Дипломная работа

«Изучение и преодоление нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью»

  • 61 страниц(ы)
  • 314 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения и преодоления нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью в психолого-педагогической науке 7

1.1. Развитие пространственного праксиса у детей дошкольного возраста. Мозговая организация праксических функций 7

1.2. Особенности развития праксиса у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 14

1.3. Нейропсихологические подходы к коррекции пространственных нарушений и праксиса 17

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью 27

2.1. Организация и методы исследования 27

2.2. Качественно-количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования 29

2.3. Методические рекомендации по преодолению нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью 38

Выводы по главе 2 49

Заключение 50

Список литературы 53

Приложение 57

Актуальность исследования. Праксис — координированное, сознательное произвольное движение или действие. Праксис объединяет различные виды движений и действий (мануальных, локомоторных, движений глаз, речевой мускулатуры) и определяет развитие когнитивной и речевой деятельности ребенка и является важным фактором формирования сенсорной интеграции, адаптирующей его к окружающей действительности (Б.Г. Ананьев, М.М.Безруких, Л.Ф.Обухова).

Вместе с тем, К. Липманн подчеркивал, что праксис - это система не только предметных, но и произвольных действий. Для выполнения какого- либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. У каждого действия есть внутренний план, «кинестетическая мелодия». Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр. А.Р. Лурия развил учение о праксисе и разделил все праксические действия на два типа: кинестетический (статический) — способность произвольного воспроизведения различных поз и кинетический (динамический) — произвольное воспроизведение серии двигательных актов, возможность образования двигательных автоматизмов. Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, в этом случае обеспечивается быстрая реакция ребенка при восприятии на любом из уровней. Успешность восприятия движений способствует более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве.

У детей с интеллектуальной недостаточностью и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность, что может являться одной из причин нарушения формирования праксиса. В связи с этим процесс формирования праксиса особенно замедляется, а ограниченная восприимчивость и способность логически мыслить затрудняет его еще сильнее.

Движение служит рабочим инструментом при восприятии предметов и их свойств, а также явлений окружающего мира. Овладение разнообразными движениями подготавливает ребенка к учебной и трудовой деятельности, поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе интеллектуального развития. Свободное владение своим телом осуществляется благодаря единству кинестетического, кинетического и пространственного факторов.

Пространственный праксис является основой для конструктивной деятельности (бытовые действия, рисунок, моделирование) и другими высшими формами движений и действий. Пространственный праксис тесно связан со зрительным гнозисом. Данной проблеме посвящали свои научные труды Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, И.И. Панченко. Формирование адекватно координированных действий, сопровождающихся развернутым контролем, значительно различаются в развитии нормального ребенка и ребенка с интеллектуальной недостаточностью, его особое психическое развитие требует специального коррекционно-развивающего обучения и воспитания (Л.А. Венгер, Р.К.Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И.Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А. Фидлер).

В свою очередь, пространственный праксис обеспечивается формированием пространственных представлений и пространственного гнозиса. Детям с интеллектуальной недостаточностью необходима коррекционно-развивающая помощь в развитии пространственного праксиса, так как он может являться необходимым условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью поиска эффективных путей для преодоления нарушений развития пространственного праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью, как условия полноценного гармоничного развития ребенка.

Учитывая важность изучения проблемы преодоления нарушений пространственного праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью, нами были сформулированы цели, предмет, задачи и гипотеза данного исследования.

Цель исследования - изучение пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью и разработка рекомендаций по преодолению нарушений его развития.

Объект исследования - пространственный праксис у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования - изучение и преодоление нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза исследования: у детей с интеллектуальной

недостаточностью имеет место нарушения развития всех видов праксиса.

Задачи исследования:

1. Проанализировать доступную литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать диагностические методики по изучению праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.

3. Исследовать кинетический, кинестетический, пространственный, конструктивный праксис и слухомоторные координации у детей с интеллектуальной недостаточностью предшкольного возраста.

4. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.

5. Разработать методические рекомендации по преодолению нарушений пространственного праксиса у детей предшкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Теоретико-методологической базой исследования являются:

- труды по изучению развития высших психических функций у дошкольников Л.С. Выготского, А.А. Люблинской, А.Н. Леонтьева А.Р. Лурии;

- научные исследования по изучению пространственного праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста К.И. Вересотской, Т.Н. Головиной, М.М. Нудельман, И.М. Соловьева, Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, Л.В. Лопатиной, Л.И.Плаксиной, О.Г. Приходько, Е.А. Стребелевой, Т.В. Тумановой;

- труды Ж.И. Шиф, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Т.М. Дульнева, В.Г. Петровой, А.С. Белкина, В.В. Коркунова о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.

Методы исследования: метод теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, эмпирические методы: экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент),

количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в накоплении теоретического и практического материала по проблеме изучения и преодоления нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы и разработанные рекомендации могут быть использованы в работе педагогов, психологов, воспитателей в

коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью и родителям.

База исследования: МБДОУ «Детский сад» № 42 г. Уфы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1.1 Развитие пространственного праксиса у детей дошкольного возраста. Мозговая организация праксических функций

Праксис (от греч. praxis - действие) - способность выполнять комплексы последовательных движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим [3].

Учение о праксисе и его нарушениях - апраксии - было создано немецким неврологом К. Липманном. Он подчеркивал, что праксис - это система не только предметных, но и произвольных действий. Нарушение способности воспроизводить эти действия носит название апраксии. Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены.

К. Липманн обратил внимание и на то, что для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. Такой замысел К. Липманн назвал «идеаторным эскизом (наброском)». По существу, он представляет собой план действия, который разворачивается в отдельные двигательные акты («кинетические мелодии»). Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр [26].

Таким образом, в структуру праксиса как высшей психической функции входит три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.

А.Р. Лурия, основываясь на учении К Липманна о праксисе и апраксии, существенным образом развил его. Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом наличие двух видов праксиса - кинестетического и кинетического. Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферентный, а кинетический - как эфферентный Это уточнило понимание праксиса - как одной из высших психических функций, и апраксии - как его патологии [3, 22].

Добавим к этому, что термин афферентный означает «центростремительный», подразумевающий направление нервных импульсов от периферии к центру», а термин эфферентный означает «центробежный», подразумевающий направление нервных импульсов от центра к периферии».

Таким образом, один вид праксиса - кинетический по способу приобретения и использования - кинестетический и афферентный по направленности нервных импульсов. Второй вид праксиса по способу приобретения и использования и эфферентный по направленности нервных импульсов.

Для того чтобы пояснить сказанное, обратимся к тому, что посредником между человеком и его произвольными действиями является предмет, понимаемый как объект действительности в самом широком смысле слова. Вначале это был предмет, предоставляемый природой (камень, ветка дерева, плоды, шкуры убитых животных), а затем появился предмет, являющийся продуктом деятельности самого человека, то есть рукотворный. И те и другие предметы сыграли решающую роль в формировании праксических действий людей. Для тог, чтобы сорвать плод с дерева, нужно принять соответствующую позу, поднять руку вверх и сделать движение отрыва плода от ветки; для того чтобы поймать мяч, нужно протянуть обе руки вперед и сделать захватывающее движение; для того, чтобы взять иголку, нужно соединить два пальца - большой и указательный - на одной руке. Все эти действия отличны друг от друга и могут выполняться только в соответствии с конфигурацией предмета и, что особенно важно, впоследствии и в отсутствии предмета, то есть на основе имитации действия с реальным предметом. Так, мы можем не срывать плод с дерева, а показать, как это делается, не ловить реальный мяч, а показать, как ловят воображаемый мяч [26].

В «предметный» период онтогенеза ребенку, как и нашим предкам, необходимо разнообразие предметов, которыми он может оперировать. В первую очередь, это игрушки, затем - бытовые предметы, а затем и все остальные. Значимой из игрушек, по праву, можно считать погремушку. Она стимулирует и зрительный, и слуховой гнозис, и кистевой праксис, вырабатывает направленность внимания и деятельности в целом. Не менее важными являются куклы, кубики и пирамидки. Это незаменимые стимулы для развивающегося гнозиса и праксиса.

Нами проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.

Праксисом называют адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем. Формирование движений и действий проходит по пути постепенной дифференциации и все более точного и специализированного вовлечения отдельных движений в действия, в их серийное выполнение.

Свободное владение своим телом и движениями осуществляется благодаря единству кинестетического, кинетического и пространственного факторов. Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных) и внутренних (проприоцептивных) рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном повторении движения. Автоматизация движений достигается путем выполнения разнообразных упражнений, направленных на снятие напряжения, придание действию плавности и нужной скорости.

Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, в этом случае обеспечивается быстрая реакция ребенка при восприятии на любом из уровней. Успешность восприятия движений способствует более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве. Решающее значение при этом имеет регулярность повторений и закрепления движений, положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка. Детям с интеллектуальной недостаточностью необходима коррекционно

развивающая помощь в развитии праксиса.

Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с интеллектуальными нарушениями и ведущие тенденции обновления содержания образования, поэтому раннее начало коррекционных мероприятия с учетом особенностей конкретного сенситивного периода и особенностей нарушения, имеет большое значение в развитии у ребенка пространственного праксиса и затем формирование пространственных представлений.

Подобран диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей развития праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. Обследование праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста проводилось с помощью методики нейропсихологического обследования (А.Р. Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович).

Выявленные нами особенности праксиса у детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста позволяют нам сделать вывод о том, что у детей с интеллектуальными нарушениями выявляется недостаточное развитие всех видов праксиса, что обосновывает необходимость коррекционно-развивающей работы по формированию праксиса, в первую очередь, пространственного.

В сложившейся актуальной ситуации оптимальным является нейропсихологический подход к коррекции пространственных нарушений у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточнотью.

Представленные методические рекомендации можно использовать во время физкультурных занятий, на прогулке в подвижных играх, физкультминутках во время организованной образовательной деятельности, физкультурных развлечениях и в индивидуальной коррекционной работе.

Коррекционно-развивающая работа способствует не только развитию праксиса, но и развитию мышления ребенка, положительно влияет на формирование изобразительных и конструктивных способностей детей, обогащает их речь, эмоциональную и личностную сферу в целом.

Необходимо учитывать тот факт, что ребенок всегда включен в систему социальных и межличностных взаимоотношений с родителями, педагогами и сверстниками. Поэтому успех коррекции будет зависеть от взаимосвязи всех педагогов учреждения, и в первую очередь, установление доверительных отношений с родителями, особенно с матерью ребенка.

Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж.- М.: Астрель, 2008.

2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 2007.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений.- М.: Медицина, 1979.

4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.:Просвещение, 2006.

5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 2008.

+ еще 44 источника

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение и преодоление нарушений пространственного праксиса у детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика