Дипломная работа

«Развитие пространственных представлений у детей со стертой дизартрией в процессе формирования графомоторных функций»

  • 71 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема изучения пространственных представлений и графомоторных навыков у детей в психолого-педагогической науке

1.1. Развитие пространственных представлений в онтогенезе 7

1.2. Формирование графомоторных навыков унормальноразвивающихся детей 15

1.3. Особенности развития пространственных представлений у детей с нарушением речи 22

Выводы по главе 1 27

Глава 2. Изучение пространственных представлений и графомоторных навыков у детей со стертой дизартрией

2.1. Организация и методики исследования 28

2.2. Анализ результатов исследования 36

2.3. Программа логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей со стертой дизартрией в процессе формирования графомоторных навыков 43

Выводы по главе 2 54

Заключение 57

Список литературы 59

Приложения

Введение

Актуальность проблемы исследования. Развитие пространственных представлений считается одним из основных разделов умственного воспитания детей. Значимостьисследования пространственного мышления обуславливаетсямалой изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи (в частности, у детей с дизартрией).

Изучение психологической природы пространственного мышления обладаетогромное практическое значение, так как сложноохарактеризовать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло значительной роли.

Этаспособностьсчитаетсяважнымобстоятельством жизни человека, формой отражения,находящегося вокруг общества, обстоятельствомэффективного познания и интенсивного преобразования реальности.

Дети со стертой дизартрией не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сосредотачивают на себя внимание. Однако у них существуют определенные черты. Таким образом, эти дети неотчетливо общаются и слабо употребляют пищу, так как им трудно пережевывать. Дети с дизартрией не любят и не имеют желания застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Дети с дизартрией ощущаюттрудности и в изобразительной деятельности. Они никак немогут, верно,удерживать карандаши, воспользоваться ножницами,

корректироватьнапор на карандаш и кисточку. У большинства дошкольниковзамечается: стремительное переутомление,

увеличениеслюноотделения, присутствие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В определенных вариант обнаруживается отклонение языка. При дизартрии у детей нарушается двигательный механизм речи из-за органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии являетсянесоблюдение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно исследована.

Увеличение эффективностикоррекционнойлогопедической работы по устранению нарушений речи удошкольниковс клиническим заключением «дизартрия» считаетсяв этот период одной из актуальной проблемой логопедии.

Таким образом вопрос изученияпредполагает актуальность, что дает возможность сформулировать следующую тему исследования: «Развитие пространственных представлений у детей со стертой дизартриейв процессе формирования графомоторных навыков».

Цель исследования:изучить уровень и особенности

сформированностипространственных представлений и графомоторных навыков у детей со стертой дизартрией и разработать программу логопедической работы по коррекции пространственных представлений детей с дизартрией.

Объект исследования:пространственные представления и

графомоторные навыки.

Предмет исследования:уровень и особенности сформированности пространственных представлений и графомоторных навыков у детейсо стертой дизартирией.

Гипотеза исследования.Мы предполагаем, что пространственные представления детей со стертой дизартрией имеют специфические особенности, проявляющиеся в трудностях право- и левоориентациии и ориентации относительно себя, затруднениях ориентировки в реальном пространстве, нарушении ориентировки на плоскости.

Задачи исследования:

1) сделать обзор научно-методической литературы по проблеме исследования;

2) подобрать диагностический материал и проанализировать методики по исследованию пространственных представлений и графомоторных навыков у детей со стертой дизартрией;

3) провести экспериментальное исследование и сделать качественный и количественный анализ результатов исследования;

4) разработать программу логопедической работы по развитию пространственных представлений в процессе формирования графомоторных навыков у детей со стертой дизартрией;

5) сформулировать выводы.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

- современные представления о развитии графических навыков (Т.С. Комарова, М.М., Безруких, О.А. Карабанова и др.);

- подходы и рекомендации по формированию графомоторных навыков (Г.В. Бабина, Н.Н. Волоскова, Э.Г. Симерницкая, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина).

Методы исследования:

1) метод анализа научно-методической литературы;

2) биографические методы (анализ протоколов психолого-медико

педагогической комиссии);

3) экспериментальные методики;

4) методы качественного и количественного анализа данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют: расширить научные представления об особенностях развития пространственных представлений и графомоторных навыков дошкольников со стертой дизартрией;

Практическая значимость состоит в том, что предложены приемы, позволяющие формировать осмысленное понимание пространственных представлений и графомоторных навыков. Данные исследования будут иметь практический интерес для логопедов, психологов, дефектологов, а также родителей детей с дизартрией.

Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №266» Калининского района городского округа город Уфа РБ.

Контингент участников исследования: 10 детей в возрасте 5-7 лет со стертой дизартрией.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.

Фрагмент работы

Глава 1. Проблема изучения пространственных представлений и графомоторных навыков у детей в психолого-педагогической науке

1.1. Развитие пространственных представлений в онтогенезе

Вопросами изучения пространственного мышления в психологии занимались такие выдающиеся психологи, как Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко и другие.

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа находится в зависимости как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется человеком и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты) [16].

Пространственные отношения предметов и явлений воспринимаются нами с помощью комплексной работы анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного, кинестетического. Все они связаны между собой и находятся во взаимодействии. Целостность картины мира будет нарушена, если будет не хватать одного из анализаторов. Их деятельность между собой скоординирована и образует сложный системный механизм.

Мы воспринимаем окружающее пространство в совокупности различных характеристик. Пространственный анализ представляет из себя высшее проявление аналитико-синтетической деятельности,

характеризующееся объединением таких понятий, как определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и в то же время анализ положения собственного тела по отношению к окружающим предметам [15].

В литературе выделяют 3 вида пространственных представлений:

• Внутреннее пространство

• Внешнее пространство

• Отраженное в речи, «квазипространство».

1. Пространство собственного тела, или внутренне пространство.

Отвечает за восприятие схемы своего тела. В нейропсихологии дают определение, как соматогнозиса. Развитие соматогнозиса происходит в процессе объединения внутренних и внешних ощущений в единой образ, в определенных ситуациях:

• Когда индивид сталкивается с болевыми, либо дискомфортными

состояниями для организма;

• Когда индивид испытывает разнообразные ощущения,

положительные или отрицательные, возникающие в процессе соприкосновения с окружающим миром;

• В процессе общения с окружающими, когда возникают

различные ситуации соприкосновения с телами других людей, как положительными, так и отрицательными;

• В процессе собственной двигательной активности, благодаря

которой можно прочувствовать богатый спектр ощущений[27].

2. Следующей ступенью является внешнее пространство, воспринимаемое в комплексе зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов и их альянсов.

3. Отраженное в речи пространство, абстрагированное от видимых чувственных образов - квазипространство. Проявляется в виде предлогов пространственного назначения, словах, обозначающих виды деятельности и свойства. Таким образом, итогом усвоения пространственных представлений является речевое квазипространство.

Прежде чем у человек сформируется осмысленное восприятие пространственных отношений предметов, у него должно сформироваться понятие схемы своего тела. Начинается этот процесс еще в перинатальном периоде [16].

Еще до рождения, находясь в утробе матери, накапливаются различные ощущения: тактильные и мышечные от внешних раздражителей, и ощущение положения своего тела. Таким образом формируется так называемое «темное мышечное чувство». Так же в процессе родов тело разворачивается на 45 градусов и благодаря этому происходит обогащение новыми ощущениями.

С самого рождения постепенно формируется фактор, который является базой для пространственно-временных представлений, как система координат с момента развития двигательных умений, таких как 90-градусный разворот в процессе сидения и ползанья, 180-градусный поворот - с момента того, как научился ходить, 360-градусный - с момента осознания пространства, находящегося сзади. После года ребенок становится способен овладевать речью, благодаря чему еще больше обогащает и имеет возможность обобщать знания о пространстве, которое его окружает.

Заключение

В соответствии с задачами исследования, в первой главе выпускной квалификационной работы был проведен обзор научно-методической литературы по проблеме формирования пространственных представлений и графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

В главе 1 мы рассмотрели особенности развития пространственных представлений и графомоторных навыков в онтогенезе и при нарушениях речи.

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение).Графомоторный навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Для того чтобы графомоторный навык был сформирован, необходимо подготовить обучающегося к овладению определёнными знаниями. При этом в состоянии готовности должны быть конкретные специфические сферы головного мозга и психические функции, такие как внимание, зрительно-пространственная ориентация, пространственное мышление

При общем недоразвитии речи формирование

пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. В своих трудах Н.Я. Семаго подчеркивает то, что недостаточность пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела. Так же у этих детей возникают трудности с ориентировкой на листе бумаги.

Во второй главе мыподобрали методики для определения уровня сформированности пространственных представлений (Н.Я.Семаго и М.М. Семаго) и графомоторных навыков (Н.В. Нижегородцева).

Исследовав уровень сформированности пространственных

представлений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, мы выявили трудность право- и левоориентациии и ориентации относительно себя, затруднения ориентировки в реальном пространстве, нарушения ориентировки на плоскости.

Исследовав графомоторные навыки детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, мы выявили, что у большинства детей обследуемой группы отсутствует плавность линий, не регулируется нажим на руку, сложности в определении границ.

Все это позволяет сделать вывод, о необходимости коррекционно-развивающей работе по развитию пространственных направлений и графомоторных навыков.

С целью развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, нами предложена программа, в которой выделяются следующие направления:

- развитие психологической базы графомоторных навыков;

- формирование и развитие оптико-пространственной ориентировки;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук;

- развитие произвольного рисования;

- развитие графической символики.

Таким образом, цель исследования достигнута. Гипотеза исследования о том,что специфические особенности пространственных представлений детей со стертой дизартрией проявляются в трудностях право- и левоориентациии и ориентации относительно себя, затруднениях ориентировки в реальном пространстве, нарушении ориентировки на плоскости, получила свое подтверждение. Задачи решены.

Список литературы

1. Ахальцева Е.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Н. Ахальцева // Логопед. - 2008 - № 4. - С. 4-21.

2. Аксенова М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М.И. Аксенова. - Нижний Новгород: Нов.ГУ, 1988. - 54 с.

3. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи / А.В. Антонова. - М.: Изд-во Моск. ком. обр., 1997. - 124 с.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозайка - Синтез, 1998. - 214 с.

5. Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. - Минск, 2010. - 152c.

+ еще 38 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие пространственных представлений у детей со стертой дизартрией в процессе формирования графомоторных функций»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика