Дипломная работа
«Роль и место маркетинга в экономической деятельности предприятия»
- 70 страниц
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр
Введение….3
Глава 1. Роль комплекса маркетинга в экономической
деятельности предприятия
1.1.Товарная политика предприятия …8
1.2.Ценовая политика предприятия….16
1.3.Коммуникационная политика предприятия….….27
1.4.Сбытовая политика предприятия…35
Глава 2. Анализ комплекса маркетинга в экономической
деятельности ООО «Бекап-Трейдинг»
2.1. Организационно-экономические характеристики
предприятия ООО «Бекап-Трейдинг»….44
2.2.Анализ товарной и ценовой политики ООО «Бекап-Трейдинг»….46
2.3.Анализ коммуникационной и сбытовой политики
ООО «Бекап-Трейдинг»….50
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга в
ООО Бекап-Трейдинг»
3.1. Рекомендации по совершенствованию товарной
и ценовой политики ООО «Бекап-Трейдинг»…58
3.2. Рекомендации по совершенствованию коммуникационной
и сбытовой политике ООО «Бекап-Трейдинг»….60
Заключение….64
Библиография….68
Приложения ….70
ВВЕДЕНИЕ
В переходной период к рыночным отношениям (который нельзя считать законченным в России и сегодня) изменяется функционирование предприятий, организаций, учреждений и всех хозяйственных систем. Решающее значение приобретают спрос и предложение, конкуренция, свобода предприятия в выборе стратегии и тактики своего развития.
Этимология – слова маркетинг дословно означает овладение рынком (Англия). Образ, подводящий нас к слову маркетинг, в современных условиях возвращает необходимость маркетинга.
Маркетинг может значительно повысить эффективность функционирования и деятельности отдельных предприятий и организаций. Маркетинг не является производственной деятельностью, а является функциональной деятельностью. Роль функциональных организаций (подразделений) растёт в современной экономике, при этом уменьшается роль непосредственного производства.
Необходимо отметить, что не существует какой-либо универсальной формы организации маркетинговой деятельности, равно как нет и единой схемы маркетингового планирования. Каждое предприятие, исходя из своей специфики, должно создать, по существу свою схему маркетинговой деятельности, основанную на известных принципах и функциях. Главное, чтобы в процессе деятельности этой службы не упускалось из виду, что маркетинг является комплексной системой организации и управления производства и сбыта продукции, основанной на предварительном исследовании текущего и перспективного спроса потребителей.
Неправильно сводить маркетинг только к сбыту, как это часто понимается.
Как работать с потребителем? Как правильно оценить своих конкурентов, их сильные и слабые стороны. Как определить сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, правильно выбрать сегмент или «нишу» рынка, сферу хозяйственной деятельности?
Следует отметить, что за период более чем столетнего развития маркетинга, маркетинг прошёл четыре стадии, и соответственно четыре концепции:
• производственная концепция, которая заключалась в снижении издержек производства и цен на продукцию, что обеспечивало успех на рынке за счёт минимизированной цены (конец 19, начало 20 веков);
• торговый подход, в котором главное внимание уделялось продвижению товара от производителя к потребителю;
• становление социально-этического маркетинга, с трансформацией его в предпринимательскую деятельность и формирование культуры потребления в обществе;
• развитый социально-экономический маркетинг;
В современной России сегодня работает только концепция второго уровня сбыта товара от производителя к потребителю любым путём.
В современных условиях рыночной экономики, успешная деятельность предприятия связана с совершенствованием всех основных составляющих элементов маркетинга:
• Товарная политика предприятия;
• Ценовая политика предприятия;
• Коммуникационная политика предприятия;
• Сбытовая политика предприятия.
Только комплексное совмещение всех вышеперечисленных элементов маркетинга позволяет создать успешную маркетинговую политику на предприятии. Сдвиг в маркетинговой политике в сторону одного из элементов, резко понижает общую эффективность маркетинговой политики предприятия.
Стивенн Янг утверждал, что «предприятия как социально-экономические системы придуманы людьми для удовлетворения их специфических потребностей, они целенаправленны, сознательно построены, рациональны и способны к адаптации во всех её проявлениях.
Особенности маркетинговой деятельности на предприятии, её специализация – это одна из форм разделения труда. Любое предприятие включает две организационные подсистемы:
• Обеспечивающая и перерабатывающая ресурсы, реализующая процесс их преобразования в готовую продукцию;
• Управляющая.
Маркетинг на предприятии является функциональной областью, которая во многом обеспечивает успешность остальных функций управления. По сути, маркетинговая деятельность на современном этапе определяет стратегию функционирования самого предприятия. Кроме этого она координирует и направляет функционирование других областей предприятия:
• Производства;
• Кадровой и финансовой.
В свете этого управление маркетингом приобретает особое значение в эффективной деятельности любого предприятия. Что обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы и выбор её автором.
Объектом исследования в данной работе является маркетинговый комплекс на предприятии со всеми её составляющими в системе менеджмента предприятия, как составная её часть.
Предметом исследования в данной работе является комплекс маркетинга ООО «Бекап-Трейдинг» и методики её совершенствования.
Цель данной работы заключается в исследовании комплекса маркетинга предприятия и возможных методов его совершенствования (на примере ООО «Бекап-Трейдинг»)
Основными задачами данной работы являются:
1. исследование основных задач по управлению товарной политикой предприятия;
2. исследование основных задач по управлению ценовой политикой предприятия;
3. исследование основных задач по управлению коммуникационной политикой предприятия;
4. исследование основных задач по управлению сбытовой политикой предприятия;
5. анализ товарной и ценовой политики ООО «Бекап-Трейдинг»;
6. анализ коммуникационной и сбытовой политики ООО «Бекап-Трейдинг»;
7. разработка рекомендаций по совершенствованию товарной и ценовой политики ООО «Бекап-Трейдинг»
8. разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникационной и сбытовой политики ООО «Бекап-Трейдинг»
Методология исследования. В ходе данного исследования были использованы:
• во-первых, всеобщий диалектический метод познания окружающей действительности;
• во-вторых, частно-научные методы познания (статистический, рационально-логический и т.д.)
Методологической базой данного исследования является работы таких авторов как: Г.Г. Абрамишвили, С.Н. Андреева, Ф. Котлера, У. Кинг, Х. Маккей, Э.А. Уткина, Масловой Т.Н., Энджела Д. и многих других. В современной литературе по маркетингу достаточно освещены вопросы управления маркетингом по всем его составляющим: товарной политике, коммуникационной политике, сбытовой и ценовой политике.
Для исследования системы маркетинга автор выбрал предприятие ООО «Бекап-Трейдинг»», которое занимается производством полипропиленовых пробок, предназначенных для укупоривания карбонизированных безалкогольных напитков, с активными барьерными свойствами для кислородо-чувствительной продукции. В исследовании использованы статистические данные предприятия, отрасли, а также оценки независимых экспертов.
Согласно системной логике и поставленным в работе задачам структура работы состоит из: введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложения.
Первая глава является теоретической. В ней исследуются основные задачи и направления всех составляющих системы маркетинга с учётом особенностей различных предприятий. Во второй главе проводится анализ управления маркетингом на примере ООО «Бекап-Трейдинг». В третьей главе на основе проведённого анализа маркетинга предприятия, автор предлагает методы совершенствования маркетинга в ООО «Бекап-Трейдинг».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление маркетингом как комплексом можно подразделить на четыре важных направления: товарная политика; ценовая политика; коммуникационная политика; сбытовая политика.
В рамках товарной политики решаются задачи управления конкурентоспособности товара, жизненным циклом товара, товарным ассортиментом и номенклатурой.
Основная задача ценовой политики заключается в управлении конкурентоспособностью товара. Цена должна обеспечивать долгосрочную рентабельность и стимулировать рост.
Маркетинговые коммуникации - это процесс обмена информацией между фирмой и другими субъектами маркетинговой деятельности с целью представления фирмы ее товаров. Инструментами маркетинговой коммуникации являются реклама, стимулирование сбыта, персональные продажи, связи с общественностью и др. Ее основная цель - это продвижение фирмы и ее товаров. Все это создает лояльность потребителей и общества к фирме и ее товарам.
При разработке сбытовой политики следует исходить из целей, которых предприятие желает достигнуть, а также из общей маркетинговой стратегии. Инструментарием ценовой политики является сбытовой механизм, состоящий из каналов сбыта. В рамках сбытовой политики решается главная задача - предложение покупателю конкурентоспособного товара, что является результатом процессов управления со стороны предприятия сбытовыми каналами и собственно товародвижением.
При анализе управления маркетингом в ООО «Бекап-Трейдинг» выявлено следующее.
Позитивные характеристики товарной политики предприятия:
• При производстве используются высокие швейцарские технологии и оборудование, предприятие имеет исключительное патентное право на производство двух марок пробок, торговую марку и логотип;
• Предприятие пластик у российских производителей, что значительно снижает издержки товарного производства;
• Перенос производства в г. Фрязино значительно сократил издержки по аренде производственных площадей и складов, что позволило поднять рентабельность до 24 %.
К недостаткам товарной политики можно отнести:
• Отсутствие новых разработок и узкий ассортимент товара, всего один сегмента пробочных изделий.
К позитивным характеристикам ценовой политики предприятия можно отнести:
• Относительно невысокая стабильная цена пробок при высоком качестве товара и имиджа предприятия;
• Цена является конкурентоспособной при сравнении с качеством и ценами производителей аналогичных товаров.
К негативным характеристикам ценовой политики можно отнести:
• Предприятие имеет все возможности для снижения цены на пробку и увеличение продаж в регионы Ближнего зарубежья при условии само вывоза товара (ценовой прорыв);
• В рамках московского региона и регионов России предприятие может поднять цены на пробки на 10 %. Учитывая товарные характеристики пробок, особенно запатентованных, спад спроса на них не произойдёт, так как данные пробки имеют очень широкое применение при производстве безалкогольных напитков.
К позитивным характеристикам коммуникационной политики можно отнести:
• Участие в крупных престижных выставках;
К негативным характеристикам можно отнести:
• Излишние расходы на неэффективную рекламу (факс, почта, электронная почта);
• Недостаточность рекламы в отдалённых регионах (фирма не участвует в выставках в отдалённых регионах).
К позитивным чертам сбытовой политики относятся:
• Наличие прямых каналов сбыта в Московском и Центральном регионах;
• Наличие представительств в странах Ближнего зарубежья.
К негативным характеристикам сбытовой политики можно отнести:
• Отсутствие прямых каналов сбыта со многими производителями;
• Отсутствие АИС обработки заказов;
• Фирма не продаёт право на производство по своим патентам.
Рекомендации по совершенствованию управления маркетингом на ООО «Бекап Трейдинг»
• Предприятию необходимо расширять свой ассортиментный ряд, осваивать новые сегменты. Это необходимо с связи с тем, что ЖЦТ пробок сегмента «напитки» достиг стадии зрелости, то есть своего насыщения. Предприятие должно разрабатывать пробки других сегментов, например, «фармацевтика» и «бытовая техника». Имеющееся технологическое оборудование позволяет сделать это.
• Необходимо провести координацию коммуникационной политики. Рекламные компании должны проводиться в рамках общей стратегии управления маркетингом на предприятии. Это касается также сбытовой, товарной и ценовой политики.
• Необходимо обращать большее внимание на поддержание имиджа товара, Необходимо как инструмент коммуникационной политики использовать корпоративную книгу, а также участвовать в выставках в отдалённых регионах и Ближнем зарубежье;
• Предприятие должно проводить дифференцированную политику цен с учётом спроса в регионах. Учитывая неэластичный спрос и налаженные связи в Московском регионе, есть возможность поднять цены на пробки для производителей в этом регионе. При освоении рынка в отдалённых районах России и в Ближнем зарубежье пробки можно отпускать по более низким ценам. Стратегия «ценового прорыва» позволит освоить новые территориальные сегменты рынка.
• Предприятие должно переходить на прямые каналы сбыта с использованием АИС сбыта и логистики. При прямых каналах сбыта увеличивается количество связи, но, использование АИС при обработке заказов и отправке грузов потребителям, позволит значительно снизить эти издержки прямого канала сбыта.
• Для получения средств для инноваций, предприятие может продавать право пользования патентом в отдалённые регионы. Это позволит иметь постоянный дополнительный стабильный доход, который можно использовать для инноваций.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аникеев С. Методика разработки плана маркетинга. – М.: Фолиум. 2003
2. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы. – М.: Финстатинформ. 1998
3. Абанкина Т.В. Влияние информационных технологий на некоммерческий маркетинг//Музей будущего: информационный менеджмент/Сост. Лем А.В. – М.: Прогресс-Традиция. 2001.
4. Багиев Г.Л. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства. – Спб.: Питер. 1999.
5. Бархан Б.И. Поймём наш бизнес: как сегментировать рынок и изучать потребителя. – Спб.: Аквилон. 1998.
6. Березин Н. Маркетинг сегодня. – М.: Дело и сервис. 2003.
7. Берман Б. Маркетинг. – М.: Сирин. 2000.
8. Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах. – Спб.: Два Три. 2003.
9. Божук С.Г., Маслова Т.Д. Маркетинговая деятельность. – Спб.: Питер. 2001.
10. Божук С.Г., Маслова Т.Д. Маркетинг. – Спб.: Притер. 2005.
11. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. – М.: Дело и сервис. 2005.
12. Ващакин Н.П. О системе маркетинговой информации//Маркетинг. 1999. № 1
13. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: МГУ.2001.
14. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. – Спб.: Спецлитература. 2004.
15. Данько Т.П. Управление маркетингом. – М.: Инфра – М. 2001.
16. Дихтль Е. Практический маркетинг. – М.: Инфра-М. 2004.
17. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. – Спб.: Питер. 2002
18. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. – М.: Дело и сервис. 2003.
19. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. – Спб.: Питер. 2000
20. Кожекин Г.Я. Маркетинг предприятия. – Мн.: 2004
21. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товара// Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3
22. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – Спб.: Питер. 2005.
23. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Спб.: Питер. 2005.
24. Ламбен. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – Спб.: Питер. 2003.
25. Липсиц. И. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК. 2001.
26. Уткин Э.А. Маркетинг. – М.: Эксмос. 1998
27. Маслова Т.Д. Роль маркетинга в развитии предприятия. – Спб.: СПбГИА. 2003.
28. Маслова Т.Д. Системное управление реализацией маркетинговой концепции развития предприятия. – Спб: СПбГИА. 2003.
29. Маслова Т.Д., Божук С.Г. Маркетинг. – Спб.: Питер. 2005.
30. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. – М.: Право и Закон. 2004.
31. Пешкова В.М. Маркетинговый анализ деятельности фирмы. – М.: Банки и биржы. 2000.
32. Скрипка Т.А. Проблемы организации маркетинговой деятельности в промышленных объединениях. – Киев.: УГИМиВЭИ. 2001.
33. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. – М.: Фаир. 1997
34. Уотермен Р. Фактор управления по результатам. – Спб.: Питер 2004.
35. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – Спб.: Питер. 2002.
36. Энджел Д. Поведение потребителей. – Спб.: Питер. 2003.
Тема: | «Роль и место маркетинга в экономической деятельности предприятия» | |
Раздел: | Маркетинг | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 70 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Роль маркетинга в повышении конкурентоспособности предприятия
Контрольная работа:
Место человека в экономических отношениях
Курсовая работа:
Основные направления повышения эффективности организационных коммуникаций
Курсовая работа:
Роль и способы аргументации в научной деятельности
Дипломная работа:
Совершенствование маркетинговой деятельности предприятия (на примере компьютерной фирмы)