Дипломная работа
«Взаимосвязь с уровнем развития воображения и социальным статусом дошкольника»
- 75 страниц
Введение…. 3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей воображения старших дошкольников с различным социальным статусом…
7
1.1. Общие психологические характеристики дошкольного возраста…. 7
1.2. Общие характеристики воображения… 17
1.3. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте… 21
1.4. Особенности общения со сверстниками: социальный статус…. 34
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей воображения у детей с различным социометрическим статусом…
44
2.1. Описание выборки и методик… 44
2.2. Описание полученных результатов…. 49
2.3. Анализ полученных результатов…. 59
Заключение…. 69
Список литературы… 72
Приложения… 76
Актуальность и проблема исследования. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, так как в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Игра для этого возраста является специфическим способом освоения социальной действительности, в которой выражается связь ребёнка с обществом.
В связи с важной ролью сюжетно-ролевой игру в деятельности дошкольника, не менее важное значение в его познавательной деятельности является воображение. Воображение дошкольника связано в бурным развитием сюжетно-ролевой игры. В процессе сюжетно-ролевой игры дошкольники реализуют большое разнообразие коммуникативных задач.
В процессе решения этих задач дошкольнику приходится осваивать широкий спектр коммуникативных действий. Общение с другими сверстниками развивается, прежде всего, на уровне сюжетно-ролевой игры. Игровые действия, с одной стороны вызывают у ребёнка потребность в признании и уважении сверстников, а с другой стороны определяют социальный статус ребёнка в группе.
Известно, что популярность ребёнка в группе, его социальный статус, то есть предпочтение его со стороны других детей, во многом зависят от способности придумать и организовать совместную игру. Успешность в игровой деятельности положительно влияет на активность ребёнка в общении со сверстниками, а также на социальный статус ребёнка в группе.
Но от чего зависит успешность ребёнка в игровой деятельности? Учитывая специфику игры, можно сделать вывод, что этот фактор во многом зависит от уровня воображения ребёнка. Соответственно, мы можем проводить взаимосвязь между уровнем развития воображения дошкольника и его социальным статусом среди сверстников. Таким образом, проблему данного исследования можно обозначить как влияние развития такой познавательной сферы ребёнка, как воображение, на формирование социального статуса в дошкольном возрасте. Таким образом, проблемой исследования можно считать степень взаимосвязи между уровнем воображения и социальным статусам ребёнка, как на количественном, так и качественном уровне.
Актуальность исследования обуславливается важностью выявления взаимосвязи между уровнем развития воображения и социальным статусом дошкольника, так как полученные данные, возможно, использовать в психокоррекционной работе с дошкольниками, направленной на развитие воображения и социального статуса ребёнка, которые в свою очередь оказывают влияние на последующее формирование личностных качеств ребёнка.
Объект исследования – воображение в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – воображение у дошкольников с различным социальным статусом.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1. Существует взаимосвязь между различными социальными статусами дошкольника и уровнем развития его воображения.
2. Чем выше уровень развития воображения, тем выше социальный статус ребёнка в группе сверстников.
Цель исследования – изучение воображения у детей дошкольного возраста с различным социальным статусом.
Для достижения поставленной цели, мы ставим следующие задачи исследования:
• исследовать теоретические аспекты развития воображения у дошкольников, его взаимосвязь с активностью дошкольника в сюжетно-ролевой игре, а также социальным статусом в группе сверстников;
• провести эмпирическое исследование на определение уровня социального статуса в выборке дошкольников;
• в выделенных группах дошкольников с различным социальным статусом провести изучение уровня развития воображения, проявляемого в сюжетно-ролевой игре;
• провести корреляционный анализ с целью выявления статистической значимости, полученных результатов в выделенных группах.
Методы исследования: аналитический, формально-логический, дескриптивный, тестирования и опроса, апперцептивный, коореляционный анализ.
Теоретико-методологической базой исследования служат работы таких авторов, как Смирновой Е.О., Дьяченко О.М., Леонтьева А.М., Кравцовой Е.Е., Репиной Т.А., Эльконина Д.Б. и др., связанных с психологией игры, развитием воображения у дошкольников, а также проблемами развития отношений со сверстниками.
Для проведения эмпирического исследования мы используем следующие методики:
• «Где чьё место?» Кравцовой Е.Е. – для определения уровня воображения у ребёнка.
• «Разрезная картинка» Кравцовой Е.Е. – для определения уровня воображения у дошкольников.
• Социометрия Дж. Морен0 – для определения социального статуса ребёнка в группе сверстников.
• Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Научно-практическая значимость исследования обуславливается возможностью использовать полученные результаты для проведения психокоррекционной работы с целью коррекции социального статуса у дошкольников посредством развития у них уровня воображения.
Мы выдвигали гипотезу о том, что существует взаимосвязь между различными социальными статусами дошкольника и уровнем развития его воображения и чем выше уровень развития воображения, тем выше социальный статус ребёнка в группе сверстников.
Для верификации гипотезы мы использовали методики Е.Е. Кравцовой «Где чьё место» и «Разрезная картинка» для определения уровня воображения и социометрию Дж. Морено для определения социального статуса детей в группе.
По методике «Где чьё место» получены следующие результаты.
С первым уровнем воображения в логопедической группе выявлено – 58 % детей. Дети с первым уровнем воображения испытывают значительные трудности при выполнении задания, ставят фигурки на «законные» места. Объяснения сводится к следующему: «так должно быть». Со вторым уровнем воображения в данной группе выявлено – 31,5 % детей. Дети со вторым уровнем воображения особых проблем при выполнении задания. Они ставят кружочки с персонажами на «чужие места», объяснение вызывает у них трудности, их рассказы имеют под собой реальную почву.
С третьим уровнем воображения в данной группе выявлено –10,5 % детей. Дети с третьим уровнем воображения без труда расставляют кружочки на свои места и объясняют свои шаги, связывают в своём рассказе, отдельные эпизоды, предметы и части картинки в единый целостный сюжет.
Большинство детей в логопедической группе по результатам проведённой методики «Где чьё место?» характеризуются первым уровнем воображения.
В подготовительной группе выявлено с первым уровнем – 61 % детей, а со вторым – 39 %.
Детей с третьим уровнем воображения в данной группе не выявлено.
По методике «Разрезная картинка» получены следующие результаты.
В логопедической группе с первым уровнем воображения выявлено 42 % детей. Первый уровень воображения по данной методике характеризуется тем, что дети описывают фрагмент картинки так, как её видят. Со вторым уровнем воображения выявлено 21 % детей. Дети со вторым уровнем воображения по данной методике стараются придумать продолжение картинки. С третьим уровнем воображения выявлено 37% детей. Дети с третьим уровнем воображения по данной методике стараются полностью сделать картинку в своём рассказе такой, какой они хотели бы её видеть. В подготовительной группе выявлено с первым уровнем воображения 69% детей, со вторым 22%, с третьим – 9%.
По социометрии выявлены следующие результаты. В логопедической группе дети разделились по социальному статусу на следующие подгруппы: «лидеры» - 10,5, «фавориты» - 26,3%, «приближённые» – 15,8%, «предпочитаемые» - 31,5%, «отвергаемые»,- 10,5%, «изолированные» – 5,4 %.
У большинства детей в логопедической группе высокому социальному статусу соответствует высокий уровень воображения, и, наоборот.
Коэффициент корреляции равен 0,97, что свидетельствует о тесной степени связи между уровнем социального статуса и уровнем воображения. Таким образом, гипотеза о взаимосвязи социального статуса и уровня воображения доказана частично.
У большинства детей в подготовительной группе высокому социальному статусу соответствует высокий уровень воображения, и, наоборот.
Коэффициент корреляции равен 0,87, что также свидетельствует о тесной степени связи между уровнем социального статуса и уровнем воображения. Таким образом, гипотеза о взаимосвязи социального статуса и уровня воображения доказана полностью.
«Для того чтобы играть, надо уйти от конкретности и реальности (в данном случае вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком — общение взрослого с ним (увидеть целое раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой (в данном случае с коровы на петушка). Иными словами, ребенок должен проявить свое воображение. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации.
Формирование воображения у детей предполагает известную свободу в использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным действиям, препятствуют проявлению индивидуальности. Таким образом, говоря о развитии воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы «шорами», ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество ребенка.
Полученные результаты важны для педагогов, работающих со старшими дошкольниками, которые должны использовать сюжетно-ролевую игру для развития воображения у детей и частичного изменения их социального статуса.
1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т./Под ред. А.В. Петровского. – М., Педагогика. 1979.
2. Божович Л.И. Анализ условий формирования и строения гармонической личности. – М., Педагогическая книга. 1981.
3. Божович Л.И. личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. – М., Наука. 1969.
5. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. – М., Наука. 1985.
6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. – М., Просвещение. 1987.
7. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии/Психология развития. – Спб., Питер, 2001.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека – М., Эксмо. 2006.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М., АСТ. 2005.
10. Выготский Л.С. Проблемы возраста. – М., прогресс. 1984.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. – М., Прогресс. 1984.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до шести. – М., Владос. 2000.
13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., Свет. 1997.
14. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии//Вопросы философии. 1981. № 12.
15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., Педагогическая книга. 1986.
16. Дьяченко О.М. , Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии. – 1980. - №2.
17. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника – М., МПиОК. 1996.
18. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников//Вопросы психологии. – 1987. - № 1.
19. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии – Мн., Харвест. 2003.
20. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. – М., Психологическая книга. 1986.
21. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. – М., Просвещение. 1996.
22. Крайг Г. Психология развития. – СПб., Питер. 2000.
23. Кон И.С. Ребёнок и общество – М., 1988.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т/Под ред. В.В. Давыдова – М., Педагогика. 1983.
25. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., Владос. 2003.
26. Маклаков А.Г. Общая психология – М., Питер. 2005.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества. – М., 2000.
28. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка кА форма усвоения социального опыта. – М., Прогресс. 1981.
29. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., Психологическая книга. 1975.
30. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения//Хрестоматия по психологии. – М., Просвещение. 1987.
31. Нежнова А.А. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. – М., 1981.
32. Никифоров О.И. К вопросу о воображении//Вопросы психологии. – 1972. - № 2.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., Педагогическое общество России. 2004.
34. Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. – Спб., Питер. 2005.
35. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д. – Феникс . 1996.
36. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., СПб. Питер. 2004.
37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., Академия. 2004.
38. Поливанова К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989.
39. Психология/под ред. В.Н. Дружинина. – Спб., Питер. 2005.
40. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Детство. Юность. Взросление. Старость. – СПб., Питер. 2001.
41. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. – М., Прогресс. 1978.
42. Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Психология чувств. –Мн. 2002.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер. 1999.
44. Сапогова Е.Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения//Вопросы психологии. 1990. № 6.
45. Смирнова Е.О. Детская психология – М.,. Владос. – 2006.
46. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношений к сверстнику в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. 1996. № 3.
47. Страхов И.В. Психология творчества. – Саратов. 1968.
48. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., Тривола. 1994.
49. Эльконин Д.Б. Детская психология – М., Академия. 2006.
50. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в деском возрасте. Избранные психологические труды. – СПб., Летний сад. 2005.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Психологическая книга.1978.
52. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. Ильясова И.И. – М., Прогресс. 1980.
53. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., Гардарики. 2007.
54. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей .- М., Психологическая книга. 1986.
55. Якобсон П.М. Психология творчества. – М., Знание. 1971.
Тема: | «Взаимосвязь с уровнем развития воображения и социальным статусом дошкольника» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 75 | |
Цена: | 1580 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социальная роль и социальный статус
Дипломная работа:
Организация общения и игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Проектирование и апробация коррекционной программы по развитию воображения детей с расстройсгвами аутистического центра
Курсовая работа:
Влияние игрового обучения на развитие воображения учащихся
Дипломная работа:
Взаимосвязь родительского отношения и социально-коммуникативных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья