Дипломная работа
«Современная хореография как средство саморазвития личности молодежи»
- 71 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСАМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 8
1.1. Саморазвитие личности молодежи как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Развивающие возможности современного хореографического искусства 20
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА II. ОПЫТНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ 33
2.1. Содержание, формы и методы организации занятий современной хореографии как средства саморазвития личности молодежи 33
2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 44
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Современное общество нуждается в активных людях, которые стремятся к саморазвитию. В связи с этим одной из важных образовательных задач является развитие субъектной позиции и субъективных качеств учеников в самых разных видах деятельности.
Саморазвитие, самоопределение и самостоятельность превращаются в главные общественные ценности. Способность человека самоизменяться, осуществлять поиск средств к достижению поставленной цели, обладает большой важностью, поскольку в процессе саморазвития человек становится собой в самой высшей степени. Такое понимание саморазвития личности представляет собой результат сложнейших новых социокультурных условий бытия в настоящем и будущем.
Способность к осуществлению саморазвития является сложным интегративным личностным образованием и комплексом индивидуально-психологических особенностей личности, который определяет успех деятельности человека по его саморазвитию и дает характеристику субъективной позиции в этом процессе.
Саморазвитие представляет собой процесс, отражающий качественные и необратимые изменения самой личностью своих интеллектуальных возможностей, духовных, физических и психических сил, нравственности, в стремлении достроить, совершенствовать себя до соответствия идеальному образу.
Актуальность проблемы. Сегодня у многих представителей молодежи отсутствует тяга к саморазвитию. Между тем, до достижения 25 лет способности человека к обучению намного выше, чем после 25. Важность саморазвития заключена не столько в оценке интеллектуальных и их способности, сколько в возможности приобретения навыков и знаний, которые позволяют быть более адаптированными к окружающей среде. Прежде всего, именно процесс успешной адаптации личности 3
характеризуется уровнем саморазвитием. Решением данной проблемы являются собственные желания и мотивация к увеличению своей адаптации к окружающей среде, развитию приспособления. Современная хореография представляет собой единое целое хореографических композиций и влияет на развитие личности в стремлении саморазвиваться.
Когда педагогом создается благоприятствующая эмоциональная среда, применяются разнообразные методы психологической поддержки воспитанников, которые основаны на импровизации, он помогает им осуществить развитие творческих способностей, а также способствует закреплению у воспитанников полученного опыта и формированию предпосылок для дальнейшего творческого саморазвития.
Когда молодежь объединена в группы, то саморазвитие, по мнению психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин и др.) происходит быстрее и эффективнее, вместе с этим происходит процесс социализации. Изменение условий самореализации представителей молодежи изменяет их мотивы и их самих. Поэтому нужно помочь им с правильным выбором путей к саморазвитию.
Проблема саморазвития личности выделяется в науке как одна из наиболее актуальных. Она стала объектом внимания таких наук, как психология, педагогике, философия. Осмысление проблемы саморазвития предпринималось как в классической философии (Аристотель, Аврелий Августин, Р. Декарт, И. Кант), так и современными философами (В.И.Вернадский, Н.А. Бердяев, Б.Т. Григорьян, Н.Б. Крылова, О.В.Долженко, М.К. Мамардашвили, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, А.Л.Чижевский).
Психологические закономерности саморазвития исследовались в трудах Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, Л.П. Гримака, Г.Л. Ильина, С.Грофа, А. Маслоу, Г. Олпорта, Ю.А. Миславского, К. Роджерса, Б.Д. Эльконина, Д.И. Фельдштейна и др.
После того, как произошло обращение гуманистической педагогики к понятию саморазвития, оно пополнилось стремлением человека к соответствию конкретному типовому социальному образцу, а также целенаправленно организованной, сознательной активностью человека к выявлению, сохранению и развитию его индивидуальных качеств.
Занимая особенное, важное место в общественной жизни как в начале развития человечества, так и в современное время, искусство хореографии представляет собой своеобразные институт человеческой социализации, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом. Задачами хореографического образования является не только развитие творческого потенциала и формирование профессионального мастерства, но и воспитание всесторонне развитой личности.
Занятия современной хореографией положительно влияют на формирование личностных качеств представителей молодежи - таких качеств, как воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развития, активную жизненную позицию. Танец гармонично влияет на развитие, давая возможность взаимовлиять и взаимообогащать разные качества человеческой личности, вызывает у молодежи стимулы к саморазвитию.
Занятия хореографией будут вызывать интерес, эмоциональный подъем и желание самосовершенствоваться особенно эффективно, если у обучающихся не потребуются специальные хореографические способности. Регулярные, специально организованные занятия по современной хореографии окажут положительное воздействие на соматическое здоровье учащихся, нравственное и духовное воспитание, способствуют
эстетическому, общефизическому, музыкально-ритмическому,
эмоциональному развитию.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка программы стимулирования саморазвития молодежи посредством занятий современной хореографией в условиях учреждения дополнительного образования.
Объектом исследования выступает процесс дополнительного образования.
Предмет исследования: содержание, формы и методы организации занятий современной хореографии как средства саморазвития личности молодежи.
Гипотеза исследования: стремление молодежи к саморазвитию можно стимулировать, если в учреждении будет разработана и реализована специальная программа занятий современной хореографией, которая:
- учитывает психологические и индивидуально-личностные особенности;
- реализуется на основе принципов: опоры на положительное в личности; деятельности и добровольности участия в программе; осмысленного отношения к своему поведению, через проведение рефлексии в конце каждого занятия; доброжелательности и безоценочности.
- ориентирована на формирование компонентов готовности к саморазвитию (мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, действенный, рефлексивный).
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить саморазвитие личности молодежи как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть развивающие возможности современного
хореографического искусства.
3. Изучить содержание, формы и методы организации занятий современной хореографии как средства саморазвития личности молодежи.
4. Провести педагогический эксперимент и обобщить его результаты.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
Чтобы решить поставленные задачи и проверить выдвинутую гипотезу, был использован следующий комплекс методов исследования:
- теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных);
- эмпирические методы (наблюдение, опрос, эксперимент)
- изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость работы заключается во внесении новой, актуальной информации по исследуемым вопросам в базу теоретических исследований.
Практическая значимость работы состоит в обработке и сопоставлении анализа результата проведенного опытно-экспериментального исследования.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСАМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ
1.1. Саморазвитие личности молодежи как психолого-педагогическая проблема
Стремление к совершенствованию и тенденция к психологическому росту является отличительной чертой каждого человека. Указанная тенденция - стремление человека к самоактуализации - выражается в желаниях понимать себя, реализовать собственные способности и потребности наиболее полным образом.
Если учитывать, что в современной науке прочно твердо закрепилась идея, понимающая саморазвитие как специфическую особенность, фундаментальную способность, высшую и сущностную человеческую потребность, понятие саморазвития личности до настоящего времени не смеет строгой определенности. Проблема саморазвития личности сегодня представляет собой объект внимания таких наук, как педагогика, психология, философия и социология.
Изучение процесса саморазвития личности имеет давнюю историю, берущую начало еще с эпохи древних цивилизаций и Античности.
«Саморазвитие» употребляют, когда необходимо подчеркнуть самодетерминированный характер развития, роль в развитии персонального фактора. Но на протяжении долгого времени саморазвитие существовало в науке не как предмет исследования, а объяснительная категория, которая выражает принцип активности личности в развитии. Саморазвитие не обладало статусом психологического феномена и статусом части психологической реальности. Быть может, это объясняет то, что в словарях и учебниках по психологии отсутствуют статьи, посвященные саморазвитию. Но за последние десятки лет отношения к понятию «саморазвитие» изменилось. Оно стало рассматриваться исследователями не только как 8
объяснительный принцип, но и психологический феномен. Саморазвитие признали самобытным динамическим явлением, качественно отличным от развития. На этом уровне анализа саморазвития предстает как многостороння и малоизученная проблема.
Сегодня условное наименование «психология саморазвития личности» объединяет исследования, которые посвящены общему предмету - саморазвитию личности как психологическому феномену.
Саморазвитие личности стало центральной темой работ по психологии, в которых осмысляются процессы самопознания, самоопределения и других процессов становления личности. Необходимо выделить в этом направлении работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Деркача, И.С. Кона, А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шорохова.
В отечественной психологии история становления проблемы саморазвития проходит три основные этапа.
Концептуальные основы психологии саморазвития были заложены в трудах 20-60 гг. ХХ в. Основной характеристикой работ данного этапа является практически полное отсутствие самого понятия «саморазвитие». Но идет представление о личности как активном начале, о субъекте развития, выражающееся, как правило, термином «саморазвитие».
В своем раннем труде 1922 г. С.Л. Рубинштейн, проводя анализ свойства самостоятельности систем, по сути, делает философское обоснование идеи саморазвития как самодвижения, в котором элементы детерминированы внутри самой системы, а не заданы извне.
Исследователь определят ключ к главной проблеме саморазвития: как возможно саморазвитие, которое инициировано внутри системы, а не вне ее. «Самостоятельна такая совокупность содержаний, все отношения между элементами которой сами суть элементы той же совокупности, так что она замыкается в законченное целое, каждый элемент которого совершенно определен в пределах того же целого. Тогда это целое не имеет предпосылок вне себя; все ее предпосылки включены в самое систему, и эта система имеет в себе обоснованное существование».
С.Л. Рубинштейн высказывает мнение, что личность - это носитель сознания и отношения к миру. Личность для него - способность вырабатывать это отношение, занимать определенную позицию. В его понимании такова фундаментальная личностная функция. Саморазвитие личности - это одно из проявлений деятельной человеческой сущности, направленное на изменение субъекта. Саморазвитие является внутренней духовно-практической деятельностью субъекта, результатом которой является изменение его внутреннего мира [59, с. 154-155].
В настоящее время, в условиях интенсивных и глобальных изменений, человечество ищет пути выхода из кризисных и конфликтных ситуаций. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы быстрой и гибкой адаптации личности к динамично изменяющимся условиям, которая характеризуется уровнем саморазвития личности.
В педагогике процесс развития личности рассматривается как «изменение личности под влиянием законов развития психики, состояний внутреннего субъекта, социальной ситуации его развития, характеризуется как «изменение», «создание», «улучшение», «развитие его мировоззрения, самосознание, отношения к реальности, характер, способности, умственные процессы, накопление опыта».
Саморазвитие личности определяется как процесс сознательного, качественного и необратимого изменения личностью своих нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей и возможностей, совершенствования физических, психических и духовных сил с целью «достроить» себя до идеального образа целостной личности. Под саморазвитием мы подразумеваем желание человека изменить себя и овладеть средствами такого изменения; это специальный процесс, который следует за другими «самопроцессами» и опирается на них.
Концепция самовоспитания и саморазвития личности обучающегося - это преемница концепции развивающего обучения, которая была разработана в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и других.
Одним из наиболее важных периодов в жизни человека является подростковый возраст, когда происходят наиболее заметные и значимые изменения личности. Подростковый возраст - это переходный возраст от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Советский психолог Д.Б. Эльконин относит к подросткам лиц от 12 до 17 лет.
В подростковый период начинается активное развития самосознания, важной особенностью которого являются размышление индивида о себе, о своих качествах и свойствах. Идет интенсивное становление индивидуальности: подросток, в отличие от младшего школьника, проявляет интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, возрастает стремление к утверждению своего собственного «я» и самовыражению.
Лучший способ помочь в этом подросткам - обеспечить им свободу и самоидентификацию в системе их деятельности в целом и творческой деятельности в частности. Одним из древнейших видов искусства, обращение к которому поможет решить поставленные задачи саморазвития личности, индивидуальности является занятие современными танцами, потому что танец является интегратором всех аспектов человека.
Современный танец (contemporarydance) - направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили конца XX - начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Движение, в свою очередь, рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики. Художественными средствами современного танца выступает синтез различных техник и танцевальных стилей.
По мнению ряда ученых и педагогов-практиков занятие танцем, в частности современным, стимулирует развитие мотивации к творческой деятельности, которая является ядром индивидуальности (О.С. Гребенюк, C.JI. Рубинштейн, П.В. Симонов), а также воли, способностей, интеллекта (Т.Барышникова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная, Т.В. Пуртова, С.Д. Руднева, Э.М.Фиш, E.H. Фокина).
Из всех существующих направлений танцевального искусства наибольший интерес у лиц подросткового возраста вызывают современные танцы. Для подростка, который активно пытается самоопределиться предметно, социально, профессионально, лично выбрать тот или иной вид деятельности, который позволяет удовлетворить возникающие потребности в саморазвитии, самопознании, занятия танцами становятся особенно актуальными.
Современные виды хореографии - такие танцевальные направления, как хип-хоп, модерн, джаз, джаз-фанк и мн.др., дают подростку почувствовать себя современным и модным. Большую роль в этом играют и телепередачи, призванные популяризировать современное хореографическое искусство - «Танцы», «Танцы со звездами» и др. Современный танец в целом ориентирован на медиасреду — на то, чтобы быть более зрелищным, интересным в визуальном плане, поэтому в танце появляются акробатические и цирковые трюки, компьютерные спецэффекты и т.п. Все, что может впечатлить зрителя, заинтересовать и «приковать» к экранам.
Современные танцы являются наилучшим «комплексом специальных упражнений» для всех групп мышц. Интенсивно развиваются следующие физические качества: повышается уровень подвижности в суставах, гибкости, силы мышц, выносливости. Помимо физических нагрузок, танцы - это еще и красивые и грациозные движения, в совокупности с ритмичной музыкой, оригинальными костюмами, атмосферой творчества, что в целом у каждого танцора создает позитивные эмоции.
Современный танец, как и современной искусство остаётся многогранным и быстро развивающимся направлением, его возможности увеличиваются с каждым днём, что делает это направление танца уникальным для изучения в аспекте саморазвития личности.
Для реализации поставленной цели - саморазвития личности следует подходить индивидуально. У каждого человека есть свои особенности, способности и темп обучаемости; для получения качественного результата нужно рассматривать все аспекты саморазвития личности. Главный элемент саморазвития - это желание самой личности развиваться и стремиться к достижению результата.
Задача педагога-хореографа состоит в том, чтобы раскрыть потенциал личности возможностями современной хореографии и танцевальной импровизации, не нарушив естественный пусть творческого развития личности каноническим обучением. Создавая благоприятную эмоциональную среду и используя методы поддержки обучающихся на основе танцевальной импровизации, педагог способствует развитию творческих способностей личности, закреплению приобретаемого опыта обучающихся, а также создает предпосылки дальнейшего творческого саморазвития.
Основные методы, способствующие стимулированию стремления к саморазвитию, представляют собой ведение всесторонней комплексной работы, направленной на формирование у молодежи чувства уверенности в себе и повышение общей самооценки, при реализации субъективного подхода; обучение импровизации; тщательная отработка танцевальных движений, или же практика. Необходимо развить всесторонний интерес к занятиям современным танцам. Весьма действенным является использование таких современных методов, как правильная музыкальная подборка и видео-средств.
При проведении опытно-экспериментального исследования нами был использован комплекс всех этих методов. Одновременно с совершенствованием физического развития происходит улучшение личностных качеств, идет воспитание активной жизненной позиции.
Ученик организует собственный досуг - насыщает его новыми эмоциями. Коррекция фигура, совершенствование двигательных навыков крайне положительно влияет на психическое самочувствие. Повышается общая самооценка, удовлетворенность собственной внешностью. Развивается заинтересованность в изучении новых музыкальных жанров.
Общие результаты, полученные при опытно-экспериментальном исследовании (педагогическом эксперименте):
- высокая активность и результативность участия в творческой деятельности; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;
- ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;
- ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Под влиянием танцевальной подготовки идет становление системы ценностных ориентаций - познания, переживания прекрасного,
общественного признания, творчества. Танец представляет собой не просто заученные движения, но и живой механизм, в котором всё взаимосвязано логически и одно движение вытекает из другого. Танец вовлекает человека в движения, чувства и мышление одновременно.
Так, польза современных танцев заключается в следующем:
Тело. Танец влияет на развитие гибкости, кровообращения, тонуса тела и мускул. Он способствует формированию хорошей осанки, координации и равновесия.
Разум. Танец способствует обогащению знаний и улучшению образовательного процесса как традиционными, так и экспериментальными способами.
Эстетика. Танец помогает человеку осознать красоту, придать движениям и формам новый смысл.
Культура. Танец помогает лучше понять и оценить многие явление культурной, общественной и исторической жизни.
Эмоции. Танец способствует развитию самоуверенности и самоуважения благодаря своей побудительности.
Общество. Современный танец помогает улучшить восприимчивость и понимание, способность оценивать других, помогает сопереживать и научиться уважению. Несмотря на то, что танец - это замечательная физическая деятельность, главным образом он представляет собой вид искусства и средство для эстетического выражения ума и тела.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 704 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // С.Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы: Сб. ст. - М.: Наука, 1989.
3. Александрова, Н. А. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Н.А. Александрова. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 416 с.
4. Алешина, С. А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дис. . канд. пед. наук / С. А. Алешина. - Оренбург, 2003. - 22 с.
5. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андеев. - Казань: ЦИТ, 2000. - 608 с.
+ еще 55 источников
Оригинал в pdf
Тема: | «Современная хореография как средство саморазвития личности молодежи» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 71 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Рождественские и святочные рассказы как средство развития познавательного интереса к чтению
Курсовая работа:
Обучение лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации
Курсовая работа:
Интернет как средство информации
Курсовая работа:
Использование педагогических технологий, как средство развития умственных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений