Дипломная работа
«Право ребенка на семью и его конституционно - правовое обеспечение»
- 58 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ 6
1.1. Права ребенка на семью: теоретические и правовые основы.6
1.2. Особенности регламентации прав ребенка на семью 14
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ 25
2.1. Семейная политика Российской Федерации в социальном государстве 25
2.2. Понятие «дети - сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» и их устройств 31
2.3. Формы устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Институт семьи, согласно обобщенным выводам и данным ученых и исследователей в области гуманитарных наук, носит первичный характер, что делает его определяющим для процессов социализации, то есть, непосредственного включения человека во все основные человеческие отношения, структуры, а также приобретения человеком базовых навыков межличностного взаимодействия внутри целостной системы социума, формирующейся из отдельных элементов более простого порядка и характера. Выполняя функции рекреации, хозяйственно - экономическую, воспитательную и иные функции, семья является одним из важнейших элементов существования и деятельности любого человека, поскольку обладает фундаментальным характером, удовлетворяя основные потребности человека как в безопасности и месте обитания, так и в том же общении, что позволяет человеку переходить на новые, более качественные уровни познания себя и общества, государственных институтов и своего места в них. Именно поэтому чрезвычайно большое внимание роли и месту семьи в жизни человека уделяет также и государство, особенно, путем включения термина «семья», во всевозможные нормативно - правовые акты и иные документы ее значения, разнообразных прав, обязанностей и свобод, с нею неотрывно связанных, что находит свое отражение не только в национальном правовом поле, но и в общей структуре международного права тоже, откуда, в большинстве случаев, оно и берется в государственных законодательных системах, как и в случае с Российской Федерацией, которая в данном случае следует всем основным нормам международного права в области защиты семьи и ее членов, особенно, если речь касается детей, поскольку данная группа населения характеризуется особенным, главным уровнем психологического и физического развития, а значит, более всего нуждается в защите и опеке со стороны своей семьи, которая у него обязательно должна быть для формирования его как полноценного члена общества и гражданина государства.
Подобные взгляды и ценностные ориентации на декларативном уровне содержатся в Конституции Российской Федерации, которая подчеркивает естественность, не отчуждаемость и абсолютность права на семью у каждого ребенка, хоть данное право и вытекает из смысла общетеоретических положений относительно семьи и ее значимости для каждого человека в череде основных прав и свобод личности, а не указано прямо. Таким образом, мы со всей очевидностью наблюдаем ситуацию контроля государства за данной проблемой, что проявляется в системе законодательных положений, в частности, в Семейном Кодексе Российской Федерации. Однако, даже несмотря на это, к сожалению, нередки случаи отсутствия семьи как первичного и наиболее важного социального института в жизни ребенка, что также находится под юрисдикцией государства, которое осуществляет всяческую помощь тем детям, кто остался без попечения родителей, с целью включения их в качестве адекватных субъектов и носителей социально значимых ролей в общественную и государственную жизнь.
Таким образом, актуальность работы заключается в необходимости исследования деятельности государства по уходу и устройству за детьми, оставшимися без попечения родителей, учитывая ее важнейший и основополагающий характер, что само по себе подталкивает к ее анализу с целью улучшения действующей ситуации и отыскиванию проблемных точек в данной системной и целенаправленной деятельности.
Цель исследования заключается в необходимости изучения сущности права ребенка на семью в контексте его отражения в установках и положениях конституционно-правового характера в социальном государстве, а также в непосредственной деятельности государства по его обеспечению.
Цель исследования была достигнута путем определения и решения следующих основных задач:
• определить сущность права ребенка на семью во всем многообразии его возможного содержания;
• изучить законодательную базу на предмет отражения в ней исследуемого права по всех аспектах и плоскостях;
• определить степень и уровень значимости права ребенка на семью на территории РФ в его социальном и правовом контекстах;
• проанализировать развитие регулирования права ребенка на семью в Российской Федерации;
• исследовать основы и базисные моменты отражения защиты и обеспечения права ребенка на семью на международном и зарубежном уровнях в контексте их влияния на отечественную правовую систему;
• сформулировать ключевые положения процессов регулирования права ребенка на семью на территории Российской Федерации при выявлении основных тенденций данной деятельности;
• изучить региональную специфику регулирования исследуемого права на уровне субъектов Российской Федерации;
• определить содержание следующих понятий: «дети - сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»;
• на примере Республики Башкортостан выявить специфические моменты существования и функционирования отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом исследования является система регулирования семейных отношений конституционно-правого характера и содержания, а также непосредственный составной комплекс права на семью у детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей.
Предметом исследования выступает специфика конституционно-правового регулирования прав ребенка на семью; основные направления и методы социального обслуживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза имеющейся теоретической информации, с присовокуплением к ним системного метода, позволившего рассматривать объект и предмет исследования в их развитии и становлении, выявляя при этом все необходимые черты и особенности рассматриваемых объектов и понятий.
Источниковая база ВКР. Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации 1993 г., международные правовые источники, федеральные законы и подзаконные акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, конституции зарубежных стран.
Степень изученности проблемы следует признать достаточно качественной, поскольку изучением и исследований широкого спектра вопросов и проблем, связанных с существованием и обеспечением права ребенка на семью на международном и непосредственно национальном уровне занимались такие широко известные отечественные специалисты, как Баранов Т.А., Богуславская Н. А. , Витрук Н.В. , Коваленко А.И., Матузов, Н.И., Певцова И.Е и многие другие, что позволило создать крепкий теоретический базис по данной теме и в дальнейшем его всячески и всесторонне развивать.
Практическая значимость ВКР заключается в возможности использования полученного по результатам данного исследования итогового материала в целях улучшения существующего федерального и регионального права для оптимизации усилий, чтобы обеспечить право ребенка на семью, а также в дальнейших научных изысканиях по данной теме любого уровня и характера.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав по два параграфа, методических рекомендаций, заключения, а также списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРАВА РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ
1.1. Права ребенка на семью: теоретические и правовые основы
С давних времен, для мужчины и женщины основной целью для создания семьи является рождение и совместное воспитание детей. Каждому ребенку для полноценного развития необходима семья. С научной и психологической стороны давно доказано, что наилучшая форма воспитания для ребенка — это семейное воспитание. Семью, как и семейное воспитание нельзя заменить никакими другими социальными институтами или иными учреждениями. Самое основное влияние на формирование личности ребенка, на психологическое и физическое развитие ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.
Основным правом ребенка является право на семью. Данное право закреплено в многочисленных нормативно-правовых актах разных государств. Соответственно, в Российском законодательстве, также закреплено право детей на семью. Данное право ребенка является одним из важнейших прав, которое гарантирует государство.
Многочисленные законодательные акты поспособствовали тому, чтобы в Российской Федерации закрепился принцип приоритета семейного воспитания над всеми иными формами воспитания.
Право ребенка на семью обладает особой общественной значимостью и большей значением для государства, исходя из этого, его можно отнести к разделу основных прав, которые признаются, соблюдаются государством. Защита данного права объявлена конституционной обязанностью государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Это право ребенка, как и другие главные человеческие и гражданские права и свободы, определяет понимание, применение и содержание законов, деятельность государственных органов и местного самоуправления обеспечивается правосудием.
Каждый гражданин Российской Федерации владеет целой совокупностью прав. Такие права как: право на свободу слова, право на собственность, право на гражданство, право на образование и др. В нашем случае, ребенок, который уже с самого рождения является гражданином Российской Федерации, тоже имеет свои права, но даже не задумывается об этом.
Всем известно, что детство признано самым важным этапом жизни человека. В данном этапе происходит подготовка детей к полноценной жизни в обществе, развитие социально важной и творческой деятельности ребенка. Именно в юном возрасте происходит воспитание нравственных качеств, духа гражданственности и патриотизма.
Учитывая, что ребенок является таким же гражданином Российской Федераций, как и любой взрослый человек, их права немного отличаются друг от друга.
Для того чтобы понять, чем отличаются права взрослого человека и ребенка, необходимо разобрать и понять определение двух юридических слов. Такие понятия как правоспособность и дееспособность.
Согласно Конституции Российской Федерации можно сделать вывод, что каждый ребенок имеет право быть рожденным и воспитанным в семье. Детство и семья находятся под защитой нашего государства.
Детство, материнство, семья, и отцовство являются социально важными для нашего общества.
Защита данных прав взрослого человека и ребенка осуществляется государством, системой нравственных ценностей, которые существуют в обществе и другими общественными объединениями.
Государство, осуществляя заботу о детстве, материнстве, семье, и отцовстве определяет создание нашим обществом и государством политических, социальных, нравственных и экономических предпосылок для благополучной и крепкой семьи. Для осуществления полноценного материнства, отцовства и детства. Эти предпосылки полностью определят государство, которое осуществляет охрану прав матери и ребенка, и заботу о них.
Определенно, самой главной обязанностью родителей является воспитание ребёнка. У каждого родителя в приоритете должно быть воспитание своего ребенка. Каждый родитель обязан заботиться о своем ребенке, ведь это право любого ребенка иметь право на обеспечение своими родителями. Во многих государствах, в том числе и в нашем, приняты целые системы мер поддержки семей, где воспитываются дети. Например, проект поддержки многодетных семей.
Завершая рассмотрении данной темы исследования, мы остановимся на наиболее важных и ключевых его моментах, которые логическим образом вытекают из общей содержательной канвы данной работы, посвященной анализу конституционно-правовых положений действующего отечественного законодательства в плане существования и функционирования в общественном и государственном пространствах права ребенка на семью.
Мы сразу же можем остановиться на том моменте, что так называемое «право ребенка на семью» не встречается непосредственно в действующей базе конституционного законодательства, однако, это не мешает действию основных принципов и основ международного законодательства, которые действуют на территории Российской Федерации в соответствии с различными договорами, и которые подчеркивают основополагающий характер права ребенка на семью (ст. 17 Конституции РФ), наделяя его абсолютностью и неотчуждаемостью как характерных черт семьи, то есть. одного из важнейших первичных институтов в жизни каждого человека и гражданина, выполняющего функцию социализации, включения человека в общественную жизнь и основные государственные процессы. Здесь же мы можем отметить и содержательные положения ч.1 ст. 55 того же нормативно-правового акта, который говорит нам о возможности существования и функционирования различных прав и свобод, а не только тех, что конкретно указаны в Главе 2 Конституции РФ.
На мой взгляд, существование права ребенка на семью в отечественном правовом и общественном поле также напрямую вытекает как из содержательных основ Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка (согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации), так и из документов нормативного характера, действующих исключительно на территории РФ (национальные акты, в том числе Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ и т.д.), что делает защиту права ребенка на семью прямой конституционной обязанностью государства вкупе с необходимостью защиты и обеспечения данного права в целях подтверждения социального характера современного российского государства, откуда и вытекает абсолютность, неотчуждаемость и естественность данного права, которое обеспечивается государством путем организации системы юрисдикционной защиты и принятием различных нормативно-правовых актов.
Исследования в рамках первой главы данной работы позволяют нам утверждать, что право ребенка на семью является сложным с юридической точки зрения, поскольку оно имеет основной характер и сложную структуру, составными элементами которой являются различные права, свободы и законные интересы ребенка, создающие устойчивое правовое образование, включающее в себя различные возможности ребенка, гарантируемые правовым полем и самой деятельностью государственных органов в описываемых направлениях, как то:
1) право на общение со своими родителями и иными близкими родственниками, которое не подлежит ограничению на общих основаниях и является своего рода данностью;
2) право на выражение собственного мнения, особенно если дело касается судебного процесса между родителями;
3) право на защиту, которое, прежде всего, выражается в обязанности родителей защищать любые интересы своего ребенка, их права в отношениях с любыми лицами, органами власти (государственной и муниципальной), органами опеки, в суде и многое другое.
Исследование же, проведенное в рамках второй главы, со всей очевидностью продемонстрировало нам эволюционный характер семейно-правового статуса ребенка из «глубин веков» к его современному положению, которое характеризуется ситуацией признания важнейших прав ребенка, законодательному закреплению и защите со стороны государства в различных плоскостях и формах.
Тем не менее, раскрывая этот аспект затронутой проблемы, мы констатируем наличие ситуации так называемой «перевернутой пирамиды» в плане нормативного обеспечения рассматриваемого права, то есть, ситуации снижения количества и качества имеющихся у ребенка прав с пикового уровня международных норм и положений через федеральное законодательство к законодательству местному.
Здесь же мы можем выделить ситуацию существования и функционирования разнообразных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, анализ которых сообщает нам о необходимости составления и принятия более инновационных подходов и методов деятельности органов опеки и попечительства, важнейшими задачами которых сегодня являются следующие:
1) раннее выявление детского неблагополучия;
2) организация социальной защиты детей в их кровных семьях;
3) социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями;
4) подбор и подготовка семей, которые желают стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.
Здесь же мы можем выделить наличие следующих форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют место быть сегодня на территории РФ:
1) усыновление (или удочерение) как принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями, что имеет приоритетный характер;
2) опека (до 14 лет) и попечительство (от 14 до 18 лет) как принятие в семью ребёнка на правах воспитанника, в рамках которой опекун обладает практически всеми правами родителя относительно проблем развития воспитания, обучения ребенка и создания благоприятных условий для его жизни и деятельности, при систематическом осуществлении контроля со стороны органов опеки и попечительства;
4) приёмная семья как опека или попечительство над ребенком или детьми, которые имеют место быть на основе договора о приёмной семье, который составляется и заключается между органом опеки и попечительства и приёмными родителями или приёмным родителем на определяемый срок. Жизнь ребенка в приемной семье заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание, что создает более благоприятные условия для его развития.
Современное семейное законодательство в РФ базируется на тенденциях и увеличениях спектра деятельности органов опеки и попечительства, когда на них возлагается решение всех вопросов относительно создания условий благоприятной жизнедеятельности детей, которые остались без попечения родителей.
Я считаю, что грамотное и полноценное обеспечение права ребенка на семью возможно лишь при системном и целенаправленном взаимодействии всех тех организаций и учреждений, что своим основным направлением деятельности имеют социальную работу и поддержку детей, где главным выделяется деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних социально - реабилитирующего характера (социальные приюты, социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).
Нормативно - правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // КонсультантПлюс. Режим доступа: URL: http://www.con**ltant.ru. (09.12.2018)
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от. 03.08.2018) // КонсультантПлюс. Режим доступа: URL: http://www.con**ltant.ru.(12.12.2018).
3. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.p**vo.gov.ru. (17.12.2018).
4. Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: http://www.p**vo.gov.ru. 17.12.2018.
5. Постановление Правительства РФ от 20.06.92 № 4090 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.92 № 483, от 17.07.96 № 829, от 30.03.98 № 366). КонсультантПлюс. Режим доступа: URL: http://www.cons**tant.ru. (19.02.2019)
+ еще 47 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Право ребенка на семью и его конституционно - правовое обеспечение» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Воспитательный потенциал семьи, как условие профилактики социального сиротства
Курсовая работа:
Роль семьи и дошкольной образовательной организации в обеспечении психологической безопасности детей
Дипломная работа:
Нормативно-правовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка
Дипломная работа:
Правовая защита жилищных прав детей-сирот
Курсовая работа:
Центр помощи семье и детям