Дипломная работа

«Современная хореография как средство саморазвития личности молодежи»

  • 71 страниц(ы)
  • 306 просмотров
  • 0 покупок
фото автора

Автор: navip

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСАМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 8

1.1. Саморазвитие личности молодежи как психолого-педагогическая проблема 8

1.2. Развивающие возможности современного хореографического искусства 20

Выводы по первой главе 30

ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 33

2.1. Содержание, формы и методы организации занятий современной хореографии как средства саморазвития личности молодежи 33

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 44

Выводы по второй главе 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

Современное общество нуждается в активных людях, которые стремятся к саморазвитию. В связи с этим одной из важных образовательных задач является развитие субъектной позиции и субъективных качеств учеников в самых разных видах деятельности.

Саморазвитие, самоопределение и самостоятельность превращаются в главные общественные ценности. Способность человека самоизменяться, осуществлять поиск средств к достижению поставленной цели, обладает большой важностью, поскольку в процессе саморазвития человек становится собой в самой высшей степени. Такое понимание саморазвития личности представляет собой результат сложнейших новых социокультурных условий бытия в настоящем и будущем.

Способность к осуществлению саморазвития является сложным интегративным личностным образованием и комплексом индивидуально-психологических особенностей личности, который определяет успех деятельности человека по его саморазвитию и дает характеристику субъективной позиции в этом процессе.

Саморазвитие представляет собой процесс, отражающий качественные и необратимые изменения самой личностью своих интеллектуальных возможностей, духовных, физических и психических сил, нравственности, в стремлении достроить, совершенствовать себя до соответствия идеальному образу.

Актуальность проблемы. Сегодня у многих представителей молодежи отсутствует тяга к саморазвитию. Между тем, до достижения 25 лет способности человека к обучению намного выше, чем после 25. Важность саморазвития заключена не столько в оценке интеллектуальных и их способности, сколько в возможности приобретения навыков и знаний, которые позволяют быть более адаптированными к окружающей среде. Прежде всего, именно процесс успешной адаптации личности 3

характеризуется уровнем саморазвитием. Решением данной проблемы являются собственные желания и мотивация к увеличению своей адаптации к окружающей среде, развитию приспособления. Современная хореография представляет собой единое целое хореографических композиций и влияет на развитие личности в стремлении саморазвиваться.

Когда педагогом создается благоприятствующая эмоциональная среда, применяются разнообразные методы психологической поддержки воспитанников, которые основаны на импровизации, он помогает им осуществить развитие творческих способностей, а также способствует закреплению у воспитанников полученного опыта и формированию предпосылок для дальнейшего творческого саморазвития.

Когда молодежь объединена в группы, то саморазвитие, по мнению психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин и др.) происходит быстрее и эффективнее, вместе с этим происходит процесс социализации. Изменение условий самореализации представителей молодежи изменяет их мотивы и их самих. Поэтому нужно помочь им с правильным выбором путей к саморазвитию.

Проблема саморазвития личности выделяется в науке как одна из наиболее актуальных. Она стала объектом внимания таких наук, как психология, педагогике, философия. Осмысление проблемы саморазвития предпринималось как в классической философии (Аристотель, Аврелий Августин, Р. Декарт, И. Кант), так и современными философами (В.И.Вернадский, Н.А. Бердяев, Б.Т. Григорьян, Н.Б. Крылова, О.В.Долженко, М.К. Мамардашвили, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, А.Л.Чижевский).

Психологические закономерности саморазвития исследовались в трудах Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, Л.П. Гримака, Г.Л. Ильина, С.Грофа, А. Маслоу, Г. Олпорта, Ю.А. Миславского, К. Роджерса, Б.Д. Эльконина, Д.И. Фельдштейна и др.

После того, как произошло обращение гуманистической педагогики к понятию саморазвития, оно пополнилось стремлением человека к соответствию конкретному типовому социальному образцу, а также целенаправленно организованной, сознательной активностью человека к выявлению, сохранению и развитию его индивидуальных качеств.

Занимая особенное, важное место в общественной жизни как в начале развития человечества, так и в современное время, искусство хореографии представляет собой своеобразные институт человеческой социализации, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. Задачами хореографического образования является не только развитие творческого потенциала и формирование профессионального мастерства, но и воспитание всесторонне развитой личности.

Занятия современной хореографией положительно влияют на формирование личностных качеств представителей молодежи - таких качеств, как воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развития, активную жизненную позицию. Танец гармонично влияет на развитие, давая возможность взаимовлиять и взаимообогащать разные качества человеческой личности, вызывает у молодежи стимулы к саморазвитию.

Занятия хореографией будут вызывать интерес, эмоциональный подъем и желание самосовершенствоваться особенно эффективно, если у обучающихся не потребуются специальные хореографические способности. Регулярные, специально организованные занятия по современной хореографии окажут положительное воздействие на соматическое здоровье учащихся, нравственное и духовное воспитание, способствуют

эстетическому, общефизическому, музыкально-ритмическому,

эмоциональному развитию.

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка программы стимулирования саморазвития молодежи посредством занятий современной хореографией в условиях учреждения дополнительного образования.

Объектом исследования выступает процесс дополнительного образования.

Предмет исследования: содержание, формы и методы организации занятий современной хореографии как средства саморазвития личности молодежи.

Гипотеза исследования: стремление молодежи к саморазвитию можно стимулировать, если в учреждении будет разработана и реализована специальная программа занятий современной хореографией, которая:

- учитывает психологические и индивидуально-личностные особенности;

- реализуется на основе принципов: опоры на положительное в личности; деятельности и добровольности участия в программе; осмысленного отношения к своему поведению, через проведение рефлексии в конце каждого занятия; доброжелательности и безоценочности.

- ориентирована на формирование компонентов готовности к саморазвитию (мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, действенный, рефлексивный).

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить саморазвитие личности молодежи как психолого-педагогическую проблему.

2. Раскрыть развивающие возможности современного

хореографического искусства.

3. Изучить содержание, формы и методы организации занятий современной хореографии как средства саморазвития личности молодежи.

4. Провести педагогический эксперимент и обобщить его результаты.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Чтобы решить поставленные задачи и проверить выдвинутую гипотезу, был использован следующий комплекс методов исследования:

- теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных);

- эмпирические методы (наблюдение, опрос, эксперимент)

- изучение и обобщение педагогического опыта.

Теоретическая значимость работы заключается во внесении новой, актуальной информации по исследуемым вопросам в базу теоретических исследований.

Практическая значимость работы состоит в обработке и сопоставлении анализа результата проведенного опытно-экспериментального исследования.

Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСАМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ

1.1. Саморазвитие личности молодежи как психолого-педагогическая проблема

Стремление к совершенствованию и тенденция к психологическому росту является отличительной чертой каждого человека. Указанная тенденция - стремление человека к самоактуализации - выражается в желаниях понимать себя, реализовать собственные способности и потребности наиболее полным образом.

Если учитывать, что в современной науке прочно твердо закрепилась идея, понимающая саморазвитие как специфическую особенность, фундаментальную способность, высшую и сущностную человеческую потребность, понятие саморазвития личности до настоящего времени не смеет строгой определенности. Проблема саморазвития личности сегодня представляет собой объект внимания таких наук, как педагогика, психология, философия и социология.

Изучение процесса саморазвития личности имеет давнюю историю, берущую начало еще с эпохи древних цивилизаций и Античности.

«Саморазвитие» употребляют, когда необходимо подчеркнуть самодетерминированный характер развития, роль в развитии персонального фактора. Но на протяжении долгого времени саморазвитие существовало в науке не как предмет исследования, а объяснительная категория, которая выражает принцип активности личности в развитии. Саморазвитие не обладало статусом психологического феномена и статусом части психологической реальности. Быть может, это объясняет то, что в словарях и учебниках по психологии отсутствуют статьи, посвященные саморазвитию. Но за последние десятки лет отношения к понятию «саморазвитие» изменилось. Оно стало рассматриваться исследователями не только как 8

объяснительный принцип, но и психологический феномен. Саморазвитие признали самобытным динамическим явлением, качественно отличным от развития. На этом уровне анализа саморазвития предстает как многостороння и малоизученная проблема.

Сегодня условное наименование «психология саморазвития личности» объединяет исследования, которые посвящены общему предмету - саморазвитию личности как психологическому феномену.

Саморазвитие личности стало центральной темой работ по психологии, в которых осмысляются процессы самопознания, самоопределения и других процессов становления личности. Необходимо выделить в этом направлении работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Деркача, И.С. Кона, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шорохова.

В отечественной психологии история становления проблемы саморазвития проходит три основные этапа.

Концептуальные основы психологии саморазвития были заложены в трудах 20-60 гг. ХХ в. Основной характеристикой работ данного этапа является практически полное отсутствие самого понятия «саморазвитие». Но идет представление о личности как активном начале, о субъекте развития, выражающееся, как правило, термином «саморазвитие».

В своем раннем труде 1922 г. С.Л. Рубинштейн, проводя анализ свойства самостоятельности систем, по сути, делает философское обоснование идеи саморазвития как самодвижения, в котором элементы детерминированы внутри самой системы, а не заданы извне.

Исследователь определят ключ к главной проблеме саморазвития: как возможно саморазвитие, которое инициировано внутри системы, а не вне ее. «Самостоятельна такая совокупность содержаний, все отношения между элементами которой сами суть элементы той же совокупности, так что она замыкается в законченное целое, каждый элемент которого совершенно определен в пределах того же целого. Тогда это целое не имеет предпосылок вне себя; все ее предпосылки включены в самое систему, и эта система имеет в себе обоснованное существование».

С.Л. Рубинштейн высказывает мнение, что личность - это носитель сознания и отношения к миру. Личность для него - способность вырабатывать это отношение, занимать определенную позицию. В его понимании такова фундаментальная личностная функция. Саморазвитие личности - это одно из проявлений деятельной человеческой сущности, направленное на изменение субъекта. Саморазвитие является внутренней духовно-практической деятельностью субъекта, результатом которой является изменение его внутреннего мира [59, с. 154-155].

В настоящее время, в условиях интенсивных и глобальных изменений, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы быстрой и гибкой адаптации личности к динамично изменяющимся условиям, которая характеризуется уровнем саморазвития личности.

В педагогике процесс развития личности рассматривается как «изменение личности под влиянием законов развития психики, состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития, характеризуется как «изменение», «создание», «улучшение», «развитие его мировоззрения, самосознание, отношения к реальности, характер, способности, умственные процессы, накопление опыта».

Саморазвитие личности определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, совершенствования физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности. Под саморазвитием мы подразумеваем желание человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; это специальный процесс, который следует за другими «самопроцессами» и опирается на них.

Концепция самовоспитания и саморазвития личности обучающегося - это преемница концепции развивающего обучения, которая была разработана в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других.

Одним из наиболее важных периодов в жизни человека является подростковый возраст, когда происходят наиболее заметные и значимые изменения личности. Подростковый возраст - это переходный возраст от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Советский психолог Д.Б. Эльконин относит к подросткам лиц от 12 до 17 лет.

В подростковый период начинается активное развития самосознания, важной особенностью которого являются размышление индивида о себе, о своих качествах и свойствах. Идет интенсивное становление индивидуальности: подросток, в отличие от младшего школьника, проявляет интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, возрастает стремление к утверждению своего собственного «я» и самовыражению.

Лучший способ помочь в этом подросткам - обеспечить им свободу и самоидентификацию в системе их деятельности в целом и творческой деятельности в частности. Одним из древнейших видов искусства, обращение к которому поможет решить поставленные задачи саморазвития личности, индивидуальности является занятие современными танцами, потому что танец является интегратором всех аспектов человека.

Современный танец (contemporarydance) - направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили конца XX - начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Движение, в свою очередь, рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики. Художественными средствами современного танца выступает синтез различных техник и танцевальных стилей.

По мнению ряда ученых и педагогов-практиков занятие танцем, в частности современным, стимулирует развитие мотивации к творческой деятельности, которая является ядром индивидуальности (О.С. Гребенюк, C.JI. Рубинштейн, П.В. Симонов), а также воли, способностей, интеллекта (Т.Барышникова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная, Т.В. Пуртова, С.Д. Руднева, Э.М.Фиш, E.H. Фокина).

Из всех существующих направлений танцевального искусства наибольший интерес у лиц подросткового возраста вызывают современные танцы. Для подростка, который активно пытается самоопределиться предметно, социально, профессионально, лично выбрать тот или иной вид деятельности, который позволяет удовлетворить возникающие потребности в саморазвитии, самопознании, занятия танцами становятся особенно актуальными.

Современные виды хореографии - такие танцевальные направления, как хип-хоп, модерн, джаз, джаз-фанк и мн.др., дают подростку почувствовать себя современным и модным. Большую роль в этом играют и телепередачи, призванные популяризировать современное хореографическое искусство - «Танцы», «Танцы со звездами» и др. Современный танец в целом ориентирован на медиасреду — на то, чтобы быть более зрелищным, интересным в визуальном плане, поэтому в танце появляются акробатические и цирковые трюки, компьютерные спецэффекты и т.п. Все, что может впечатлить зрителя, заинтересовать и «приковать» к экранам.

Современные танцы являются наилучшим «комплексом специальных упражнений» для всех групп мышц. Интенсивно развиваются следующие физические качества: повышается уровень подвижности в суставах, гибкости, силы мышц, выносливости. Помимо физических нагрузок, танцы - это еще и красивые и грациозные движения, в совокупности с ритмичной музыкой, оригинальными костюмами, атмосферой творчества, что в целом у каждого танцора создает позитивные эмоции.

Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности.

Для реализации поставленной цели - саморазвития личности следует подходить индивидуально. У каждого человека есть свои особенности, способности и темп обучаемости; для получения качественного результата нужно рассматривать все аспекты саморазвития личности. Главный элемент саморазвития - это желание самой личности развиваться и стремиться к достижению результата.

Задача педагога-хореографа состоит в том, чтобы раскрыть потенциал личности возможностями современной хореографии и танцевальной импровизации, не нарушив естественный пусть творческого развития личности каноническим обучением. Создавая благоприятную эмоциональную среду и используя методы поддержки обучающихся на основе танцевальной импровизации, педагог способствует развитию творческих способностей личности, закреплению приобретаемого опыта обучающихся, а также создает предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.

Основные методы, способствующие стимулированию стремления к саморазвитию, представляют собой ведение всесторонней комплексной работы, направленной на формирование у молодежи чувства уверенности в себе и повышение общей самооценки, при реализации субъективного подхода; обучение импровизации; тщательная отработка танцевальных движений, или же практика. Необходимо развить всесторонний интерес к занятиям современным танцам. Весьма действенным является использование таких современных методов, как правильная музыкальная подборка и видео-средств.

При проведении опытно-экспериментального исследования нами был использован комплекс всех этих методов. Одновременно с совершенствованием физического развития происходит улучшение личностных качеств, идет воспитание активной жизненной позиции.

Ученик организует собственный досуг - насыщает его новыми эмоциями. Коррекция фигура, совершенствование двигательных навыков крайне положительно влияет на психическое самочувствие. Повышается общая самооценка, удовлетворенность собственной внешностью. Развивается заинтересованность в изучении новых музыкальных жанров.

Общие результаты, полученные при опытно-экспериментальном исследовании (педагогическом эксперименте):

- высокая активность и результативность участия в творческой деятельности; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;

- ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;

- ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Под влиянием танцевальной подготовки идет становление системы ценностных ориентаций - познания, переживания прекрасного,

общественного признания, творчества. Танец представляет собой не просто заученные движения, но и живой механизм, в котором всё взаимосвязано логически и одно движение вытекает из другого. Танец вовлекает человека в движения, чувства и мышление одновременно.

Так, польза современных танцев заключается в следующем:

Тело. Танец влияет на развитие гибкости, кровообращения, тонуса тела и мускул. Он способствует формированию хорошей осанки, координации и равновесия.

Разум. Танец способствует обогащению знаний и улучшению образовательного процесса как традиционными, так и экспериментальными способами.

Эстетика. Танец помогает человеку осознать красоту, придать движениям и формам новый смысл.

Культура. Танец помогает лучше понять и оценить многие явление культурной, общественной и исторической жизни.

Эмоции. Танец способствует развитию самоуверенности и самоуважения благодаря своей побудительности.

Общество. Современный танец помогает улучшить восприимчивость и понимание, способность оценивать других, помогает сопереживать и научиться уважению. Несмотря на то, что танец - это замечательная физическая деятельность, главным образом он представляет собой вид искусства и средство для эстетического выражения ума и тела.

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 704 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // С.Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы: Сб. ст. - М.: Наука, 1989.

3. Александрова, Н. А. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Н.А. Александрова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 416 с.

4. Алешина, С. А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дис. . канд. пед. наук / С. А. Алешина. - Оренбург, 2003. - 22 с.

5. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андеев. - Казань: ЦИТ, 2000. - 608 с.

+ еще 55 источников

Примечания к работе

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Современная хореография как средство саморазвития личности молодежи»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика