Дипломная работа

«Особенности регулирования труда педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования»

  • 80 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9

1.1 Субъекты, имеющие право на занятие педагогической деятельности 9

1.2 Порядок и цель проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования 19

1.3 Особенности прекращения трудового договора с педагогическими работниками системе среднего профессионального образования.32

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36

2.1. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха 36

2.2. Особенности регулирования оплаты труда педагогическим работникам среднего профессионального образования 43

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ «ПРОГРАММА КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 49

3.1. Описание проекта 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77

Введение

Актуальность темы. Важнейшую роль в нашей жизни играет образование. Это - одно из самых значительных для человека приобретений, являющееся одним из главных инвестиций в будущее, залог успешной и обеспеченной жизни. Образование напрямую влияет на нашу жизнь. Сегодня без образования, даже начального, жить достойной, обеспеченной жизнью очень нелегко, не говоря о среднем и высшем образовании.

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим важное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. Согласно статье 68 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» данный уровень образования направлен на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Педагогический работник - ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Предоставление образования является таким же не простым процессом, чем его получение, это такой же труд. Поэтому это отрегулировано стандартами трудового законодательства Российской Федерации. Регулирование трудовых отношений с участием педагогических работников среднего профессионального образования, а также особенностей права для предоставления педагогической деятельности и приема на работу педагогических работников устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации. Одной такой особенностью является, например, то, что в учебных заведениях учебный год не совпадает с календарным и составляет 9 месяцев. Поэтому преподаватель не имеет возможности работать непрерывно. Также имеются особенности аннулирования трудового договора с педагогами. Исходя из этого, следует что предоставление отпусков, регулирование рабочего времени отличается от регулирования труда не только работников других отраслей производства, но и других категорий педагогических работников.

Таким образом, изучение и анализ правового регулирования в сфере преподавательской деятельности педагогических работников системы среднего профессионального образования в современных условиях довольно уместно.

Целью данной работы является исследование и изучение особенностей регулирования труда педагогических работников системы среднего профессионального образования через призму трудового законодательства Российской Федерации.

Для достижения цели работы поставлен ряд задач:

— изучить порядок возникновения и прекращения трудовых правоотношений с педагогическими работниками системы среднего профессионального образования;

— раскрыть вопрос продолжительности рабочего время и время отдыха педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования;

— проанализировать процесс аттестации педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования;

— охарактеризовать оплату труда педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования;

— проанализировать нормы права в сфере применения дисциплинарных взысканий к педагогическим работникам среднего профессионального образования.

Объектом исследования являются отношения между работодателем и педагогическим работником.

Предмет исследования - стандарты трудового законодательства, регулирующего педагогическую деятельность в системе среднего профессионального образования.

Изучая предмет выпускной квалификационной работы, использовались следующие методы: анализ литературы, нормативно-правовой документации, изучение отечественной практики, аналогия, классификация.

Источниковой базой исследования является широкий круг разнообразных видов и категорий источников. Для достижения поставленной цели и решения указанных задач выпускная квалификационная работа основывалась на нормативном материале: Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, федеральных законах РФ, законах субъектов РФ и иных нормативно - правовых актов. Современное законодательство о труде педагогических работников требует не только уточнения, но и приведения его в единое правовое поле. Например, Трудовой кодекс Российской Федерации содержит всего 7 статей, адресованных регулированию труда педагогов.

При всей важности внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации положений об особенностях труда педагогических работников нужно отметить, что указанные нормы отражают специфические особенности своей работы недостаточно и имеют главным образом справочный характер. Конкретное содержание особенностей труда педагогов сосредоточено в многочисленных подзаконных актах, утверждаемых Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (министерства и подведомственные им организации), в многочисленных региональных актах о труде работников бюджетных организаций. Широкое распространение получило и локальное правотворчество образовательных учреждений о труде педагогических работников.

Степень изученности работы. Вопросу регулирования труда педагогических работников в организациях среднего профессионального образования посвящено, на мой взгляд, недостаточно литературы. Нужно отметить, что имеется достаточно научной литературы по вопросам регулирования труда педагогических работников, но они носят общий характер. А специальной литературы, посвященной вопросам нашего исследования, имеется в ограниченном количестве. Например, учебник Пластинина. Н.В. «Особенности трудовых отношений с работниками образовательных учреждений», посвящён особенностям трудовых отношений педагогических работников с образовательными организациями.

Путило Н.В. в своей статье «О новых тенденциях в регулировании правового статуса педагогических работников на уровне федерального законодательства» рассматривает современное состояние правового регулирования прав и обязанностей педагогических работников. Проведен сопоставительный анализ норм Закона Российской Федерации 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Сделан вывод о значимости произошедшей систематизации норм, образующих прав.

Общие вопросы правового положения научных работников как образовательных, так и научных организаций изложены в статье Дащинской З.П., и Путило Н.В. «Правовой статус научных работников в актах федерального законодательства и законах субъектов Российской Федерации». В целях систематизации и прогноза дальнейшего совершенствования прав и обязанностей научных работников изучено законодательство РФ об образовании и о науке, нормы смежных отраслей законодательства, акты международного права. Сделаны выводы о необходимости изменений в правовом статусе научного работника, о мерах противодействия негативным тенденциям в сфере труда и социальной защиты научных работников.

Классный руководитель - педагог, занимающийся организацией и проведением внеурочной воспитательной работы. Болотова Е.Л. в статье «Правовое положение классного руководителя» рассматривает нормативно-правовое обеспечение его деятельности.

При написании выпускной квалификационной работы использовалась информация об учебной нагрузки педагогическим работникам, опубликованная Шумилиной Т.О «Режим работы и продолжительность рабочего времени педагогических работников: нормативно-правовое регулирование».

В выпускной квалификационной работе затрагиваются вопросы порядка аттестации педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования. Ответы нами были найдены в учебном пособии Соломатин A.M., Чуракова Р.Г. В данном пособии показаны особенности аттестации педагогов в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников. Материалы разработаны для педагогов, использующих УМК «Перспективная начальная школа», а также для учителей, осуществляющих подготовку к аттестации, для аттестационных комиссий и экспертных групп, руководителей образовательных учреждений.

Также, хотелось бы отметить пособие, автором которого являются Н. В. Долгоаршинных, И. И. Семенова «Аттестация педагогических работников. Нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности». Авторы в своей книге предоставили важнейшие нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок проведения аттестации педагогических работников, подробно описана методика экспертизы профессиональной деятельности педагогов, даны рекомендации по подготовке к успешному прохождению аттестации. Пособие адресовано педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, специалистам методических служб, председателям и членам экспертных групп, а также всем лицам, интересующимся вопросами аттестации в системе образования.

Новизна исследования. Новизна работы заключается в том, что в исследовании выделены особенности правового регулирования педагогических работников системы среднего профессионального образования с учетом принятых изменений в законодательстве Российской Федерации.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать заключения и предложения для дальнейшего исследования особенностей регулирования труда педагогических работников, а также использования полученных результатов в образовательном процессе.

Апробация результатов исследования. Содержание и выводы выпускной квалификационной работы были изложены на педагогическом совете № 5 ГАПОУ Уфимского колледжа предпринимательства, экологии и дизайна. Практическая часть данной работы «Программа курсов повышения квалификации для педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования», была проведена для преподавателей различных дисциплин: история, обществознание, иностранный язык и т.д.

Структура ВКР. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения. К работе прилагается список нормативных правовых актов и научной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

1.1 Субъекты, имеющие право на занятие педагогической деятельностью

Педагогический работник— это лицо, которое находится в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность и выполняющей обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельность.

Основным документом, определяющим отношения педагогического работника с образовательной организацией, является трудовой договор. Договор составлен в двух экземплярах в письменной форме и подписан обеими сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Особое условие трудового договора, заключаемого с преподавательским составом учебного заведения, - учебная нагрузка, зафиксированная в оценочном листе.

В том случае, если при заключении трудового соглашения размер учебной нагрузки не установлен, считается, что трудовой договор основывается на количество преподавательских работ, соответствующей должностной ставки.

Так как деятельность преподавателя связана не только с обучением, но и с образованием, законодательство предъявляет особые требования к его личности: он должен соответствовать определенным моральным нормам и не нарушать обычных правил поведения. Таким образом, закон устанавливает ограничения на преподавательскую деятельность для лиц, имеющих судимость за определенные преступления, а также дополнительные основания для увольнения преподавателей среднего профессионального образования за аморальные действия.

Субъекты, имеющие право на занятие педагогической деятельностью:

1. Наличие среднего профессионального или высшего образования и соответствие квалификационным требованиям, указанным в

квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах.

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

3. Наличие образовательной квалификации, которая определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования.

Рассмотрим применение данного положения на практике. Как я уже говорила выше в своей выпускной квалификационной работе, в соответствии со ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», возможность занимать преподавательскую должность имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в

квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В Кировской области преподаватель русского языка и литературы торгово-экономического колледжа обратился в управление образования города с требованием принять меры по его трудоустройству, учитывая возраст, опыт работы, образование, природные наклонностей. В связи с отказом обратился в суд с требованием о защите его права на труд. Кировский областной суд в Апелляционном определении от 09 января 2018 г. по делу № 33-4493/201* отметил, что комплектование образовательных учреждений кадрами относится к компетенции руководителей данных учреждений, а должности, на которые претендует истец (директор образовательного учреждения СПО) нормативными актами и в штатных расписаниях образовательных учреждений города не предусмотрена. Исходя из этого, судом принято решение о том, что истец не представил доказательства необоснованного отказа в ее приеме его на работу.

Заключение

Педагогический работник— это лицо, которое находится в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность и выполняющей обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельность

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие:

— Наличие среднего профессионального или высшего образования и соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах.

— Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

— Наличие образовательной квалификации, которая определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации к преподавательской деятельности не допускаются субъекты:

- Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в

соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- Имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному

преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной 73 безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

- Имеющие неснятую или непогашенную судимость, за иные

умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

- Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

- Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения;

- Лица, перечисленные в абзаце третьем части второй этой статьи,

которые имели последствие в виде судимости за совершение мелких преступлений и умеренных преступлений против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства человека (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, которая предоставляет психиатрическую помощь, уход в стационарных условиях и клевета), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества. а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование.

Рабочее время устанавливается для всех работников организации правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную и другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных организациях, утвержденными в установленном порядке. Преподавателям организаций, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы, за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, определяется объем годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев.

Можно выделить основные составляющие заработной платы преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования: должностной оклад или ставка, определяемые с учетом условий труда и специфики работы, доплата за работу, не входящую в должностные обязанности (проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.), доплата за работу в ночное время, за работу во вредных условиях и т.п. Установленные надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда; премии и иные выплаты стимулирующего характера; компенсационные и иные выплаты, предусмотренные законодательством.

Аттестация педагогических работников среднего профессионального образования проводится с целью т определить соответствие уровня его квалификации требованиям к квалификационным категориям (первая или высшая), либо доказать соответствие педагогического работника занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности. Существует два вида аттестации: добровольная и обязательная.

Исследовав вопрос о правовом регулировании труда педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует ряд проблем, требующих своего правового разрешения. Предлагаю следующее:

Во-первых, статья 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет правовой статус педагогических работников. Часть 5 данной статьи предусматривает право работника на длительный отпуск сроком до 1 года не реже, чем каждые 10 лет непрерывной педагогической деятельности. В целях реальной реализации данного права предлагаю внести изменения в ч. 5 ст.47 изложив их в следующей редакции: право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Оплата длительного отпуска осуществляется в размерах не менее 50 процентов от средней заработанной платы за соответствующий период предыдущего учебного года.

Во-вторых, предлагаю принять Федеральный Закон «О статусе педагогических работников», включающий в себя статьи, касающиеся регулирования труда конкретно педагогических работников системы среднего профессионального образования, также включить в этот закон меры социальной поддержки педагогических работников системы среднего профессионального образования, отвечающий конституционному положению о том, что Россия - социальное государство, в котором образование является приоритетной сферой.

В большинстве стран Европы социальный статус преподавателей и научных работников образовательных организаций среднего профессионального образования исключительно высок. По сути, они приравнены к государственным служащим.

Помимо изложенных проблем, необходимо отметить и положительную динамику, в том числе, в вопросе регулирования труда педагогических работников системы среднего профессионального образования. Заработная плата за последние два года увеличилась на 12 %.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета. - 2009.- 21 января.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. (ред. от 03.08.2018)

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 - ФЗ (ред. от 11.10.2018)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63- ФЗ с изм. и доп. (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)

5. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» //Собрание законодательства РФ, 19.08.2013, N 33, ст. 438

+ еще 26 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности регулирования труда педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования»
Раздел: Трудовое право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 80
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика