Курсовая работа

«Психологическая готовность к профессиональной деятельности у студентов старших курсов»

  • 72 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Профессиональное самоопределение личности….….6

1.2. Психологическая готовность к профессиональной деятельности.18

Выводы ….38

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

2.1. Организация и методы эмпирического исследования ….….39

2.2. Анализ результатов исследования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов….….43

Выводы….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…55

Список литературы….….57

Приложение

Введение

Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов носит актуальный и фундаментальный характер, так как она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Психологическая подготовленность к профессиональной деятельности человека влияет на успешность его труда, да и в целом на жизнь человека.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется и обусловливается не только самой личностью, но и теми условиями, в которых происходит становление будущего профессионала. Одним из таких условий является обучение в вузе по соответствующей специальности.

Юношеский возраст всегда рассматривался как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов. При выборе профессии, зачастую, не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет психологическую готовность к профессиональной деятельности человека. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения. Одной из сложных задач подготовки специалиста является развитие профессионального самосознания будущих психологов.

Одной из причин трудностей, возникающих на пути будущих специалистов-психологов является неуверенность в собственных действиях. Следствием подобной неуверенности является растерянность, чувство усталости и непонятных усилий, неудовлетворенность результатами своего труда.

Меняющаяся экономическая ситуация обуславливает новый подход к проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов. Мир профессий как пространство профессионального самоопределения динамично изменяется, что выражается в его дальнейшей дифференциации и усложнении.

Проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе посвящены многие исследования (Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, А.И. Донцов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, И.Б. Котова, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Е.И. Шиянов, Е.М. Иванова, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова и др.).

Цель исследования: проанализировать психологическую готовность к профессиональной деятельности студентов старших курсов.

Объект исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов старших курсов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что более психологически подготовленными к профессиональной деятельности являются студенты старших курсов по сравнению со студентами младших курсов.

В связи с этим мы сформулировали следующие задачи исследования:

1. Рассмотрение основных особенностей профессионального самоопределения личности.

2. Теоретическое исследование проблемы готовности к профессиональной деятельности.

3. Подбор методов эмпирического исследования.

4. Проведение исследования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших и младших курсов.

5. Анализ результатов исследования.

Эмпирическая база исследования: факультет психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, студенты пятого курса ОЗО, в количестве 18 человек, а также студенты первого и второго курсов ОЗО, в количестве 15 человек .

Для проведения эмпирической части нами были использованы следующие методы исследования:

1. «Анкета на определение психологической готовности к профессиональной деятельности» (Л.Б. Шнейдер),

2. «Методика диагностики направленности психолога» (Т.Д. Дубовицкая, Р.Г. Газизова),

3. «Удовлетворенность избранной профессией» (В.А. Ядова).

Теоретическая значимость работы состоит в возможности обобщить психологические исследования по проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов.

Практическая значимость работы состоит в возможности на основании полученных обобщенных результатов разработать систему психолого-педагогических рекомендаций и разработать систему психолого-педагогических мероприятий направленных психологическую подготовленность студентов к профессиональной деятельности.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя теоретические основы по проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов. Во второй части описано исследование по данной проблематике.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

1.1. Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации, «выполнения» себя. Становление личности реализуется различными способами профессионального самоопределения. Анализ этих способов показывает, что профессиональное самоопределение предполагает проявление собственной позиции в проблемной ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. И, конечно, это процесс творческий.

Весьма ценной для предмета рассмотрения - профессионального самоопределения – является мысль Е.А. Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я - реальным», «Я - отраженным» и «Я - возможным». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов, преодоление которых, как правило, требует психологической помощи психолога [25].

В процессе профессионального самоопределения личность утверждает себя как созидатель, глубоко осознает, что она не только творец материальных благ, но и человеческих отношений. Однако многолетний ход развития человека как субъекта труда неоднороден. Он распадается на качественно определенные и своеобразные возрастные этапы, которые определяют динамику профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за ее становление.

Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «… как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «делателей чего-то полезного, сообщества профессионалов» [26].

Э.Ф. Зеер дает определение профессиональному самоопределению – это самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [22].

В настоящее время можно выделить ряд специфических психологических проблем в профессиональном самоопределении, в выборе своего профессионального будущего. К ним, прежде всего, относятся:

1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

2. Представления о своих личных целостных ориентациях не соответствует своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора.

4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано, прежде всего, с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессий. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного или юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является актуальной [39].

Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, охватывает период развития приблизительно от 15 до 18 лет и соответствует времени обучения учащихся в старших классах школы 31.

Л.С. Выготский считал, что в юношеском возрасте основная задача – это развитие социального интеллекта, именно это является стимулом личностного развития [15].

Юношеский возраст не только завершает период подготовки к взрослой жизни, но и сам по себе исключительно богат и многообразен. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что это возраст, завершающий детство. Общество, казалось бы, уже признает взрослость девушек и юношей: в 14 – 16 лет им вручаются паспорта, в 18 лет предоставляется избирательное право и возможность вступать в брак, они становятся ответственными за уголовные преступления. Часть девушек и юношей в этом возрасте учатся в профессиональных учебных заведениях, а некоторые уже работают. Однако пока они сохраняют статус зависимых от родителей детей. Тем не менее пройдет немного времени и детство останется позади, юноши и девушки станут полноправными взрослыми. Поэтому свое пребывание в этом возрасте они рассматривают как временное. Отсюда их устремленность в будущее. Рефлексия настоящего осуществляется сквозь призму этого желанного будущего. Все важнейшие задачи ранней юности обусловлены будущим: окончание общеобразовательной школы, выбор формы профессионального образования и профессии, трудоустройство, подготовка к вступлению в брак.

Поиск своего места в мире становится весьма актуальным. Ведущие потребности данного возраста обусловлены неопределенной, проблемной ситуацией. Это потребности в личном, социальном и профессиональном самоопределении.

Период юношества – это период первичной оптации, один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям 17.

Важнейшей задачей ранней юности является выбор профессии. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего самоопределяются в путях профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов юношей сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и эти планы будут реализованы 33.

В течение данного периода жизни учащийся постепенно приобретает ту степень психической и социальной зрелости, которая делает его способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности.

Рост самосознания связан с потребностью этого возраста уяснить свое место в обществе, наметить дальнейший жизненный путь.

Развитие самосознания создает необходимые предпосылки для самовоспитания и самопознания, приобретающих в юношеском возрасте весьма широкий характер 17.

Юношам и девушкам свойственно богатство и многообразие переживаемых эмоций. Все более ведущее значение по сравнению с личными приобретают моральные чувства, развивается умение осознавать характер переживаемых чувств, соотносить их с требованиями общества.

Существует достаточно много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии и имеющих в своей основе разные стратегии определения готовности решать задачи профессионального развития. Например, В.В.Чебышева, О.И.Галкина и Л.М.Злобин выделяют две возможные ситуации профессионального выбора и описывают и следующим образом. Для одних выбор профессии выражает собой осуществление в плане решений достаточно сформированных интересов и способностей, для других, при отсутствии у них определенных профессиональных интересов и способностей, выбор профессии представляет собой возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.

Аналогичный подход, хорошо обеспеченный дифференциальными критериями, реализован в исследованиях В.Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора: первый тип характеризуется повышенной зависимостью от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью, второй тип – при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности, третий тип – подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его склонностям и способностям, достаточно выраженным.

Похожие основания – при ориентации на выделение типологий – усматривается в подходе, который осуществляет Ф. Седлак, Х. Бройер, Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики разным типам людей, выбирающих профессию: первый тип – безразличный, меркантильный, второй – нерешительный, фантазирующий, третий – послушный, безответственный, четвертый – целеустремленный, уверенный [11].

Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионально выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы: первый тип – низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества; второй тип – заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана; третий тип – заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе; четвертый тип – завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус; пятый тип – завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана. Конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть [24].

Л.М. Митина считает, что фактором профессионального самоопределения является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального самоопределения и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная гибкость.

Профессиональная направленность – система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Для большинства профессий иерархическая структура направленности личности может быть представлена следующим образом: направленность на человека, направленность на себя и на предмет деятельности.

Профессиональная направленность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии личности.

Эмоциональная гибкость представляет собой оптимальное сочетание эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности, чуткости, отзывчивости [38].

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирования системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. Сегодня социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор [37].

Важнейшей задачей ранней юности является выбор профессии. Этот период реалистичной оптации. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.

Для юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов юношей сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем большая вероятность, что их дети собираются продолжать учебу после школы и эти планы будут реализованы.

Заключение

Психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется и обусловливается не только самой личностью, но и теми условиями, в которых происходит становление будущего профессионала. Одним из таких условий является обучение в вузе по соответствующей специальности.

Юношеский возраст всегда рассматривался как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов. При выборе профессии, зачастую, не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет психологическую готовность к профессиональной деятельности человека. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения. Одной из сложных задач подготовки специалиста является развитие профессионального самосознания будущих психологов.

В процессе исследования отмечено, что у большинства респондентов низкий уровень самооценки, при этом оценка себя как психолога у большинства испытуемых средняя. Большинство тестируемых оценили свои профессиональные умения как низкие, но при этом треть из низ стремятся к развитию. Возможно, последние данные можно объяснить тем, что на пороге поиска работы, в связи с этим некоторой неопределенностью человека, свои профессиональные умения оцениваются критически (кажется, что многое не умеешь), но в то же время приходит понимание того, что необходимо совершенствоваться дабы найти достойный источник заработков.

Также в процессе обучения в ВУЗе, возможно, больше времени испытуемые отдавали профессиональному росту, что объясняет высокие результаты по оценке себя как психолога, и меньше времени на личностный рост, что объясняет низкие баллы по шкале самооценки.

Значимость проведенного нами исследования состоит в возможности на основании полученных обобщенных результатов разработать систему психолого-педагогических рекомендаций и разработать систему психолого-педагогических мероприятий направленных психологическую подготовленность студентов к профессиональной деятельности.

Говоря о профилактике низкой психологической готовности студентов к профессиональной деятельности и дальнейших рекомендациях, отметим, что проблему низкой психологической готовности необходимо решать на этапе обучения студентов в вузе.

Незнание себя, своих сильных и слабых сторон, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний - все это затрудняет профессиональный и личностный рост человека.

Функции современного психолога предполагают преимущественное освоение конкретных технологий профессиональной деятельности. Анализ требований работодателей к кандидатам на должность психолога предприятия (организации) показывает, что полученные студентом знания должны быть освоены в форме конкретных технологий, причём с учётом их применения в разнообразных ситуациях.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абдульханова-Славская. – М., 1980.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абдульханова-Славская. – М., 1999.

4. Акиндинова И.А. Возможности самоактуализации преподавателей и студентов в процессе обучения курсу «Психологическое консультирование» [Текст] / И.А. Акиндинова // Образование на рубеже веков: традиции и инновации. Тезисы доклада 2-й Международной научно-практической конференции. – СПб.: ЛОИРО. – 1999. – С. 114-119

5. Агавелян Р.О. Формирование эмпатии у студентов-психологов [Текст] / Р.О. Агавелян. – Челябинск: ЧелГУ, 1998.

6. Акиндинова И.А. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности [Текст] / И.А. Акиндинова // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Тезисы доклада межвузовской научной конференции. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.

7. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст] / книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Пед-ка, 1982.

8. Анцыферова А.И. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу [Текст] / А.И. Анцыферова // Вопросы психологии. – 1973. – №4. – С.173-180.

9. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Проблемы психологии личности. – М., 1982.

10. Баранова Л.А. Самореализация человека в обществе как предпосылка эффективности общественных преобразований [Текст] / Л.А. Баранова // Вестник балтийской академии. – Вып. 6. – 1996.

11. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. – М.: Знание, 1991.

12. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии [Текст] / С.Л. Братченко, М.Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997. – С.38-46

13. Войтюк Д.К. Установки в структуре целостной личности [Текст] / Д.К. Войтюк // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22 – 24 апреля 2002г. <Качество образования: технологический аспект>. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.

14. Войтюк Д.К. Установки личности и некоторые модели межличностных отношений [Текст] / Д.К. Войтюк // Межрегиональный сборник научных трудов <Культура межличностного взаимодействия в образовательном процессе>. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.

15. Волков Б.С. Психология ранней юности [Текст] / Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

16. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2005.

17. Дружинин В.Н. Варианты жизни [Текст] / В.Н. Дружинин. – М., 2000.

18. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога [Текст] / К. замфир. – М., 1983.

19. Захарова Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности [Текст] : Автореф. дис. д-ра психол. наук. – Новосибирск, 1995. С.25.

20. Зеер Э.Ф., Павлов А.М., Садовникова Н.О. Профориенталогия: теория и практика [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлов, Н.О. Садовникова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.

21. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

22. Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности [Текст] / Н.Д. Зотов. – М., 1983.

23. Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность [Текст] / Б.В. Кайгордов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.

24. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Издательство «Институт практического психолога», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону, 1996.

26. Климов Е.А. Пути в профессионализм [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Флинта, 2003.

27. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. – М., 1961.Т.2.

28. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке [Текст] / Л.А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб, 1998.

29. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Костенко, В.Л. Оссовский. – Киев, 1986.

30. Кон И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1989.

31. Крайг Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – Питер, 2000

32. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления [Текст] / Т.В. Кудрявцев. – М., МЭИ, 1985.

33. Манеров В.Х. Предназначение личности: символы предназначения [Текст] / В.Х. Манеров // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. Под ред. А.А.Реана,Л.А.Коростылевой. – СПб,1998.

34. Маслоу А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. – М.,1982.

35. Махаева О.А., Григорьев Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников [Текст] / О.А. Махаева, Е.Е. Гринорьев. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

36. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Флинта, 1998.

37. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условий [Текст] / Л.М. Митина // Вопросы психологии, 1997.

38. Митина Л.М. Проблема профессиональной социализации личности [Текст] / Л.М. Митина. – Кемерово, 1996.

39. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М., 1995.

40. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 1989.

41. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

42. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: Издательство «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

43. Пряжников Н.С. Профориентационные игры [Текст] / Н.С. Пряжников. – М.: МГУ, 1991.

44. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

45. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 1991.

46. Психологический словарь [Текст] / под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

47. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

48. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. [Текст] / Под ред. А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.

49. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.

50. Психология человека от рождения до смерти [Текст] – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

51. Психология профессионального самоопределения личности [Текст] / Под ред. Н.П. Кулакова. – Стерлитамак: Стерлитамакский государственный педагогический институт, 2002.

52. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.

53. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Текст] / Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

54. Райс. Ф. Психология подростков и юношеского возрастаТекст] / Ф. Райс. – М.: «Питер», 2000.

55. Рекомендации по профессиональному отбору на переобучение [Текст] // Профессиональный потенциал. – 2004. – № 1-2. - С.11-22.

56. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения [Текст] / Автореферат канд. Дис. Л., 1986.

57. Романова Е.С. Психодиагностика [Текст] / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2005.

58. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А.Т, Ростунов. – М., 1984.

59. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности [Текст] / П.А. Рудик. – М.: 1988

60. Рудкевич Л.А. Талант: психология и становление [Текст] / Л.А. Рудкевич // Социальная психология личности / Науч. Ред. А.А. Бодалев. Л., 1974

61. Самойленко С.А. Оценка профессиональной компетентности – новая услуга в службе занятости [Текст] / С.А. Самойленко // Профессиональный потенциал. – 2004. – № 1-2. – С.2-11

62. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов [Текст] / Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996.

63. Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности [Текст] / Н.И. Соболева. – Киев, 1989

64. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе [Текст] / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2002

65. Твоя профессиональная карьера [Текст] / М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Ч.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005

66. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР) [Текст] / М. Х. Титма. – М., 1975

67. Флоровская Г.С., Флоровский С.Ю. Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологической индивидуальности (на примере старшего школьного возраста) [Текст] / Г.С. Фроловская, С.Ю. Фроловский // Экология личности: Материалы Рос. Науч.-практ. Конф. – СПб., 1997. – С. 32–35.

68. Флоровская Г.С., Флоровский С.Ю. Профессиональная направленность как опосредствующий фактор субъективной социально-психологической интегрированности старшеклассников [Текст] / Г.С. Фроловская, С.Ю. Фроловский // Психология и практика: Ежегодник Рос. Психол. о-ва. Ярославль. – 1998. – Т. 4. – Вып. 5. – С. 378–382.

69. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.

70. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1[Текст] /.: Пер. с нем. – М., 1986.

71. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. – М., 1981.

72. Шадриков В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М., 1994.

73. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.,1982

74. Шамионов Р.М. Личностная зрелость как предмет акмеологического исследования [Текст] / Р.М. Шамионов // Вопросы акмеологии. – Вып. 2. – Саратов, 1998

75. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов [Текст] / Л.Б.Шнейдер // Издательство Московского психолого-социального института; Издательство НПО «МОДЭК», Воронеж, 2004.

Покупка готовой работы
Тема: «Психологическая готовность к профессиональной деятельности у студентов старших курсов»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 72
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика