Курсовая работа
«Роль семьи и дошкольной образовательной организации в обеспечении психологической безопасности детей»
- 55 страниц
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия семьи и ДОУ в обеспечении 6
1.1. Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ 6
1.2 Роль семьи в обеспечении психологической безопасности детей 12
1.3 Проблемы взаимодействия семьи и ДОУ 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование взаимодействия семьи и ДОУ в обеспечении психологической безопасности детей 24
2.1 Диагностика психологической безопасности детей 24
2.2 Программа взаимодействия семьи и ДОУ по обеспечению психологической безопасности детей 34
2.3 Контрольный эксперимент 38
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список литературы 47
Приложения 51
Дошкольное детство – чудесное время. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека.
Младший дошкольный возраст – период интенсивного социального, физического и психического развития. Ребенок в первый раз пойдет в детский сад, получит первый опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных педагогов и психологов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями нарушения психологической безопасности детей являются тревожность и страхи у детей дошкольного и младшего школьного возраста (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. В связи с реорганизацией образовательных учреждений, введением нового федерального образовательного стандарта дошкольного образования задачи обеспечения психологического благополучия детей являются ведущими.
Тревожность и страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, её роль чрезвычайно высока и в нарушении поведения ребенка. Дошкольник еще на этапе обучения и воспитания в детском саду должен пройти все тесты страхов и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Проведенные исследования показали, что тревожность ребенка часто возникает по вине самих родителей. Соответственно, совместно решаемыми задачами детского сада и семьи должны стать предупреждение возможности их проявления и преодоления детьми тревожности и страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями между необходимостью обеспечения психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью решения этой задачи на практике; между возможностями комплексного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в обеспечении психологической безопасности и профилактике возникновения страхов дошкольников и недостаточностью их использования.
Цель исследования: выявить условия взаимодействия семьи и детского сада в обеспечения психологической безопасности старших дошкольников.
Объект исследования: особенности чувств и эмоций детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс обеспечения психологической безопасности дошкольников подготовительной группы в детском саду.
Гипотеза: взаимодействие семьи и детского сада в обеспечении психологической безопасности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным при выполнении условий:
– доверии и сотрудничестве родителей с педагогом, выполнении взаиморекомендаций;
– учета педагогом индивидуальных особенностей эмоциональных состояний детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности психологической безопасности дошкольника.
3. Раскрыть особенности взаимодействия семьи и детского сада на этапе адаптации ребенка к новым условиям.
4. Подобрать методы диагностики тревожности воспитанников младшей группы детского сада.
5. Разработать рекомендации по организации взаимодействия родителей и детского сада в обеспечении психологической безопасности воспитанников
Методы исследования:
– теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
– эмпирические (наблюдение, опрос).
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительной группе МБДОУ общеразвивающего вида №70
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранные методики диагностики состояния психологической безопасности дошкольников, разработанное содержание работы по ее преодолению у младших дошкольников на этапе адаптации ребенка к саду могут быть использованы педагогами дошкольного уровня образования.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия семьи и ДОУ в обеспечении 1.1. Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ
Проблема изучения психологической безопасности образовательной среды в настоящее время является особо актуальной.
Актуальность указанной проблемы находит отражение в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который ориентирует образовательные организации на реализацию соответствующих принципов, регулирующих определенные отношения в сфере образования. Среди них важным является принцип «гуманистического характера образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. В связи с этим одним из приоритетных направлений в профессиональной деятельности педагогов и психологов является создание психологически безопасной образовательной среды и, в частности, безопасной предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации. Именно безопасность предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста является важным фактором их психического и личностного развития. Поэтому для успешного обеспечения безопасности образовательного пространства в дошкольной образовательной организации педагогам и психологам необходимо знание психологических характеристик безопасной предметно-развивающей среды, принципов и психолого-педагогических условий ее проектирования.
Анализ состояния разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе позволил определить основные аспекты ее изучения:
– теоретические аспекты обеспечения психологической безопасности образовательной среды и разработка концепции психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева, С.Л. Новоселова, С.Л. Яблочников и др.);
– психологическая характеристика образовательной среды (И.А. Баева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, С.Л. Новоселова и др.);
– теоретические подходы к понятию «образовательная среда» (Г.А. Ковалев, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин и др.);
– организационно-педагогические условия проектирования образовательного пространства (И.А. Баева, А.Г. Гогоберидзе, В.И. Долгова, Л.Н. Новоселова, М.В. Погодаева и др.);
– теоретические основы организации развивающей среды в дошкольном образовании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова и др.);
– концепция проектирования развивающей среды в дошкольной образовательной организации (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, Л.М. Кларина, М.В. Погодаева и др.);
– требования к созданию предметно-развивающей среды (О.А. Артамонова, Т.М. Бабунова, А.Г. Гогоберидзе, Л.Н. Новоселова, М.Н. Полякова и др.);
– диагностика безопасности образовательной среды (И.А. Баева, А.Ю. Коджаспиров, В.А. Новицкая и др.).
Итак, проведенный анализ исследований и научных публикаций по проблеме изучения психологической безопасности образовательной среды показал достаточную разработанность отдельных ее аспектов. Вместе с тем следует отметить, что аспект исследования психологической безопасности предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации для детей дошкольного возраста остается малоизученной областью научного исследования.
Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации выполняет информационную, развивающую, воспитывающую, организационную функции. На наш взгляд, не менее важное значение в дошкольном образовании приобретает функция сохранения психологического здоровья. В соответствии с данной функцией, по нашему мнению, содержание материалов и оборудования в дошкольной образовательной организации, их размещение, планировка помещений, их цветовые характеристики должны быть направлены на развитие положительных эмоций, создание чувства защищенности и психологического комфорта дошкольников, предоставление им возможности найти себе удобное и безопасное место для коллективной и индивидуальной деятельности. В связи с этим в дошкольной образовательной организации для развития личности дошкольников важно создавать психологически безопасную предметно-развивающую среду, которая бы удовлетворяла всем требованиям и условиям безопасности и способствовала бы психологическому развитию детей дошкольного возраста.
Доктор педагогических наук М.В. Погодаева под безопасностью личности понимает сложную многофункциональную систему, которая направлена на обеспечение безопасности ее жизнедеятельности, развитие культуры безопасности, становление личностных качеств, позволяющих переживать происходящие события, давать им оценку и действовать в соответствии с ситуацией [14].
В докторской диссертации ученым раскрываются условия безопасного развития личности дошкольника, к которым ею относятся: создание безопасной адаптивноразвивающей среды, взаимодействие с семьей и общественными организациями для предупреждения фактов насилия, снижение других факторов социального риска, организация разнообразной многофункциональной предметно-развивающей среды, развитие перцептивных и когнитивных процессов дошкольников, обеспечивающих адекватное восприятие и взаимодействие с окружающим миром [15].
Методологическое рассмотрение проблемы психологической безопасности личности в дошкольном образовании и его научное обоснование предусматривают интегративный характер исследования. Это связано и с тем, что изучаемая проблема сама по себе является сложной и многоплановой, успешность формирования ее у детей требует обоснования научнотеоретических, методологических и методических основ с разных научных областей, в том числе культурологической, психологической, педагогической и т.д.
Обращение к научным трудам подтверждает, что фактически мало научных исследований, посвященных изучению психологической безопасности личности в дошкольном образовании. Предпринятое исследование призвано восполнить существующий пробел в дошкольном образовании.
Безусловно, дети в дошкольном возрасте осознанно не могут противостоять проявлениям угроз и бороться с ними, но ценность «взращения» сущностных основ личности, развитие ценностности в дошкольном периоде жизни детей являются непременными условиями успешной социализации и становления как личности. В этом отношении категория «обеспечение психологической безопасности детей» определяется нами как система межличностных взаимоотношений и мер по предотвращению угроз и укреплению сущностных основ развития личности.
В исследовании нами определены психологические факторы угроз, с которыми ребенок повседневно сталкивается в реальной жизни: враждебность окружающей ребенка среды, необоснованные запреты, преобладание авторитарного стиля воспитателей, родителей, в результате которых ребенок испытывает манипулирование собой, оскорбление, чрезмерный контроль, ограничение действий, моральное давление взрослых, отвержение сверстниками и др. В результате у дошкольников появляются чувства закомплексованности, страха, боязни, обиды, что вызывает эмоциональную неуверенность в собственной значимости, агрессию, тревожность.
Нами установлено, что психологическая безопасность детей в дошкольном возрасте более эффективно формируется в специально разработанной системе обучения и воспитания, которая предусматривает педагогические условия: создание комфортной психологической среды для безопасного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; проведение профилактической и коррекционной работы по формированию позитивных взаимоотношений между детьми и со значимыми взрослыми, по снижению тревожности, страха и развитию адекватной самооценки у детей; организация содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей по проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой исходных позиций, использованием методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам; проверкой и анализом полученных результатов; осуществлением количественного и качественного анализа; экспериментальной проверкой основных положений выдвинутой гипотезы, а также позитивной результативностью проведенной опытно-экспериментальной работы.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Новосибирск: Норматика, 2013. 128 с.
2. Барышникова Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 183 с.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
4. Дыбина О.В. и др. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.
5. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технология создания: автореф. на соиск. ученой степ. д-ра психол. наук: 19.00.07 – педагогическая психология. Санкт-Петербург, 2002. 45 с.
6. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Психологические характеристики образовательной среды / Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2011. С. 25–48.
7. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-раз- вивающая и игровая среда детского сада: учебное пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 208 с.
8. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада на основе ФГОС ДО / авт.-сост. Н.Н. Волохова. Волгоград: Учитель, 2016. 154 с.
9. Пасекова Л.А. Предметно-развивающая среда: метод. реком. для воспитателей дошкольных образовательных организаций. СПб.: Астерион, 2012. 24 с.
10. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: метод. рекомендации. М.: Центр инноваций в педагогике, 2013. С. 3-70.
11. Попова Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 143 с.
12.Шакирова Е.В., Белкина В.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 40–45.
13. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ. М.: Сфера, 2013. 128 с.
14. Погодаева М.В. Психологическая безопасность как фактор адаптации ребенка в дошкольном учреждении // Вестник ТГПУ. 2014. № 6 (147). С. 92–96.
15. Погодаева М.В. Проектирование пространства безопасного детства (на примере дошкольного возраста): автореф. на соиск. ученой степ. д-ра пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Кемерово, 2017. 38 с.
16. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. № 6. С. 135–141.
17. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации // КПЖ. 2017. № 6 (125). С. 12–17.
18.ДолговаВ.И., Аплеева И.А. Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. № 6 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschayapsihologicheski-bezopasnaya-razvivayuschaya-sredadoshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 20.07.2018).
19. Яблочников С.Л., Яблочникова И.О. Психологическая составляющая безопасности системы образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 3 (10). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskaya-sostavlyayuschayabezopasnosti-sistemy obrazovaniya (дата обращения: 20.03.2019).
20. Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Экспертиза качества образовательной среды в группах раннего возраста // Современное дошкольное образование. 2018. № 5 (87). С. 38–53.
21.Люсова О.В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся // Вестник ВолГУ. Серия 11. Естественные науки. 2015. № 2. С. 132–140.
22. Карымова О.С. и др. Психологическая безопасность образовательной среды: теория и исследования. Ставрополь: Логос, 2016. 164 с.
23. Коджаспиров А.Ю. Диагностика психологической безопасности образовательной среды: методиче- ское пособие. Москва: Экон-Информ, 2009. 115 с.
24. Филатова Ю.С., Казаринов А.С. Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 297-300.
25. Тумакова О.Е., Евдешина М.Ю. Образовательная среда территории детского сада как комплекс условий // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 90-93.
26. Архипова И.В., Бусыгина А.Л., Фирсова Т.А. Исследование социальных показателей адаптации детей с особенностями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 149-153.
27. Ремезова Л.А. К проблеме социализации детей дошкольного возраса с нарушениями зрения в продуктивных видах деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 161-165.
28. Киреева Л.Г. Организация предметно-развиваю- щей среды: из опыта работы. Волгоград: Учитель, 2013. 143 с.
Тема: | «Роль семьи и дошкольной образовательной организации в обеспечении психологической безопасности детей» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 55 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социально – педагогическая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях села
Магистерская работа:
Правовое регулирование внедрения федерального государственного образовательного стандарта в образовательные организации дошкольного образования
Дипломная работа:
Планирование и осуществление мер по противодействию экстремисткой деятельности в образовательных организациях среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Система деятельности социального педагога дошкольного образовательного учреждения с неблагополучной семьей
Дипломная работа:
Организационно-педагогические условия успешной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении