Дипломная работа

«Правовой статус руководителя образовательной организации среднего профессионального образования: практика регулирования»

  • 51 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СИСТЕМОЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Особенности управления системой образования в современных условиях

1.2 Нормативно-правовое регулирование управления системой среднего профессионального образования

1.3 Условия эффективного формирования правовой компетентности руководителя образовательной организации среднего профессионального образования

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Создание эффективной системы управления профессиональной образовательной организацией

2.2 Локальное регулирование системы управления профессиональной образовательной организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Введение

Современная образовательная организация переживает период системной модернизации. Изменения охватывают все сферы деятельности, в том числе образование. В этой связи разрабатывается и принимается большое количество нормативных правовых актов, направленных на регулирование инновационных процессов и экспериментов в системе образования. Чтобы работать эффективно и успешно в соответствии с современными требованиями, руководителю образовательной организации необходимо следить за новеллами в области образовательного законодательства. Компетенция руководителя и органов управления образовательной организации сейчас не могут не основываться на знаниях действующего законодательства.

Сегодня в регионах формируются новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, с учетом требований новых образовательных стандартов разработаны новые программы обучения, на основе модернизации материально-технической базы образовательных организаций получили развитие инновационные формы и технологии обучения. Все это требует внедрения в практику работы руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования новых экономических механизмов и процедур управления образовательными организациями.

В Российской Федерации сложилась целостная система правовых норм в сфере образования. Они содержатся в Конституции РФ, Федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, нормативных документах субъектов РФ и локальных актах образовательных организаций.

Основополагающим документом, задающим правовые основы регулирования сферы образования, является Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании). Он закрепляет базовые основы сложившейся системы образования, а также определяет новые перспективы ее развития.

Закон об образовании вступил в силу с 1 сентября 2013 года. При этом часть вопросов передаётся на уровень подзаконного регулирования, следовательно, окончательное представление о решении тех или иных проблем составляется только после изучения соответствующих подзаконных актов. Новым законодательством также предусмотрено регулирование отношений на уровне образовательных организаций. Тем самым создается правовая основа для локального правотворчества, которое должно развиваться как на основании управленческих решений, так и на основе норм законов.

Проблемы управления системой образования были предметом многочисленных педагогических, психологических и правовых исследований. Актуальные вопросы управления системой образования на современном этапе рассматривались в работах В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и др. Вопросам правового регулирования системы образования, в том числе среднего профессионального образования, посвящены труды В.М. Боер, Н.А. Бокатюк, В.Е. Бородкина, А.П. Горшунова, В.В. Спасской и др.

Анализ научной литературы по проблемам управления системой образования и правового регулирования системы среднего профессионального образования свидетельствует о том, что в меньшей степени изучены вопросы локального регулирования профессиональной образовательной организации в новых условиях, не уделяется должного внимания проблеме формирования правовой компетентности работников образовательных организаций.

Целью данной работы является выявление особенностей правового статуса руководителя образовательной организации среднего профессионального образования и анализ практики его регулирования.

В основу исследования, в соответствии с выделенным объектом и предметом исследования, положена следующая гипотеза. Правовое обеспечение управления профессиональной образовательной организацией будет успешно осуществляться при соблюдении следующих условий:

- совершенствование системы управления образовательной организацией посредством оптимизации локальной нормативно- правовой базы;

- формирование навыков правотворчества у административно-управленческого персонала колледжа;

- совершенствование правового статуса компетентности руководителя образовательной организации среднего профессионального образования.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Изучить вопросы по управлению системой образования в современных условиях;

2. Раскрыть особенности нормативно-правового регулирования управления системой среднего профессионального образования;

3. Изучить условия эффективного формирования правовой компетентности руководителя образовательной организации среднего профессионального образования;

4. Провести анализ правовой системы управления профессиональной образовательной организации.

Объектом исследования является правовой статус руководителя в управлении средним профессиональным образованием.

Предмет исследования - практика нормативно-правового обеспечения управления учреждением СПО.

В качестве методологической базы исследования были использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления профессиональным образованием и образовательного законодательства.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании подходов к построению системы правового статуса руководителя в профессиональной образовательной организации среднего

профессионального образования в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и полученные результаты могут использоваться образовательными учреждениями с целью совершенствования управленческой деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ нормативных правовых актов; анализ научно-педагогической литературы и ресурсов сети Интернет по теме исследования, системный анализ), эмпирические (изучение документации).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СИСТЕМОЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Особенности управления системой образования в современных условиях

Под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Система образования - «один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений». По мнению О.А. Горбацевич, Н.В. Горбацевич именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям.

Современные социально-политические и экономические реалии России вызвали ряд серьезных изменений в системе образования. Российское общество предъявляет к ней новые требования:

- образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, что делает его одним из важнейших факторов благосостояния страны, благополучия каждого гражданина;

- России нужны современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди, самостоятельно принимающие ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, обладающие чувством ответственности за судьбу страны;

- обновленное образование должно сыграть основную роль в деле сохранения и развития русского и родного языков, сохранения нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой;

- системе образования предстоит обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и наклонностями независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья;

- необходимо способствовать формированию профессиональной элиты, выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) система образования Российской Федерации включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления,

осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Заключение

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определил новые правовые условия функционирования системы образования в современный период. С принятием Закона об образовании произошло определенное обогащение объективных возможностей систем управления образованием благодаря повышению уровня самостоятельности, автономности субъектов управления, расширению полномочий профессиональных образовательных организаций.

Мы предположили, что правовое обеспечение управления профессиональной образовательной организацией будет успешно осуществляться при соблюдении следующих условий:

- совершенствование системы управления образовательной организацией посредством оптимизации локальной нормативно- правовой базы;

- формирование навыков правотворчества у административно-управленческого персонала колледжа;

- совершенствование правовой компетентности участников образовательного процесса.

В первой главе были выделены особенности управления системой образования в современных условиях, изучены вопросы нормативно-правового регулирования управления системой среднего профессионального образования. В качестве методологической базы исследования были использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления профессиональным образованием и образовательного законодательства - В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, В.М. Боер, Н.А. Бокатюк, В.Е. Бородкина, А.П. Горшунова, В.В. Спасской и др. Был сделан вывод о том, что законодательство в сфере среднего профессионального образования приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации - среднее профессиональное образование стало общедоступным, что способствует повышению привлекательности для молодёжи и росту заинтересованности граждан в его получении; в системе среднего профессионального образования выделены «подвиды» уровней образования - профессиональное обучение и специальность среднего профессионального образования, каждый из которых характеризуется отдельным объёмом правовых последствий, возникающих в результате освоения той или иной образовательной программы.

Вторая глава посвящена вопросам формирования единого правового пространства образовательной организации, локальной нормативной базе профессиональной образовательной организации. В ходе исследования было выявлено, что в профессиональной образовательной организации отсутствует система разработки локальных нормативных актов, не обеспечивается должным образом информационная открытость образовательной организации, отмечается несоответствие локальных нормативных правовых актов требованиям современного законодательства, а именно:

- отсутствие единой структуры локальных нормативных актов;

- несоответствие в ряде документов наименования организации ее Уставу;

- наличие в положениях ссылок на документы, утратившие силу;

- нарушение процедуры согласования и утверждения локальных актов;

- полное дублирование содержания локального акта с вышестоящим документом;

- отмечены нарушения в содержании образовательной программы.

Нами было отмечено, что низкий уровень правовой компетентности работников колледжа приводит к несоответствию локальной нормативной базы образовательной организации требованиям современного законодательства. Это не случайно. За последние годы законодательство в сфере образования претерпело существенные изменения, значительно возросла роль профессиональных образовательных организаций в разработке и актуализации локальной нормативной базы. В этих условиях возрастает роль администрации по вопросам создания условий для работников образовательной организации по повышению уровня правовой компетентности.

Главная задача руководителя - организация повышения квалификации работников по вопросам правого регулирования деятельности образовательной организации. Для управления правовой компетентностью работников было проведено обучение по разработанной нами программе по теме: «Локальная нормативная база СПО в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» продолжительностью 24 часа. В процессе работы над созданием программы мы определили необходимые для проработки темы, формы деятельности работников, подготовили информационные материалы.

На основе полученных в диссертационном исследовании данных мы можем сделать вывод о том, что поставленные задачи решены:

1) изучены особенности нормативно-правового регулирования управления системой среднего профессионального образования;

2) определены условия повышения эффективности управления правовым пространством колледжа и документационного обеспечения управления профессиональной образовательной организацией;

3) изучена локальная нормативно-правовая база профессиональной образовательной организации.

4) проведено обучение работников колледжа по вопросам локального регулирования деятельности профессиональной образовательной организации.

Данное исследование открывает широкое проблемное поле для осуществления дальнейшей исследовательской и методической деятельности в заданном направлении. Необходимо разработать программу повышения квалификации для руководителей структурных подразделений. Апробация разработанных обучающих семинаров показывает, что работники образовательной организации мотивированы на освоение новых знаний и технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза верна: программа обучающих семинаров способствует повышению уровня правовой компетентности работников образовательных организаций, и, соответственно, создаются условия для оптимизации локальной нормативной базы и правовому обеспечению управления профессиональной образовательной организацией.

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Правовой статус руководителя образовательной организации среднего профессионального образования: практика регулирования»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 51
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует
Дипломная работа:
Особенности регулирования труда педагогических работников в образовательных организациях среднего профессионального образования
Магистерская работа:
Руководство развитием образовательной организации на примере башкирского экономико-юридического колледжа
Дипломная работа:
Прокурорский надзор за осуществлением локального нормотворчества в образовательной организации среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Организация научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Проектирование образовательного модуля по формированию правовой компетентности будущего специалиста (для основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования)