Дипломная работа

«Особенности языка тоталитарных режимов и их учет на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе»

  • 90 страниц
Содержание

Введение 4

Глава 1. Язык в условиях изменяющегося мира 6

1.1. Сущность языка и его функции 6

1.1.1. Связь языка с сознанием общества, его культурой и историей 9

1.2. Язык как инструмент реализации политической власти 12

1.2.1. Особенности языка политики 12

1.2.2. Языковое манипулирование сознанием, методы и средства манипулирования в политическом языке 15

1.2.3. Идеологически нагруженный язык: пропаганда и агитации 22

1.2.4. Язык тоталитарных режимов и его особенности на примере немецкого и русского языка 25

Выводы по первой главе 32

Глава 2. Особенности языка тоталитарных режимов Германии и СССР 35

2.1. Особенности немецкого языка в период национал-социалистического режима Германии 35

2.1.1. Общая характеристика языка национал-социализма по В.Клемпереру 35

2.1.2. Мелиорация и пейорация 37

2.1.3. Эвфемизмы 41

2.1.4. Заимствования, новые слова и аббревиатуры 43

2.1.5. Историзмы и архаизмы 45

2.1.6. Национал-социалистические агитационные плакаты: повелительное наклонение, риторические вопросы, восклицательные предложения 49

2.2. Особенности языка пропаганды СССР 51

2.2.1. Переименование архаизмов и историзмов 52

2.2.2. Оценочная поляризация лексики по идеологическому признаку 53

2.2.3. Мелиорация и пейорация 56

2.2.4. Эвфемизация 57

2.2.5. Словообразование, грамматические особенности на уровне морфологии 59

2.2.6. Новые слова, аббревиатуры 60

2.2.7. Советские агитационные плакаты: повелительное наклонение, восклицательное предложение, риторический вопрос 62

Выводы по второй главе 64

Глава 3. Методические рекомендации по применению материала работы в средней общеобразовательной школе 66

Заключение 74

Список литературы 77

Приложение 83

Введение

Язык - это без сомнения главное средство общения, передачи информации. Как всякое активное развивающееся явление, язык нуждается в не менее активном изучении. Данная выпускная квалификационная работа посвящена особенностям языка тоталитарного режима, которые выражаются в идеологически нагруженном языке, обусловленном пропагандой, агитациями, лозунгами, практическое применение которых осуществляется при помощи языкового манипулирования посредствам использования различных языковых и стилистических средств выразительности.

На сегодняшний день особенности языка тоталитарных режимов изучены недостаточно, а имеющиеся сведения довольно разрознены. Тема языкового манипулирования сознаниями масс изучена не в полном объеме, а уже имеющиеся знания, не структурированы для более точного и полного изучения темы. Этим обусловливается актуальность проведенного нами исследования.

Язык развивается параллельно с обществом, т.е. все изменения происходящие в общественном сознании, культуре, науке, политической обстановке в стране и в мире - все это отражается в языке и не может оставаться незамеченным. Изучением манипулятивных способностей языка тоталитарных режимов, а именно характеристикой языка СССР и Германии занимались такие ученые-филологи как С.Г. Кара-Мурза, Н.А. Купина, В. Клемперер, А. Цуладзе и др. Своей работой мы вносим вклад в попытку дополнить и структурировать информацию по данной теме. Этим определяется проблема и интерес исследования.

Объективная оценка особенностей языка тоталитарных режимов на основе материалов немецкого и русского языка, становится важной научной задачей, т.к. выявление характерных черт языковой манипуляции тоталитарных режимов имеет значительную ценность для изучения, в том 4

числе и проблем социолингвистики и психолингвистики. Исходя из актуальности исследования, мы определяем следующие цели и задачи выпускной квалификационной работы. Цель работы - изучение и систематизирование языковых и стилистических особенностей языка тоталитарных режимов в Германии и СССР в 30-40 годы XX века. Поставленная цель требует решения следующих задач:

1. Рассмотреть понятие «языковое манипулирование», выявить его виды и формы применения;

2. Рассмотреть особенности в языках Германии и СССР первой половины XX века и выявить произошедшие в них изменения;

3. Определить общие характеристики языка манипуляции и пропаганды тоталитарного режима;

4. Рассмотреть и проанализировать особенности языкового строя национал- социалистического режима;

5. Рассмотреть и проанализировать особенности языкового строя периода СССР;

6. Составить методические рекомендации по применению данного материала на уроках в образовательных учреждениях.

Объектом нашего исследования является тоталитарный режим, предметом - язык Германии и СССР 30-40 годов XX века.

В данной работе использовались системный и филологический подходы, метод анализа исторического текста, а также сбор, систематизация и обобщение теоретического материала, общенаучные и

общефилологические методы, такие как: метод дефиниционного анализа, метод интерпретации текста, сравнительный анализ языкового материала, метод систематизации и классификации материала.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации сведений о языковом манипулировании в странах тоталитарного режима, на материале языка Германии и СССР, а также выявление общих черт, присущих тоталитарному политическому языку. Данная работа ценна тем, что мы выбрали наиболее значимые аспекты этой темы и провели их анализ с точки зрения социолингвистической значимости. Практическая значимость работы и научная новизна исследования заключается в систематизации знаний, полученных при изучении особенностей немецкого и русского языка тоталитарных режимов, а также в детальном рассмотрении и выявлении их особенностей, связанных с манипулированием сознанием масс.

Выводы по теме работы могут быть использованы при проведении исследований в рамках научных работ, при подготовке публикаций, а так же с методической точки зрения при подготовке к тематическим урокам, касающимся изучения тоталитарного режима управления и его языка. Структура работы включает в себя: введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список литературы и приложение.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ЯЗЫК В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

1.1. Сущность языка и его функции

Язык - это довольно сложное явление, которое является предметом изучения целого ряда наук. Практически невозможно дать всеобъемлющее определение языка, которое устраивало бы все науки, изучающие язык в том или ином отношении, в то время как определение языка только с точки зрения отдельной науки является недостаточным. Определение языка с точки зрения философии, логики, психологии или других наук не будет совпадать с определением языкознания. Однако и лингвистическое определение понятия языка не может быть исчерпывающим, так как в таком определении невозможно охватить все существенные стороны языка, потому что это явление, затрагивающее практические все стороны жизни человека. Для начала дадим определение языку и выделим основные его функции.

Язык - это орудие, средство общения, это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. [Ганеев 2001] Существует множество определений языка, предложенных разными учеными-лингвистами. Например, Бодуэн де Куртенэ дает следующее определение: язык - это явление психосоциальное, имеющее «коллективно-индивидуальное» или «собирательно психическое» существование, при котором индивидуальное является одновременным и общим. [Бодуэн де Куртенэ 2004] Фердинанд де Соссюр пишет, что язык - это явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе. [Соссюр 1999] По мнению Арутюновой, язык - стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире [Арутюнова 1999]

В сущности, все эти определения языка можно свести к трем основным подходам: 1) определение языка как биологического явления; 2) определение языка как явления психического; 3) трактовка его как общественного явления.

Итак, язык - это многофункциональное явление. Существует множество определений языка и все они по-своему верны, т.к. язык - это сложная знаковая система, которая имеет множество функций и может рассматриваться с самых разных точек зрения.

Сформулируем наиболее подробное и полное определение языка - это система фонетических, лексических и грамматических средств, служащая средством выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и являющаяся основным средством общения людей. Так как язык неразрывно связан в своем возникновении и развитии с человечеством, он представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

Выделяют три основные функции языка: коммуникативная,

мыслеформирующая и когнитивная (гносеологическая). [Ганеев 2001] Однако лингвисты выделяют и ряд других функций, которые также играют важную роль в описании понятия языка. Например, согласно Р.О. Якобсону, рассматривая язык с точки зрения коммуникативного акта, можно выделить следующие речевые функции: коммуникативная функция, экспрессивная функция, эстетическая функция, апеллятивная функция, фатическая (контактоустанавливающая) функция, метаязыковая функция. [Якобсон 1975].

Так как язык - это, в первую очередь, инструмент коммуникации и передачи информации, язык по праву считается общественным явлением. Язык неотделим от человека и изменения в языке следуют за всеми изменениями в обществе, его сознании и культуре. Язык - это особый инструмент, с помощью которого человек формирует мысли, чувства, желания, волю и деятельность. Язык неразрывно связан с человеческим разумом.

Заключение

Таким образом, подводя итог нашей работе, в первой главе мы рассмотрели и проанализировали характерные черты политического языка, выделили четыре слоя политического языка, подробно изучили микроуровень политического языка, а также понятие «языковое манипулирование» и дали ему определение, рассмотрели его виды и формы применения. Под языковой манипуляцией в данной работе мы понимаем разновидность манипуляции, которая осуществляется путем отбора и использования в коммуникации ресурсов языка с учетом особенностей его устройства и функционирования. Мы также проанализировали разные точки зрения лингвистов и психологов на языковую манипуляцию, рассмотрели разные стилистические и языковые виды и методы манипуляций в языке.

Мы дали определение тоталитарному языку - это идеологически нагруженный язык, который на практическом уровне или на уровне реализации нагружен различными средствами выразительности, среди которых графо-фонетические, лексические и грамматические, воздействующие на адресата речи манипулятивным образом, целенаправленно заставляя человека или массы людей принимать определенные ценности, идеи и действовать согласно установленной в стране политике. В качестве характерных черт пропаганды и агитации мы выделили обращение к эмоциям, а не к разуму адресата, целенаправленное распространение информации, игнорирование интересов реципиента и непринятие позиции оппонента.

Мы классифицировали языковые виды манипуляции по четырем уровням: лексический, грамматический, синтаксический и фонетический. Нами был сделан вывод о том, что самыми распространенными в использовании являются лексический, и грамматический уровни. В нашей работе мы выделили общие характеристики языка манипуляции и пропаганды тоталитарного режима, а так же выделены общие и отличающиеся черты языка национал-социализма и языка советской пропаганды.

Во второй главе мы подробно рассмотрели как на уровне лексики, грамматики и синтаксиса в немецком и русском языке отразились черты тоталитарного режима. Мы проанализировали самые распространенные особенности языка пропаганды СССР и языка манипуляции сознанием в Третьей империи и сделали вывод о том, что данные стилистически, эмоционально и оценочно окрашенные слова и выражения не только придавали речи деятелей тоталитарных режимов экспрессивную окраску, но и позволяли успешно воздействовать на сознание целых масс людей, заставляя их подчиняться установленным правилам.

Что касается немецкого языка национал-социалистического режима в Германии, в качестве основных особенностей языка мы выделили: обилие новых слов и особенности военной лексики, повсеместное использование эвфемизмов, превосходная степень прилагательных, аббревиатуры, историзмы и архаизмы, изменение оттенков значения слов, восклицательные предложения, риторические вопросы и эллиптические конструкции.

В качестве основных особенностей языка Советского Союза мы выделили переименование существующих явлений, архаизацию лексики, появление новых слов, повелительное наклонение, мелиорацию и пейорацию лексики, обилие эвфемизмов, аббревиатур и сложносокращенных слов, восклицания и риторические вопросы и т.д.

Мы проанализировали в общей сумме 51 архаизм и историзм, 36 мелиоративов и пейоративов, 65 эвфемизмов, 104 аббревиатуры и новых слова, образованных при помощи разных суффиксов и путем сокращений, 33 вербальных компонента агитационных плакатов, содержащих повелительное наклонение, эллиптические конструкции, восклицательные предложения и риторические вопросы.

Нами были составлены и подробно расписаны методические рекомендации по применению данного материала в ходе трех вариантов уроков немецкого языка в старших классах в образовательных учреждениях. Таким образом, поставленные задачи данной работы были решены и главная цель работы достигнута, в нашей работе мы смогли показать, каким образом в немецком и русском языках проявлялись особенности языка тоталитарных режимов.

Список литературы

1. Арапова Н.С. Эвфемизмы. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцева / М., «Советская энциклопедия», 1990. - 476 с.

2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека./ Н.Д. Арутюнова - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. Искусство, 1979. - 423с.

4. Березин Ф.М. Язык как средство идеологического воздействия. Редкол.: М.: ИНИОН, 1983. — 208 с.

5. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти. Пер. с нем. Казакевич Е.Г. \\Язык и моделирование социального взаимодействия. Сб. ст. М.: Прогресс, 1987. С. 131-169.

+ еще 56 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности языка тоталитарных режимов и их учет на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика