Курсовая работа
«Обучение лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации»
- 44 страниц
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ 6
1. 1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 6
1.2. Лексика как один из компонентов коммуникативной компетенции 8
1.3. Повышения мотивации на основе использования игр 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Диагностирование уровня лексических навыков 23
2.2. Формирование лексических навыков с использованием игровых приемов 27
2.3. Определение эффективности применения дидактических игр при формировании лексических навыков 30
Выводы по главе 2 33
Заключение 34
Список литературы 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 44
Большинство российских школ испытывает сегодня немало трудностей при обучении иностранному языку, так как учащиеся теряют мотивацию к изучению данного предмета, не имея возможности использовать полученные знания вне класса. Очень часто случается так, что учащиеся не видят значимости знаний, не понимают, зачем и для чего нужно овладевать ими.
Это говорит о том, что учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места в мотивации ребенка.
В новом стандарте (ФГОС) в преподавании иностранных языков не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка и глубинных основ грамматики. Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий, задачами которой являются развитие коммуникации, умений установить контакт для общения с другими людьми, анализировать свои действия и слова, овладение учащимися языком в процессе общения, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а так же развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время у учеников недостаточно развита коммуникативная компетенция. Также при изучении иностранного языка необходимо повышать мотивацию. Одним из методов повышения мотивации является игра.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы ее развития и стимулирования с учетом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться: Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось.
В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т. д.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать игровой метод, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуации.
Ученику можно предложить определенный набор игрушек, которые помогут ему в запоминании иноязычных слов. С учениками можно поиграть, предлагая им лексические, грамматические, орфографические и другие игры, и они, играя с удовольствием, будут усваивать именно тот новый материал, который учитель планирует для запоминания на данном уроке.
В ходе игры происходит соревнование. Желание победить носит мотивированный характер.
Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы.
Цель исследования разработать методику обучения лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации
Объект исследования – процесс иноязычного образования.
Предмет исследования – методика обучения лексике на основе использования игровых приемов на уроках английского языка как средства повышения мотивации учащихся начальных классов.
Гипотеза исследования – если на начальном этапе обучения целенаправленно применять лексические игры, то мотивация учащихся к изучению английского языка повысится.
В работе нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогические особенности учеников младшего школьного возраста.
2) На практике рассмотреть игры как одно из эффективных средств обучения .
3) проанализировать лексическую сторону, как главный компонент коммуникативной компетенции.
4) разработать систему коммуникативных игр для обучения лексики.
5) экспериментально проверить .
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
1. 1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Изучение иностранного языка стало актуально для младших школьников, но необходимо помнить о психолого-педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения детей интересует все новое, яркое, интересное. В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужой еще кажется ему несложным. Усваивая иностранный язык в период, когда происходит активное освоение родного, ребенок впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда речевая функция мозга уже миновала пик своего развития.
Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте - от рождения до 12 лет. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Изучение иностранного языка начинается со 2-го класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к обучению, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся; формировании их познавательных способностей; формировании обще-учебных умений.
Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают ИЯ как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются.
При введении игры в учебный процесс необходимо учитывать особенности развития познавательных психических процессов у учащихся:
1. Изменение соотношения между конкретным и абстрактным мышлением обучаемых в пользу последнего, однако, важно подчеркнуть, что конкретно - образное мышление не исчезает, а продолжает играть существенную роль в общей структуре мышления;
2. Формирование творческого мышления, для которого характерны такие качества, как самостоятельность, критичность, нешаблонность, гибкость, логичность четкость, глубина и широта ума;
3. Переход от механического запоминания к логическому, когда процесс запоминания становиться все более продуктивным, т.е. опирается на мыслительную работу;
4. Противоречивость развития внимания: доминирует произвольное внимание, увеличивается его объем и точность, однако вместе с тем оно быстро истощается из-за активности, импульсивности и конфликтности эмоциональной сферы подростков.
В самом идеальном варианте, конечно, каждому ученику было бы хорошо преподавать язык индивидуально. Причем не в манере преподавателя, а тщательно проанализировав способы усвоения информации данным ребенком.
Здесь и вариант восприятия (аудиал, визуал, кинистетик), и тип памяти и скорости запоминания и еще множество факторов. Казалось бы, это очевидно, но группировать в небольшие группы по 5-7 человек с подобными характеристиками и преподавать им язык таким образом догадались только немногие элитные заведения. Или даже группировка по уровню знаний и умений. К несчастью, в наших школах всегда ровняются даже не на среднего ученика, а на слабого, т.е. мотивируют детей не тянуться к лидеру, а расхлябываться, ведь такой уровень считается вполне приемлемым. Вот так и остается уровень владения иностранным языком на низком уровне.
Таким образом, обучение иностранным языкам необходимо вводить в младшем школьном возрасте. Это развивает память, расширяет лингвистический кругозор учащихся. В этот период дети как губка впитывают новую информацию опосредованно и подсознательно. К тому же изучение иностранных языков является модной тенденцией в современном мире.
1.2. Лексика как один из компонентов коммуникативной компетенции
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя.
Что такое лексика? Лексика – это совокупность слов (словарный запас) того или иного языка. Слова, которые человек использует в своей речевой практике, устной и письменной, составляют его активный словарный запас. Чем богаче и разнообразнее словарный запас человека, тем легче пользоваться ему языком.
Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.
Существует шкала владения иностранным языком для рецепции, продукции и взаимодействия, дающая представление о том, что младшие ученики должны уметь, начав изучать иностранный язык:
Рецептивные умения Умение взаимодействия Продуктивные умения
Узнавать знакомые слова и основные фразы, касающиеся окружающей среды. Взаимодействовать на простом языке, но коммуникация зависит от стратегии повторов, перефразирования и повторов; задавать простые вопросы и отвечать на них, реагировать на простые утверждения в знакомых областях. Продуцировать простые фразы и предложения о людях, их местоположении.
Лексические навыки характеризуются большей осознанностью, что проявляется в выборе слов, в их сочетании с другими словами и зависимости от цели коммуникации. Также выделяется языковой лексический навык: операции по анализу слов, по словообразованию, конструированию словосочетаний.
Повышенное внимание к этому аспекту иноязычной речи объясняется рядом причин:
1) от степени владения лексикой в первую очередь зависит содержательная сторона высказывания;
2) лексика, подлежащая усвоению, не однородна по своим психологическим, психолингвистическим характеристикам;
3) усвоенный лексический минимум следует рассматривать как базовую (опорную) лексику;
4) навыки по применению языковых единиц, материала на лексическом уровне являются важным компонентом таких видов речевой деятельности, как аудирование, чтение и говорение;
5) возникает необходимость проводить работу по систематизации изученных ранее лексических единиц.
С методической точки зрения сложный процесс овладения иноязычной лексикой включает много компонентов: предъявление, объяснение, разнообразные упражнения для тренировки и применения, контроль за процессом становления и сформированности лексических навыков. В становлении механизмов лексического оформления высказывания важную роль играют лексические правила.
Дадим определение лексического навыка.
Лексический навык – это способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или готовую фразу, соответствующие коммуникативной задаче. Лексические навыки можно разделить на языковые (рецептивные) и речевые (экспрессивные). В нашей работе мы будем подробнее рассматривать речевые навыки, так как они связаны с предметом исследования. К продуктивным видам речевой деятельности относятся говорение и письмо. Но, если говорение или письмо представляют собой набор заученных фраз, то более правомерно говорить о репродуктивной речи. Что же является продуктивной лексикой? Продуктивная лексика – лексика, способная ассоциировать много информации, а потому свободно используемая для конструирования высказываний. Репродуктивные навыки – навыки, функционирующие при говорении и письме. [12;82]
Так что же является целью обучения лексике иностранного языка? Целью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т.е. прямыми средствами передачи понятий, мысли в целом. Слова отражают действительность и называют понятия, хранятся в свернутой форме в долговременной памяти человека.
При обучении иностранному языку детей следует:
1. Ввести слова в долговременную память учащихся;
2. Вызвать их в случае необходимости, актуализировать их;
3. Побудить к включению слова в речевую цепь, с учетом его парадигматических и синтегамтических аспектов.
Следовательно, ученик должен:
1. Понять и запомнить иноязычное слово, его значение, его звуковую и графическую форму;
2. Выбрать именно его для решения определенной коммуникативной задачи в конкретной ситуации общения;
3. Уметь употребить его в речи в сочетании с другими словами.
Из всех действий именно последнее представляет наибольшую трудность, трудность, так как лексика неотделима от грамматики, лексика изучаемого языка может прийти в противоречие с лексикой родного языка.
Например, у учащихся возникнут трудности с артиклями, которых нет в родном языке, определённые сложности будет предоставлять употребление предлогов. [2;165-166]
Роль игр в методике преподавания иностранного языка трудно переоценить. Это объясняется в первую очередь спецификой предмета. С одной стороны, необходимость учить наизусть языковой материал, грамматику и т.д. зачастую вызывает неприязнь у учащихся, и здесь как раз игровые моменты могут оказать неоценимую помощь в создании позитивного настроения к уроку иностранного языка вообще, и к изучаемому материалу в частности. С другой стороны игры, являются по своей сути коммуникативными упражнениями, существенно помогает в достижении главной цели обучения иностранного языка, а именно научить общению на языке.
Под игрой понимается игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу, решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. В играх выделяются фонетические, лексические, грамматические игры, речевые (игры для обучения говорению, аудированию, чтению). В данной работе мы рассмотрели, как влияют игры на повышение мотивации к изучению английского языка в школе.
Роль мотивации также высока в учебном процессе. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра. Игровая деятельность как средство развития речевой деятельности детей школьного возраста позволяет ребенку при соответствующих условиях успешно овладеть иностранным языком. В основе игровой методики лежит создание воображаемой ситуации, а также принятие ребенком или преподавателем той или иной роли. Такой подход приводит к стимулированию самостоятельного прогресса личности школьника за счет когнитивной, эмоциональной и коммуникативной активности в разнообразных сферах деятельности и в дальнейшем будет способствовать его всестороннему развитию, являясь воплощением основной идеи современного школьного образования. Успех занятий обуславливается активным взаимодействием взрослых и детей и зависит от установления доброжелательного контакта с ребенком.
В данной работе нами были выполнены следующие задачи:
1) изучена методическая литература по теме и выполнен ее анализ;
2) изучены и описаны игровые приемы, используемые на уроках английского языка;
3. подобран комплекс обучающих игр;
4. апробированы данные игры;
5. сделаны выводы о влиянии игровых приемов на повышение мотивации.
При работе над данным исследованием была достигнута поставленная цель – разработать методику обучения лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации
Теоретическая ценность данной работы состоит в том, что в данном исследовании была описана игра как один из приемов повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку.
Практическая ценность данной работы состоит в том, что она может быть использована на уроках иностранного языка в начальной школе.
1. Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Enjoy English" для 2 – 9 кл. обшеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012. – 48 с.
2. Верещагина И.Н. Английский язык. Учебник для третьих классов школ с углублённым изучением английского языка, лицеев и гимназий. – в двух частях. – часть 2 / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык: Учеб. Для 2 кл. шк. С углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2004 – 239 с.
4. Ануфриева Р. А. Иры как средство развития интереса к изучаемому языку/ Ануфриева Р. А. //Иностранные языки в школе , 2008, С.122
5. Божович А.И. Отношение школьников к изучению как психологическая проблема. / Божович А.И. //Изв. АПНРСФСР.-М., 1998.–С.36.
6. Изучаем английский играя / авт.-сост. И.В. Голышкина, З.А. Ефанова. - Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./ Выготский Л.С №6 2006. – 523 с.
8. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 176 с. – (педагогическое образование).
9. Никитенко З.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка «Начинаем изучать английский». – М.Ж Просвещение, 2004. – 48 с
10. Игра как средство обучения младших школьников: Метод, пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 2012. -123 с
11. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 2013 – 365 с.
12. Ковалев А.Г. психология личности./ Ковалев А.Г. 3-е изд.-М., 2002.-С 76
13. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / Колесникова О.А // Иностранные языки в школе. -№ 8,2012- 70 с
14. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку./ Конышева А. В. -Мн.: Тетра Системс, 2003. - 175 с.
15. Кузовлева Н.Е. Широкая социальная мотивация и ее роль в обучении иноязычной речевой деятельности / Кузовлева Н.Е // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности.- Воронеж, 1985, С.250
16. Леоньтьев Л.С. Психологические основы дошкольной игры./ Леоньтьев Л.С. -М., 2007-223с.
17. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка./ Маслыко Е.А, Бабинская. Минск.2000-С.522
18. Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках иностранных языков/ Мифтакова Л.Н. //Начальная школа, №9 2011- С.37
19. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. / Пассов Е. И. - Минск: ООО "Лексис", 2003. - 184 с.
20. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании./ Самоукина Н.В. - М.: Народное образование, 2013.- С.185
21. Рогова Р.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в
начальных классах/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. -М.: 2013, С.87
22. Филатов В.М.,Филатова г.Е. Теория и практика раннего обучения
иностранным языкам: пособие для пед.колледжей.-М.: АНИОН, 2000-С.384
23. Филатов В.М.,Филатова г.Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам: пособие для пед.колледжей.-М.: АНИОН, 2000-С.384
24. Оролрлорлор h**t://w*w.mit.edu/~deweck/PDF_archive -
25. h**t://festival.nic-snail.r*/index.php
26. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый
курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - 3-е изд.
27. - М.: Просвещение, 2014. – С.239
28. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. М., 2010. - С.17-19.
29. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М.: Информационно издательский дом "Филинъ", 2014. – С.328
30. Шаховой В.А. Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. М.: ООО «Вершина». 2013. – С.224
31. Б.Ф.Ломов "Методологические и теоретические проблемы психологии". Москва "Наука", 2010.-С.106
32. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории и трудовой мотивации. - М. , 2013-С.67
33. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 2011-С.54
34. Сибирский педагогический журнал, №8/2010, С.123-127
Тема: | «Обучение лексике младших школьников на основе использования игры как средства повышения мотивации» | |
Раздел: | Иностранные языки | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 44 | |
Цена: | 1600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Педагогические условия музыкального развития младших школьников на основе музыкально-компьютерных технологий
ВКР:
Формирование лингвистических компетенций на основе языковых игр
Дипломная работа:
Регулятивные универсальные учебные действия как основа формирования социальной компетенции младшего школьника
Дипломная работа:
Совершенствование лексических навыков на основе использования функционально-смысловых таблиц на младшем этапе обучения иностранному языку
Дипломная работа:
Совершенствование лексических навыков на основе использования функционально-смысловых таблиц на младшем этапе обучения иностранному языку