Дипломная работа
«Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения»
- 50 страниц
Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6
1.1. Понятие «ориентировка» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Развитие навыков ориентировки в пространстве у нормально развивающихся детей 10
1.3. Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 14
Выводы по первой главе 19
Глава II Экспериментальное изучение навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 27
2.3. Коррекционная программа по развитию навыков ориентировки у детей с нарушением зрения 33
Выводы по второй главе 39
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение 51
Актуальность исследования. Проблема социальной адаптации детей с нарушением зрения является актуальной как для общей, так и специальной педагогики. Зрение, являясь ведущим пространственным анализатором человека, позволяет воспринимать пространственные характеристики окружающей среды, а пространственные механизмы координируют во многом развитие зрительной системы. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования ориентировки детей.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки. Это обусловлено тем, что от того, насколько успешно будут сформированы умения и навыки ребенка со зрительной патологией во многом будет зависеть его способности ориентироваться в быту, на улицах города, на рабочем месте, в общественных местах.
В работах тифлопедагогов И.В. Новичковой, Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколозиной, Е.В. Селезнёвой уделяется большое внимание развитию навыков восприятия пространства, понимания пространственных закономерностей, ориентирования в окружающей среде с помощью остаточного зрения.
Детей необходимо научить ориентироваться в быту, так как адекватное воспитание пространственных свойств, предметов и отношений между ними — важное условие познания окружающего мира. Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении чтению, письму, счету, рисованию и другим действиям. В своих работах А.А. Люблинская, Л. И. Плаксина утверждают, что только на уровне словесных обозначений пространственных отношений, в основе которых лежит непосредственный чувственный опыт ребенка, можно говорить об осознанном овладении детьми пространством.
Многочисленные исследования (В.А. Кручинин, В.А. Семенов, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В. А. Феоктистова) показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении пространства.
Разработка, теоретическое обоснование и практическая реализация методов исследования, позволяющего определить закономерности развития навыков ориентировки у детей с нарушением зрения, определяют актуальность исследования.
Цель исследования: изучить навыки ориентировки в пространстве и разработать коррекционную программу по их развитию у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования: ориентировка в пространстве у детей с нарушением зрения.
Предмет исследования: развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с нарушением зрения недостаточно сформированы навыки моделирования в пространстве и ориентировки «от себя» по сравнению со сверстниками без нарушений зрения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи исследования:
- изучить развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
- подобрать диагностические методики и изучить навыки ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;
- разработать коррекционную программу по развитию навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения;
- обобщить результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологическая база исследования: положения об общих и специфических закономерностях развития детей в норме и при нарушениях развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин); положения о развитии ориентировки в быту и во времени у дошкольников (В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Е.В. Сербина, А.М. Леушина); исследования навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения (Л.П. Григорьева, В.З. Денискина, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколозина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; анализ медико-педагогической документации на детей; эксперимент; качественно-количественный анализ данных.
Теоретическая значимость исследования: систематизирован теоретический материал по проблеме изучения навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключатся в том, что представленный материал по проблеме ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения может использоваться в коррекционно-педагогической работе тифлопедагогов, воспитателей, психологов дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МБДОУ детский сад №226 городского округа г.Уфа РБ.
Структура работы. Введение, две главы с выводами, заключение, список литературы, приложение. Объем работы 50 страниц. Количество литературных источников 47 наименований.
Глава I. Теоретические основы изучения развития навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения
1.1 Понятие «ориентировка» в психолого-педагогической литературе
Термин «ориентировка» в переводе с латинского (orientis — восток) имеет ряд значений. Прежде всего, это способность человека определять свое местоположение по компасу и ориентироваться по сторонам горизонта [23,78]. Помимо данного значения термин «ориентировка» употребляется применительно к жизнедеятельности человека: ориентироваться в ситуации, ориентироваться в сложившейся обстановке. В дефектологическом словаре дано следующее определение слова «ориентировка» - это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представление о расположении окружающих предметов. Далее говорится о том, что это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют различные психические функции: узнавание, восприятие, наблюдение предметов и явлений, воспроизведение прежних представлений, мышление.
Ориентировка совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта. Ориентировка это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы. И.М. Сеченов отмечал, что «активное передвижение раздвигает границы осваиваемого ребенком пространства» [26,61]. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.
Пространственная ориентировка - это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализатора [19, 23].
Общей материальной основой формирования пространственной ориентировки является деятельность вышеназванных анализаторов, образование условных рефлексов. Посредством выработки последних развиваются и совершенствуются анализаторы, которые обеспечивают восприятие пространства. При этом различаются следующие параметры:
- величина предметов и их изображение;
- форма;
- протяженность;
- расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга;
- объемность[19,33].
Пространственная ориентировка представляет собой сложное образование, которое основывается на взаимодействии различных анализаторов и включается в систему высших психических функций в процесс овладения и практического ориентирования в конкретных признаках и свойствах пространства.
Говоря о пространственной ориентировке дошкольника, подразумевается определение им своего положения в некотором объеме пространства относительно каких-либо ориентиров (объектов, предметов, преград, своего тела). Размеры пространства, в котором происходит ориентировка, позволяют, в первом приближении, классифицировать ее на две группы - микроориентировку и макроориентировку.
Микроориентировка - это ориентировка на плоскости стола, на листе бумаги, на своем теле характерным критерием ее является то, что ребенок находится в некотором постоянном положении (сидя, стоя) и, существенно не меняя его, может взаимодействовать (движение рукой, ногой) с любым объектом или местом в микропространстве. Такими действиями могут быть: умывание, одевание, уборка на столе, рисование. Можно сказать о том, что объем микропространства определяется ограничением работы биомеханических звеньев человека без смены изначального положения.
Такую ориентировку В.С. Сверлов, классифицируя ориентировку слепых, называет: «ориентировкой в рабочем пространстве: стол в быту, парта в школе, рабочее место на производстве»[28, 41].
Им также выделяется осязательная ориентировка в области пальцев и кистей обеих рук и называется она «ориентировкой в предмето-познавательном пространстве»[28, 43]. Объем же микропространства весьма значителен. В нем нельзя найти взаимодействие с каким-либо объектом без предварительного передвижения. Макроориентировка более разнообразна и сложна, так как связана со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положений тела, расчетом временных характеристик движений. Ее можно классифицировать на ориентировку на макроплоскости и в макропространстве[13, 14].
Нами проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Термин «ориентировка» (ориентация) рассматривается как реализация человеком таких взаимосвязанных факторов как: определение своего местоположения относительно сторон горизонта или объектов окружающей среды; определение формы и величины объектов окружающей среды; определение положения объектов окружающей среды и их взаиморасположения; использование систем отсчёта и различных ориентиров; получение информации сохранными анализаторами об окружающем пространстве.
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.
Недоразвитие движений и ориентировки в пространстве, неполнота и фрагментальность образов восприятия и представлений являются следствием нарушения зрения и образуют у лиц с такими нарушениями совокупность вторичных дефектов. В связи с нарушением ориентировки у детей со зрительной патологией формируется своеобразное представление об окружающей среде, не отражающее реальных пространственных связей между предметами. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно влияет и на физическое развитие незрячего, неблагоприятно отражается на его общем развитии.
Нами были решены следующие задачи констатирующего исследования:
1. Подобран диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей развития ориентировки в пространстве у нормально развивающихся и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста и реализован.
2. Проведен анализ диагностики и сделаны выводы.
Теоретическими основами констатирующего эксперимента явились диагностические методики, разработанные Л.А. Рудаковой, Л.И Плаксиной.
Обследование проводилось по следующим направлениям: изучение навыков ориентировки на собственном теле («ориентировка на себе»); изучение навыков ориентировки в окружающем пространстве, где точкой отсчета является собственное тело («от себя»); изучение навыков ориентировки в окружающем пространстве; изучение навыков моделирования в пространстве.
Констатирующий этап показал, что дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков предметов, величины объёмных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно - двигательной ориентации обуславливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении
пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удалённость, глубина, объём, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что обуславливает неточность зрительно - пространственной ориентировки. Словесные обозначения пространственных отношений ещё не сформированы даже у нормально развивающихся дошкольников, хотя практически дети хорошо ориентируются в пространстве. У слабовидящих дошкольников опосредованные словом представления о пространстве складываются значительно медленнее и сложнее, чем у их нормально видящих сверстников.
Из-за осложнённого состояния здоровья и особенностей
познавательных возможностей разный уровень ориентации требует специальных условий для осуществления индивидуальной и дифференцированной помощи, без которой детям трудно достигнуть результата в каком-либо виде деятельности, а это в свою очередь затрудняет социальную адаптацию детей с нарушением зрения
Исходя из выше описанного, можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста с нарушением зрения недостаточно сформированы навыки моделирования в пространстве и ориентировки «от себя» по сравнению со сверстниками без нарушений зрения.
Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абенова, А.К. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения // Молодой ученый [Текст] / — 2014. — №6. — С. 669-671.
2. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно- вербальных функций [Текст] / Т.В. Ахутина.- М.: Академия, 2008. - 182с.
3. Бондаренко, М.П. Осваиваем окружающее пространство: советы родителям с глубокими нарушениями зрения/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития [Текст] / - 2011.-№5 -с.53-56.
4. Борисенко, М.Г. Смотрим. Видим. Запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания и памяти) [Текст] / М.Г Борисенко.- СПб.: Паритет, 2007. - 159с.
5. Велович, М.В. Формирование представлений у детей с нарушением зрения на занятиях по изодеятельности // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения под ред. М.И. Земцовой [Текст] / М.В. Велович. - М.: Просвещение, 2008.- 69-76с.
+ еще 42 источника
Оригинал в pdf
Тема: | «Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 50 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Развитие сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения
Курсовая работа:
Повышение уровня физической работоспособности и нормализации психоэмоционального состояния средствами физического воспитания детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях.
Дипломная работа:
Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Дипломная работа:
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Дипломная работа:
Предметно-развивающая среда как условие формирования ориентации в пространстве у детей старшего дошкольного возраста