Дипломная работа

«Развитие навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  • 64 страниц(ы)
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР 7

1.1 Пространственные представления как психический процесс 7

1.2 Онтогенетические закономерности зрительно-пространственных представлений 11

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 17

1.4 Особенности зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи 29

Выводы по главе 1 33

Глава 2. Изучение навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с ОНР 35

2.1 Организация исследования 35

2.2 Анализ полученных результатов 39

2.3 Методические рекомендации по формированию навыков употребления предлогов пространственного значения 46

Выводы по главе 2 54

Заключение 55

Список использованной литературы 58

Приложения 62

Актуальность исследования. Проблема исследования особенностей формирования зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи является актуальной т.к. зрительно-пространственные представления играют крайне важную роль во взаимодействии человека со средой. Зрительно-пространственные представления являются необходимым условием ориентировки человека в окружающей среде.

Способность воспринимать пространство, пространственные представления изначально не даны ребенку, они появляются в результате сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма и чтения.

Нарушения зрительно-пространственных представлений у детей оказывают негативное влияние на речевую и познавательную деятельности, отрицательно отражаются на процессе обучения ребенка, а особенно - на овладении им орфографически-правильного письмом. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис - один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская и другие) [60, с. 38]. Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.

Степень разработанности проблемы исследования. Работая над поставленной проблемой, исследователи опирались на труды ведущих российских учёных в области дефектологии и логопедии Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой.

Значительный вклад в изучения проблем обучения младших школьников со сложной структурой дефекта внесли М.В. Жигорева, С.А. Игнатьева, Е.Е. Коржаева.

Исследования в области формирования зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи в системе логопедической работы представлены в трудах Е.В. Боярко [11], С.А. Игнатьевой [30], Т. Сидоренко [67].

Цель исследования: изучить особенности формирования зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования: зрительно-пространственные представления у детей с нарушением речи.

Предмет исследования: особенности формирования зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что дети дошкольного возраста со сложной структурой дефекта речи имеют недостатки зрительно-пространственных представлений и, в связи с этим, нуждаются в целенаправленной, комплексной системе коррекционнологопедической работы.

Задачи исследования:

1. Изучить пространственные представления как психический процесс.

2. Изучить онтогенетические закономерности зрительно-пространственных представлений.

3. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением речи.

4. Выявить особенности зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи .

5. Разработать методику обследования зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи.

6. Провести экспериментальное изучение зрительно-пространственных представлений у детей, нарушения речи.

Теоретическую базу проведённого исследования составили:

- общие теоретические положения личностно-деятельностного подхода в психологии, представленные трудами Л.С. Выготского [20], А.Н. Леонтьева [47], И.С. Якиманской;

- системный подход и уровневая организация психического отражения, находящие отражение в исследованиях П.К. Анохина [4], Б.Ф. Ломова [48], А.Р. Лурия [51, 52, 53, 54, 55], С.Л. Рубинштейна [64, 65];

- основные концептуальные положения возрастной и педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний изученные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, З.И. Калмыковой [33, 34];

- положения психологии восприятия пространства и времени, разработкой которых занимались Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, Д.Г. Элькин [80];

- концепция пространственного мышления, предложенная И.Я. Каплунович [35], И.С. Якиманской;

- закономерности речевого развития ребенка в онтогенезе, изучением которых занимались А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин [77, 78], Д.Б. Эльконин [81] и др.

Методы исследования:

Достижению поставленной исследователями цели способствовало применение совокупности разноаспектных методов:

- анализ литературы по основам коррекционной педагогики и психологии, логопедической работы с детьми с дефектом речи;

- метод наблюдения;

- анализ предоставленной документации ПМПК;

- психодиагностический метод (методика Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, А.М. Колесниковой);

- описательный метод;

- методика формирования О.С. Штундлер.

Теоретическая значимость: в ходе исследования проанализированы и изучены теоретические подходы к данной проблеме и обозначены специфические особенности зрительно-пространственных представлений дошкольников с нарушением речи.

Практическая значимость: данное исследование может быть использовано в работе логопедов детских садов.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Башкирский детский сад №51» г. Уфы Республики Башкортостан.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы с выводами, заключение, приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей зрительно-пространственных представлений у детей с нарушением речи

1.1 Пространственные представления как психический процесс

В ходе теоретического и научного исследования проблемы, было выявлено, что пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими материальными образованиями.

Представления - это зрительные образы, которые отпечатлелись в памяти в итоге предшествовавшего восприятия предметов или же явлений и образующиеся в мозгу при недоступности их конкретного влияния на органы эмоций.

Пространственные представления ориентируются как «представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, условном месторасположении объектов» [2, c.103].

Для удачного изучения ребёнка в школе, дошкольнику принципиально просто ориентироваться в месте, владеть важными пространственными мнениями.

При верном обладании пространственными представлениями Пространственные представления необходимы при обучении ребёнка посланию, счёту, чтению, рисованию и иным дисциплинам, почвой коих работает установление пропорций меж различными предметами и появлениями, определение их очередности, а, значит, их пространственных взаимосвязей.

Т.А. Павлова выделяет пространственное ориентирование как определенный картина восприятия, при поддержке зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. [2,c.104] Работа вышеназванных анализаторов считается совместной вещественной почвой пространственного ориентирования. При помощи выработки относительных рефлексов развиваются и улучшаются анализаторы, обеспечивающие восприятие места пространства. При данном различают надлежащие характеристики: размер предметов и их изображений, конфигурация, протяженность, объемность, месторасположение предметов сравнительно воспринимающего объекта и сравнительно приятель приятеля.

Зрительно-пространственные функции (представления) - одни из более трудных по строению психологических процессов.

Зрительно-пространственные представления - это дееспособность понимать место, пространственно-временные качества и дела: значение, форму, условное месторасположение объектов и т.д., а например же дееспособность оперировать ими в процессе заключения теоретических и практических задач [6, с. 55].

Это трудный процесс, в который подключаются не лишь только закономерные операции, но и операции восприятия, без коих мышление проходить не имеет возможность (к ним относятся: различение объектов, представленных возможно или же изображенных разными графическими способами, создание на данной базе адекватных образов и оперирование ими по представлению).

В содержании механизма пространственного мышления есть переустройство образов, а например же оперирование ими. В пространственном мышлении безгранично случается переход от пространственных образов настоящих объектов к их условно-графическим обозначениям (изображениям), от трехмерных изображений - к двухмерным, и напротив.

Степень классификации пространственного вида находится в зависимости от предметов, а например же от задач работы, которая реализуется ребенком.

Во содействии анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и кинестетического базируется гнозис пространственных отношений и симптомов. Работа 1-го анализатора всякий раз соотносится с работой иного, который принимает участие в пространственной ориентировке. Они образуют трудный системный устройство. Выделяют 3 облика пространственных представлений: внутреннее место, наружное место и отраженное в речи «квазипространство».

Таким образом, в данной курсовой работе была изучена особенность зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

В ходе работы в начале был изучен теоретический материал, после чего проведен эксперимент на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Башкирский детский сад №51» г. Уфы Республики Башкортостан, в котором были исследованы дети с нарушением речи.

Зрительно-пространственные представления - это способность воспринимать пространство, пространственно-временные свойства и отношения: величину, форму, относительное расположение объектов и т.д., а так же способность оперировать ими в процессе решения теоретических и практических задач.

А.В. Семенович предлагает вертикальное построение пространственных представлений как функциональной системы, которое состоит из 7-ми уровней. Эти уровни пространственно-временных представлений формируются в онтогенезе и филогенезе постепенно. Каждый следующий уровень включает в себя предыдущие.

Пространственное мышление - это представления о пространственных и пространственно-временных отношениях и свойствах (величине, форме, относительном расположении объектов, их движении).

Развитие пространственной ориентировки и представлений о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.

Пространственные функции являются ведущим компонентом любой психической деятельности, пространственная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений в онтогенезе лежат в основе дальнейшего формирования высших психических функций ребенка.

У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Зрительно-пространственные представления у детей с дизартрией характеризуются замедленным формированием пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса, трудности в усвоении представлений о величине, сравнении предметов. Развитие пространственной ориентировки происходит с расширением практического опыта детей. Также можно отметить, что у детей с дизартрией наблюдается пофрагментарная стратегия восприятия изображения.

Дошкольники, у которых не развиты зрительно-пространственные представления, не пользуются в своей речи предлогами, обозначающими пространственные взаимоотношения предметов, людей. В дальнейшем, при овладении навыками письма перечисленные трудности приводят к нарушению письма, патологической основой которого является недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела».

Итак, с целью выявления особенностей зрительно-пространственных представлений дошкольников с нарушениями речи было проведено исследование. Использовали модифицированную версия обследования, предложенная Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, А.М. Колесниковой [32, с. 95]; далее заполнялся протокол наблюдений, которая включала 4 блока.

1-й блок «Исследование ориентировки в двухмерном пространстве»

2-й блок «Исследование ориентировки в трехмерном пространстве»

3-й блок «Исследование ориентировки «в схеме собственного тела»

4- й блок «Исследование переработки зрительно-пространственной информации»

Наибольшие трудности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи вызывают задания, связанные с ориентировкой в «схеме собственного тела», а также задания по работе с предлогами. Рассматривая блок «переработка зрительно-пространственной информации», можно говорить о том, что у детей данной категории в половине случаев наблюдаются грубые нарушения зрительно-пространственной ориентировки.

Значит, поставленная нами гипотеза верна. Дети дошкольного возраста с нарушением речи имеют недостатки зрительно-пространственных представлений и, в связи с этим, нуждаются в целенаправленной, комплексной системе коррекционно-логопедической работы.

1. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение [Текст] / Б.Г. Ананьев.Л.: ЛГУ.1955.188 с.

2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко.М.: Просвещение.1964.304 с.

3. Ахутина, Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы её коррекции [Текст] / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарёва // Школа здоровья.2014.№3.С. 38-42.

4. Басилова, Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями [Текст] / Т.А. Басилова // Дефектология.2016.№3. С. 3537.

5. Бенедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Л.В. Бенедиктова, Р.И. Лалаева.М.: ВЛАДОС.2015.479 с.

+ еще 38 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 64
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика