Дипломная работа
«Комплексный подход к коррекции наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития»
- 101 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические основы изучения наглядных форм мышления в психолого-педагогической науке 7
1.1.Развитие наглядных форм мышления в онтогенезе 7
1.2.Особенности развития наглядного мышления у детей с задержкой психического развития 11
1.3. Комплексный подход к коррекции нарушений развития у детей с задержкой психического развития 17
1.4. Подходы к диагностике и коррекции мышления дошкольников с задержкой психического развития 21
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. Изучение наглядных форм мышления у дошкольников с задержкой психического развития 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования 32
2.3. Программа комплексной коррекционно-педагогической работы по развитию наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития 36
Выводы по главе 2 54
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время в связи с новыми вопросами, выдвинутыми обществом согласно формированию и обучению подрастающего поколения, особенную значимость приобретает вопрос умственного воспитания ребенка с отклонениями в формировании, в том числе дошкольников с задержкой психического развития. База умственного развития детей закладывается в дошкольном возрасте. В связи с данным, одной из основных проблем детской психологии и дошкольного образования считается обнаружение средств, методов, условий формирования у ребенка с задержкой психического развития ключевых видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
Основы отечественной теории развития мышления заложены такими выдающимися психологами, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, и др. Исследование психологами природы наглядных форм мышления, закономерностей их возрастного и индивидуального формирования в онтогенезе, отличительных черт их развития и проявления в разных видах работы имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Мышление в образах есть непростой процесс, в котором представлены результаты прямого эмоционального восприятия реального общества, их понятийной обработки и духовного преобразования данных результатов под воздействием требований задачи, субъективных установках личности, отличительных черт прошлого опыта, интересов и намерений.
Умение создавать образы и оперировать ими - характерная особенность умственные способности человека. Она состоит в возможности свободно актуализировать образы на основе установленного наглядного материала, модифицировать их под воздействием разных условий, легко преобразовывать и на данной основе формировать новые образы, существенно отличные от начальных.
Психологические исследования В. П. Зинченко, Б. Г. Ананьева, М. В. Гамезо,Л. Л. Гуровой, Н. Н. Поддъякова, И. С. Якиманской показали, что наглядные формы мышления считаются полифункциональным воспитанием. Содержанием явных форм мышления выступают разнообразные эмоциональные впечатления, которые интегрируются в единый образ. Полное развитие мышления считается значимым условием развития более трудных форм мыслительной деятельности. По этой причине для формирования потенциальных возможностей развития ребенка с задержкой психического развития следует изучить все наглядные формы мышления.
В исследованиях В. И. Лубовского, В. Ф. Мачихиной, Г. А. Стрекаловой, У. В. Ульенковой, С. Г. Шевченко, Н.А. Цимбалюк, и др. замечается недоразвитие познавательной области ребенка с задержкой психического развития, бедный резерв данных о находящемся вокруг обществе, недостатки в формировании речи, проблемы при решении задач на складывание предметов согласно образцу, представлению, на систематизацию и сортировку предметных картинок, их сопоставление и обобщение. Все это указывает на недостаточное формирование мыслительной деятельности у изучаемой группы, что, безусловно, отображается на подготовке их к школьному обучению.
В связи с вышеизложенным проблема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать следующую тему исследования: «Комплексный подход к коррекции наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития».
Цель исследования: изучить уровень и особенности сформированности наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития, разработать комплексную программу коррекции наглядных форм мышления у детей данной группы.
Объект исследования: наглядные формы мышления дошкольников.
Предмет исследования: уровень и особенности сформированности наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: наглядные формы мышления дошкольников с задержкой психического развития характеризуется следующими особенностями:
1) недостаточностью как наглядно-действенного, так и наглядно-образного мышления;
2) более выраженным отставанием в развитии наглядно-образного мышления по сравнению с наглядно-действенным мышлением.
Задачи исследования:
1) сделать обзор научно методической литературы по проблеме исследования;
2) подобрать диагностические методики исследования наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития и провести экспериментальное исследование;
3) сделать качественный и количественный анализ результатов исследования;
4) разработать комплексную программу коррекционно-педагогической работы по развитию наглядных формы мышления дошкольников с задержкой психического развития, предполагающую совместную работу учителя-дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя дошкольной группы;
5) сформулировать выводы.
Теоретико-методологические основы исследования:
- исследования развития мышления в онтогенезе (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже);
- исследования особенностей развития речи детей с задержкой психического развития (Л. И. Алексина, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левинова, Л.Г. Парамонова, В.Г. Петрова, М.Е. Хватцев);
- подходы к диагностике и коррекции мышления дошкольников с задержкой психического развития (Э. Ф.Замбациявичене, Л. И.Переслени, В. Л. Подобедом, У. В.Ульяненкова, С. Г. Шевченко).
Методы исследования:
- метод анализа научной литературы;
- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической
документации);
- эмпирические методы (методики логопедического обследования);
- методы качественного и количественного анализа результатов
исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1) описаны этапы развития наглядного мышления в онтогенезе;
2) описаны особенности развития наглядного мышления у детей с задержкой психического развития;
3) описаны особенности диагностики и коррекции нарушений, в том числе, мышления у детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная коррекционная программа может быть использована учителями-дефектологами в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, в процессе реализации задач образовательной области «Познавательное развитие».
Эмпирическая база исследования: МАДОУ №26 «Золотая рыбка», г. Кумертау. В исследовании приняли участие дети 6-7 -летнего возраста с задержкой психического развития в количестве 10 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1.Теоретические основы изучения наглядных форм мышления в психолого-педагогической науке
1.1. Развитие наглядных форм мышления в онтогенезе
Развитие мышления настает в младенческом возрасте в процессе первого года жизни (Л.С. Выготский считал, что в течение двух лет жизни), развитие мышления проходит самостоятельно от функции речи по своим собственным законам. Главным условием развития мышления детей является направленное формирование и подготовка их. В процессе обучения дошкольник овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем сложные проблемы, а кроме того осознавать условия, предъявляемые старшими, и работать в соответствии с ними. Формирование мышления проявляется в постепенном расширении нахождения мысли, в последовательном появлении форм и методов мыслительной деятельности и изменении их по критерию общего формирования личности. В то же время у ребят усложняются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы. Понимание формируется в процессе всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном рубеже мышление содержит свои характерные особенности [12].
1. Наглядно-действенное мышление (начиная с конца 1 года до 3-х лет) - это вид мышления, опирающийся на прямое восприятие предметов. Разрешение проблемы в его рамках осуществляется в процессе данного, физического преобразования условия, в процессе действий с объектами. Путем физического контакта с объектами происходит понимание их качеств. На начальной стадии формирования ребят такое манипулирование происходит внезапно и не осознанно. Затем вид действий начинает приобретать осмысленность и обусловливается уже качествами объекта, с которым взаимодействует ребенок. На этой основе и формируется более ранний генетический вид мышления - наглядно-действенное. Перед дошкольным возрастом (вплоть до 3 лет включая) непосредственно этот вид мышления считается доминирующим. Уже первые предметные воздействия детей дают возможность ему раскрыть характерные отличительные особенности объекта манипуляций и взаимосвязь его с другими объектами. Дошкольник узнает объекты окружающего мира посредством непосредственного контакта с ними. Он соотносит друг с другом те либо другие предметы, либо части объектов, которые воспринимает в этот период как наглядно, так и при помощи действий. Сбор пирамидок, укладывание кубиков и аналогичные данному занятия маленького ребенка есть не что иное, как процесс исследования общества предметов в наглядно-действенной форме, процесс формирования наглядно-действенного вида мышления. Ребята немного старше проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных поступках и более сложные методы сочленения элементов и предметов [12].
2. Наглядно-образное мышление (с 4 до 7 лет). Для этого вида свойственна уже опора на образы предметов, на понятия о их свойствах. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые стремится получить, и данные характеристики объектов, которые дадут возможность ему в процессе деятельности прийти к желаемому результату. В данном виде мышления воздействие с образом объектов и ситуаций предшествует настоящим действиям в предметном плане. Человек, решая задачу, исследует, сопоставляет, обобщает разнообразные образы. Образ может заключать в себе разностороннее видение предмета. Согласно данной причине этот вид мышления дает более полное понимание о свойствах объекта, чем наглядно-действенное мышление. Связь мышления с фактическими действиями у них хотя и сохраняется, но уходит на 2-ой план. С целью познания предмета ребятам уже не обязательно напрямую манипулировать с ним. Ему вполне достаточно иметь явное и четкое представление о данном предмете. На данном этапе развития мышления ребята ещё не владеют понятиями. Согласно этой причине два первых
рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления [12].
База интеллектуального формирования ребенка закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим, одна из основных проблем детской психологии и дошкольного образования считается выявление средств, методов, условий формирования у ребенка с задержкой психического развития ключевых видов мышления: наглядно-действенного, нагляднообразного, словесно-логического.
С целью изучения уровня и особенности сформированности наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития, и разработки комплексной программы коррекции наглядных форм мышления у детей данной группы, нами было проведено исследование на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 26 «Золотая рыбка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, с использованием методик «Разрезные картинки», Цветные прогрессивные матрицы
Дж.Равена.
В эксперименте приняли участие дети детьми 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития в количестве 10 человек. В результате проведенного исследования было выявлено, что у дошкольников с задержкой психического развития отмечается недостаточность как наглядно-действенного, так и наглядно-образного мышления, при этом наглядно-образное мышление более отстает в развитии, чем наглядно-действенное мышление, следовательно, гипотеза исследования подтвердилась.
С целью коррекции наглядных форм мышления необходимо было разработать комплексную программу коррекционно-педагогической работы по развитию наглядных формы мышления дошкольников с задержкой психического развития, предполагающую совместную работу учителя- дефектолога, учителя-логопеда и воспитателя дошкольной группы, что позволит повысить эффективность в развитии наглядных форм мышления.
1. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития. [Текст] / А.Н. Антипина. - СПб: Феникс, 2010. - 555 с.
2. Астапов, В.М. Дети с нарушениями развития. [Текст] / В.М. Астапов. - М.: Просвещение, 2011. - 530 с.
3. Астапов, В.М. Диагностика и корректировка ребенка с нарушениями и отклонениями развития: [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и корректировка в образовании ребенка с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2016. - 136 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Наука, 2010. - 465 с.
+ еще 44 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Комплексный подход к коррекции наглядных форм мышления дошкольников с задержкой психического развития» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 101 | |
Цена: | 2900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Организация общения и игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Разработка и реализация коррекционной программы при обучении детей с задержкой психического развития в начальной школе
Дипломная работа:
Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития