Дипломная работа
«Психологические особенности событийных туристов»
- 61 страниц
Введение….3
1. Событийный туризм: характеристика, мотивации выбора…6
1.1.Классификация современного туризма….6
1.2.Мотивации в туризме….11
1.3. Событийный туризм-новое направление рекреации….17
1.4. Спортивно-событийный туризм…23
2. Эмпирическое исследование психологических особенностей туристов, выбирающих событийный туризм….….28
2.1. Описание выборки, методик исследования….28
2.2. Результаты анкетирования…32
2.3. Интерпретация результатов тестирования по тесту
«Личностный дифференциал»….39
2.4. Рекомендации туристическим фирмам по организации туров для туристов, выбирающих событийный туризм….44
Заключение….48
Библиографический список.…51
Приложение…53
Обоснование выбора темы дипломной работы и ее актуальность. Cобытийный туризм - одно из старейших туристических явлений в мире. Первым ежегодным событийным мероприятием, собирающим большое количество людей со всей Эллады, были Олимпийские игры. В настоящее время событийный туризм все более активно развивается. Продажи туристических поездок по событийному туризму ежегодно возрастают на 1,5%. Среди событийного туризма можно выделить престижный событийный туризм, который позволяет присутствующим на таких событиях, как: «Венская опера», «Сочи-Кинотавр», «Уимблдонский турнир», «Обеды в Версале» и др. людям повышать свой социального статус, а также спортивно-событийный и музыкально-событийный туризм. Вторые в России наиболее распространенны и наблюдается тенденция их дальнейшего развития.
Менеджерам туристических фирм при работе с клиентами необходимо учитывать психологические особенности личности людей, выбирающих событийные мероприятия для туристической поездки. Это необходимо, во-первых, потому, что знание психологических особенностей важно и для всех категорий персонала, которые будут оказывать этим лицам туристические услуги, а также организаторам мероприятий, сотрудникам служб безопасности, обеспечивающим порядок на событийном мероприятии.
Во-вторых, в России идет развитие событийного туризма. Это новое направление и менеджеры туристических фирм, создающие новые туристические продукты в рамках событийного туризма, а также работники туристических фирм должны учитывать психологические особенности клиентов, выбирающих событийный туризм. Знание психологических особенностей туристов, выбирающих событийный туризм, позволит получить больший объем продаж туров по событийному туризму. И, в-третьих, понимание психологических особенностей таких туристов будет способствовать улучшению работы с ними в процессе туристического обслуживания.
Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы дипломного исследования: «Психологические особенности туристов, выбирающих событийный туризм».
Цель исследования - выявление психологических особенностей лиц, предпочитающих событийный туризм.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме работы, рассмотреть классификационные подходы к современному туризму, привести характеристики событийного туризма, мотивации его выбора;
2. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей потребителей туруслуг, предпочитающих событийный туризм, с помощью анкетного опроса и тестирования по методике «Личностны дифференциал», обработать и проинтерпретировать результаты исследования;
3. Разработать рекомендации для работников туристических фирм по разработке туров событийного туризма и обслуживанию туристов с учетом их психологических особенностей.
Уровень и характер освещенности темы дипломной работы в литературных источниках. Изучению и анализу событийного туризма посвящены исследования О.В. Алексеевой., ЮА. Киреевой. В автореферате кандидатской диссертации О.В. Алексеевой «Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона» - М.: 2012 анализируется роль событийного туризма, его развитие в регионах, факторы развития этого вида туризма. В статье Ю. А. Киреевой «Событийный туризм как новое направление на современном туристическом рынке», опубликованной в научном вестнике МГИИТ в 2010 г. № 6, рассматривается специфика событийного туризма, его отличительные особенности, доля продаж на мировом туристическом рынке. Определение событийного туризма приводится М.Б. Биржаковым в работе «Введение в туризм» - СПб: Герда, 2008. В диссертации А.В. Коновалова «Формирование условий развития спортивно-событийного туризма в регионе» рассматривается развитие спортивно-событийного туризма как подвида событийного туризма, определяется его значимость в событийном туризме в целом. В книге В.Ф. Буйленко В.Ф. «Туризм», Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», подробно рассматривается классификация туризма, раскрывается специфика событийного туризма.
Вопросы мотивации туристов рассматриваются в работе Т.М. Коченюка, Л.В. Беккера «Мотивационные аспекты событийного туризма», опубликованной в Известиях Пензенского государственного педагогического университета, № 7, 2007.
Основные методы исследования: анализ, синтез, тестирование на основе теста «Личностный дифференциал», анкетный опрос.
Описание выборки. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из 30 человек. Выборка респондентов подбиралась в туристической фирме «Роза ветров». Были отобраны 15 респондентов, выбирающих событийный туризм, и 15 респондентов, выбирающих рекреационный туризм. Обе подгруппы респондентов опрашивались по разработанной анкете, и проводилось их тестирование с помощью теста «Личностный дифференциал».
Предполагаемый предмет защиты. Знание психологических особенностей туристов, выбирающих событийный туризм, позволяет менеджерам туристических фирм создавать новые туристические программы в рамках событийного туризма, учитывая специфику и особенности организации событийных и спортивно-событийных туров, а также помогает работникам сферы услуг гостеприимства в организации размещения событийных туристов и взаимодействия с ними. Учет психологических особенностей событийных туристов позволит туристическим фирмам развивать направление событийного туризма, увеличивать объем продаж.
Нами проведено исследование выборки на социально-демографические показатели. Результаты по подгруппе, выбирающих событийный туризм, представлены в таблице 1.
Средний возраст женщин, выбирающих событийный туризм – 34 года. Средний возраст мужчин, выбирающих событийный туризм- 30,8 лет.
Большинство женщин 40% проживают в столичном регионе, столько же 40% в мегаполисе, 20% в областных центрах, в районе или селе, женщины, выбирающие событийный туризм отсутствуют.
Мужчины же выбирающие событийный туризм, преимущественно из областных центров - 43%, 28,5% из столичного региона, 19% из мегаполиса, 9,5% из райцентров/сельской местности.
Доходы женщин, выбирающих событийный туризм не менее 15 тыс. руб. в месяц. Они распределились следующим образом: 15-30 тыс. руб. – 40%, 30-60 тыс. руб. -40%, свыше 60 тыс. руб. -20%. 60% женщин наемные работницы, 40% - менеджеры, предпринимателей нет.
Туризм – это очень значимый фактор социализации. В современных условиях путешествия позволяют сменить социальную роль, снять ощущение напряженности жизни, с ее высокими конкурентными требованиями к личности.
Одна из форм снятия психологического напряжения – это событийный туризм. Под событийным туризмом понимают туризм, связанный с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, которые привлекают своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы туристов. Событийный туризм - это блок, состоящий из мероприятий, относящихся к культурному, спортивному, выставочному, религиозному, этнографическому видам туризма. Одно из наиболее развивающихся направлений событийного туризма - это спортивно-событийный туризм. Наибольшим спросом пользуются поездки на спортивные футбольные и хоккейные матчи.
Целью настоящей дипломной работы было выявление психологических особенностей лиц, предпочитающих событийный туризм. Для достижения поставленной цели были сформулированы теоретическая и эмпирические задачи. Были определены объект и предмет исследования, выбраны методы исследования, сформулирован предмет защиты.
В первой главе дипломной работы был проведён теоретический анализ литературных источников, рассмотрены классификация видов туризма, туристская мотивация. Особый акцент сделан на изучение особенностей событийного и спортивно-событийного вида туризма. Было показано, что спортивно-событийный туризм - потенциальная область событийного туризма меньше всего освоена российскими туристическими фирмами. Освоение данного сегмента покупателей событийных туров требует изучения психологических особенностей туристов, выбирающих событийный туризм.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование психологических характеристик потенциальных потребителей туруслуг, предпочитающих событийный туризм. Выборка респондентов для исследования подбиралась в туристической фирме «Роза ветров». Данная туристическая фирма предлагает различные туры, включая и событийные, спортивно-событийные, а также рекреационные.
Опрашивались клиенты, приобретающие разные туры, в результате чего было отобрано 30 респондентов, из которых 15 предпочитают событийные туры, а 15 – рекреационные.
Специально для данного исследования была разработана анкета для выявления психологических особенностей событийных туристов. Также проводилось тестирование по тесту «Личностный дифференциал».
Анкетный опрос позволил выявить следующие важные характеристики туристов, выбирающих событийный туризм:
1.Выбирающие событийный туризм – это преимущественно лица молодого возраста до 35 лет, большинство (две трети) – мужчины, доминирующая часть холостые;
2.Событийные туристы характеризуются меньшим доходом, среди них больше учащихся и студентов;
3.Для любителей событийного туризма комфортные условия проживания менее важны;
4.Для событийных туристов характерен повышенный интерес к посещению спортивных и музыкальных массовых мероприятий, они интересуются событиями в данной сфере;
5.Участие в неформальной компании важно для событийных туристов, доминирующее большинство имеет хобби и хочет, чтобы события тура были связанны с этим хобби.
По результатам тестирования выявлены следующие психологические особенности:
9. Событийные туристы характеризуются выраженной экстравертностью и импульсивностью;
10. Событийные туристы характеризуются выраженной зависимостью от группы, недостаточным самоконтролем;
11. У событийных туристов уровень самооценки несколько занижен.
На основе выявленных социальных и психологических характеристик туристов, выбирающих событийный туризм, были разработаны рекомендации по: организации продаж; организации рекламы; формированию групп туров; организации программы тура; организации трансферов; размещению; организации питания.
Учет психологических особенностей событийных туристов и разработанных рекомендаций позволит туристическим фирмам развивать направление событийного туризма и увеличивать объем продаж.
1.Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликована в изданиях// Российская газета, № 7, 2009, 21.01.
2. Гражданский кодекс РФ ч.2. от 26. 01. 1996г. (изменён 09.04.2009)//СЗ РФ. 2009. № 15. Ст. –1778
3. Закон РФ № 2300-I от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» (изменён 25.10.2007) //СЗ РФ. 2007. № 44. Ст. 5282.
4. Федеральный закон от 13.03. 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»//СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 1407
5. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (изменён 02.07.2005)//СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2719.
6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 20.07.2006. № 201 от «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области»// БНА федеральных органов исполнительной власти. 2006 № 31. Рег. № 8117
2.Учебники, монографии, диссертации:
7. Акимова Л.А. Социология досуга – МГУКИ. 2008
8. Алексеева О. В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона: автореферат дис. . кандидата экономических наук: Москва, 2012.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм – СПб.: Герда. 2008.
10. Буйленко В.Ф. Туризм –Ростов н/Д.: Феникс. 2009
11. Герасимова Л. Ю. Концепция Олимпийских игр и художественное оформление Олимпии : Дис. . канд. ист. наук : Москва, 2009
12. Гребень Н. Психологические тесты. – М.: Академический проект. 2009
13. Драчева Ю, Забаев Н, Рябова И. Экономика туризма – М.Кнорус. 2012
14. Жукова Н.А. Индустрия туризма: менеджмент организации – СПб.: Питер. 2010
15. Экономика и управление туристской деятельностью/под ред. Г.А. Карповой, Л.В. Хоревой – СПб.: Питер. 2011
2.Периодические издания:
16. Коченюк Т.М., Беккер Л.В. Мотивационные аспекты современного туризма//Известия Пензенского государственного педагогического ун-та. 2007. № 7
17. Свистунов С. Деньги в чужих карманах // Турбиз-нес. 2006. № 12.
18. Якунин В.Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурной наследственности//Вестник Саратовского технического ун-та. 2001. Т. 4
19. UNWTO World Barometr. 2011. Vol 09
3.Итернет-ресурсы:
20. Туризм в России/Событийный туризм: h**t://sokolov33.r*/index.php/18-vidy-turizma/80-sobytijnyj-turizm
21. Психология туризма/ h**t://turistics.com/europe/italy/psixologiya-turizma/
22. О психологии туризма и туристских форумов h**t://w*w.otzyv.r*/article.php?id=388
23. Сравнительный анализ личностных особенностей спортивных и музыкальных фанатов: h**t://w*w.psyhodic.r*/arc.php?page=3667
24. URL:http//dtxtg4w60xqpw.cloudfront.net
25. Туризм в России/Событийный туризм: h**t://sokolov33.r*/index.php/18-vidy-turizma/80-sobytijnyj-turizm
Приложение 1
Анкета для выявления социально-демографических и индивидуальных характеристик лиц, предпочитающих событийный туризм
Номер в выборке Фамилия, имя
№ п/п Характеристика Вариант ответа
1 Возраст 18-25 лет 26-35 лет 36-45 лет Старше 46 лет
2 Семейное положение Холост Имею семью
3 Место проживания (регион) Столичный Мегаполис Областной город Районный город или сельская местность
4 Уровень дохода (тыс. руб. мес.) 5-15 15-30 30-60 Свыше 60
5 Социальный статус Учащийся
(студент) наемный работник менеджер Предприниматель
6 Отношение к комфорту в туре Не могу без комфорта Не против комфорта, но не обязательно Комфорт – не главное Могу быть в некомфортных условиях
7 Интерес к истории Очень интересуюсь интересуюсь Иногда Не интересуюсь
8 Посещаете ли концерты, спортивные мероприятия вне отпуска Очень часто часто иногда Никогда
9 Следите ли за новостями в мире спорта, культуры Очень часто часто иногда Никогда
10 Связь событий тура с вашим увлечением Есть Нет
11 Важность неформальной компании для Вас Очень важна важна иногда Не важно
Приложение 2
Бланк теста «Личностный дифференциал»
Фамилия И.О. _ пол_ возраст _
1 . О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный -
2. С - Слабый 3 2 1 0 1 2 3 Сильный +
3. А + Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 Молчаливый -
4. О - Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 Добросовестный +
5. С + Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 Уступчивый -
6. А - Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 Открытый +
7. О + Добрый 3 2 1 0 1 2 3 Эгоистичный -
8. С - Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 Независимый +
9. А + Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 Пассивный -
10. О - Черствый 3 2 1 0 1 2 3 Отзывчивый +
11. С + Решительный 3 2 1 0 1 2 3 Нерешительный -
12. А - Вялый 3 2 1 0 1 2 3 Энергичный +
13. О + Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 Несправедливый -
14. С - Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 Напряженный +
15. А + Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 Спокойный -
16. О - Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 Дружелюбный +
17. С + Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 Неуверенный -
18. А - Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 Общительный +
19. О + Честный 3 2 1 0 1 2 3 Неискренний -
20. С - Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 Самостоятельный +
21. А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 Невозмутимый -
+Презентациия и речь защиты
Тема: | «Психологические особенности событийных туристов» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 61 | |
Цена: | 490 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социально-психологические особенности подростков с интернет-зависимостью
Курсовая работа:
Психологические особенности лжи детей
Курсовая работа:
Психологические особенности сформированности правовых знаний в юношеском возрасте
Курсовая работа:
Психологические особенности первоклассников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Исследование взаимосвязей между результатами выступлений на соревнованиях и индивидуально-психологическими особенностями спортсменок 11-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой