Дипломная работа
«Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития»
- 65 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Научные представления о природе и проявлениях задержки психического развития 8
1.2. Психологическая характеристика познавательных процессов и их физиологическая основа 17
1.3. Особенности познавательной сферы и причины возникновения задержки психического развития у детей дошкольного возраста 23
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
2.3. Программа нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 42
2.4. Познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития при нейропсихологической коррекции 46
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Актуальность исследования. По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы [7]. Это дети, в целом, нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в обучении из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем в сегодняшнем мире. А их первопричины дают о себе знать уже в дошкольном периоде.
В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах их называют по разному: «дети с трудностями обучения», «дети с пониженной обучаемостью», «отстающими в учении», «дети со специфическими трудностями в обучении» и др. В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и они называли их детьми «с минимальными повреждениями мозга» [2]. В Германии использовался термин «дети с нарушениями поведения» так как трудности у таких детей часто сопровождаются проблемами в поведении: невыполнением требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и т.д. [2].
Как показывают исследования, большая часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с психической задержкой развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций, не соответствуют своему возрасту, а находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6-20 минут, не могут быть сосредоточенными и сконцентрированными на определенной деятельности [7].
Цель исследования - изучить особенности нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Проанализировать научные представления о природе и проявлениях задержки психического развития.
2. Изучить психологические характеристики познавательных процессов и их физиологическую основу.
3. Определить особенности познавательной сферы и причины возникновения задержки психического развития у детей дошкольного возраста.
4. Разработать программу нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Экспериментально проверить эффективность программы нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования являются представления Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития, психологическая модель задержки психического развития
(Лебединский В.В., Власова Т.А., Певзнер М.С., Жаренкова Л.М.), а также исследования, направленные на анализ познавательной сферы личности (Ульенкова У.В., Егорова Т.В., Стрекалова Т.А.).
Методы и методики исследования.
I. Теоретические методы: сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала;
II. Эмпирические методы: тестирование. Были использованы методики из сборника тестов «Диагностика познавательных процессов школьников» (Борисова Т.А., 2015):
- диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 6-7 лет;
- определение концентрации и распределения внимания;
- методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия (уровень кратковременной механической памяти).
III. Методы математической обработки. Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета Attestat с использованием общепринятых методов вариационной статистики. В ходе математической обработки вычислялись: средняя арифметическая величина результатов тестирования (M); среднее квадратичное отклонение (m).
Этапы исследования.
I этап. Теоретический. Сбор и анализ психологической литературы по теме исследования, обоснование актуальности темы, формулирование проблемы, объекта, предмета исследования, постановка цели и задач работы.
II этап. Эмпирический. Подбор психодиагностических методик, соответствующих теме исследования, выбор базы и выборки респондентов, проведение диагностики и анализ первичных результатов, разработка программы нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проведение формирующего эксперимента, статистическая обработка результатов и их интерпретация.
III этап. Аналитический. Систематизация и обобщение полученной в ходе эмпирического исследования информации, формулирование выводов, заключения, оформление курсовой работы.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на центра реабилитации «Любимый малыш» г. Уфа.
Выборка исследования: исследование проводилось на детях дошкольного возраста в количестве 30 человек. Экспериментальная группа (ЭГ) - 15 детей с диагнозом задержка психического развития, которые проходили сеансы нейропсихологической коррекции в центре реабилитации «Здоровый малыш». Контрольная группа (КГ) - 15 детей подготовительной группы детского сада. Средний возраст детей составил 6,2 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических и эмпирических исследований, рассматривающих особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость. Разработанная программа нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть использована в работе педагогов и психологов, работающих с детьми с данной патологией.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития обладают определенными психофизиологическими особенностями развития, оказывающими влияние на развитие познавательной сферы.
2. Применение разработанной программы нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития позволит улучшить показатели памяти и внимания.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, а также на Международной заочной научно-практической конференции «Человек в условиях современных изменений» (г. Уфа, 2019); опубликована в научном журнале Znanstvena misel journal (№46/2020).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе заключения, списка литературы, насчитывающего 80 источников и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Научные представления о природе и проявлениях задержки психического развития
Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается, как сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных, биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии [9]. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11 детей с ЗПР различного генеза [9]. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния является характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий [9]. Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой [68]. Исследуемый феномен, характеризуется прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях страдает работоспособность, в других случаях произвольность в организации деятельности, в третьих - мотивация к различным видам познавательной деятельности и т.д.
Задержка психического развития определяется как «нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сфере, интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту)» [14, с. 45]. Об этом же говорит В.В. Лебединский в своей книге «Нарушения психического развития в детском возрасте» [50]. При ЗПР «в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной выражены не резко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы [50]. В книге Л.Г. Мустаевой «Коррекционно педагогические и социально психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития» в общий термин ЗПР включаются «состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы» [55]. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а так же длительно находящимся в условиях социальной депривации. Данная категория была выведена с резким повышением числа неуспевающих детей в учебном процессе, вызванным переходом школ на новые, усложненные программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития в отечественной дефектологии началось в 60-е гг. XX века и продолжается до сих пор.
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития М.С. Певзнер и Т.А. Власовой [21], были выделены следующие факторы: Неблагоприятные течение беременности, связанное с:
- болезнями матери во время беременности (краснуха, грипп, паротит);
- хроническими соматическими заболеваниями мамы, начавшимися еще до беременности мамы( порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
- токсикозами. Особенно во второй половине беременности;
- токсоплазмозом;
- интоксикациями организма мамы, в связи потреблением алкоголя, курения, наркотиков, химических лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимостью кровью матери и плода по резус фактору.
Патология родов:
- травмы, в следствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких как щипцы, например;
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
- педагогическая запущенность, в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком, как на ранних этапах развития (до 3 лет), так и в более поздние возрастные этапы [50].
В рамках данной исследовательской работы был рассмотрен нейропсихологический подход в познавательной сфере детей дошкольников с задержкой психического развития.
Все высшие психические функции (ВПФ), часть которых мы взяли за основу исследования( память и внимание) являются фундаментом и базой последующих жизненно-необходимых навыков, как чтение, письмо. А недостаток формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков обязательно несет за собой трудности не только в учебной деятельности, но и в освоении каких-либо каждодневных навыков, что напрямую связано с работой третьего блока мозга.
Все познавательные процессы важны, но уровень развития памяти является одним из определяющих показателей успешности школьного обучения. Слабость запоминания и воспроизведения информации, становится серьезной преградой к усвоению учебного материала.
Данный вопрос остро встает в процессе работы с детьми ЗПР. У таких детей учебный процесс изначально дается с большим усилием и намного высокой энергозатратностью.
Сама исследовательская работа была направлена на выявление познавательной сферы детей с задержкой психического развития и последующую коррекцию нейропсихологическими методами.
Исследование проводилось на детях дошкольного возраста в количестве 30 человек.
Для этого были использованы методики:
- «Диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 6-7 лет»;
- «Определение концентрации и распределения внимания»;
- «Заучивание 10 слов», А.Р. Лурия
Анализ результатов исследования внимания показал, что у 26,7% детей без затруднений справились с заданием, 40% нуждались в помощи экспериментатора, а 33,3% детей, даже при наличии помощи со стороны экспериментатора, не смогли выполнить данное задание.
После проведения исследования памяти по методике «Заучивание 10 слов» у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития уровень памяти обнаружен у 20% детей с задержкой психического развития. Эти дети так же имеют сохранённые функции памяти, объём кратковременной и долговременной памяти соответствующей норме, но им требуется больше времени для запоминания поступающей информации.
Суммарно низкие и очень низкие результаты были выявлены у 73,3% детей с задержкой психического развития. Эти дети имеют различные нарушения функций и свойств памяти. Большинство детей имеет суженный объём кратковременной и долговременной памяти. При отстроченном воспроизведении могут вспомнить только половину списка, часто меняют местами, заменяют предложенные слова близкими по значению, а чаще совершенно, другими словами. Сложность запоминания напрямую зависит от чрезмерно повышенной активности и сопровождается непроизвольной переключаемостью.
Делая выводы, следует отметить, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеется дефицит внимания, это ведёт к тому что все остальные сохранённые функции не могут быть раскрыты в полной мере, так как ребёнку очень сложно удержать своё внимание на одной деятельности. Чрезмерная активность мешает усвоению и удержанию полученной информации.
Данный факт предопределил разработку программы нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Оценка результативности разработанной программы доказала свою эффективность, вследствие чего выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
1. Акимова М.К. Неуспевающие дети [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - СПб.: Питер, 2012 - 240 с.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 100 с.
3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст] / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. -№14. - С.243-244.
4. Бадалян Л. Память и нервно психическое развитие [Текст] / Л. Бадалян, А. Миринов // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С.23-31.
5. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст ] / Ю. К. Бабанский. - М.: Академия, 2012. - 290 с.
+ еще 76 источников
Тема: | «Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 65 | |
Цена: | 2500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Арт-терапия в коррекции психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дипломная работа:
Особенности организации психологической помощи дошкольникам с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности межличностных отношений дошкольников с задержкой психического развития
Дипломная работа:
Особенности словообразования имен существительных у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития