Магистерская работа
«ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО И ДЖ. ЛОНДОНА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО ДИАЛОГА: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»
- 74 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЕ СУДЬБЫ М. ГОРЬКОГО И ДЖ. ЛОНДОНА 8
1.1. Предпосылки творческого взаимодействия писателей 8
1.2. Эссеистика Джека Лондона и М. Горького: диалог писателей 19
ГЛАВА II. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 26
2.1. Образы «людей дна» в произведениях Максима Горького и Джека Лондона 26
2.2. Роман Джека Лондона «Мартин Иден» в контексте традиций Максима Горького 33
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖ. ЛОНДОНА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 48
3.1. Проблемы подготовки к итоговому сочинению 48
3.2. Подготовка к итоговому сочинению на материале произведений Дж.
Лондона 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Максим Горький (1868 - 1936) - классик отечественной литературы XX века, чье творчество неизменно остается во внимании литературоведов на протяжении всей советской истории. Без художественных достижений М. Горького нельзя представить мировую литературу столетия, однако в то же время он являлся официальным литератором и публицистом, отражавшим, как считают некоторые критики, политику партии СССР 30-х годов, что способствовало формированию канонического портрета «крупнейшего представителя пролетарского искусства». «Буревестник революции», «провозвестник», «родоначальник», «основоположник», «пролетарский писатель» - эти определения являют собой характерный пример сотворения обществом хрестоматийной оценки творчества писателя лишь как создателя социалистического реализма.
На сегодняшний день существует множество трудов, дающих оценку творчеству М. Горького, но большинство этих работ написаны с идеологических позиций, с целью создать «величественный монумент классика советской литературы, безупречного и непогрешимого». В связи с этим сложились определенные стереотипы в восприятии его наследия. Многие исследователи советского периода, подводя все творчество писателя под единый знаменатель «соцреализма», в качестве основной идейно-эстетической доминанты горьковских произведений выделяли острый социальный конфликт и политическую тенденциозность, пытаясь на основе этих «особенностей» строить концепцию об особом положении Горького в отечественной культуре.
Но в конце двадцатого столетия в связи с распадом СССР начинает происходить переоценка ценностей, в том числе и переосмысление творчества Максима Горького. Многие из его произведений останутся объектом суровой критики, ученые выскажут сомнения в значимости его наследия. Писателя обвиняют в сознательном и последовательном насаждением в литературе сталинской диктатуры, называют соучастником сталинских преступлений. В результате возникают противоречия в трактовке творчества Максима Горького, которые требуют переосмысления. Отчасти решить эту проблему позволяет избранный аспект исследования.
Восприятие творчества Джека Лондона является столь же
противоречивым и неоднозначным. Это связано с разнородностью его произведений, ведь он автор и коммерческой беллетристики, и классической художественной прозы.
На наш взгляд, в данной ситуации очень продуктивным является сопоставительный анализ произведений данных авторов и обращение к оценке их творчества зарубежными авторами.
Кроме этого, исследование проблемы творческого диалога двух писателей позволяет выделить схожие тенденции в общемировом литературном процессе. Становится очевидным, что произведения Максима Горького и Джека Лондона имели всемирную значимость.
Актуальность исследования обусловлена возросшим в последнее время интересом к проблеме творческого диалога, а также малой изученностью вопроса о взаимодействии творчества Максима Горького и Джека Лондона. Также необходимо создать новую интерпретацию произведений М. Горького и Джека Лондона. Рассмотрение творчества писателей в контексте мировой литературы способно «отодвинуть на второй план» представление о Горьком как об исключительном «певце революции» и взгляд на Лондоне через призму неоромантизма. Более того, произведения Максима Горького включены в школьную программу по литературе, что способствует актуализации проблематики его произведений.
Рассмотрение произведений писателей в контексте творческого диалога является продуктивным методом исследования, но его теоретическая основа не разработана отечественными литературоведами в должном аспекте. Творческий диалог является неотъемлемой частью литературного процесса. Формы этого диалога могут быть очень разнообразными: переписка, взаимное рецензирование, введение реминисценций и аллюзий, заочный диалог. В понятие «творческий диалог» мы включаем и диалог в области художественного слова, т.е. диалогические отношения художественных миров (образов, мотивов, художественных деталей и т.д.), и сопряжения в области литературных, общественных взглядов, биографические пересечения.
Цель исследования - проследить содержания творческого диалога Максима Горького и Джека Лондона и выявить взаимодействие между американским и русским писателями на примере повести «Фома Гордеев» и романа «Мартин Иден», а также пьесы «На дне» и очерка «Люди бедны». Основанием для проведения параллелей являются письма, статьи, книги Максима Горького, где дается высокая оценка Дж. Лондону, а также признания американского прозаика о влиянии произведений Горького на его творчество (письма, статья-эссе «Фома Гордеев»).
Задачи исследования:
1) обосновать влияние М. Горького на творчество Джека Лондона;
2) раскрыть причины творческого взаимодействия авторов;
3) выявить степень и специфику влияния Максима Горького на идейное содержание романа «Мартин Иден» и очерка «Люди бездны»» Джека Лондона;
4) раскрыть своеобразие восприятия творчества Дж. Лондона М.
Горьким;
5) провести сравнительный анализ повести «Фома Гордеев» и
романа «Мартин Иден», пьесы «На дне» и очерка «Люди бездны» М Горького и Дж. Лондона;
6) выявить особенности интерпретации традиций Максима
Горького в творчестве Дж. Лондона;
7) дать методические рекомендации по реализации материалов исследования в школьной практике.
Объект исследования - творческий диалог между М. Горьким и Дж. Лондоном.
Предмет исследования - повесть Максима Горького «Фома Гордеев» (1899), пьеса «На дне» (1901), статья-эссе Дж.Лондона «Фома Гордеев» (1901), роман «Мартин Иден» (1909), очерк «Люди бездны» (1903).
Методами исследования являются принципы сравнительного литературоведения. Методологической основой являются труды М.П. Алексеева, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского.
Несомненно, творчество Максима Горького и Джека Лондона достаточно исследовано. О произведениях Горького писали такие известные литературоведы, как П.В. Басинский, Б.А. Бялик, И.А. Груздев, Л. А. Резников. Творчеству Джека Лондона посвящены труды С. Батурина, В.Н. Богословского, , В.М. Быкова, А.М. Зверева и др. Вместе с тем совершенно неисследованным является очерк Лондона «Люди бездны». Об этом произведении исследователи творчества упоминают лишь вскользь, либо не упоминают вообще.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предметом отдельного исследования явилось эссе Джека Лондона «Фома Гордеев», что стало основанием для сопоставления романа американского писателя и повести М. Горького. Несомненно, обращение к детальному анализу эссе Дж. Лондона дает возможность дополнить и интерпретацию повести советского писателя. Сам сопоставительный анализ дает обоснование представлению о творчестве Максима Горького и Джека Лондона как о писателях с мировым именем.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа способствует формированию точного научного представления о формах творческого диалога.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в практике преподавания зарубежной и отечественной литературы, при подготовке лекций по дисциплинам «Русская литература XX века», «История зарубежной литературы XX века», а также при подготовке учащихся старших классов к письменной части ГИА, к итоговому сочинению.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованной литературы, приложения и методического приложения.
Во введении обосновывается актуальность, определяются цель и задачи, объект и предмет, материал, методы исследования, а также научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «»Творческий судьбы М. Горького и Дж. Лондона» содержатся основные моменты взаимодействия писателей, а также раскрываются предпосылки возникновения творческого диалога.
Во второй главе «Сопоставительный анализ произведений» раскрываются особенности интерпретации творческих традиций Максима Горького в произведениях Джека Лондона.
В третьей главе «Изучение произведений Дж. Лондона при подготовке к итоговому сочинению» раскрываются основные проблемы при подготовке к итоговому сочинению, даются методические рекомендации к написанию итогового аттестационного сочинения на материале произведений Джека Лондона
В заключении работы содержатся основные выводы о проведенном исследовании.
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЕ СУДЬБЫ М. ГОРЬКОГО И ДЖ. ЛОНДОНА
1.1. Предпосылки творческого взаимодействия писателей
В последнее время возрос интерес к сравнительному изучению литературы, к проблеме межкультурных коммуникаций, диалога культур. А между тем творческое взаимодействие объединяло немалое количество писателей-классиков из разных стран и континентов. Можно выделить целый ряд причин для возникновения творческого диалога: общность идей, увлечение одними и теми же философскими течениями, отклик на какие- либо актуальные для современников исторические события.
Так, традиции творчества русского писателя, драматурга Максима Горького (1868-1936) нашли своеобразный отклик в произведениях американского писателя Джека Лондона (1876-1916), в частности, в создании романа «Мартин Иден» (1909).
Однако провести параллель можно не только в творчестве писателей - объединяют их и сходные моменты и в биографии. И М. Горький, и Дж. Лондон прошли путь «от самых низов» до «самого верха», обретя в последствии большую популярность и громкое имя. Результатом этого пути является то, что столкнувшись с жизнью простых людей во всей безжалостной обнаженности и М. Горький, и Джек Лондон напишут произведения, посвященные судьбе обездоленных. Так оба писателя обращаются к новому литературному типу - к человеку из социальных низов. Сходны и названия этих книг: «На дне» у М. Горького (1901) и «Люди бездны» Дж. Лондона (1903). Также оба писателя увлекались философией Фридриха Ницше, что нашло отражение в их творчестве. Кроме того, писатели стремились найти какой-то яркий и свободный мир, испытывали отвращение к респектабельной буржуазной жизни, к мещанству и выражали протест против него. Джек Лондон, также как и его русский товарищ по перу участвовал в рабочих и социалистических движениях.
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его отец Максим Савватеевич Пешков был столяром (впоследствии управляющим пароходной конторой). В три года Алеша заболел холерой и заразил отца, мальчик сумел выжить, а его отец - нет. Мать к сыну охладела, несправедливо считая своего ребенка причиной смерти мужа. Алексей почти не помнил отца, но рассказы близких о нём оставили глубокий след - даже псевдоним «Максим Горький», по утверждению старых нижегородцев, был взят им в 1892 году в память о Максиме Савватьевиче.
Рано осиротев, Алёша провёл свои детские годы в семье деда по матери Василия Каширина. Мать ему заменила его бабушка, Акулина Ивановна
Василий Васильевич Каширин, дед Алексея, разорился, и в 11 лет мальчик вынужден был оставить учебу в начальном приходском училище и отправиться «в люди», то есть обучаться ремеслу: был буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной и чертежной мастерской, был учеником в обувной лавке. В 1884 году Алексей отправился в Казань поступать в университет, но по бедности не смог получить образование. Он поселился в ночлежке среди своих будущих литературных героев - босяков. Устроившись рабочим, он стал посещать кружки самообразования, в том числе и марксистские.
9 апреля 1891 года Пешков отправился из Нижнего Новгорода в свое четырехлетнее путешествие «по Руси», вернувшись из него уже Максимом Горьким. В его маршрут вошли Поволжье, Дон, Крым, Кавказ, Харьков, Курск, Задонск, Воронеж, Полтава, Миргород, Киев, Николаев, Одесса, Тамань, Кубань, Тифлис. Работал грузчиком, железнодорожным сторожем, мойщиком посуды, батраком. Богатый жизненный опыт, полученный во время этих странствий, послужил замечательным источником для будущих произведений, таких, как «Макар Чудра», «Девушка и Смерть», «Старуха Изергиль» и др.
В исследовании нами была предпринята попытка обоснования влияния традиций Максима Горького на творчество Джека Лондона, а также раскрытия причин творческого взаимодействия писателей. Все факты и комментарии, приводимые нами в первой части, а также произведения самих авторов выявляют бесспорную истину: рецепция идей советского писателя затрагивает творчество Джека Лондона.
Творческий диалог между Максимом Горьким и Джеком Лондоном обусловлен общностью судеб, социальных условий, жизненных испытаний, а также схожими интересами в области философии. Помимо биографических пересечений мы наблюдаем сопряжения в области литературных исканий (оба писателя прошли творческий путь от неоромантизма до реализма), общественных взглядов - как и Максим Горький, американский писатель отвергал буржуазную идеологию, придерживаясь социалистических взглядов.
Важное место в изучении творческого диалога между писателями занимает статья Джека Лондона «Фома Гордеев», посвященная одноименной повести Максима Горького. В этой статье Лондон дает высокую оценку мастерству Горького-реалиста. Он поднялся до такой глубокой оценки советского автора только потому, что и его творческие поиски шли в том направлении, в котором уже уверенно двигался Горький. Американский писатель тоже мечтал о действенном, знающем свою цель реалистическом искусстве, вдохновленном высокими социальными идеалами. Статья Джека Лондона имеет большое значение, потому что в ней американский прозаик глубоко проникает в суть русского реализма, в большинстве своем верно и объективно оценивает его в противоположность множеству неверных определений характера русской классической литературы, существовавших еще тогда, и по сей день присутствующих в Западной критике. Кроме того, эта статья - свидетельство того, какую большую роль сыграла повесть «Фома Гордеев» в развитии художественных взглядов молодого Лондона.
Также мы прослеживаем диалогические отношения и художественных миров писателей, а конкретно - пересечения образов, идей, обращение к общим темам: жизнь людей из социальных низов; конфликт мятежной, свободной личности с буржуазным обывательским обществом. Так, с разницей в один год писатели выпустят произведения с очень похожими названиями - пьеса «На дне» у Максима Горького и «Люди бездны» у Джека Лондона. Различаясь в жанровом своеобразии, данные произведения описывают общую социальную проблематику. Но, поскольку «Люди бездны» - публицистическое произведение, в нем нельзя выделить какой- либо конфликт, а пьесе Горького, как драматическому произведению, присущи философские конфликты, отражающие общечеловеческие противоречия.
Главным в изображении обитателей социального дна и для Максима Горького, и Джека Лондона является гуманизм, сострадание по отношению к людям дна. Но в своей пьесе Горький не только осуждает социальные условия, которые являются причиной падения обитателей ночлежки - он вскрывает бессилие босяков, их непригодность для изменения условий жизни. А «Люди бездны» Джека Лондона — обвинительный акт той общественной системе, которая обрекает миллионы людей на голод и нищету, создавая разительные контрасты бесправия и всемогущества. Однако автор стремился создать не только социологические полотна, его задачей был и своего рода документальный эпос, повествующий о вечной борьбе отверженных за свое достоинство и право на жизнь.
Образы «людей дна» и общность данной тематики свидетельствуют о дальнейшей демократизации литературного процесса, которая проявляется в обращении к новому аспекту жизни - жизни в трущобах и ночлежках. Своеобразие трактовки темы состоит в том, что впервые деклассированные элементы оказались главными героями произведений. Более того, написав драматическое произведение, Максим Горький выводит их на сцену. С точки зрения этой среды поднимаются и философские, и социальные проблемы.
Можно выделить общие черты и в образах главных героев в произведениях М. Горького «Фома Гордеев» и «Мартин Иден» Дж. Лондона. Они оба пытаются противостоять окружающему социуму, вступают в конфликт с обществом, который обнаруживает их духовное одиночество. Они обладают внешним сходством, схожими чертами характера: гордость, свободолюбие, волевые качества, сила духа, максимализм. Ницшеанство проявляется и в особенности их мировоззрения.
Но содержание бунта Фомы Гордеева и Мартина Идена различно, что во многом обусловлено их социальным происхождением. Фома Гордеев - купец, который не может принять патриархального уклада жизни, ценностей своего сословия. Мартин Иден происходит из рабочей среды и протестует против предопределенности своей жизни ради успеха. В отличие от героя Горького он является творческой личностью и поэтому пытается самоутвердиться через искусство. Подобными являются итоги бунта обоих героев. Таким образом, писатели ставят под сомнение жизненность индивидуалистического учения Ницше.
Материалы данного исследования применимы в школьной практике по ряду причин. Прежде всего, это обусловлено необходимостью подготовки к итоговому сочинению, письменной части ГИА по русскому языку. Во- вторых, на наш взгляд, данные произведения отвечают уровню и особенностям возрастного развития обучающихся. В-третьих, поскольку эти тексты не являются хрестоматийными, обучающиеся могут представить собственную трактовку их идейного содержания. Это обстоятельство предоставляет большой творческой свободы в силу отсутствия устоявшихся мнений и интерпретаций.
1. Бабаян Э. Ранний Горький. У идейных истоков творчества. - М.: Художественная литература, 1973. - 231 с.
2. Басинский П. В. Горький. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 451с.
3. Басинский П.В. К вопросу о «ницшеанстве» Горького // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 52. - 1993. - № 4. - С. 26-34.
4. Басинский П.В. Логика гуманизма (об истоках трагедии Максима Горького) // Вопросы литературы. - 1991. - № 2. - С. 47-62.
5. Батурин С. Джек Лондон (1876-1916) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.li**b.ru/LONDON/biography.txt.
6. Богословский В.Н. Борьба за реализм в американской критике конца XIX - начала XX века. Литературно-критические статьи Джека Лондона. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://american- lit.n**iv.ru/american-lit/bogoslovskij-dzhek-london/borba-za-realizm.htm (дата
обращения 13.01.2019).
7. Богословский В.Н. Джек Лондон - М.: Просвещение, 1964. - 240 c.
8. Быков В.М. Джек Лондон / под ред.: Л.В. Кутуковой. - М.: Московский университет, 1964. - 253 с.
9. Быков В.М. По следам Джека Лондона. - Издательство МГУ, 1996. - 237 с.
10. Бялик Б. А. Судьба Максима Горького. - 3-е изд., доп. - М.: Художественная литература, 1986. - 478 с.
11. Варакина Г.В. Русский миф о Ф. Ницше начала XX века // Научно-теоретический журнал. - 2007. - № 6. - С. 100-113.
12. Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец. - М.: Высш. шк., Издательский центр «Академия», 2000. - 556 с.
13. Вышленкова С.П. Идеи Ф.В. Ницше в литературном сознании США конца XIX-начала XX веков: Дисс. канд. филол. наук. - М., 2010. - 205 с.
14. Гельрот М. Ницше и Горький / Ницше: pro et contra. - СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 1997. С. 381-429.
15. Гиленсон Б.А. История литературы США: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
16. Горький М. Молодая литература и ее задачи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litr**es.ru/pages/biblio book/?art=2370575 (дата обращения 13.01.2019).
17. Горький М. На дне: Пьесы. - М.: Азбука, 2015. - 256 с.
18. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Олимп», 2001. - 672 с.
19. Горький М. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. «Библиотека Всемирной литературы», М.: Художественная литература, 1975.
20. Горький М. Фома Гордеев. - М.: Наука, 1969. - 638
21. Груздев И. А. Горький. - М.: Молодая гвардия, 1958. - 383 с.
22. Груздев И.А. Современный запад о Горьком. - Л.: Прибой, 1930. - 224 с.
23. Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже XIX - XX веков - М.: Наука, 1967. - 265 с.
24. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта, 1999. - 248 с.
25. Засурский Я.Н. Американская литература XX века - М.:
Издательство Московского университета, 1984. - 504 с.
26. Засурский Я. Н. История американской литературы: В 2 т. - М.: Издательство Московского университета, 1971. - 365 с.
27. Зверев А. М. Лондон // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 8. — 1994. — С. 524—530.
28. Знаменский С.П. Сверхчеловек» Ницше / Ницше: pro et contra. - СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001. - 1076 с. - С. 904-945.
29. Зобнин Ю. В. По ту сторону истины (случай Горького) // Максим Горький: pro et contra. / Вступ. ст., сост. и примеч. Ю. В. Зобнина. - СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. - 1997. - С. 18 - 39.
30. Ирвинг Стоун. Моряк в седле. Художественная биография Джека Лондона / Пер. с англ. М. И. Кан. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 416 с.
31. История русской литературы XX века. Первая половина [Электронный ресурс]: учебник: В 2 кн. - Кн. 2: Personalia / Л. П. Егорова, А. А. Фокин, И. Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л. П. Егоровой. - 2-е изд., перераб. - М.: Флинта, 2014. - 935 с.
32. История философии. Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-н/Д.: Феникс. - 2002. - 576 с.
33. Кищук Ю. Ф. Философия Ф. Ницше и ее влияние на культуру XX века // Сумма философии. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та - 2007. - № 7. - С. 105-106.
34. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. - СПб.: Академический проект, 1999. - 240 с.
35. Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопросы литературы. - 1990. - № 10. - С. 162-173.
36. Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.
37. Кулагина Г.Н. Культурно-этический идеал Сверхчеловека Ф. Ницше и творчество М. Горького // Философские аспекты культуры (Материалы научно методической конференции) - Казань: КГУ, 1993. - С. 80-82.
38. Кутеева Н.Э. Полемика с ницшеанской идеей сверхчеловека в романе Джека Лондона «Мартин Иден» // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 7. - С. 86-91
39. Литературная история США в 3-х томах. - М.: Прогресс, 1979. Т. 3. - 547с.
40. Литературный энциклопедический словарь/под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.
41. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 с.
42. Лондон Дж. Люди бездны. - М.: Правда, 1987. - 528 с.
43. Лондон Дж. Мартин Иден: Роман / Пер. с англ. Р. Облонского. -
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 448 с.
44. Лондон Дж. Польза сомнения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liv.pira**midin.com/belas/London/polza.htm (дата обращения
13.01.2019).
45. Лондон Дж. Путешествие на «Ослепительном». - М.: Искатель, 2016. - 96 с.
46. Лондон Дж. Собрание сочинений: В 7 томах. Т. 5. - М.:
Гослитиздат, 1955. - 696 с.
47. Лондон Дж. Собрание сочинений: В 14 томах. Т. 1. - М.: Правда, 1987. - 423 с.
48. Лондон Дж. Фома Гордеев. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liv.piram**idin.com/belas/London/foma.htm (дата обращения
13.01.2019).
49. Морозова Т.Л. Спор о человеке в американской литературе: история и современность. - М.: Наука, 1990. - 334 с.
50. Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». - М.: Знание, 1991. - 64 с.
51. Николюкин А. Н. Литературные связи России и США: становление лит. контактов. — М.: Наука, 1981. - 406 с. : ил.
52. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: Мир книги, Литература. - 2006. - 464 с.
53. Оболенский Л.Е. Максим Горький и идеи его новых героев // Максим Горький: pro et contra. / Вступ. ст., сост. и примеч. Ю. В. Зобнина. - СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. - 1997. - С. 618-629.
54. Овчаренко А.И. Горький и литературные искания ХХ столетия. - М.: Художественная литература. - 1982. - 590 с.
55. Преображенский В. Фридрих Ницше: критика морали альтруизма // Вопросы философии и психологии. - 1892. - № 15. - С. 115-160.
56. Резников Л.Я. Максим Горкьий - известный и неизвестный. - Петрозаводск, 1996 - 301 с.
57. Русская литература ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. 1940 - 1990-е годы / Л.П. Кременцов, Л.Ф. Алексеева, Т.М. Колядич и др.; под ред. Л.П. Кременцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М., Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
58. Русские писатели, ХХ век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч./Под ред Н.Н. Скатова. - М., 1998.
59. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX века. - М.: Высш. школа, 1964. - С. 548-560.
60. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.1. - М.: РИПОЛ-Классик, 1997. - C. 5-45.
61. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше // Вопросы философии. - 2002. - №2. - С. 69-80.
62. Синеокая Ю. В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение // Фридрих Ницше и философия в России. Сб. ст. - СПб: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 1999. - С. 7-37.
63. Синеокая Ю.В. Рубеж веков: русская судьба Сверхчеловека Ницше // Фридрих Ницше и философия в России. - СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. - 1999. - С. 58-74.
64. Скабичевский А.М. Новые черты в таланте г. М. Горького // Максим Горький: pro et contra / Вступ. ст., сост. и примеч. Ю. В. Зобнина. — СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 1997. - С. 278-299.
65. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века. - М.: Просвещение. - 1993. - 383 с.
66. Современная западная философия: Словарь/ сост. и отв. ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТОН-Остожье, 1998. - 544 с.
67. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX в.: Учебник. Изд. 4-е., доп. и перераб. - М., Высшая школа, 2005. - 432 с.
68. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 816 с.
69. Стечкин Н.Я. Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества // Максим Горький: pro et contra. / Вступ. ст., сост. и примеч. Ю. В. Зобнина. - СПб: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. - 1997. - С. 461-617.
70. Тарасова, А. А. Работа М Горького над текстом романа «Фома Гордеев». - М.: Наука, 1964. - 159 с.
71. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк // Ницше: Pro et contra. Сост. Ю.В. Синеокая. - СПб.:Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. - 2001. - 1076 с. - С.687-812.
72. Трунин К. В. Джек Лондон. Критика и анализ литературного наследия. Литагент Ридеро, 2017. - 135 с.
73. Трыков В.П. История зарубежной литературы рубежа XIX - XX вв: учебное пособие - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. - 35 с.
74. Федунов П. Джек Лондон// Лондон Дж. Сочинения в 7 томах. Т.
1. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. - С. 5-12.
75. Фонер Филипп С. Джек Лондон - американский бунтарь. - Москва: Прогресс, 1966. - 239 с.
76. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.
77. Чебан О.И. Джек Лондон в зеркале американской критики// США - Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - №5. - С. 91-100.
Электронные ресурсы
78. http://ege.ed**u.ru/ru/classes-11/sochinenie/
79. http://fi**pi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
Оригинал в pdf
Тема: | «ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО И ДЖ. ЛОНДОНА В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО ДИАЛОГА: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 74 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПОВЕСТЯХ Е. МУРАШОВОЙ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Дипломная работа:
Мир детства в творчестве Е. Шолоховой: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Тема детства в произведениях Сергея Козлова: литературоведческий и методический аспекты изучения
Дипломная работа:
Библейские мотивы в творчестве м. волошина: литературоведческий и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Идейно – художественное своеобразие рассказов в. м. шукшина: литературоведческий и методический аспекты изучения.