ВКР

«Реализация проектного метода во внеурочной деятельности (на примере предмета информатика)»

  • 68 страниц(ы)
  • 297 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

1.1. Проектная деятельность: суть и сущность 7

1.2. Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения 21

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35

2.1. Особенности реализации проектного метода во внеурочной деятельности в начальной школе 35

2.2. Логика и структура построения курса по внеурочной деятельности . 40

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКА) 61

В связи с тем, что на сегодняшний день в реформировании школы особую актуальность приобретает так называемое формирование у обучающихся самостоятельного мышления, а это в свою очередь влечет за собой осознанный выбор будущей профессии.

«Главной целью школы на сегодняшний день является подготовка человека к самостоятельному выбору жизненного пути и к самостоятельному решению проблем, которые будут связаны в будущем и с работой и с получением квалификации»-именно такие слова были озвучены ректором Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Геннадием Бордовским на встрече с президентом Российской Федерации Д. Медведевым [4].

Если раньше в образовании использовался термин как «усвоение знаний», то сейчас данное понятие перешло на новое направление как «формирование компетентности» обучающимися. В педагогике довольно большое количество различных современных новых подходов, которые отличаются от «классического формирования знаний, умений и навыков», но особое место в этом направлении отдают организации проектной деятельности, которая имеет и дает большее количество возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов.

«Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества», - писала дидакт М.Б. Романовская. [22]. Если перевести слово «проект» с латинского языка, то оно переведется как «брошенный вперед». И данное обозначение направляет современного учителя на инновационную деятельность.

Метод проектов основан на идеях философии и педагогики прагматизма, развивавшейся в США на рубеже позапрошлого и прошлого веков; он вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика [20]. Русские педагоги параллельно с американскими педагогами разрабатывали основы проектного обучения. И начиная с 1905 года, группа педагогов- исследователей под руководством С.Т. Шацкого начала внедрять проектные методы в практику. Для того, чтобы метод проектов был успешным, необходимым и главным критерием являлась личная заинтересованность обучающегося. А это значило то, что проблема должна быть значимой для обучающегося и не менее важный фактор - взята из жизни. И чтобы решить данную проблему, необходимы знания, которые уже имеются у ребенка и те, которые он получит непосредственно при решении проблемы. Учитель же в данном случае является консультантом, который руководит проектной работой, направляет их и подсказывает как и откуда можно взять информацию для решения проблемы.

Но, к сожалению, на тот момент времени, а именно в 1931 году данный мет од проектов был непонят и забыт вплоть до настоящего момента.

В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно [26]. И вот в XXI веке метод проектов наконец-то возродился и теперь активно применяется в нашей системе образования. Новыми основоположниками метода проектов можно считать таких педагогов как М. Б. Павлову, М. Б. Романовскую, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцеву, И. А. Сасову и др., которые разработали данное направление как основной вид учебной деятельности.

В американских же школах «Проектная деятельность и технология» является отдельным предметом и относится к числу самых популярных и посещаемых предметов в школах. Это доказывается тем, что большое количество работодателей считает его хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности.

В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

У учителей-предметников имеется очень большое количество различной методической литературы, где описаны известные положения и различные алгоритмы проектной деятельности, но, к сожалению, на практике необходимо учитывать такие вопросы как, возрастные особенности, уровень и содержание подготовки обучающихся к выполнению различных видов работ, виды и тематику проектов, степень самостоятельности обучающихся и др. [21]

В нашей дипломной работы мы попытались анализировать возможности и условия внедрения проектной деятельности во внеурочную деятельность на уроках информатики.

Проблему формирования учебной деятельности в момент реформирования современной системы школьного образования, можно рассмотреть с двух сторон: с первой стороны, это решение проблемы формирования учебной деятельности, которая связана с проблемами индивидуальности человека, а с другой стороны это зависит от способностей человека к обучению. Но тем самым это может также зависеть и от темпов индивидуальной социализации и обучения, а также от развития человеческой культуры.

Целостность, гармоничность индивидуальности, свобода и разносторонность человека характеризуют совокупность его сущностных сил, его сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической, саморегуляционной [23]. Социальная активность личности будет зависеть от сфер, которые перечислены выше, также от своевременного и качественного воздействия на них через учебную деятельность.

Если педагогическая технология выбрана правильно, то учебная деятельность педагога будет эффективной. Это определяется тем, то теоретические аспекты и практика многих современных педагогических технологий является всего лишь новым объектом изучения.

Для того чтобы осмыслить коллективную проектную деятельность в плане педагогической теории, необходимы обобщение, систематизация, анализ, методические рекомендации и пропаганда уже имеющегося опыта учителей технологии [21].

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: возможности и условия организации проектной деятельности во внеурочной деятельности на уроках информатики в средних классах общеобразовательной школы.

Цель исследования: проанализировать теоретико-педагогические

основы, возможности, содержательные и организационные условия реализации проектной деятельности во внеурочной деятельности на уроках информатики в начальных классах общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности школьников во внеурочной деятельности.

2. Охарактеризовать специфику организации проектной деятельности во внеурочной деятельности на информатики в средних классах общеобразовательной школы.

3. Проанализировать классификации проектов и способы организации проектной деятельности во внеурочной деятельности на уроках информатики.

4. Выявить возможности и условия практической организации проектной деятельности во внеурочной деятельности школьников на уроках информатики.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов исследования, наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся.

Практическая значимость: результаты работы могут быть

использованы при организации проектной деятельности во внеурочной деятельности в средних классах общеобразовательной школы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список

использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Проектная деятельность: суть и сущность

В современной педагогике метод проектов не является принципиально новым методом обучения. В Соединенных Штатах Америки данный метод появился еще в XX веке. В то врем в науке его называли «метод проблем» и связывали с различными идеями в таких направлениях как философия и образование, которые разработал американский философ Дж. Льюи и его ученик В.Х. Килпатрик[14].

В том же время методом проектов заинтересовались и педагоги из России. Как уже было написано выше, в 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, которые использовали данный метод в практике преподавания.

А чуть позже при советской власти идеи данной группы стали внедряться в школу, но они не были продумано до конца и соответственно не приносили на уроках никаких результатов. И именно поэтому в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен для применения на уроках в школе. А вот за рубежом данный метод активно развивался и внедрялся в учебный процесс.

В таких странах как США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Италия, Бразилия и другие страны, где поддерживались идеи гуманистического подхода к образования Дж. Дьюи, метод проектов приобрел огромную популярность и нашел широкое распространение в силу того, что теоретические и практические знания сочетались рационально.

Также если мы возьмем кое-какие исторические данные, то Е.С. Полат дает следующее определение методу проектов: « Метод проектов — это метод, который предполагает определенную совокупность приемов, позволяющих решать ту или другую проблему, но с учетом того, что они решаются самостоятельно самими обучающимися. И обучающиеся обязательно должны презентовать свои результаты»[20].

Именно этот метод позволяет уйти от авторитарности в обучении и он всегда ориентирован на самостоятельную работу обучающихся.

Основным тезисом современного понимания метода проектов для решения конкретных проблем: является следующее: « Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». В этом случае метод проектов привлекает многие образовательные системы и стремится найти нужный разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Используя метод проектов, обучающиеся получают не только те или иные знания, но они все эти знания учатся добывать самостоятельно и в дальнейшем применять их для решения различных задач.

Перечислим основные требования для использования метода проектов:

- практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов, которые

предусматривают определённую последовательность действий;

- наличие значимой в творческом плане проблемы, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения [15].

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности:

- умением использовать различные источники информации, методы исследования;

- умение работать в сотрудничестве;

- составлять и реализовывать план;

- умение ставить цель;

- принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

- сопоставлять цель и действие.

Также следует отметить то, что метод проектов принести пользу только в том случае, если ее правильно применить, хорошо продумать структуру и быть заинтересованным не только самому, но и всем членам команды.

Если же рассматривать метод проектов как отдельную системы обучения, то обучающиеся приобретают знания и умения уже в самом процессе планирования, а задания при этом на каждом шаге становятся все более сложнее и сложнее.

Попытаемся дать определение самому слову проект - среда

определенных действий, документов, который имеет свое намерение для создания реального объекта или теоретического продукта.

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирована на применение фактических знаний и на применение новых. Если в этот период обучающих будет активно создавать проект, то это даст ему возможность в дальнейшем осваивать новые способы человеческой деятельности.

Как уже было доказано учебными 80% информации, которая дается обучающемуся на уроках не храниться в его памяти долгое время. Иногда даже забывается в тот же день. При этом должен быть фактор самостоятельной работы над полученной информации, то есть ученик должен ее перечитать, запомнить, выучить. А остальные 20% информации хранится в зависимости от ее актуальности для обучающегося.

И когда речь о методе проектов можно говорить о том, что именно этот метод позволяет обучающимся осмыслить и понять учебный материал, также формировать самостоятельность, самоанализ и самооценку. Также проектная деятельность является одним из основных способов познания обучающегося и саморазвития. Если выпускник современной школы владеет всем тем, что было описано выше, то он является конкурентоспособным, приспособленным к жизни, сумеет быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, работать с разными людьми в коллективе и чем раньше школа начнет подготавливать его к требованиям работодателей, тем более успешным он будет.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла можно сделать следующие выводы:

1. Необходимость применения проектной деятельности в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

2. Проектная деятельность находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

3. Применение проектной деятельности даёт результаты на всех этапах обучения в общеобразовательной школы(как начального, так и среднего основного образования), т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего это обусловлено:

- проблемным характером проектной деятельности, в её основе

лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

- неконфликтным характером проектной деятельности: проектная

методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная деятельность является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, а также общее интеллектуальное развитие.

1. Артеменко, Д.И. Информационные технологии в школе. Intel «Обучение для будущего». - М., 2012.

2. Барыкова Н.А. Этапы подготовки средней общеобразовательной школы к внедрению НИТ в учебный процесс // Состояние и проблемы социально-культурной и экономической сферы города: сб.науч.трудов/ Ассоциация ЗАТО Минатома РФ; М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012.- Вып.6. С.21-25.

3. Барыкова, Н.А. Организация метода проектов в преподавании информатики/ Н.А. Барыкова// Информационные технологии в образовании: XI Международная конференция-выставка 5-9 ноября 2001 г.: сб.трудов/ МО РФ и [др.].-М.: МИФИ, 2011. - Ч. II. - С.44-46.

4. Барыкова, Н.А. Проблемы организации проектной деятельности/ Н.А. Барыкова// Информационные технологии в образовании: Международная конференция-выставка 2012 г.

5. Ботт Э. Использование Microsoft Office 2000. Специальное издание: Пер. с англ.: Уч. Пос. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2012.-1024с,

+ еще 21 источник

Примечания к работе

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Реализация проектного метода во внеурочной деятельности (на примере предмета информатика)»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 68
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика