Дипломная работа

«Формирование читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

  • 93 страниц(ы)
фото автора

Автор: oli4ek

Введение 3

1. Детская книга 6

1.1.Что такое детская книга 6

1.2.Классификация, разновидности детских книг 14

1.3.Роль книжных иллюстраций в развитии дошкольника 18

Выводы по главе I 24

2. Психолого-педагогические основы формирования читательских умений дошкольников в ходе анализа иллюстраций из детских книг 26

2.1.Характер познавательных процессов 26

2.2.Читательские умения. Классификация 32

2.3.Методы и приемы работы с детской книгой в ДОО 38

Выводы по главе II 41

3. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательских умений старших дошкольников в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией 43

3.1. Выявление уровня сформированности читательских умений старших дошкольников 43

3.2. Работа по формированию читательских умений в ходе анализа книжных иллюстраций 49

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию читательских умений старших дошкольников 56

Выводы по главе III 60

Заключение 61

Список литературы 62

Приложения 66

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К.Д.Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».

Актуальность выбранной темы заключается в следующем. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в рамках дошкольного образования, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в начальной и основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Основная задача воспитания дошкольников на современном этапе - гармоничное развитие личности ребенка в процессе приобщения к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство -неотъемлемая часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация.

Как указывают ученые (Е.А. Флерина, В.А. Езикеева, Н.А. Курочкина, А.Ф. Яковличева и др.), дошкольники радуются яркому, красочному изображению; но они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали; схематичные картинки дошкольников не интересуют и не привлекают; им доступно понимание характера образа; рисунки являются для дошкольников средством припоминания текста; жест, поза, мимика персонажей чаще всего остаются незамеченными.

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.[18;3]

В соответствии с темой исследования были определены объект, предмет, цель и задачи.

Цель исследования: разработать и апробировать педагогические условия формирования читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией.

Гипотеза исследования: Если воспитатель будет учитывать следующие педагогические условия на ООД по литературному образованию:

- отбор иллюстраций в соответствии с учетом возрастных особенностей восприятия детей;

- использование книжных иллюстраций в совокупности с литературным произведением;

то формирование читательских умений старших дошкольников в процессе анализа книжной иллюстрации будет более эффективным

Объект исследования: процесс литературного образования дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования.

2. Выявить у старших дошкольников степень сформированности читательских умений.

3. Разработать и апробировать комплекс НОД с использованием книжных иллюстраций, способствующих формированию читательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выявить методические условия, способствующие более эффективному формированию читательских умений старших дошкольников.

5. Выявить эффективность экспериментальной работы.

Методы исследования:

1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; анализ базовых понятий исследования.

2) эмпирические методы: анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы обработки данных (количественная и качественная);

Практическая значимость данной работы видится в том, что она может быть использована учителями, заинтересованными литературным развитием учащихся. Материалы работы могут пополнить виды и приемы анализа текста, виды работ с текстом в соответствии с целесообразностью их использования в каждом конкретном случае.

Теоретической базой исследовательской работы являются труды ученых, рассматривающих проблему использования иллюстраций в работе с детьми в различных аспектах: педагогическом (Л.И. Беленькая, Г.Г. Григорьева, А.Г. Дериновская, Н.Н. Житомирова, Т.С. Комарова, А.В. Славин, И.И. Тихомирова, Е.А. Флерина и др.); психологическом (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Е.А. Громова, Л.А. Матвеева и др.).

Проблемами изучения чтения и читательских умений занимались многие исследователи, методисты и учителя-практики, в частности: Шалатонова Н. П. (2001), Соловьева Ю. И. (2006), Колодезникова С. И. (2007), Мангилев П. И. (2008), Ротова Л. Н. (2013) и др.

Экспериментальная база исследования старшая группа "Анютка" МАДОУ Детский сад №45"Родничок"

Цель опытно-экспериментальной работы: доказать эффективность работы по анализу иллюстраций для формирования читательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Проведение опытно-экспериментальной работы было осуществлялось в три этапа:

1. констатирующий этап;

Цель: выявить уровень сформированности читательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

1. формирующий этап;

Цель: разработать и апробировать комплекс занятий с использованием иллюстраций из детских книг для развития читательских умений старших дошкольников.

1. контрольный этап;

Цель: выявить эффективность экспериментальной работы.

Экспериментальное исследование основывалось на следующих принципах:

• доступности;

• прочности;

• сознательности и активности;

• гуманности;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников;

• наглядности

Базой опытно-экспериментальной работы явилась группа «Анютка» и «Аленький цветочек» МАДОУ Детский сад №45 «Родничок», г. Псков. В эксперименте приняли участие воспитанники групп в количестве 20 человек, дети были поделены по группам: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек). Экспериментальное исследование проводилось с личным участием автора.

В ходе проведенной работы была достигнута поставленная цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия способствующие более эффективному формированию читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией

И реализованы намеченные задачи: проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией; разработать методику использования книжных иллюстраций для формирования читательских умений у детей старшего дошкольного возраста; проанализировать результаты работы и сделать выводы.

По мере все более близкого знакомства детей с творчеством известных художников-иллюстраторов было видно, как менялось их отношение к книжным иллюстрациям. Теперь они уже не торопились переворачивать страницы, а подолгу всматривались в изображения, созданные художником, мысленно жили и действовали вместе с персонажами книг.

При наблюдении за детьми замечено, как они самостоятельно подмечали интересные детали, радовались находкам мастера и его выразительным средствам.

Проведенная опытно-экспериментальная работа на формирующем этапе оказалась достаточно эффективной, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина.– М.: Академия, 2005

3. Астафьева, Н.А., Воробьева, В.Т., Воробьева, Н.П. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада : Из опыта работы /Н.А.Астафьева, В.Т. Воробьева, Н.П.Воробьева и др.; Сост. Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 1991.- 126 с.

4. Безрукова, С.В. Я люблю читать / С.В.Безрукова. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001.- 146 с.

5. Беленький, Г.И. Приобщение к искусству слова / Г.И. Беленький .-М.: Просвещение, 1990.-160 с.

6. Богуславская, В.А., Разова, В.Д. Работа с книгой в детском саду / Составители В.А. Богуславская, В.Д.Разова.- М.: Просвещение, 1967.- 119 с.

7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя дет. сада/ Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С.Ушаковой.- М.: Просвещение, 1987.-160 с.

8. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет : Книга для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова.- М.:Просвещение, 1987.-207 с.

9. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи: Методика приобщения детей к чтению/ З.А. Гриценко.- М.:Линка- Пресс, 2003.- 176 с.

10. Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго: Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет / З.А. Гриценко.- М.:Просвещение, 2001.-147с.

11. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.А. Москва : Академия, 2012. - 347 с. : ил.

12. Гурович, Л.М.Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова , В.И. Пирадова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 128 с.

13. Джежелей, О.В., Светловская, Н.Н. Учимся любить книгу: Пособие для занятий внеклассным чтением в подгот. классах общеобразоват. школ и ст.группах дошкол. учреждений / О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская.-М. : Просвещение, 1982.-112 с.

14. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. 2110 « Педагогика и психология»/ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.-М.:Просвещение, 1983.-288с.

15. Дунаева, Н. Художественно-эстетическое развитие: Значение художественной литературы в формировании личности ребенка/ Н.Дунаева// Дошкольное воспитание.-2007.-№6.- С.35-39.

16. Дымшиц, П. Книга- друг ребенка: Воспитатели о детских книгах / Составитель П.Дымшиц.- М.: Просвещение, 1964.-207 с.

17. Дымшиц, П.И. О книгах для маленьких: О книгах для маленьких / Составитель П.И. Дымшиц.- М.: Просвещение, 1962.-136 с.

18. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. – М.: Сфера, 2008. – 64 с.

19. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – Москва [и др.] : [Изд-во МПСИ], 2006.- 223 с.

20. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада/ Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993.- 271с.

21. Интелектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для пед. Вузов / Под ред. Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 201 с.

22. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.

23. Кабачек, О.Л. Изучение читательских особенностей детей и подростков/ О.Л. Кабачек.- М.: РГДБ, 1991.- 86 с.

24. Кионова, В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5–7 лет / В. Кионова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 2.

25. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике: Пособие для воспитателя детского сада/ Н.А. Курочкина.- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.-190с.

26. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]: Пособие для практ. Психологов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

27. Панков, В. И. Ваши помощники книги / В. И. Панков. – М.: Просвещение, 2009.

28. Полуянов, Ю.А. Дети рисуют: Педагогический всеобуч ребенка/ Ю.А. Полуянов.- М.: Просвещение, 1988.- 176с.

29. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.- 208с.

30. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Ф.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1976.- 224с.

31. Расскажи мне сказку: Книга для воспитателей дет. сада, родителей/ Сост. Э.И. Иванова.-М.: Просвещение, 1993.- 63 с.

32. Русскова, Л.В. Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Л.В. Русскова.- М.: Просвещение, 1986.-400 с.

33. Система эстетического восприятия в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 2012.

34. Степанова Н.А. Подготовка педагогов к развитию эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2002.

35. Стрелкова, Л. Уроки сказки / Л. Стрелкова.- М.:Педагогика, 1989.- 135с.

36. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением/ И.Н. Тимофеева.- Спб.,2000.-126 с.

37. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспит. Дет. Сада/ Под ред. Г.А. Урунтаевой,- М.: Просвещение, 1995.-291 с.

38. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой. –М.: Просвещение, 1990.-420с.

39. Чарушин, Е. Волчишко: Рассказы/ Е.Чарушин.- М.:Детская литература, 1988.- 16с.

40. Чарушин, Е. Зверята: Рассказы/ Е.Чарушин.- Л.: Детская литература, 1982.-20с.

Примечания к работе

К работе прилагается защитная речь и презентация

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 93
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика