Дипломная работа

«Особенности языка тоталитарных режимов и их учет на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе»

  • 90 страниц(ы)
  • 102 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 4

Глава 1. Язык в условиях изменяющегося мира 6

1.1. Сущность языка и его функции 6

1.1.1. Связь языка с сознанием общества, его культурой и историей 9

1.2. Язык как инструмент реализации политической власти 12

1.2.1. Особенности языка политики 12

1.2.2. Языковое манипулирование сознанием, методы и средства манипулирования в политическом языке 15

1.2.3. Идеологически нагруженный язык: пропаганда и агитации 22

1.2.4. Язык тоталитарных режимов и его особенности на примере немецкого и русского языка 25

Выводы по первой главе 32

Глава 2. Особенности языка тоталитарных режимов Германии и СССР 35

2.1. Особенности немецкого языка в период национал-социалистического режима Германии 35

2.1.1. Общая характеристика языка национал-социализма по В.Клемпереру 35

2.1.2. Мелиорация и пейорация 37

2.1.3. Эвфемизмы 41

2.1.4. Заимствования, новые слова и аббревиатуры 43

2.1.5. Историзмы и архаизмы 45

2.1.6. Национал-социалистические агитационные плакаты: повелительное наклонение, риторические вопросы, восклицательные предложения 49

2.2. Особенности языка пропаганды СССР 51

2.2.1. Переименование архаизмов и историзмов 52

2.2.2. Оценочная поляризация лексики по идеологическому признаку 53

2.2.3. Мелиорация и пейорация 56

2.2.4. Эвфемизация 57

2.2.5. Словообразование, грамматические особенности на уровне морфологии 59

2.2.6. Новые слова, аббревиатуры 60

2.2.7. Советские агитационные плакаты: повелительное наклонение, восклицательное предложение, риторический вопрос 62

Выводы по второй главе 64

Глава 3. Методические рекомендации по применению материала работы в средней общеобразовательной школе 66

Заключение 74

Список литературы 77

Приложение 83

Язык - это без сомнения главное средство общения, передачи информации. Как всякое активное развивающееся явление, язык нуждается в не менее активном изучении. Данная выпускная квалификационная работа посвящена особенностям языка тоталитарного режима, которые выражаются в идеологически нагруженном языке, обусловленном пропагандой, агитациями, лозунгами, практическое применение которых осуществляется при помощи языкового манипулирования посредствам использования различных языковых и стилистических средств выразительности.

На сегодняшний день особенности языка тоталитарных режимов изучены недостаточно, а имеющиеся сведения довольно разрознены. Тема языкового манипулирования сознаниями масс изучена не в полном объеме, а уже имеющиеся знания, не структурированы для более точного и полного изучения темы. Этим обусловливается актуальность проведенного нами исследования.

Язык развивается параллельно с обществом, т.е. все изменения происходящие в общественном сознании, культуре, науке, политической обстановке в стране и в мире - все это отражается в языке и не может оставаться незамеченным. Изучением манипулятивных способностей языка тоталитарных режимов, а именно характеристикой языка СССР и Германии занимались такие ученые-филологи как С.Г. Кара-Мурза, Н.А. Купина, В. Клемперер, А. Цуладзе и др. Своей работой мы вносим вклад в попытку дополнить и структурировать информацию по данной теме. Этим определяется проблема и интерес исследования.

Объективная оценка особенностей языка тоталитарных режимов на основе материалов немецкого и русского языка, становится важной научной задачей, т.к. выявление характерных черт языковой манипуляции тоталитарных режимов имеет значительную ценность для изучения, в том 4

числе и проблем социолингвистики и психолингвистики. Исходя из актуальности исследования, мы определяем следующие цели и задачи выпускной квалификационной работы. Цель работы - изучение и систематизирование языковых и стилистических особенностей языка тоталитарных режимов в Германии и СССР в 30-40 годы XX века. Поставленная цель требует решения следующих задач:

1. Рассмотреть понятие «языковое манипулирование», выявить его виды и формы применения;

2. Рассмотреть особенности в языках Германии и СССР первой половины XX века и выявить произошедшие в них изменения;

3. Определить общие характеристики языка манипуляции и пропаганды тоталитарного режима;

4. Рассмотреть и проанализировать особенности языкового строя национал- социалистического режима;

5. Рассмотреть и проанализировать особенности языкового строя периода СССР;

6. Составить методические рекомендации по применению данного материала на уроках в образовательных учреждениях.

Объектом нашего исследования является тоталитарный режим, предметом - язык Германии и СССР 30-40 годов XX века.

В данной работе использовались системный и филологический подходы, метод анализа исторического текста, а также сбор, систематизация и обобщение теоретического материала, общенаучные и

общефилологические методы, такие как: метод дефиниционного анализа, метод интерпретации текста, сравнительный анализ языкового материала, метод систематизации и классификации материала.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации сведений о языковом манипулировании в странах тоталитарного режима, на материале языка Германии и СССР, а также выявление общих черт, присущих тоталитарному политическому языку. Данная работа ценна тем, что мы выбрали наиболее значимые аспекты этой темы и провели их анализ с точки зрения социолингвистической значимости. Практическая значимость работы и научная новизна исследования заключается в систематизации знаний, полученных при изучении особенностей немецкого и русского языка тоталитарных режимов, а также в детальном рассмотрении и выявлении их особенностей, связанных с манипулированием сознанием масс.

Выводы по теме работы могут быть использованы при проведении исследований в рамках научных работ, при подготовке публикаций, а так же с методической точки зрения при подготовке к тематическим урокам, касающимся изучения тоталитарного режима управления и его языка. Структура работы включает в себя: введение, две главы, методические рекомендации, заключение, список литературы и приложение.

ГЛАВА 1. ЯЗЫК В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

1.1. Сущность языка и его функции

Язык - это довольно сложное явление, которое является предметом изучения целого ряда наук. Практически невозможно дать всеобъемлющее определение языка, которое устраивало бы все науки, изучающие язык в том или ином отношении, в то время как определение языка только с точки зрения отдельной науки является недостаточным. Определение языка с точки зрения философии, логики, психологии или других наук не будет совпадать с определением языкознания. Однако и лингвистическое определение понятия языка не может быть исчерпывающим, так как в таком определении невозможно охватить все существенные стороны языка, потому что это явление, затрагивающее практические все стороны жизни человека. Для начала дадим определение языку и выделим основные его функции.

Язык - это орудие, средство общения, это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. [Ганеев 2001] Существует множество определений языка, предложенных разными учеными-лингвистами. Например, Бодуэн де Куртенэ дает следующее определение: язык - это явление психосоциальное, имеющее «коллективно-индивидуальное» или «собирательно психическое» существование, при котором индивидуальное является одновременным и общим. [Бодуэн де Куртенэ 2004] Фердинанд де Соссюр пишет, что язык - это явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе. [Соссюр 1999] По мнению Арутюновой, язык - стихийно возникающая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире [Арутюнова 1999]

В сущности, все эти определения языка можно свести к трем основным подходам: 1) определение языка как биологического явления; 2) определение языка как явления психического; 3) трактовка его как общественного явления.

Итак, язык - это многофункциональное явление. Существует множество определений языка и все они по-своему верны, т.к. язык - это сложная знаковая система, которая имеет множество функций и может рассматриваться с самых разных точек зрения.

Сформулируем наиболее подробное и полное определение языка - это система фонетических, лексических и грамматических средств, служащая средством выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и являющаяся основным средством общения людей. Так как язык неразрывно связан в своем возникновении и развитии с человечеством, он представляет собой явление социальное. Язык образует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не существует.

Выделяют три основные функции языка: коммуникативная,

мыслеформирующая и когнитивная (гносеологическая). [Ганеев 2001] Однако лингвисты выделяют и ряд других функций, которые также играют важную роль в описании понятия языка. Например, согласно Р.О. Якобсону, рассматривая язык с точки зрения коммуникативного акта, можно выделить следующие речевые функции: коммуникативная функция, экспрессивная функция, эстетическая функция, апеллятивная функция, фатическая (контактоустанавливающая) функция, метаязыковая функция. [Якобсон 1975].

Так как язык - это, в первую очередь, инструмент коммуникации и передачи информации, язык по праву считается общественным явлением. Язык неотделим от человека и изменения в языке следуют за всеми изменениями в обществе, его сознании и культуре. Язык - это особый инструмент, с помощью которого человек формирует мысли, чувства, желания, волю и деятельность. Язык неразрывно связан с человеческим разумом.

Таким образом, подводя итог нашей работе, в первой главе мы рассмотрели и проанализировали характерные черты политического языка, выделили четыре слоя политического языка, подробно изучили микроуровень политического языка, а также понятие «языковое манипулирование» и дали ему определение, рассмотрели его виды и формы применения. Под языковой манипуляцией в данной работе мы понимаем разновидность манипуляции, которая осуществляется путем отбора и использования в коммуникации ресурсов языка с учетом особенностей его устройства и функционирования. Мы также проанализировали разные точки зрения лингвистов и психологов на языковую манипуляцию, рассмотрели разные стилистические и языковые виды и методы манипуляций в языке.

Мы дали определение тоталитарному языку - это идеологически нагруженный язык, который на практическом уровне или на уровне реализации нагружен различными средствами выразительности, среди которых графо-фонетические, лексические и грамматические, воздействующие на адресата речи манипулятивным образом, целенаправленно заставляя человека или массы людей принимать определенные ценности, идеи и действовать согласно установленной в стране политике. В качестве характерных черт пропаганды и агитации мы выделили обращение к эмоциям, а не к разуму адресата, целенаправленное распространение информации, игнорирование интересов реципиента и непринятие позиции оппонента.

Мы классифицировали языковые виды манипуляции по четырем уровням: лексический, грамматический, синтаксический и фонетический. Нами был сделан вывод о том, что самыми распространенными в использовании являются лексический, и грамматический уровни. В нашей работе мы выделили общие характеристики языка манипуляции и пропаганды тоталитарного режима, а так же выделены общие и отличающиеся черты языка национал-социализма и языка советской пропаганды.

Во второй главе мы подробно рассмотрели как на уровне лексики, грамматики и синтаксиса в немецком и русском языке отразились черты тоталитарного режима. Мы проанализировали самые распространенные особенности языка пропаганды СССР и языка манипуляции сознанием в Третьей империи и сделали вывод о том, что данные стилистически, эмоционально и оценочно окрашенные слова и выражения не только придавали речи деятелей тоталитарных режимов экспрессивную окраску, но и позволяли успешно воздействовать на сознание целых масс людей, заставляя их подчиняться установленным правилам.

Что касается немецкого языка национал-социалистического режима в Германии, в качестве основных особенностей языка мы выделили: обилие новых слов и особенности военной лексики, повсеместное использование эвфемизмов, превосходная степень прилагательных, аббревиатуры, историзмы и архаизмы, изменение оттенков значения слов, восклицательные предложения, риторические вопросы и эллиптические конструкции.

В качестве основных особенностей языка Советского Союза мы выделили переименование существующих явлений, архаизацию лексики, появление новых слов, повелительное наклонение, мелиорацию и пейорацию лексики, обилие эвфемизмов, аббревиатур и сложносокращенных слов, восклицания и риторические вопросы и т.д.

Мы проанализировали в общей сумме 51 архаизм и историзм, 36 мелиоративов и пейоративов, 65 эвфемизмов, 104 аббревиатуры и новых слова, образованных при помощи разных суффиксов и путем сокращений, 33 вербальных компонента агитационных плакатов, содержащих повелительное наклонение, эллиптические конструкции, восклицательные предложения и риторические вопросы.

Нами были составлены и подробно расписаны методические рекомендации по применению данного материала в ходе трех вариантов уроков немецкого языка в старших классах в образовательных учреждениях. Таким образом, поставленные задачи данной работы были решены и главная цель работы достигнута, в нашей работе мы смогли показать, каким образом в немецком и русском языках проявлялись особенности языка тоталитарных режимов.

1. Арапова Н.С. Эвфемизмы. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцева / М., «Советская энциклопедия», 1990. - 476 с.

2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека./ Н.Д. Арутюнова - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. Искусство, 1979. - 423с.

4. Березин Ф.М. Язык как средство идеологического воздействия. Редкол.: М.: ИНИОН, 1983. — 208 с.

5. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти. Пер. с нем. Казакевич Е.Г. \\Язык и моделирование социального взаимодействия. Сб. ст. М.: Прогресс, 1987. С. 131-169.

+ еще 56 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности языка тоталитарных режимов и их учет на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы