Магистерская работа

«Методическое сопровождение изучения русского языка как неродного»

  • 62 страниц
Содержание

Ведение 3

Глава 1. Теоретические основы методического сопровождение изучения русского языка как неродного 6

1.1. Русский язык как неродной: основные понятия и характеристики 6

1.2. Методики преподавания русского языка как неродного 13

Выводы по 1 главе 25

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по методическому сопровождению изучения русского языка как неродного 26

2.1. Выявление уровня сформированности грамматических навыков на уроках русского языка как неродного 26

2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию грамматических навыков при изучении русского языка как неродного 35

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42

Выводы по 2 главе 49

Заключение 50

Список используемой литературы 52

Введение

Актуальность темы исследования в современных условиях подтверждается государственной политикой, проводимой в Российской Федерации, в рамках которой содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от этнической принадлежности. По этой причине система образования нуждается в инновационных подходах при решении проблем изучения и преподавания русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды, в необходимости совершенствования профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов в овладении методических подходов в преподавании русского языка детям, для которых русский язык не является родным, знаний о методической теории обучения русскому языку как неродному с позиций лингвистики, психологии, педагогики, культурологии, социологии, лингводидактики и эффективных положительных педагогических практик.

Освоение русского языка как неродного становится средством, способным сформировать толерантное сознание новых граждан Российской Федерации. Школьный учитель имеет стандартное филологическое образование, предусматривающее преподавание русского языка в качестве государственного и родного. А преподавание в классах с полиэтническим составом и обучение детей, для которых русский язык не является родным, требует от учителя русского языка, учителя начальных классов специальной подготовки в части владения методикой преподавания русского языка как неродного, механизмов социальной и психологической адаптации обучающегося к новой культуре, новым традициям и обычаям, ценностным ориентирам, отношениям в коллективе. По этой причине особо значимой практической задачей становится создание образовательных программ дополнительного профессионального образования для учителей русского языка как неродного.

На сегодняшний день существуют подходы к преподаванию русского языка как государственного и родного и как неродного и иностранного на основании имеющейся теоретической базы, эффективных методик, которым свойственна тенденция к взаимопроникновению, что свидетельствует об универсальном характере русского языка. Но все же в методиках преподавания существуют различия. Представленные методические рекомендации позволяют раскрыть особенности методики преподавания русского языка как неродного, базовый принцип обучения которому связан с учетом особенностей родного языка и родной культуры в образовательной деятельности, сохранения ментальных исторических связей личности с истоками своей нации через язык и культуру.

Степень изученности темы. Блок базовых методик по преподаванию русского как неродного был сформирован благодаря усилиям А. А. Акишиной, В. В. Виноградова, А. Н. Щукина, Л. В. Щербы, О. Г. Митрофановой, С. Г. Бархударова, О. Е. Каган, В. Г. Костомарова, Н. В. Мощинской, Л. С. Крючковой, Т. И. Капитоновой, Л. В. Московкина и других.

Дидактические проблемы применения компьютерных технологий, методы и приёмы обучения с помощью компьютерных систем (компьютерная лингводидактика) рассматривались в трудах ведущих российских учёных Э.Г. Азимова, М.А. Бовтенко, А.В. Гарцова, Е.С. Полат, О.И. Руденко-Моргун, а также в трудах отечественных учёных: Х. Газиевой, А. Гараевой, С. А. Саидова, Х. Ахмедова и др.

Объект исследования - процесс обучения русскому языку как неродному.

Предмет исследования - методические приёмы и способы организации учебной деятельности учащихся средних общеобразовательных учреждений, изучающих русский язык как неродной.

Целью исследования является выявление эффективных методов и приемов повышения уровня сформированности грамматических навыков у учащихся среднего звена, изучающих русский язык как неродной.

Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Изучить особенности преподавания русского языка как неродного

2. Рассмотреть и проанализировать методики преподавания русского языка как неродного

3. Выявить эффективность игровых методов

4. Выявить уровень сформированности грамматических навыков на уроках русского языка как неродного

5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию грамматических навыков при изучении русского языка как неродного

6. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы и сделать выводы.

Гипотеза исследования. Основывается на утверждении, что формирование грамматических навыков у обучающихся 5-х классов, изучающих русский язык как неродной, будет эффективнее, если обучение будет осуществляется в специально организованном образовательном пространстве, включающем:

- насыщение учебных курсов практическим материалом;

- использование инновационных методик и приемов обучения, включая игровые, ролевые и драматические диалоговые методы;

- взаимодействие русскоговорящих детей и детей, изучающих русский язык как неродной;

- организацию работы с учетом этнокультурных традиций, бытовой и профессиональной русской культуры.

Методы исследования. В ходе исследования был применён комплекс методов, позволивших проверить гипотезу и выполнить задачи исследования: аналитические методы (изучение и анализ научных публикаций по проблеме); логические методы анализа понятий (интерпретация, сопоставление, конкретизация, обобщение, универсализация и унификация, трансформация и преобразование); методический эксперимент, педагогическое наблюдение, обобщение, метод конструирования системы новых теоретических представлений; опросный метод, тестирование, методы количественной и качественной обработки фактических данных.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав основной части (теоретическая часть с описанием базовых особенностей объекта и предмета исследования и практическая часть, заключающая в себе проведение педагогического эксперимента), заключения, списка используемой литературы и источников сети интернет (список включает 63 источника), приложений.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы методического сопровождение изучения русского языка как неродного

1.1. Русский язык как неродной: основные понятия и характеристики

Термин «Русский язык как неродной» начал употребляться во второй половине ХХ века. Это было связано с введением практики обучения иностранных учащихся, приезжавших из разных стран мира для получения высшего образования, и молодых иностранных ученых, прибывших с целью повышения научной квалификации.

Понятие «Русский язык как неродной» (РКН) можно рассматривать двояко. Во- первых, это средство многонационального общения народов России, а во -вторых, - сам предмет как в российской, так и в национальной системе образования (дошкольного, школьного, средне-специального, вузовского) [19, c. 27].

Если для изучения родного языка типичен путь освоения «снизу - вверх», то есть путь неосознанный, ненамеренный, то в освоении неродного языка используется принцип «сверху - вниз». Он характеризуется преднамеренностью в совершаемых действиях; ребенок получает знания, необходимые для практического владения языком в виде правил, инструкций, предусматривается выполнение специальных упражнений, которые обеспечивают закрепление усвоенных знаний и образование на их основе речевых навыков и умений [57, c. 86].

Второй язык, как и родной, усваивается в ходе речевого взаимодействия ребенка с кем-либо, притом общение должно быть разнообразно по характеру. Исследователи выделяют несколько разновидностей такого взаимодействия, различающихся между собой:

- субъектами взаимодействия (взрослые - дети, говорящие на разных языках);

- объектами взаимодействия (предметно-практические - когнитивно-интеллектуальные речевые задачи);

- предметно-деятельностной средой (развивающая среда образовательного учреждения, учебно-методические материалы, пособия по обучению русскому языку и культуре);

- ситуациями коммуникации (например, ситуации повседневной, учебной жизни);

- целенаправленностью общения (усвоение нового языка, поддержание неродного языка, развитие понимания, развитие продуктивной речи и другое);

- речевыми характеристиками коммуникации (общение на элементарном уровне, общение с использованием языкового богатства неродного языка) [43].

Понимание особенностей изучения русского языка как неродного основано на принципах билингввизма. Билингвизм - это попеременное использование двух и более языков [38, c. 25].

Билингвизм как коммуникативный феномен является широко распространенным явлением, являясь при этом одним из ключевых понятий лингвистики, социолингвистики, психолингвистики. Билингвизм понимается нами как владение и попеременное использование в речи двух языков в зависимости от коммуникативной ситуации [26, c. 30]. Билингвизм различают:

- врождённый (ранний)- когда ребёнок учится одновременно базовому и иностранному с рождения (разный родной язык у родителей или переезд в другую страну в раннем детском возрасте);

- приобретённый (поздний)- когда человек (взрослый или подросток) начинает осваивать второе иностранное направление после того, как сформированы навыки общения на родном языке.

По причине, механизму развития выделяют естественный и искусственный билингвизм:

- естественный билингвизм формируется ввиду действительной необходимости общаться одновременно на двух языках - необходимость общаться с иностранными родственниками, с целью учёбы, работы, по причине переезда. Это понятие несколько шире, чем понятие врождённого билингвизма и вообще имеет другой характер;

- искусственный билингвизм - термин говорит сам за себя - ситуация, при которой человек изучает язык, которым в повседневной жизни не пользуется. На сегодняшний день билингвизм очень распространён. И представление, что двумя языками владеют только высокообразованные и грамотные люди ошибочно [14, c. 935].

Специалисты объективно отмечают, что содержательный и предметный подходы принципиально отличаются с точки зрения психологической педагогики, поскольку преследуют разные цели.

Заключение

В результате написания теоретической части выпускной квалификационной работы можно сделать несколько выводов:

1. Русский язык как неродной, с одной стороны, рассматривается как средство межнационального общения народов России, с другой стороны, как учебный предмет. Все уровни общего образования, в том числе и учеников средней школы, в Российской Федерации предполагают обязательное изучение русского языка для обеспечения социальной и культурной адаптации данной категории обучающихся и их интеграции в российское общество.

2. Методика преподавания русского языка как неродного лежит в основе организации и совершенствования учебно-воспитательного процесса иностранных учащихся. Она помогает им успешно овладеть знаниями и умением пользоваться русским языком, во-первых, как средством общения, а во-вторых, как объектом для извлечения необходимой информации.

3. Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала, помогает формированию творческой личности, активной и целеустремленной, ориентированной на постоянное самообразование и развитие. Среди всего многообразия технологий можно выделить следующие: обучение в сотрудничестве; проектные технологии (метод проектов); тандем-метод; технология case study; технология «эдьютейнмент»;дистанционное обучение; компьютерные технологии обучения; игровые технологии обучения и др.

4. Использование инновационных технологий возможно не только в качестве способа передачи материала ученикам, организации дистанционного изучения языка, тестирования и т. д., но также является полезным источником и для самого учителя. Это могут быть уже готовые ресурсы (справочные, открытые образовательные ресурсы, тренажеры) или сервисы для разработки материалов и организации обучения (сервисы для создания учебных материалов, конструктор тестов, управление классом и т. п.).

Во второй главе была проведена экспериментальная работа по повышению уровня сформированности грамматических навыков на уроках русского языка как неродного.

В процессе экспериментальной работы использовались современные методы обучения: игровые методы, применение информационных технологий, использование методических курсов из сети интернет.

Оценивая результаты экспериментальной группы и контрольной группы, можно сделать вывод о том, что систематическое использование упражнений на основе современных информационных методов повлекло за собой повышение уровня знаний орфографических навыков. Повысилась знание морфологических и фонетических принципов орфографии русского языка, расширился словарный запас школьников, развился интеллект и появился интерес к урокам русского языка, в частности, к заданиям на орфографические правила.

Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что использование современных технологий в образовательном процессе способствует более эффективному усвоению материала при изучении русского языка как неродного учащимися 5-ых классов, была подтверждена.

В результате для совершенствования образовательного процесса можно отметить, что педагогам, работающим с детьми, изучающих русский язык как неродной, для более детального рассмотрения вопросов по русской фонетике, в частности интонации и интонационным элементам будет полезен электронный ресурс, мультимедийный Интернет-учебник Кедровой Г.Е., Потапова В.В., Егоровой А.М., Омельяновой Е.Б, в котором использованы работы и концепции авторов: Е.А. Брызгуновой, С.В. Кодзасова, Ю.Г. Лебедевой, М.И. Матусевич, Т.М. Николаевой, В.И. Петрянкиной, Е.П. Седун.

Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что использование современных технологий в образовательном процессе способствует более эффективному усвоению материала при изучении русского языка как неродного учащимися 5-ых классов, была подтверждена.

Список литературы

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Русский язык. Курсы. 2018. - 496 с.

2. Акишина А.А. Учимся учить. Для преподавателей русского языка как неродного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. - 9-е изд., стереотип [Текст]. -М.; Русский язык. Курсы, 2014. - 325 с.

3. Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка в поликультурном пространстве: материалы Междунар. форума, 9-10 мая 2014 г. Уфа, 2014. Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы V Конгресса РОПРЯЛ, 4-8 окт. 2016 г. СПб.: РОПРЯЛ, 2016. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rop**al.ru/wp-content/uploads/2016/10/5ROPRYAL.pdf (дата обращения: 10.11.2020).

4. Алленова И.В. Инновационный подход в методике преподавания русского языка как неродного // Наука, образование и культура, - 2019. - № 4 (38). - С. 54-55.

5. Андрианова М.Г. Навыки XXI в. и проектное обучение на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. - 2018. - № 4 (269). - С. 83-85.

+ еще 58 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Методическое сопровождение изучения русского языка как неродного»
Раздел: Языковедение
Тип: Магистерская работа
Страниц: 62
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика