Дипломная работа
«Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов старших курсов»
- 80 страниц
Введение….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов
1.1. Профессиональное самоопределение личности….6
1.2. Психологическая готовность к профессиональной деятельности.18
Выводы …37
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов
2.1. Организация и методы эмпирического исследования ….….39
2.2. Анализ результатов исследования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов….43
Выводы….51
Заключение….…54
Список литературы….….57
Приложение
Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов носит актуальный и фундаментальный характер, так как она затрагивает общую проблему жизненного становления личности. Психологическая подготовленность к профессиональной деятельности человека влияет на успешность его труда, да и в целом на жизнь человека.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется и обусловливается не только самой личностью, но и теми условиями, в которых происходит становление будущего профессионала. Одним из таких условий является обучение в вузе по соответствующей специальности.
Юношеский возраст всегда рассматривался как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов. При выборе профессии, зачастую, не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет психологическую готовность к профессиональной деятельности человека. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения. Одной из сложных задач подготовки специалиста является развитие профессионального самосознания будущих психологов.
Одной из причин трудностей, возникающих на пути будущих специалистов-психологов является неуверенность в собственных действиях. Следствием подобной неуверенности является растерянность, чувство усталости и непонятных усилий, неудовлетворенность результатами своего труда.
Меняющаяся экономическая ситуация обуславливает новый подход к проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов. Мир профессий как пространство профессионального самоопределения динамично изменяется, что выражается в его дальнейшей дифференциации и усложнении.
Проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе посвящены многие исследования (Б.Г.Ананьев, В.В.Белоус, А.И.Донцов, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Е.А.Климов, И.Б.Котова, B.C.Мухина, А.В.Петровский, Е.И.Шиянов, Е.М.Иванова, Б.Ф.Ломов, А.К.Маркова и др.).
Цель исследования: осуществить анализ психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов.
Объект исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что более психологически подготовленными к профессиональной деятельности являются студенты с высоким уровнем самоактуализации.
В связи с этим мы сформулировали следующие задачи исследования:
1. Рассмотрение основных особенностей профессионального самоопределения личности.
2. Теоретическое исследование проблемы готовности к профессиональной деятельности.
3. Подбор методов эмпирического исследования.
4. Проведение исследования психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов.
5. Анализ результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: факультет психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, студенты пятого курса, в количестве 50 человек.
Для проведения эмпирической части нами были использованы следующие методы исследования:
1. «Анкета на определение психологической готовности к профессиональной деятельности» (Л.Б.Шнейдер),
2. «Диагностика самоактуализации личности» (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина),
3. «Удовлетворенность избранной профессией» (В.А.Ядова).
Теоретическая значимость работы состоит в возможности обобщить психологические исследования по проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов.
Практическая значимость работы состоит в возможности на основании полученных обобщенных результатов разработать систему психолого-педагогических рекомендаций и разработать систему психолого-педагогических мероприятий направленных психологическую подготовленность студентов к профессиональной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя теоретические основы по проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов. Во второй части описано исследование по данной проблематике. Эмпирическая часть включает в себя 3 графика и 2 таблицы. Окончательные выводы по работе описаны в заключении. Кроме того, дипломная работа состоит из восьми Приложений и 75 источников литературы.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
Целью исследования данной выпускной квалификационной работы является осуществление анализа психологической готовности к профессиональной деятельности студентов старших курсов.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что более психологически подготовленными к профессиональной деятельности являются студенты с высоким уровнем самоактуализации.
Для подтверждения гипотезы мы придерживались следующих этапов исследования:
1. Проведение исследования по трем ранее заявленным методикам.
2. Анализ полученных результатов тестирования.
3. Сравнительный анализ психологической готовности к профессиональной деятельности с уровнем самоактуализации студентов старших курсов, с использованием критерия Спирмена.
Эмпирической базой исследования послужил факультет психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, студенты пятого курса, в количестве 50 человек.
Для проведения эмпирической части нами были проведены следующие методы исследования:
1. «Анкета на определение психологической готовности к профессиональной деятельности» (Л.Б.Шнейдер),
2. «Диагностика самоактуализации личности» (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина),
3. «Удовлетворенность избранной профессией» (В.А.Ядова).
Методика 1. «Анкета на определение психологической готовности к профессиональной деятельности» (Л.Б. Шнейдер) (Приложение 1)
Цель методики: данная методика исследует профессиональные позиции, которые можно улучшить.
Испытуемым предоставляется бланк из 19 вопросов, на которые предлагается ответить предварительно оценив себя и свои умения по шкале от 1 до 10 (1 – низший балл, 10 – наивысший балл, отвечая на 19 вопросов).
Все вопросы данной методики были разделены на группы (критерии психологической готовности к профессиональной деятельности): самооценка, оценка себя как психолога, профессиональные умения и стремление к развитию.
Кроме того, для получения более полной информации о готовности личности к профессиональной деятельности нами были предложены два дополнительных вопроса:
1. На сколько Вы готовы к профессиональной деятельности.
1…2…3…4…5…6…7…8…9…10.
2. Как Вы понимаете, что такое психологическая готовность к профессиональной деятельности.
- осознание человеком своих целей,
- осознание оценки имеющихся условий,
- определение наиболее вероятных способов дальнейших действий;
- прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий,
- прогнозирование вероятности достижения результата.
Для осуществления более качественной обработки, в том числе и математической, полученных результатов исследования мы вычислили средние значения шкал по каждому испытуемому.
Критерии оценки методики выступили следующие значения (т.к. каждый вопрос оценивался по 10-бальной шкале): 1-4 – низший балл, 5-6 – среднее значение, 7-10 – наивысший балл.
Методика 2. «Диагностика самоактуализации личности» (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина) (Приложение 2)
Цель методики: данная методика исследует уровень самоактуализации.
Самоактуализационный тест построен по принципу вынужденного выбора и состоит из 100 вопросов, каждый из которых включает в себя два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения. Методика включает в себя 11 шкал.
Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15-17 лет), психически здоровых людей. Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.
Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования, она применяется в брошюрном или компьютеризированном вариантах.
Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30-35 минут.
Стимульный материал: бланк-опросник из 100 вопросов (см. приложение 2.)
Содержание методики: испытуемым предоставляется бланк из 100 вопросов, на которые предлагается ответить. Дается инструкция: «Из двух вариантов утверждений выберите тот, который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями, точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению».
Методика 3. «Удовлетворенность избранной профессией» (В.А.Ядова). (Приложение 3)
Цель методики: данная методика исследует уровень удовлетворенности избранной профессией.
Для оценки отношения к профессии испытуемым предлагается в анкете ответить на три связанных между собой вопроса. На вопрос: «Удовлетворены ли вы избранной профессией?» предлагаются такие варианты ответа, как: «Да», «Скорее да, чем нет», «Не знаю», «Скорее нет, чем да» и «Нет». На вопрос: «Хотели бы вы работать после окончания университета по избранной профессии?» предлагаются варианты ответа: «Да», «Не знаю» и «Нет». В соответствии с ответом выбираем соответствующий столбец. Для того, чтобы ответить на вопрос: «Если бы вам снова пришлось выбирать профессию, выбрали бы вы вновь свою профессию?», на который предлагаются такие варианты ответа, как: «Да», «Не знаю» и «Нет».
Критерии оценки методики: цифры в сетке квадрата соотносятся с нормативами:
1. Явно удовлетворены будущей профессией.
2. Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены.
3. Неопределенное отношение.
4. Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены.
5. Явно не удовлетворены.
6. Противоречивое отношение.
Общий индекс удовлетворенности профессией вычисляется по следующей формуле:
J = (a (+1) + b (+0.5) + c (0) + d (-0.5) + e (-1)) / N, где
J – индекс удовлетворенности, N – объем выборки. При такой технике исчисления общего индекса удовлетворенности + 1 выражает максимум удовлетворенности, - 1 выражает минимум удовлетворенности.
4. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Назначение. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками и более. При этом рабочими являются гипотезу:
Н0: Корреляция между переменными А и Б не отличается от 0.
Н1: Корреляция между переменными А и Б отличается от 0.
Расчеты ведутся по формуле:
, где
d² - квадрат разностей между рангами,
N – количество испытуемых или признаков.
Существуют некоторые ограничения по данному коэффициенту: по каждой переменной должно быть представлено не менее 5 наблюдений.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется и обусловливается не только самой личностью, но и теми условиями, в которых происходит становление будущего профессионала. Одним из таких условий является обучение в вузе по соответствующей специальности.
Юношеский возраст всегда рассматривался как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов. При выборе профессии, зачастую, не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет психологическую готовность к профессиональной деятельности человека. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей, создание и внедрение учебно-образовательных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие профессионального самоопределения. Одной из сложных задач подготовки специалиста является развитие профессионального самосознания будущих психологов.
В нашем исследовании принимали участие студенты пятого курса, в количестве 50 человек.
В качестве гипотезы исследования нами было выбрано предположение о том, что более психологически подготовленными к профессиональной деятельности являются студенты с высоким уровнем самоактуализации.
В процессе исследования отмечено, что у большинства респондентов низкий уровень самооценки, при этом оценка себя как психолога у большинства испытуемых средняя. Большинство тестируемых оценили свои профессиональные умения как низкие, но при этом треть из низ стремятся к развитию. Возможно, последние данные можно объяснить тем, что на пороге поиска работы, в связи с этим некоторой неопределенностью человека, свои профессиональные умения оцениваются критически (кажется, что многое не умеешь), но в то же время приходит понимание того, что необходимо совершенствоваться дабы найти достойный источник заработков.
Также в процессе обучения в ВУЗе, возможно, больше времени испытуемые отдавали профессиональному росту, что объясняет высокие результаты по оценке себя как психолога, и меньше времени на личностный рост, что объясняет низкие баллы по шкале самооценки.
Для подверждения или опровержения гипотезы необходимо отметить, что при низкой готовности наблюдался высокий и низкий уровень самоактуализации в практически одинаковом количестве испытуемых, что может говорить о связи между этими двумя категориями.
При среднем уровне готовности у большинства респондентов высокий уровень самоактуализации и у остальных низкий. При высоком уровне готовности практически одинаковое количество испытуемых пришлось на высокий и низкий уровень самоактуализации.
Последние результаты исследования, возможно, можно объяснить тем, что у студентов есть потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, но к готовности к профессиональной деятельности они относятся критически (кажется, что не готов, что профессиональные умения слабые).
Значимость проведенного нами исследования состоит в возможности на основании полученных обобщенных результатов разработать систему психолого-педагогических рекомендаций и разработать систему психолого-педагогических мероприятий направленных психологическую подготовленность студентов к профессиональной деятельности.
Говоря о профилактике низкой психологической готовности студентов к профессиональной деятельности и дальнейших рекомендациях, отметим, что проблему низкой психологической готовности необходимо решать на этапе обучения студентов в вузе. Сами студенты отмечают, что в процессе образования не хватает практики. Выход из сложившейся ситуации, как нам представляется, лежит в повышении уровня профессионального самосознания студента. Повышение уровня профессионального самосознания возможно при наличии условий для самопознания себя как субъекта образовательной и профессиональной деятельности. Именно познание себя, своей личности, своих профессионально значимых способностей и качеств может подвести специалиста к эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Незнание себя, своих сильных и слабых сторон, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний - все это затрудняет профессиональный и личностный рост человека.
Функции современного психолога предполагают преимущественное освоение конкретных технологий профессиональной деятельности. Анализ требований работодателей к кандидатам на должность психолога предприятия (организации) показывает, что полученные студентом знания должны быть освоены в форме конкретных технологий, причём с учётом их применения в разнообразных ситуациях.
Кроме того, по нашему мнению, программа подготовки психологов должна включать баланс общих фундаментальных курсов и практико-ориентированной части.
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Международная педагогическая академия, 1995
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1999
4. Акиндинова И.А. Возможности самоактуализации преподавателей и студентов в процессе обучения курсу «Психологическое консультирование» // Образование на рубеже веков: традиции и инновации. Тезисы доклада 2-й Международной научно-практической конференции. - СПб.: ЛОИРО, 1999. С. 114-119
5. Агавелян Р.О. Формирование эмпатии у студентов-психологов. - Челябинск: ЧелГУ, 1998
6. Акиндинова И.А. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности. // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Тезисы доклада межвузовской научной конференции. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. 1999
7. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. - М.: Пед-ка, 1982
8. Анцыферова А.И. Концепция самоактуализирующейся личности А.Маслоу // Вопросы психологии. 1973. №4. С.173-180
9. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. // Проблемы психологии личности. - М., 1982
10. Баранова Л.А. Самореализация человека в обществе как предпосылка эффективности общественных преобразований // Вестник балтийской академии. Вып. 6. 1996
11. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991.
12. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997. С.38-46
13. Войтюк Д.К. Установки в структуре целостной личности. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22 – 24 апреля 2002г. <Качество образования: технологический аспект>. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002
14. Войтюк Д.К. Установки личности и некоторые модели межличностных отношений. // Межрегиональный сборник научных трудов <Культура межличностного взаимодействия в образовательном процессе>. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002
15. Волков Б.С. Психология ранней юности. Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
16. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2005
17. Дружинин В.Н. Варианты жизни. - М., 2000
18. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. - М., 1983.
19. Захарова Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. - Новосибирск, 1995. С.25.
20. Зеер Э.Ф., Павлов А.М., Садовникова Н.О. Профориенталогия: теория и практика. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004
21. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003
22. Зотов Н.Д. Нравственное самоопределение личности. - М., 1983
23. Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000
24. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Издательство «Институт практического психолога», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
25. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996
26. Климов Е.А. Пути в профессионализм.- М.: Флинта, 2003
27. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. - М., 1961.Т.2.
28. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб,1998
29. Костенко Н.В., Оссовский В.Л. Ценности профессиональной деятельности. - Киев, 1986.
30. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989
31. Крайг Г. Психология развития. – Питер, 2000
32. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления. – М., МЭИ, 1985
33. Манеров В.Х. Предназначение личности: символы предназначения //Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. Под ред. А.А.Реана,Л.А.Коростылевой. - СПб,1998
34. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.,1982
35. Махаева О.А., Григорьев Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002
36. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998
37. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условий// Вопросы психологии, 1997
38. Митина Л.М. Проблема профессиональной социализации личности. - Кемерово, 1996
39. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М., 1995
40. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 1989
41. Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
42. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Издательство «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
43. Пряжников Н.С. Профориентационные игры. – М.: МГУ, 1991
44. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998
45. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г.С. Никифорова. – СПб, 1991
46. Психологический словарь/ под ред. Ю.Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
47. Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998
48. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003
49. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990
50. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002
51. Психология профессионального самоопределения личности / Под ред. Н.П. Кулакова. – Стерлитамак: Стерлитамакский государственный педагогический институт, 2002
52. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996
53. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998
54. Райс. Ф. Психология подростков и юношеского возраста. – М.: «Питер», 2000
55. Рекомендации по профессиональному отбору на переобучение.// Профессиональный потенциал. 2004. № 1-2. С.11-22.
56. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. Дис. Л., 1986
57. Романова Е.С. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2005
58. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. – М., 1984
59. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. - М.: 1988
60. Рудкевич Л.А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. Ред. А. А. Бодалев. Л., 1974
61. Самойленко С.А. Оценка профессиональной компетентности – новая услуга в службе занятости // Профессиональный потенциал. 2004. № 1-2. С.2-11
62. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996
63. Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. - Киев, 1989
64. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2002
65. Твоя профессиональная карьера / М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Ч.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005
66. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. – М., 1975
67. Флоровская Г.С., Флоровский С.Ю. Личностная приспособленность представителей различных профессиональных типов психологической индивидуальности (на примере старшего школьного возраста) // Экология личности: Материалы Рос. Науч.-практ. Конф. СПб., 1997. С. 32–35.
68. Флоровская Г.С., Флоровский С.Ю. Профессиональная направленность как опосредствующий фактор субъективной социально-психологической интегрированности старшеклассников // Психология и практика: Ежегодник Рос. Психол. о-ва. Ярославль. 1998. Т. 4. Вып. 5. С. 378–382.
69. Формирование личности в переходный период. От подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987
70. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986
71. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981
72. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994
73. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.,1982
74. Шамионов Р.М. Личностная зрелость как предмет акмеологического исследования // Вопросы акмеологии. Вып. 2. Саратов, 1998
75. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов // Издательство Московского психолого-социального института; Издательство НПО «МОДЭК», Воронеж, 2004.
Тема: | «Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов старших курсов» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 80 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Дипломная работа:
Динамика мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
ВКР:
Гендерные особенности психологической готовности студентов к браку и родительству
Дипломная работа:
Психологическая готовность сотрудников силовых структур к профессиональной деятельности (на примере ОПР ФГКУ
Курсовая работа:
Проблемы психологической готовности детей к обучению в школе