Дипломная работа
«Использование хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором»
- 65 страниц
Введение
Глава 1.Теоретические основы использования хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором
1.1 Исторические этапы развития башкирской хоровой музыки
1.2 Особенности использования башкирской хоровой музыки в программах для общеобразовательных школ
Глава 2.Педагогические условия использования хоровой использования хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором
2.1 Содержание формы и методы использования хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором
2.2 Педагогический эксперимент и его результаты
Список литературы
Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.
Так в методике работы с детским хором всегда существовали и существуют различные аспекты. Прямая обязанность руководителя детского хора так усовершенствовать методы работы с хоровым коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.
Хоровое пение это искусство массовое, оно предусматривает главное коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.
Самым неисследованным звеном в работе с детским хором является использование хоровой музыки башкирских композиторов.
Исследованию различных аспектов музыкального творчества башкирских композиторов посвящены работы Л.H.Атановой, Г.Н.Ахмадеевой, Э.И.Давыдовой, Е.Р.Скурко, Т.С.Угрюмовой, Н.А.Еловской, Г.С.Галиной, З.А.Имамутдиновой и др. Большинство из них имеют обобщенную тематику, связанную с проблемами становления жанров профессионального музыкального искусства Башкортостана. Конкретно исследованию хорового творчества башкирских композиторов посвящены работы Р.Х.Исламгуловой и М.П.Фоменкова. Среди композиторов республики наиболее больший вклад в развитие хоровой музыки внесли Р.А.Муртазин, Х.Ф.Ахметов, З.Г.Исмагилов, К.Ю.Рахимов, Р.В.Сальманов это авторы хоровых сочинений, блестящих обработок народных песен для хора.
В этой связи исследование творчества композиторов Башкортостана представляется важным и закономерным. Сочинения башкирских авторов уже давно получили общественное признание. Они прочно вошли в репертуар творческих коллективов республики, включены в обязательную программу детских республиканских исполнительских конкурсов.
Необходимость исследования хоровой музыки композиторов Башкортостана обусловлена и потребностью практики — увеличением удельного веса национально-регионального компонента в учебных планах образовательных учреждений республики, а также культурной политикой, направленной на сохранение и дальнейшее развитие башкирской культуры.
Анализируя достижения теории и практики в области хорового искусства, национального музыкального образования детей, можно сделать вывод о том, что до сих пор не исчерпаны все возможности использования хоровой музыки башкирских композиторов в хоровом коллективе.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы выпускной квалификационной работы: «Использование хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором».
Объектом исследования является хоровая музыка башкирских композиторов.
Предмет исследования составляет творчество композиторов Башкортостана в работе с детским хором.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие музыкальных способностей детей будет более успешным, если использовать хоровую музыку башкирских композиторов в работе с детским хором.
Данное исследование ставит своей целью выявление особенностей использования хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть исторические этапы развития башкирской хоровой музыки;
2.Определить особенности использования хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором на основе анализа существующих программ и методик для уроков музыки.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность учебно-методического комплекса по использования хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором.
Методологическая основа исследования. Применение системного подхода к анализу хоровой музыки позволяет рассмотреть ее как множество взаимосвязанных элементов, образующих органическую целостность. Использование культурологического подхода дает возможность вписать хоровые сочинения башкирских авторов в контекст всей музыкальной культуры Башкортостана.
Базисными для настоящей работы стали положения, разработанные в исследованиях Исламгуловой Р.Х., М.П. Фоменкова.
Закономерным стало обращение к трудам, посвященным исследованию различных аспектов музыкального творчества башкирских композиторов Л.H.Атановой, Г.Н.Ахмадеевой, Э.И.Давыдовой, Е.Р.Скурко, Т.С.Угрюмовой, Н.А.Еловской, Г.С.Галиной, З.А.Имамутдиновой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: будет разработано содержание учебно-методического комплекса, способствующего по использованию хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применение разработанного учебно-методического комплекса, основанного на использовании хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором, будет знакомить детей с богатым музыкальным творчеством башкирского народа, что может содействовать формированию уважительного отношения к его культуре и традициям, развитию у детей чувств интернационализма и патриотизма. Учебно-методический комплекс можно будет использоваться в качестве пособия по использованию национально-регионального компонента в программе «Музыка» и являться универсальным с точки зрения его адаптации к наиболее известным программам по музыке
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором
1.1 Исторические этапы развития башкирской хоровой музыки
Хоровая музыка в творчестве композиторов Башкортостана представлена хоровыми обработками народных песен, оригинальными песнями и миниатюрами, хоровыми циклами, кантатами, ораториями. В развитии башкирской хоровой музыки прослеживаются следующие исторические этапы.
Хоровая музыка в республике начала развиваться в 20-е гг. XX века, когда в художественной самодеятельности начали зарождаться первые хоровые коллективы. В их репертуаре преобладали несложные одно-двухголосные обработки народных мелодий типа такмаков, революционные и красноармейские песни. До наших дней дошли некоторые образцы массового песнетворчества тех лет – «Косилка, молотилка», «Наза», «Золотой» и др. В последующие годы большое количество хоровых песен пришло с театральной сцены. Музыкальная драма, включавшая фольклорного склада песни, наигрыши и танцы, популяризировала формы совместного пения. К таким формам относятся следующие произведения башкирских композиторов: «Башмачки», «Зульхабира», «Зятек» Х.К.Ибрагимова; «Башкирская свадьба» К.Ю.Рахимова; «Хакмар», «Карлугас», «Тальян-гармонь» М.М.Валеева. Ранними образцами хорового двухголосия стали «Шаль вязала», «Песни Гулизар», «Белая береза» М.М.Валеева. По пути дальнейшего усложнения партитуры, формирования многотембрового, многоголосного хора пошли композиции, создавшие первые обработки народных песен, С.Х.Габяши, М.М.Валеев, К.Ю. Рахимов, А.А.Эйхенвальд, В.А.Белый, А.С.Ключарев, А.Г.Тихомиров. С самого начала башкирские композиторы откликались на огромные изменения, происходившие в жизни страны и в душах людей, искали новые средства художественного выражения. Далее рассмотрим вклад башкирских композиторов в развитие башкирской хоровой музыки в 20-е гг. XX века.
Одним из известных композиторов этого времени является Султан Хасанович Габяши, который был бесконечно предан идее музыкального просвещения народа. Являясь представителем двух родственных культур – башкирской и татарской – он делал все для их качественного подъема к вершинам мировой культуры. Он родился в Татарии, но именно на башкирской земле получил музыкальные навыки и создал свои первые сочинения, проявил себя как умелый организатор хора и педагог. В 20-30-е годы появляется острая нужда в музыкантах-педагогах, и Султан Хасанович немедленно включается в этот процесс: он преподает на музыкальных курсах народов Поволжья, учит музыкально-теоретическим дисциплинам в Восточной консерватории и на курсах переподготовки учителей начальных школ в Арске, организует хоры. При этом исполняются как его оригинальные произведения, так и обработки народных песен. В тот же период он пишет песни на актуальные темы – о комсомоле и Красной армии. Султан Хасанович Габяши является одним из первых кто начал делать обработки народных песен [23,57].
Значительный вклад в развитие хоровой музыки внес Валеев Масалим Мушарапович. Для учащихся, Оренбургского музыкального техникума с которыми он занимался хоровым пением. Написал песни «Ак кайын» («Белая береза») и «Матур ялан» («Красивая долина»). В первых его песнях уже сформировались светлые лирические интонации, ставшие впоследствии основой творческого почерка композитора. В послевоенные годы композитора пишет хоровые и оркестровые произведения, создает монументальный торжественный хор в сопровождении симфонического оркестра, посвященный двадцатипятилетию Башкирии, симфоническую сюиту, увертюру и красивую, поэтичную «Легенду» для симфонического оркестра. Появление этих произведений было большим событием, так как это были первые опыты создания симфонической музыки на национальной башкирской основе.
Одним из зачинателей музыкальной культуры нашей республики является Камиль Юсуфович Рахимов, который внес огромный вклад в башкирскую музыкальную фольклористику. Многие годы своей жизни он посвятил работе по записи и расшифровке народной музыки. Произведения К.Ю. Рахимова — поэтичные вальсы для симфонического оркестра, музыка к драматическим спектаклям, хоровые сочинения, вокальные миниатюры — прочно вошли в репертуар исполнителей программ радио и телевидения.
Также в 20-30е гг. XX века важную роль в развитии национальной музыкальной культуры сыграл радиокомитет. В 1928 году в Уфе был открыт Башкирский радиокомитет, организована музыкальная редакция, первым редактором которой стал композитор Александр Ключарев, позже — Камиль Рахимов. Здесь возникли первые в республике инструментальные и вокальные творческие коллективы: трио, квартет и секстет домр, любительский хор под руководством Анатолия Тихомирова, некоторое время просуществовал даже симфонический оркестр в составе тридцати человек, которым руководил дирижер А. Спиваковский. Именно для этих коллективов были написаны первые композиторские опыты в республике: обработки башкирских народных песен «Таштугай», «Русоволосая» («Кары ла сэс»), татарских плясовых мелодий «Фазлуш» и «Поденщики» для секстета домр, сделанные К. Рахимовым, хоровые обработки «Кагарман-кантон», «Абдрахман», «Красивые девушки» Масгута Баширова, симфонические — «Журавлиная песнь» Масалима Валеева, «Караван-сарай» А. Ключарева. Для хора и оркестра были предназначены обработки К. Рахимова «Рыжий конь со звездочкой на лбу» («Ерэн -капгка»), «Карабай», «Салават» [4,45].
Большое значение на начальном этапе развития башкирской хоровой музыки сыграл Ибрагимов Хабибулла Калимуллович. Он руководил двумя профессиональными башкирскими хорами – Республиканского радиокомитета и Башкирской государственной филармонии, одновременно преподавал и руководил хоровым классом в Уфимском музыкальном училище. В 1958 году Шамиль Ибрагимов вступил в Союз композиторов. Возглавляемые им хоровые коллективы с большим успехом выступили на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. Основываясь на достижениях своих предшественников и народных музыкальных традициях, Шамиль Ибрагимов смог поднять башкирскую профессиональную хоровую музыку на новый, более высокий уровень развития. Именно он стал автором многих хоровых произведений, ставших впоследствии классикой башкирской национальной музыки. Его произведениям присущи напевность, лиричность, гармоничное сочетание национального колорита и классического стиля. Простота формы, яркий народный юмор — характерные особенности его творчества.
Яркость и проникновенность образов, мастерство хорового письма отличают многие произведения Шамиля Ибрагимова, вошедшие в репертуар самодеятельных и профессиональных хоровых коллективов. Композитор хорошо знал возможности человеческого голоса, его произведения удобны для исполнения, отличаются мелодичностью.
Ибрагимов Ш.К. является автором свыше 50 вокально-хоровых произведений, в том числе кантат «Слава тебе, Башкортостан!», «Мир отстояли – мир защитим», хоровых поэм «Поэма о солдате» и «Земля моя родная», хоровых миниатюр. Значительным вкладом в башкирскую хоровую музыку являются созданные композитором лирические миниатюры «Диля», «Урал мой», «Дема, моя Демушка». Популярны его хоровые песни шуточного характера «Девушки нашего села», «Вдоль по вольной Агидели» и другие. Мастерством хоровой инструментовки отличаются обработки башкирских народных песен «Алты егет» («Шесть джигитов»), «Кулуй-кантон» и многих Ибрагимовым Ш.К. выпущен авторский сборник «Уральские березы». В фонде телерадиокомпании «Башкортостан» хранятся записи свыше 70 произведений башкирских композиторов в исполнении хоров, руководимых Шамилем Ибрагимовым.
В 30е гг. XX века ярким примером вклада русской интеллигенции в широком смысле этого слова в развитие и обогащение музыкальной культуры народов Башкирии является многогранная деятельность Антона Александровича Эйхенвальда. В начале 30-х годов Наркомат просвещения БАССР приглашает А.А. Эйхенвальда в Уфу, чтобы ознакомиться с имеющимися у него записями башкирских народных песен. Композитор встречается с местными музыкантами, знатоками башкирского фольклора. Среди них — Х.К. Ибрагимов, К.Ю. Рахимов. Как венец творческих исканий становится создание А.А. Эйхенвальдом легендарно-героической оперы «Мэрген» (либретто М.Бурангулова) [13,78].
Существенный вклад в развитие башкирской хоровой музыки внес русский композитор – Белый Виктор Аркадьевич. Его произведениям свойственны романтическая приподнятость, опора на массово-демократический интонационный строй. Многие сочинения Белого В.А. связаны с гражданской тематикой. Классовой борьбе пролетариата посвящены поэма для хора и симфонического оркестра «Голодный поход» (сл. Д. Паскаля) и хор «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» (сл. Н. Минского в обраб. И. Френкеля). Известность получили «Баллада об Александре Матросове» (сл. Я. Шведова) и хоровая песня «В защиту мира» (сл. И. Френкеля).
В 30-е годы среди множества песен — фольклорных записей — песню «Салават-батыр» записал композитор Александр Ключарев, который в 1934—1937 годы изучал башкирскую народную музыку, работая в Башкирском институте национальной культуры. В 1935 году Ключарев завершает работу над симфонической поэмой «Салават». Это одно из первых произведений о народном герое, воссоздающих мужественный, героический образ в жанре симфонической музыки. В начале 50-х годов композитор создает хоровой цикл из десяти башкирских народных песен. Одна из них «Салават» для хора без сопровождения. Народная песня обработана с тонким ощущением особенностей ее содержания, характера и жанра. Композитор трактует народную мелодию свободно, развивая ее при помощи разнообразных полифонических приемов. В результате создается цельный и значительный музыкально-поэтический образ.
Важным событием в конце 30-х годов становится составление сборника «Шесть башкирских народных песен для хора», автором которого является Тихомиров Анатолий Георгиевич. Профессиональную деятельность он начал артистом Государственного хора при политотделе Башвоенкомата, также он автор многочисленных обработок русских, башкирских, татарских народных песен для хора и переложений сочинений русских и башкирских композиторов.
Хоровое пение наиболее эффективна, доступна и действенна как форма музыкального воспитания. В хоровом пении музыкальным инструментом является человеческий голос, а пользоваться им умеют все дети.
Кроме того, хоровое пение влияет на развитие певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Главная задача работы с детским хором является вырабатывание у певческого коллектива навыков чистого интонирования, пения в ансамбле, художественно-выразительного исполнения с использованием хоровой музыки башкирских композиторов.
Особое место в репертуаре хора занимают произведения башкирских композиторов: С.Г.Шагиахметовой, хоровые сочинения «Детская сюита для струнного квартета» А.Р.Сальмановой, «Забытый шлягер» Р.Г.Касимова, «Семь девушек» Х. Ахметова, «Салават батыр» (муз. А. Зиннуровой, сл. Р. Ураксиной), С.Низаметдинова «Урман музыканттары», Башкирская народная песня «Айзар гынайым» и др.
При отборе репертуара мы опирались на тот факт, что у башкирского народ всегда была связь с природой, с единым духом башкирского народа. Данные песни не только развивают музыкальные навыки, но и приобщают детей к истории башкирского народа, знакомят с духовной культурой башкир и других народов, воспитывают бережное отношение к людям и природе.
Обобщение анализа результатов опытно-экспериментальной работы в целом позволяет заключить, что систематическое использование хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором имеет значительное развивающее и воспитательное воздействие на личность ребенка.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. − М. Просвещение, 1983.
2. Ю.Б.Алиев Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М. Владос-пресс 2005.
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. − М.: Издательский центр "Академия", 2002.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: изд-во Просвещение, 1968.
7. Гарипова Н.М. Ценности фольклора и фольклор как ценность музыкальной педагогики // Актуальные проблемы современного музыкального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы непрерывного этномузыкального образования в системе “семья – ДОУ – школа – УДО – ссуз – вуз – ПК”». – Уфа, 2006.
8. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. − 3-е изд., стереотип. − М.: Издательский центр "Академия", 2000.
9. В.В.Емельянов Развитие голоса (координация и тренинг). – С-Пб., 2007.
10. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун /Сост. Н.Н. Иванова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
11. Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева, В.В.Медушевский, В.А.Школяр Теория и методика музыкального образования детей. – М., ФЛИНТА - НАУКА, 1999.
12. Исламгулова Р.Х. Хоровое творчество башкирских композиторов: Очерк. - Уфа: РИЦ Уфимского государственного института искусств. – с.нот.
13. Кашапова Л.М. Этномузыкальное образование школьников: история, теория и практика: Учебное пособие. - Уфа: БИРО, 2004. – с.168.
14. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. – М.: 1989. – с. 14.
15. Краснощеков В. Вопросы хороведения. – Москва: Музыка, 1969. – с. 299.
16. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов начальных факультетов педвузов. − М.: Издательский центр "Академия", 2001.
17. Работа с детским хором: Сборник статей/ под ред. В.Г.Соколова. – М.: Музыка, 1981. – с.70.
18. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: 1992.
19. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – С. 76.
20. Струве Г.А. Школьный хор: Книга для учителя. – М.: 1981. – с.79.
21. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика:Учеб пособие для студ.муз фак.высш.пед.учеб.завед. – М.: 2003. – с.50.
22. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возраст. // Хрестоматия по возрастной психологии Фельдштейна Д.И. - М.: Институт практической психологии, 1996.
23. Ямалетдинова Н.Г, Хусаинова Р.Х. Музыка: Рабочие программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений РБ. – Уфа: Китап, 2011. – 64 с.
Тема: | «Использование хоровой музыки башкирских композиторов в работе с детским хором» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 65 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Использование детской музыки башкирских композиторов в вокально-хоровой работе с младшими школьниками
Дипломная работа:
Использование произведений советских композиторов в вокально-хоровой работе
Дипломная работа:
Рекомендации по записи детских хоровых коллективов
Дипломная работа:
Использование современной музыки башкирских композиторов
Дипломная работа:
Использование произведений башкирских композиторов на уроке музыки