Дипломная работа

«Развитие творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности»

  • 69 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10

1.1. Сущность понятия «творческая активность» младшего школьника в педагогической науке и практике современного образования 10

1.2. Содержание внеучебной деятельности школьника 15

1.3. Педагогические условия, необходимые для развития творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности 17

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24

2.1. Исследование уровня творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности на инновационных площадках ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» 24

2.2. Формирующий эксперимент по развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности на инновационных площадках ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» 29

2.3. Анализ результатов опытно-педагогической работы по развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности 34

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 37

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….38

3.1.Методические разработки по развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности (на примере игр-лото серии «Портрет Башкортостана»)…38

3.2. Методические рекомендации по формированию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности в психолингвистическом аспекте…48

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

ЛИТЕРАТУРА 53

ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ 61

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 64

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования. В начале XXI века, ознаменовавшего вхождение в новое тысячелетие, перед российским образованием назрела насущная необходимость в модернизации самой системы образования. Новая, современная школа должна соответствовать требованиям и веяниям времени. Это требует от педагога выбора новых форм и методов работы, качественно иного подхода к образовательному процессу и субъекту образовательной деятельности – обучающемуся, а именно акцентирования своего внимания на развитии творческой активности каждого ребенка. Школа должна обеспечить право на образование в контексте направленности на разностороннее индивидуальное творческое развитие каждого обучающегося.

ФГОС определяет требования к результатам основных образовательных процессов начального общего образования, в котором одним из основных показателей качества и результативности образовательных результатов является творческое развитие каждого ученика начальной общеобразовательной школы. В этой связи новый ФГОС носит личностно-ориентированный характер, что является его отличительной чертой, поэтому и возникает потребность в изучении данной проблемы.

В педагогической среде, как и в общественном сознании, укрепляется новое понимание роли литературы и искусства как катализатора творческой активности растущего человека. В этом процессе учитель выступает не только как организатор образовательного процесса, но и как носитель духовной культуры, способный повлиять на развитие творческой активности ученика. Большие возможности в развитии творческой активности младшего школьника заложены во внеучебной деятельности с ее значительным потенциалом – свободой в выборе содержания образования, форм, методов его усвоения и т.п.

Исследование заявленной проблемы по работам ведущих педагогов и методистов, а также при анализе практической деятельности позволило выявить противоречие между социальным заказом общества и государства начальному образованию в создании эффективных условий развития творческой активности младшего школьника и недостаточным методическим обеспечением данного процесса в начальной школе. Анализ показывает недостаточную задействованность достижений наук психолого-педагогического спектра, в частности психолингвистики, которая помогла бы через исследование речи младшего школьника создавать дидактические инструменты, стимулирующие его творческое развитие.

Таким образом, основной проблемой исследования становится выявление педагогических условий, необходимых для развития творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности.

Поиски решения данной проблемы обусловили выбор темы исследования «Развитие творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия развития творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности в психолингвистическом аспекте.

Объект исследования: творческая активность младшего школьника в психолингвистическом аспекте.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что творческая активность младшего школьника будет протекать эффективно, если:

-будет выявлен и реализован комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности;

-методы психолингвистического исследования станут важной частью формирования такого комплекса;

-будет разработано методическое обеспечение, способствующее развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «творческая активность младшего школьника».

2. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности в психолингвистическом аспекте.

3. Провести опытно-педагогическую работу по проверке эффективности реализации выявленных педагогически условий по развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности.

Методологическая основа исследования:

- личностно-ориентированный подход (А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс, В.И. Слободчиков, В.С. Мухина);

- системный подход (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

- деятельностный подход (П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.);

- компетентностный подход (И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.);

- значение творчества как механизма развития личности (К.А. Абдульханова-Славская, В.И. Андреев, Л.С. Выготский, Д.Дьюи, А.М. Матюшкин и др.);

- резервы индивидуальных особенностей личности и опоры на них в педагогическом процессе (П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

- психологические и психолингвистические характеристики личности школьника (В.А. Маликова, С.А. Тигина, И.С. Якиманская и др.);

- теория художественно-эстетического развития личности (А.В. Бакушинский, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский и др.);

Теоретическая основа исследования выстроена с учетом положений, отражающих методологию и методику проведения научных исследований (А.И. Загвязинский, Д.Ф. Ильясов, В.В. Краевский и др.);

- теоретических основ развивающего обучения (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);

- теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

- учений о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы, синтез теоретического и эмпирического материала; методы эмпирического исследования: тестирование, констатирующий, формирующий и контрольно-оценочный виды экспериментов, ассоциативный эксперимент, метод психосемантического анализа текстов, методы табличного и графического представления результатов исследования, анализ результатов.

Базой исследования стали МБОУ Гимназия №64 г. Уфы и МАОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебея. В исследовании приняли участие 96 учащихся 2 классов.

Этапы исследования

На первом этапе (октябрь 2015 г. – май 2016 г.) изучалась и анализировалась лингвистическая, психологическая и педагогическая литература, диссертационные работы по проблеме исследования; определялась основная цель, гипотеза, задачи и методы исследования, изучалось состояние проблемы в педагогической практике.

На втором этапе (сентябрь 2016 г. – июнь 2017 г.) проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалась методика экспериментального обучения; обобщался и систематизировался полученный материал.

Третий этап (сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.) был посвящен написанию работы, формулированию выводов, оформлению работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

 конкретизирована сущность понятия «творческая активность младшего школьника»;

 выявлен и реализован комплекс педагогических условий, способствующих развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности;

 разработано методическое обеспечение, способствующее развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности, в частности выпущена серия игр-лото «Портрет Башкортостана».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено толкование понятия «творческая активность» применительно к младшему школьному возрасту, а также определяется возможность использования выделенных педагогических условий, способствующих развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности.

Практическое значение исследования: выявлены педагогические условия и разработаны методические рекомендации способствующие развитию творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности, предложен соответствующий дидактический инструментарий, снабженный методическими указаниями и готовый для внедрения в массовом порядке.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под творческой активностью младшего школьника мы понимаем способность учащегося к собственной созидательной деятельности в области искусства, мотивированной внутренней потребностью, а не внешним воздействием. Роль педагога состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для роста творческой активностью с помощью специально разработанных дидактических инструментов.

2. Для стимулирования развития творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности необходимо производить отбор содержания, личностно значимого для младшего школьника. В первую очередь речь идет о краеведческих, региональных компонентах, с ранних лет знакомых каждому ребенку как элемент национальной культуры или как часть городского пейзажа.

3. По мере роста творческой активности происходит целенаправленное усложнение целей, содержания, методов деятельности, призванное поддержать мотивацию младшего школьника. Разработанный в ходе исследования комплект игр-лото «Портрет Башкортостана» предполагает возможность постепенного ужесточения правил игры, регулировать которое смогут сами школьники по мере усвоения учебного материала.

4. Использование психолингвистических методов на стадии констатирующего эксперимента позволяет подобрать методику индивидуального развития творческой активности ребенка, на стадии формирующего – стимулирование интерес к созданию собственных произведений искусства. Так, при работе с играми-лото «Портрет Башкортостана» более прочному первоначальному усвоению материала способствует методика набора ключевых слов, а закреплению и повторению – методика коммуникативного взаимодействия.

Апробация исследования: участие в Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Института педагогики и 50-летию БГПУ им. М. Акмуллы «Педагогические традиции и инновации в образовании, в сфере культуры и искусства» (Уфа, 2016); в V Международной научной конференции «Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития», БГПУ им. М. Акмуллы, (Уфа, 2017); в международной научно-практической конференции «Педагогика начального образования: традиции и инновации» (Москва, 2017). Основные положения и результаты исследования были также представлены в виде докладов и сообщений на заседаниях кафедры ТиМНО БГПУ им. М.Акмуллы, педагогического и методического советов БОУ МБОУ Гимназия № 64 городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МАОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

По теме диссертации опубликовано пять научных работ и методических разработок в серии игр-лото «Портрет Башкортостана». Последние были представлены Региональным общественным молодежным добровольческим движением «Вместе» РБ на всероссийский конкурс и получили грант Президента Российской Федерации для НКО.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссариев по категориальному аппарату и персоналиям списка использованной литературы из 79 источников и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.Сущность понятия «творческая активность» младшего школьника в педагогической науке и практике современного образования

Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию, эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Поэтому в воспитании очень важно уделять внимание развитию художественно-творческой активности младших школьников.

Проблему развития творческой личности мы рассматриваем в контексте развития реальных способностей растущего человека, которые формируются и воплощаются в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат этой деятельности не всегда обладает очевидной общественной ценностью, но участие в ее процессе имеет первостепенно важное значение для детей. В ходе данного процесса проявляется самостоятельность, инициатива, раскрывается творческий потенциал личности.

Современное образование направлено на всецелое развитие личности ребенка. Основа всестороннего развития – творческая активность, поэтому формирование творческой активности учащихся является одной из актуальных проблем подрастающего поколения. Значение формирования художественно-творческой активности мы видим, прежде всего, в том, что в процессе творческой деятельности учащиеся овладевают эвристическими приемами приобретения знаний, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду, постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении поставленной цели [17,159].

Без проявления творческой активности не могут успешно развиваться познавательные способности ученика в овладении знаниями по тому или иному предмету.

Творческая активность учащегося занимает центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.

Для эффективного развития художественно-творческой активности младших школьников важно определить существенные стороны понятия «активность», «творческая активность», «творчество».

В современном научном сообществе творческая активность рассматривается как особый вид деятельности (Л.М. Архангельская, С.С. Батенин, Л.П. Буева, М.А. Жукова и др.); коммуникативная деятельность (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.); компонент различных видов деятельности (В.М. Соковнин, Э.В. Соколов и др.) [21,56].

Философы В.З. Коган, Л.П. Станкевич объединяют понятие «активность» и «деятельность», так как рассматривают активность как качественную характеристику деятельности: «В самом общем виде активность это присущий личности способ объективизации, самовыражения (и в деятельности, и в общении, и в жизненном пути в целом) в соответствии с ее внешними потребностями в признании, ценности и т. д. Личность посредством своей активности находит предметы, условия и ситуации, удовлетворения потребностей, реагирует на отдельные действия, поступки, и определенным образом моделирует, преобразует деятельность» [12,6].

М.А. Данилов понимает активность, как черту личности; Т.Н. Мальковская как качество деятельности; Г.И. Щукина как цель деятельности и результат развития личности; Т.И. Шамова, Л.С. Кулагина как диалектическое единство: цель деятельности и результат; Э.А. Красновский как интегральное единство [12,10].

Большинство ученых характеризуют активность как показатель развития личности и показатель деятельности. Мы согласны с определением активности, предложенной В.В. Давыдовым, деятельностное отношение человека к миру, способностью человека производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества, проявляющегося в творческой деятельности, волевых актах и общении.

В исследованиях Б.М. Теплова, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, Е.А. Флериной творческая активность определяется как творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Показателем художественно-творческой активности личности являются, по определению Г.И. Щукиной, «. новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблонности, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность» [7,65]. Эти качества представляют собой качества творца.

По вопросам творчества опубликовано очень много работ. Обоснованию сущности творчества посвящают свои исследования представители различных наук: в философии В.С. Библер, С.Курганов, Е.С. Громов, Б.И. Кедров, С.Р. Микулинский, А.Г. Спиркин, М.Г. Ярошевский и др.; в психологии А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, П.М. Якобсон, Т. Рибо, В.И. Петрушин, Л.Б. Ермолаева-Томина; в педагогике В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров и др.

Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективного нового, ранее не создаваемого произведения. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков, умений и другое) не может. И, тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, придумывая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Многие специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость. Исследовательница детского творчества ребенка Н.П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками оттого, что в течение детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». [21,47]

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

В.Н. Шацкая подчеркивала: «Мы его (детское художественное творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания, скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей» [21,84].

Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к нарисованному» [60,47].

Творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения. Формирования этих черт, выделенных ученым применительно к школьникам, как показывает многолетний опыт и исследование ученых и педагогов, может начинаться в дошкольном возрасте на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Л.Н. Столович понимает под творчеством не только деятельность (творческую, исполнительскую), но и процесс в котором обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности разум и воображение, эмоции и воля. Творчество всегда несет на себе печать личности как индивидуальности, оно оригинально, и в то же время оно и его результаты общественно значимы [21,97].

Подходы к художественному развитию творческой активности в процессе разных видов художественно-творческих занятий рассмотрены в трудах М.И. Фроловой, Л.В. Мальцевой, Н.В. Выдриной, Н.А. Зинченко. В системе общеобразовательной школы этому вопросу посвящены общеобразовательные программы по изобразительному искусству: Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс» (под рук. Б.М. Неменского), «Изобразительное искусство. 1-9 класс» (под ред. В.С. Кузин и др.), «Изобразительное искусство. 5-9 класс» (под рук. Т.Я. Шпикаловой) [47;48]. Также этому вопросу уделяется большое внимание в программно-методическом обеспечении художественно-эстетического и культурологического направлений системы дополнительного образования.

1.2. Содержание внеучебной деятельности школьника

Существенные изменения, произошедшие в отечественном образовании в последние годы в связи с внедрением ФГОС, требуют от педагогов внедрения новых технологий и разработанных на их основе дидактических инструментов. В сфере начальной школы актуализируются в первую очередь игровые технологии, что связано с возрастными особенностями обучающихся. Игры становятся не только основной формой организации досуга, но и важнейшим образовательным ресурсом, позволяющим доступно и занимательно представить самый сложный учебный материал. Многообразие игровых технологий, их гибкость предполагает использование их как непосредственно в образовательном процессе в рамках учебных заведений, так и для самостоятельного обучения.

Вопросами разработки игровых технологий для дошкольников и младших школьников занимались многие отечественные ученые, начиная с классиков педагогики и психологии Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, заканчивая современными исследователями И.А. Махневой, А.С. Прутченковым, И. А. Югфельд. Ребенок в процессе решения учебных задач получает дополнительную мотивацию, включается в конкуренцию со сверстниками в корректном, не ущемляющем его самолюбия виде. Педагоги следуют за естественным развитием учащихся, создают оптимальные условия для перехода в зону ближайшего развития в соответствии с идеями классиков отечественной психологии. Еще Л.С. Выготский отмечал, что через игры передается и формируется социальный опыт ребенка и им нет равных как воспитательному инструменту: «Вместе с всерастущей сложностью жизни человек входит во все более сложные и разнообразные социальные отношения, он становится частью самых разных социальных образований, и поэтому все многообразие социальных отношений современного человека не может быть исчерпано какими-нибудь заранее готовыми навыками или умениями. Скорее, перед воспитанием стоит цель выработки не определенного количества умений, а известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке». Мнение ученых получило политическое подкрепление: ООН назвала игру естественным и неотъемлемым правом ребенка.

Более детально определяли игр место в учебном процессе З.М. Богуславская, Е.И. Радина. Узкими вопросами художественного воспитания детей занимались Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина. Но роль игры в развитии ребенка оценили еще до появления научных исследований. Д.Б Эльконин отмечал, что игра «широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Такое место игры в различных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра в чём-то созвучна природе ребенка. Мы знаем, что она созвучна не биологической, а социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми, превращающейся в тенденцию жить общей жизнью со взрослыми».

Особую точку на игру развивал на долгие годы забытый советский психолог П.П. Блонский. По его убеждению, игра – основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей действительности. П.П. Блонский разделяет игры на: 1) мнимые игры – манипуляции импульсивного происхождения у младенца; 2) строительные игры – это строительное искусство ребенка; 3) подражательные игры и драматизация – драматическое искусство ребенка; 4) подвижные игры также не что иное, как драматизация, в которых огромную роль играет бег; 5) даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки) по своему происхождению – драматизации (сражение войск и т.д.). Таким образом, отмечает П.П. Блонский, то, что мы называем игрой, есть, в сущности, строительное и драматическое искусство ребенка. Согласно теории П.П. Блонского понятно, как игра переходит в искусство. В соответствии с этой теорией использование этно- и арт-лото является естественным способом драматизации –переживания чужого опыта в процессе дидактических упражнений.

Нидерландский классик Йохан Хейзинга, исследовавший игру как основополагающий социокультурный феномен, в первой половине ХХ века был уверен в том, что игра становится частью любой серьезной деятельности взрослого человека, что мы и наблюдаем в системе построения корпоративной культуры, идее «мозгового штурма». Таким образом, навыки, заложенные в начальной школе, актуальны и с точки зрения дальнейшей карьеры взрослого человека. Вопрос разделения игр на «серьезные» и «развлекательные», по Хейзинге, снят, все их признаки смешались.

Вопросами игры как средства межкультурной и межнациональной коммуникации занимался С.А. Шмаков в работе «Игра и дети». Среди других функций он говорил об игровых технологиях как способе разрешения конфликтов, обучения толерантности. Игра нейтрализует проявления ксенофобии, позволяет присваивать элементы «чужой» культуры как часть собственного жизненного опыта.

Заключение

Развитие творческой активности ребенка предполагается нормативными документами, регулирующими образовательную деятельность в РФ. Помимо традиционной учебной деятельности, задействуется и внеурочная, предполагающая больший простор для выбора форм и методов педагогической работы. Таким образом, для решения поставленных задач был разработан дидактический инструментарий – система игр-лото, посвященных культуре, истории, природе Башкортостана.

Опыт применения лото «Портрет Башкортостана» позволяет с уверенностью заявить, что это оптимальный способ для творческого усвоения краеведческой информации с дальнейшим ее применением для собственно творческой деятельности ребенка – создания живописных, скульптурных работах, спектаклей, художественных произведений.

Поскольку развитие творческой активности неразрывно связано с развитием речи, то внедрение некоторых психолингвистических методик в практику обучения выглядит оправданным. В частности, выделение ключевых слов при работе с текстами, описывающими карточки-лото, способствует запоминанию новой информации, расширяет словарный запас ребенка, позволяет в дальнейшем использовать полученные знания для строительства собственных текстов творческого характера.

Многолетняя практика использования игр-лото показывает, что литературной, этнографической, исторической, архитектурной и живописной тематикой их возможности не ограничиваются. Лото актуально для знакомства с родной природой, его применение возможно и на традиционных уроках при освоении нового материала. В любом случае творческий потенциал ребенка при работе с таким типом игр актуализируется и развивается высокими темпами. В перспективе разработка новых типов игр-лото с охватом социальной, промышленной, экономической тематики, выпуск игр для детей с ОВЗ, для разновозрастного сотрудничества.

Список литературы

1. Алиев, Ю.Б. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. [Текст] / Ю.Б. Алиев [и др.], под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

2. Анисимов, В.П., Сметанина А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: Монография. [Текст] / В.П. Анисимов, А.Ю. Сметанина. – Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-т, 2008. – 280 с.

3. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В.П.Нерознака. M.:Academia, 1997. - С.227-245.

20.

4. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. Л.: Наука, 1988. - 358 с.

5. Большаков, В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.- 92 с.

6. Борев, Ю.Б. Эстетика. [Текст] / Ю.Б. Бореев. - М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. – 829 с.

7. Бычков, В.В. Эстетика: Учебник, 2-е издание. [Текст] / В.В. Бычков. - М: Гардарики, 2008-573 с.

8. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С. 57-67.

9. Васильева В.В. В поисках механизмов понимания текста // Вестник Омского университета. 1998. № 3. С.65-68.

10. Величко, О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе эстетического воспитания младших школьников. [Текст] / О.Ю. Величко // Начальная школа. – 2008. - №8 – С. 11-15.

11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1967. – 93 с.

12. Гаврилова, Е.Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Е.Э. Гаврилова. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – С. 66-72.

13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.:.Наука,1981. 140 с.

14. Григорович, Л.А. Развитие творческого воображения. [Текст] / Л.А. Григорович. - М.: 2003.-175 с.

15. Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. [Текст] / Е.О.Гусев- Л.: 1978. - 94 с.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - №9 - С. 23 - 47.

16. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. [Текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Знание, 1986. – 96 с.

17. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] / Б.С.Ерасов. - М.: 2000. – 591 с.

18. Иванова, Н.В., Марунина, Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. [Текст] / Н.В. Иванова, Г.Н. Марунина. – М.: АРКТИ, 2011. – 128 с.

19. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер; 2009 – 434 с.

20. Ильинская, И.П. Приобщение к народным художественным традициям как механизмам формирования эстетических чувств младших школьников [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2010. - №2. – С. 3-8.

21. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника [Текст] / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. - №1. – С. 20-25.

22. Колесникова И.А., Горчакова - Славская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: 2007.

23. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие, [Текст] / Е.В Котова, СВ. Кузнецова, Т.А. Романова ООО «ТЦ Сфера», 2010. - 111 с.

24. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск, 2005.

25. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 3 классах: Пособие для учителей. [Текст] / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 2000. – 192 с.

26. Кукушкин, В.С. Педагогика начального образования [Текст] / В.С. Кукушкин, Болдырева-Вараксина А. Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; 2005. – 592 с.

27. Кульневич, С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. [Текст] / С.В. Кульневич. – Воронеж. 2006.

28. Лакоценина, Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. [Текст] / Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. – Из-во «Учитель», 2007.

29. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное Л-75 пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК, [Текст] / Б.Т.Лихачев. - М.: Прометей, 2002. – 528 с.

30. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. [Текст] / Б.Т.Лихачев. - М.: Просвещение, 2000.- 175 с.

31. Любимова, Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. [Текст] / Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.

32. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение. [Текст] / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2011. – 144 с.

33. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителей начальных классов. [Текст] / Н.В. Матяш. - М.:2004. – 112 с.

34. Методика воспитательной работы [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. - Издание-2. - М.: Академа. - 2004.-120 с.

35. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М.: 2000. – 320 с.

36. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. [Текст] / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

37. Ожерельева, О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. [Текст] / О.К. Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - № 6. – С.58-63.

38. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. [Текст] / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2008.

39. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. И специальностям в обл. «Образование и педагогика» [Текст] / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 463 с.

40. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

41. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Бим-Бад; Редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 – 528 с.

42. Петрукович, О.А. Проектированию надо учить. [Текст] / О.А. Петрукович // Школа и производство. - 2003. - №4 - С. 48 - 55.

43. Печко, Л.П. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе [Текст] / Л.П. Печко – М.: 1991. – 109 с.

44. Подгорная, С.Н. Современные праздники в начальной школе (1-2 классы): практ. пособие для учителей нач. кл. сред.шк. [Текст] / С.Н. Подгорная. – 3-е изд. – М.: МарТ, 2007. – 191 с.

45. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

46. Полат Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петрова А.Е. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова. - М.: 2004.

47. Потанина, В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. [Текст] / В.Я. Потанина. - М.: Академия, 2009 – 120 с.

48. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству – сайт Минобрнауки РФ: http//www.**on.gov.ru/

49. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б.М. – М.: «Просвещение», 2007.

50. Рабочая программа по изобразительному искусству. Изобразительное искусство. 1-4 классы по предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2012

51. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции. Вопросы эстетики. [Текст] / С.Х. Раппопорт. М.: Педагогика, 1972. - 147 с.

52. Рожков, М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова − М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. − 384 с.

53. 195. Румянцева И.М. Экспериментальное исследование речи и создание новых обучающих технологий // Экспериментальные исследования речи: (Сб. науч. тр.). М.: ИЯ РАН, 1999. С. 74-81.

54. Савельева, Е. А. Развитие художественно-творческой активности младших школьников во внеучебной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2002 177 c.

55. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. [Текст] / А.И. Савенков // СПб., 2004 – 125 с.

56. Самохвалова, В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире. [Текст] / В.И. Самохвалова. М.: ИФРАН, 1996. – 206 с.

57. Святкова, О. Развиваем творческие способности / [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.

58. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. [Текст] / В.С. Свеливанов. – М.: 2002 – 307 с.

59. Селивёрстова, Е.Н. От школы знания – к школе созидания: теоретические и технологические аспекты обучения. [Текст] / Е.Н. Селивёрстова. - Владимир: ВГГУ. 2008 – 130 с.

60. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. [Текст] / И.С. Сергеев – М: АРКТИ 2003

61. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шлянов; Под ред. В.А.Сластенина-2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 576 с.

62. Сметанкина, И.П. Об эстетическом воспитании школьников [Текст] /И.П. Сметанкина // Начальная школа. – 2003. - №9. – С.48-52.

63. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с., [16] с. ил.

64. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] / Л.Ю. Субботина. Ярославль: Академия развития, 2001.- 240с.

65. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. [Текст] / Л.Ю. Субботина – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.

66. Тигина, С.А. Структура психолингвистической компетенции младших школьников. [Текст] / С.А. Тигина // Теория языка и межкультурная коммуникация. – 2011. – № 7. – С. 96-100.

67. Ткаченко, Л.В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте [Электронный ресурс] / Л.В. Ткаченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 31–35. – URL: http://e-ko**ept.ru/2015/15229.htm.

68. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. //Завуч начальной школы. – 2011. − №1. – С. 5-12.

69. Фокина, Т.Н. Программа художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 2000.-№1. - С. 287

70. Хохлова, М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников [Текст] / М. В. Хохлова // Педагогика. - 2004. - № 5 - С. 39 - 54.

71. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. [Текст] / И.Д. Чечель. - М.: Просвещение, 2009 – 150 с.

72. Шлинке, Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т. Н. Шлинке. - Аспект Пресс, - 2009 – 70 с.

73. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В. Организация проектной деятельности в школе: Система работы. [Текст] / С.Г. Щербакова, Л.А. Выткалова, Н.В. Кобченко. — Волгоград, 2008.

74. Эстетика. Под ред. А.А.Радугин – М.: Центр, 2005. – 240 с.

75. Эстетическое воспитание и художественное образование в начальной школе: современное состояние и перспективы развития // Начальная школа. - 2010. - №8

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие творческой активности младшего школьника во внеучебной деятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика