Дипломная работа
«Право мигрантов на получение профессионального образования в российской федерации: особенности и перспективы»
- 96 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. Основы правового положения иностранцев, обучающихся в России 9
1.2. Механизмы реализации конституционных, административных, гражданских и трудовых прав и обязанностей иностранных студентов в России 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РФ 27
2.1. Адаптационный период студентов-иностранцев при получении профессионального образования 27
2.2. Реализация прав мигрантов на профессиональное образование 32
2.3. Исследование основных проблем иностранных студентов при получении образования 49
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ, ПОСТУПАЮЩИМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РФ 54
3.1. Пояснительная записка 54
3.2. Методическое пособие в помощь иностранным гражданам, поступающим в образовательные организации РФ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Процессы миграции в современной России развиваются очень быстро и становятся наименее прогнозируемыми. В аспектах реформы системы высшего образования, обеспечивающей его выход на мировой рынок экспорта образовательных предложений, образование стало одним из самых мотивационных вариации миграционного передвижения.
Реализация образовательной и просветительной миграции связана с потребностью в приобретении необходимого уровня профессионального образования, а также повышения иностранными гражданами квалификационного уровня. Суть образовательной миграции является более широкой. Она связана с прохождением различных стажировок, дополнительного образования, курсов, иных обучающих процессов. Исходя из указанного принципа, который выражен в пересечении государственной границы, выделяются типы, в которых выражается миграция. Она может быть межгосударственной и внутригосударственной.
Образовательная миграция межгосударственного типа выражена в таком перемещении людей, которое направлено на получение разностороннего образования в различных сроках. Выражением такого типа служат перемещения, субъектами которых являются школьники, студенты, представляющие отдельные учебные организации. В настоящее время образование в области миграции, занимает весомую долю в совместной структуре миграционных потоков.
Исследования российских и иностранных авторов, по вопросу обучения мигрантов демонстрируют, собственно, что учебные мигранты считаются одной из более хорошо адаптирующихся групп мигрантов. Исходя из миграционной политики, которой придерживается большое количество государств, студенты-иностранцы относятся к числу тех мигрантов, которые являются предпочтительными.
Нельзя не обратить внимания на наличие определенного круга трудностей, возникающих у иностранных студентов в ходе процесса привыкания.
Наиболее важной проблемой, возникающей перед иностранными студентами, может быть признано отсутствие возможности выполнить официальное трудоустройство. Для большинства обучающихся, единственным источником существования является материальная родительская помощь, получаемая стипендия, а также дополнительный заработок, представленный в виде заработной платы.
Очередной проблемой становится и оплата жилья, стоимость на которое в России для мигрантов, является очень высокой. Необходимо заметить, что со стороны большинства иностранных студентов оплата обучения осуществляется самостоятельно. В то же время, у них имеются значительные затраты, связанные с проживанием, питанием, перемещением, приобретением литературы и пр. Наиболее высокий уровень трат отмечается в столице и других больших мегаполисов РФ. При условии увеличения платы учебными заведениями, возможность иностранца в получении российского образования снижается. Данный показатель выступает наиболее существенной проблемой, возникающей мигрирующих в Россию студентов. О наличии такого недостатка заявляют и эксперты, считающие, что российские ВУЗы должны соблюдать единую ценовую политику или находиться под государственным регулированием.
Еще одной проблемой выступает адаптационный процесс, который выражается, в том числе, в невозможности частого посещения дома, что может быть связано, как с административными барьерами, так и недостаточным финансовым обеспечением.
Любая поездка студента на свою родину, влечет для него необходимость, по факту пребывания в Россию, выполнить весь спектр регистрационных процедур.
Наличие проблем отмечается и в направлении бытовой жизни, которая создается в общежитиях. В ряде регионов места для всех нуждающихся отсутствуют, а оплата за предоставленное койко-место является непомерно высокой. Был выявлен ряд общежитий, использование которых осуществляется в противоречие с их функциональным назначением.
В соответствии с принятым Правительством РФ 01.09.2005 г. Постановлением № 546, утвердившим правила, согласно которым должна оказываться медпомощь иностранным гражданам в РФ, предоставление скорой медицинском помощи иностранным гражданам осуществляется на бесплатной основе и безотлагательно, плановой - платно, если имеются соответствующие финансовые гарантии. Однако реализация данных правил вызывает определенные проблемы.
Наконец, при медобслуживании студентов - иностранцев налицо наличие межведомственной разобщенности, которая присуща регламентации образовательной миграции в РФ. В формальном отношении государство гарантирует медицинскую страховку для студентов-иностранцев, которые обучаются в вузах РФ, за счет бюджетных средств. Фактическая же ситуация является следующей - поскольку финансирование медицинских услуг за счет средств государства в данном случае не производится, финансовые затраты должны нести вузы, а в конечном итоге - сами студенты - иностранцы.
В качестве одного из ключевых вопросов, связанных с социально-экономической адаптацией студентов-иностранцев в РФ следует отметить жилищную проблему и проблему создания нормальных условий жилищно-бытового характера. Нормальные условия проживания в период обучения существенным образом влияют на успешность и оперативность адаптации студентов-иностранцев в РФ.
В соответствии с результатами проведенного исследования, порядка восьмидесяти пяти процентов студентов-иностранцев проживают в общежитии вуза, около двенадцати процентов арендуют жилье в виде комнаты либо квартиры, около трех процентов проживают у родных, знакомых, или в собственном жилье.
Местом проживания студентов-иностранцев в РФ в большинстве случаев является общежитие. Значительное число вузов стремятся вприоритетом порядке обеспечивать для студентов-иностранцев места в общежитиях. При этом в значительном числе вузов указанная проблема продолжает оставаться нерешенной.
Для студентов актуальным вопросом является подключение и использование Интернета в общежитии. Данная проблема актуальна для студентов значительного числа вузов.
К настоящему времени существует большое количество литературы, посвященной проблемам миграции, на протяжении длительного времени изучением миграционной политики занимались такие авторы, как: Ахилл Гийяр, Жак Бертийон, Е. Анучин, А.В. Фортунатов, Ю. Крупнов, Медков В.М.
Проблемы управления миграционными процессами исследовались отечественными и зарубежными учеными, такими, как В.А. Борисов, А.И. Антонов, В.М. Медков, В.Н. Архангельский, А.Г. Вишневский, Кочетов А.Н., Чернышев В. В, Жданович Т. Г, Смирнов С. Н, Сидорина Т. Ю.С.А., Жеребина В.М., Ермакова М.А., Когута А., Рохчина Е., Богатина Ю.Б., Швандра В.А. и др.
Несмотря на большое количество работ, в которых уделяется внимание проблемам миграции населения. Мы выяснили, что не достаточно внимания уделялось выявлению механизмов, регулирующих права мигрантов на получение профессионального образования в России, также мало внимания, уделено на социально-экономические, жилищно-бытовые, правовые проблемы мигрантов в России поэтому, выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной на сегодняшний день.
Цель написания данной выпускной квалификационной работы является всесторонне рассмотреть проблемы реализации прав мигрантов на получение профессионального образования в РФ.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации;
- охарактеризовать механизмы реализации конституционных, административных, гражданских и трудовых прав иностранных студентов на территории России;
- выявить проблемы реализации прав на получение профессионального образования мигрантов в России
- организовать проектную работу в помощь иностранным гражданам, поступившим в образовательные организации РФ
Объект исследования - совокупность общественных отношений, затрагивающих и регулирующих, права иностранных студентов, получающих профессиональное образование в Российской Федерации.
Предмет исследования - Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, положения стратегических политико-правовых документов, регламентирующих проблемы реализации прав на получение профессионального образования миграционного населения в России.
Методы исследования, используемые в выпускной квалификационной работе: статистические, комплексные, историко-правовые, сравнительно-правовые и социологические.
Новизна данной ВКР является то, что методология организации процесса обучения иностранных студентов в РФ только-только начинает складываться. Значимая часть данной темы, заключается в анализе и оценке перспектив совершенствования прав и обязанностей студентов-иностранцев, получающих профессиональное образование в России.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования, при подготовке конкретных рекомендаций в помощь иностранным студентам при получении профессионального образования в России.
База исследования: Уфимский многопрофильный профессиональный колледж.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность исследования, представлен анализ степени ее изученности, определены объект, предмет, сформулированы цель и задачи.
ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Основы правового положения иностранцев, обучающихся в России
Международные отношения, в какой бы области они ни развивались, всякий раз непросты. Обучение зарубежных людей вносит собственные коррективы в образовательный процесс. Правовые основы обучения жителей других стран заложены в ст. 78 Закона об образовании.
Нахождение в Российской Федерации зарубежных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации, включает в себя:
• прибытие (въезд) этих граждан в Российскую Федерацию;
• нахождение и передвижение их по территории Российской Федерации;
• убытие (выезд) указанных граждан с территории Российской Федерации.
Каждое физическое лицо, которое находится в территориальных пределах РФ, наделено кругом обязанностей и снабжено перечнем прав. Совокупность таких показателей выступает правовым статусом лиц, имеющим иностранное гражданство.
Правовыми основами прибытия нерезидентов страны, обучающихся в институтах России на территории Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами и соглашениями, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной и исполнительной власти Российской Федерации.
Зарубежные жители и лица без гражданства имеют право получать образование в РФ в соответствии с международными договорами РФ и законом об образовании РФ.
Правовой статус иностранных студентов имеет свою специфику, так как, их основная цель - это получение соответствующих знаний. Их правовой статус регулируется Конституцией РФ 1993г., ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования», а так же специальными соглашениями о научном сотрудничестве между РФ и соответствующими странами.
Хотя приоритет имеют международные акты, национальное законодательство не может им противоречить, в следствии этого на вооружение следует взять именно действующий Закон об образовании. Согласно ему зарубежные студенты, как и россияне, имеют права на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на общедоступной и бюджетной основе (п. 2 ст. 78 Закона об образовании). А также за счет средств физических лиц и юридических организаций в согласовании с договорами об оказании платных образовательных услуг. Что касается общего образования для иностранцев, проживающих в России, то тут практически нет никаких ограничений, чего нельзя сказать о высшем и профессиональном образовании.
Общепризнанными мерами международного права, которые, в согласовании с Конституцией РФ, считаются составной частью правовой системы Российской Федерации, определяется, что "иностранцы, на законном основании находящиеся на территории государства, пользуются правом на свободное передвижение и свободу выбора места жительства в границах государства", а ещё правом "с учетом национального законодательства и наличия надлежащего разрешения супруге и несовершеннолетним или находящимся на иждивении детям. сопровождать иностранца, приехать к нему и оставаться с ним"
На бюджетные (бесплатные) места в высших учебных заведениях установлена квота - лимитирование по количеству обучающихся в учреждении нерезидентов.
Распоряжением Правительства РФ от 08.10.2013 N 891 повышена ежегодная квота на образование в России зарубежных людей и лиц без гражданства, и составляет с 10 до 15 тыс. человек . Это относится к получению образовательных программ среднего профессионального образования, высшего и дополнительного профессионального образования, изучаемых в образовательных организациях.
Модернизация российского высшего образования ориентирована в первую очередь на повышение качества обучения и конкурентоспособности выпускников на международном рынке труда, что требует, более гибкого соответствия университетских программ требованиям инновационной экономики.
Выполнение столь высоких требований в образовательной области невозможно без обеспечения современной научно-методической и технической базы вузов, совершенствования социально-бытовых условий проживания зарубежных студентов и их доведения до среднеевропейского значения, возможности трудоустройства, а также улучшения психологической комфортности и безопасности иностранных студентов во время обучения в вузах России.
Активное развитие межгосударственных образовательных контактов осуществляется в каждом современном государстве. Это, в том числе, связано с ростом количества такой молодежи, которая намерена получать образование в иностранных государствах. О том, что иностранные студенты проходят обучение успешно, свидетельствует тот факт, что они проходят период социокультурой адаптации в течение короткого времени.
Проблемы, связанные с адаптацией иностранцев, считается в России довольно актуальной. Современное образование имеет международные начала. Об этом можно говорить исходя из того, какая академическая мобильность имеется у обучающихся.
Численность студентов, отдавших свой выбор в пользу обучения в России, регулярно возрастает. То отношение, которое присуще иностранным студентам, в части российской социокультурной среды, имеет сложные и дифференцированные характеристики.
Осуществление и становление личностного потенциала, относительное приспособление к новой социокультурной среде у многих респондентов достигается исключительно за счёт изменений в стандартах и способах поведения, но при этом остается внутреннее отчуждение от социальной среды, в которой они обязаны существовать и обучаться.
В результате системного изучения того круга особенностей, которые присущи развитию в личностном потенциале, может быть оптимизирована отечественная система, на принципах которой базируется обучение в ВУЗах. Такая работа осуществляется, в том числе, для того, чтобы укрепить тот международный престиж, которые присущ РФ.
Кроме того, анализ социальной адаптации зарубежных студентов и выработанные на его основе практические рекомендации позволят увеличить конкурентоспособность российских вузов в сфере международных образовательных предложений.
Процессу обучения иностранцев в российских учреждениях присуще наличие давних традиций. На протяжении нескольких десятилетий такое обучение осуществляется в ряде крупных городов. Так, на территории Уфы проводились курсы, на базе которых иностранцы могли обучиться русскому языку. Появление иностранных студентов послужило выявлению некоторого количества психологических проблем, требующих внимательного отношения.
Исследование незнакомой социальной среды - является травмирующей ситуацией для иностранных студентов. Считается, что для молодых людей во всем мире это обычная ситуация, когда они уезжают из семьи, чтобы получить образование, а также и долгожданную свободу.
По статистическим данным, на территории России находятся студенты из разных точек мира, которые представляют различные климатические зоны, культуру, ценности и традиции. Каждый из них наделен индивидуальными особенностями психики.
С момента приезда в Россию, иностранные ученики оказываются в новых социальных условиях. Такие условия существенно отличаются от тех, которые имелись в их родных государствах, что свидетельствует об их непривычности. За счет возникающей разницы, в жизни иностранца могут возникать проблемы, причиной которых является необходимость адаптирования.
При наличии привычных условий, выраженных в обучении на родном языке, у учащегося в более короткие сроки проявляется адаптация. По- другому может выглядеть ситуация, при которой студент не находится в родной среде. В этом случае, даже простейшие контакты могут требовать существенного усилия. Перед иностранными студентами поставлена задача по адаптации к климатическим и бытовым условиям, а также иным особенностям, присущим стране, в которой проходит обучение.
В данное время в вузах и колледжах России обучается около 200 тысяч иностранных граждан.
В 2002 году Правительством Российской Федерации был принят значительный для становления международной системы образования России документ, утвержденный Президентом, «Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях». Согласно данному документу, ежегодная численность иностранных учащихся в российских образовательных учреждениях должна возрасти к 2020 году более чем в шесть раза (до 600 тыс. человек), обеспечив значительный приток денежных средств в вузы и экономику Российской Федерации.
На 2014-2015 годы были намечены разработка моделей и их апробация на экспериментальных площадках, а к 2016-2017 году - распространение программы на всю систему образования России. Вследствие этого как раз в данный момент актуален поиск новых моделей взаимодействия иностранных студентов и педагогического коллектива вузов и иных образовательных учреждений, нацеленных на решение поставленных задач.
Среди основных проблем иностранных учащихся, в процессе обучения в университете: большая учебная нагрузка и финансовые трудности. Успешной учебе препятствуют недостаточное обеспечение учебной литературой, интернациональный характер учебных групп и расхождения в методике преподавания в России и в родной стране. Студентов также огорчает невозможность подработки во время учебы.
Для наименее, безболезненной и быстрой адаптации иностранных студентов, рационально прикрепить к ним наставника, как в профессиональной сфере, в социальной сфере так и в образовании. Наставник должен располагать значительным жизненным и профессиональным опытом, хорошо ориентирующимся в ситуации и имеющим намерения помочь иностранным студентам.
Обретение общих ценностей формирует будущие отношения между народами и различными этническими сообществами. Поэтому важно, не отменяя этнической самодостаточности субъекта, помочь ему обрести новые довольно прочные социальные и культурные связи, которые несомненно помогли бы иностранному студенту быстрее адаптироваться в чужой для него по языку и культуре стране. Для ознакомления иностранных и российских студентов с культурой и традициями различных народов и этнических групп, и для становления межэтнических контактов и уважительного отношения представителей различных наций друг к другу можно создать многонациональный клуб.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята в 1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) (ред. от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) //Российская газета. 1993.; «Собрании
законодательства РФ». 04.08.2014. № 31.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018)//«Собрание законодательства РФ» 07.01.2002.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 31.12.2012. № 53
4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: Федеральный закон от 25 июля 2002 года (в ред. от 27 декабря 2018 года) // КонсультантПлюс 2018.
5. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»: Федеральный закон от 18 июля 2006 года (в ред.от 23 июля 2008 года) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285; 2008. № 30 (ч.2). Ст.3616.
+ еще 45 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Право мигрантов на получение профессионального образования в российской федерации: особенности и перспективы» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 96 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности регулирования труда педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Правовой статус руководителя образовательной организации среднего профессионального образования: практика регулирования
Дипломная работа:
Реализация прав школьников на благоприятную окружающую среду в образовательной организации
Контрольная работа:
Правовые основы въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
Магистерская работа:
Нормативно - правовое обеспечение среднего профессионального образования