Дипломная работа

«Программный модуль для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов»

  • 76 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Анализ предметной области 6

1.1. Мышление - объект психологической диагностики 6

1.2. Типы мышления и способы его исследования 8

1.3. Классификационный анализ психодиагностических методик 11

1.4. Анализ тестовых технологий 15

1.5. Психологические аспекты профессиональной деятельности государственных служащих 17

1.6. Государственный служащий - субъект профессиональной деятельности 19

1.7. Описание используемой диагностической методики 23

Выводы по первой главе 27

Глава II. Процесс проектирования программного модуля 30

2.1. Основные подходы к моделированию программного модуля для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов 30

2.2. Структурный подход моделирования программного модуля 35

2.3. Объектный подход моделирования программного модуля 41

Выводы по второй главе 43

Глава III. Реализация и аппробация программного модуля 46

3.1. Техническое задание на разработку программного модуля 46

3.2. Алгоритм реализации программного модуля 49

3.3. Апробация программного модуля 60

Выводы по третьей главе 61

Заключение 63

Список литературы 67

Приложение 72

Введение

Компьютерные технологии играют значимую роль в повседневной жизни любого человека. В настоящее время во всех сферах деятельности наблюдается рост числа компьютерных технологий, которые совершают информационную революцию. Применение информационных технологий в психологической диагностике способствовало образованию самостоятельного направления исследования - компьютерная психодиагностика.

Цели компьютерной психодиагностики:

- разработка инструментов психологической диагностики;

- разработка и эксплуатация компьютерных методик психологической диагностики.

Задача компьютерной психодиагностики - обеспечение инструментами психодиагностики психологов. Исследования, проводимые с помощью информационных технологий, зачастую относят к междисциплинарным исследованиям, стоящим на грани психодиагностики и компьютерных наук.

Гипотеза исследования - знание преобладающего типа мышления сотрудника облегчает работу по распределению поручений, повышая качество их выполнения.

Особенность разрабатываемого программного модуля заключается в том, что он способствует определению числового значения по пяти типам мышления, позволяет провести обработку результатов тестирования и выявить преобладающий тип мышления у сотрудников. Исходя из этого, распределение заданий (обязанностей) между сотрудниками будет осуществляться более рационально.

Целью является повышение качества мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов.

В качестве тестовой методики был использован тест на определение типа мышления и уровня креативности.

Объектом выступает мышление, как объект психологической диагностики.

Предметом является диагностика мышления.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- Проанализировать предметную область. Подобрать психологический инструментарий для разработки программного модуля.

- Спроектировать структуру программного модуля при структурном и объектном подходах.

- Разработать программный модуль для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов. Апробировать программный модуль. Определить эффективность и достоверность получаемых данных. Внедрить в работу программный модуль.

В качестве инструментов разработки были использованы следующие программные продукты:

- MS SQL Server 2008R - хранение данных, о пользователях;

- FastReport.Net - программное средство для формирования отчётов, диаграмм;

- Microsoft Visual Studio - среда разработки программного модуля.

Внутренняя структура работы представлена тремя главами. Первая глава отражает теоретические материалы, касающиеся объекта разработки, рассматриваются психологические аспекты профессиональной деятельности государственных служащих, рассматривается классификация методов психологической диагностики, а также в дополнении приводится подробное описание используемой диагностической методики. Во второй главе

детально описывается базовый функционал программного модуля, реализуется проектирование структуры программного продукта с двух точек зрения. Третья глава выпускной квалификационной работы описывает готовый программный модуль, его интерфейс, способы обработки результатов тестирования, приводится небольшое руководство по его дальнейшей эксплуатации, отражены результаты его апробации на конкретном структурном подразделении.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Мышление - объект психологической диагностики

Вопросы, связанные с организацией и проведением психологической диагностики некоторых областей психики личности и на сегодняшний день активно анализируются во многих разделах науки и психологической практики. Мышление выступает в роли головной когнитивной операции общего и промежуточного отражения реальности, которое реализуется через речь и способствует контролю других когнитивных процессов.

Результаты практики позволили выделить некоторые способы, направленные на исследование характерных свойств мышления [39]:

- психометрический метод (Авторы: А. Анастази, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Л.А. Вегнер);

- клинический метод (Авторы: Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко);

- нейропсихологический метод (Авторы: Т.В. Ахутина, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л.С Цветкова).

В основе перечисленных подходов (разработок) лежат подтвержденные теоретические алгоритмы, применимые в конкретной ситуации для сбора и интерпретации результатов. Универсальным методом в исследовании мышления выступает психометрический метод, основанный на процедуре тестирования. Оказали влияние на развитие психометрического метода многие зарубежные психологии: Э. Сеген, А. Бине, Дж. М. Кеттелл и многие другие.

Полученные в процессе тестирования результаты подвергаются количественно-статистической оценке. Психология в современном её понимании оперирует тестом, как инструментом, позволяющим исследовать ситуацию с различных аспектов, что способствует получению адекватной, полной и достоверной информации.

Применение патопсихологического метода при исследовании личностно-психологических характеристик основывается на создании экспериментальной ситуации, моделирующей психическое отклонение, нацеленной на анализ механизмов, функционирующих при данном отклонении и интерпретацию результатов при выполнении заданий. С.Я. Рубинштейном [39] предложено огромное количество подходов и методик, ориентированных на достоверную интерпретацию информации при психодиагностике личности с отклонением в развитии. Суть нейропсихологического метода состоит в исследовании и качественной оценке высших функций психики индивида, связывая их с функционированием областей мозга. Использование нейропсихологического метода при изучении особенностей мышления ставит перед психологами цель, заключающуюся во взаимосвязи обнаруженных отклонений функций психики со структурой мозга и определение схемы изменений функций психики. Тестовые методики, входящие в состав нейропсихологического подхода, позволяют выявить несущественные отклонения высших функций психики и действий индивида. Всё же применение нейропсихологического подхода не даёт возможности определить отклонения функций психики, которые были спровоцированы факторами иного характера, не связанные со структурой мозга. Данный подход обладает возрастными ограничениями. Таким образом, чем меньше ребёнку лет, тем более несформирована его мозговая структура.

Заключение

Развитие и становление специалиста в профессиональной сфере относится к числу важных задач. Наличие определённого уровня знаний, умений и навыков психологического типа определяет его способность к решению поставленных задач, успешность его профессиональной деятельности.

Область психологии развития и акмеологии в достаточной степени занимается исследованием и изучением проблем становления государственного служащего как личности, а так же затрагиваются вопросы его развития как высококвалифицированного специалиста. Так же актуальны проблемы мотивационного типа, внешние и внутренние факторы, способствующие профессиональному становлению личности.

Профессиональная деятельность государственных служащих представлена в виде набора параметров, отвечающих за познавательную сферу. Познавательная деятельность государственных служащих ориентируется на социальное мышление, которое представлено социальными процессами, людьми и взаимоотношениями между ними. Так как, деятельность государственного служащего ориентирована на работу с информацией, он должен уметь её анализировать и обобщать, для дальнейшего принятия решения профессионального вопроса.

В качестве значимых показателей, раскрывающих психологический аспект профессиональной деятельности, выделяют:

- работа с информацией для получения достоверной и полной информации об объекте или процессе;

- изучение проблем социальных процессов в рамках поставленной задачи;

- развитие способности конструировать модели принятия решения для решения поставленной задачи.

Вопросы, связанные с организацией и проведением психологической диагностики некоторых областей психики личности и на сегодняшний день 63

активно анализируются во многих разделах науки и психологической практике. Мышление выступает в роли головной когнитивной операции общего и промежуточного отражения реальности, реализуется через речь и способствует контролю других когнитивных процессов.

Полученные в процессе тестирования результаты подвергаются количественно-статистической оценке. Психология в современном её понимании оперирует тестом, как инструментом, позволяющим исследовать ситуацию с различных аспектов, что способствует получению адекватной, полной и достоверной информации.

Выделяют следующие признаки при отборе подходов исследования особенностей мышления:

1. Каждый подход разработан на основе конкретной научной концепции, в пределах которой она разрабатывалась.

2. Необходимо знать, какие задачи можно решить с помощью той или иной методике.

3. В исследованиях в ряде случаев целесообразно использовать несколько подходов, при этом необходимо выяснить степень согласования применения методов.

4. При использовании нескольких подходов нужно учитывать, что каждый подход способен выявить несколько сторон признаков психической деятельности.

5. Выбранные подходы должны соответствовать хронологической возможности испытуемого и степени развития его интеллекта.

Выполнив классификационный анализ методов профессиональной диагностики, в качестве автоматизируемой методики была выбрана методика для определения типа мышления и уровня креативности. Процесс разработки программного модуля для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов начинается с определения целей, задач, функциональных возможностей программного продукта.

Проектирование программного модуля было реализовано как при структурном, так и при объектном подходе. В результате на выходе процесса проектирования была получена модель (SADT-методология). Функциональная модель демонстрирует реализацию процесса тестирования. Основным элементом функциональной модели является контекстная диаграмма.

Процесс проектирования при объектном подходе позволяет представить систему (программный модуль) в виде набора независимых сущностей-объектов, с их последующей спецификацией.

В настоящее время в качестве инструмента, описывающего поведение программного модуля, используют UML (унифицированный язык моделирования). Результатом проектирования программного модуля при структурном подходе выступают следующие разновидности диаграмм: диаграмма вариантов использования, диаграмма классов, диаграмма деятельности.

Программный модуль, спроектированный и разработанный в процессе написания выпускной квалификационной работы, выполняет следующие функции:

- приведение к компьютерному виду процесса тестирования;

- организация хранения и доступа к данным;

- разграничение прав доступа для работы с программным модулем;

- формирование, просмотр отчётов, созданных в FastReport.Net;

- статистическая обработка результатов тестирования.

Разработанный программный модуль внедрён и используется в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан отделом по обеспечению деятельности управления. Программный модуль применяется для тестирования сотрудников, устраивающих на работу, так же для делегирования задач между сотрудниками отдела.

Апробация программного модуля проводилась на сотрудниках отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований. Всоответвии с должностными обязанностями сотрудники этого отдела занимаются нормотворческой деятельностью, формируют экспертные заключения на проекты приказов, принимаемые государственными органами. В качестве преобладающего типа мышления должно выступать образное мышление.

В ходе экспериментальной проверки выяснилось, что у всех сотрудников, прошедших тестирование преобладает или имеет одно из наибольших значение образное мышление, что свидетельствует о достоверности результатов тестирования.

Несложные правила работы c программным модулем, разграничение прав доступа позволяют оптимизировать процесс диагностики. Кроме того любой пользователь может работать с такой программой самостоятельно. Сотрудник получает краткую информацию о преобладающем типе мышления, а администратор видит значения по каждому типу мышления и может проинформировать начальников отделов о полученных результатах. В зависимости от результата распределяется степень нагрузки в отделе на каждого сотрудника.

Использование компьютера в психологической диагностике развивается и набирает популярность. Традиционные тестовые методики можно найти и в компьютерной форме. Компьютер выполняет функцию обычного калькулятора по обработке и подсчёту, полученных результатов. Результаты, полученные при компьютерной диагностике, представляются в удобной для восприятия и понимания форме.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова.-3-е изд., стер.-Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-365, [1] с.- ISBN 5-88687-038-5.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская-М.: Мысль,-1991.-299 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / Александр Асмолов.-3-е изд., испр. и доп. -М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. -528 с.

4. Барретт Дж. Карьера: способности и выбор профессии. Тесты / Дж. Баретт; М.:АСТ: Астрель, 2006.-206 с.

5. Барретт, Д. Выбор профессии: тесты способностей / Д. Барретт; [пер. с англ. А.В. Банкрашкова].-М.: АСТ: Астрель, 2007.-221 с.

+ еще 42 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Программный модуль для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов»
Раздел: Информатика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 76
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика