Дипломная работа
«Формирование чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу»
- 69 страниц
ВВЕДЕНИЕ….….….…2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ ….9
1.1. Формирование чувства прекрасного у детей как психолого-педагогическая проблема….9
1.2.Особенности обучения детей народному танцу….22
Выводы по первой главе….38
ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ ….40
2.1. Содержание, формы и методы формирования чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу …40
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты….49
Выводы по второй главе….55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….63
В последние годы внимание исследователей приковано к проблемам теории и практики воспитания чувства прекрасного, являющегося важным средством формирования отношения к действительной и окружающей среде, средством нравственного и умственного воспитания, как средства формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Формирование у детей чувства прекрасного к окружающей действительности предполагает формирования отношения к семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям. Изучением данной проблемы занимались философы, педагоги и психологи: А.К. Ануфриева, С.Х. Варзиева, С.А. Иванова, Е.А. Калинина, В.Н. Карпенко, Е.Н. Логвинова, Т.Ю. Петрова, И.Д. Русия и многие другие.
Изучение данных научных исследований показало, что воспитание у детей чувства прекрасного, наряду с физическим и умственным развитием, является основой формирования всесторонне развитой личности. Воспитание такой личности включает, прежде всего, художественно-эстетическое воспитание, частью которого и является воспитание чувства прекрасного.
Учитывая художественное и эстетическое воспитание как одно из ведущих учебных воздействий, ученые отмечают, что это способствует не только развитию духовного потенциала, но и формированию оптимистического мировоззрения, которое в свою очередь влияет на формирование у ребенка чувства красоты.
Так, основам художественно-эстетического воспитания посвящены исследования философов и искусствоведов: Ю.Б. Борев, М.С. Кагана, Д.Б. Лихачев, А.Ф. Лосева и др.; педагогов и психологов: А.В. Антонова, С.Г. Доронов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.
Я считаем, что для гармоничного развития личности и формирования его чувство красоты, большое значение имеет искусство и творческая деятельность. В то же время я считаю, что огромный потенциал в этом процессе имеет хореографическое искусство. Так как в классе хореографии педагог ставит задачу: познакомить детей с хореографией и культурой народов, для развития эстетического вкуса, творческого мышления и любови к музыке и танцам.
Систематические занятия народными танцами развивают и содействуют исчезанию ряда физических дефектов. Дети с помощью народных танцев обретают правильную и красивую осанку и способствуют выработке самодисциплина и элегантности. Народный танец учит логически целесообразной организованности и грациозным движениям в танце.
Систематические занятия народным танцам равноценно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека, собранность, элегантность. Народный танец учит логическому, целесообразно-организованному, а потому грациозному движению.
О формировании у детей чувства прекрасного с помощью танца написано много книг, научных статей и учебных пособий, авторами которых являются известные историки, педагоги, хореографы и искусствоведы, такие как: С.Х. Варзиев, Т.М. Дубских, Т.М. Елканова, Р.А. Султангареева и многие другие. Исследователи подчеркивают, что танец является важным средством художественно-эстетического воспитания в целом и формирования чувства прекрасного, в частности.
В настоящее время существует множество различных подходов, методик обучения народному танцу. Их мы находим в работах Л.Д. Ивлев [5;58], М.А. Каримова [7;1880], И.П. Подласов [18;316] и многие другие. Однако вопрос о методах и приемах развития чувства прекрасного у учащихся в процессе обучения народно-сценическому танцу практически не рассматривается исследователями. Мы считаем, что данный вопрос требует специального исследования. Так как широкое использование нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения народно-сценического танца должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности[28; 311]. В связи с чем, при изучении отечественной и зарубежной литературы, монографий, научных статей и учебных пособий, посвященных хореографическому искусству, для достижения наибольшего результата во время обучения детей народному танцу, были составлены рекомендации, которые в свою очередь могут быть использованы для проведения занятий, направленных на формирование чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу, которые включают:
- развитие эстетического восприятия, включающее умения выделять особенности предметов и воспринимать окружающий его мир;
- формирование хорошего отношения к окружающим, направленное на воспитание у детей бережливости, чуткости и любви к окружающим их людей и преодоление ими трудностей, с которыми приходится столкнуться ребёнку;
- организацию общественной коллективной направленности, заключающейся в умении доставлять радость окружающим, оказание помощи нуждающимся в ней и доброжелательного взаимоотношения в совместной деятельности с другими детьми, а так же овладение детьми необходимыми знаниями в хореографической деятельности на уроках народного танца, способствующих формированию у них чувства прекрасного.
Так же мною была обоснована методика занятий народными танцами как внеклассная форма физического воспитания у детей, характеризующаяся следующими основными положениями:
- сочетанием физической, специально-танцевальной подготовки, морального, патриотического воспитания, формирования у детей художественно-выразительного исполнения движений и развитием чувства ритма;
- комплексной физической подготовкой, направленной на развитие основных двигательных качеств: общей выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и координации движений.
В данном случае выбор темы обусловлен актуальностью проблемы исследования, а также ее теоретической и методической не разработанностью, которые и позволили выделить тему настоящего исследования: «Формирование чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы и методы формирования чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу.
Объект изучения: процесс дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу.
При изучении выбранной темы, были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
2. рассмотреть отечественные и зарубежные подходы к изучению формирования чувства прекрасного у детей;
3. выделить методы, содержание и формы формирования чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу;
4. провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, метод изучения, анализа и обобщения теории и практики, а так же применен системный подход в изучении сущности проблемы, анкетирование, педагогический эксперимент.
Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические исследования:
- в области философских и искусствоведческих знаний, определяющие роль искусства (М.С. Боголюбская, Л.Д. Ивлева);
- по методике эстетического воспитания, направленного на обучение детей разнообразным видам художественно-творческой деятельности (Н.А. Ветлугина, В.В. Краевский, Т.С. Комарова и др.);
- о роли коллективной художественной деятельности в эстетическом воспитании личности (И.П. Иванов, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко Л.И. Новикова, А.И. Савенков и другие);
- о значимости эстетических чувств в формировании личности (В.К. Бакшутов, Б.Т. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, Л.Г. Юлдашев, П.М. Якобсон и другие);
- о закономерности развития детей в учреждениях дополнительного образования (Т.А. Аксененко, Е.В. Виноградова, B.C. Мухина, A.M. Прихожан, М.И. Рожков и другие);
- по методики оценки уровня развития личности в художественной досуговой деятельности (Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Б.С. Титов, Н. Ф. Урунтаева и другие).
- о влиянии искусства как фактора формирования и развития личности интереса у ребенка к народной хореографии (О.А. Апраксина, А.В. Луначарский, Л.А. Рапацкая, Н.М. Сокольникова, Л.В. Тодоров и др.).
Теоретическая значимость исследования – заключается в том, что раскрыты теоретические аспекты проблемы формирования у детей чувства прекрасного в процессе освоения народного танца.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы студентами и молодыми педагогами школ искусств, хореографических студий в организации учебного процесса по изучению народного танца, а также по формированию у детей чувства прекрасного.
Структура данной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПРЕКРАСНОГО У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ТАНЦУ
1.1. Формирование чувства прекрасного у детей как психолого-педагогическая проблема
Проблема формирование у детей идеи чувства прекрасного возникла еще в древние времена. Представления о природе чувства прекрасного, его цели, задачи изменились со времен Платона и Аристотеля. Эти изменения в отношениях были в связи с развитием науки и понимания сути самого чувства красоты.
На современном этапе развития общества, проблемы воспитания чувства красоты, развития личности, формирование ее культуры является одной из самых важных задач, стоящих перед хореографическим искусством. Эта проблема не достаточно разработана в работах российских и зарубежных педагогов и психологов. В зарубежной и отечественной литературе существует множество различных подходов к определению, выбору путей и средств воспитания у детей чувства прекрасного. Д.Б. Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»[9; 123]. Необходимо подчеркивать ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в формировании у ребенка чувства прекрасного. Например, развитие у ребенка чувства прекрасного к действительности и искусству.
Общаясь с различными явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, развивает чувство прекрасного, и это развитие часто обусловлено с использованием развлечений, а также без внешнего вмешательства, ребенок может не заметить их возникновение из неправильных представлений о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев, а также многие другие учителя, и психологи, считает: «что только целенаправленное педагогическое воспитание формирования чувства прекрасного воздействуют, вовлекая детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение явлений прекрасного, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности»[11;54]. Такое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Оно формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Такое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не только для искусства, но и для его активной жизнедеятельности в целом.
В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель формирования у детей чувства прекрасного Л.П. Печко[15; 209].
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения, он утверждает, что: «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач формирования чувства прекрасного»[6; 120]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Хореография имеет большой потенциал для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это, в свою очередь, подтверждает, что у ребенка будет гармонично развиваться творчество, потому как хореография способствует повышению детского творчества. Хореография занимает особое место, она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творческое мышление.
Музыка и движения формируют свободу ребенка в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, дают ощутить ребенку эмоциональные чувства как: радость и удовольствие, волнение и открытость.
Музыкальные и танцевальные ритмические движения и появление творческих способностей у детей могут быть весьма полезными и плодотворным. Это связано с сочетанием одной деятельности в области музыки, движения и игры (драматизации), каждая из которых вносит свой вклад в развитие детского творчества и фантазии.
Специфика танца, которая воплощает искусство, использует выразительные движения исполнителей без каких-либо устных объяснения, это в полной мере соответствует природе воображения активного ребенка, которая характеризуется эффективной реконструкцией изображения детей «с помощью своего собственного тела». Из этого следует, что в танцевальном смысле, воображение ребенка может развиваться более эффективно, чем в других видах детских музыкальных мероприятий. Например, игра-танец - характеризует развивающую деятельность, которая способствует развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста.
Со времени К.Д. Ушинского писал, что: «важнее всего для воспитания высококлассного исполнителя-мастера в хореографии или развития его творческих, интеллектуальных, эмоциональных, физических способностей средствами хореографии, формируя тем самым высоко духовную личность, только такой хореограф может дать детям наиболее значимые и полезные навыки при обучении хореографии»[39;65].
Исходя из выше сказанного, следует, что большинство педагогов Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые позволяют выделить основные положения, говорящие о сущности формирования у детей чувства прекрасного, такие же варианты имеются и у других ученых, но при этом их главная суть не теряется.
Итак, во-первых, это «создание определенного запаса элементарных знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к предметам и явлениям связанных с формированием чувства прекрасного»[6; 144].
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как творящая личность, сформировавшая в себе чувство прекрасного», - отмечает Г.С. Лабковская [8; 200].
Вторая задача воспитания у детей чувства прекрасного состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного восприятия и таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать значимые предметы и явления, наслаждаться ими»[8; 235].
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.
Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов чувства прекрасного – любование»[9; 138].
С любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинного чувства прекрасного»[9; 142].
Третья задача воспитания чувства прекрасного связана с формированием у каждого воспитуемого творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца различных духовных ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты»[9; 155].
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только понимать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что: «человек учится всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни»[10; 65].
Рассмотренные задачи частично отражают сущность формирования у детей чувства прекрасного, однако, были рассмотрены лишь педагогические подходы к этой проблеме.
Кроме того, есть педагогические и психологические подходы. Их суть в том, что в процессе воспитания у ребенка чувства прекрасного, формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагогов и психологов делятся на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность воспитания чувства красоты и позволяют судить о степени эстетической культуры прав человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки.
Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян [9; 162].
Отсюда следует, что еще одна категория воспитания у детей чувства прекрасного это - сложное социально-психологическое образование это – эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для оценки предметов или явлений» [2; 111]. Б.М. Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством»[14; 326]. Но нам более импонирует определение, данное А.К. Дремовым: «Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства»[3; 181]. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности.
Эстетический вкус означает - иметь мнение о собственных предпочтениях и мнения о конкретном объекте. Не избирательность означает отсутствие вкуса, что обусловлено отсутствием интереса в этом виде искусства (отсутствие художественного вкуса порождается отсутствием интереса к изобразительному искусству, отсутствие вкуса в поэзии, порожденной отсутствием интереса поэзия, и т.д.).
В дальнейшем в учебных заведениях ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, что не вызывает трудностей у хореографов сосредоточиться на обучении эстетических качеств явлений жизни и искусства у детей.
Наряду с ними, наиболее важным элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Б.Д. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека изолировать явления реальности и искусства процессы, свойства, качества, которые вызывают эстетическое чувство». Конечно же, это не единственный способ, чтобы изучить разработку эстетического феномена, его содержания и формы. Так как для этого требуется развитие способностей у ребенка различать тонкую форму, цвет, оценку состава, музыкальный слух, отличительный тон, оттенки звука и других особенностей эмоций и чувств в сфере хореографического образования. Потому я считаю, что культурное развитие – это начало эстетического восприятия отношения к миру.
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету»[9; 173].
В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех.
Д.Б. Лихачев отмечает, что: «испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [9; 201].
Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты»[31; 122]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное образование в эстетике, которое является важным и весомым, но охватывает лишь одну сферу человеческой деятельности. «Художественное образование процесс целенаправленного воздействия средствами искусства в личности, благодаря которому обучаемость, сформированные художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им как можно больше, и способность создавать искусство» [31; 172]. Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, трудовых отношений. Эстетическое воспитание всех форм человеческих эстетически значимых объектов и явлений, в том числе и искусства, является наиболее мощным инструментом.
Таким образом, постепенно у ребенка развивается целый ряд комплексного представления, который в свою очередь характеризует его личные предпочтения и симпатии.
В жизни ребенка воспитательное значение имеет буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают или отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созданию и сохранению красоты. О.Ю. Елькина говорила, что: «Красота только тогда, когда в созидании, в которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна, становится чувственно осязаемой ему, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом»[4; 135].
Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в ребенке чувство прекрасного к жизни, к литературе и искусству. В дополнительных образовательных учреждениях должно обращаться внимание не только на содержание предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на развитие прекрасного. «С точки зрения о прекрасном, быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития у личности, группы или коллектива чувства прекрасного. Материальная среда быта, ее духовность или без духовность, - это показатель соответствующих качеств создавших ее людей», - отмечает Г.С. Лабковская [8; 103].
В.А. Сухомлинский в культуру поведения включает и «культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе»[23; 98].
«Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений влияющих на развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко и переживается человеком. Это переживание «себя среди людей», стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом в формировании у личности чувства прекрасного, ведь только так можно достичь каких-то высот»[23; 106].
Исходя из сказанного В.А. Сухомлинским, можно предположить, что формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. Например:
1. Хореограф, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, и нужно обязательно преподнести этот материал эмоционально и выразительно;
2. Просмотреть специальные фильмы, прослушать музыку вместе с детьми. Потому как коллективный просмотр сближает детей и хореографа. Появляется общая тема для разговора, в котором хореограф умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений;
3. Воспитание с помощью традиций, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в танцоры, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.;
4. Воспитание с помощью дисциплины, так как она в свою очередь вырабатывает навыки организованности в процессе труда, а так же воспитывает активное отношение к нему. Хореограф на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное – общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине;
5. Постановка номеров на современные темы подталкивает на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев;
6. Так же полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов;
7. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей;
8. Довольно таки большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу;
9. Необходимо проводить встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей;
10. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.);
11. Не менее значимым воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне;
12. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов, что позволяет детям окунуться в разные народные обычаи, примеркой различных красочных народных костюмов и приобщением к их истории;
13. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.
В современной социальной ситуации в нашей стране, когда государственная политика направлена на возрождение духовных ценностей, возрождения народного искусства становится все наиболее важнее.
Выработанные веками, сохранение сотни поколений народного танца, является одним из самых высоких духовных ценностей нашего народа, а также эффективным средством не только всестороннего развития, но и сохранения и улучшение традиций национальной хореографической культуры народов России.
Увеличивает ценность и важность танца характер самого учителя. Потому как использование народного танца в качестве средства сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, сохраняя их первозданный вид, ребенок ощущает чувства собственного народа, чувство радости жизни и творчества.
Участие детей в творческом процессе создания танца, в частности через народные обычаи, традиции и истории костюма, является мощным инструментом при формирования элементов народной национальной культуры для более глубокого и ясного понимания детьми, поэтому лидером танцевальной группы является учитель-хореограф, который имеет решающее значение в своей деятельности.
Важно отметить, что успех детей в хореографической деятельности зависит от учителя, который имеет профессиональные знания и навыки в применении их во время учебной работы и своевременного исправления ошибок, которые негативно влияют на детей. Учителям хореографии особенно важно знать методы работы с детьми разных возрастов, чтобы понять причины наиболее распространенных ошибок, встречающихся на практике.
Художественное творчество в различных формах играет важную роль в духовно-нравственном воспитании детей. Народные хореографические коллективы является одним из самых популярных и востребованных областей деятельности общественных направлений для дальнейшего образования и профессионального обучения детей. Поэтому трудно переоценить значимость профессиональных педагогических навыков лидера народного хореографического отделения. Педагог народного танцевального коллектива решает огромное количество проблем. Сама хореография является многогранной, в связи с чем, хореограф имеет дело практически со всеми областями: искусство, образование, педагогика и психология, экономика. Организация и создание коллективных задач управления, организация учебного процесса - это важный и фундаментальный аспект деятельности педагога, которая является основой для развития коллектива и достижения образовательных и творческих целей.
Я не могу не сказать, что важной особенностью деятельности учителя в воспитании детей – это умение анализировать и принимать во внимание ситуацию обучения, способов и средств исправления ошибок. Это важно для психологического анализа, для способности чувствовать ситуацию. Эта способность хореографа для достижения благоприятных ситуаций при обучении детей народному танцу, чтобы создать устойчивую позитивную атмосферу в классе.
Для достижения наибольшего результата во время обучения детей народному танцу, были составлены рекомендации, которые в свою очередь могут быть использованы для проведения занятий, направленных на формирование чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу, которые включают:
- развитие эстетического восприятия, включающее умения выделять особенности предметов и воспринимать окружающий его мир;
- формирование хорошего отношения к окружающим, направленное на воспитание у детей бережливости, чуткости и любви к окружающим их людей и преодоление ими трудностей, с которыми приходится столкнуться ребёнку;
- организацию общественной коллективной направленности, заключающейся в умении доставлять радость окружающим, оказание помощи нуждающимся в ней и доброжелательного взаимоотношения в совместной деятельности с другими детьми, а так же овладение детьми необходимыми знаниями в хореографической деятельности на уроках народного танца, способствующих формированию у них чувства прекрасного.
Так же мною была обоснована методика занятий народными танцами как внеклассная форма физического воспитания у детей, характеризующаяся следующими основными положениями:
- сочетанием физической, специально-танцевальной подготовки, морального, патриотического воспитания, формирования у детей художественно-выразительного исполнения движений и развитием чувства ритма;
- комплексной физической подготовкой, направленной на развитие основных двигательных качеств: общей выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и координации движений.
У детей, занимающихся народными танцами по разработанной методике, отмечено значительное улучшение показателей физической подготовленности по сравнению со сверстниками.
Занятия танцами рекомендуется проводить во всех городских и сельских общеобразовательных школах.
В ходе исследования, я поняла, что чтобы научиться хорошему исполнению народного танца, надо знать народную культуру, ее национальные особенности и многое другое. А для этого, как замечает Л.Н. Богатикова: «Нужно изучить соответствующую литературу, посмотреть кинофильмы, послушать народную музыку. Это расширяет кругозор, воспитывает уважение и любовь к культуре других народов, укрепляет чувство интернационализма»[1; 126].
Таким образом, каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе народного танца зависит от творческой инициативы хореографа, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию. Народный танец же, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса и наиболее эффективного нравственно-эстетического воспитания ребенка, который формирует в конечном счете чувство к пониманию прекрасного.
1. Богаткова Л.H. Народные танцы. Под.ред. Комова А.А.- М.,2009.
2. Буров А. И. О гносеологической природе художественного обобщения / Нилов К.К.// Вопросы философии. — 2009. — № 4.
3. Дрёмов, А. К. Основы эстетического воспитания / под изд. Сомова А.П.// — М., 2008.
4. Елькиной О.Ю. Воспитание и образование в современной школе [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006.
5. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства хореографическим коллективом: учеб. Пособие. Челябинск, 2010.
6. Каргин А.С. Возродить утраченное. О мерах по сохранению и развитию традиционной культуры // Традиционная культура. — 2007. — № 2.
7. Каримова М.А. Развитие творческих способностей учащихся народно-сценического отделения Башкирского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева. Вестник, Уфа, 2012.
8. Киященко, Н.И. Эстетика жизни Эстетика жизни / Н.И. Киященко // Учеб.пособ. для учащ. лицеев и гимназий в 3 ч. (Серия «Школьный учебник»). — М.: ИНФРА—М, ФОРУМ, 2009.
9. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев - Дубна, 2009.
10. Лабковская Г. С. . Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Текст] : кн. для учителя / сост. - Москва : Просвещение, 2008.
11. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачёв. - М., 2009.
12. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве [Текст] / А.В. Луначарский. - М.: Просвещение, 2009.
13. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академия развития, 2007.
14. Некрасова М.А. Современное народное искусство. - М., 2010.
15. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2007.
16. Неменский, Б.М. Распахни окно / Б.М.Неменский // — М., 2008.
17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2008.
18. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов: учебное пособие для студентов вузов. М.: Владос-Пресс, 2010.
19. Печко Л.П., АрзямоваГ.В. Основы эстетической культуры./ Л.П. Печко, Г.В. Арзямова // — М., 2010.
20. Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 2009.
21. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009.
22. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. - 2009.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 2009.
24. Сахаров И.П. Сказания народов: Уч. пособие. Под.ред. Аминова Е.К.- СПб, 2010.-1,2том.
25. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.: 2010.
26. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2009.
27. Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 2008.
28. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 2009.
29. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.- М.: 2010.
30. Станиславский КС. Под.ред. Калимина С.К. Этика. М., 2009.
31. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань». - 2009.
32. Терещенко А.И. Быт народов: Уч. пособие. - СПб.: Дрофа 2009.
33. Ткаченко Т.С. Народные танцы / Т. Ткаченко. - М.: Искусство, 2009.
34. Уральская В.И. Природа танца.- М.: «Советская Россия», 2010.
35. Уральская В.И. Рождение танца: Уч. пособие. - М.: Просвешение, Советская Россия, 2010.
36. Устинова Т.А. Народный танец: Уч. пособие. - М.: Искусство, 1996.
37. Устинова Т.А. Беречь красоту народного танца: Уч. пособие, М.: Молодая гвардия,2009.
38. Устинова Т.А. Избранные народные танцы: Уч. пособие. - М.:Искусство,2009.
39. Ушинский К.Д. Воспитание ребенка. - М.: Наука. 2009.
40. Халфина С. Воспоминания мастеров московского балета. - М.: Искусство. - 2009.
41. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство. - 2009.
42. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая // — М., 2009.
43. Ширяев А.В. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Изд-во АПН, 2009.
44. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2009. №2.
45. Янкелевич Е.И. Воспитание осанки у детей. М.: Изд-во Физкультура и спорт, 2009.
46. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2009.
47. Эльяш Н.И. Образы танца: Уч. пособие. Под.ред. Печков С.Н. - М.: Знание, 2010.
Тема: | «Формирование чувства прекрасного у детей в процессе обучения народному танцу» | |
Раздел: | Искусство и культура | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 69 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование умений самоконтроля и самооценки в процессе обучения математике
Дипломная работа:
Развитие чувства ритма у детей на уроках музыки с помощью элементарных музыкальных инструментов
Дипломная работа:
Формирование познавательного интереса младших школьников к хореографическому искусству на основе народных танцев
Курсовая работа:
Педагогические условия развития академической одаренности учащихся в процессе обучения физике
Дипломная работа:
Формирование читательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией