Курсовая работа

«Работа в структуре ценностно-смысловых отношений в личности»

  • 38 страниц
Содержание

Введение….

Глава I. Значимость работы в жизни современного человека: обзор зарубежных и отечественных исследователей

1.1 Ценностно-смысловая структура самосознания человека: основные подходы …

Заключение….

1.2 Работа в структуре ценностно-смысловых образований личности …

Заключение….

1.3 Потеря работы и ее последствия для человека …

Заключение….

Список литературы…

Введение

Актуальность. Проблема изучения ценностей является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. На выработку новых ценностных оснований в масштабе страны нужно значительное время. Но человек живёт и действует сегодня. А его система ценностей в значительной мере зависит от преобладающих в обществе мировоззренческих, идеологических тенденций, которые пока размыты и неясны. Ценностные ориентации и смыслы являются важнейшими механизмами регуляции человеческой деятельности в целом. Но особо весомым фактором является ценностно-смысловая сфера в профессиональной деятельности. Важность этой роли отмечается многими учёными. Сама по себе цель деятельности уже представляет собой ценность, требующей реализации. Деятельность направлена на реализацию социально и индивидуально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором, поэтому важно, чтобы ценности соответствовали представлениям о благе человека и общества. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности.

Работа становится осью человеческого существования, определяя положение в обществе, доход, образ жизни, круг общения и т.п. В этом качестве профессиональный статус отодвигает на второй план вещи некогда первостепенной значимости: религиозную и этническую принадлежность, знатность рода и т.п. Работа превращается в главный фактор самоидентификации, формируя особый менталитет человека.

Смысл конкретной работы для человека определяется совокупностью обстоятельств. К ним относятся система ценностей человека, усвоенная в детстве (или сложившаяся в последующий период жизни и актуальная в данный момент), место работы, профессиональных занятий в жизни человека (как способа быть полезным людям и как социально приемлемого способа существования), а также сама трудовая деятельность, ее предметное и функциональное содержание, средства, условия, ее продукт.

Однако эти характеристики, формирующие отношение к работе, могут лежать в разных плоскостях и на разных уровнях. Они зависят от типа личности, персональных свойств индивидов, качества их рабочих мест, их социальной встроенности (интегрированности) и др. Эти вопросы достаточно изучены.

Несмотря на множество исследований в области данного вопроса, проблема работа в структуре ценностно-смысловых отношений личности требует дальнейшего изучения.

Значение профессиональной деятельности в структуре ценностно-смысловых отношений личности с течением времени может существенным образом меняться, в связи с изменением жизненной ситуации, появлением и укреплением других равнозначимых ценностей, связанных с семьей, досуговыми увлечениями, творчеством. Какие связи сможет человек установить между различными ценностями, уравновесить, взаимно гармонизировать их, или между ними сложатся противоречивые, взаимоисключающие отношения, - этим в большой мере будет определяться характер профессиональной карьеры человека и общий уровень его жизненного благополучия.

Цель исследования: выявить значимость работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности в изменившихся условиях современного рынка труда.

Объект исследования: структура ценностно-смысловых отношений личности.

Предмет исследования: значимость работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности.

Гипотеза: Значимость работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности обусловлена в существенной степени личностными характеристиками, такими как в установке отношений к работе, перфекционизму, трудоголизму, к жизненной удовлетворенности, к трудовым мотивам.

Задачи исследования:

1. на основе теоретического анализа литературы определить структуру мотивации личности по отношению к работе;

2. определить структуру ценностно-смысловых отношений личности;

3. определить содержание категории «профессиональная компетентность» и ее структуру;

4. определить структуру профессиональной компетентности личности в разных видах деятельности;

5. эмпирически выявить значимость работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности;

6. определить динамику значимости работы в структуре ценностно-смысловых отношений личности.

Фрагмент работы

Глава 1 Значимость работы в жизни современного человека: обзор зарубежных и отечественных исследователей

1.1 Ценностно-смысловая структура самопознания человека: основные подходы

«Каждый человек для самого себя является чем-то ценным, в конечном счете, лишь в своем, им самим осознаваемом психическом мире, который, при всей кажущейся неопределенности, неустойчивости, текучести, определенным образом упорядочен, структурирован» отмечает В. Ф. Сержантов. [Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Издательство Ленинградского университета. 1990-360с., с. 191]

Значимость разделяемых ценностей в жизни людей неоднократно отмечалось представителями различных сфер. Научное изучение этих ценностей имеет междисциплинарный характер, например у психологов: Д. А. Леонтьева, В. В. Знакова. [Знаков, В. В. Научно-психологические и религиозно-филосовские подходы к изучению духовных ценностей понимающего мир субъекта / В. В. Знаков // Ценностное сознание в период преобразования общества. – М., 1997. – С. 76 - 95].

Изучение ценностей человека изначально были рассмотрены в трудах философов (Г. Лотце, Ф. Ницше, М. Шелер, Н. Гартман, Р. Пери и др.), затем культурологов, антропологов и социологов (М. Вебер, М. Мид, К. Клакхон, Т. Пасоне, М. Рокич и др.).

Правильно отмечает Л. И. Анцыферова, что «…за пределами исследований остается такое содержательное, ценностно-смысловое измерение, которое и характеризует человека как личность…» [Анцыферова, Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Л. И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке. – М., 2000. – С. 27-42]

Ценностно-смысловой сферы личности на сегодняшний день является объектом разных дисциплин (философии, социологии, психологии, педагогики), а также занимает значимое место в исследованиях.

В психологическом словаре самопознанию дают такое определение: «Самопознание – как высший уровень развития сознания является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознания можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. Одна из высших форм работы самосознания – попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко, трансформируется в поиск смысла жизни». [Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е, Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 2-е. –Ростов н/Д.: Феникс, 2006, - 808 с. – (Словари)]

Отсюда, самосознание осуществляет регулирующую функцию. Самосознание объединяет в себе самоусовершенствование и поиск смысла жизни. Без сознания и без самосознания нет личности. Если окружающая реальность и в сознании отображается вся, то объектом самосознания является сам человек, его «Я». Самосознание участвует в развитии системы взаимоотношений с окружающим миром, а также воздействует на формирование определенных черт характера и личности в целом. Основной корректор самосознания – это жизнь.

Смирнов Л. М. отмечает, что «чем богаче и разнообразнее жизнь индивида, тем больше список актуальных для него, эмоционально им переживаемых базовых ценностей, обеспечивающих семантическое перекрытие ценностными отношениями всего многообразия его жизни» [Смирнов, Л. М. Уровень ценности в структуре личности / Мир психологии. - № 4., 2007. – с. 220-230]

А. Некрасов психолог отмечает, что «Система ценностей, как и все в жизни, зависит от состояния сознания. Как мы думаем, так мы и живем. Для кого-то в системе ценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда, жилье деньги. Для другого это вообще не является существенным, он живет только духовными ценностями. И сравнивать вероятность взглядов одного или другого человека нет смысла даже, каждый живет в соответствии со своим сознанием» [Некрасов, А. Материнская любовь. / Анатолий Некрасов. Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВТК, 2012. – 249 с., стр. 104]

К. Левин пишет, что «Ценность влияет на поведение, но не имеет характер цели (т. е. поля силы). Например, индивидуум не пробует «достигнуть» ценности справедливости, но справедливость скорее «руководит» его поведением». [Смирнов, Л. М. Уровень ценности в структуре личности / Мир психологии. - № 4., 2007. – с. 220-230]

Смирнов Л. М. замечает, что «Ценности занимают более высокое место в структуре личности и гораздо более устойчивы. Индивидуальные ценности являются сугубо личным и внутренним» [Смирнов, Л. М. Уровень ценности в структуре личности / Мир психологии. - № 4., 2007. – с. 220-230]

Ценностно-смысловым ориентациям характерен динамический характер. Если их наличие не поддерживается человеком, если они не формируются, не осуществятся и не актуализируются, то они постепенно исчезают. Принятие и освоение ценностей сложный и продолжительный процесс. Осознание ценностей зарождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений формируются ценностные ориентации, которые, в свою очередность, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Представления создаются на личностном уровне, которые также являются продуктом непосредственных контактов людей с окружающим миром. По суждению Э. А. Орловой, «это слабо расчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения, оценки. [Марксистско-Ленинская социология / Отв. ред. Осипова Г.В., Иванов В.Н. - М., 1988. - 263 с., стр. 136]

На уровне повседневной жизни типичные представления являются своеобразными единицами социального знания. В процессе формирования личности ценностные представления осваиваются. Ценностные представления являются для индивида своеобразным образцом, с которым он неизменно соотносит свои интересы и собственные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. Серый

Для определения ценности явлений служит оценка объективной действительности. Я. Гудачек считает, что оценку подобает понимать, как рациональный акт, с помощью которого осуществляется выбор между объектами, где часть из них имеет отношение к ценностям. [ Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. – с. 102-109.]

Б. Г. Ананьев обозначает, что «формирование личности путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности». [Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., Наука, 1977. – 344 с., с.248]

И. Ф. Клименко полагает, что интериоризация в обществе важных ценностей проходит через освоение социальных нормативов, как в вербальном и в поведенческом плане. [Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - с. 3-12]

Б. С. Круглов считает, интериоризация ценностей является осознанным процессом. Он полагает, что у человека есть способности выделить из множества явлений те, которые для него имеют кое-какую ценность. После выстроить эти ценности в определенную структуру, в зависимости наличия целей близких, либо далеких в личной жизни, возможностей их осуществления. Подобная способность реализуется, если человек обладает высоким уровнем личностного развития. Значит человек социально-психологически зрелый, у него образовалась высшая степень психических функций, сознание. [Круглов Б.С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшекласника / под ред. И.В. Дубровиной - М., 1989. - с. 12-14.]

По взгляду Б. И. Додонова, « ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки – рациональной или эмоциональной)» [Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. – 272 с., с.11].

Отсюда видно, что лишь эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида формируют условия для интериоризации ценностей.

В ходе интериоризации ценностей наравне с умственными и эмоциональными факторами нужны и волевые компоненты. В регуляции психических функций (ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи) участвует воля. Наличие волевого акта позволяет познать, принять и включить в собственную систему ценностей. Р. С. Немов характеризует введение воли в управление деятельностью человека как «…активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели в начале» [Немов Р.С. Психология. В 2-х т., Т. 1. – М., 1994. – 576 с., с. 363].

Овладение социальных ценностей совершается также в процессе идентификации. В. Г. Леонтьев наблюдает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание важных для человека ценностей, и формирование личности выходит через специфическое подражательное освоение личностных смыслов [Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. - Новосибирск, 1992. – 216 с., с. 80].

Дж. Ройс подмечает, что ценности выступают как «мост между смыслом и личностью». В своих трудах он показывает смысл, который направлен ориентацией на ценности с индивидуальностью личности. Дж. Ройс в своих трудах пишет о связи смысла с структурной организацией. Откуда берется смысл, Ройс отвечает: «…Он возникает как функция внутренней структуры индивида, структуры вне его и структуры взаимодействия организм-среда… Ключ к личному смыслу заложен в структуре эпистемологических и ценностных иерархий каждого индивида».

[Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / - М.: 2003. – с. 487, с. 45].

К. Г. Юнг выдвигает положение о том, что люди стоят перед вопросом раскрыть смысл, благодаря которому они могут жить. «Человек может претерпеть тяжелейшие испытания, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в создании этого смысла» [Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст] / М.: Ренессанс, 1991. – 304 с, стр. 182]. «Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы обыденного приобретения и потребления. Если он теряет этот смысл, то тот час же делается жалким и потерянным» [Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст] / М.: Ренессанс, 1991. – 304 с, с. 80]

В иной работе Юнг затрагивал возрастные и дифференциально-психологические аспекты смысла жизни. Он наблюдает, что в молодом возрасте сильнее ориентация на действие, а познание смысла жизни становится значительнее в взрослом возрасте; значимость смысла жизни могут отрицать люди с низкими запросами или не вполне социально приспособленные, а те, кто к этим категориям не относится, столкнутся с этим вопросом наверняка. [Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. [Текст] / М.: Прогресс «Универс», 1993. – 336 с, с. 84, 86]

По мнению Юнга, архетипы и символы являются источниками, которые придают смысл нашей жизни: «Формами придания смысла нам служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности, в чем обычно не отдают себе отчета. Придавая смысл, мы пользуемся языковыми матрицами, происходящими, в свою очередь, от первоначальных образов». В аналитической психологии Юнга центральное место занимает архетип. [Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст] / М.: Ренессанс, 1991. – 304 с, с. 121]

В. Э. Чудновский считает, что «смысл жизни – идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная» им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка. Настолько высокого, что потеря смысла жизни может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле». Чудновский останавливаясь на проблеме смысла жизни, пишет, что «смысл жизни является особым психическим образованием, имеющим свою специфику возникновения, свои этапы становления, и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от «породивших» его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [Чудновский, В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутренного» // Психологический журнал. – 1995. – Т.16. - №2. – с. 13-25]. У Чудновского вызвано внимание к изучение структуры этого образования, соотношение в ней когнитивных, эмоциональных и волевых компонентов. Также Чудновский останавливается на процессе становления жизненного смысла и его изучения, механизма его действий, какие изменения происходят с ним в критических жизненных ситуациях, а также в ходе возрастного формирования.

Э. Шпрангер ввел представление смысловой связи, где связывает ее с ценностью, выступающей пояснительной инстанцией по отношению к смыслу: «какой-нибудь механизм, например, можно назвать осмысленным, поскольку все осуществляемые им отдельные процессы скоординированы в направлении к общему результату, который имеет какую-то ценность. Организм является полным смысла, и поскольку все его собственные функции направлены на сохранение своего состояния в данных жизненных условиях и поскольку само это сохранение может рассматриваться как ценное для него. Но прежде всего полна смысла жизнь души в индивидууме, так как она в самой себе имеет значение всей своей активности и значение связи частных функций, переживая их как ценное или, наоборот, не имеющее ценности» [Шпрангер, Э. Два вида психологии [Текст] / Э. Шпрангер //Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. – М.: Московский университет, 1980. – с. 286-300 , с. 294-295] «Лишь внутри структуры душевные элементы получают смысловую связь подобную тому, как в имманентных смысловых связях находится части организма» [там же, с. 299].

А. Н. Леонтьев считает, что: «смысловые структуры являются превращенными формами жизненных отношений субъекта». [Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / - М.: 2003. – с. 487, с. 126]. Леонтьев выделил шесть видов смысловых структур: личностный смысл (основой сознания), смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностный ценность. Все они тесно взаимосвязаны между собой. В то же время они разные между собой по своим структурным и психологическим характеристикам.

[Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / - М.: 2003. – с. 487, с. 127].

В. Франкл включает суждение о ценностях-смысловых универсалиях, где человек может сделать свою жизнь осмысленной: «Во-первых, с помощью того, что мы делаем в жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей) и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить». Таким образом Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Под ценностями творчества Франкл подразумевает труд, где « «…смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие». Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми.

Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом - единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь – это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживания другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. «Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом ».

Наибольшее внимание Франкл уделяет ценностям отношений. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен, знать осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. «Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, - пишет Франкл, - становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца – до последнего дыхания.» Пожалуй наибольшее практические достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низкий – обращение к ним оправдано, лишь, когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны» [Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / - М.: 2003. – с. 487, стр. 38-39].

Франкл выделяет в своих работах следующее: «Человек решает за себя; любое решение есть решение за себя, а решение за себя – всегда формирование себя» [Франкл, В. Человек в поисках смысла. [Текст] / - М.: Прогресс, 1990. – с. 367, с. 114].

Мир, в котором живет человек, представляет собой мир ценностей. Рассмотрим, что же пишет В. Ф. Сержантов о ценностях: «Ценность есть предмет потребностей человека, таким предметом может быть вещь или идея, в силу этого ценности разделяются на материальные и духовные. Материальные ценности суть орудия и средства труда, и вещи непосредственного потребления. Духовные ценности суть идеи – политические, правовые, моральные, эстетические, философские, религиозные. Все ценности являются продуктами общественного производства – материального и духовного. В силу того, что ценности предназначены для удовлетворения потребностей, и в силу того, что они являются продуктами производства, они опосредуют взаимодействия людей в их жизни; голых, не опосредованных ценностях связей людей не существует или почти не существуют. Прогресс человека, развитие цивилизации, представляет собой создание все увеличивающегося и дифференцирующегося мира ценностей и все большее усложнение ценностных связей людей между собой. Вся ценность характеризуется двумя свойствами – значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей – их отношение к потребностям человека; он определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в данном обществе». Сержантов делит компоненты значений на материальные и духовные ценности, представим их в таблице 1.

Таблица 1

Материальные ценности Духовные ценности

1. Физический статус 1. Информационное содержание и истинностная характеристика

2. Техническое устройство 2. Материальное воплощение

3. Праксеологические функции 3. Аксиологическая функция

4. Социально-экономическая форма 4. Социально-экономическая форма

Материальные ценности представляют собой, прежде всего определенный природный материал, вещество с определенными физическим особенностями в широком смысле этого слова (физическая, химические, биологические свойства и т.п.). Материальные ценности действуют на всех этапах развития общества в определенных социально-экономических формах (товарно-денежная или натуральная форма, та или иная форма собственности).

Духовные ценности характеризуется определенным информационным содержанием и реальным отношением (политические, правовые, этические и другие). [Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1990. – 360 с., стр. 170-171]

Также Сержантов считает, что «ценность является ценностью не само по себе, а в отношении к человеческому миру, к человеку, и, следовательно, реализуется в отношениях человека к миру ценностей». [Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1990. – 360 с., с. 176-177]

В своих трудах М. М. Бахтин выделяет разведение семантической (значенческой) стороны произведения и его ценностно-смыслового момента, который порождается присоединением к высшей ценности. В отличие от значимости, смысл диалогичен. «Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла… Актуальный смысл принадлежит не одному (одинокому) смыслу, а только двум встретившимся и соприкоснувшимся смыслами. Не может быть «смысла в себе» - он существует только для другого смысла, то есть существует только вместе с ним. Наконец, смысл не может действовать как материальная сила, влиять на физические явления, но он и не нуждается в этом; осуществляя смысловое преображение бытия, он оказывается сильнее всякой силы». [Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.: Искусство, 1979. – 423с, с. 368-369].

По взгляду В.А. Петровского, идентификация образует одну из форм отраженной субъективности,»…когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и т. п.» [Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. -239 с., стр. 22]. Предоставленный механизм является ведущим при изучении групповых ценностей и норм.

Таким образом, мы намерены истолковывать идентификацию как процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основе установленной эмоциональной связи, и введение в собственный внутренний мир и принятие как личных норм и ценностей окружающих.

Интернализация – это сложный механизм процесса установления и усвоения ценностей.

Интернализация намеривает осознанное восприятие окружающей среды и принятие норм ценностей в собственной деятельности. Также интернализация полагает взятие на себя ответственности, истолкование важных событий как следствие личной деятельности.

Я. Гудачека считает, что пробел отдельных стадий может привести к редуцированию интернализации и, как результат, к механическому установлению чужих образов и стереотипов поведения [Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. - с. 102-109.].

Отсюда, что процесс создания ценностно-смысловых ориентаций неразрывно связан с общими закономерностями социального развития и идет по двум детерминирующим друг друга направлениям: развитие ценностно-смысловых ориентаций, связанных с нормативами взаимоотношений людей друг с другом, и с нормативами взаимодействия субъекта с предметами в мире постоянных вещей. Условиями социальной личности служат интериоризация, инденттфикация и интернализация.

Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.г. Ярошевского. – 2-е изд., - М., 1990. – 494 с., с. 375]. И. Ф. Клименко считает, что ценностно-мысловые ориентации, формируются в ходе развития, в зависимости от характера занимаемой деятельности в которую включена личность. [Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - с. 3-12.]. По мнению И. С. Кона, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [Кон И.С. Социализация. – БСЭ, 3-е издание., т.24. – С. 221, с. 17]. Таким образом, на образование ценностно-смысловых ориентаций на различных стадиях социализации влияют различные факторы (влияния на личность разных ситуаций в жизни и условия воспитания).

Начальное формирование личности происходит в дошкольном возрасте. Но, как отмечает Е.Ф. Рыбалко, «первые три года жизни являются ее предысторией, периодом создания необходимых условий ее развития» [Рыбалко Е.А. Становление личности //Социальная психология личности. – Л., 1974. – С. 20-31, с. 21].

В дошкольном возрасте (3-7 лет) осваиваются первые этические нормы. Ролевая игра является ведущим видом деятельности. В период происходит изучение правил, норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Через посредника (старшего) и через соучастника (ровесника) происходит данный процесс. Примером поведения для детей являются взрослые, их поступки и взаимоотношения. Также примером служат близкие люди, герои различных литературных произведений, вызывающие одобрение окружающих. Затем ориентиром поведения для ребенка являются ровесники. Приобретение нравственных ориентаций проходит в ходе общения в группе, где дети используют освоенные прежде эталоны. В ходе игры у ребенка происходит освоение некоторых черт личности, по которым ребенок разграничивает социально полезных и отрицательных черт. Ребенок дошкольного возраста использует этические оценки, которые включены в структуру из первых ценностных ориентаций. Для ребенка зачисление в школу является переломным моментом. Дети начальных классов входят в иную систему отношений, где изменяется их взгляды в обществе. Основным занятием для детей становится учение в школе. В ходе обучения у детей развиваются интеллект и познание. В ходе обучения и общения непроизвольно дети объединяются, что в дальнейшем способствует образованию коллективизма. В этот период у детей развиваются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические), которое приводит к образованию ценностных ориентаций. В младших классах закладывается фундамент морального поведения. Как замечает Р. С. Немов, «…через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими его взрослыми» [Немов Р.С. Психология. В 2-х т., Т. 2. – М., 1994. -496 с., с. 30].

В подростковом возрасте (10-11 – 13-14) происходит усиленное становление личности на основании процесса социализации. По мнению Д. И. Фельдштейна, основным видом деятельности у подростков является общественно полезная деятельность [Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка // Вопр. психол. - 1976. - № 4. - с. 26-34.]. У подростков в этот период появляется и формируется имтимно-личностная форма общения. В начале у подростков происходит поворот в сторону своих сверстников. Общение со своими сверстниками очень значимо для подростка. Само общение со своими сверстниками в этот период принимает избирательный характер. Это связано с социально существенными примерами для подражания, которое устанавливает содержание образующихся ценностных ориентаций. Ориентация влияет на нравственные качества, через которые выражается отношение к человеку.

1.3 Потеря работы и ее последствия для человека

На сегодняшний день влияние безработицы на здоровье человека является актуальной. На основании того, что каждые три года проводят международные конференции на тему безработица и здоровье. Организаторами служат Институт психологии труда, безработицы и здоровья и Международная комиссия по профессиональному здоровью (ICON). Темами обсуждения являются влияние безработицы на детей безработных, небезопасная работа, социально-экономические и психологические последствия безработицы, стратегии социального сопровождения и профессионального перемещения и др. (Мандрикова Е. Ю., 2004). [Чуйкова, Т.С., Курунов, В.В., Куликова, Л.А. Психологическая помощь безработным: теория и технологии практической психологии: монография [Текст]. – Уфа: изд-во БГПУ, 2012. – 134 с., стр. 53].

Для современного человека вероятность остаться без работы является источником беспокойства. Из-за закрытий или сокращений предприятий множество людей остаются без работы. Например, для жителей страны Японии увольнение – это несчастье, которое называют «kubi kiri» - «гильотинирование». У человека ограничиваются средства к нормальному существованию, появляется чувство ненужности обществу, нарушается привычный круг общения, который был на работе. [Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.6 ил., стр. 12-13].

С конца 1980-х годов Российской Федерации нам стал реальным неизвестный нам институт безработицы. В нем существовали соответствующие государственные службы и формы деятельности. В организацию процессов труда и трудовых отношений субъектов наравне с другими формами (профессиональная подготовка, профориентация, профессиональный отбор и т.д.) является как актуальный элемент допустимое состояние человека как безработного.

Имеется контингент людей, которые самостоятельно и с помощью служб занятости не могут возвратиться на рынок труда. Причинами служат объективные и субъективные детерминанты. [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 24]

За рубежом в 1930 годы были получены данные о патогенетические связи состояние безработного с психосоматическим расстройствами. В разные годы в различных странах были проведены независимые исследования, в которых свидетельствуют о пониженном психологическом и соматическом здоровье у безработных, частично занятых, у членов их семей, у вынужденных переселенцев, у выпускников вузов при продолжительной незанятости (1).

Из литературных источников видно, что состояние безработного отрицательно влияет на психосоматику, социальные стереотипы (курение, применение наркотиков, злоупотребление алкоголем, суициды, правонарушение и т.д.) и психические функции. Негативные явления социальных стереотипов увеличиваются в периоды незанятости. В состоянии безработного у человека наблюдается нарушение сна, аппетита, сексуальной активности. Оставшись вынужденно без работы, многие воспринимают как трагедию. По данным отечественных исследователей доказано, что у безработных по сравнению с работающими частота соматической и психической патологии увеличивается от 1,5 – 2 до 4 – 10 раз. (1)

Глюханюк Н.С. с соавторами доказывают на основании психологической практики и разнообразных теоретических исследований, что «потеря работы вследствие вынужденного увольнения приводит к различным негативным изменениям в поведении и эмоциональных реакциях людей. Так установлено, что для потерявших работу, как правило, характерны:

• переживание состояния депрессии;

• снижение чувства удовлетворенности жизнью;

• усиление чувства одиночества и социальной изоляции;

• потеря ощущения времени, отсутствия распорядка дня;

• нарастание апатии, пассивности и покорности;

• преобладание настроений пессимизма и фатализма в отношении к жизни в целом;

• потеря стремления к упорядоченности в своей жизни;

• повышение возбудимости, агрессии». (Ф.С. Исмагилова, 1999). [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 25]. Оставшись без работы, человек теряет возможность удовлетворять свои высшие потребности в самореализации, общественных связях и контактах. Появляется нужда в безопасности: пугает неизвестность завтрашнего дня, попадает чувство жизненной стабильности. Все труднее реализовать свои низшие потребности: доводится ограничивать себя в средствах, все тяжелее себя активно целенаправить. [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 25].

Продолжительный период безработицы для человека постепенно нарушает единство иерархии мотивов. Важные мотивы, как авторитет, профессиональная компетентность утрачивают свою актуальность. Время провождения является менее важной проблемой, начинает идти на первый план. У безработного проявляется неудовольствие, беспокойство и негативные эмоции из-за невозможности удовлетворить свои потребности, а также нарушение их иерархии. [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 25].

У безработного наблюдается изменения в поведении. У безработного происходят внешние изменения связанные с организацией своего дня, так как много свободного времени. Это является результатом естественной потери способности к самоорганизации и пониженный уровень ориентировки во времени. [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 25].

Исходя из положения французский психолог Лавье, утверждает, что «человек, оставшись без работы, неизбежно проходит стадии эмоционального переживания. Автор предлагает следующую типологию переживаний безработных. Первая стадия – шок, эмоциональное потрясение. Иногда человек переживает эту стадию, еще не уволившись с предприятия, а только узнав о предстоящем увольнение. Во многих случаях это кратковременное состояние сопровождается чувством облегчения: событие, которое давно ожидалось, наконец свершилось, а следовательно, вторая стадия – стадия неприятия действительности. Безработный отказывается верить в то, что с ним случилось. Отказ принять травмирующую действительность тем острее, чем неожиданнее и маловероятнее для человека была потеря работы. Третья стадия – гнев, негодование по поводу того, что произошло. Открытое возмущение безработным может адресовать кому угодно: родственникам, бывшим коллегам, всем, кто его окружает или мог быть хотя бы косвенным виновником того, что с ним произошло. Четвертая стадия – депрессия, подавленность, тоска, состояние, близкое к полному отчаянию. Резко снижается волевая регуляция и поисковая активность. Это стадия «ухода в себя», когда безработный примиряется с мыслью об отсутствии перспектив, бесполезности попыток изменить что-либо в жизни, собственной ненужности. Пятая стадия – переоценка ценностей. Здесь, как правило, наблюдается два варианта развития: переоценка ценностей происходит или не происходит. Стадия переоценки ценностей предполагает пересмотр безработным отношения к себе и ситуации. Это стадия формирования намерений действовать, стремления любыми средствами пытаться изменить ситуацию, вырваться из нее. Если переоценки ценностей не происходит, то ситуация принципиально не меняется. Сохраняется ощущение бесперспективности и собственной ненужности». (Психологические аспекты собеседования с безработным, 1995). [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 25-26].

В таких странах, как Норвегия, Швецария и Финляндия, к безработице относятся как к социомедицинский диагноз. (1)

При продолжительности безработицы у человека возникает положительная динамика депрессивной и тревожной симптоматики. Безработный в первые 2-3 месяца проявляет активность в поиске работы и высокая мотивация к труду. Затем наступает кризис трех месяцев. К шестому месяцу у безработного наступает дистресс. Период от 12 до 24 месяцев активность безработного снижается и переходит в стабильные формы. В состоянии безработного человек привыкает и примеряется после шестого месяца. Прослеживается опасность профессиональной дисквалификации до профессиональной непригодности. Большинство безработных переобучаться не видят смысла. Но если все-таки переобучились, то по новой специальности не работают. В основном безработные обращаются за поддержкой к психологам, ходят в комнаты психологической разгрузки. Создают клубы безработных. Начинают заниматься своим здоровьем. Различают три вида невротического нарушения, которые проявляются в форме невротических реакциях. В период больше 12-24 месяцев наблюдается развитие невротического состояния. Появляются трудности между сотрудниками службы занятости и безработными, которые проходят большими психоэнергетическими затратами. (1)

У безработного невротическое развитие проходит по истерическому и психастеническому видам. У потенциального безработного нарушение психосоматики, исследователи отметили еще до потери работы. (1)

Трех стадийную модель предложили в 1938 году П. Айзенберг и П. Лазарсфельд. Модель австрийского психиатра Л. Пельцмана в 1990 году получила наибольшее распространение. В этой модели показан процесс утраты статуса работающего человека, который состоит из четырех стрессовых фаз такие как: «сначала состояние неопределенности, шока, ожидание увольнения, дезориентации в результате внезапной потери работы; далее 2-4 месяца – состояние эмоционального подъема и «радужных перспектив» относительно поиска работы».

После шести месяцев потеряв работу наступает утяжеленное состояние, которое характеризуется разрушением привычек, поведения, интересов, ценностей, целей. Негативно проявляют себя колебания, которые связаны с надеждой найти работу. Через 12 месяцев у безработного доминирует беспомощность. Оставшись без работы, человек привыкает к состоянию бездеятельности. В дальнейшем у безработного формируется боязнь найти работу. (1)

К. Леана и Д. Фельдман доказали следующую закономерность: чем продолжительнее личность находится без работы, тем больше необратимым процессом будет считать потерю работы. В последствии это послужит тем, что будет окрашивать чувства и поведение человека. [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 27].

Таким образом, на основании стадийных теорий мы делаем вывод, что чем продолжительнее человек находится в состоянии безработного, тем больше возрастает чувство беспомощности и доля негативных эмоций. [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 27].

На основании этой модели отечественные исследователи доказывают, что появление синдрома социально-психологической дезадаптации, неуверенности в себе, заниженной самооценкой, нарушением базовых ценностей, снижением социальной активности, неудовлетворенности жизнью сопровождается вынужденной незанятостью. Результатом всему этому служит ухудшение состояние здоровья, повышенный уровень психологической напряженности и дезинтеграция поисковой активности. В итоге состояние безработного сопровождается утомляемостью, расстройством памяти и внимания, нарушением межличностных отношений, страхом, тревогой, апатией, сужением круга общения, появлением проблем досуга, изменением структуры свободного времени, неуверенностью к будущему. (1)

Ванберг отметил, на психику человека негативно оказывает влияние поиск работы. Предложив свою кандидатуру, человек ощущает страх критичной оценки, а при отказе фрустрацию. [Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.6 ил., стр. 14]

Шульц Д. и Шульц С. заметили, отсутствие работы проходит острее, если работник занимал высокий пост. Чем ниже пост, тем легче переносится потеря работы. [Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. – СПб.: Питер, 2011. – 224 с.6 ил., стр. 14]

В своей диссертации Гильдингерш М.Г. подмечает, что в западных странах 46% преступности составляют лица без постоянного дохода, а в России 39%. Молодежная безработица и застойная форма незанятости являются более опасными ( Гильдингерш М.Г., 1995) [Чуйкова Т.С. Особенности психологического консультирования стр. 128-131].

В основе возникновения психосоматических дисфункций выступают: пол, возраст, образование, этнический фактор, время (особенно после трех месяцев). (1)

В наше время в литературных источниках представлено несколько типологий безработных, которые выделены по разным основаниям. [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 27].

Глюханюк Н.С. с соавторами считают, что «безработных можно разделить на четыре типа в зависимости от уровня активности и самостоятельности. (Р. Рикка,1993). [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 28].

Безработные первого типа не нуждаются в услугах службы занятости. Они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специальностями, имеют разнообразный опыт работы и поэтому достаточно конкурентоспособны на рынке труда. Они могут быть даже не зарегистрированы в центре занятости. Безработные второго типа, как правило, обязательно регистрируются в центре занятости, стремясь максимально использовать все предлагаемые услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованы, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются. Безработные третьего типа долго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадии переоценки ценностей, и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации. Безработные четвертого типа – люди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившиеся элементы, для которых потеря работы становятся провокационным толчком к неблагоприятным личностным сдвигам». [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 28].

К. Леана и Д. Фельдмана провели исследование, на основании которого выяснили, что «человек, сталкивающийся а неопределенностью, угрожающими и разрушительными изменениями в своей жизни, например, при потере работы, реагирует тремя способами:

• пытается осмыслить ситуацию на когнитивном уровне;

• воспринимает ситуацию на уровней эмоций;

• погружается в переживание своей проблемы с последующими физиологическими сдвигами». [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 28].

Чуйкова Т.С. на основании результатов исследований отмечает, что «на значительную стрессогенную нагруженность ситуции безработицы, влекущей за собой нарушения в самочувствии, негативные изменения в семейной сфере и межличностном общении, вызывающей различные деструктивные формы поведения. [Чуйкова Т.С. Особенности психологического консультирования стр. 128-131].

Поведение безработных формируется чертами их восприятия, эмоционального окружения и физиологической реакцией. На основании этих факторов безработный может противостоять безработице. Р. Рикк описывает природу коупинга и считает, что «природа коупинга значит справляющегося поведения в форме «активных попыток индивидуумов упорядочить жизнь после того, как они пережили стресс. Выделяет три вида: «проблемно-сфокусированный» - предполагает попытку изменить окружающую обстановку посредством устранения самого источника стресса, например, через поиск работы или переобучение на новую профессию; «симптомо-сфокусированный» - направлен на снижение уровня депрессии и чувства одиночества, вызванного потерей работы, например, вхождение в группы социальной поддержки, получение пособия, пользование льготами; «паллиативный коупинг» - характеризуется активностью, которая направлена на снижение негативных реакций в связи с потерей работы, но не на изменение ситуации как таковой». Безработные применяют разные виды психологические защитные механизмы. Безработные подавляют в себе чувства, которые вызваны увольнением. Некоторые пытаются отвлечься от реального мира с помощью алкоголя или наркотиков. Безработные, к сожалению, часто используют паллативный коупинг, который мало вероятнее сможет помочь в решении проблемы, кроме того, отнимает энергию и желание устроиться на работу. (К. Леана, Д. Фельдман, 1995). [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 29].

М. Аргайл пишет: «… существуют и счастливые безработные. Однако нельзя сравнивать счастливого человека, имеющего работу, и счастливого безработного». [Аргайл М., Психология счастья, 1990, с. 89-103]. Большинство думают, что протестанская этика определяет презрительное отношение к безработным. Согласно ей безработные – это лентяи, попрошайки, которые живут на пособие по безработице. Различают в основном двух типов людей, у которых наблюдается склонность к безделью. Первыми являются занятые неквалифицированным физическим трудом. Ко вторым относятся владельцы частной собственности. [Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.С. Пряжников. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – с. 368, стр. 125 ].

На сегодняшний день «безработицу можно рассматривать как признак неудачи, как социальное клеймо, как форму отклонения». Безработные способные сами организовать свое свободное время не страдают от безработицы. В состоянии безработного человек по-разному себя проявляет. Кто-то «приспосабливается» к новому образу жизни. Другие создают свои конторы, сохраняя свою квалификацию. Большинство все-таки деградируют, не пытаясь изменить свою жизнь. [Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.С. Пряжников. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – с. 368, стр. 125-126 ].

Если проследить отношение к безработным в ходе эволюции, то мы заметим, что при Елизавете I безработных в Англии называли бездельниками, во времена промышленной революции их называли безработными, в настоящее время безработные – это люди с проблемой свободного времени. [Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.С. Пряжников. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – с. 368, стр. 126 ].

Бендюков М.А. с соавторами выявили, что по поводу переживаний вследствие потери работы особых отличий не наблюдается между мужчинами и женщинами. Но мужчины испытывают чувство вины в происшедшем, а женщины чувствуют подавленность. [Ильин Е. П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии») стр. 474].

Чуйковой Т.С. были предприняты первые попытки выделить и описать пути решения ситуации потери работы в рамках диссертационного исследования под руководством Осницкого А.К. (Чуйкова Т.С., 1998; Осницкий А.К. Чуйкова Т.С., 1999). Выделили три группы безработных. Они использовали разные стратегии решения проблемы профессионального самоопределения и отличались особенностями регуляции своей активности в проблеме поиска работы. [Чуйкова, Т.С., Курунов, В.В., Куликова, Л.А. Психологическая помощь безработным: теория и технологии практической психологии: монография [Текст]. – Уфа: изд-во БГПУ, 2012. – 134 с., стр. 40].

Чуйковой Т.С. был разработан регуляторноориентированный тренинг. Цель тренинга заключалась в обнаружении новых и восстановлении предыдущих ценностей, включающую в себе позитивную и содержательную нагрузку. В процессе тренинга применяли техники на повышение эмоционального состояния, повышение самоуважения, снижение тревожности и др. [Чуйкова, Т.С., Об одном подходе к оказанию психологической помощи безработным стр.84-86].

Глюханюк Н.С. с соавторами считают, что «безработица – процесс, тесно связанный с культурно-истоическим фоном его протекания, поэтому прямое заимствование опыта зарубежной науки является невалидным для российской действительности. Это еще раз подтверждает актуальность исследования влияния безработицы на психическое здоровье на российской выборке» [Глюханюк Н.С., Колобкова А. И., Печеркинка А. А. Психология безработицы: введение в проблему издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. 84 с., стр. 32].

Заключение

Психологическим ядром ценностно-смысловых ориентаций личности является различная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, играют важную роль в формировании направленности личности, показывающих социально детерминированные отношения личности к действительности.

Многие авторы считают, что ценностно-смысловые ориентации определяют центральную позицию личности, влияют на направленность и содержание социальной активности, отношение к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, обусловливают его поведение и поступки. Человек пытается обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным. Нереализованность стремления приводит человека к ощущению фрустрации или экзистенциальному вакууму.

Таким образом, ценностно-смысловые ориентации личности на различных этапах социализации развиваются неоднозначно и определяются факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями.

Индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли являются психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентации и играют важную роль в становлении личности и ее социализации.

Анализ существующих типологий безработных граждан свидетельствует о разнообразии оснований, по которым осуществляется типология: эмоциональные переживания ситуации потери работы: уровень активности в решении проблемы трудоустройства; социальная принадлежность и др. Подобное разнообразие определяет исследовательский интерес к проблеме, но, к сожалению, не позволяет решать конкретные задачи, связанные с определением уровня влияния ситуации потери работы на человека, в частности, его психологическое здоровье.

Подтверждение экономических прогнозов, совпавших с закономерностями, проявившимися в западных странах, совпало с «бумом» зарубежной психологической литературы, долгое время оставшейся для России запретным плодом, а теперь ставшим вдвойне желанным и доступным. В итоге панацеей от безработицы в социально-психологическом плане явилось прямое заимствование практических технологий работы с незанятым населением. По опыту западных служб занятости были разработаны психодиагностические методики, созданы Клубы ищущих работу, где реализовались программы тренингов коммуникативного и эмоционально-регулятивного свойства.(2)

Однако вскоре стало ясно, что эффективность применяемых реабилитационных методов неизменно высока только в плане обучения социальным навыкам: поиску информации о вакансиях, отработки навыков участия в интервью, написания грамотно составленных и привлекательных резюме. Что же касается психологических вмешательств и коррекций, то амплитуда их успешности в отношении повышения конкурентоспособности на рынке труда изменялась от случая к случаю, от одной группы к другой с непредсказуемым результатом – от феерического успеха до негативных последствий. Напрашивается закономерный вывод: без собственных социально–психологических исследований особенностей безработных граждан, без учёта влияния неповторимой экономической ситуации в России, российского менталитета, без построения психологической характеристики российского безработного человека и модели его поведения в этой кризисной ситуации невозможно предложить действенные психологические техники реабилитации и поддержки.(2)

Список литературы

1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - т.5. - № 5. - с. 63-70

2. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев // – М.: Наука, 1977. – 344 с

3. Анцыферова, Л. И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Л. И. Анцыферова // Проблема субъекта в психологической науке. – М.: 2000. – с. 27-42

4. Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст] / – Иркутск., 1989. - 195 с.

5. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин - М.: Искусство, 1979. – 423 с

6. Блейхер В.М., Крук, И.В. Толковый словарь психиатрических терминов [Текст] / – Воронеж, 1995. – 640 с.

7. Глюханюк, Н.С., Колобкова, А. И., Печеркинка, А. А. Психология безработицы: введение в проблему [Текст] / издание 2-е, дополненное – М.: Московский психико-социалогический институт, 2003. - 84 с

8. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / В 2-х. т., Т. 2: пер. с франц. Ж. Годфруа - М.: 1992. – 376 с

9. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности [Текст] / Я. Гудачек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: 1989. – с. 102-109

10. Данч, И. Развитие и совершенствование личности в процессе трудового воспитания [Текст] / И. Данч // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: 1989. - с. 67-78

11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. – 272 с., с.11

12. Занковский, А. Н. Организационная психология стр.569

13. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 1986. – 287 с., с. 93

14. Знаков, В.В. Научно-психологические и религиозно-филосовские подходы к изучению духовных ценностей понимающего мир субъекта [Текст] / В. В. Знаков // Ценностное сознание в период преобразования общества. – М.: 1997. – с. 76 – 95

15. Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. [Текст] / Е.П. Ильин // – СПб.: Питер, 2011. – с. 224

16. Клименко, И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека [Текст] // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М.: 1992. - с. 3-12

17. Климов, Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа [Текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. - 1993. - т.14. - №4. - с. 130-136

18. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов // – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с (т.2, с.349)

19. Климов, Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии [Текст] / Е.А. Климов // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - с. 5-14

20. Кон, И.С. Социализация [Текст] /– БСЭ, 3-е издание., т.24. – 221 с.

21. Круглов, Б.С. Социальная направленность личности [Текст] / Б.С. Круглов // Формирование личности старшекласника / под ред. И.В. Дубровиной - М.: 1989. - с. 12-14.

22. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации [Текст] / В.Г. Леонтьев // - Новосибирск, 1992. – 216 с

23. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / А.Д. Леонтьев // - М.: 2003. – с. 487

24. Лингарт, Й. Процесс и структура человеческого учения [Текст] / Й. Лингарт //– М.: 1970. – 685 с

25. Марксистско-Ленинская социология [Текст] / Отв. ред. Осипова Г.В., Иванов В.Н. - М., 1988. - 263 с.

26. Массен, П., Конгер, Дж., Каган, Дж., Гивитц, Дж. Развитие личности в среднем возрасте [Текст] / Психология личности // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - M.: 1982. - с. 182-186

27. Некрасов, А. Материнская любовь [Текст] / Анатолий Некрасов // Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВТК, 2012. – 249 с

28. Немов Р.С. Психология [Текст] /Р.С. Немов // В 2-х т., Т. 1. – М.: 1994. – 576 с

29. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // В 2-х т., Т. 2. – М., 1994. - 496 с.

30. Никифоров, Г.С., Дмитриева, М.А., Корнеева, Л.Н. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Под ред. Никифорова, Г. С. [Текст] / Г.С. Никифоров // -СПб.: Издат-во С-Петербургского университета,1991. – 152 с

31. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.С. Пряжников. // – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

32. Психологическая теория коллектива [Текст]/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: 1979. - 239 с.

33. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.г. Ярошевского. – 2-е изд., - М., 1990. – 494 с.

34. Рыбалко, Е.А. Становление личности [Текст] / Е.А. Рыбалко //Социальная психология личности. – Л.: 1974. – с. 20-31

35. Сапогова, И.А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников [Текст] / И.А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в Российском образовании. Материалы 2 научно-практической конференции - Красноярск, 1995. - с. 147-148

36. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия [Текст] / В.Ф. Сержантов // Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - 360с.

37. Смирнов, Л. М. Уровень ценности в структуре личности [Текст] / Л.М. Смирнов // Мир психологии. - № 4., 2007. – с. 220-230

38. Смирнов, Л. М. Уровень ценности в структуре личности [Текст] / Л.М. Смирнов // Мир психологии. - № 4., 2007. – с. 220-230.

39. Удальцова, М.В., Воловская, Н.В., Плюснина, Л.К. [Текст] / Удальцова, М.В., Воловская, Н.В., Плюснина, Л.К. // Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность/ социологическое исследование. - 2005. - №7. – с. 43-52

40. Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол. - 1976. - № 4. - с. 26-34

41. Фенхем, А., Хейвен, П. Личность и социальное поведение [Текст] / А. Фенхем, П. Хейвен // СПб: Питер,2001. – 368 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

42. Франкл, В. Человек в поисках смысла. [Текст] / В. Франкл // - М.: Прогресс, 1990. – 367 с.

43. Франкл, В. Человека в поисках смысла: Сборник [Текст] / В. Франкл // Общ. Ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. – М.: 1990. – 368 с.

44. Чиксентмихайи, М. В поисках потока: Психология включенности в повседневность [Текст] : пер. с англ. / М. Чиксентмихайи – М.: Альпина нонфикшн, 2011. – с. 194

45. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутренного» [Текст] / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. – 1995. – Т.16. - №2. – с. 13-25

46. Чуйкова Т.С. Особенности психологического консультирования стр. 128-131

47. Чуйкова, Т.С., Курунов, В.В., Куликова, Л.А. Психологическая помощь безработным: теория и технологии практической психологии: монография [Текст]/ Т.С. Чуйкова, В.В. Курунов, Л.А. Куликова //. – Уфа: изд-во БГПУ, 2012. – 134 с

48. Чуйкова, Т.С., Об одном подходе к оказанию психологической помощи безработным стр.84-86

49. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В. Б. Шапарь, В. Е, Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 808 с. – (Словари)]

50. Шевчук, А.В. О будущем труда и будущем без труда [Текст] / А.В. Шевчук // Общественные науки и современность. - 2007. - № 3. – с. 44-54

51. Шпрангер, Э. Два вида психологии [Текст] / Э. Шпрангер //Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. – М.: Московский университет, 1980. – с. 286-300

52. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб., 2003, стр. 23

53. Юнг, К. Г. Архетип и символ. [Текст] / К.Г. Юнг // М.: Ренессанс, 1991. – 304 с

54. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени. [Текст] / К.Г. Юнг // М.: Прогресс «Универс», 1993. – 336 с

Покупка готовой работы
Тема: «Работа в структуре ценностно-смысловых отношений в личности»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Цена: 1100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика