Дипломная работа

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

  • 74 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.6

1.1. Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе….6

1.2.Психолого-педагогические особенности развития творческих

способностей у детей старшего дошкольного возраста….12

1.3.Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного

возраста как средство развития творческих способностей.19

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….27

2.1.Диагностика творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста….27

2.2.Содержание работы по развитию творческих способностей

в изобразительной деятельности со старшими дошкольниками.35

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.49

ПРИЛОЖЕНИЕ.53

Введение

Актуальность темы исследования. Развитие творческих способностей детей является одним из важнейших вопросов в жизни современной педагогики и определяет важнейшую задачу в системе образования - воспитание у детей творческого осмысления мира, самостоятельности и познавательной деятельности, что в будущем поможет добиться серьезных изменений в обществе и жизни в целом. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, возрастают требования к таким качествам, как изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.

Важной задачей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является раскрытие творческих способностей ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Согласно ФГОС ДО содержание образовательной работы должно быть направлено на развитие у детей ценностно-смыслового восприятия и знания произведений искусства; становление эстетического отношений к миру; формирование представлений о видах искусства; формирование позитивных установок к различным видам творчества, а также на развитие таких целевых ориентиров как проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества, проявление творческих способностей.

Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Проблемой развития творческих способностей дошкольников занимались Л.С. Выготский А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Н.В.Кондратьева, Т.С.Комарова, Н.В. Рождественская и др.

Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

Цель исследования: изучить теоретические аспекты творческих способностей и выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

4. Подобрать диагностические методики и провести диагностику развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

5. В ходе исследования разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие у детей творческих способностей посредством изобразительной деятельности будет возможно, если использовать творческие задания по изобразительной деятельности, направленные на развитие творческих способностей; учитывать индивидуальные особенности детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогичесой литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий этап), наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: МДОУ - детский сад, город., подготовительная группа. Количество детей: 25.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Проблеме творческих способностей посвящено много работ, однако в современной психологической науке данный феномен не имеет однозначной интерпретации.

В словаре философской энциклопедии, термин «творчество» интерпретируется как «деятельность, которая создает нечто качественно новое, никогда прежде не бывшее».

Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего по замыслу и материальному воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. [8, с. 63]. «Творческие способности» Л. С. Выготский рассматривает как феномен, позволяющий человеку создавать новое.

С.Л. Рубинштейн определял творчество как «деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и так далее» [32, с. 81].

В основу творческих способностей С. Л. Рубинштейн включал различные психические свойства и качества, необходимые для осуществления творческой деятельности.

Б. М. Теплов считает, что творческие способности — это система индивидуально-психологических свойств личности, которая определяет успешность выполнения творческой деятельности, но при этом не сводится только к знаниям и умениям, а существует на основе творческих задатков. Также важно отметить, что сама творческая деятельность и созданные в ней условия способствуют развитию творческих способностей [35].

Согласно В. Н. Дружинину, творческие способности — это общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности; это интегративное качество психики личности, обеспечивающее продуктивные преобразования в её деятельности. Учёный рассматривает творческие способности как способность к преобразованию знаний и связывает с ними фантазию, воображение, порождение гипотез, новизну [13].

Интересной является позиция А. Я. Пономарёва, согласно которой способность к творчеству сопряжена с двумя личностными качествами: интенсивностью к поисковой мотивации и чувствительностью человека к «побочным» образованиям (мыслям, образам, чувствам, внешним продуктам), которые возникают при мыслительном процессе. Основой успеха решения творческих задач, по мнению учёного, является «способность действовать в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий [30].

В современных источниках по психологии и педагогике творческие способности представлены неоднозначно.

В одних данный феномен рассматривается как способность находить решения нестандартных задач, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию с целью получения нового результата; способность к продуктивному мышлению, формированию новых образов воображения [12]. В других источниках творческие способности представлены через креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [16].

Новый взгляд на данный феномен предложен Д. Б. Богоявленской, по мнению которой «то, что принято считать творческими способностями есть способность к осуществлению ситуативно нестиму-лированной деятельности, т.е. способность к познавательной самодеятельности. её проявление не ограничено сферой профессий умственного труда, а характеризует творческий характер любого вида труда» [4, с. 55].

Д. Б. Богоявленская считает, что творческие способности представляют собой интегральное образование, основой которого является интеллектуальная активность, которая тем выше, чем выше уровень умственных способностей. Основные подсистемы интеллектуальной активности составляют умственные способности и мотивационный строй личности. Высокий уровень познавательной самодеятельности обеспечивает доминирование познавательной мотивации [4].

В концепции творческих способностей В. Д. Шадрикова они соответствуют духовным способностям, которые рассматриваются как интегральные проявления интеллекта и духовности личности [37].

Творческие способности также рассматриваются как базовый компонент креативности, проявляющийся в творческой деятельности и обеспечивающий её успешность [16]; в качестве подсистемы в структуре одарённости [34]; как возможность реализации человеком собственной индивидуальности [40]; как общая творческая способность (креативность), являющаяся универсальной способностью творческого отношения к действительности и проявляющаяся в различных видах деятельности [26].

В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (Андреев В.И., Козырева Ю.Л., Кудюткин Ю.Н. и др.).

Исследователи (Веретенникова Л.К., Глухова С.Г., Кравчук П.Ф. и др.) рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место.

А.В. Брушлинский, О. К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов.

Богоявленская Д.Е., Леонтьев А.Н., Пономарев Я.А. и др. рассматривают творчество как продукт мыслительной деятельности.

Исследователи творческой личности высказывают не одинаковые мнения о её чертах. Так, например А. Г. Спиркин выделяет среди них такие качества, как восприимчивость к новым идеям, независимость высказываний, высокая восприимчивость, развитое воображение, Л. Хадсон – открытость, раскованность, творческое воображение, искренность; Л. Халлос – требовательность, неудовлетворённость, Г. Клайн - гибкость, богатство словесного иллюстрирования, чувство юмора, широкий круг интересов, хороший вкус [15].

По мнению Я. А. Пономарева, для личности, стремящейся к творчеству, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе[30].

Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, выделил 4 основных качества, присущих креативной личности [13]:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделяет следующие параметры креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу[13, с. 136].

Мак-Киннон так говорит об этом: «Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. . Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой» [30].

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек сформирует о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей – это основное свойство воображения, которое обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления.

3. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование – способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях [24, с. 32].

По мнению Пономарева [30] с креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).

Взаимосвязь творческих способностей и творческой деятельности рассматривается как основная особенность творческих способностей, определяющая их развитие [2, 8, 15, 17, 30].

Итак, мы видим, что творческая деятельность направлена на создание нового, оригинального и способствует развитию творческих способностей, а творческие способности отвечают требованиям творческой деятельности и определяют успешность овладения человека этой деятельностью, поэтому действительно имеет место наличие взаимосвязи между данными явлениями.

Творческие способности — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающая его от других людей, действующая на основе творческих задатков и определяющая успешность осуществления любой деятельности, вносящая в неё творческое начало.

Заключение

На основе изучения научной литературы по теме и анализа полученных результатов опытно – экспериментальной работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» мы пришли к следующим выводам:

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческих способностей. Именно в это время совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности. Появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Изобразительная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. С помощью изобразительной деятельности у детей формируется алгоритм действий в выражении своей идеи. Умение детей действовать не по шаблону. Происходит развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой изобразительной деятельности; активно проявляется творческий потенциал. Благодаря изобразительной деятельности дети могут самовыражаться, развивается эмоциональная сфера. Происходит совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности.

Направление опытно-экспериментальной работы вытекало из общей цели исследования и состояло в том, чтобы проверить на практике продиагностировать уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и проверить эффективность выбранной нами системы занятий по развитию творческих способностей в сюжетном рисовании у старшего дошкольного возраста, то есть подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей творческих способностей, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа продуктов изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Но для развития творческих способностей недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

Анализ рисунков подтверждает, что специально-проведенные творческие задания помогают ребенку найти различные способы для передачи замысла: в образах рисунков появляется выразительность – переданы их характеры, позы, жесты, движения, своеобразные детали; использован колорит, как средство выражения содержания даны разные композиционные решения.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены. Гипотеза о том, что развитие у детей творческих способностей посредством изобразительной деятельности будет возможно, если использовать творческие задания по изобразительной деятельности, направленные на развитие творческих способностей; учитывать индивидуальные особенности детей, подтвердилась.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.

2. Алексеева Е.В. Развитие творческих способностей. Старшая группа. – М. : Корифей, 2010. – 112 с.

3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

5. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.

6. Ветлугина Н.А., Художественное творчество и ребёнок: Монография/Н.А. Ветлугиной.-М., 1972.

7. Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. – №8. – 2012. – С. 148-151.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. - 276 с.

9. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1989. - № 2 – С. 27 – 31.

10. Григорьева О.А., Шинкарева Н.А. Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек 6-го года жизни. / Современная педагогика. 2015. № 10 (35). С. 62-63.

+ еще 30 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 74
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика