Магистерская работа
«Интерактивные формы обучения праву в образовательных организациях среднего профессионального образования»
- 100 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1. Понятие и сущность компетентностного подхода в современном образовании 8
1.2. Интерактивные технологии обучения: понятие, виды, педагогические условия использования 14
1.3. Характеристика интерактивных методов обучения 23
ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРАВА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
2.1. Среднее профессиональное образование в системе образования РФ: история становления и перспективы 35
2.2. Изучение права в образовательных организациях среднего профессионального образования 41
2.3. Оценка практики применения различных методов и форм обучения студентами колледжа 49
2.4. Особенности использования интерактивных форм обучения при обучении праву в СПО 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Система среднего профессионального образования выполняет важную экономическую функцию по подготовке кадров в стране. Она обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку практико-ориентированных специалистов. Известный ученый и практик в области профессионального образования П.Ф. Анисимов подчёркивает: «Среднее профессиональное образование выполняет важную социальную функцию, играя заметную роль в формировании массового среднего класса, составляющего социальную основу общества».
Сохранение и развитие востребованности среднего профессионального образования является общемировой тенденцией. В современном экономически развитом обществе сфера применения неквалифицированного труда весьма ограничена. В докладе Европейского фонда образования и Совета Европы «Высшее и среднее профессиональное образование в Центральной и Восточной Европе» указывается, что на современном этапе «падает спрос на неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, растут требования к квалифицированным рабочим и служащим, а также специалистам среднего уровня, таким как технические работники, работники сферы услуг, офисные служащие».
Современный этап и перспективы развития экономики и социальной сферы характеризуются сохранением потребности в специалистах среднего звена при заметном изменении их роли, места и функций, повышении требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Изменение требований общества к специалистам среднего звена ведет и к изменению требований их подготовки. Выпускник колледжа сегодня должен овладеть рядом общих и профессиональных компетенций, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по каждой определенной специальности (ФГОС СПО). Компетентностный подход меняет саму основу преподавания. Овладение общими компетенциями возможно лишь в том случае, если обучающийся станет самостоятельным субъектом процесса обучения, а само учение будет происходить в едином образовательном поле, где студент, другие члены группы и преподаватель находятся на одном уровне. Такие возможности предоставляют интерактивные технологии обучения. В основе их находится постулат об интеракции, взаимодействии людей как основе формирования личности.
Противоречие современной образовательной ситуации заключается в том, что, несмотря на веские научные доказательства влияния социального взаимодействия на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, в практике образования продолжают преобладать монологические, репродуктивные методы обучения. Между тем, интерактивные технологии, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяют значительно повысить развивающий потенциал обучения.
Причин сложившейся практики недостаточного использования интерактивных методов обучения, скорее всего, несколько. Среди них, в первую очередь, сложившаяся длительная традиция использования объяснительно-иллюстративных методов, недоверие к инновационным, диалоговым методам, не совпадающим с представлениями o дисциплине в образовательном процессе, отсутствие персонального опыта интерактивного обучения, недостаточная методическая грамотность.
В работах И. Я. Лернера и А. В. Хуторского профессиональная компетентность педагога определяется как единство трех компонентов: когнитивной компетентности - наличие специальных знаний по педагогике, психологии и предмету, операционно-технологической - владение методами и приемами преподавания, личностной - отражающей личность педагога, его этические нормы и ценностные установки. Именно интерактивные методы позволяют полностью продемонстрировать все типы педагогической компетенции, учительское мастерство, в соответствии с ФГОС СПО и стандартом педагога.
Если ориентироваться на полное содержание образования, представленное системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности и опытом ценностного отношения к миру, что обеспечивает развитие личности, то очевидно, что интерактивные методы позволяют освоить всю полноту этого содержания в отличие от объяснительно-иллюстративных методов, в большей мере ориентированных на первый компонент содержания образования.
Современный мир требует увеличивать не количество знаний, а качество их усвоения и умение применять их на практике, а также создавать что-то новое на базе полученной информации. Этих целей практически невозможно достигнуть без использования методов обучения, которые делали бы обучающихся не пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса. Именно такая возможность появилась с использованием современных интерактивных технологий обучения, сфера применения которых весьма широка.
Цель работы: рассмотреть сущность и особенности применения интерактивных форм обучения праву в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Цель, предмет, объект исследования обусловили постановку следующих задач:
• Раскрыть понятие и сущность компетентностного подхода в образовании;
• Рассмотреть характеристику интерактивных технологий, их классификацию, особенности применения;
• Проанализировать содержание правовых учебных дисциплин и его взаимосвязь с формируемыми компетенциями в системе среднего профессионального образования;
• Оценить эффективность применения интерактивных технологий при изучении правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования на примере ГБПОУ Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж;
• Составить учебное пособие по использованию интерактивных технологий на уроках права в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Объект исследования: процесс формирования общей и профессиональной компетентности студентов среднего профессионального образования.
Предмет исследования: применение интерактивных технологий обучения праву в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Уровень изученности проблемы: Проблема компетентностного подхода в обучении нашла отражение в трудах И.А. Зимней, В.Д. Шадрикова, А. К. Марковой, В. Н. Введенского и других.
В исследованиях В.П. Беспалько, М. Н. Гусловой, М.В. Кларина, Г. И. Куцебо, Г. К. Селевко, А.В.Хуторского, О.А. Шамигуловой и других рассмотрены вопросы освоения и использования интерактивных методов обучения.
В работах Ф. Кумбса, О. А. Козыревой, П.Ф. Анисимова, А.У. Садековой поднимается проблема развития современной системы среднего профессионального образования.
Такие авторы как С.М. Авдошин, А.А. Савельева, К.С. Ядрышкин рассматривают возможности использования интерактивных технологий при изучении права.
Вместе с тем, проблема использования интерактивных методов как средства развития профессиональной компетентности обучающихся недостаточно исследована.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: уточнены основные теоретические воззрения на сущность интерактивных технологий обучения и их значение в образовательном процессе с точки зрения компетентностного подхода. Рассмотрены особенности применения интерактивных технологий обучения в системе среднего профессионального образования.
Практическая значимость исследования. Разработано и апробировано на практике учебное пособие по применению интерактивных форм обучения праву в образовательных организациях среднего профессионального образования. Подготовленное пособие могут использовать в профессиональной деятельности как преподаватели колледжей и техникумов, так и учителя общеобразовательной школы.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Понятие и сущность компетентностного подхода в современном образовании
Рассматривая современное профессиональное образование, нужно отметить, что результаты профессиональной подготовки, профессионального развития в настоящий момент описываются термином «компетенция». Термины «компетенция и компетентностный подход» как обучение на основе компетенций, получают в российском образовании все больший статус благодаря широкому употреблению, в том числе в официальных российских и международных документах.
Ориентированное на компетенции образование (competence-based education - CBE) начало формироваться в 70-х годах двадцатого столетия в США. Выделяются следующие этапы становления в образовании СВЕ- подхода.
Первый этап - 1960-1970 гг. - характеризуется появлением в научном аппарате понятия «компетенция», создаются предпосылки разграничения категорий компетенция и компетентность.
Второй этап - 1970-1990 - начало использования понятия компетенция / компетентность в теории и практике изучения языка (особенно неродного), профессионального лидерства, менеджмента, обучения навыкам общения.
Третий этап в развитии CBE - подхода заключается в том, что в документах и материалах ЮНЕСКО определены компетенции, которые каждый должен рассматривать в качестве желаемого результата обучения.
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав «четыре столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил, по сути, основные глобальные компетентности. Так, согласно Жаку Делору, одна из них гласит - «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе».
Компетентностный подход характеризуется развитием способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт индивида. Важность организации образовательного процесса состоит в создании условий для самостоятельного решения студентами познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и других проблем, составляющих содержание образования.
И.А. Зимняя отмечает, что внедрение компетентностного подхода в российское образование вытекает, во-первых, из тенденции общеевропейской и глобальной интеграции, глобализации мировой экономики и, в частности, из постоянно растущих процессов гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования» и необходимости присоединения к ней России. Во-вторых, соответствующая трансформация всей системы образования определяется изменением образовательной «знаниевой» парадигмы, которая происходит в последнее десятилетие, смещая акцент с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений.
Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетентность — это новообразование субъекта деятельности, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции относятся к характеристикам деятельности и в своей совокупности (системе) образуют компетентности работника.
И.А. Зимней (применительно к общему и среднему образованию) дано определение понятия «компетенция» как внутренняя готовность и новообразования: знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений.
В. Н. Введенский под профессиональной компетентностью специалиста понимает его способность и готовность эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Профессиональная компетентность представляет собой систему компетенций (ключевых и операциональных).
Социальный заказ системе образования устанавливает требования к профессиональному образованию с точки зрения развития личности. Уровень наиболее важных (общекультурных) компетенций позволяет человеку адаптироваться к новым условиям и жить достойно в постоянно меняющемся мире. Меняется не только общество, но и сам человек, что означает, что наиболее важной задачей образования является развитие общих компетенций учащихся, основой которой является саморегуляция.
Одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. является «.обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики» Это определяет, в том числе, и изменения в системе среднего профессионального образования. ФГОС СПО предъявляет высокие требования к уровню сформированности общих и профессиональных компетенций специалиста среднего звена. Это неизбежно влечет изменения в процессе обучения, методиках преподавания. Обусловливает необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний обучающихся с их практическими потребностями.
Выбор современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения коррелирует с формируемыми компетенциями и способствует достижению не только учебных целей, но и воспитательных.
Вопрос о применении интерактивных образовательных технологий сегодня имеет однозначный ответ. Необходимость их использования в образовательном процессе сформулирована в федеральных образовательных стандартах всех уровней. Однако готовность их применять весьма разнородна. Поэтому повышение профессиональной компетентности преподавателей в области конструирования содержания учебных занятий с использованием современных активных методов и особенностей организации учебного процесса с использованием интерактивных технологий становится условием достижения современных образовательных и воспитательных целей.
Использование интерактивных методов делает студента полноправным участником процесса обучения, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют традиционные лекционные и семинарские занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной. Он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
В образовательной практике осваиваются различные формы и методы интерактивного обучения, создаются оригинальные техники ведения дискуссий, обучающих игр, адаптируются разработки зарубежных коллег в области интерактивного обучения.
Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Режим доступа: URL: http://www.con**ltant.ru
2. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 27.05.2013, № 21, ст. 2671.
3. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. N 349-р Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг. Режим доступа: URL: http://www.con**ltant.ru/document
4. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года Режим доступа: URL: http://base.ga**nt.ru/
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 804 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах” Режим доступа: URL: http://www.ga**nt.ru
+ еще 35 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Интерактивные формы обучения праву в образовательных организациях среднего профессионального образования» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 100 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Организация научно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения правовых дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального образования
Магистерская работа:
Руководство развитием образовательной организации на примере башкирского экономико-юридического колледжа
Дипломная работа:
Прокурорский надзор за осуществлением локального нормотворчества в образовательной организации среднего профессионального образования
Дипломная работа:
Проектирование образовательного модуля по формированию правовой компетентности будущего специалиста (для основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования)
Дипломная работа:
Правовой статус руководителя образовательной организации среднего профессионального образования: практика регулирования