Дипломная работа
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
- 73 страниц
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3
1.1 Формирование социальных навыков детей старшего дошкольного возраста 3
1.2 Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка-дошкольника
1.3 Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевых игр
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ПО РАХВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования: В наше время период в дошкольной педагогике жизненна цель формирования общественных умений, привития умений социального воздействия детям дошкольного года. Важно отметить, что же ведь развитие общественных умений творится в процесс только лишь наличия малыша в младенческом саду, пронзает всегда типы работы дошкольников: игровую, полезную, тренировочную, выразительную и др. Задача формирования общественных умений отчасти берется постановление в деятельностях в соответствии с ознакомлению с оказавшимся около окружением, и развитию уведомлении, в персональных и массовых упражнениях с профессионалом согласно психологии, учителем. Тем не менее, в режиме дня совершенно никак не удаленно этап с мишенью формирования общественных умений и умений.
Одним с основ ФГОС дошкольного создания представляется создание просветительного хода в соответственных году конфигурациях деятельность с ребятами. Главной конфигурацией деятельность с ребятами дошкольного года и основным типом работы с целью их представляется исполнение. Собственно исполнение дает возможность создать соответственную отличительным чертам дошкольников концепцию изучения, гарантирует изменчивость дошкольного обучения.
ФГОС вплоть ДО советует применение игровых конфигураций уроков в абсолютно всех сферах просветительной проекта. Впросветительной сферы «Социально-коммуникативное развитие» проектом учтены сюжетно-ролевые, театрализованные, нравоучительные, мобильные, хороводные забавы. Сюжетно-ролевые забавы обозначает значимым орудием общественно-коммуникативного формирования ребят. Они содействуют овладению общепризнанных мерок и законов действия в социуме, овладению определёнными умениями и общественными умениями. В нашей команде ребята представляют в забавы: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки» и др. Выступая, ребята пытаются себе в разных ролях и моментах, в соответствии с сюжету забавы, в данный момент несомненно поможет им проще преодолеть с действительными трудностями в последующей существования.
Нравоучительная исполнение - данное кроме того способ изучения и обучения, действующее в психологическую, умственную область ребят, побудительное их работа, в ходе каковой создается независимость принятия заключений, усваиваются и фиксируются приобретенные познания, формируются мастерства и знания кооперации, а кроме того создаются общественно важные Признаки персоны. Выступая в подобные нравоучительные забавы, равно как «Секрет», «Волшебные слова», я помогаем постановлению проблем высоконравственного обучения, формированию у ребят коммуникабельности.
Таким способом, исполнение равно как способ общественно-коммуникативного формирования ребят содействует развитию полной персоны, даровитой существовать и действовать в сегодняшнем мире. Исполнение - главная модель просветительной работы в обстоятельствах осуществлении ФГОС вплоть ДО. Дошкольный дитя - Индивид исполняющий, в следствии этого в эталоне зафиксировано, что же подготовка вступает в жизнедеятельность ребят при помощи калитка младенческой забавы.
Навык - данное работа, сформированное посредством восстановления, характеризующееся высокой ступенькой исследования и отсутствием поэлементной осознанной регуляции и контроля. Отличают Н. перцептивные, интеллектуальные, движковые. Перцептивный Н. автоматизированное телесное отображение.
Проблема общественных умений напрямую взаимосвязана с проблемой общественной компетентности личности. Социальная готовность личности изучалась аналогичными грамотей, равно как Ю.Н. Емельяновым, Е.В.Коблянской, А.Ю.Коджаспировым, А.А. Кидран, А.В. Петровским, М.Г. Ярошевским и др.
Развитие общественных умений - большой и необходимый этап социализации малыша в совместном процессе освоения им умения общественной жизни и общественных отношений человек в соответствии с природой своей является формированием общественным.
Важность нашего изучения обусловливается вблизи имеющихся в наше время период противоречий среди:
- общественным заказом сообщества в осуществление образованием функций, сопряженных с формированием обстоятельством формирования видеоигровой работы ребят старшего дошкольного года и неимением необходимых преподавательских обстоятельств с целью формирующей настоящей пластической сферы;
- потребностью развития общественной ориентированности персоны старшего дошкольника и неудовлетворительным методичным и научно-техническим предоставлением данного хода;
- средиверным формированием видеоигровой работы ребят старшего дошкольного года и изученностью преподавательских обстоятельств с целью данного формирования.
Цель исследования: выявить роль сюжетно-ролевой игры в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно – ролевая игра как средство развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого - педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявить первоначальный уровень развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать мероприятия по развитию социальных навыков по средствам сюжетно – ролевых игр.
4. Разработать педагогические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей социальных навыков посредствам сюжетно – ролевых игр.
Гипотеза: развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в процесс воспитания будут включаться сюжетно – ролевые игры.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Ведущие положения психолого-педагогической науки о современных возможностях развития игровой деятельности (Д.Б. Эльконин), о роли игры и особенностях возрастного развития детей старшего дошкольного возраста, о гуманизации педагогического процесса в ДОО.
В процессе исследования и решении поставленных задач использовался ряд методов:
Методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, систематизация, формализация, метод единства исторического и логического;
Методы эмпирического исследования: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; контент-анализ (документов, планов, работ)); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, изучение и обобщение педагогического опыта, масштабное внедрение).
База исследования:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Формирование социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Социальные навыки – данный комплект способов и методов общественного взаимодействия, каковыми Индивид завладевает в процесс только лишь актуального дороге и использует. Общественные знания расширяют более некоторые индустриальные мастерства. Данное межличностные и внутри индивидуальные знания, в этом части беззлобие, коммуникабельность, неопровержимость, порядочность и постоянно переходные определения, с мишенью жизни в обществе, устанавливает собственное баланс с другими [6, с. 87].
Социальные знания подразумевают собой широкое понимание, что же, в равной мере равно как правило, содержит различные знания или воздействия, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие в других людей. В случае в случае если оценивать социальные знания с подобного семейства окончания зрения, производится ясным, в какой-либо критерию большим значимостью готовы обладать их плохое формирование.
Уже в рубеже дошкольного года ребята принимаются сознавать, что же ведь “такое отлично и что же ведь подобное плохо”. Ребята понимают, что же ведь в обществе работают основы и общепринятых мерок, стабилизирующие воздействия находящихся вокруг. Со временем у их создается способность следовать элементарные принципы и общепризнанных мерок и демонстрировать владение простыми социальными умениями в особых типах младенческой работы, в равной мере равно как с поддержкой старших, таким (образом и самостоятельно. Система просветительного хода формирования у детей социальных умений осуществляется успешно, в случае в случае если используются легкодоступные году дошкольников ресурсы младенческой деятельность, и, первоначально лишь видеоигровой [13, с. 86].
Система дошкольного создания в наше время период нацелена в аспект к ребятам равно как формирующейся персоны, имеющей необходимость в осознании и почтении нее заинтересованностей и справедлив. Просветительная деятельность с ребятами ориентирована в предоставление обстоятельств, раскрывающих ребятам вероятность независимых операций согласно изучению находящихся вокруг планеты. Рядом в этом раскладе особенную важность обретает задача взаимодействия ребят с ровесниками.
В академической литературе показан обширный диапазон течений изучений согласно вопросу взаимодействия ребят товарищ. Один с их представляется исследование общения малыша с ровесниками в рамках концепции коммуникативной работы, исследованной М.И. Лисей [21, с. 87] (З.М. Богуславская, Л.Н. Галигузова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.).
Согласно предоставленной концепции, в целой практике малыша существует узкая взаимосвязанность общения с абсолютно всеми иными типами работы и с его совокупной жизнедеятельностью. Индивидуальность этого расклада состоит в упоре в массивных высококачественных спецификах общения ребят с сверстниками в различных возрастных ступеньках формирования. Тут взаимодействие рассматривается равно как непростая работа, обладающая собственные скелетные элементы (необходимости, аргументы, миссии, проблемы и т.д.).
Необходимость в общении с ровесником проявляется в желании дошкольника к самопознанию и самооценке с помощью сопоставления себе с однолетком равно как одинаковым партнером. Согласно сведениям Л.Н. Галигузовой [8, с. 75], ранее в 3-ем г. существования у малыша приступает создаваться необходимость в общении с ровесником, о Нежели говорят последующие характеристики:
• исчезновение операций с ровесником равно как с предметом и поддержание согласно взаимоотношению операций только лишь равно как с типом;
• выделение особенной группы субъектных операций, используемых только лишь к ровеснику;
• появление усилий «продемонстрировать себя» ровеснику;
• проявление Восприимчивости к взаимоотношению ровесника.
На течении дошкольного года необходимость в общении с ровесниками увеличивается. В следствии данного к старшему дошкольному году ровесник делается наиболее ценимым партнером, Нежели зрелый.
Другое существенное направленность изучений ребят представлено в работах Я.Л. Коломинского, А.Д. Кошелевой, Т.А. Репиной, Т.В. Сенько и др. сопряжено с исследованием межличностных взаимоотношений. В рамках этого расклада акцентируются социометрические изучения, нацеленные в обнаружение имеющихся в команде ребят предпочтений. Существовало определено, что же в старших возрастных группах ребяческого сада ранее имеется сравнительно стабильная и дифференцированная концепция межличностных взаимоотношений.
Исследование А.Д. Кошелевой [17, с. 86] существовало отдано исследованию действия молодых дошкольников, исполняющих мольбу старшего вскричать кого-или с ребят категории. Исследование приобретенных информации предоставил творцу особо отметить разные степени взаимодействия ребят:
• уровень индивидуального взаимодействия, рядом малыш направляется к ровеснику согласно имя; рядом прослеживаются конструктивный разговор и соответственные чувства. В подобных моментах ровесник как правило откликается кроме того правильно, хоть порой и никак не мгновенно;
• уровень речевого взаимодействия - прослеживаются нерешительное наступление к ровеснику и настолько ведь нерешительное извещение о пожеланию старшего. Иной малыш никак не откликается в подобное влияние, продолжая увлекаться собственным процессом;
• уровень физиологического либо настоящего воздействия - наступление к ровеснику без призыва, побуждение в хребту, выдирание проделка и т.п. Равно как норма, ровесники покоряются поступкам малыша, однако высказывают собственное возмущение ему либо совершеннолетнему;
• уровень невыполнения задачи (либо его смены). Малыш не желает осуществить мольбу старшего либо никак не заканчивает нее вплоть до окончания. В подобные факторы прослеживается высокий чувственный напряжение.
Таким способом, А.Д. Кошелева [17, с. 65] осуществляет заключение о потребности заблаговременной ориентации малыша в ровесника. Главную первопричину неумения детей привести в порядок связь с однолетком писатель представляет в неразвитости внутреннего проекта действия.
Я.Л. Коломинский и Б.П. Жизневский [18, с. 102] замечают значимость исследования младенческих столкновений. Они смотрятся никак не попросту в свойстве неблагоприятных явлений в младенческой существования, а равно как специальные, важные условия общения, содействующие ненормальному формированию в полном и развитию персоны. Подчеркивается, что же совершеннолетнему следует понимать вероятные основания происхождения младенческих столкновений, предсказывать действия ребят в согласовании с годом и намеренно учить ребят более подходящим методам общения вих.
Имеется серия родных социометрическим изучениям трудов, приуроченных к исследованию общения ребят в команде (Л.В. Артемова, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Р.К. Терещук и др.). Отношения ребят смотрятся в связи с уровня выраженности в содействии подобных характеристик, равно как Колебание, продолжительность и надежность в времени, мощность общения, число ребят, связанных коллективной работой и т.д. Итоги изучений выявили, что же с годом раздается область общения дошкольников с ровесниками, возрастает его продолжительность, мощность, рядом данном в настоящем содействии ребят акцентируются известные и непопулярные ребята.
Авторы кроме того замечают, что же сформированная старшим общая работа проявляет воздействие в позитивные взаимоотношения среди ребят в дошкольной команде. Независимая ведь регулирование взаимодействия ребят в природных актуальных обстоятельствах прослеживается очень никак не постоянно.
Таким способом, задача взаимодействия малыша с ровесниками в просветительном ходе, в своей мнение, никак не имеет возможность обходиться только лишь разработками, осведомленными ребятам школьного года. Установлено, что же заинтересованность к взаимодействию ребят товарищ с ином появляется ранее в меньшем дошкольном году (Л.Н. Галигузова, А.Д. Кошелева и др.). Первоначально лишь контакты ребят совершаются в общих забавах, далее - в прочих, своеобразно дошкольных, типах работы. Рядом данном допускается особо отметить последующее разногласие: с одной края, у малыша дошкольного года сформулировано желание к всевозможному взаимодействию с ровесником; с иной, - зачастую прослеживается недостаток определенных методов и денег партнерства, что же имеет возможность служить источником к разламыванию общих операций.
Проблеме учреждения игр ребят дошкольного года отдано довольно немало трудов российских и иностранных ученых (Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, и др.). Совместно с для того, следует принять, что же мало изучено связь малыша-дошкольника с ровесниками напрямую При помощи забаву.
Сотрудничество в воспитании никак не только лишь равно как поддержка ребятам рядом постановлении трудных общевоспитательных проблем, никак не только лишь равно как соединение стараний преподавателей и учеников, однако и равно как независимая совместная работа дошкольников, исполнения задач, спрашивающих неизменных либо скоротечных контактов с внешкольной сферой. Рядом в этом осознании партнерства разговор проходит о содействии, что скреплено взаимоотношениями обоюдного заинтересованности и доверия. В случае если ребята хотя бы в какой-либо-в таком случае период делаются товарищами товарищ приятеля, в случае если понимают, что же с их операций находится в зависимости результат всеобщего разбирательства, положение их изменяется. По доброй воле - поневоле им доводится выражать инициативу и независимость. В следствие этого педагогически значимым представляется действия, побуждающее совместная работа, что побуждает данные свойства дошкольника в дошкольном учреждении и из-заего границами.
Взаимодействие - данное компонент каждый коллективной работы. В общественной психологии перед межличностным взаимодействием понимаются беспристрастные взаимосвязи и взаимоотношения, имеющиеся среди народами в общественных группах. Это представление применяется равно как с целью свойства организации функционирующих межличностных контактов людишек в ходе коллективной работы, таким (образом и с целью отображения детальных в времени, взаимо направленных взаимодействий людишек товарищ в приятеля в процессе коллективной работы.
Общение - данное своеобразный тип взаимодействия Лица с поддержкой всевозможных коммуникативных денег, складывающийся в размене среди них данными познавательного либо аффективно-оценивающего нрава.
Межличностные взаимоотношения, таким образом ведь равно как и тесное им представление «взаимоотношения», - данное разнообразная и сравнительно стабильная концепция селективных, сознательных и чувственно переживаемых взаимосвязей среди членами общительной категории. Данные взаимосвязи формируются в главном коллективной работой и ценностными ориентациями. Они пребывают в ходе формирования и проявляются в общении, коллективной работы, действиях и в взаимооценках членов категории. В единичных вариантах, если взаимоотношения никак не вынашивают эффективного нрава, они ограничиваются областью только лишь тайных волнению. Невзирая в в таком случае, что же межличностные взаимоотношения актуализуются в общении и в огромной собственной Доли в действиях людишек, сама действительность их жизни существенно обширнее. Равно как подмечает Т.А. Репина, межличностные взаимоотношения допускается сопоставить айсбергу, у коего только надводная Элемент стает в поведенческихньюансах персоны, а иная, повозочная Элемент, огромная, Нежели надводная, остается скрытой[37].
Уже в дошкольном году ребяческие категории различаются товарищ с приятеля вблизи характеристик собственного формирования. Таким образом, и воздействие младенческой категории в формирование персоны малыша достаточно разным. К подобным характеристикам причисляются характерные черты нрава межличностных взаимоотношений, общения, нахождения оценивающих взаимоотношений, особенность «общественного мнения», степень формирования коллективной работы [36, с. 73].
Социальные знания разрешается сформировать с поддержкой общения и взаимодействия с другими ребятами. Осмотрим единичные общественные мастерства и знания наиболее досконально. Выражение сочувствия и интереса к другим народам в разных моментах. Огромной Долею общественная беспокойность выражается в смущении, что же протекает, в случае в случае если сконцентрировать личное интерес в ином Народе. Фиксация интереса (в этом части и в случае в случае если поначалу симпатия принуждённая) в данном, о Нежели информирует другой Индивид, совершенно никак не только лишь только создает Ощущение максимального удобства, тем не менее и напрямую диалог производится более увлекательным [7, с. 75].
Естественная либо приобретенная умение формировать атмосферу согласия. Согласие – данное положение понимания либо особенной взаимосвязи, что появляется в следствии успешного общения с другим человеком. Соглашение появляется в подсознательном уровне, однако оно способны стимулироваться осознанными усилиями. В этом может помочь посодействовать последующее: привнесение выправке подобного ведь типа, равно как у собеседника, применение этого ведь наиболее стиля языка, текстов и частей сообщении, в том числе быстрота и громкость.
Наблюдение за чужим поведением часто становится один с главных методов передачи социальных навыков. Иным аспектом в формировании социальных навыков представляется противоположная взаимосвязанность. Противоположная взаимосвязанность предполагает собою положительную либо отрицательную информацию, что действует в свойстве взаимодействия в действия индивида и какую можно использовать в качестве оценки собственного поведения.
Терентьева Н.П. и Звягина О.Н. выделяют следующие социальные умения: самопонимание, упорство, самостоятельность, социальная чуткость, способность ставить дружеские взаимосвязи, умение решать задачи общения.
Самопонимание– состоит в этом, что же человек соответствующе осознает собственные плюсы и минусы, в принятии себе равно как особенности, формировании положительного вида «Я» [19, с. 73].
Настойчивость – подразумевается, равно как способность защищать собственное мнение, собственные круг интересов, никак не вступая в конфликты.
Независимость – способность получать постановление, руководствоваться своим планам, подготовленность нести ответственность из-за свои действия.
Социальная чуткость – умения распознавать и сознавать потребности и чувства чужих людей, содействовать и выражать им помощь.
Умение устанавливать дружеские взаимосвязи – заключается в умении контактировать с иными людьми, разделять их интересы.
Умение решать задачи общения – сопряжено с умением выходить из трудных конфликтных ситуаций без обращения к физической силе.
В дошкольном возрасте закладываются основные принципы разных видов навыков: двигательные навыки, культурно-гигиеничные, навыки общения и культуры поведения, трудовые навыки, а кроме того социальные навыки. При целенаправленной воспитательской работе согласно развитию разных видов навыков дети ранее концу дошкольного возраста овладевают ими [34, с. 84].
Игра – это огромное светлое окно, путем что в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский.
В нашей психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А. В. Консервная банка, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).
Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, равно как и любая другая человеческая деятельность, появляется у ребенка не спонтанно, сама собою, а передается другими людьми, которые ранее владеют ею – «умеют играть». Ребенок завладевает забавой, втягиваясь в мир игры, в общество играющих людей. Природным посредством данное совершается, если ребенок вступает в разновозрастную группу, содержащую в себе ряд поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают различным уровнем игры: взрослые ребята используют всегда возможные методы концепции игры, а младшие дети подсоединяются в доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Со временем дети накапливают игровой навык – и в плане игровых умений, и в проекте определенной тематики; делаясь постарше, они ранее сами становятся «носителями игры», передающими нее иному поколению младших детей. В данной и состоит натуральный механизм передачи игровой культуры [54, с. 76].
Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Приобретенные дошкольником знания, умения, представления включаются в игру, в результате чего формируются динамические характеристики ума, а также регулируемое ребенком собственное поведение. В играх в дочки-матери, детский сад, больницу, магазин и других находит отражение образ, сложившийся у ребенка. В игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений. Одна из главных задач в дошкольном учреждении - формирование социальных навыков поведения детей. Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения. Для нравственного формирования личности дошкольников неоценимо значение сюжетно-ролевой игры. Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков.
Сюжетно-ролевые игры особенно любимы детьми в старшем дошкольном возрасте, ведь в них отображаются все замечаемые ими оттенки во взаимоотношениях окружающих их взрослых. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их.
Следовательно, мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). Произвольность предполагает наличие образа поведения, котоpомy следует ребенок. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок [14, с. 76].
Как показывает педагогический опыт и специальные наблюдения, взаимоотношения, формирующиеся в процессе игры, переносятся детьми в другие сферы жизни и деятельности, становятся привычными формами поведения.
Натуральная или полученная способность создавать атмосферу единства. Соглашение – это место осознания или особой связи, что же возникает в следствии эффективной общения с иным Народом. Договор возникает в инстинктивном степени, тем не менее оно горазд стимулироваться сознательными действиями. В данном имеет возможность посодействовать поддержать дальнейшее: включение выправке такого так как вида, в равной мере равно как у собеседника, использование данного так как более стиля слога, слов и Элементов уведомлении, в этом части скорость и звонкость.
Наблюдение из-за посторонним действием зачастую делается единственный с основных способов передачи общественных умений. Другим ньюансом в создании общественных умений является обратная взаимосвязь. Обратная взаимосвязь подразумевает собой позитивную или негативную данные, что же функционирует в свойстве взаимодействия в воздействия индивидума и которую допускается употреблять в свойстве балла своего действия.
Терентьева Н.П. и Звягина О.Н. акцентируют последующие общественные мастерства: самопонимание, твердость, независимость, общественная Отзывчивость, умение устанавливать дружественные связи, способность разрешать проблемы общения.
Самопонимание– заключается в данном, что же ведь Индивид подобающе понимает свои плюсы и минусы, в принятии себя в равной мере равно как характерные черты, создании позитивного типа «Я» [19, с. 73].
Настойчивость – имеется в виду, в равной мере равно как умение оберегать личное позиция, свои область заинтересованностей, совершенно никак не вступая в инциденты.
Независимость – умение извлекать решение, следовать собственным намерениям, готовность поддерживать обязанность с-из-за собственные воздействия.
Социальная Отзывчивость – мастерства идентифицировать и понимать необходимости и Ощущения посторонних людей, способствовать и представлять им поддержка.
Умение ставить дружественные связи – состоит в мастерстве иметь контакт с другими народами, разбивать их круг интересов.
Умение разрешать проблемы общения – связано с мастерством выбираться с сложных остроконфликтных обстановок без призыва к физиологической мощи.
В дошкольном году подставляются ключевые основы различных разновидностей умений: моторные знания, цивилизованно-гигиеничные, знания общения и культуры действия, рабочие знания, а помимо этого общественные знания. Рядом целеустремленной воспитательской труде в соответствии с формированию различных разновидностей умений ребята прежде окончанию дошкольного года овладевают ими [34, с. 84].
Игра – данное большое ясное окошко, посредством что же в нравственный общество малыша включится укрепляющий течение взглядов, определений. Исполнение – данное искорка, поджигающая страсть пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский.
В нашей психологии и педагогике исполнение рассматривается равно как работа, обладающая весьма огромное роль с целью формирования малыша дошкольного года: в ней совершается направленность в взаимоотношениях среди народами, освоение начальными умениями кооперации (А. В. Консервная жестянка, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).
Согласно нынешним психолого-преподавательским изучениям, сюжетная исполнение, в равной мере равно как и каждая иная человечная работа, возникает у малыша никак не неожиданно, сама собой, а переходит иными народами, что прежде обладают ею – «умеют играть». Малыш завладевает потехой, втягиваясь в общество забавы, в общественность сражающихся людей. Естественный с помощью это творится, в случае если малыш входит в разновозрастную категорию, включающую в себя серия поколений ребят. Ребята в подобных разновозрастных группах имеют разным степенью забавы: старшие дети применяют постоянно вероятные способы концепции забавы, а молодые ребята подсоединяются в недорогом степени, проникаясь в полном «духом игры». Со временем ребята скапливают видеоигровой опыт – и в проекте игровых умений, и в плане установленной темы; делаясь старше, они прежде самочки делаются «носителями игры», передающими ее другому поколению молодых ребят. В этом и заключается природный система передачи видеоигровой культуры [54, с. 76].
Сюжетно-ролевая исполнение в преподавательском ходе дошкольного института захватывает существенное положение. Полученные дошкольником познания, мастерства, понятия вводятся в забаву, в следствии что создаются динамические свойства разума, а кроме того контролируемое чадом личное действия. В забавах в дочери-мамы, малолетний парк, клинику, магазин и прочих обретает отображение стиль, сформировавшийся у малыша. В игрушке создается система индивидуального действия, подвластного виду, открывающему высоконравственную сторонку Людских взаимоотношений. Один с основных проблем в дошкольном учреждении - развитие общественных умений действия ребят. Общественные знания подразумевают подготовка ребят этически значимым конфигурациям и методам действия в взаимоотношениях с иными народами. С целью данного следует создавать коммуникативные знания, способность ставить и подкреплять контакты, организовывать союз и содействовать, сторониться конфликтных обстановок. Следует научить ребят общепризнанным меркам и законам действия, в базе каковых в последующем формируются этически значимые фигуры общения, таким образом посодействовать осознать, равно как легко и просто имеет возможность появиться спор, ее фактор и посодействовать определять методы и способы независимого дозволения. С целью высоконравственного развития персоны дошкольников сверхценно роль сюжетно-ролевый игры. Базой нравственности представлены разумные взаимоотношения, а собственно: дружелюбность, чуткость, внимание, забота. Разумные свойства предполагают собою целостность 3 частей: взглядов о нормах гуманности, человеческих эмоций (сопереживание, отзывчивость, помощь), определенных действий.
Сюжетно-ролевые забавы в особенности обожаемы ребятами в старшем дошкольном году, так как в их показываются всегда примечаемые ими цвета в отношениях находящихся вокруг их старших, является, что же малыш, показывая в сюжете высоконравственные взаимоотношения среди народами, для того наиболее усваивает их.
Социальные навыки подразумевают подготовка ребят этически значимым конфигурациям и методам действия в взаимоотношениях с иными народами. С целью данного следует создавать коммуникативные знания, способность ставитьи подкреплять контакты, организовывать союз и содействовать, сторониться остроконфликтных обстановок. Следует научить ребят общепризнанным меркам и законам действия, в базе каковых в последующем формируются этически значимые фигуры общения, таким образом ведь посодействовать осознать, равно как легко и просто имеет возможность появиться спор, ее фактор и посодействовать определять методы и способы независимого дозволения.
Для высоконравственного развития персоны дошкольников сверхценно роль сюжетно-ролевый забавы. Базой нравственности представлены разумные взаимоотношения, а собственно: дружелюбность, внимание, внимание, забота. Разумные свойства предполагают собою целостность 3 частей: взглядов о нормах гуманности, человеческих Эмоций (сопереживание, отзывчивость, помощь), определенных действий.
Сюжетно-ролевые забавы в особенности обожаемые ребятами в старшем дошкольном году, так как в их показываются всегда примечаемые ими цвета в отношениях находящихся вокруг их старших. Признается, что же малыш, показывая в сюжете высоконравственные взаимоотношения среди народами, для того наиболее усваивает их. Таким образом, я рассказываем о учреждения игр с «хорошим высоконравственным содержанием», неоднократное повтор каковых обязано послужить причиной к закреплению человеческих Эмоций и взаимоотношений, в таком случае принимать следует формировать специализированные игровые условия, в каковых малыш достаточно воссоздавать и фиксировать моральные понятия. Главный дошкольный годы представляется более отвечающим шагом в формировании элементов действия и работы, в становлении персоны дошкольника в полном. Любой Личность записывает в жизнедеятельность малыша что же-в таком случае собственное, что же-в таком случае новое, воздействует каковым-в таком случае способом в его поступки. Исполнение содействует формированию свободного действия малыша. Система управления собственным действием, повиновения законам формируется собственно в сюжетно-ролевый игрушке, а далее выражается и в прочих типах работы (к примеру, в тренировочной). Свобода подразумевает присутствие вида действия, котоpомy необходимо малышу. В игрушке примером работает стиль иного Лица, чье поступки воспроизводит малыш. Равно как демонстрирует воспитательный навык и специализированные исследования, отношения, формирующиеся в ходе забавы, выносятся ребятами в иные области существования и работы, делаются обычными конфигурациями действия. Ролевая исполнение у старших дошкольников покоряется законам, следующим с присвоенной в себе значимости. Осуществление значимости делается важным аргументом видеоигровой работы ребят старшего дошкольного года. Значимость требует ребят поддаваться установленным законам действия и соблюдать общественным общепризнанным меркам. В случае если ранее в подборе значимости суть положение брала нее наружная престижность, в таком случае сейчас осознается общественная полезность значимости. Ребята намереваются собственное поступки, открывая стиль избранной ими значимости. Перепалки ребят старшего дошкольного года, равно как норма, появляются с-из-за ошибочного ролевого действия в видеоигровой условия и завершаются или остановкой забавы, или изгнанием «неправильного» игрока с видеоигровой условия.
Таким способом, заявляя о смысле сюжетно-ролевый забавы в формировании общественного действия ребят старшего дошкольного года, приобретении ими общения и взаимоотношений с ровесниками специалисты по психологии и учителя А.П.Усова, Д.Б. Эльконин и др. особенное роль дают нее координационной сторонке. Таким образом, равно как с целью исполнения видеоигровой работы, содержащий корпоративный вид, следует достигать соглашения средисобою о совокупном, абсолютно всех увлекающем сюжете; распланировать среди собою значимости; достигнуть соглашения о смысле привлекаемых в забаву объектов.
Целью экспериментально-преподавательской деятельность существовало развитие у ребят старшего дошкольного года общественных умений в ходе видеоигровой работы.
Цель констатирующего опыта: обнаружить исходный степень общественных умений у ребят дошкольного возраста
На констатирующем шаге с мишенью диагностики общественных умений у ребят старшего дошкольного года применялись последующие технологии:
Методика №1. Исследования взятия чадом в себе значимости Г.А. Урунтаевой.
Методика №2. Мониторинг из-задействием ребят в игрушке (Н.Е.Татаринцева)
Методика №3. Проверка общественных умений у ребят старшего дошкольного года. Эта метод существовала ориентирована в диагностику: понятия ребят, малыш и старшие, малыш и ровесники.
В следствии выполненной деятельность в констатирующем шаге опыта существовало определено, что же 33% абсолютно всех подопытных обладают незначительный степень сформированный общественных умений. 46% подопытных выявили обычный степень. Только 21% ребят обладают большой степень сформированный общественных умений.
Полученные итоги дают возможность произвести итог, что же у многих подопытных незначительный и обычный степень формирования общественных умений, что же заявляет о потребности его формирования. В следствии этого существовало принять решение выполнить создающий опыт.
Программа создающего опыта заключается с ансамбля сюжетно-ролевых игр. Всегда забавы прорабатывались и анализировались в процессе рефлексии.
Проведённый опыт дает возможность подписать, что же общественные знания обладают собственную область близкого формирования и создаются перед воздействием преподавателя в период выполнения видеоигровой работы.
Таким способом, применяя игровую работа в младенческом саду, допускается преднамеренно создавать общественные знания у ребят дошкольного года.
Следовательно, допускается произвести заключения о точности повышенной гипотезы и системе опытной деятельность согласно развитию у ребят старшего дошкольного года общественных умений в ходе видеоигровой работы.
Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева. М.: Академия, 2003. 128с.
2. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. [Текст] Алябьева, Е. А. - 2005. - №4. С.58 – 61.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб.пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений [Текст] / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. М. : Академия, 2008. 284 с.
4. Берлянд, И.Е. Игра как феномен сознания. [Текст] / И.Е. Берлянд. Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 2009. 96 с.
5. Виноградова, Т.А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] / Т.А. Виноградова: практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. М.: Айрис-пресс, 2008. 128с.
6. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка [Текст] / Л.С. Выготский. // Вопросы психологии, 1999. 200 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] / Выготский Л.С. М.: Смысл, 2004. - 512 с.
8. Дыбина, О. Игра – путь к познанию предметного мира [Текст] / Дыбина О. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. С.14 – 24.
9. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста» [Текст] / Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 248 с.
10. Зябкина И. Методика обучения игре [Текст] / И. Зябкина // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. С.124 – 126.
11. Запорожец, А.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста [Текст] /А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1977. – 304 с.
12. Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника [Текст] / Н. Захарюта. // Дошкольное воспитание. – 2009. - №9. –С. 8-13.
13. Евдокимова, Е.А. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания [Текст] / Е.А. Евдокимова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. С. 47-49.
14. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова. М.: МГУ, 2009. 144 с.
15. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкол. и мл.школ, возраста на основе изодеятельности [Текст] / С.К. Кожохина. - М.: ТЦ «Сфера», 2012. 190 с.
16. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Владос, 1995. 300 с.
17. Коротаева, Е.В. Творческая педагогика для дошкольника [Текст] / Е.В. Коротаева. // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. 32-34
18. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Каджаспирова, А.Ю.Каджаспиров. – М.:Академия, [Текст] Каджаспирова Г.М. 2000. с.176
19. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальных навыков дошкольников [Текст] / О. Князева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. С. 79-82.
20. Коломийченко, Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко // Журнал «Детский сад от А до Я» - 2004. - № 5. С. 28-35.
21. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: [Текст] / Я.И. Ковальчук. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1985. 112 с.
22. Корчинова, О.В. Детский этикет [Текст] / О.В. Корчинова. - Ростов н/Д, 2012. - 189 с.
23. Киричук, О.В., Романец В.А. Основы психологии [Текст] /О.В. Киричук. – Киев: Лебедь, 1997. – 234 с.
24. Литвинова, М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 245с.
25. Максакова, А.И., Тумакова, Г.А. Учите играя [Текст] / А.И. Максакова. М.: Просвещение, 1983. 345 с.
26. Манулейко, З. В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов[Текст] / З.В. Манулейко. - М.: Просвещение, 1999. 653 с.
27. Межиева, Н. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст] / Н.В. Межиева. - Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2002. 127 с
28. Миллер, С. Психология игры [Текст] / С. Миллер. СПб.: Университетская книга, 1999 – 320 с.
29. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. Линка-Пресс, 2009. - 127с.
30. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Михайленко Н.Я. // Дошкольное воспитание. 2006. №4. С. 23.
31. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко. М.: Детство-Пресс, 2010. – 109 с.
32. Михайленко, Н.Я., Короткова, Р.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Я. Михайленко. М.: Онега, 1994. – 192 с.
33. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 1991. 209 с.
34. Об организации предшкольного образования. [Текст] // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М., 2005. - № 8. – С. 4-7.
35. Предшкольное образование: за и против [Текст] // Учительская газета. – М.: Просвещение, 2005. - № 6. – С. 45-47.
36. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010, с. 6). Далее - Примерная ООП ДО «От рождения до школы»
37. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкол. Учреждений [Текст] /Л.И. Пензулаева. - М.: М/гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 112 с.
38. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г. А. Урунтаевой, - М.: Просвщение: Владос, 1995. – 291 с.
39. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / З.П. Красношлык// Актуальные задачи педагогики: материалы Шмеждунар. науч. конф. / г. Чита, февраль 2013 г. / - Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2013
40. Педагогическое взаимодействие с детским садом [Текст] /методическое пособие под ред. Н.В. Микляевой. М.: Просвещение, 2013. 287 с.
41. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников” [Текст] / учебно-методическое пособие под ред.О. В. Дыбиной – М.: Академия, 2010. 309 с.
42. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. М.: Академия, 2000. 398 с.
43. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] / О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2006 - 88с
44. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст] / Г. Степанова. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №10. С. 29-33.
45. Сербина, Л.Ф., Таранова, Т.Н., Палиева, Н.А. Дошкольное образование: проблемы, поиск, опыт [Текст] / Л.Ф. Сербина (Сборник научно-методических материалов). – Ст., 1995. 340 с.
46. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова.- М.: Владос, 2005. – 158с.
47. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: кн. для воспитателей [Текст] / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 1991. – 159с.
48. Тихомарицкая, О.А. Социальная психология: Хрестоматия [Текст] / О.А. Тихомарицкая. - М.: Просвещение, 2000. - 139с.
49. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.:. Владос, 1995. - 296с.
50. Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н. Ушакова. // Психологический журнал, 1999. - С. 59-69.
51. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры [Текст] / А.А. Смоленцева. М.: Просвещение, 1987. – 360 с.
52. Степаненкова, З.И. Игры для самых маленьких [Текст] / З.И. Степаненкова: Методическое пособие. - Мн.: Зорныверасень, 2006. – 89 с.
53. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
54. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития” [Текст] / учебно-методическое пособие под ред.Н. Ю. Майданкиной. – Ульяновск, 2012.
55. Харитонова, Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста [Текст] / Н. Харитонова. // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 3-12.
56. Хухлаева, Д.В. Методика дошкольного воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. – 208 с.
57. Хухлаева, О.В. Хухлаев, О.Е. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с
58. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. [Текст] / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
59. Эльконин, Д. В. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. – 450 с.
Тема: | «Сюжетно – ролевая игра как средство развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 73 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломная работа:
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Предметно-развивающая среда как условие формирования ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Методика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Формирование первичных представлений о народах мира средствами интерактивных игр у детей старшего дошкольного возраста