 до 35 лет. При помощи анкеты определяли уровень сформированности готовности к действиям в экстремальным ситуациях у курсантов учебного центра Росгвардии по Московской области.
Все остальные методики психофизической готовности и психологических качеств (стрессоустойчивость, волевые качества) также дифференцировались на три уровня: низкий, средний, высокий с целью выявления уровня мотивационной готовности и соотнесения его с уровнями психологической и психофизической готовности к осуществлению профессиональной деятельности сотрудника силовых структур. Для проверки гипотезы исследования.
Проводилась оценка стрессоустойчивости по тесту на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).
Результаты эмпирического исследования показали, что ведущим психологическим образованием у сотрудников силовых структур является мотивационная готовность, которая обуславливает и соответствующие уровни психофизиологической готовности и стрессоустойчивости. При этом психофизиологическая подготовка обеспечивает более высокие уровни стрессоустойчивости.
Таким образом, гипотеза о том, что мотивационная готовность повышает уровень психологической и психофизиологической готовности сотрудников силовых структур подтверждена.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pr**o.gov.ru), 6 октября 2022 г., N 0001202210060013
2. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) //Система ГАРАНТ: http://base.ga**nt.ru/
3. Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 10 «Об установлении Дня войск национальной гвардии Российской Федерации»// Система ГАРАНТ: http://base.ga**nt.ru/
4. Барабанщиков А. В. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. М., 1985. 159 с
5. Баркалов С.Н. Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: уточнение понятий и конкретизация задач//Наука. 2020. № 8 (33)-с. 46-51
+ еще 33 источника
Антиплагиат (бесплатный) - 75%. Есть доклад. Демонстрационный материал. Защита на отлично
Тема: | «Психологическая готовность сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности (на примере ОПР ФГКУ» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Курсовая работа:
Психологическая готовность к профессиональной деятельности у студентов старших курсов
Дипломная работа:
Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов старших курсов
Дипломная работа:
Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа
Дипломная работа:
Педагогические условия формирования ценностного отношения студентов аграрного колледжа к профессиональной деятельности