ВКР
«Возникновение и этапы развития кобызового исполнительского искусства»
- 54 страниц
ВВЕДЕНИЕ .
ГЛАВА І. Теоретические аспекты и развития кобызовой традиции .
1.1. Исторические изыскания возникновения кобыза ….….
1.2. Значение и смысл слова «кобыз»
1.3. Особенности звукоизвлечения на кобызе .
1.4. Коркыт – ата и становление кобызовой традиции .
ГЛАВА ІІ. Развитие кобызового искусства в XIX – XX веках .
2.1. Выдающийся исполнитель на кобызе – Ыхылас Дукенулы .
2.2. Жаппас Каламбаев и Даулет Мыктыбаев продолжатели традиций Коркыт-ата .
ГЛАВА ІІІ. Кобыз и кобызовое исполнительское искусство на современном этапе .
3.1. Методические пособия для кобызистов .
3.2. Современное сохранение и развитие кобызовой традиции .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ .
Земля Казахстана богата музыкальными традициями. Казахская музыкальная культура немыслима без инструментальной музыки. В прошлом у казахов имелось более 30 музыкальных инструментов. Из них ряд инструментов дошли до наших дней в первозданном виде, отдельные инструменты усовершенствовались. Однако, некоторые инструменты не сохранились.
Казахская инструментальная музыка представляет собой яркий образец бесписьменной музыкальной культуры, для которой наиболее естественным способом бытования является импровизационность. Подобная форма существования музыкального произведения, как известно, вбирает ряд особенностей, среди которых большое значение имеет наличие определенных стереотипных отношений, как в области музыкального языка, так и в способах развертывания музыкальной мысли.
Для казахского народа владение музыкальным искусством – это все равно, что умение оседлать коня. Издавна иноземные путешественники удивлялись тому, что большинство «хранителей степи», независимо от того, был ли это ребенок, взрослый человек или старец, мог наиграть мелодию на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. Говорят, что в самом начале всего мироздания Бог вложил в каждого представителя казахского народа малую частицу кюя (т.е. песни) с самого момента его появления на свет.
Подлинность казахского музыкального фольклора уходит в глубину веков. Так, отцом музыки считается Коркыт-ата (Коркут, Коркуд). Музыкальным символом эпоса, его родоначальником стал кобыз – особенный инструмент: музыка, исполняемая на кобызе, считалась магической и целебной.
В казахском этномузыкознании разработан на сегодня ряд важнейших исторических и теоретических проблем казахской традиционной инструментальной музыки. Их разработку начали ученые, заложившие еще в первой половине ХХ века (А. Затаевич, А. Жубанов, П. Аравин, Н. Тифтикиди, Б. Ерзакович, Т. Бекхожина и др.). На этом этапе (с 30-х гг. до сер. 70-х гг. ХХ в.) кюи и их языковые особенности изучались с точки зрения
европейского музыкознания.
Дальнейшие научные изыскания в области традиционной инструментальной музыки связаны с именами ученых-музыковедов 70–80-х и нач. 90-х г.г. – Б. Аманова, Б. Байкадамовой, Б. Каракулова, А. Мухамбетовой, Г. Омаровой, С. Раимбергеновой, Б. Сарыбаева, С. Утегалиевой, Л. Халтаевой, П. Шегебаева и др. В их трудах сложилась методология, синтезирующая основы европейской науки и традиционного знания казахов. Этот период характеризуется также формированием метода диахронных исследований музыки и комплексным подходом к явлениям фольклора и устно-профессиональных жанров. Данный подход открыл дорогу для дальнейшего совершенствования способов познания казахской инструментальной музыки, являющейся продуктом кочевой культуры.
Культурологический аспект изучения традиционной инструментальной музыки, начатый в 1970–1980 гг., активно разрабатывается в трудах среднего и молодого поколения этномузыковедов Казахстана.
При этом недостаточно внимание уделяется теоретическим аспектам исследования музыки для кобыза.
Актуальность темы. Изучение развития и сохранения кобызового традиционного исполнительского искусства в системе музыкальной культуры Казахстана. В результате реконструкции, проведенной в 30х годах прошлого столетия под руководством академика А. Жубанова родился модернизированный адаптированный для игры в оркестре инструмент – кобыз.
Объект исследования. Кобызовое испонительское искусство в Казахстане.
Предмет исследования. Выдающиеся исполнители на современном этапе развития казахского кобызового исполнительского искусства.
Цель исследования. Выявление и формирование развития кобызового исполнительского искусства.
Объект, предмет и цель исследования связаны с решением следующих задач:
- дать обзор исторического развития кобызового искусства;
- определить выдающихся композиторов, исполнителей кобызовой традиции XIX – XX веков;
- выявить исполнителей на современном этапе развития кобызовой исполнительской традиции;
- обзор музыковедческих работ по казахскому народному инструменту – кобыз.
По теме выпускной квалификационной работы имеется ряд научных статей, монографий, справочники по традиционным музыкальным инструментам Казахстана. Так, в работах Б. Сарыбаева, Г. Оразалиевой, Г. Омаровой, А. Мухамбетовой, Б. Аманова даны краткие упоминания из истории возникновения, бытования традиционного кылкобыза на территории республики. В них также рассказывается о выдающихся мастерах-исполнителях на кылкобызе. Однако, отдельные работы содержат неполную характеристику о техническом усовершенствованном кылкобызе.
Методология и методы исследования. В выпускной квалификационной работе применен комплексный подход к исследованию темы: «Возникновение и этапы развития кобызового исполнительского искусства» на основе сравнительно-исторического, этноорганологического, этномузыкологического аспектов. Использованы методологические положения, содержащиеся в трудах (Б.Косбасаров, Г.Молдакаримова, Г.Омарова, Г.Оразалиева и др.).
Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется тем, что предпринята попытка выявить, систематизировать сведения из разных источников для более целостного представление о видных народных исполнителях-кобызистах, кобызистах-композиторах, кобызистах-фольклористах, о видах кобызов в Республике Казахстан.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во Введении определяются актуальность темы, объект и предмет исследования, цель и задачи, дается краткий обзор литературы.
Первая глава – «Кобызовое искусство» состоит из четырех разделов, в которых говорится об истории возникновения инструмента кобыз, о его прародителе Коркут-ата.
Вторая глава – «Развитие кобызового искусства в XIX – XX веках» – состоит из двух разделов, посвященных характеристике творческих портретов видных исполнителей на кылкобызе, таких как Ыхлас Дукенулы, Жаппас Каламбаев и Даулет Мыктыбаев.
Третья глава – «Кобыз и кобызовое исполнительское искусство на современном этапе» – состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен анализу методических пособий для кобызистов. Второй раздел затрагивает вопросы сохранения и развития кобызовой традиции в Республике Казахстан.
В Заключении подводятся итоги по теме выпускной квалификационной работы.
Список литературы включает _ наименований.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в ее использовании в учебных курсах средних и высших музыкальных заведениях Республики Казахстан. Материалы работы могут быть использованы в учебных курсах «Методика обучения игры на кобызе», «История художественной культуры Казахстана», «История исполнительского искусства» и др. Работа может быть адресована музыкантам-профессионалам в области кобызового исполнительского искусства.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты возникновения и развития кобызовой традиции
1.1. Исторические изыскания возникновения кобыза
Кобыз является одним из древнейших струнно-смычковых инструментов на Земле. Согласно исследованиям В. Бахмана, кобыз распространившись за пределы кочевого мира Центральной Азии, стал предком всех европейских смычковых струнных инструментов (скрипки, виолончели и др.) . Ученые обнаружили у кочевников Центральной Азии сохранившиеся до нашего времени особые смычковые струнные инструменты, у которых не только смычки, но и струны оказались из конского волоса. При этом нижняя передняя часть корпуса, а иногда и весь корпус были сделаны из кожи. Это кобыз у казахов, кыяк у кыргызов, моринхур, хур, хочир у монголов, игил у тувинцев, тошпулуур у алтайцев и тувинцев. Не исключено, что казахское слово кобыз имеет общую основу с древнетюркским словом еkaма (еk + a + ма), что в переводе означает «музыкальный инструмент, род скрипки», зафиксированным в словаре М. Кашгари (ХI в.) .
Все эти инструменты объединяли следующие признаки: густой, матовый, низкий мистический тембр, дугообразный смычок со свободным волосом, общие способы флажолетной игры и вертикальное положение при игре. Среди них казахский кобыз совмещает в себе самые древние черты: его изогнутая форма сохранила связь с охотничьим или военным луком. Трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было, по мнению болгарского ученого С. Дончева, прообразом игры на смычковых инструментах. Такие музыкальные луки были у народов Поволжья, мари – кон-кон, татар – жия-кыбыз. Но не только на западе от Сырдарьи оценили красоту и возможности смычкового инструмента. Распространился он и на восток. Например, китайцы обобщенно называли свои струнные инструменты, а именно эрху (двухструнный) и сыху (четырехструнный) – хуцинь. У монголов моринхур окружен таким же почитанием, как и кобыз у казахов. На него мастера наносили знак вечности «улзи». Этот знак вечности известен казахам как «бiтпейтiн жол» – бесконечный путь. Понятно, почему его наносили именно на инструмент, защищающий людей от болезней и смерти. И только с открытием цепочки – кобыз-моринхур-гиджак-ребаб-ребек-виола-скрипка, стало понятно, почему европейские мастера так любили наносить на свои струнные инструменты восточный знак «бесконечного пути». Они могли его перенять у болгарских мастеров, изготовлявших свои годулки точно так же, как и древние тюрки-булгары, которые проникли на Балканы в V веке и уже в VII веке образовали Великую Булгарию. У европейцев это было просто как декоративное украшение, которое они приняли за знак вечной жизни, наносимый тюркскими мастерами с целью усилить магическую силу своих смычковых инструментов.
Согласно преданиям, кобыз создал легендарный Коркыт-ата, великий шаман и сказатель степей, живший в восьмом – девятом веках. В одной из легенд повествуется, что Коркыт, «смолоду не мог примириться со скоротечностью человеческой жизни, и он решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не находит ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Везде и всюду в своих скитаниях он видел смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево, в степи ковыль, выгоревшая под солнцем, даже мощные горы поведали ему об ожидаемом разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и его самого. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркыт сделал инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же чашеобразная часть осталась открытой. Натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и его кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей» [ ].
По мнению известного этномузыковеда В. Бахмана, кобыз – самый древний струнно-смычковый инструмент. В 70-е – 80-е годы прошлого столетия европейские исследователи В. Бахман и С. Дончев убедительно доказали, что кобыз и ему подобные смычковые инструменты кочевых народов Центральной Азии – древние прототипы таких распространенных сегодня во всем мире струнных инструментов, как скрипка и виолончель.
Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека. Об инструменте упоминается в книге «Китаби деде Коркут», датируемой XVIII - IX в.в. Слово «кыл» связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей. Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Кобыз - смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других.
Древними кобызистами были бақсы, абызы (жрецы, старейшины) и жырау (древний тип эпического певца - сказителя), но дошли имена лишь некоторых из них. Так, мы можем говорить об известных по казахскому эпосу и легендам Сыпыра жырау, Кетбуга жырау, о бақсы Койлыбае, Кербале, Каракоже, Шумене, Баубеке, Жамансарте, Тилеке и др. Загадочный цикл кюев Коркута (о Коркуте) унаследовал Сокыр Нышан. Будучи бақсы, он, вероятно, был замыкающим в традиции исполнения кобызовых кюев в сфере шаманского ритуала. Кобыз для казахского народа всегда считался неким магическим инструментом. К шаманскому кобызу, например, обычные люди не смели даже прикоснуться. И до сих пор это генокод определяет отношение к музыке.
Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы. Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.
Веком расцвета кобызовой инструментальной музыки считается XIX век. В это время жили и творили такие известные кюйши, как Ханкожа, Ерден, Дукен. И все же самым крупным, даже великим кюйши, наследие которого в более или менее полном виде дошло до нас, стал Ыхылас: он направил развитие традиции в новое русло и оставил нам бессмертные творения. Род Ыхыласа называют семипоколенным родом кобызистов.
Творчество Ыхыласа – яркая страница в истории кобызового искусства. Оно было передано талантливым преемникам. Так, изестные в Казахстане традиционные исполнители Даулет Мыктыбаев, Жаппас Каламбаев являются последними носителями традиционной кобызовой музыки Ыхыласа, сохранившие и донесшие до наших дней уникальное самобытное искусство. В истории кобызового творчества деятельность виртуозных исполнителей ХХ столетия – Ж. Каламбаева и Д. Мыктыбаева неоценима. В их исполнении впервые была осуществлена запись кюев на радио. Именно на основе этого материала сегодня систематизированы сведения относительно жанровой основы и репертуара кобызистов. Благодаря их творчеству, удалось сохранить часть наследия выдающего кюйши ХІХ века Ыхыласа Дукенулы.
В Антологию «1000 казахских традиционных кюйев» вошли кюи Коркута (о Коркуте), кюи баксы XVIII-XIX века – Баубека, Козбена, Тилепа. Кюи Коркута отличаются небольшими размерами и несложными мелодическими построениями. Их можно расположить в ряд древних кобызовых кюев. Кюй «Қоңыр» (жанр философской лирики), приписываемый Коркуту, дается в исполнительской интерпретации Ыхласа-Сугура-Жаппаса Каламбаева. Также весьма развитый вариант кюя «Қорқыт» дан в исполнении Даулета Мыктыбаева. Мелодии Коркута в кюях «Желмая» (кличка легендарной верблюдицы Коркута), «Ұшардың ұлуы» (Вой по имени Ушар), «Әуппай» (слово для укачивания ребенка), «Елім-ай» (О, народ мой), сарын и кюй «Коныржай» знаменитого баксы и кобызиста Баубека, кюй Тилепа «Баксы» исполняют известные кобызисты нашего времени – Мусабек Жаркынбеков, Базархан Косбасаров, Алкуат Казакбаев.
ХХI век отмечен началом нового этапа в развитии кобызового искусства. Обретение Казахстаном независимости, кардинально меняющаяся экономическая, политическая ситуация, новый уровень жизни, тотальная информация и глобализация современного мира играют большую роль и в развитии народного творчества. Рубеж ХХ–ХХІ вв. для нашей страны является временем технического прорыва, компьютерных технологий, Интернета. Нельзя не сказать о неоднозначном влиянии этого явления на национальное традиционное искусство. Под натиском неизбежных процессов глобализации в конце ХХ века обострилось ощущение угрозы утратить культурно-историческую идентичность нации в сфере музыкального творчества. Известно, что стремительно развивавшееся исполнительское искусство на европейских инструментах предельно расширило звуковое пространство и внесло в национальную культуру художественные ценности западноевропейского искусства. Главная трудность, с которой сегодня сталкиваются исполнители – недостаток репертуара. На тернистом пути выживания кобыза были серьезные потери. О некоторых кюях мы знаем только по дошедшим легендам, сопутствовавшим исполнению кюев. Ведь традиция предполагала пересказ его сюжета либо перед исполнением кюя – «кюй и легенда», либо вставками в кюй – «кюй с легендой», «кюй в легенде», «кюй-легенда».
Отличительной особенностью нынешней эпохи является динамичный синтез традиционных и новых форм творчества, взаимовлияние которых составляет содержание и художественное своеобразие музыкального искусства Казахстана в целом. Этот факт необходимо принять и найти точки соприкосновения традиционного искусства с элементами современной культуры, с наименьшими потерями для традиции. Осознается необходимость радикального взгляда на эту проблему.
Современное поколение музыкантов находится в активном творческом поиске приемлемых путей развития. Немаловажен также и фактор адаптации самобытной культуры к новым условиям существования. Нельзя не отметить и огромную роль композиторов Казахстана, на плечи которых ложится синтезирование в своем творчестве различных традиций – народно-профессиональной, западноевропейской и современной музыки. Лишь в этом случае не грозит потеря индивидуальности и самобытности народных инструментов. В задачу современного общества входит не только сохранение традиций, но и бережное обновление. Обрамляя традиционную культуру в современные «рамки», мы должны добиться того, чтобы она засияла намного богаче и ярче.
По мнению известного этномузыковеда В. Бахмана, кобыз – самый древний струнно-смычковый инструмент. В 70-е – 80-е годы прошлого столетия европейские исследователи В. Бахман и С. Дончев убедительно доказали, что кобыз и ему подобные смычковые инструменты кочевых народов Центральной Азии – древние прототипы таких распространенных сегодня во всем мире струнных инструментов, как скрипка и виолончель.
Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека. Об инструменте упоминается в книге «Китаби деде Коркут», датируемой XVIII - IX в.в. Слово «кыл» связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей. Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Кобыз - смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других.
Древними кобызистами были бақсы, абызы (жрецы, старейшины) и жырау (древний тип эпического певца - сказителя), но дошли имена лишь некоторых из них. Так, мы можем говорить об известных по казахскому эпосу и легендам Сыпыра жырау, Кетбуга жырау, о бақсы Койлыбае, Кербале, Каракоже, Шумене, Баубеке, Жамансарте, Тилеке и др. Загадочный цикл кюев Коркута (о Коркуте) унаследовал Сокыр Нышан. Будучи бақсы, он, вероятно, был замыкающим в традиции исполнения кобызовых кюев в сфере шаманского ритуала. Кобыз для казахского народа всегда считался неким магическим инструментом. К шаманскому кобызу, например, обычные люди не смели даже прикоснуться. И до сих пор это генокод определяет отношение к музыке.
Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы. Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.
Веком расцвета кобызовой инструментальной музыки считается XIX век. В это время жили и творили такие известные кюйши, как Ханкожа, Ерден, Дукен. И все же самым крупным, даже великим кюйши, наследие которого в более или менее полном виде дошло до нас, стал Ыхылас: он направил развитие традиции в новое русло и оставил нам бессмертные творения. Род Ыхыласа называют семипоколенным родом кобызистов.
Творчество Ыхыласа – яркая страница в истории кобызового искусства. Оно было передано талантливым преемникам. Так, изестные в Казахстане традиционные исполнители Даулет Мыктыбаев, Жаппас Каламбаев являются последними носителями традиционной кобызовой музыки Ыхыласа, сохранившие и донесшие до наших дней уникальное самобытное искусство. В истории кобызового творчества деятельность виртуозных исполнителей ХХ столетия – Ж. Каламбаева и Д. Мыктыбаева неоценима. В их исполнении впервые была осуществлена запись кюев на радио. Именно на основе этого материала сегодня систематизированы сведения относительно жанровой основы и репертуара кобызистов. Благодаря их творчеству, удалось сохранить часть наследия выдающего кюйши ХІХ века Ыхыласа Дукенулы.
В Антологию «1000 казахских традиционных кюйев» вошли кюи Коркута (о Коркуте), кюи баксы XVIII-XIX века – Баубека, Козбена, Тилепа. Кюи Коркута отличаются небольшими размерами и несложными мелодическими построениями. Их можно расположить в ряд древних кобызовых кюев. Кюй «Қоңыр» (жанр философской лирики), приписываемый Коркуту, дается в исполнительской интерпретации Ыхласа-Сугура-Жаппаса Каламбаева. Также весьма развитый вариант кюя «Қорқыт» дан в исполнении Даулета Мыктыбаева. Мелодии Коркута в кюях «Желмая» (кличка легендарной верблюдицы Коркута), «Ұшардың ұлуы» (Вой по имени Ушар), «Әуппай» (слово для укачивания ребенка), «Елім-ай» (О, народ мой), сарын и кюй «Коныржай» знаменитого баксы и кобызиста Баубека, кюй Тилепа «Баксы» исполняют известные кобызисты нашего времени – Мусабек Жаркынбеков, Базархан Косбасаров, Алкуат Казакбаев.
ХХI век отмечен началом нового этапа в развитии кобызового искусства. Обретение Казахстаном независимости, кардинально меняющаяся экономическая, политическая ситуация, новый уровень жизни, тотальная информация и глобализация современного мира играют большую роль и в развитии народного творчества. Рубеж ХХ–ХХІ вв. для нашей страны является временем технического прорыва, компьютерных технологий, Интернета. Нельзя не сказать о неоднозначном влиянии этого явления на национальное традиционное искусство. Под натиском неизбежных процессов глобализации в конце ХХ века обострилось ощущение угрозы утратить культурно-историческую идентичность нации в сфере музыкального творчества. Известно, что стремительно развивавшееся исполнительское искусство на европейских инструментах предельно расширило звуковое пространство и внесло в национальную культуру художественные ценности западноевропейского искусства. Главная трудность, с которой сегодня сталкиваются исполнители – недостаток репертуара. На тернистом пути выживания кобыза были серьезные потери. О некоторых кюях мы знаем только по дошедшим легендам, сопутствовавшим исполнению кюев. Ведь традиция предполагала пересказ его сюжета либо перед исполнением кюя – «кюй и легенда», либо вставками в кюй – «кюй с легендой», «кюй в легенде», «кюй-легенда».
Отличительной особенностью нынешней эпохи является динамичный синтез традиционных и новых форм творчества, взаимовлияние которых составляет содержание и художественное своеобразие музыкального искусства Казахстана в целом. Этот факт необходимо принять и найти точки соприкосновения традиционного искусства с элементами современной культуры, с наименьшими потерями для традиции. Осознается необходимость радикального взгляда на эту проблему.
Современное поколение музыкантов находится в активном творческом поиске приемлемых путей развития. Немаловажен также и фактор адаптации самобытной культуры к новым условиям существования. Нельзя не отметить и огромную роль композиторов Казахстана, на плечи которых ложится синтезирование в своем творчестве различных традиций – народно-профессиональной, западноевропейской и современной музыки. Лишь в этом случае не грозит потеря индивидуальности и самобытности народных инструментов. В задачу современного общества входит не только сохранение традиций, но и бережное обновление. Обрамляя традиционную культуру в современные «рамки», мы должны добиться того, чтобы она засияла намного богаче и ярче.
1. Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. – Алматы, Дайк-Пресс, 2002.
2. Асылова Л.М. Таинственный голос кобыза. //Деловой Усть-Каменогорск, 2006. – № 4. – С.2
3. Аязбекова С. Ш. Картина мира этноса: Коркут-Ата и философия мира казахов. – Алматы, 1999.
4. Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут - ата и философия музыки казахов: монография.- Астана: ТОО «Баспа-АС», 2011
5. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. – Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОН РК, 2011.
+ еще 33 источника
Тема: | «Возникновение и этапы развития кобызового исполнительского искусства» | |
Раздел: | Музыка | |
Тип: | ВКР | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
История возникновения и развития, трансформация отдельных видов документов (на примере указа)
Курсовая работа:
История отечественной статистики.
Дипломная работа:
Рыночная экономика принципы функционирования и этапы развития (сга)
Дипломная работа:
Место флейтового искусства в казахской традиционной музыкальной культуре
Дипломная работа:
Технология подбора персонала в организациях культуры и искусства (на примере школы танцев "Перуэт")