Дипломная работа
«Формирование читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
- 93 страниц
Введение 3
1. Детская книга 6
1.1.Что такое детская книга 6
1.2.Классификация, разновидности детских книг 14
1.3.Роль книжных иллюстраций в развитии дошкольника 18
Выводы по главе I 24
2. Психолого-педагогические основы формирования читательских умений дошкольников в ходе анализа иллюстраций из детских книг 26
2.1.Характер познавательных процессов 26
2.2.Читательские умения. Классификация 32
2.3.Методы и приемы работы с детской книгой в ДОО 38
Выводы по главе II 41
3. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательских умений старших дошкольников в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией 43
3.1. Выявление уровня сформированности читательских умений старших дошкольников 43
3.2. Работа по формированию читательских умений в ходе анализа книжных иллюстраций 49
3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию читательских умений старших дошкольников 56
Выводы по главе III 60
Заключение 61
Список литературы 62
Приложения 66
Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К.Д.Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».
Актуальность выбранной темы заключается в следующем. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в рамках дошкольного образования, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в начальной и основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.
Основная задача воспитания дошкольников на современном этапе - гармоничное развитие личности ребенка в процессе приобщения к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство -неотъемлемая часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.
Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация.
Как указывают ученые (Е.А. Флерина, В.А. Езикеева, Н.А. Курочкина, А.Ф. Яковличева и др.), дошкольники радуются яркому, красочному изображению; но они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали; схематичные картинки дошкольников не интересуют и не привлекают; им доступно понимание характера образа; рисунки являются для дошкольников средством припоминания текста; жест, поза, мимика персонажей чаще всего остаются незамеченными.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.[18;3]
В соответствии с темой исследования были определены объект, предмет, цель и задачи.
Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия формирования читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией.
Гипотеза исследования: Если воспитатель будет учитывать следующие педагогические условия на ООД по литературному образованию:
- отбор иллюстраций в соответствии с учетом возрастных особенностей восприятия детей;
- использование книжных иллюстраций в совокупности с литературным произведением;
то формирование читательских умений старших дошкольников в процессе анализа книжной иллюстрации будет более эффективным
Объект исследования: процесс литературного образования дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования.
2. Выявить у старших дошкольников степень сформированности читательских умений.
3. Разработать и апробировать комплекс НОД с использованием книжных иллюстраций, способствующих формированию читательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить методические условия, способствующие более эффективному формированию читательских умений старших дошкольников.
5. Выявить эффективность экспериментальной работы.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; анализ базовых понятий исследования.
2) эмпирические методы: анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы обработки данных (количественная и качественная);
Практическая значимость данной работы видится в том, что она может быть использована учителями, заинтересованными литературным развитием учащихся. Материалы работы могут пополнить виды и приемы анализа текста, виды работ с текстом в соответствии с целесообразностью их использования в каждом конкретном случае.
Теоретической базой исследовательской работы являются труды ученых, рассматривающих проблему использования иллюстраций в работе с детьми в различных аспектах: педагогическом (Л.И. Беленькая, Г.Г. Григорьева, А.Г. Дериновская, Н.Н. Житомирова, Т.С. Комарова, А.В. Славин, И.И. Тихомирова, Е.А. Флерина и др.); психологическом (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Е.А. Громова, Л.А. Матвеева и др.).
Проблемами изучения чтения и читательских умений занимались многие исследователи, методисты и учителя-практики, в частности: Шалатонова Н. П. (2001), Соловьева Ю. И. (2006), Колодезникова С. И. (2007), Мангилев П. И. (2008), Ротова Л. Н. (2013) и др.
Экспериментальная база исследования старшая группа "Анютка" МАДОУ Детский сад №45"Родничок"
Цель опытно-экспериментальной работы: доказать эффективность работы по анализу иллюстраций для формирования читательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведение опытно-экспериментальной работы было осуществлялось в три этапа:
1. констатирующий этап;
Цель: выявить уровень сформированности читательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
1. формирующий этап;
Цель: разработать и апробировать комплекс занятий с использованием иллюстраций из детских книг для развития читательских умений старших дошкольников.
1. контрольный этап;
Цель: выявить эффективность экспериментальной работы.
Экспериментальное исследование основывалось на следующих принципах:
• доступности;
• прочности;
• сознательности и активности;
• гуманности;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников;
• наглядности
Базой опытно-экспериментальной работы явилась группа «Анютка» и «Аленький цветочек» МАДОУ Детский сад №45 «Родничок», г. Псков. В эксперименте приняли участие воспитанники групп в количестве 20 человек, дети были поделены по группам: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек). Экспериментальное исследование проводилось с личным участием автора.
В ходе проведенной работы была достигнута поставленная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия способствующие более эффективному формированию читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией
И реализованы намеченные задачи: проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией; разработать методику использования книжных иллюстраций для формирования читательских умений у детей старшего дошкольного возраста; проанализировать результаты работы и сделать выводы.
По мере все более близкого знакомства детей с творчеством известных художников-иллюстраторов было видно, как менялось их отношение к книжным иллюстрациям. Теперь они уже не торопились переворачивать страницы, а подолгу всматривались в изображения, созданные художником, мысленно жили и действовали вместе с персонажами книг.
При наблюдении за детьми замечено, как они самостоятельно подмечали интересные детали, радовались находкам мастера и его выразительным средствам.
Проведенная опытно-экспериментальная работа на формирующем этапе оказалась достаточно эффективной, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина.– М.: Академия, 2005
3. Астафьева, Н.А., Воробьева, В.Т., Воробьева, Н.П. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада : Из опыта работы /Н.А.Астафьева, В.Т. Воробьева, Н.П.Воробьева и др.; Сост. Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1991.- 126 с.
4. Безрукова, С.В. Я люблю читать / С.В.Безрукова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001.- 146 с.
5. Беленький, Г.И. Приобщение к искусству слова / Г.И. Беленький .-М.: Просвещение, 1990.-160 с.
6. Богуславская, В.А., Разова, В.Д. Работа с книгой в детском саду / Составители В.А. Богуславская, В.Д.Разова.- М.: Просвещение, 1967.- 119 с.
7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя дет. сада/ Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С.Ушаковой.- М.: Просвещение, 1987.-160 с.
8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет : Книга для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова.- М.:Просвещение, 1987.-207 с.
9. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи: Методика приобщения детей к чтению/ З.А. Гриценко.- М.:Линка- Пресс, 2003.- 176 с.
10. Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет / З.А. Гриценко.- М.:Просвещение, 2001.-147с.
11. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.А. Москва : Академия, 2012. - 347 с. : ил.
12. Гурович, Л.М.Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова , В.И. Пирадова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 128 с.
13. Джежелей, О.В., Светловская, Н.Н. Учимся любить книгу: Пособие для занятий внеклассным чтением в подгот. классах общеобразоват. школ и ст.группах дошкол. учреждений / О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская.-М. : Просвещение, 1982.-112 с.
14. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. 2110 « Педагогика и психология»/ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М.:Просвещение, 1983.-288с.
15. Дунаева, Н. Художественно-эстетическое развитие: Значение художественной литературы в формировании личности ребенка/ Н.Дунаева// Дошкольное воспитание.-2007.-№6.- С.35-39.
16. Дымшиц, П. Книга- друг ребенка: Воспитатели о детских книгах / Составитель П.Дымшиц.- М.: Просвещение, 1964.-207 с.
17. Дымшиц, П.И. О книгах для маленьких: О книгах для маленьких / Составитель П.И. Дымшиц.- М.: Просвещение, 1962.-136 с.
18. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. – М.: Сфера, 2008. – 64 с.
19. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – Москва [и др.] : [Изд-во МПСИ], 2006.- 223 с.
20. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада/ Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993.- 271с.
21. Интелектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для пед. Вузов / Под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 201 с.
22. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
23. Кабачек, О.Л. Изучение читательских особенностей детей и подростков/ О.Л. Кабачек.- М.: РГДБ, 1991.- 86 с.
24. Кионова, В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5–7 лет / В. Кионова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2.
25. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике: Пособие для воспитателя детского сада/ Н.А. Курочкина.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.-190с.
26. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]: Пособие для практ. Психологов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
27. Панков, В. И. Ваши помощники книги / В. И. Панков. – М.: Просвещение, 2009.
28. Полуянов, Ю.А. Дети рисуют: Педагогический всеобуч ребенка/ Ю.А. Полуянов.- М.: Просвещение, 1988.- 176с.
29. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 208с.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Ф.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1976.- 224с.
31. Расскажи мне сказку: Книга для воспитателей дет. сада, родителей/ Сост. Э.И. Иванова.-М.: Просвещение, 1993.- 63 с.
32. Русскова, Л.В. Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Л.В. Русскова.- М.: Просвещение, 1986.-400 с.
33. Система эстетического восприятия в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 2012.
34. Степанова Н.А. Подготовка педагогов к развитию эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2002.
35. Стрелкова, Л. Уроки сказки / Л. Стрелкова.- М.:Педагогика, 1989.- 135с.
36. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением/ И.Н. Тимофеева.- Спб.,2000.-126 с.
37. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспит. Дет. Сада/ Под ред. Г.А. Урунтаевой,- М.: Просвещение, 1995.-291 с.
38. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой. –М.: Просвещение, 1990.-420с.
39. Чарушин, Е. Волчишко: Рассказы/ Е.Чарушин.- М.:Детская литература, 1988.- 16с.
40. Чарушин, Е. Зверята: Рассказы/ Е.Чарушин.- Л.: Детская литература, 1982.-20с.
К работе прилагается защитная речь и презентация
Тема: | «Формирование читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 93 | |
Цена: | 3000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Дипломная работа:
Предметно-развивающая среда как условие формирования ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Сюжетно – ролевая игра как средство развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Изучение и преодоление нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью