Дипломная работа

«Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»

  • 50 страниц(ы)
  • 299 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение 3

Глава I Теоретические основы изучения навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6

1.1. Понятие «ориентировка» в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Развитие навыков ориентировки в пространстве у нормально развивающихся детей 10

1.3. Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 14

Выводы по первой главе 19

Глава II Экспериментальное изучение навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 21

2.1. Организация и методы исследования 21

2.2. Анализ результатов исследования 27

2.3. Коррекционная программа по развитию навыков ориентировки у детей с нарушением зрения 33

Выводы по второй главе 39

Заключение 42

Список литературы 45

Приложение 51

Актуальность исследования. Проблема социальной адаптации детей с нарушением зрения является актуальной как для общей, так и специальной педагогики. Зрение, являясь ведущим пространственным анализатором человека, позволяет воспринимать пространственные характеристики окружающей среды, а пространственные механизмы координируют во многом развитие зрительной системы. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования ориентировки детей.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки. Это обусловлено тем, что от того, насколько успешно будут сформированы умения и навыки ребенка со зрительной патологией во многом будет зависеть его способности ориентироваться в быту, на улицах города, на рабочем месте, в общественных местах.

В работах тифлопедагогов И.В. Новичковой, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколозиной, Е.В. Селезнёвой уделяется большое внимание развитию навыков восприятия пространства, понимания пространственных закономерностей, ориентирования в окружающей среде с помощью остаточного зрения.

Детей необходимо научить ориентироваться в быту, так как адекватное воспитание пространственных свойств, предметов и отношений между ними — важное условие познания окружающего мира. Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям. В своих работах А.А. Люблинская, Л. И. Плаксина утверждают, что только на уровне словесных обозначений пространственных отношений, в основе которых лежит непосредственный чувственный опыт ребенка, можно говорить об осознанном овладении детьми пространством.

Многочисленные исследования (В.А. Кручинин, В.А. Семенов, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В. А. Феоктистова) показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении пространства.

Разработка, теоретическое обоснование и практическая реализация методов исследования, позволяющего определить закономерности развития навыков ориентировки у детей с нарушением зрения, определяют актуальность исследования.

Цель исследования: изучить навыки ориентировки в пространстве и разработать коррекционную программу по их развитию у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Объект исследования: ориентировка в пространстве у детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.

Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с нарушением зрения недостаточно сформированы навыки моделирования в пространстве и ориентировки «от себя» по сравнению со сверстниками без нарушений зрения.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи исследования:

- изучить развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

- подобрать диагностические методики и изучить навыки ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;

- разработать коррекционную программу по развитию навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения;

- обобщить результаты и сделать выводы.

Теоретико-методологическая база исследования: положения об общих и специфических закономерностях развития детей в норме и при нарушениях развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин); положения о развитии ориентировки в быту и во времени у дошкольников (В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Е.В. Сербина, А.М. Леушина); исследования навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения (Л.П. Григорьева, В.З. Денискина, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколозина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова).

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; анализ медико-педагогической документации на детей; эксперимент; качественно-количественный анализ данных.

Теоретическая значимость исследования: систематизирован теоретический материал по проблеме изучения навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключатся в том, что представленный материал по проблеме ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения может использоваться в коррекционно-педагогической работе тифлопедагогов, воспитателей, психологов дошкольных образовательных организаций.

База исследования: МБДОУ детский сад №226 городского округа г.Уфа РБ.

Структура работы. Введение, две главы с выводами, заключение, список литературы, приложение. Объем работы 50 страниц. Количество литературных источников 47 наименований.

Глава I. Теоретические основы изучения развития навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения

1.1 Понятие «ориентировка» в психолого-педагогической литературе

Термин «ориентировка» в переводе с латинского (orientis — восток) имеет ряд значений. Прежде всего, это способность человека определять свое местоположение по компасу и ориентироваться по сторонам горизонта [23,78]. Помимо данного значения термин «ориентировка» употребляется применительно к жизнедеятельности человека: ориентироваться в ситуации, ориентироваться в сложившейся обстановке. В дефектологическом словаре дано следующее определение слова «ориентировка» - это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представление о расположении окружающих предметов. Далее говорится о том, что это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют различные психические функции: узнавание, восприятие, наблюдение предметов и явлений, воспроизведение прежних представлений, мышление.

Ориентировка совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта. Ориентировка это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы. И.М. Сеченов отмечал, что «активное передвижение раздвигает границы осваиваемого ребенком пространства» [26,61]. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.

Пространственная ориентировка - это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализатора [19, 23].

Общей материальной основой формирования пространственной ориентировки является деятельность вышеназванных анализаторов, образование условных рефлексов. Посредством выработки последних развиваются и совершенствуются анализаторы, которые обеспечивают восприятие пространства. При этом различаются следующие параметры:

- величина предметов и их изображение;

- форма;

- протяженность;

- расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга;

- объемность[19,33].

Пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, которое основывается на взаимодействии различных анализаторов и включается в систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства.

Говоря о пространственной ориентировке дошкольника, подразумевается определение им своего положения в некотором объеме пространства относительно каких-либо ориентиров (объектов, предметов, преград, своего тела). Размеры пространства, в котором происходит ориентировка, позволяют, в первом приближении, классифицировать ее на две группы - микроориентировку и макроориентировку.

Микроориентировка - это ориентировка на плоскости стола, на листе бумаги, на своем теле характерным критерием ее является то, что ребенок находится в некотором постоянном положении (сидя, стоя) и, существенно не меняя его, может взаимодействовать (движение рукой, ногой) с любым объектом или местом в микропространстве. Такими действиями могут быть: умывание, одевание, уборка на столе, рисование. Можно сказать о том, что объем микропространства определяется ограничением работы биомеханических звеньев человека без смены изначального положения.

Такую ориентировку В.С. Сверлов, классифицируя ориентировку слепых, называет: «ориентировкой в рабочем пространстве: стол в быту, парта в школе, рабочее место на производстве»[28, 41].

Им также выделяется осязательная ориентировка в области пальцев и кистей обеих рук и называется она «ориентировкой в предмето-познавательном пространстве»[28, 43]. Объем же микропространства весьма значителен. В нем нельзя найти взаимодействие с каким-либо объектом без предварительного передвижения. Макроориентировка более разнообразна и сложна, так как связана со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положений тела, расчетом временных характеристик движений. Ее можно классифицировать на ориентировку на макроплоскости и в макропространстве[13, 14].

Нами проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Термин «ориентировка» (ориентация) рассматривается как реализация человеком таких взаимосвязанных факторов как: определение своего местоположения относительно сторон горизонта или объектов окружающей среды; определение формы и величины объектов окружающей среды; определение положения объектов окружающей среды и их взаиморасположения; использование систем отсчёта и различных ориентиров; получение информации сохранными анализаторами об окружающем пространстве.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.

Недоразвитие движений и ориентировки в пространстве, неполнота и фрагментальность образов восприятия и представлений являются следствием нарушения зрения и образуют у лиц с такими нарушениями совокупность вторичных дефектов. В связи с нарушением ориентировки у детей со зрительной патологией формируется своеобразное представление об окружающей среде, не отражающее реальных пространственных связей между предметами. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно влияет и на физическое развитие незрячего, неблагоприятно отражается на его общем развитии.

Нами были решены следующие задачи констатирующего исследования:

1. Подобран диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей развития ориентировки в пространстве у нормально развивающихся и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и реализован.

2. Проведен анализ диагностики и сделаны выводы.

Теоретическими основами констатирующего эксперимента явились диагностические методики, разработанные Л.А. Рудаковой, Л.И Плаксиной.

Обследование проводилось по следующим направлениям: изучение навыков ориентировки на собственном теле («ориентировка на себе»); изучение навыков ориентировки в окружающем пространстве, где точкой отсчета является собственное тело («от себя»); изучение навыков ориентировки в окружающем пространстве; изучение навыков моделирования в пространстве.

Констатирующий этап показал, что дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков предметов, величины объёмных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно - двигательной ориентации обуславливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении

пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удалённость, глубина, объём, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что обуславливает неточность зрительно - пространственной ориентировки. Словесные обозначения пространственных отношений ещё не сформированы даже у нормально развивающихся дошкольников, хотя практически дети хорошо ориентируются в пространстве. У слабовидящих дошкольников опосредованные словом представления о пространстве складываются значительно медленнее и сложнее, чем у их нормально видящих сверстников.

Из-за осложнённого состояния здоровья и особенностей

познавательных возможностей разный уровень ориентации требует специальных условий для осуществления индивидуальной и дифференцированной помощи, без которой детям трудно достигнуть результата в каком-либо виде деятельности, а это в свою очередь затрудняет социальную адаптацию детей с нарушением зрения

Исходя из выше описанного, можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста с нарушением зрения недостаточно сформированы навыки моделирования в пространстве и ориентировки «от себя» по сравнению со сверстниками без нарушений зрения.

Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

1. Абенова, А.К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения // Молодой ученый [Текст] / — 2014. — №6. — С. 669-671.

2. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно- вербальных функций [Текст] / Т.В. Ахутина.- М.: Академия, 2008. - 182с.

3. Бондаренко, М.П. Осваиваем окружающее пространство: советы родителям с глубокими нарушениями зрения/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Текст] / - 2011.-№5 -с.53-56.

4. Борисенко, М.Г. Смотрим. Видим. Запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания и памяти) [Текст] / М.Г Борисенко.- СПб.: Паритет, 2007. - 159с.

5. Велович, М.В. Формирование представлений у детей с нарушением зрения на занятиях по изодеятельности // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения под ред. М.И. Земцовой [Текст] / М.В. Велович. - М.: Просвещение, 2008.- 69-76с.

+ еще 42 источника

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 50
Цена: 2300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика