Дипломная работа
«Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
- 90 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития дружеских взаимоотношений в психолого-педагогической литературе….….7
1.2.Влияние народных подвижных игр на развитие дружеских взаимоотношений….….17
1.3. Условия формирования дружеских взаимоотношений с помощью народных подвижных игр ….… ….28
Выводы по первой главе…31
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Объект и методы исследования….….37
2.2 Проект по развитию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста с использованием народных подвижных игр …51
2.3.Анализ результатов экспериментальной работы….….60
Вывод по второй главе….… …68
Заключение….….69
Литература…73
Приложение….79
Актуальность исследования. Актуальность формирования дружеских взаимоотношений старшего дошкольника на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития дружеских взаимоотношений подрастающего поколения в процессе игры. Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Проблема дружеских взаимоотношений дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
Проблемой игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития: В.Штерна, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А.Л. Леонтьева, Д.Б.Эльконина.
Д.Б.Эльконин подчеркивал, что значение игры определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического и физического развития личности ребенка. Л.С. Выготский указывал, что игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать игры и занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский, уделяли большое внимание играм, которые выступали в качестве средств физического развития ребенка.
Исследования проблемы развития дружеских взаимоотношений старшего дошкольника исходит из-за недостаточной разработанности теоретических подходов к физическому воспитанию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОУ, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу проблемы составляют: физическая культура детей дошкольного возраста (В.В. Гориневский); теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева); теория и методика физического воспитания и развития ребенка (Э.Я. Степаненкова, Л.Д. Глазырина).
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий:
социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с развитием дружеских отношений и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации такого заказа;
необходимостью развития дружеских взаимоотношений старшего дошкольника и недостаточным методическим и технологическим обеспечением этого процесса;
педагогическим потенциалом дошкольников по развитию дружеских взаимоотношений и недостаточностью организации народных подвижных игр в практике дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность темы и выявленные противоречия определили тему данного исследования - «Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – процесс развития дружеских взаимоотношений у старших дошкольников.
Предмет исследования – влияние народных подвижных игр на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния народных подвижных игр на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников будет эффективным, если в режимные моменты будут включены народные подвижные игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по проблеме, а также изучить практику организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ;
2. Рассмотреть сущностные характеристики народных подвижных игр и ее влияние на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать проект, способствующий развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
4. Составить картотеку народных подвижных игр по развитию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных подвижных игр для развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу составили:
- классические педагогические концепции (Я.А. Каменский, К.Д. Ушиский, А.С. Макаренко, А.П. Усова);
- основы физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин);
- взгляды отечественных и зарубежных ученых по проблеме взаимоотношений между сверстниками (Е.А. Покровский Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Н.С. Пантина, В.Г. Нечаева, Р.А. Иванкова, Р.И. Жуковская, Э.Я. Степаненкова, Л.Д. Глазырина).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, материалов педагогических периодических изданий; эмпирические методы: проект, диагностические тесты, обработка данных.
Теоретическая значимость исследования: в работе проанализирован и целостно представлен материал по изучению влияния народных подвижных игры на развитие дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные результаты могут быть использованы в практике ДОУ, при составлении перспективных планов работы, оформлении докладов к педсоветам, консультаций для родителей.
База исследования: РБ, г.Уфа МБДОУ детский сад №210. В исследовании приняли участие 2 группы старшего дошкольного возраста по 20 человек.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития дружеских взаимоотношений в психолого-педагогической литературе
Изучение взаимоотношений в дошкольных группах имеет свои традиции в детской психологии и педагогике. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко, социально-психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный.
В 1968 г. при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория "Формирование личности ребенка". Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада.
Исследования В.Г. Нечаевой показали, что средством формирования взаимоотношений между детьми являются правила, регулирующие поведение детей в окружении сверстников. Автор вскрывает глубинную связь правил с воспитанием: доказывает, что знание правил не обеспечивает нравственного поведения, нередко такое знание вызывает у ребенка чувство превосходства над другими детьми и используется им при обращении с жалобой к воспитателю, что вызывает чувство ущемленности, озлобления или тревоги по отношению к "жалобщику" [47, с.60].
Т.И. Бабаева затронула новую проблему: она обращает внимание на положение ребенка в группе сверстников и доказывает, что только благоприятное положение обеспечивает развитие у детей активности и доброжелательного отношения к ним. Автор рассматривает объект исследования как общение между детьми на фоне совместной деятельности, в результате которого они изучают правила общения со сверстниками, приобретают практический опыт доброжелательных взаимоотношений [3, с. 124].
Н.С. Пантина изучает наличие объективных связей между деятельностью и возможностью для развертывания в ней гуманных взаимоотношений и формулирует методологические принципы исследования взаимоотношений между детьми:
1. Учет зависимости взаимоотношений от предметных и игровых действий, в связи и по поводу которых они развертываются. Построение модели, которая могла бы репрезентировать как деятельность, так и взаимоотношения.
2. Наибольшие возможности для изучения взаимоотношений представляют ситуации распада деятельности или рассогласования мнений участников, а взаимоотношения выступают в качестве особых средств, обеспечивающих возобновление деятельности.
3. Выполняемые детьми роли неравноценны с точки зрения заключенных в них отношений: есть роли, обладающие правом управления другими, в связи, с чем и могут возникать ситуации рассогласования, и воспитателю необходимо вооружать детей нравственно ценными средствами, помогающими преодолевать такие ситуации.
4. По мере усложнения структуры игр все более развернутыми становятся взаимоотношения. Детям становится необходимым соотносить разные планы поведения: план, заданный канвой сюжета, партнерства по игре, и план, заданный взаимоотношениями с воспитателем и партнерами. Этот опыт переносится на реальные взаимоотношения [49].
К настоящему времени в дошкольной педагогике приобретены существенные данныее о воспитательном значении деятельноcти детей, о возможностях и особенностях формирования начал коллективизма и взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности.
Ученые выяснили, что воспитательное значение коллективной деятельности заключается в том, что в ходе игры дети вступают в деловые отношения друг с другом и начинают осознавать их как особую действительность. Введение моральных правил непосредственно в деятельности упражняет детей в оценке возникающих ситуаций и выборе необходимых поступков, формирует собственный опыт, позволяет ликвидировать разрыв между знаниями о моральных нормах и реальным поведением.
Принцип воспитания в деятельности продолжает оставаться ведущим в изучении ее возможностей для решения задач нравственного воспитания. Был выполнен ряд исследований, посвященных разработке методики руководства детской продуктивной деятельностью на основе анализа ее объективного строения, обусловливающего необходимость вступления детей во всякого рода взаимодействия, что приводит к развертыванию сферы взаимоотношений.
В конце 70-х годов в педагогике широко обсуждается вопрос о комплексном подходе к воспитанию, способствующем более действенному решению проблемы нравственного совершенствования личности. Принцип комплексного подхода к исследованию был реализован в работе Р.С. Буре, в которой автор рассматривает деятельность детей на занятиях как средство воспитания нравственно-волевых качеств, отношения к педагогу, к процессу учения, взаимоотношений со сверстниками. [4].
Автор показал, что в решении этих задач большое значение имеет учет организации занятий в дошкольном учреждении: систематический характер обучения, наличие самоcтоятельной деятельноcти детей под руководством педагога, требование качественного и своевременного выполнения заданий, коллективный характер деятельности, наличие эмоциональной атмосферы радости общего познания, слаженных совместных действий. Р.С. Буре разрабатывает теоретические и методические основы организации учебно-познавательной деятельности детей на занятиях и условия, способствующие решению воспитательных задач [4, с.95].
А.П. Усова определяла дошкольную группу как некое детское общество, где дети играют со сверстниками, где имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как с маленькими, так и с большими группами. В таких коллективных играх ребенок получает социальный опыт, необходимый для воспитания у него качества общественности [66, с. 216].
Возрастная группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе, что во многом определяется характером.
В результате ряда исследований отечественных ученых о взаимоотношениях детей в группе, было выделено в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной). Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. [54] Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения [2].
Важным направлением в научных исследованиях являлось изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.
Отечественные психологи определили, что статус ребенка в группе сверстников не является устойчивым, а может меняться в результате многих факторов. Так, например ребенок из статуса «непопулярный» с помощью положительных оценок воспитателя или сверстников, включении его в совместную деятельность, проявлении инициативы в играх, меняет своей статус на «популярный».
Большое место в исследованиях отечественных ученых занимает изучение проблемы воспитания у детей доброжелательных взаимоотношений, отражающих внимание их к интересам друг друга, поддержку устремлений, а также возможностей для реализации своих потребностей (Р.А. Иванкова, Р.И. Жуковская, А.П. Усова). Центральным становится вопрос о влиянии игрового взаимодействия детей на их взаимоотношения и формирование коллективистских качеств дошкольника.
Д.Б. Эльконин подчеркивает, что в игре моделируются отношения взрослых, что игра является "единственно доступным для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных правилах, которые реализуют взрослые в своей деятельности". Автор оcобо выделяет организационно-деловую сторону игры, в которой cоздается детское общество, и ее развитие есть путь формирования коллективистических черт личности ребенка. В игре ребенок постоянно меняет свою позицию: от игровых отношений к организационно-деловым и обратно. Таким образом, Д.Б. Эльконин фактически обращает внимание на два плана отношений (ролевых и реальных) [73, с.127].
Еще более глубокое понимание роли правил в воспитании представлено в работе Т.И. Ерофеевой, которая показывает, что в дошкольном возрасте возникают сложные зависимости между реальными взаимоотношениями детей и складывающимися у них моральными представлениями. Необходимо не только формировать представления о том, как надо поступать в том, или ином случае, но и почему так следует поступать, какое значение имеет этот поступок для окружающих. Такая ориентация позволяет переводить "знаемые" мотивы поведения в "реально действующие". Значительную роль в решении этой задачи автор отводит развитию у детей cоциальных эмоций, гуманного отношения к сверстникам. Такой взгляд впоследствии стал предметом исследований группы ученых под руководством А.В. Запорожца [21,с. 16].
Такие ученые, как А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и др. под руководством А.В. Запорожца обратили внимание на необходимость воспитания у детей гуманных чувств и отношений, тем самым внеся существенный вклад в теорию нравственного воспитания.
Наибольшие возможности для этого создаются в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, в процессе которой дети начинают не только осознавать, но и переживать необходимость выполнения нравственных норм для достижения успеха всеми участниками. Совместная деятельность объективно требует кооперации, взаимопомощи, вызывает общность эмоциональных переживаний, что создает возможности для формирования эмоционального отношения друг к другу, чувства дружбы, симпатии. В этих условиях дети начинают ориентироваться на сверстников, обращать внимание на их нужды, состояние, возникающие трудности.
Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е.А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми. [52, с. 78].
Е.А. Покровский отмечал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма». [52, с. 85].
Е.А. Покровский сделал вывод, что характер народа оставляет свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и личной жизни каждого человека. Этот отпечаток отражается и на детских играх, сказываясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и естественностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирование личности. Е.А. Покровский отмечал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, принося первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют существенное воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.
Представленная работа посвящена актуальной теме исследования «Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста». Актуальность формирования дружеских взаимоотношений старшего дошкольника на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития дружеских взаимоотношений подрастающего поколения в процессе игры.
Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников будет эффективным, если в режимные моменты будут включены народные подвижные игры.
В данной исследовательской работе решены следующие задачи:
1. Проанализирована научно-теоретическая литература по проблеме, а также изучена практика организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ;
2. Рассмотрены сущностные характеристики народных подвижных игр и ее влияние на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработан и апробирован проект, способствующий развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
4. Составлена картотека народных подвижных игр по развитию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных подвижных игр для развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе «Теоретические основы изучения народных подвижных игр как средства развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» дается теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме развития дружеских взаимоотношений.
Значение дружеских взаимоотношений в развитии и воспитании человека подчеркивалось многими зарубежными и отечественными психологами и педагогами на протяжение многих веков.
При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада отечественные ученые выделяли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Так, например, большое внимание было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей-дошкольников (работы Т.В.Антоновой, Т.А.Репиной). Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.
Важным направлением в научных исследованиях являлось изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и Л.П.Бухтиарова.
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей. У них формируется заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и к культуре других стран. Создаётся положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования дружеских взаимоотношений между дошкольниками. В воспитании детей нужно помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Подвижные игры народов являются основой для развития моральных, нравственных, духовных чувств и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» приведено описание опытно-экспериментальной работы. Цель эксперимента – выявить эффективность влияния народных подвижных игр на развитие дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения объекта и методов исследования в группах старшего дошкольного возраста были сделаны выводы о том, что в процессе игровой деятельности дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками, у них складываются определенные способы поведения. Наличие достаточно большого числа детей, имеющих среднюю и низкую выраженность значений по вышеуказанным параметрам, является основанием для их привлечения к участию в проекте по развитию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с использованием народных подвижных игр.
Реализация данного проекта проходила в два этапа:
1 этап – подготовительный, направленный на выявление и накопление знаний о народных подвижных играх, и сбор информации.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной деятельности всех участников мероприятий.
2 этап – основной, направленный на организацию мероприятий.
Цель: создание проекта для развития дружеских, положительных взаимоотношений с детьми.
Полученные экспериментальных данные дали возможность не только судить об общей линии отношений в группе, но и раскрыть особенности взаимоотношений со сверстниками каждого ребенка группы, установить причину возникновения тех или иных недостатков и положительных черт личности, его статус в системе взаимоотношений детей в группе. Проведенная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста с использование народных подвижных игр. У детей наблюдается проявление различных видов отношений, появляется дифференцировка в основных видах отношений, отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Анализ полученных результатов показал, что цель и задачи опытно- экспериментальной работы достигнуты.
Перспективы работы по развитию дружеских взаимоотношений в группах старшего дошкольного возраста связаны:
- с дальнейшей разработкой методических материалов по проблеме развития дружеских взаимоотношений;
- с организацией преемственности в обеспечении педагогических условий формирования дружеских взаимоотношений детей на всем протяжении периода дошкольного детства;
- а также с разработкой технологий привлечения родителей к данному процессу.
1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / Г.С.Абрамова. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 56с.
2.Антонова, Т.В. Особенности социального поведения детей в игре// Руководство играми в дошкольных учреждениях [Текст]/ под.ред. М.А.Васильевой. – М.: Педагогика, 2006.-250с.
3.Бабаева, Т. И. Формирование доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук/ Т.И. Бабаева.– Л., 1973. – 124с.
4.Буре, Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду [Текст]/ Р.С. Буре. – М., 1981. – 95с.
5.Башлакова, Л.Н. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношение детей [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук/ Л.Н. Башлакова. – М. 1986.- 24с.
6. Венгер, Л.А. Структура и психическое развитие ребенка [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1978.
7.Венгер, Л.А. Психология [Текст]/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 267с.
8.Воспитание дружеских чувств у детей [Текст]/ под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. – Киев: Педагогическая школа, 1987.
9.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]/ под ред. А.М. Виноградовой. - М. Просвещение. 1989.
10. Выготский, Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений [Текст]/Л.С. Выготский. - М., 1984.
11.Выготский, Л.С. Психология [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2002.- 265с.
12.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С. Выготский. – Спб.: Союз, 2004.
13.Газлева, С.А Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим [Текст]/С.А. Газлева. – М.: Просвещение, 1979.
14.Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М.: Владос, 2005. – 95с.
15.Гостюхина, О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук/ О.М. Гостюхина. – М 1984.
16.Дедулевич, М.Н. Играй – не зевай: подвижные и народные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей ДОУ [Текст]/ М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2007. – 64с.
17.Детские подвижные игры [Текст]/ Сост. В.Гришков. – Новосибирск: Кн.изд-во, 2002. – 96с.
18.Детские народные подвижные игры [Текст]/ сост. А. В. Кенеман. – М., 2000.
19.Дмитренко, И.С. Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников [Текст]/И.С. Дмитренко. – М.: РГУ, 2001. – 56с.
20.Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) [Текст]/ под ред. Р.С. Буре. - М. 1997.
21.Ерофеева, Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Ерофеева. – М. 1986 - 16 с.
22.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]/ Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика,1975.
23.Запорожец, А.В. Развитие общение у дошкольников [Текст]/ А.В. Запорожец, М. Лисина. – М.: Педагогика, 1974.
24.Иванова, Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии [Текст]/Р.А. Иванова. – М.: Просвещение, 1972.
25.Иванчикова, Р. Народные игры с детьми [Текст]/ Р. Иванчикова // Дошкольное воспитание. 2011, № 4.
26.Карманова, А. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада [Текст]/ А.В. Капманова. — Минск, 1980.
27. Кеменам, А.В. Детские подвижные игры [Текст]/А.В. Кеменам. – М.: Просвещение, 1989. – 239с.
28.Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/А.В. Кенеман. — М., 1985.
29.Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания [Текст]/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М., 2003. – 102с.
30.Ключева, М.А. Народные подвижные детские игры [Текст]/ М.А.Ключева. – М.: Форум, 2014.
31.Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст]/Я.Л. Коломинский. - Минск, 1984.
32.Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]/ Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова, М.М. Самодурова. – М., 2002.
33.Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками [Текст]/А.Д, Кошелева// Дошкольное воспитание. – 1990, № 11, 45с.
34.Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]/А.Д. Кошелева. – М.: Просвещение, 1990.
35.Кудрявцев, В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте [Текст]/ В. Кудрявцев// Дошкольное воспитание. 2012, № 11.
36.Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст]/ П.Ф. Лесгафт.- М., 2010. – 59с.
37.Литвинова, И.Н. Детские народные подвижные игры [Текст]/И.Н. Литвинова. - М., 1995.
38.Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]/М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 81с.
39.Маркова, Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Т.А. Маркова. – М., 1985.
40.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]/Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982.
41.Миленко, В.П. Нужно ли учить детей играть [Текст]/В.П. Миленко// Дошкольное воспитание. 2011, № 4.
42.Михайлина, М.Ю. Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа [Текст]/ М.Ю.Михайлина. – М.: Учитель, 2015.
43.Монагоров, Ю. П. Подвижные игры и развлечения с детьми [Текст]/Ю.П. Монагоров. — Тула, 1992.
44.Морено, Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе [Текст]/Дж. Морено. – М., 2005.
45.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов [Текст]/ В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000- 96с.
46.Немов, Р.С. Психология образования [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2005. – 496с.
47.Нравственное воспитание в детском саду [Текст]/под. ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. – М: Просвещение, 1987.- 60с.
48.Павленко, Т. Почему они конфликтуют? [Текст]/Т. Павленко, А. Рузская// Дошкольное воспитание, 2003, № 1, 72-78с.
49.Пантина, Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте [Текст]/Н.С. Пантина. – М.: Росспэн, 1996.
50.Педагогика и психология игры дошкольника [Текст]//под ред. А.В. Запорожца, А.П Усовой. – М.: Просвещение, 1984.
51.Петерс, В.А. Психология и педагогика [Текст]/ В.А. Петерс. – М.: Велби, Проспект, 2005. – 88с.
52.Покровский, Е.А. Русские детские подвижные игры [Текст]/Е.А. Покровский. – М.: Сфера, 2011. – 78-85с.
53.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст]/ под ред. А.В.Запорожца, Я.3.Неверович. - М., 1986.
54.Репина, Г.А. Отношение между сверстиками в группе детского сада [Текст]/Г.А. Репина. – М.: Просвещение, 1978.
55.Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике [Текст]/ Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М., 1992.
56.Сирс, М. Воспитание ребенка от рождения до 10 лет [Текст]/М.Сирс. – М.: Эксмо, 2015.
57.Смирнова, Е.А. Детская психология [Текст]/Е.А. Смирнова. – М.:КноРус, 2013.
58.Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников [Текст]/Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М., 2003.
59.Смирнова,Е.О. Современные шестилетние дети: особенность игры и психического развития [Текст]/Е.О. Смирнова// Дошкольное воспитание, 2003, № 3. – 63-65с.
60.Смирнова, Е.О, Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст]/Е.О. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание, 2004, № 3. 75с.
61.Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений [Текст]/ под ред. С.О.Филипповой. – СПб. – 2005.
62.Степаненкова, Э.Я Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников [Текст]/Э.Я. Степанкова// Дошкольное воспитание. 1995, №12. – 31с.
63.Степаненкова, Э.Я Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр “ Академия”, 2006. – 55с.
64.Субботский, Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников[Текст]/Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1981.
65.Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012.
66.Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]/А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1976. – 216с.
67.Усова, А.П. Обучение в детском саду. 3-е издание, исправленное [Текст] /А.П. Усова, А.В. Запорожец.– М.: Просвещение, 1981. – 69с.
68.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]/К.Д. ушинский, 2-е издание, - М.: Просвещение, 1974. – 257с.
69.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] от 17.10.2013, № 1155.
70.Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М., 2007.
71.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст]/ Д.В. Хухлаева. - М., 1984. – 63с.
72.Шмонина, В. Творческие подвижные игры [Текст]/В. Шмонина // Дошкольное воспитание. –1991, № 8. – 16с.
73.Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б. Эльконин, 2-е изд. - М., 1999. – 127с.
74.Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]/ под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
75.Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст]/ Л.В. Яковлева. – М.: Владос, 2014. – 26с.
Есть приложения, Методические рекомендации
Тема: | «Народные подвижные игры как средство развития дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 90 | |
Цена: | 2700 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Нетрадиционные виды театрализованной деятельности, как средство развития диалогической речи старших дошкольников
Дипломная работа:
Развитие инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры
Дипломная работа:
Методика развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа:
Использование возможностей метода проектов в развитии креативности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломная работа:
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.