СтудСфера.Ру - помогаем студентам в учёбе

У нас можно недорого заказать курсовую, контрольную, реферат или диплом

Изучение и преодоление нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью - Дипломная работа №42704

«Изучение и преодоление нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью» - Дипломная работа

  • 61 страниц(ы)

Содержание

Введение

Выдержка из текста работы

Заключение

Список литературы

Примечания

фото автора

Автор: navip

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения и преодоления нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью в психолого-педагогической науке 7

1.1. Развитие пространственного праксиса у детей дошкольного возраста. Мозговая организация праксических функций 7

1.2. Особенности развития праксиса у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 14

1.3. Нейропсихологические подходы к коррекции пространственных нарушений и праксиса 17

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью 27

2.1. Организация и методы исследования 27

2.2. Качественно-количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования 29

2.3. Методические рекомендации по преодолению нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью 38

Выводы по главе 2 49

Заключение 50

Список литературы 53

Приложение 57

Введение

Актуальность исследования. Праксис — координированное, сознательное произвольное движение или действие. Праксис объединяет различные виды движений и действий (мануальных, локомоторных, движений глаз, речевой мускулатуры) и определяет развитие когнитивной и речевой деятельности ребенка и является важным фактором формирования сенсорной интеграции, адаптирующей его к окружающей действительности (Б.Г. Ананьев, М.М.Безруких, Л.Ф.Обухова).

Вместе с тем, К. Липманн подчеркивал, что праксис - это система не только предметных, но и произвольных действий. Для выполнения какого- либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. У каждого действия есть внутренний план, «кинестетическая мелодия». Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр. А.Р. Лурия развил учение о праксисе и разделил все праксические действия на два типа: кинестетический (статический) — способность произвольного воспроизведения различных поз и кинетический (динамический) — произвольное воспроизведение серии двигательных актов, возможность образования двигательных автоматизмов. Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, в этом случае обеспечивается быстрая реакция ребенка при восприятии на любом из уровней. Успешность восприятия движений способствует более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве.

У детей с интеллектуальной недостаточностью и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность, что может являться одной из причин нарушения формирования праксиса. В связи с этим процесс формирования праксиса особенно замедляется, а ограниченная восприимчивость и способность логически мыслить затрудняет его еще сильнее.

Движение служит рабочим инструментом при восприятии предметов и их свойств, а также явлений окружающего мира. Овладение разнообразными движениями подготавливает ребенка к учебной и трудовой деятельности, поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе интеллектуального развития. Свободное владение своим телом осуществляется благодаря единству кинестетического, кинетического и пространственного факторов.

Пространственный праксис является основой для конструктивной деятельности (бытовые действия, рисунок, моделирование) и другими высшими формами движений и действий. Пространственный праксис тесно связан со зрительным гнозисом. Данной проблеме посвящали свои научные труды Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, И.И. Панченко. Формирование адекватно координированных действий, сопровождающихся развернутым контролем, значительно различаются в развитии нормального ребенка и ребенка с интеллектуальной недостаточностью, его особое психическое развитие требует специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания (Л.А. Венгер, Р.К.Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И.Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер).

В свою очередь, пространственный праксис обеспечивается формированием пространственных представлений и пространственного гнозиса. Детям с интеллектуальной недостаточностью необходима коррекционно-развивающая помощь в развитии пространственного праксиса, так как он может являться необходимым условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью поиска эффективных путей для преодоления нарушений развития пространственного праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью, как условия полноценного гармоничного развития ребенка.

Учитывая важность изучения проблемы преодоления нарушений пространственного праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью, нами были сформулированы цели, предмет, задачи и гипотеза данного исследования.

Цель исследования - изучение пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью и разработка рекомендаций по преодолению нарушений его развития.

Объект исследования - пространственный праксис у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования - изучение и преодоление нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза исследования: у детей с интеллектуальной

недостаточностью имеет место нарушения развития всех видов праксиса.

Задачи исследования:

1. Проанализировать доступную литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать диагностические методики по изучению праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.

3. Исследовать кинетический, кинестетический, пространственный, конструктивный праксис и слухомоторные координации у детей с интеллектуальной недостаточностью предшкольного возраста.

4. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.

5. Разработать методические рекомендации по преодолению нарушений пространственного праксиса у детей предшкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Теоретико-методологической базой исследования являются:

- труды по изучению развития высших психических функций у дошкольников Л.С. Выготского, А.А. Люблинской, А.Н. Леонтьева А.Р. Лурии;

- научные исследования по изучению пространственного праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста К.И. Вересотской, Т.Н. Головиной, М.М. Нудельман, И.М. Соловьева, Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Л.В. Лопатиной, Л.И.Плаксиной, О.Г. Приходько, Е.А. Стребелевой, Т.В. Тумановой;

- труды Ж.И. Шиф, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Т.М. Дульнева, В.Г. Петровой, А.С. Белкина, В.В. Коркунова о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.

Методы исследования: метод теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, эмпирические методы: экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент),

количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в накоплении теоретического и практического материала по проблеме изучения и преодоления нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе педагогов, психологов, воспитателей в

коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью и родителям.

База исследования: МБДОУ «Детский сад» № 42 г. Уфы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.

Выдержка из текста работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Развитие пространственного праксиса у детей дошкольного возраста. Мозговая организация праксических функций

Праксис (от греч. praxis - действие) - способность выполнять комплексы последовательных движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим [3].

Учение о праксисе и его нарушениях - апраксии - было создано немецким неврологом К. Липманном. Он подчеркивал, что праксис - это система не только предметных, но и произвольных действий. Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии. Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены.

К. Липманн обратил внимание и на то, что для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. Такой замысел К. Липманн назвал «идеаторным эскизом (наброском)». По существу, он представляет собой план действия, который разворачивается в отдельные двигательные акты («кинетические мелодии»). Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр [26].

Таким образом, в структуру праксиса как высшей психической функции входит три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.

А.Р. Лурия, основываясь на учении К Липманна о праксисе и апраксии, существенным образом развил его. Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса - кинестетического и кинетического. Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический - как эфферентный Это уточнило понимание праксиса - как одной из высших психических функций, и апраксии - как его патологии [3, 22].

Добавим к этому, что термин афферентный означает «центростремительный», подразумевающий направление нервных импульсов от периферии к центру», а термин эфферентный означает «центробежный», подразумевающий направление нервных импульсов от центра к периферии».

Таким образом, один вид праксиса - кинетический по способу приобретения и использования - кинестетический и афферентный по направленности нервных импульсов. Второй вид праксиса по способу приобретения и использования и эфферентный по направленности нервных импульсов.

Для того чтобы пояснить сказанное, обратимся к тому, что посредником между человеком и его произвольными действиями является предмет, понимаемый как объект действительности в самом широком смысле слова. Вначале это был предмет, предоставляемый природой (камень, ветка дерева, плоды, шкуры убитых животных), а затем появился предмет, являющийся продуктом деятельности самого человека, то есть рукотворный. И те и другие предметы сыграли решающую роль в формировании праксических действий людей. Для тог, чтобы сорвать плод с дерева, нужно принять соответствующую позу, поднять руку вверх и сделать движение отрыва плода от ветки; для того чтобы поймать мяч, нужно протянуть обе руки вперед и сделать захватывающее движение; для того, чтобы взять иголку, нужно соединить два пальца - большой и указательный - на одной руке. Все эти действия отличны друг от друга и могут выполняться только в соответствии с конфигурацией предмета и, что особенно важно, впоследствии и в отсутствии предмета, то есть на основе имитации действия с реальным предметом. Так, мы можем не срывать плод с дерева, а показать, как это делается, не ловить реальный мяч, а показать, как ловят воображаемый мяч [26].

В «предметный» период онтогенеза ребенку, как и нашим предкам, необходимо разнообразие предметов, которыми он может оперировать. В первую очередь, это игрушки, затем - бытовые предметы, а затем и все остальные. Значимой из игрушек, по праву, можно считать погремушку. Она стимулирует и зрительный, и слуховой гнозис, и кистевой праксис, вырабатывает направленность внимания и деятельности в целом. Не менее важными являются куклы, кубики и пирамидки. Это незаменимые стимулы для развивающегося гнозиса и праксиса.

Заключение

Нами проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.

Праксисом называют адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем. Формирование движений и действий проходит по пути постепенной дифференциации и все более точного и специализированного вовлечения отдельных движений в действия, в их серийное выполнение.

Свободное владение своим телом и движениями осуществляется благодаря единству кинестетического, кинетического и пространственного факторов. Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных) и внутренних (проприоцептивных) рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном повторении движения. Автоматизация движений достигается путем выполнения разнообразных упражнений, направленных на снятие напряжения, придание действию плавности и нужной скорости.

Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, в этом случае обеспечивается быстрая реакция ребенка при восприятии на любом из уровней. Успешность восприятия движений способствует более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве. Решающее значение при этом имеет регулярность повторений и закрепления движений, положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка. Детям с интеллектуальной недостаточностью необходима коррекционно

развивающая помощь в развитии праксиса.

Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с интеллектуальными нарушениями и ведущие тенденции обновления содержания образования, поэтому раннее начало коррекционных мероприятия с учетом особенностей конкретного сенситивного периода и особенностей нарушения, имеет большое значение в развитии у ребенка пространственного праксиса и затем формирование пространственных представлений.

Подобран диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей развития праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. Обследование праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста проводилось с помощью методики нейропсихологического обследования (А.Р. Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович).

Выявленные нами особенности праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста позволяют нам сделать вывод о том, что у детей с интеллектуальными нарушениями выявляется недостаточное развитие всех видов праксиса, что обосновывает необходимость коррекционно-развивающей работы по формированию праксиса, в первую очередь, пространственного.

В сложившейся актуальной ситуации оптимальным является нейропсихологический подход к коррекции пространственных нарушений у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточнотью.

Представленные методические рекомендации можно использовать во время физкультурных занятий, на прогулке в подвижных играх, физкультминутках во время организованной образовательной деятельности, физкультурных развлечениях и в индивидуальной коррекционной работе.

Коррекционно-развивающая работа способствует не только развитию праксиса, но и развитию мышления ребенка, положительно влияет на формирование изобразительных и конструктивных способностей детей, обогащает их речь, эмоциональную и личностную сферу в целом.

Необходимо учитывать тот факт, что ребенок всегда включен в систему социальных и межличностных взаимоотношений с родителями, педагогами и сверстниками. Поэтому успех коррекции будет зависеть от взаимосвязи всех педагогов учреждения, и в первую очередь, установление доверительных отношений с родителями, особенно с матерью ребенка.

Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж.- М.: Астрель, 2008.

2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 2007.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений.- М.: Медицина, 1979.

4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.:Просвещение, 2006.

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 2008.

+ еще 44 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение и преодоление нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика

Похожие работы
  • Дипломная работа:

    Изучение и преодоление нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    57 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические аспекты изучения и преодоления нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 7
    1.1. Формирование пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста 7
    1.2. Особенности формирования пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста 15
    1.3. Нейропсихологические подходы к развитию пространственных представлений и гнозиса 19
    Выводы по главе 1 23
    Глава 2. Эмпирическое исследование развития пространственного гнозиса у детей с интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста 25
    2.1. Организация и методы исследования 25
    2.2. Качественно-количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования 27
    2.3. Методические рекомендации по преодолению нарушений пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 35
    Выводы по главе 2 39
    Заключение 42
    Список литературы 45
    Приложение 50
  • Дипломная работа:

    Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

    71 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
    1.1 Формирование грамматического строя речи у детей 7
    1.2 Особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
    1.3 Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи 22
    Выводы по главе 1 26
    ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 27
    2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 27
    2.2 Количественно-качественный анализ полученных результатов 31
    Выводы по главе 2 45
    ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 46
    3.1. Принципы и направления коррекционной работы 46
    3.2. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня48 3.3.Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 58
    Выводы по главе 3 60
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
    ПРИЛОЖЕНИЕ 68
  • Дипломная работа:

    Особенности грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень)

    68 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
    1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 7
    1.2. Характеристика грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) 14
    Выводы по I главе 21
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
    2.1. Содержание и организация экспериментального обследования 24
    2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
    2.3. Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраст с общим недоразвитием речи 48
    Выводы по II главе 54
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
    ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Дипломная работа:

    Развитие навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с общим недоразвитием речи

    64 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР 7
    1.1 Пространственные представления как психический процесс 7
    1.2 Онтогенетические закономерности зрительно-пространственных представлений 11
    1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 17
    1.4 Особенности зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи 29
    Выводы по главе 1 33
    Глава 2. Изучение навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с ОНР 35
    2.1 Организация исследования 35
    2.2 Анализ полученных результатов 39
    2.3 Методические рекомендации по формированию навыков употребления предлогов пространственного значения 46
    Выводы по главе 2 54
    Заключение 55
    Список использованной литературы 58
    Приложения 62
  • Дипломная работа:

    Сравнительный анализ состояния пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи

    79 страниц(ы) 

    Введение 3
    Глава I Теоретические основы изучения понимания пространственных представлений у дошкольников с ОНР 7
    1.1 Изучение вопроса понимания детьми дошкольного возраста пространственных отношений в специальной литературе 7
    1.2 Онтогенетические закономерности развития речи у детей - до-школьников 10
    1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием 17
    1.4 Формирование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием 22
    Выводы к 1 главе 25
    Глава II Методы исследования и анализ их результатов 26
    2.1 Цель, задачи и содержание эксперимента 29
    2.2 Анализ экспериментальных данных 29
    2.3 Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи 41
    Выводы ко 2 главе 48
    Заключение 50
    Список литературы 52
    Приложения 56
  • Дипломная работа:

    Формирование сенсорных эталонов как основа развития речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

    80 страниц(ы) 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 7
    1.1 Речевое развитие у детей раннего возраста в норме и дизонтогенезе 7
    1.2.Особенности развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста 12
    1.3.Развитие речевой деятельности в процессе работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с задержкой речевого развития 19
    Выводы по главе I 26
    ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗРР 28
    2.1.Выявление начального уровня сформированной сенсорных эталонов у детей раннего возраста с ЗРР 28
    2.2. Работа по формированию сенсорных эталонов как основы развития речевой деятельности у детей раннего возраста с ЗРР 43
    2.3.Анализ результатов 50
    Выводы по главе II 60
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
    ПРИЛОЖЕНИЯ 69