Дипломная работа
«Исследование и совершенствование системы управления организацией (на примере ФГУП «НИИ Платан с заводом при НИИ)»
- 100 страниц
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…
8
1.1. Понятие и сущность системы управления предприятия… 8
1.2.Функции и методы управления, факторы эффективности…. 15
1.3.Принятие управленческих решений…. 24
1.4.Информационное обеспечение управления…. 31
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФГУП НИИ «ПЛАТАН»….
36
2.1. Структурно-функциональный анализ организационной структуры управления….
36
2.2. Анализ кадрового потенциала….…. 46
2.3. Анализ организации управленческих процессов… 57
2.4. Проблемы системы управления на предприятии… 66
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В НИИ «ПЛАТАН»…
73
3.1. Совершенствование организационной структуры управления…. 73
3.2. Внедрение АИС поддержки управления…. 80
3.3. Оценка экономический эффективности внедрения предлагаемых решений….
87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. 96
ПРИЛОЖЕНИЯ…. 101
ВВЕДЕНИЕ
Система управления предприятием включает в себя подсистемы планирования, организации, мотивации, контроля. Все эти процессы управления взаимосвязаны и осуществляется в рамках различных функциональных направлений управления: управления финансами, персоналом, производством, маркетингом, качеством и т.д.
Планирование – это одна из основных подсистем системы управления. Планирование подразумевает составление стратегических (долгосрочных) планов, которые реализуются в рамках краткосрочных (тактических) планов. Планы корректируются за счёт поступления информации с подсистемы контроля их исполнения, а также из внешней среды. Таким образом, планирование должно быть гибким, учитывающим изменения во внешней и внутренней среде предприятия. Такая подсистема планирования в различных взаимосвязанных направлениях управления делает систему управления эффективной.
Реализация комплекса планов возможна только при организации исполнения. Данная подсистема системы управления реализуется посредством распределения управленческих функций. Собственно, распределение управленческих функций по вертикали и горизонтали – это организационная структура управления. Её эффективность зависит от особенностей управленческих и производственных процессов предприятия. Основные критерии её оптимальности – это отсутствие функциональной избыточности, осуществление управленческих связей по наиболее краткому пути, наличие обратных связей.
Реализация управления – это и мотивация персонала, отдельных структурных подразделений на достижение цели. От эффективности мотивации зависит эффективность функционирования всей системы управления.
Важной подсистемой управления является контроль за исполнением управленческих решений. Данная подсистема управления должна обеспечивать оперативный контроль и анализ результатов исполнения, на основании которых производятся корректировка планов.
Каждый процесс управления представляет собой принятие управленческих решений. Принятие правильных управленческих решений во многом зависит от информационного обеспечения, то есть, от поступления оперативной и качественной информации со всех элементов управления. Система управления предприятием основывается на взаимосвязи всех элементов системы управления посредством информационных управленческих связей. Их цикличность обеспечивает обратную связь, что позволяет сделать систему управления более эффективной.
Эффективная система управления должна быть открытой по отношению к внешней среде функционирования. Любые существенные изменения во внешней среде должны вызывать изменения во внутренней среде предприятия. Причём при значительных воздействиях со стороны внешней среды система управления должна быть реструктуризирована на качественном уровне. Без наличия данной взаимосвязи систем управления предприятия оказывается не жизненно способной и воздействия внешней среды могут вызвать кризис предприятия.
Функционирование в рыночной экономике, характеризующееся довольно быстрыми изменениями во внешней среде, предъявляет повышенные требования к системе управления предприятием. Современная экономика, характеризующаяся переходом к постиндустриальным экономическим отношениям, в связи с нарастающей скорость изменений в технологиях, обществе и т.д., требует от системы управления предприятием ещё большей гибкости. Таким образом, в современных условиях совершенствование системы управления – это постоянный процесс её функционирования, что требует, в свою очередь, постоянного анализа эффективности системы управления.
Степень изученности темы. Система управления, вопросы её эффективности достаточно освещены в работах зарубежных авторов по менеджменту, таких как: Дж. Лафта, Ж. Ламбен, М. Месон, Ф. Хедоури, Г. Саймон, В. Томпсон и др.
Стоит отметить и работы российских авторов: В.Р. Веснина, И.Н. Гречиковой, Б.Г. Литвак, Э.А. Смирнова, О.И. Ларичева и др. Так ,например, Б.Г. Литвак и О. И. Ларичев посвятили свои исследования важному вопросу принятия управленческих решений. В российской управленческой практике управленческие решения часто принимаются на интуитивном уровне, без предварительного анализа и учёта его результатов. Поэтому совершенствование процесса принятия управленческих решений является одним из важных вопросов в практике российских предприятий и организаций.
Вопросу организационной структуры управления предприятием, его совершенствованию посвящена работа И.Н. Тренева. Общие вопросы теории организаций рассматриваются в работе Б.З. Мильнера. Социально-психологические аспекты управления исследовались в работе В.И. Михеева.
Таким образом, вопросы системы управления достаточно освещены в литературе. Проблема заключается в использовании методологических разработок при анализе эффективности и совершенствовании системы управления на примере конкретного предприятия.
Объект исследования - ФГУП «НИИ Платан с заводом при НИИ».
Предмет исследования – система управления предприятием.
Цель исследования - анализ эффективности системы управления объекта исследования, и разработка мероприятий, направленных на её совершенствование.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты системы управления;
- выполнить анализ организационной структуры управления предприятия;
- исследовать организацию управленческих процессов на предприятии;
- выполнить анализ кадрового потенциала предприятия;
- разработать меры, направленные на совершенствование системы управления на предприятия.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют основные теоретические положения менеджмента, а также общетеоретические методы: метод системного анализа; структурно-функциональный, информационного менеджмента.
Системный метод, как направление научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, то есть, раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую картину позволил рассмотреть управление объектом исследования как систему. Структурно-функциональный анализ позволил выявить наиболее существенные управленческие функции.
Был использован метод моделирования IDEFO который позволил провести структурно-функциональный анализ всех управленческих процессов на предприятии в рамках организационной структуры управления. Метод информационного менеджмента позволил проанализировать информационное обеспечение системы управления.
В соответствии с системной логикой и задачами была выбрана следующая структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении определяются актуальность темы, ставятся задачи.
В первой главе проводится анализ основных теоретических аспектов управленческой деятельности.
Во второй проводится анализ организационной структуры управления, организации управленческих процессов, кадрового потенциала, информационного обеспечения.
В третьей разрабатываются меры по совершенствованию системы управления на объекте исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ теоретических аспектов системы управления позволил выявить следующее. Система управления включает в себя планирование, организацию управления, мотивацию, контроль. Роль системы управления заключается в обеспечении согласованности, порядка, взаимосвязи и взаимодействия между различными элементами системы предприятия. Согласованность достигается посредством координации руководства, контроля, надзора, убеждения, принуждения и т.п.
Для научных организаций характерны проблемы в системе управления, связанные с недостатками «жёстких» централизованных структур управления, не позволяющих осуществлять в полной мере делегирование полномочий сверху вниз.
Анализ системы управления в НИИ «Платан» позволил выявить следующие проблемы:
- отсутствие возможности для быстрого профессионального роста молодых специалистов;
- недостаточная степень привязанности оплаты труда к результатам;
- недостатки в организационной структуре управления;
- чрезмерная централизация управления научно-производственных процессов;
- недостаточная координация процессов экономического управления;
- длительный процесс принятия управленческих решений, обусловленный также высоким уровнем централизации управления, отсутствием автоматизированной информационной системы поддержки принятия управленческих решений.
Для устранения выявленных проблем в системе управления предлагается внедрить программно-целевую организационную структуру управления, а также EPR-систему.
Среди различных, предлагаемых на рынке программных продуктов, была выбрана Baan ERP- система. Она является полифункциональной и в то же время поддерживает управленческие решения в рамках проектов.
В современных условиях деятельности, характеризующимися быстрыми изменениями во внешней среде, снижением срока жизненного цикла инновационных технологических продуктов, предприятия вынуждены вводить параллельно с традиционными описаниями базовых структур специальные «проектные».
Использование матричной схемы организации позволит соединить сотрудников разных структурных подразделений для выполнения одной задачи в одну команду. На должности старших групп и руководителя проекта можно выдвигать более молодых сотрудников. В процессе работы над проектом они получат опыт управленческой работы и могут быть внесены в кадровый резерв НИИ для дальнейшего выдвижения на руководящие должности. Таким образом, будет частично решаться проблема кадрового планирования руководящего состава НИИ посредством внутреннего источника. Премиальный фонд по проекту должен распределяться по решению руководителя проекта на основе трудового вклада каждого в реализацию проекта.
Экономический эффект от внедрения предлагаемых решений составит - 31447 тыс. руб. в год. Рентабельность по валовой прибыли повысится с. 4,6% до 9,6%.
Кроме прямой экономической эффективности от внедрения новой информационной системы, ФГУП «НИИ «Платан» получит и косвенный эффект в виде:
повышения скорости принятия управленческих решений;
повышения координации между различными управленческими подсистемами;
предоставит возможность для реализации потенциала молодым специалистам в рамках проектов;
приблизит управленческие решения в рамках реализации проектов к реальным условиям;
разгрузит высшее руководство для разработки программ стратегического развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Источники:
1.1.Опубликованные
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 20 декабря 1993 года.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. от 30.11.1994 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30. 12. 2004. № 217-ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.-3301; 2005. № 1. Ст. – 43
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. от 26.01.1996 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 23.12. 2003 № 182-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 410; 2003. № 52. Ст. – 5034.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. от 31.07.1998. № 186-ФЗ с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 28.07. 2004 № 80-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.-3821; 2003. № 52. Ст. – 5038.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998. № 95-ФЗ с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 29.07.2004. № 95-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 3. Ст.-3824; 2004. № 31. Ст. – 3231.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. (часть вторая) от 05.08. 2000. № 117-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.07.2004.//СЗ РФ. №11. Ст. – 3122; 2004. № 31. Ст. – 3231.
7. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996. № 129-ФЗ с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 30.06. 2003 № 86-ФЗ//СЗ РФ. № 48. Ст. – 5369; 2003. № 27. Ст. – 2700.
8. ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999. № 40-ФЗ//СЗ РФ. № 9 Ст. - 1097.
9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 24.09.2003. № 131-ФЗ//РГ от 12.10.2003.
10. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. № 7-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. – 45.
11. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 08. 12 2003 № 169-ФЗ//СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4855.
12. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27. 07. 2006 № 149-ФЗ / РГ от 15.08.2006.
13. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.02.2002. № 1-ФЗ//СЗ РФ. 2002. №. 2. Ст. – 324.
14. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23.12. 2003. № ФЗ-185//СЗ РФ. 2003. № 52. Ст. – 5037.
15. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 23. 12. 2003. № ФЗ-185//СЗ РФ. № 52. Ст. – 5037.
16. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998. № 34-н.
1.2. Неопубликованные:
17. Устав ФГУП НИИ «Платан»/утв. приказом директора от 11. 11. 2002 г.
18. Положение об организационной структуре управления ФГУП НИИ «Платан»/утв. приказом директора от 14. 01. 2005 г.
19. Отчёт планово-экономического отдела за 2008 г.
2. Литература
20. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М., ЮНИТИ. 2006.
21. Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. – М., Фолиум. 2005
22. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы. – М., Финстатинформ. 2007
23. Багиев Г.Л. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства. – Спб., Питер. 2006.
24. Блаубеpг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – Спб.: Питер. 2007.
25. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – СПб., Питер. 2007.
26. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА-М, 2006.
27. Буров В.П., Ломак А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. – М., Экмос. 2008.
28. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М., Триада, 2008.
29. Виханский О. С.; Наумов А. М. Менеджмент. – М.: Гардарики. 2007.
30. Воронин А.А., Мишин С.П. Оптимальные иерархические структуры. – М.: ИПУ РАН, 2005.
31. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное управление. – М.: Проспект. 2007
32. Гречикова И.Н. Менеджмент. – М., ЮНИТИ. 2007.
33. Друкер П.Ф. Эффективное управление. – М., ФАИР-ПРЕСС, 2003.
34. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ, 2005.
35. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М., Дело и сервис. 2005.
36. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. – СПб., Питер. 2005
37. Князев С.И. Управление: искусство, наука, практика. – Мн.: Армита, 2004.
38. Кожекин Г.Я., Синицына Л.М. Организация производства. – Мн., Перспектива. 2009.
39. Кондэ Г. Развитие и совершенствование служб управления. СПб.: Высшая школа. 2003.
40. Короткова Т.Л. Исследование систем управления. – М.: МИЭТ. 2007.
41. Костров А.В. Уроки информационного менеджмента». – М., Финансы и статистика, 2005.
42. Лаpичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Академия. 2007.
43. Ламбен. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – Спб., Питер. 2005.
44. Лафта Дж. Эффективность менеджмента организации. – М., Русская деловая литература, 2000.
45. Лафта Дж. Основы менеджмента. – М., Гардарики. 2009.
46. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М., ЭКМОС, 2004.
47. Магура М.И, Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. Практическое пособие для руководителей. – М.:ООО «Журнал управление персоналом». - 2005.
48. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004.
49. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 2008.
50. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. – СПб., 2007.
51. Саймон Г.А., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. – М., Экономика, 2000.
52. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., ЮНИТИ, 2004
53. Тренев И.Н. Предприятие и его структура: диагностика, управление, оздоровление. – М., ПРИОР. 2006.
54. Управление организацией/Под ред. А.Р. Поршнева., З.П.Румянцевой – М., ИНФРА-М, 2008.
55. Янг С. Системное управление организацией. СПб.: Спецлитература. 2003.
3. Электронные ресурсы:
56. Компания SAP. WWW:h**t://w*w.sap.com
57. Компания QAD. WWW:h**t://w*w.qad.com
58. Компания BAAN. WWW:h**t://w*w.baan.r*
Тема: | «Исследование и совершенствование системы управления организацией (на примере ФГУП «НИИ Платан с заводом при НИИ)» | |
Раздел: | Управление | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 100 | |
Цена: | 1600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Исследование и совершенствование системы управления персоналом организации (на примере ФГУП «НПП Исток»
Дипломная работа:
Совершенствование системы управления персоналом на примере бюджетного учреждения "Детская художественная школа"
Курсовая работа:
Совершенствование системы управления персоналом на примере МУ КЦОН
Дипломная работа:
Разработка проекта по совершенствованию системы управления маркетинга на примере ООО «РАЙЦЕН
Дипломная работа:
Совершенствование системы управление персоналом» (на примере ЗАО "Тандер")